Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан по 36 часов в 5,6,7 классах. Место курса в образовательной системе:
курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;
курс может быть использован как программа дополнительного образования подростков в общеобразовательной организации;
курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования детей, где она является основной (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008), а также в иных организациях, имеющих соответствующие лицензии (п. 5 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
деньги, их история, виды, функции;
семейный бюджет;
экономические отношения семьи и государства;
человек и финансовые организации;
собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература.
Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
задачи с элементарными денежными расчётами;
кейсы по экономике семьи;
игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
построение графиков и диаграмм;
мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, прое ктн ой работы и работы в малых группах. Планируемые результаты обучения Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статья х расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Учебно-тематический план
5-6 классы
Номер | Вид занятия | Тема занятия | часы |
I Введение в курс Финансовой грамотности | 4 |
1 | Мастерская портфолио | Почему важно развивать свою финансовую грамотность | 1 |
2 | Постановка учебной задачи | От чего зависит благосостояние семьи | 1 |
3 | Постановка учебной задачи | Учимся оценивать финансовое поведение людей | 1 |
4 | Постановка учебной задачи | Учимся оценивать своё финансо- Постановка вое поведение | 1 |
Модуль 1 Доходы и расходы семьи | 15 |
5 | Практикум | Деньги: что это такое | 1 |
6 | Защита проектов | Учебные мини-проекты «Деньги» | 1 |
7 | Практикум | Из чего складываются доходы семьи | 1 |
8 | Практикум | Учимся считать семейные доходы | 1 |
9 | Мини-исследова- ние | Исследуем доходы семьи | 1 |
10 | Защита проектов | Учебные мини-проекты «Доходы семьи» | 1 |
11 | Практикум | Как появляются расходы семьи | 1 |
12 | Практикум | Учимся считать семейные расходы | 1 |
13 | Мини-исследова- ние | Исследуем расходы семьи | 1 |
14 | Защита проектов | Учебные мини-проекты «Расходы Защита проектов семьи» | 1 |
15 | Практикум | Как сформировать семейный бюджет | 1 |
16 | Занятие-игра | Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» | 1 |
17 | Защита проектов | Учебные мини-проекты «Семей- ный бюджет» | 1 |
18 | Контроль заний | Обобщение результатов изуче- ния модуля 1 | 1 |
19 | Выставка портфо- лио | Презентация портфолио «Дохо- ды и расходы семьи» | 1 |
Модуль 2 Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 17 |
20 | Практикум | Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься | | 1 |
21 | Практикум | Что такое страхование и для чего оно необходимо | | 1 |
22 | Практикум | Что и как можно страховать | | 1 |
23 | Занятие-игра | Ролевая игра «Страхование» | | 1 |
24 | Мини-исследова- ние | Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит | | 1 |
25 | Практикум | Как определить надёжность страховых компаний | | 1 |
26 | Учебная экскурсия | Как работает страховая компания | | 1 |
27 | Защита проектов вание» | Учебные мини-проекты «Страхо- вание» | | 1 |
28 | Контроль знаний | Обобщение результатов изуче- ния модуля 2 | | 1 |
29 | Выставка порт- фолио | Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защи- титься» | | 1 |
30-36 | | Резервные часы | | 6 |
Учебно-тематический план
7 класс
Модуль 1 Человек и государство: как они взаимодействуют | 16 |
1 | Постановка учебной задачи | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства Что такое налоги и почему их надо платить | 1 |
2 | Практикум | Что такое налоги и почему их надо платить | 1 |
3 | Практикум | Какие бывают налоги | 1 |
4 | Практикум | Учимся считать налоги | 1 |
5 | Занятие-игра | Ролевая игра «Считаем налоги семьи» | 1 |
6 | Практикум | Сравниваем налоги граждан разных стран | 1 |
7 | Мини-исследов ние | Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства ние | 1 |
8 | Учебная экскурсия | Как работает налоговая служба | 1 |
9 | Защита проектов | Учебные мини-проекты «Налоги» | 1 |
10 | Практикум | Что такое социальные пособия и какие они бывают | 1 |
11 | Практикум | Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ | 1 |
12 | Занятие-игра | Ролевая игра «Оформляем соци- альное пособие» | 1 |
13 | Мини-исследов ние | Исследуем, какие социальные пособия получают люди | 1 |
14 | Защита проектов | Учебные мини-проекты «Соци- альные пособия» | 1 |
15 | Контроль знаний | Обобщение результатов изуче- ния модуля 3 | 1 |
16 | Выставка портфолио | Презентация портфолио «Чело- век и государство: как они взаи- модействуют» | 1 |
Модуль 2 Услуги финансовых организаций и собственный бизнес | 20 |
17 | Практикум | Для чего нужны банки | 1 |
18 | Практикум | Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома | 1 |
19 | Практикум | Какие бывают вклады | 1 |
20 | Практикум | Что такое кредиты и надо ли их брать | 1 |
21 | Практикум | Изучаем сайт Центрального банка РФ | 1 |
22 | Мини-исследование | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья | 1 |
23 | Практикум | Как избежать финансовых по- терь и увеличить доходы | 1 |
24 | Учебная экскурсия | Как работает банк | 1 |
25 | Защита проектов | Учебные мини-проекты «Банков- ские услуги для семьи» | 1 |
26 | Практикум | Что мы знаем о бизнесе | 1 |
27 | Практикум | Как открыть фирму | 1 |
28 | Учебная экскурсия | Для чего нужны бизнес-инкубаторы | 1 |
29 | Занятие-игра | Ролевая игра «Открываем фирму» | 1 |
30 | Практикум | Что такое валюта и для чего она нужна | 1 |
31 | Практикум | Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях | 1 |
32 | Контроль знаний | Обобщение результатов изуче- ния модуля 4 | 1 |
33 | Выставка портфолио | Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и соб ственный бизнес» | 1 |
34-36 | Итоговый конт- роль | Обобщение результатов изуче- ния курса «Финансовая грамот- ность» | 3 |
Основная литература
Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Ак- тивные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995
Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Ма- риинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011
Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002 319 с.
Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003 178 с.
Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Исполь- зование инновационных образовательных технологий для форми- рования компетентностных образовательных результатов школьни- ков: методические рекомендации для учителя к программе «Экономика». Барнаул: Азбука, 2012 94 с.
Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требова- нию», 2015 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru
Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016 (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. об- щеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016 (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половнико- ва А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. обще- обр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016 (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьни- ков. М.: Российская экономическая школа, 2010 Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru
Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997 104 с.
Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семей- ный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интел- лект-Центр, 2010
Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики инте- ресным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономи- ка») // Экономика образования. 2012 № 2 С. 99—105.
Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ре- сурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru