СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-тематический план, 7 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебно-тематический план, 7 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан по 36 часов в 5,6,7 классах. Место курса в образовательной системе:

  • курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;

  • курс может быть использован как программа дополнительного образования подростков в общеобразовательной организации;

  • курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования детей, где она является основной (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008), а также в иных организациях, имеющих соответствующие лицензии (п. 5 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

  • удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

  • приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

  • воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

  • деньги, их история, виды, функции;

  • семейный бюджет;

  • экономические отношения семьи и государства;

  • человек и финансовые организации;

  • собственный бизнес.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература.


Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:

  • задачи с элементарными денежными расчётами;

  • кейсы по экономике семьи;

  • игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;

  • построение графиков и диаграмм;

  • мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.


В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, прое ктн ой работы и работы в малых группах. Планируемые результаты обучения Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

  • проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

  • умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

  • понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.


Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Познавательные

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

  • умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

  • выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статья х расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

  • установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

  • построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

  • умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

  • • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).


Регулятивные

  • анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

  • самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

  • проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

  • контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

  • применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.


Коммуникативные

  • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

  • работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

  • умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».


Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

  • владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

  • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

  • использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

  • применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

  • умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

  • расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.


Учебно-тематический план

5-6 классы


Номер

Вид занятия

Тема занятия

часы

I Введение в курс Финансовой грамотности

4

1

Мастерская портфолио

Почему важно развивать свою финансовую грамотность

1

2

Постановка учебной задачи

От чего зависит благосостояние семьи

1

3

Постановка учебной задачи

Учимся оценивать финансовое поведение людей

1

4

Постановка учебной задачи

Учимся оценивать своё финансо- Постановка вое поведение

1

Модуль 1 Доходы и расходы семьи

15

5

Практикум

Деньги: что это такое

1

6

Защита проектов

Учебные мини-проекты «Деньги»

1

7

Практикум

Из чего складываются доходы семьи

1

8

Практикум

Учимся считать семейные доходы

1

9

Мини-исследова- ние

Исследуем доходы семьи

1

10

Защита проектов

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

1

11

Практикум

Как появляются расходы семьи

1

12

Практикум

Учимся считать семейные расходы

1

13

Мини-исследова- ние

Исследуем расходы семьи

1

14

Защита проектов

Учебные мини-проекты «Расходы Защита проектов семьи»

1

15

Практикум

Как сформировать семейный бюджет

1

16

Занятие-игра

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

1

17

Защита проектов

Учебные мини-проекты «Семей- ный бюджет»

1

18

Контроль заний

Обобщение результатов изуче- ния модуля 1

1

19

Выставка портфо- лио

Презентация портфолио «Дохо- ды и расходы семьи»

1

Модуль 2 Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

17

20

Практикум

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься


1

21

Практикум

Что такое страхование и для чего оно необходимо


1

22

Практикум

Что и как можно страховать


1

23

Занятие-игра

Ролевая игра «Страхование»


1

24

Мини-исследова- ние

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит


1

25

Практикум

Как определить надёжность страховых компаний


1

26

Учебная экскурсия

Как работает страховая компания


1

27

Защита проектов вание»

Учебные мини-проекты «Страхо- вание»


1

28

Контроль знаний

Обобщение результатов изуче- ния модуля 2


1

29

Выставка порт- фолио

Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защи- титься»


1

30-36


Резервные часы


6

Учебно-тематический план

7 класс


Модуль 1 Человек и государство: как они взаимодействуют

16

1

Постановка учебной задачи

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства Что такое налоги и почему их надо платить

1

2

Практикум

Что такое налоги и почему их надо платить

1

3

Практикум

Какие бывают налоги

1

4

Практикум

Учимся считать налоги

1

5

Занятие-игра

Ролевая игра «Считаем налоги семьи»

1

6

Практикум

Сравниваем налоги граждан разных стран

1

7

Мини-исследов ние

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства ние

1

8

Учебная экскурсия

Как работает налоговая служба

1

9

Защита проектов

Учебные мини-проекты «Налоги»

1

10

Практикум

Что такое социальные пособия и какие они бывают

1

11

Практикум

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ

1

12

Занятие-игра

Ролевая игра «Оформляем соци- альное пособие»

1

13

Мини-исследов ние

Исследуем, какие социальные пособия получают люди

1

14

Защита проектов

Учебные мини-проекты «Соци- альные пособия»

1

15

Контроль знаний

Обобщение результатов изуче- ния модуля 3

1

16

Выставка портфолио

Презентация портфолио «Чело- век и государство: как они взаи- модействуют»

1

Модуль 2 Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

20

17

Практикум

Для чего нужны банки

1

18

Практикум

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома

1

19

Практикум

Какие бывают вклады

1

20

Практикум

Что такое кредиты и надо ли их брать

1

21

Практикум

Изучаем сайт Центрального банка РФ

1

22

Мини-исследование

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья

1

23

Практикум

Как избежать финансовых по- терь и увеличить доходы

1

24

Учебная экскурсия

Как работает банк

1

25

Защита проектов

Учебные мини-проекты «Банков- ские услуги для семьи»

1

26

Практикум

Что мы знаем о бизнесе

1

27

Практикум

Как открыть фирму

1

28

Учебная экскурсия

Для чего нужны бизнес-инкубаторы

1

29

Занятие-игра

Ролевая игра «Открываем фирму»

1

30

Практикум

Что такое валюта и для чего она нужна

1

31

Практикум

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях

1

32

Контроль знаний

Обобщение результатов изуче- ния модуля 4

1

33

Выставка портфолио

Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и соб ственный бизнес»

1

34-36

Итоговый конт- роль

Обобщение результатов изуче- ния курса «Финансовая грамот- ность»

3



Основная литература

  1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Ак- тивные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995

  2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Ма- риинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011

  3. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002 319 с.

  4. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003 178 с.

  5. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Исполь- зование инновационных образовательных технологий для форми- рования компетентностных образовательных результатов школьни- ков: методические рекомендации для учителя к программе «Экономика». Барнаул: Азбука, 2012 94 с.

  6. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требова- нию», 2015 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru

  7. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016 (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

  8. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. об- щеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016 (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

  9. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половнико- ва А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. обще- обр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016 (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

  10. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьни- ков. М.: Российская экономическая школа, 2010 Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru

  11. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997 104 с.

  12. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семей- ный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интел- лект-Центр, 2010

  13. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики инте- ресным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономи- ка») // Экономика образования. 2012 № 2 С. 99—105.

  14. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ре- сурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!