Учитель Козлякина Е.А.
Всего 70 часа; в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений. Астрономия. 7-11кл./сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов.-М.: Дрофа
Учебник Физика. 8 класс. Учебник (автор А.В. Перышкин)
А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. Физика: Сборник вопросов и задач. 8 кл – М.: Дрофа , 2017
Дата | № п/п | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
план | факт | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
| | Введение (4 ч) |
| | 1/1 | Первичный инструктаж по ТБ. Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | Урок изучения нового | Демонстрируют уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают физические явления | Демонстрируют уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают различные типы физических явлений | Пробуют самостоятельно формулировать определения понятий (наука, природа, человек). Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Умеют классифицировать объекты. | Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы, строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. |
| | 2/2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений | Урок изучения нового | Описывают известные свойства тел, соответствующие им величины и способы их измерения. Выбирают необходимые измерительные приборы, определяют цену деления | Описывают известные свойства тел, соответствующие им физические величины и способы их измерения. Выбирают необходимые физические приборы и определяют их цену деления. Измеряют расстояния. | Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Умеют заменять термины определениями. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи | Определяют последовательность промежуточных целей | Осознают свои действия. Учатся строить понятные для партнера высказывания. Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания. |
| | 3/3 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» | Урок комплексного применения знаний | Измеряют расстояния и промежутки времени. Предлагают способы измерения объема тела. Измеряют объемы тел | Предлагают способы повышения точности измерений. | Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. | Осознают свои действия. Имеют навыки конструктивного общения в малых группах. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Умеют слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. | Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений. Определяют последовательность промежуточных действий. |
| | 4/4 | Физика и техника. | Урок комплексного применения знаний | Наблюдают и описывают физические явления. Высказывают гипотезы и предлагают способы их проверки | Участвуют в обсуждении значения физики в жизни человека, ее роли в познании мира. | Создают структуру взаимосвязей в физике как науке о природе. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выполняют операции со знаками и символами | Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли, взаимно контролируют действия друг друга, умеют договариваться, вести дискуссию | Ставят задачу на год, участвуют в обсуждении временных и оценочных характеристик результатов. |
| | Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч) |
| | 5/1 | Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение | Урок изучения нового | Наблюдают и объясняют опыты по тепловому расширению тел, окрашиванию жидкости | Наблюдают и объясняют опыты по тепловому расширению тел, окрашиванию жидкости | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Владеют вербальными и невербальными средствами общения | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |
| | 6/2 | Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел» | Урок комплексного применения знаний | Измеряют размеры малых тел методом рядов, различают способы измерения размеров малых тел; | Измеряют размер малых тел методом рядов. Предлагают способы повышения точности измерений | Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль | Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений. |
| | 7/3 | Движение молекул. | Урок комплексного применения знаний | Наблюдают и объясняют явление диффузии | Наблюдают и объясняют явление диффузии | Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы | Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь | Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи |
| | 8/4 | Взаимодействие молекул | Урок изучения нового | Выполняют опыты по обнаружению сил молекулярного притяжения | Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выделяют обобщенный смысл наблюдаемых явлений | Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выделяют обобщенный смысл наблюдаемых явлений | Строят понятные для партнера высказывания. Обосновывают и доказывают свою точку зрения. Планируют общие способы работы | Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи |
| | 9/5 | Агрегатные состояния вещества . Свойства газов, жидкостей и твердых тел | Урок изучения нового | Объясняют свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества | Объясняют свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества Приводят примеры проявления и применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в природе и техник | Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей | Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона |
| | 10/6 | Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Применяют полученные знания при решении физических задач, исследовательском эксперименте и на практике | Демонстрируют умение решать задачи разных типов. | Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий. | Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме. | Осознают качество и уровень усвоения учебного материала. |
| | Взаимодействие тел (23 ч) |
| | 11/1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Урок изучения нового | Изображают траектории движения тел. | Приводят примеры механического движения. Различают способы описания механических движений. Изображают различные траектории | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | Осознают свои действия. Имеют навыки конструктивного общения в малых группах. | Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. |
| | 12/2 | Скорость. Единицы скорости | Урок изучения нового | Измеряют скорость равномерного движения. Представляют результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. | Сравнивают различные виды движения. Сравнивают движения с различной скоростью. Понимают смысл скорости. Решают расчетные задачи и задачи – графики. | Выражают смысл ситуации различными средствами – словесно, рисунки, графики. | Сравнивают свой способ действия с эталоном. | Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку |
| | 13/3 | Расчет пути и времени движения | Урок изучения нового | Определяют пройденный путь и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Рассчитывают путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. | Решают качественные, расчетные задачи. Знакомятся с задачами-графиками | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения. | Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку | Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном |
| | 14/4 | Инерция | Урок изучения нового | Выясняют причину изменения скорости тела. Находят связь между взаимодействием тел и скоростью их движения | Приводят примеры движения тел по инерции. Объясняют причину такого движения. | Оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, различают особенности диалогической и монологической речи, описывают объект: передавая его внешние характеристики, используют выразительные средства языка. | Предвосхищают результат: что будет, если…? | Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. |
| | 15/5 | Взаимодействие тел. | Урок комплексного применения знаний | Обнаруживают силу взаимодействия двух тел. Объясняют причину изменения скорости тела | Приводят примеры тел, имеющих разную инертность. Исследуют зависимость быстроты изменения скорости тела от его массы. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. |
| | 16/6 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах | Урок изучения нового | Приводят примеры проявления инертности тел, исследуют зависимость быстроты изменения скорости тела от его массы | Приводят примеры тел, имеющих разную инертность. Исследуют зависимость быстроты изменения скорости тела от его массы. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий |
| | 17/7 | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Урок комплексного применения знаний | Измеряют массу тела на рычажных весах. Предлагают способы определения массы больших и маленьких тел | Измеряют массу тел на рычажных весах, соблюдая «Правила взвешивания». | Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном. | Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы. | Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном |
| | 18/8 | Плотность вещества | Урок изучения нового | Объясняют изменение плотности вещества при переходе из одного агрегатного состояния в другое | Объясняют различие в плотности воды, льда и водяного пара. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию | Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. |
| | 19/9 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» | Урок комплексного применения знаний | Измеряют массу тела на рычажных весах. Предлагают способы определения массы больших и маленьких тел Измеряют плотность вещества | Измеряют объем тел и плотность вещества. | Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном. | Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы. | Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном |
| | 20/ 10 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | Урок комплексного применения знаний | Вычисляют массу и объем тела по его плотности. Предлагают способы проверки на наличие примесей и пустот в теле | Решают качественные, расчетные задачи | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения. | Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку | Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном |
| | 21/ 11 | Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | Урок закрепления знаний | Рассчитывают путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Вычисляют массу и объем тела по его плотности. Предлагают способы проверки на наличие примесей и пустот в теле | Решают качественные, расчетные задачи | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения. | Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку | Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном |
| | 22/ 12 | Контрольная работа №1 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Демонстрируют умение решать задачи | Демонстрируют умение решать задачи разных типов. | Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий. | Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме. | Осознают качество и уровень усвоения учебного материала. |
| | 23/ 13 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Урок изучения нового | Приводят примеры проявления силы всемирного тяготения и объясняют ее роль в формировании макро- и мегамира. Объясняют причину возникновения силы тяжести. Объясняют физический смысл понятия «ускорение свободного падения». Изображают силу тяжести в выбранном масштабе | Исследуют зависимость силы тяжести от массы тела | Устанавливают причинно-следственные связи. Осознанно строят высказывания на предложенные темы. . | Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли, взаимно контролируют действия друг друга, умеют договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя | Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. |
| | 24/ 14 | Сила упругости. Закон Гука | Урок изучения нового | Исследуют зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы | Приводят примеры деформаций. Различают упругую и неупругую деформации. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями. | Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. |
| | 25/ 15 | Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела | Урок изучения нового | Объясняют действие тела на опору или подвес. Обнаруживают существование невесомости | Формируют умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях | Применяют приемы действий в нестандартных ситуациях, овладевают эвристическими методами решения проблем; | Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями | Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выпол-нении учебных действий. |
| | 26/ 16 | Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет | Закрепление | Выявляют причины возникновения силы тяжести на других планетах | Формируют ценностное отношение к результатам обучения | Устанавливают причинно-следственные связи. Осознанно строят высказывания на предложенные темы. | Составляют план и последовательность действий. | Овладевают навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности |
| | 27/ 17 | Динамометр Лабораторная работа №6 « Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | Урок комплексного применения знаний | Исследуют зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. | Исследуют зависимость удлинения пружины от модуля приложенной силы. Знакомятся с прибором для измерения силы – динамометром. | Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном. | Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ с эталоном. Понимают причины расхождений. | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. |
| | 28/ 18 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | Урок изучения нового | Пользуются методами научного исследования явлений природы | Изображают силы в выбранном масштабе | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. | Умеют слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. | Составляют план и последовательность действий. Анализируют и строго следуют ему. |
| | 29/ 19 | Сила трения. Трение покоя. | Урок комплексного применения знаний | Исследуют зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. | Различают виды сил трения. Приводят примеры. Объясняют способы увеличения и уменьшения силы трения | Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. | Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность | Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий |
| | 30/ 20 | Трение в природе и технике Лабораторная работа № 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы» | Урок комплексного применения знаний | Исследуют зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. | Измеряют силу трения скольжения. Исследуют зависимость модуля силы трения скольжения от модуля | Выделяют количественные харак-теристики объектов, заданные словами. | Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли, взаимно контро-лируют действия друг друга, умеют договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. | Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий |
| | 31/ 21 | Решение задач по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил» | Урок закрепления знаний | Осуществляют индивидуально-групповую подготовку к контрольной работе | Демонстрируют умение решать задачи разных типов. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли, взаимно контролируют действия друг друга, умеют договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. | Составляют план и последовательность действий. Распределяют функции и объем заданий. |
| | 32/ 22 | Контрольная работа № 2 «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Демонстрируют умение решать задачи | Демонстрируют умение решать задачи разных типов. | Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий. | Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме. | Осознают качество и уровень усвоения учебного материала |
| | 33/ 23 | Движение и взаимодействие. | | Демонстрируют результаты проектной деятельности (доклады, сообщения, презентации, творческие отчеты) | Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей | Вступают в диалог, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | Перерабатывают и предъявляют информацию в словесной, образной, символической формах | Оценивают достигнутый результат |
| | Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч) |
| | 34/1 | Давление. Единицы давления | Урок изучения нового | Отличают явление от физической величины, давление от силы | Предлагают способы увеличения и уменьшения давления. Объясняют механизм регулирования давления, производимого различными механизмами. | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения. | Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную задачу. |
| | 35/2 | Способы уменьшения и увеличения давления | Урок изучения нового | Приводят примеры необходимости уменьшения или увеличения давления. Предлагают способы изменения давления | Предлагают способы увеличения и уменьшения давления. Объясняют механизм регулирования давления, производимого различными механизмами. | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения. | Умеют (или развивают) способ-ность с помощью вопросов добывать недостающую информации | Самостоятельно формулируют познавательную задачу |
| | 36/3 | Давление газа | Урок изучения нового | Наблюдают и объясняют опыты, демонстрирующие зависимость давления газа от объема и температуры | Предлагают способы увеличения и уменьшения давления газа. Объясняют механизм регулирования давления, производимого различными механизмами. | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения. | Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информации | Самостоятельно формулируют познавательную задачу. |
| | 37/4 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля | Урок изучения нового | Наблюдают и объясняют опыты, демонстрирующие передачу давления жидкостями и газами | Описывают закон Паскаля, понимают принцип передачи давления жидкостями | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения. | Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информации | Самостоятельно формулируют познавательную задачу. |
| | 38/5 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | Урок изучения нового | Выводят формулу давления внутри жидкости, приводят примеры, свидетельствующие об увеличении давления на глубине | Решают качественные, расчетные задачи | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения. | Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку | Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном |
| | 39/ 6 | Решение задач на расчет давления | Урок изучения нового | Решают качественные и расчетные задачи | Доказывают основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело | Обнаруживают существование выталкивающей силы, выводят формулу для ее вычисления, предлагают способы измерения Выделяют и формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру | Работают в группе. Умеют слушать и слышать друг друга. Интересуются чужим мнением и высказывают свое | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
| | 40/7 | Сообщающиеся сосуды | Изучение нового материала | Приводят примеры устройств с использованием сообщающихся сосудов, объясняют принцип их действия | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменном виде | Вносят коррективы и дополнения |
| | 41/ 8 | Вес воздуха. Атмосферное давление | Комбинированный | Предлагают способы взвешивания воздуха. Объясняют причины существования атмосферы и механизм возникновения атмосферного давления | Овладевают универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов | Извлекают необходимую информацию из текстов различных жанров. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | Составляют план и последовательность действий |
| | 42/9 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Комбинированный | Объясняют устройство и принцип действия жидкостных и безжидкостных барометров, причину зависимости давления от высоты | Овладевают универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
| | 43/ 10 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | Комбинированный | Сравнивают устройство барометра-анероида и металлического манометра. Предлагают методы градуировки | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
| | 44/ 11 | Манометры Поршневой жидкостной насос. | Урок изучения нового | Сравнивают устройство барометра-анероида и металлического манометра. Предлагают методы градуировки | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
| | 45/ 12 | Гидравлический пресс | Урок изучения нового | Формулируют определение гидравлической машины. Приводят примеры гидравлических устройств, объясняют их принцип действия | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
| | 46/ 13 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Урок изучения нового | Приводят примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы; применяют знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике | Доказывают основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело | Обнаруживают существование выталкивающей силы, выводят формулу для ее вычисления, предлагают способы измерения Выделяют и формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру | Работают в группе. Умеют слушать и слышать друг друга. Интересуются чужим мнением и высказывают свое | Самостоятельно формулиру-ют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
| | 47/ 14 | Закон Архимеда | Урок изучения нового | Обнаруживают существование выталкивающей силы, выводят формулу для ее вычисления, предлагают способы измерения | Изучают содержание закона Архимеда и раскрывают физическую суть плавания. | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения. | Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информации | Самостоятельно формулируют познавательную задачу. |
| | 48/ 15 | Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | Урок комплексного применения знаний | Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело | Исследуют и формулируют условия плавания тел | Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ с эталоном. Понимают причины расхождений. |
| | 49/ 16 | Плавание тел. | Урок комплексного применения знаний | Объясняют причины плавания тел; приводят примеры плавания различных тел и живых организмов; | Исследуют и формулируют условия плавания тел | Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений | Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку | Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном |
| | 50/ 17 | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел» | Урок закрепления знаний | Рассчитывают силу Архимеда; анализируют результаты, полученные при решении задач | Решают качественные, расчетные задачи | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией | Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном. Оценивают достигнутый результат |
| | 51/ 18 | Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | Урок комплексного применения знаний | На опыте выясняют условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости | Выясняют условия плавания тел в жидкости | Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном. | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ с эталоном. Понимают причины расхождений. |
| | 52/ 19 | Плавание судов. Воздухоплавание | Урок изучения нового | Объясняют условия плавания судов; приводят примеры плавания и воздухоплавания; объясняют изменение осадки судна; применяют на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания | Понимают принцип плавания судов, воздухоплавания | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения. | Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку | Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном |
| | 53/ 20 | Решение задач по теме «Архимедова сила», Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание» | Урок закрепления знаний | Применять знания из курса математики, географии при решении задач | Решают качественные, расчетные задачи. | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения. | Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку | Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном |
| | 54/ 21 | Контрольная работа №3 « Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике | Демонстрируют умение решать задачи разных типов. | Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий. | Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме | Осознают качество и уровень усвоения учебного материала. |
| | Работа и мощность. Энергия (16 ч) |
| | 55/1 | Механическая работа. Единицы работы | Урок изучения нового | Вычисляют механическую работу; определяют условия, необходимые для совершения механической работы | Приводят примеры механической работы. Определяют возможность совершения механической работы. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. | Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями. | Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. |
| | 56/2 | Мощность. Единицы мощности | Урок изучения нового | Вычисляют мощность по известной работе; приводят примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств; | Вычисляют работу силы тяжести и работу силы трения. Измеряют работу силы тяжести и работу силы трения | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения. | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Составляют план и последовательность действий. Распределяют функции и объем заданий. |
| | 57/3 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге | Урок изучения нового | Предлагают способы облегчения работы, требующей применения большой силы или выносливости | Приводят примеры устройств, служащих для преобразования силы. | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. | Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку. | Самостоятельно формулируют познавательную цель. Осуществляют действия, приводящие к выполнению поставленной цели. |
| | 58/4 | Момент силы. | Урок комплексного применения знаний | Приводят примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризуют действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча | Решают качественные, расчетные задачи. | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения. | Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку | Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном |
| | 59/5 | Рычаги в технике, быту и природе Лабораторная работа№10 «Выяснение условия равновесия рычага» | Урок комплексного применения знаний | Изучают условия равновесия рычага | Проверяют условия равновесия рычага | Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном | Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями. | Составляют план и последовательность действий. Сравнивают его с эталоном. |
| | 60/6 | Блоки. «Золотое правило» механики Метапредметная контрольная работа | Урок изучения нового | Изучают условия равновесия подвижных и неподвижных блоков, предлагают способы их использования, приводят примеры применения | Изучают условия равновесия неподвижного и подвижного блоков, области их применения | Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. | Развивают способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия. | Самостоятельно формулируют познавательную цель. Осуществляют действия, приводящие к выполнению поставленной цели. |
| | 61/7 | Решение задач по теме «Условия равновесия рычага» | Урок закрепления знаний | Применяют знания из курса математики, биологии; анализируют результаты, полученные при решении задач | Решают качественные, расчетные задачи. | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения. | Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку | Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном |
| | 62/8 | Центр тяжести тела | Урок изучения нового | Находят центр тяжести плоского тела; анализируют результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы | Демонстрируют умение определять центр тяжести | Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. | Развивают способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия. | Самостоятельно формули-руют познавательную цель. Осуществляют действия, приводящие к выполнению поставленной цели. |
| | 63/9 | Условия равновесия | Урок изучения нового | Устанавливают вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела; приводят примеры различных видов равновесия, | Решают качественные, расчетные задачи | Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. | Развивают способность брать на себя ответ-ственность за организацию совместного действия | Самостоятельно формули-руют познавательную цель. Осуществляют действия, приводящие к выполнению поставленной цели. |
| | 64/ 10 | Коэффициент полезного действия механизмов Лабораторная работа № 11 « Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | Урок комплексного применения знаний | Опытным путем устанавливают, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; анализируют КПД различных механизмов | Определяют КПД | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном | Развивают способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку | Составляют план и последовательность действий при решении конкретной задачи. Составляют план и последовательность действий при выполнении лабораторной работы. |
| | 65/ 11 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия | Урок изучения нового | Приводят примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией; | Различают виды энергии. Приводят примеры тел, обладающих потенциальной и кинетической энергией. Вычисляют значение энергии. Сравнивают энергии тел. Понимают значение закона сохранения энергии для объяснения процессов в окружающем нас мире. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами Устанавливают причинно- следственные связи в конкретных ситуациях. | . С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Выдвигают гипотезу, предлагают пути ее решения. Ставят и реализуют учебную задачу |
| | 66/ 12 | Превращение одного вида механической энергии в другой | Урок изучения нового | Приводят примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией | Демонстрируют умение решать задачи разных типов | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами Устанавливают причинно- следственные связи в конкретных ситуациях. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Выдвигают гипотезу, предлагают пути ее решения. Ставят и реализуют учебную задачу. |
| | 67/ 13 | Контрольная работа №4 по теме: «Работа. Мощность, энергия» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Применяют знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике | Демонстрируют умение решать задачи разных типов. | Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий. | Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме | Осознают качество и уровень усвоения учебного материала |
| | Повторение пройденного материала (3 ч) |
| | 68 | Повторение пройденного материала | Урок закрепления знаний | Обсуждают задачи, для решения которых требуется комплексное применение усвоенных ЗУН и СУД | применяют полученные знания в нестандартных ситуациях, для объяснения явлений природы и принципов работы технических устройств; уметь обосновывать высказываемое мнение, уважительно относится к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения | Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку | Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном |
| | 69 | Итоговая контрольная работа | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Применяют знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике | Демонстрируют умение решать задачи разных типов | Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий. | Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме | Осознают качество и уровень усвоения учебного материала |
| | 70 | От великого заблуждения к великому открытию | Урок обобщения и систематизации знаний | Демонстрируют результаты проектной деятельности (доклады, сообщения, презентации, творческие отчеты) | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества | Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения |