Изготовление изделий из деталей круглого сечения.
Лопатка для снега
На этих занятиях вы изготовите лопатку для снега. Как видно из рисунка, лопатка состоит из двух частей — ручки и лотка. Ручку делают из бруска древесины, лоток — из кусочка фанеры.
Фанера — это листовой материал из древесины. Изготавливают фанеру так. С бревна на специальном станке срезают очень тонкие слои древесины, называемые шпоном. Склеивая три или более слоев шпона, получают клееную фанеру.
Клееная фанера по сравнению с пиломатериалами имеет ряд преимуществ: обладает равной прочностью во всех направлениях, мало коробится и растрескивается, имеет большую ширину.
Фанеру можно пилить, строгать, зачищать напильником и шкуркой.
Пилят фанеру пилой с мелкими зубьями. Большие листы материала распиливают ножовкой. Строгают фанеру рубанком. При строгании надо обращать внимание на расположение волокон в наружных слоях шпона.
Лопатка для снега
Запомни!
И пилить, и строгать фанеру надо очень аккуратно и осторожно, чтобы не расслаивались кусочки шпона.
Ниже приводится план работы на изготовление лопатки для снега:
1. Подобрать необходимые материалы.
2. Разметить заготовку для ручки.
3. Выпилить заготовку по заданным размерам.
4. Выстрогать заготовку по заданным размерам.
5. Разметить брусок, скруглить до диаметра 24 мм, зачистить ручку шкуркой.
6. Разметить и сделать прорезь в ручке для лотка (с помощью учителя).
7. Разметить лоток.
8. Выпилить, выстрогать и зачистить лоток*
9. Соединить детали между собой.
10. Зачистить лопатку шкуркой и проверить качество работы.
Изготовление ручки. Из толстого куска древесины выпиливают заготовку для ручки. Надо обращать внимание на то, чтобы в заготовке не было сучков.
Строгают заготовку по заданным размерам и скругляют рубанком. Зачищают ручку шкуркой и размечают место пропила для лотка. Пропил делают ножовкой с толстым полотном (сделать прорезь на станке может учитель).
Изготовление лотка. Подбирают кусочек фанеры нужных размеров. Составляют предметную технологическую карту на разметку (рис. 29). Размечают заготовку. Выпиливают лоток по размерам, строгают рубанком и зачищают шкуркой.
Соединяют лоток с ручкой на клею, гвоздях и шурупах. Сначала намазывают детали клеем, вставляют лоток в прорезь ручки и быстро скрепляют в нужном положении гвоздями. А уже затем усиливают соединение шурупами. Обрабатывают готовое изделие шкуркой и проверяют качество работы.
Задания.
1. Составьте предметную технологическую карту на разметку лотка для лопатки.
2. Расскажите, в какой последовательности изготавливают ручку, лоток лопатки.
Предметная технологическая карта на разметку лотка для лопатки:
Грабли.
Самостоятельно изготовьте грабли, планируя работу с помощью учителя.
Вопросы.
1. Какой потребуется инструмент при изготовлении лопатки?
2. Какими преимуществами обладает фанера по сравнению с пиломатериалами?
3. Как получают фанеру?
4. Можно ли соединить ручку с лотком лопатки только на клею и шурупах?
Разметка рейсмусом
Размечают детали с помощью карандаша, линейки, угольника, специальных инструментов.Размеры на заготовку переносят с чертежа или образца.Разметка по чертежу. Чертеж — это документ, содержащий изображение детали (изделия) и необходимые данные для ее изготовления, контроля. Чтобы разметить деталь по чертежу, надо научиться его «читать». Уметь «читать» чертеж — значит видеть, представлять себе деталь, ее размеры, знать, как и с помощью чего можно изготовить детали, соединить их в изделие. На чертеже изображены детали изделия, указаны их настоящие, действительные размеры. Детали могут быть начерчены и в натуральную величину, и меньше по размеру, и больше. Степень уменьшения или увеличения деталей называется масштабом Например, если деталь вычерчена в натуральную величину, масштаб М 1: 1. Если же указан масштаб М 1:2, значит, деталь уменьшена в два раза. Чертежи можно выполнять и в других масштабах.
Связано это вот с чем. Например, если сделать чертеж шкафа в натуральную величину, понадобится лист бумаги размером со стену. На такую работу уйдет много времени, а чертежом неудобно пользоваться. А если изобразить шкаф в масштабе, рисунок поместится на небольшом листочке бумаги, но размеры деталей, изделия указаны настоящие.
Размечают детали следующим образом. Считывают размеры с чертежа и откладывают их с помощью линейки, угольника на заготовке,
Разметка по образцу. При такой разметке измеряют линейкой образец и переносят размеры на заготовку. На эту операцию затрачивается много временр, а точность разметки ниже. Поэтому лучше, быстрее и течнее размечать детали по чертежу.
Задания.
1. Разметьте деталь по чертежу.
2. Измерьте образец и нанесите размеры на заготовку.
Вопросы.
1. Что такое чертеж?
2. Почему предметы на чертеже изображают в масштабе?
3. Как уменьшены или увеличены детали на чертеже, если написано М 1 :2, М 1 : 10, М 10: 1, М 1:5?
4. Как лучше размечать детали: по чертежу или по образцу? Почему?
Разметка бруска
Стороны бруска. Многие столярные изделия состоят полностью или частично из деталей в виде брусков.
Узкая продольная часть бруска называется кромкой. Широкая сторона бруска — пласть. Узкая поперечная короткая часть (поперечный разрез)—торец. Линия, где пласть и кромка соединяются между собой,— ребро. Итак, у бруска две пласти, две кромки, два торца.
Посмотрите на рисунке. На детали видна только одна пласть и одна кромка. Эти стороны называются лицевыми. У бруска могут быть только две лицевые стороны— одна пласть и одна кромка. На заготовках они обозначаются волнистой линией.
Лицевые стороны должны быть лучше других, противоположных. На лицевой стороне или вообще нет дефектов (сучков, трещин), или их меньше, чем на другой пласте (кромке),
Техника разметки.
При разметке необходимы карандаш, линейка, угольник.
Карандаш должен быть остро отточен. Затачивают карандаши в стоярной мастерской с помощью стамески.
Работают на подкладной доске. Карандаш держат в левой руке, а стамеску (фаской вверх)— в правой.
Лезвие стамески должно быть немного наклонено. При заточке карандаша стамеску двигают от себя, слегка нажимая на ручку. Запомните, что работать надо острым инструментом — тогда стамеска легко срезает древесину и не ломает грифель.
При разметке бруска на его лицевые поверхности сначала переносят с чертежа основные размеры. А затем уже по угольнику проводят линии. Колодку угольника прикладывают только к лицевой стороне бруска!
К какой стороне бруска приложен колодкой угольник?
На каких сторонах бруска проведена линия разметки?
Задания.
1. Нарисуйте брусок и надпишите названия его сторон.
2. Определите и назовите стороны брусков.
3. Определите, на каких сторонах бруска проведена линия разметки
4. Определите, к какой стороне бруска приложен колодкой угольник.
5. Заточите карандаш стамеской.
6. Придумайте предложения со словами: пласть, кромка, торец, ребро, лицевые стороны, волнистая линия.
Вопросы.
1. Какие размеры (длина, ширина, толщина) можно узнать при измерении пласти, кромки, торца?
2. Сколько всего сторон у бруска?
3. Сколько лицевых сторон у бруска?
4. Как определить лицевые стороны детали?
5. Как обозначают лицевые стороны?
6. К каким сторонам при разметке прикладывают угольник колодкой?
Рейсмус
Назначение и устройство рейсмуса. Чтобы выстрогать деталь под заданный размер, заготовку размечают с помощью специального инструмента — рейсмуса.
Рейсмус состоит из колодки, брусочков со шпильками и зажима. В колодке сделаны два отверстия для брусочков и одно для зажима. Винт зажима входит между брусочками и шайбой. На концах брусочков укреплены острые шпильки.
Брусочки могут свободно передвигаться в колодке и закрепляться в нужном положении зажимом.
Установка рейсмуса на заданный размер. При разметке деталей с помощью рейсмуса проводят на заготовке линии — риски. Эти неглубокие царапины оставляют на поверхности острые шпильки. Риска проводится параллельно пласти или кромки бруска.
На нужный размер рейсмус устанавливают с помощью линейки. Делают это так. Ослабляют зажим в колодке и, передвигая один из брусочков, отмеряют необходимое расстояние от колодки до шпильки. После этого затягивают зажим — рейсмус подготовлен к работе.
Чтобы отметить заданный размер на заготовке, колодку рейсмуса плотно прижимают к лицевой стороне детали и перемещают по ней. Острие шпильки оставляет на поверхности след—риски. Деталь размечена.
Запомни!
1. Прикладывают колодку рейсмуса только к лицевой стороне заготовки.
2. Размечают только закрепленную деталь. Рейсмус держат двумя руками.
3. Риски проводят с двух сторон детали.
Задания.
1. Расскажите, как устроен рейсмус и как надо подготавливать инструмент к работе.
2. Определите, на какой размер установлен рейсмус.
На какой стороне бруска проведены риски?
3. Измерьте и запишите, на какой размер установлен рейсмус.
4. Определите, на какой стороне бруска проведены риски.
5. Установите, рейсмус на размеры 5, 12, 15, 18, 20, 32, 43 мм.
6. Проведите риски рейсмусом на пласти, кромке, торце бруска.
Вопросы.
1. Зачем нужен рейсмус?
2. Как устроен рейсмус?
3. Как надо устанавливать рейсмус на заданный размер?
4. Как надо работать рейсмусом?
Геометрическая резьба по дереву.
Резьба по дереву очень увлекательное и- полезное занятие. Народные умельцы украшали резьбой свои дома и карнизы, предметы домашнего обихода, труда, мебель.
Сейчас мебель уже не покрывают резьбой — ее главным украшением является текстура — рисунок древесины. Но резьба сохранилась на рамках, полочках (рис. 104), ларцах и т. д. Существует много различных видов резьбы по дереву, но мы начнем изучать самый простой — геометрическую резьбу. Такая резьба отличается тонкостью рисунка.
Научиться резьбе по дереву может каждый. Надо лишь захотеть и внимательно, аккуратно и терпеливо работать.
Материалы и инструменты.
Для резьбы лучше всего подходит хорошо высушенная древесина липы и ольхи. Можно воспользоваться осиной или древесиной других мягких лиственных пород. Причем материал должен быть без пороков — сучков, гнили и т. д
Выполняют резьбу специальными ножами и стамесками, резаками. Фаска у такого инструмента
делается с двух сторон, а не с одной, как у стамески для долбления древесины. Лезвие у резака не прямое, а немного скошено, Поэтому такой инструмент называют иногда косяком.
Работать надо острым инструментом. Обращаться с ножами и резаками следует очень аккуратно, правильно хранить их. Тупым инструментом трудно работать, быстро приходит усталость, да и качество изделия очень низкое.
Прежде чем приступить к работе, необходимо перенести на поверхность детали (учебной доски) понравившийся рисунок.
Делают это с помощью копировальной бумаги или размечают поверхность карандашом по линейке и угольнику. В любом случае надо пользоваться только остро заточенным карандашом.
Рисунки для геометрической резьбы можно составить и самому. Это несложно, так как рисунки состоят из треугольников, квадратиков и других простых фигур.
Довольно просто сделать рисунки, если воспользоваться тетрадкой в клетку.
Наносят резьбу на учебную доску или деталь, сидя за верстаком или столом.
На рисунке показано, как правильно держать инструмент.
ТЕХНИКА РЕЗЬБЫ
Геометрические рисунки для резьбы по дереву:
а —рисунок из треугольников; б — рисунок из квадратиков; в — витейка; г — четырехконечная звездочка; д — витейка сложная.
Запомни!
1. Деталь необходимо прочно закреплять на верстаке.
2. Резать можно только в направлении от себя.
3. Нельзя держать руку перед инструментом.
4. Дерево при работе должно резаться, а не крошиться.
5. Работать надо только острым инструментом.
Отделка изделия
Изделия, украшенные резьбой, можно покрасить водной краской, а после ее высыхания покрыть восковой мастикой. Иногда детали сразу покрывают мастикой, в этом случае сохраняется природный цвет древесины, ее текстура.
Поверхность древесины сначала надо подготовить — тщательно удалить с нее всякую пыль. Затем изделие немного смачивают водой, протирая влажной тряпкой, высушивают и протирают бумагой. На подготовленную таким образом поверхность чистой платяной щеткой наносят слой мастики и растирают до блеска,
Задания»
1. Украсьте резьбой учебные доски.
2.. Украсьте резьбой ранее изготовленные изделия.
3. Покройте украшенные резьбой изделия восковой мастикой
4. Придумайте предложения со словами: текстура, резак, косяк, геометрическая резьба.
Вопросы.
1. Для чего применяется резьба по дереву?
2. Изделия из каких пород древесины лучше украшать резьбой?
3. Какими инструментами выполняется резьба?
4. Чем отличается резак от стамески?
5. Как размечают рисунок для резьбы, переносят его на деталь?
6. Какие правила резьбы вы знаете?
7. Зачем изделия покрывают мастикой, краской?
Самостоятельная работа
Изготовьте, самостоятельно планируя работу, брусок заданных размеров.
При работе контролируют следующие навыки и умения:
1) пиления вдоль волокон по линиям разметки;
2) строгания рубанком;
3) проверки качества и точности работы по линейке и угольнику;
4) разметки и строгания по заданным размерам;
5) разметки длины бруска после строгания, пиления древесины поперек волокон.
Брусок заданных размеров
Угловое концевое соединение брусков вполдерева.
Соединение брусков.
Очень часто бывает нужно изготовить рамку для объявления, стенда, других изделий. Бруски или рейки в этом случае соединяются способом вполдерева. Что это такое, вы уже хорошо знаете.
Угловое концевое соединение вполдерева — самый простой способ из всех угловых соединений. В конце
каждого бруска вырезают половину его толщины, и при наложении (совмещении) деталей изделие получается толщиной, равной толщине одного бруска.
Рамка.
Угловое концевое соединение брусков вполдерсва.
Рамка и ее деталь.
Выполнение соединения:
а, б — разметка детали; в, г — удаление материала, изготовление шипа.
Подгонка соединения стамеской.
При изготовлении деталей рамки особое внимание надо обратить на разметку брусков, мест соединений, строгание деталей под заданные размеры, запиливание мест врезки — шипов — и спиливание лишнего материала.
Выполняя угловое концевое соединение вполдерева, нужно стремиться к тому, чтобы детали прямо «из-под пилы», без дополнительной подгонки, плотно прилегали друг к другу. Но иногда все же приходится исправлять погрешности в работе с помощью напильника или стамески.
Рамка для табуретки.
Рамку для сиденья табуретки изготавливают из брусков. Бруски обрабатывают по заданным размерам, размечают места врезки и выполняют их. Затем детали соединяют между собой в изделие.
Сначала надо ознакомиться с чертежом, прочитать его, представить себе детали, порядок их изготовления и сборки изделия. Затем составить план работы. При этом необходимо вспомнить уже пройденный материал (как выполняют разметку и соединение вполдерева и т. п.), хорошо усвоить новый. Лишнюю древесину из
мест соединения вы удаляли с помощью стамески. А сейчас надо сделать два пропила по линиям разметки— вдоль и поперек волокон; так тоже снимают ненужный материал. Кроме того, при изготовлении рамки вы освоите некоторые новые приемы работы.
Задания.
1. Самостоятельно составьте план работы на изготовление рамки сиденья табурета.
2. Расскажите, с помощью каких инструментов вы будете размечать и изготавливать рамку.
3. Разметьте и изготовьте детали для рамки.
Вопросы.
1. В каких изделиях применяется угловое концевое соединение брусков вполдерева?
2. На какой размер нужно установить рейсмус для разметки Шипа соединения вполдерева у брусков толщиной 24, 30, 42, 48 мм?
Соединение деталей на клею.
Склеивание рамки.
Из брусков с подготовленными местами для угловых концевых соединений вполдерева собирают и склеивают рамку. Вот план работы:
I. Подготовить верстак для работы с клеем — покрыть его щитом из фанеры или картона.
2. Соединить детали с учетом разметки и сжать места соединения струбцинами. Сжатие деталей струбцинами.
4. Разжать струбцины.
5. Нанести клей на поверхности деталей и соединить их с учетом разметки. Сжать места соединений струбцинами.
6. Проверить по угольнику внутренние углы рамки.
7. Убрать рамку для выдержки (то есть до полного высыхания клея) до следующего занятия.
Запомни!
1. Работать с клеем нужно быстро и аккуратно, экономно его расходуя.
2. Нанести много клея — не значит прочно склеить.
3. Клей всегда наносят на обе склеиваемые поверхности деталей.
Задания.
1. Повторите операции склеивания древесины.
2. Соберите и склейте рамку.
3. Расскажите, в какой последовательности вы склеивали рамку.
Вопросы.
1. Почему перед работой с клеем верстак надо покрыть щитом?
2. Зачем при склеивании детали сжимают с помощью струбцин?
3. Как надо проверять внутренние углы рамки?
4. Как надо расходовать клей? Почему?
Застрагивание рамки
Склеенную рамку обрабатывают со всех сторон рубанком и проверяют качество работы.
Вот план
1. Застрогать боковую сторону рамки.
2. Выстрогать под рейсмус вторую боковую сторону.
3. Выстрогать кромку (сначала строгают с одной стороны, а затем с другой.
Застрагивание боковых сторон рамки.
Строгание кромки рамки.
4. Проверить по линейке и угольнику выстроганную кромку,
5. Выстрогать и проверить по угольнику смежную кромку.
6. Разметить и выстрогать две оставшиеся кромки.
7. Проверить с помощью линейки и угольника прямоугольность рамки.
Запомни!
Кромку застрагивают с двух сторон, чтобы не сколоть торцы.
Задания.
1. Расскажите и покажите, как при работе закрепляют рамку в зажимах верстака.
2. Застрогайте рамку со всех сторон, проверьте качество работы.
3. Расскажите, в какой последовательности застрагивают рамку.
Вопросы.
1. Какие инструменты потребуются при застрагивании рамки?
2. Зачем проверяют рамку по диагоналям?
3. Зачем нужно проверять рамку по угольнику?
Проверка кромки рамки линейкой.
Проверка кромки угольником.
Проверка смежной кромки угольником.
Разметка для строгания кромок.
Проверка рамки с помощью линейки и угольника.
Сверление отверстии на станке.
Настольный сверлильный станок предназначен для сверления отверстий в древесине и других материалах. Станок состоит из следующих основных частей: стола, станины, электродвигателя, шпинделя, рукоятки, пульта кнопок.
На столе устанавливается деталь. Запомни, что все детали, в которых надо
просверлить отверстия, обязательно зажимают в настольные тиски.
На станине закреплены все остальные
механизмы станка. Электродвигатель приводит во вращение шпиндель станка, а вместе с ним и патрон. В патроне крепят сверло. С помощью
рукоятки опускают и поднимают шпиндель.
Сверлильный станок позволяет быстрее проводить все oпрации по сверлению, облегчает работу.
При работе на станке надо строго соблюдать праип.
безопасности труда.
Запомни!
Нельзя включать станок без разрешения учителя.
Перед тем как приступить к работе, надо вместе с учитлем проверить крепление всех основных частей станка.
Правильно и прочно закрепляй сверло в патроне, обязательно зажимай деталь в тиски!
Нельзя при работе держать руку близко у сверла, отвлекаться, отходить от станка до его полной остановки.
Нажимать на рукоятку надо плавно.
Не прикасайся к вращающимся частям станка!
Задания.
Назовите основные части сверлильного станка и покажите и
Расскажите, какие правила безопасной работы на станке вы знае|
Зажмите деталь в настольные тиски.
Придумайте предложения со словами: сверлильный станок, тип
настольные, электродвигатель, станина, ограждение, шпиндель, рукоять
Вопросы.
Для чего предназначен сверлильный станок?
Почему нельзя отвлекаться при работе на станке?
Почему деталь обязательно надо зажимать в тиски?
Почему нельзя отходить от станка до полной его остановки?
Сверлении сквозных отверстий.
При сверлении
сквозных отверстий инструмент — сверло — проходит через всю заготовку. Это очень ответственная операция.
Посмотрите на рисунок . В подставках, показанных на рисунке, карандаши устанавливают в отверстия, просверленные насквозь в детали.
Изготовить подставку для карандашей можно из бруска и дощечки. В заготовке бруска надо по линейке и угольнику разметить места для сверления отверстий. В центре каждого будущего отверстия накалывают шилом углубление. В этом случае при работе сверло не будет «уходить» в сторону,
скользить по поверхности и отверстие
получится в точно заданном месте.
Затем размечают дощечку - основание подставки. Основание делает подставку для карандашей устойчивее и
закрывает сквозные отверстия бруска.
Размеченную заготовку бруска зажимают в верстаке и последовательно сверлят все отверстия. Особую осторожность
надо соблюдать в начале и конце сверления каждого отверстия. После этого заготовку обрабатывают шлифовальной шкуркой и крепят к основанию. Подставка для карандашей почти готова. Её можно покрасить или покрыть олифой.
Сверление несквозных отверстии.
Несквозное отверстие — это отверстие, просверленное не через всю заготовку, не насквозь.
Перед сверлением таких отверстий также надо разметить заготовку. Размечают сквозные и несквозные отверстия одинаково.
Иногда бывает необходимо просверлить два ряда отверстий. Тогда разметку проводят с помощью линейки и угольника. Сначала проводят две параллельные линии по длине детали (на нужном расстоянии друг от друга и от края бруска). На этих линиях и размечают с помощью угольника центры отверстий. Перед сверлением центры отверстий накалывают шилом.
При сверлении несквозных отверстий, чтобы не ошибиться, периодически надо проверять глубину отверстия. Это сделать довольно сложно, так как каждый раз приходится вынимать сверло и контролировать глубину. Поэтому, когда надо изготовить несколько одинаковых отверстий, пользуются
упорной муфтой. Сделать её очень просто. С помощью муфты можно быстрее выполнить работу, глубина всех отверстий получится одинаковой.
Передвигая и зажимая сверло в патроне, с помощью одной муфты можно сверлить отверстия различной глубины.
Задания.
Просверлите несквозное отверстие глубиной 20, 25, 30, 40, 60 мм.
Изготовьте муфту для сверления отверстий глубиной 40 мм.
Изготовьте подставку с двумя рядами отверстий (рисунок 69). Предварительно составьте план работы.
Придумайте предложения со словами: шило, центр отверстия, сквозное отверстие, несквозное отверстие, глубина отверстия, муфта, подставка для карандашей.
Вопросы.
Почему центр отверстия при разметке необходимо накалывать шилом?
Как проверяют глубину отверстия?
В каких случаях следует изготовлять упорную муфту?
Можно ли с помощью одной муфты просверлить несквозные отверстия различной глубины?
Криволинейное пиление
Техника пиления
Раньше вам приходилось обрабатывать только прямолинейные поверхности. Но посмотрите на рисунок. У таких изделий, как и у многих других, встречаются детали с криволинейными кромками9 поверхностями. Разметить криволинейные кромки по линейке невозможно. Поэтому переносят рисунок с чертежа на деталь с помощью циркуля, лекал (специальных линеек) или, что значительно проще, размечают по шаблону. Шаблон, как вы знаете, приспособление для разметки нескольких одинаковых деталей. Детали по криволинейным кромкам пилят лучковой пилой с узким полотном и мелкими зубьями. Такая пила называется выкружной
Изделия из древесины:
а — кружок для кадушки; б — скамейка для ног.
Подготавливают выкружную пилу к работе и пилят ей почти так же, как и лучковой. Но если при работе лучковой пилой с широким полотном надо стремиться соблюдать прямолинейное направление движения полотна пилы, то при пилении выкружной пилой с узким полотном рука должна направлять инструмент по кривым линиям. Одновременно надо следить и за тем, чтобы пила располагалась перпендикулярно плоскости доски: это проверяют по угольнику. Кроме того, в отличие от лучковой, выкружную пилу при работе приходится часто перенастраивать, поворачивая полотно так удобнее и быстрее пилить.
Контроль при пилении по кривым линиям.
При выпиливании деталей с криволинейными кромками пропил должен проходить на расстоянии 2—3 мм от линии разметки. Этот припуск (2— 3 мм) снимают рубанком, стамеской или напильником при дальнейшей обработке детали.
Запомни!
1. Пилить надо плавно, ровно, спокойно, нельзя сильно нажимать на пилу.
2. Пилят детали сверху вниз, пропил делают рядом с линией разметки, оставляя припуск на дальнейшую обработку.
3. Нельзя оставлять пилу в пропиле.
4. При пилении надо контролировать работу. Постоянно следить, чтобы полотно пилы располагалось под прямым углом к плоскости детали.
Задания.
1. Подготовьте выкружную пилу к работе.
2. Разметьте по шаблону деталь с криволинейными кромками.
3. Расскажите, как выпиливанием изготавливают детали с криволинейными кромками.
4. Придумайте предложения со словами: криволинейные кромки, шаблон, лекало, циркуль, выкружная пила, припуск.
Вопросы.
1. Как размечают детали с криволинейными кромками?
2. Чем отличается выкружная пила от лучковой?
3. В чем сходства и различия пиления лучковой и выкружной пилой?
4. Зачем при работе необходимо учитывать припуск?
5. Какие правила работы выкружной пилой вы знаете?
Изготовление кронштейна
На последующих занятиях вы изготовите кронштейн для ампельных растений. Начиная работу, необходимо подобрать материалы, разметить детали и выпилить их по криволинейным кромкам. Все операции вам знакомы. Итак, вот план работы по выпиливанию деталей кронштейна:
1. Подобрать материалы и инструменты.
Кронштейны для ампельных растений:
а — общий вид и отдельные детали;
2. Разметить заготовки по длине и ширине.
3. Выпилить по длине и ширине заготовки на детали.
4. Выстрогать заготовки по толщине.
5. Разметить детали по шаблону,
6. Выпилить детали.
Обработка деталей с криволинейными кромками
Общие сведения
Выпиленные по кривым линиям детали необходимо подвергнуть дальнейшей обработке рубанком, стамесками, напильниками, шкуркой. Этими инструментами снимают припуск. Ведь каким бы тонким ни было полотно и мелкими зубья пилы, место пропила получается неровным, шероховатым.
Сначала рубанком строгают выпуклые криволинейные кромки, имеющие большой радиус кривизны. Затем срезают стамеской припуск в тех местах, где нельзя было выстрогать рубанком, то есть выпуклые и вогнутые кромки с небольшим радиусом кривизны. Заканчивают обработку кромок после стамески напильником. Этим же инструментом обрабатывают и торцевые участки. Подготовленные таким образом поверхности зачищают шкуркой.
После данной обработки криволинейные кромки получаются гладкими и плавно изогнутыми.
Обработка кромок рубанком, стамеской, напильником и зачистка шкуркой.
Обработка выпуклых криволинейных кромок рубанком. Перед тем как приступить к строганию, необходимо внимательно осмотреть деталь, прочно и правильно закрепить ее в зажимах верстака. При этом следует обязательно учитывать расположение волокон в заготовке, так как нельзя строгать против волокон (вспомни почему).
Строгать надо по линиям разметки, снимая тонкую стружку. Контролируют работу по угольнику и разметочным линиям.
Обработка криволинейных кромок стамеской. Деталь, так же как и перед выполнением других операций, следует закрепить в зажимах верстака. При этом необходимо учитывать расположение волокон: нельзя резать стамеской материал против волокон и под прямым углом к ним, обрабатывать торцы.
При обработке вогнутых кромок стамеску держат фаской вниз (рис. 98, а). С выпуклой кромки лишний материал снимают, располагая инструмент фаской вверх.
Снимать припуск стамеской можно, нажимая на нее руками или слегка ударяя по ручке инструмента киянкой. Во многом это зависит от толщины удаляемого слоя материала, породы древесины, расположения волокон в детали и т. п.
Работают стамеской очень аккуратно и осторожно, снимая тонкую стружку. Контролируют эту операцию внешним осмотром по линиям разметки и с помощью угольника.
Обработка криволинейных кромок напильником.
Обычно криволинейные кромки сначала строгают
Обработка стамеской:
а — вогнутых кромок; б — выпуклых
кромок.
Напильники и их форма.
рубанком или удаляют припуск стамеской. В тех местах, где снять припуск с помощью стамески неудобно или невозможно, кромки обрабатывают напильниками с крупной насечкой — драчёвыми—или рашпилями. У рашпилей вместо насечки сделаны острые бугорки. А уже после рашпиля и стамески места обработка зачищают напильниками с мелкой насечкой -^личными. Напильники выпускаются различных размеров и формы.
Деталь, как всегда, закрепляют в зажимах верстака. Напильник надо располагать под некоторым углом к обрабатываемой поверхности, но строго перпендикулярно лицевой стороне. Нельзя сильно на жимать на инструмент и покачивать его, иначе кромка будет закруглена.
Проверяют работу так же, как и при строгании и удалении припуска стамеской.
При длительной работе напильник забивается древесными опилками и пылью. Поэтому инструмент надо периодически очищать металлической щеткой.
Зачистка криволинейных кромок шкуркой. Зачистка— окончательная операция механической обработки деталей. Шкурка сглаживает неровности, снимает мелкие выступы, оставшиеся после обработки стамеской, напильником. Зачищать криволинейные поверхности следует до тех пор, пока кромки не станут гладкими и не будут иметь плавные переходы.
Задания.
1. Расскажите, как обрабатывают криволинейные кромки рубанком, стамеской, напильником, шкуркой.
2. Внимательно рассмотрите, как учитель обрабатывает различными инструментами криволинейные кромки.
3. Составьте с помощью учителя план работы на обработку деталей кронштейна, изготовленных на прошлых занятиях.
4. Обработайте рубанком, стамеской, напильником и шкуркой детали кронштейна.
5. Оцените качество работы.
Вопросы.
1. Зачем после пиления надо обрабатывать кромки деталей?
2. В какой последовательности и какими инструментами обрабатывают криволинейные кромки?
3. Что такое драчёвые и личные напильники? Чем они отличаются друг от друга?
4. Что такое рашпиль? Чем он отличается от других напильников?
5. Как осуществляется контроль при обработке криволинейных кромок?
Скамейка и головоломка (практическое повторение)
Изготовление скамейки
Пользуясь умениями и навыками, приобретенными на прошлых занятиях, изготовьте скамейку по чертежу, приведенному. Составить план и разметить сложные детали вам поможет учитель.
Скамейка состоит из двух ножек со стойками, про-ножки и сиденья. Сиденье сделано из пяти брусков, прикрепленных к основаниям шурупами. Ножки соединяются со стойками на шипах вполдерева. А в стойках выдолблены гнезда для проножки. Итак, смелее за работу!
Скамейка.
Контрольная работа
Посмотрите на рисунок, такую головоломку вам предстоит сделать, самостоятельно планируя работу.
Головоломка:
А, Б, В — детали; 1,2, 3, 4 — последовательность сборки.
Если все детали А, Б и В будут точно размечены и изготовлены, у вас получится занимательная игрушка. Не волнуйтесь и принимайтесь за дело: все операции вам хорошо знакомы.
При работе контролируют следующие навыки и умения: 1) строгания бруска под заданный размер; 2) разметки рейсмусом и по угольнику; 3) пиления древесины; 4) долбления гнезд; 5) зачистки деталей.
Долбление
В столярном деле очень часто приходится изготавливать в различных деталях углубления или отверстия. Например, в шиповом соединении брусков в одной детали делают гнездо (отверстие), а в другой— шип.
Сделать отверстие или углубление можно различными способами. Один из них — долбление. Выполняют эту операцию с помощью специального инструмента — долота. При долблении долотом подрезают слои древесины и удаляют их-
Гнезда могут быть сквозными (насквозь детали) и несквозными (не на всю толщину). У гнезда различают длину, ширину, глубину. Расстояние от боковой
стенки бруска до линии длины (иногда ширины) гнезда называется толщиной щечки.
Пробивают отверстия или делают углубления в деталях с помощью долота и киянки. У долота, так же как и у стамески, различают ручку, стержень с фаской и лезвием. Для того чтобы ручка не раскололась при работе, на ней установлено кольцо. У стамески и долота много общего, но долото имеет более толстый стержень.
Инструмент для долбления.
У долота режущая кромка (лезвие) прямая. Бывают долота различной ширины — от 6 до 20 мм. Иногда встречаются и более узкие, и более широкие инструменты, но такие долота нужны только для специальных работ. Поэтому всегда можно выбрать нужный по ширине лезвия инструмент.
Долото.
Правильно и качественно выдолбить гнездо можно лишь острым долотом. Определить, острый ли инструмент, легко внешним осмотром или при строгании древесины. Тупое долото не режет брусок, доску, а только мнет и крошит древесину. При работе острым инструментом внутренние поверхности гнезда будут гладкими и ровными: древесина не мнется, а срезается,
Запомни!
1.Работать надо острым, правильно заточенным инструментом.
2.Если лезвие долота неправильно заточено, инструмент уводит в сторону, торцы и щечки получаются неровными.
Задания.
1. Расскажите, что такое долбление.
2. Нарисуйте долото и надпишите его части.
3. Определите, какое долото острое, а какое тупое.
4. Придумайте предложения со словами: долбление, долото, гнездо, шип, сквозное отверстие, . несквозное отверстие, щечка.
Вопросы.
1. Что такое долбление? Зачем нужна эта операция?
2. Зачем надо делать отверстия в деталях?
3. Что называется толщиной щечки?
4. Чем отличается долото от стамески?
5. Почему долото надо правильно затачивать?
6. Почему нельзя работать тупым инструментом?
Долбление сквозного гнезда.
Крепление деталей. Перед тем как приступить к работе, размеченные
Установка детали в зажимах верстака.
детали закрепляют в зажимах верстака . Заготовка должна плотно лежать на верстачной доске, причем так, чтобы место долбления отверстия не находилось над коробкой зажима. Не забывайте, что при долблении сквозных отверстий под деталь надо подкладывать фанеру или дощечку. Необходимо также следить, чтобы между деталью и подкладным материалом не оказались случайно кусочки древесины. От таких мелких обрезков на поверхности заготовки могут образоваться вмятины.
При долблении длинных деталей их не закрепляют в зажимах верстака, а прижимают к верстачной доске. Отверстия или углубления в очень длинных заготовках делают, сидя на них. В этом случае деталь прижата массой тела.
Техника долбления. Разметив и закрепив заготовку, начинают работу. Долото держат в левой руке, киянку в правой. Сначала устанавливают долото у линии разметки поперек волокон древесины, отступив от нес внутрь гнезда на 1—2 мм. Фаска инструмента должна быть повернута внутрь гнезда.
По ручке долота, стоящего под прямым углом к поверхности детали, наносят несколько ударов киянкой. Затем вынимают долото, ставят его с некоторым наклоном к поверхности детали, фаской к удаляемой древесине, и срезают часть материала .
Последовательность работ (а—е) при долблении сквозного гнезда.
Затем вновь углубляют долото перпендикулярно поверхности детали и удаляют материал.
После того как будет сделано достаточное углубление, обрабатывают противоположную сторону гнезда. Когда выдолбят отверстие примерно наоловину его глубины, бруски переворачивают и заканчивают работу в такой же последовательности.
Долбить гнездо надо терпеливо и аккуратно. Следует стремиться долбить вглубь, а не в ширину. Поэтому перед работой необходимо очень внимательно проследить, как изготавливает гнездо учитель.
Запомни!
1. Не забивай глубоко долото в гнездо — лишний материал надо своевременно удалять.
2. Нельзя ставить лезвие долота вдоль волокон древесины.
3. Долбят сквозное гнездо с двух сторон детали.
Задания.
1. Повторите правила безопасной работы стамеской.
2. Разметьте гнездо на заготовке и закрепите деталь.
3. Расскажите, как надо закреплять детали различной длины.
4. Поставьте лезвие долота по линии разметки бруска поперек волокон древесины и ударьте несколько раз киянкой по ручке инструмента. Поставьте на другом бруске лезвие долота вдоль волокон древесины и также несколько раз ударьте по ручке. Сравните результаты в первом и втором случаях.
5. Составьте предметную технологическую карту на долбление гнезда.
6. Расскажите, в какой последовательности изготавливают гнездо долблением.
7. Установите рейсмус для разметки гнезд на следующие размеры: ширина гнезда 6 мм, толщина щечки 6 мм; соответственно 8 и 10 мм, 10 и 9 мм (бруски толщиной 18, 28, 30 мм).
8. Изготовьте брусок со сквозными гнездами.
Вопросы.
1. Как надо правильно закреплять заготовку при долблении?
2. Когда заготовку не зажимают на верстаке, а работают, сидя на ней?
3. Почему надо подкладывать на верстак под заготовку кусочек фанеры или дощечку?
4. Почему нельзя долбить деталь над коробкой зажима верстака?
5. В какой последовательности надо долбить гнездо?
6. Почему нельзя ставить лезвие долота вдоль волокон древесины?
7. Почему сквозное отверстие надо долбить с двух сторон?
Долбление широкого гнезда и подчистка
Стамеской
Если надо выдолбить широкое гнездо, а инструмента нужного размера нет, берут самое широкое долото из имеющихся. Работают в такой последовательности. Сначала удаляют слой материала по одной стороне гнезда, а затем по другой. После долбления гнездо подчищают стамеской. Так как стамеска тоньше долота, с ее помощью можно убрать небольшие погрешности, выровнять стенки и дно гнезда.
Когда нет долот нужного размера, можно пользоваться для долбления и стамесками. Но при работе со стамеской надо соблюдать особую осторожность, чтобы не погнуть стержень и не сломать инструмент (ведь стамеска намного тоньше долота). Да и долбить гнездо стамеской гораздо труднее и медленнее, чем долотом. И последнее. При разметке брусков часто встречаются заготовки с пороками, например с сучками. А иногда гнездо приходится располагать в таком месте, где волокна древесины проходят под углом по отношению к линиям разреза. Поэтому надо стараться размечать заготовки так, чтобы сучок или участок древесины с косым расположением волокон не попали в место долбления. Но если ничего нельзя сделать, долбить такие места (с сучками или косым расположением волокон) надо очень аккуратно и осторожно, снимать тонкую стружку.
Задания.
1. Изготовьте гнездо, которое шире имеющегося долота.
2. Подчистите гнездо стамеской.
3. Выдолбите одинаковые гнезда стамеской и долотом. Сравните результаты.
4. Расскажите, в какой последовательности надо долбить широкое гнездо узким долотом.
5. Выдолбите гнезда на заготовках с косым расположением волокон, с сучками в месте долбления.
6. Расскажите, как изготавливают гнезда в заготовках с пороками древесины, с косым расположением волокон.
Вопросы.
1. Когда гнездо подчитают стамеской? Зачем?
2. Как изготавливают широкие гнезда узкими инструментами?
3. В каких случаях приходится долбить гнездо в местах, где расположены сучки?
4. Какую заготовку легче долбить: с сучками или без них?
Средник для лучковой пилы
Посмотрите на лучковую пилу. Возьмите ее в руки. Особое внимание обратите на средник
в этой детали по краям продолблены гнезда. Вспомните, что средник и соединяет стойки между собой, и дает возможность натянуть полотно с помощью
вы сами попробуйте изготовить средник для лучковой пилы. При разметке заготовки надо учитывать, что расстояние между внутренними прорезями гнезд равно расстоянию между стойками пилы.
Вот план работы на изготовление средника:
1. Подобрать материалы и инструменты.
2. Разметить и выпилить заготовку по длине, ширине и толщине.
3. Выстрогать деталь по размерам.
4. Разметить длину средника и гнезда.
5. Выдолбить гнезда.
6. Отпилить припуск по длине.
7. Зачистить средник шкуркой и покрыть лаком.
Задания.
1. По лучковой пиле без средника и тетивы определите рас-
стояние между стоиками.
2. Разметьте и изготовьте средник.
3. Расскажите, в какой последовательности вы изготавливали средник.
тетивы. На этом занятии
пилы.
Вопросы.
1. Какой инструмент потребуется при изготовлении средника?
2. Зачем нужен средник для лучковой пилы?
3. Как узнать расстояние между гнездами у средника?
4. Почему припуск по длине отпиливают после долбления гнезд?
Свойства основных пород древесины Хвойные породы деревьев
Все виды деревьев разделяются на две группы: хвойные и лиственные. К каждой группе относится много пород деревьев. Породы деревьев легко определить по коре, кроне, листьям и хвое. К хвойным деревьям относятся: ель, сосна, пихта, лиственница, кедр. Растут они на севере, в Сибири и в средней полосе России. К лиственной группе относятся: береза, осина, тополь, липа, дуб, бук, клён и другие. Растут они в Сибири, средней полосе и на юге России. Хвойная древесина отличается от лиственной смолистостью. Деревьев хвойных пород в России намного больше, чем лиственных. Каждая порода деревьев имеет свои свойства (качество): цвет, вес, запах, твердость и т.д. По этим свойствам также можно определить породу дерева. К твёрдым породам относятся: дуб, бук, клён, берёза, и др.
К мягким породам относятся: сосна, ель, пихта, ольха. К очень мягким породам относятся осина, тополь, липа, кедр. Твёрдые породы по весу всегда тяжелее мягких пород. Твёрдую породу дерева труднее строгать, резать, и трудно вбивать в нее гвозди, т.к. они при этом гнутся.
Угловые серединные
соединения ус-3, ук-1.
Угловой серединной вязкой называется такая вязка, при которой один брусок своим концом — обычно это бывает торец — присоединяется к другому бруску. Угловые серединные соединения ещё называются тавровыми вязками (Т-образными). Различают угловые серединные соединения брусков и угловые серединные соединения досок.
Угловые серединные
соединения брусков.
Серединные брусковые вязки под углом имеют самое широкое распространение в конструкциях различных столярных изделий. Для изготовленияэтих вязок нужно только строго придерживаться ряда правил:
Бруски строгать точно в размер.
Торцы у брусков, примыкающие
к середине, отпиливать по угольнику.
Разметку на брусках, делать
точно. Тогда соединение получится хорошего качества.
Запилы соединений делать только пилами мелкозубками.
Вязки следует делать так, чтобы
было плотное примыкание. Это улучшает склеивание и гарантирует прочность вязки.
Проверку точности производить не только на глаз, но контролировать инструментами: столярным угольником и линейкой.
Серединную угловую вязку брусков производят различными способами с применением разнообразных шипов, что зависит от требования конструкции и расположения деталей в изделии.
С некоторыми брусковыми соединениями (тавровыми вязками) вы уже знакомы, например с соединениями внакладку вполдерева, внакладку лапой вполдерева.
Умея читать чертежи и помня приёмы запиливания шипов, опиливания щёчек, запиливания проушин, нетрудно самостоятельно выполнить эти брусковые соединения.
Разберём теперь некоторые другие виды серединных вязок: на шип прямой, на шип «ласточкин хвост», вполдерева гребнем, в проушину.
Соединение на шип прямой. Вязка эта вам знакома: гнездо вы такое долбили и шип запиливали, когда делали табуретку. При серединных соединениях различают соединения на прямой шип несквозной и сквозной.
Размеры шипов и гнёзд при серединных соединениях на шип прямой несквозной такие же, как и при угловых вязках брусков. Толщина шипа должна равняться примерно (одной трети) толщины бруска; глубина несквозного гнезда не должна превышать (половины) толщины бруска; гнездо долбят на 2 мм глубже, чем длина шипа.
Соединение на шип прямой сквозной не представляет трудностей, только требует некоторой тренировки.
Рассмотрите рисунок. В этой вязке сквозное гнездо долбится с двух сторон. Это так называемое встречное долбление. Для того чтобы вязка брусков прямыми шипами была прочнее, шипы расклинивают, на расстоянии 5—7 мм от края.
Расклинивают шипы с торца двумя клиньями на расстоянии 5—7
мм от краёв. При таком расположении клиньев крайние волокна шипа выгибаются и вязка делается плотнее. Если забить один клин посередине шипа, то он не отожмёт волокна древесины.
Концы клиньев намазывают клеем и вставляют в надколы. Заколачивают клинья лёгкими ударами киянкой. Ударять нужно поочерёдно: то по одному клину, то по другому. Если забить полностью сначала один клин, то может получиться перекос соединения.
Расклинивая несквозной шип , сначала вставляют клинья с клеем в надколы, затем шип вместе с клиньями вставляют в гнездо
и заколачивают. Не следует забывать, что клинья должны быть короче шипа.
Для расклинивания несквозного шипа лучше брать на клинья древесину твёрдых пород: берёзу,
клён. Для сквозного шипа берут
ту же древесину, из какой сделан
шип.
Соединение на шип «ласточкин хвост». Следующие три вида соединения объединены общим названием «ласточкин хвост». Столярные соединения на шип «ласточкин хвост» имеют ещё ряд названий: в лапу, на косой шип и другие. Эти названия можно встретить в книгах по столярному делу и на производстве.
Данное соединение, в силу своей конструкции, является одним из наиболее прочных. Угол наклона щёчек шипа должен быть не более 10°. Если сделать больший наклон щёчек, то будут получаться сколы у щёчек шипа или у сторон гнезда и прочность соединения будет нарушаться.
Вязка в «ласточкин хвост» особенно прочна на растяжение.
Познакомьтесь внимательно с чертежами различных видов соединений на шип «ласточкин хвост» :
соединение внакладку лапой вполдерева с односторонним скосом;
соединение на полный шип «ласточкин хвост»;
соединение на шип «ласточкин хвост» вполдерева.
Соединение в проушину, гребнем и в глухую накладку. На рисунках показаны ещё три вида вязок, сходных по общему виду: соединение в глухую накладку вполдерева, гребнем вполдерева и соединение в проушину. Приёмы выполнения их те же, что и для предыдущих вязок.
Следует помнить общий порядок выполнения шипов, проушин и гнёзд: сначала на конце одного бруска вырезают лапу, затем накладывают на второй брусок и размечают шилом или острым карандашом; с внутренней стороны метки делают надрезы пилой до нужной глубины. Лишнюю древесину удаляют стамеской. Гнёзда для глухих, скрытых и сквозных соединений долбят обычным порядком. Для чистоты гнезда стамеской делают надрезы по долевым рискам.
ВОПРОСЫ:
Какие вязки называют серединными?
Какие требования предъявляют к изготовлению брусков при серединных вязках?
Расскажите, как вы будете делать соединение внакладку лапой вполдерева с односторонним скосом.
Как продалбливать сквозное и несквозное гнёзда?
Как делается расклинивание шипа при вязке на прямой сквозной шип?
Задание.
По выбору учителя выполнить на изделии одно из угловых серединных соединений брусков.
Угловые серединные соединения досок.
Угловые серединные соединения досок (тавровые) имеют большое применение в столярном деле. Они применяются там, где нужны очень прочные соединения, например при изготовлении полки для инструментальных, рабочих и книжных шкафов, стеллажей для школьной библиотеки, склада, скамеек под ноги.
Соединение досок поперёк слоёв волокна древесины имеет много способов. Следует знать, что эти вязки применяются, если полки делаются из массива, то есть из целой древесины.
Соединение на шип круглой вставкой — шкантом. В том случае, если детали сделаны из столярных, фанерных, склеенных плит и щитов, то вязку на шипах не применяют, а делают примыкание на круглых вставных шипах, или на шкантах. Разметку и постановку круглых шипов делают по трафарету.
Диаметр шипов делают от (одной трети) до (половины) толщины применяемой детали — доски.
В неразъёмных соединениях круглые шипы вклеивают полностью, проклеивают оба конца. В разъёмных проклеивают только один конец. Круглый шип в разъёмном соединении называется шкантом.
Упражнение. Соедините две доски на шкантах.
Соединение в паз. Это самое простое соединение. Имеет следующие разновидности: соединение в широкий паз; узкий паз; в паз и гребень.
При соединении в широкий паз глубину паза выбирают от (одной трети) до (половины) примыкаемой доски. Ширину паза делают в толщину доски.
Паз пропиливают пилой-мелкозубкой (наградкой). Чтобы паз был запилен правильно, к риске прибивают рейку тонкими гвоздями, по кромке которой двигают пилу.
Из пропила паза древесину удаляют прямой стамеской.
При соединении в узкий паз ширину паза пропиливают в (половину) толщины примыкаемой доски, а на конце примыкаемой доски делают шип вполдерева, длиной в глубину паза.
Гребень представляет из себя шип с заплечиками .
При соединении в паз и гребень заплечики у гребня повышают прочность вязки. Кроме того, они закрывают шов соединения. Каждое заплечико делают шириной (одной четверти) толщины примыкаемой доски.
Упражнение.
Соедините две доски одним из видов соединения в паз.
Соединение внаград. Эта вязка в широкий и узкий пазы, а также в паз и гребень, при которой на шипе делают односторонний или двусторонний скос. При соединении на шип с односторонним скосом сначала делают шип с односторонним скосом, а по нему уже размечают пропилы паза.
Соединение внаград на шип с двусторонним скосом «ласточкин хвост», которое имеет еще название «внаград с двумя заплечиками», самое прочное. Такая вязка исключает возможность разъединения досок путём растяжения.
Упражнение.
Соедините две доски внаград с односторонним скосом или на шип «ласточкин хвост».
Соединение на шип «ласточкин хвост» в кромку. Соединение, которым
часто пользуются в столярном деле, когда в кромку доски
требуется врезать брусок. Это соединение одно из самых прочных. В изготовлении его вы не встретите затруднений.
Соединение прямыми шипами. Это соединение имеет два вида: несквозными шипами впотай и сквозными шипами вполупотай, когда шипы выходят не на лицевую сторону.
ВОПРОСЫ:
В каких случаях делают серединную (тавровую) вязку на вставных круглых шипах — шкантах?
Как точнее сделать разметку постановки круглых шипов?
Какого диаметра делают круглые шипы?
Что нужно сделать, чтобы пропилить паз?
Какая может быть самая большая глубина паза?
Каким инструментом убирают древесину из пропиленного паза?
В каких случаях в серединной вязке делают сквозные и потайные (глухие) соединения?
Задание.
По выбору учителя выполнить на изделии одно из угловых серединных соединений досок.
Заточка строгальных инструментов
Общие сведения
Устройство ножей и угол заточки. В любом строгальном инструменте основным рабочим элементом является нож. Именно нож режет древесину, снимает стружку. Но, как вы знаете, во время работы лезвие ножа затупляется от соприкосновения со слоями древесины, сучками. Ведь даже простой кухонный нож от длительного резания мягкого материала, хлеба, например, тупится!
Чтобы рубанок легко и чисто строгал древесину, необходимо периодически проверять и затачивать его нож. Но чтобы правильно и качественно выполнить эту операцию, надо хорошо уяснить себе устройство ножа.
У ножа различают переднюю и заднюю грани, лезвие, фаску. Передняя грань и фаска образуют
Элементы ножа.
угол заточки. Вообще чем меньше угол заточки, тем легче работать, лучше и быстрее снимается слой материала, меньше усилии затрачивается на строгание. Но если этот угол менее 30°, нож очень быстро тупится. Именно поэтому обычно принимают угол заточки ножа строгального инструмента, равным 30°.
Проверить угол заточки ножа можно по шаблону. Если нож первую прорезь шаблона (угол 30°), а только во вторую (угол 35°) или даже в третью (угол 40°), то необходимо затачивать фаску.
Да и по работе инструмента это чувствуется.
Для затачивания ножей применяются абразивные инструменты: бруски, специальные - приспособления, электрические точила.
Шаблон для проверки угла заточки ножа.
Запомни!
Неправильная заточка ножей так же усложняет работу, как и тупой инструмент.
Правила безопасной работы при затачивании ножа.
Заточка режущего инструмента — сложная, но необходимая операция, овладеть навыками которой нужно стремиться как можно быстрее. Но, как и всякая другая работа, она может быть опасной для исполнителя, если не знать определенных правил и не придерживаться последовательности выполнения операций. Поэтому, чтобы не пораниться самому и не нанести травму товарищам, а также качественно заточить инструмент, надо строго соблюдать последовательность работы и правила безопасности труда.
Запомни!
1. Правильно организованное рабочее место — залог успеха.
2. Для заточки инструмента надо использовать абразивные бруски, вделанные в деревянные колодки.
3. Держать инструмент и водить им по абразивному бруску надо так и в такой последовательности, как это показано на рисунке.
4. Брусок и нож следует периодически промывать водой. После промывки нож обязательно вытирают тряпкой.
5. Во время работы надо постоянно контролировать качество затачивания лезвия на глаз.
Задания.
1. Зарисуйте нож рубанка и надпишите его основные элементы.
Хватка ножа при его заточке.
Образывный брусок
Проверка лезвия при заточке.
2. Проверьте угол заточки ножа по шаблону, определите, нуждается ли инструмент в правке.
3. Расскажите, какие правила безопасной работы при заточке ножа вы знаете.
4. Придумайте предложения со словами: строгальный инструмент, абразивные бруски, грань ножа, лезвие, фаска, угол заточки инструмента.
Вопросы.
1. Почему ножи строгальных инструментов надо периодически затачивать?
2. Какой обычно принимают угол заточки ножа? Почему не больше и не меньше?
3. Как можно проверить угол заточки ножа?
4. Почему после промывания ножа водой его надо вытирать только тряпкой?
5. Как при заточке ножа можно контролировать качество работы?
Затачивание ножа рубанка.
Режущая кромка у острого ножа расположена строго под прямым углом к боковой грани (рис. 152), а угол заточки лезвия равен 30°.
Контроль лезвия угольником.
Последовательность заточки ножа следующая. Сначала затачивают фаску на абразивном бруске с довольно . крупными зернами так, как это показано на рисунке. При этом на передней грани ножа возникает заусенец. Если даже нож затачивать в специальном приспособлении, то заусенец все равно образуется. Его необходимо удалить на оселке— абразивном бруске с очень мелкими зернами.
После заточки фаски нож вынимают из приспособления и правят на оселке. Делают это так. Прижимают переднюю грань ножа к поверхности бруска
Снятие заусенцев.
Правка фаски.
и перемещают по ней в одну и другую сторону . Затем доводят фаску. Так, чередуя эти операции, делают несколько раз до тех пор, пока лезвие не станет острым, без заусенцев.
Если нож зазубрен, фаску затачивают на электрифицированном инструменте — электроточиле. Но делать это можно только с разрешения учителя и под его наблюдением.
Запомни!
У острого и правильно заточенного ножа передняя грань и фаска ровные, гладкие, без рисок, с блестящими поверхностями. Угол заточки равен 30°, а режущая кромка перпендикулярна боковой грани.
Задания.
1. Заточите на абразивном бруске фаску ножа.
2. Снимите заусенец.
3. Направьте лезвие — переднюю грань и фаску.
4. Проконтролируйте качество работы.
5. Расскажите, в какой последовательности вы затачивали нож рубанка.
Вопросы.
1. Как можно снять заусенец с лезвия ножа?
2. На каком инструменте доводят и правят нож?
3. Как у ножа проверяют режущую кромку? Зачем?
4. В какой последовательности затачивают и правят нож рубанка?
5. Почему зазубренный нож затачивают на электрифицированном инструменте?
6. По каким признакам можно определить, хорошо ли заточен нож?
Станки для затачивания инструментов
Затачивать ножи рубанков, стамески и другие режущие инструменты можно на специальных станках — электрических точилах.
Электрическое точило. Точило состоит из станины, стола поперечной подачи, ползуна, сменных приспособлений для крепления инструментов, шлифовального круга и электродвигателя, закрытого кожухом.
При включении электродвигателя начинает вращаться шлифовальный круг. Сменное приспособление, в котором закреплен затачиваемый инструмент, подводится к абразивному кругу с помощью: поперечной подачи. Затачивают инструмент при передвижении приспособления с помощью рычага продольной, подачи вдоль направляющей станка.
Правила безопасной работы на электроточиле. Перед тем как приступить к заточке инструмента, необходимо выполнить следующие операции:
Электрическое точило.
Закрепление различных инструментов в приспособлении:
1. Подобрать приспособление для крепления затачиваемого инструмента.
2. Проверить крепление абразивного круга, кожуха, наличие воды в ванночке.
3. Установить сменное приспособление на ползуне (в его верхней части сделаны четыре резьбовых отверстия). Закрепить в приспособлении затачиваемый инструмент.
4. Сообщить учителю об исправности и готовности к работе электроточила, получить от него разрешение на заточку инструмента.
После выполнения этих предварительных операций можно приступать к заточке инструмента.
Вот последовательность работы:
1. Включить станок при отведенном в крайнее левое положение ползуне.
2. Плавно подвести инструмент к абразивному кругу.
3. Перемещая приспособление вдоль шлифовального круга, заточить инструмент.
4. Выключить станок, вынуть инструмент из приспособления.
После окончания работы следует снять кожух и вылить воду из ванночки, протереть внутренние и наружные поверхности станка, смазать машинным маслом направляющие ползуна.
Запомни!
При замене воды в ванночке и смене приспособления станок необходимо выключать.
Электрическое точило. Этот станок отличается устройством от точила. На
Электрическое точило.
валу электродвигателя установлены два шлифовальных круга. В верхней части абразивные круги прикрыты прозрачными экранами.
Перед кругами размещены подручники, а между ними — ванна для охлаждающей жидкости. Над электродвигателем установлено блокирующее устройство, связанное с защитными экранами. Если экраны не опущены, станок не включается и круги не вращаются.
Запомни!
Между подручником и шлифовальным кругом должен быть зазор 3 мм.
Склеивание
Общие сведения
Склеивание — один из простых, но и надежных способов соединения деталей между собой. Очень важно, чхо при склеивании соединяемые поверхности деталей не повреждаются.
Для склеивания деталей применяют различные клеи, в том числе и клеи животного происхождения — казеиновый, мездровый, костный. С казеиновым клеем вы уже знакомы, поэтому остановимся лишь на столярном клее.
Промышленность выпускает столярный клей в виде плиток, чешуи, гранул от светло-желтого до темно-коричневого цвета. Иногда клей поступает в виде так называемой галерты, то есть желеобразной массы.
Но каким бы клеем вы ни пользовались, соединение получится прочным и долговечным лишь в том случае, если при работе выполнены следующие условия:
1. Поверхности деталей сухие, тщательно обработаны и подогнаны друг к другу,
2. Для каждого вида клея соблюдены правила и способы приготовления и использования.
3. После склеивания детали выдержаны определенное время сжатыми в струбцинах или зажимах верстака.
Приготовление клея.
Плитки столярного клея разбивают молотком на мелкие части, кладут в чистую посуду и заливают водой комнатной температуры. На одну часть клея (по массе) нужно брать одну-две части воды. Но в любом случае вода должна полностью покрывать кусочки клея, В таком положении клей выдерживают от 3 до 12 часов в зависимости от вида клея. Гранулы, например, набухают значительно быстрее, чем клей в виде плиток. Когда клей превратится в студенистую массу, то есть набухнет, его перекладывают в чистую, вымытую горячей водой банку. Лучше всего пользоваться специальной клееваркой.
Набухший клей расплавляют при температуре 70— 80°. От продолжительного нагрева и перегрева клеевой раствор теряет свои свойства. Клей готов, если в растворе нет сгустков.
Температура рабочего состава клея 40—60°С, поэтому во время работы его надо периодически подогревать.
От вязкости, густоты клея зависят также прочность, качество соединения и условия работы столяра. Густой клей трудно нанести на поверхность деталей, он быстро застывает, могут образоваться толстые клеевые прослойки. Использование же слишком жидкого клея не гарантирует прочность, склейки деталей. Поэтому очень важно правильно подобрать соотношение клея и воды при приготовлении клеевого раствора.
Запомни!
1. Нельзя долго кипятить или разогревать столярный клей.
2. Если вязкость, густота клея нормальная, клей стекает с кисточки ровной сплошной струей. Слишком жидкий клей стекает с кисточки быстрой тонкой струйкой, а слишком густой — медленной, часто прерывающейся струей.
3. Густой клей разводят горячей водой, тщательно размешивая раствор.
Задания.
1. Расскажите, в какой последовательности приготавливают раствор столярного клея.
2. Приготовьте клеевой раствор.
3. Определите густоту клеевого раствора.
4. Склейте образцы древесины.
Вопросы.
1. Какие виды клеев применяются при работе?
2. Из чего изготавливают мездровый и костный клеи?
3. В каком виде промышленность выпускает столярный клей?
4. Почему столярный клей нельзя долго нагревать?
5. От чего зависит прочность и долговечность соединения?
6. Как определяют пригодность клея к работе?
7. Почему от густоты клея зависят прочность и качество соединения?
8. Что надо делать, если клей загустеет?