СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебное задание по теме Истина и ее критерии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебное задание по теме Истина и ее критерии»



Учебное задание по обществознанию. 10-11 класс

Тема «ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ».



  1. Прочитайте притчу:

Шесть седовласых мудрецов сошлись из разных стран.
К несчастью, каждый был незряч, зато умом блистал.
Они исследовать слона явились в Индостан.

Один погладил бок слона… Довольный тем с полна.
Сказал он: «Истина теперь как божий день видна.
Предмет, что мы зовем слоном — отвесная стена»!

Другой, наткнувшися рукой на бивня остриё,
Сказал: «Коль интересно вам, вот мнение моё:
ни что иное этот слон, как острое копьё»!

А третий хобот в руки взял и закричал: «Друзья!
Гораздо проще наш вопрос, уверен в этом я!
Сей слон — живое существо, а именно – змея»!

Мудрец четвёртый обхватил одну из ног слона
и важно молвил: «Это ствол. Картина мне ясна!
Слон — дерево, что зацветёт, когда придёт весна»!

Однако пятый мудрый муж был, как гора, высок
и потому достать рукой слоновье ухо смог.
«Слон, без сомненья – веер», — он медленно изрёк.

Тем временем шестой из них добрался до хвоста.
И рассмеялся от того, как истина проста.
«Ваш слон — верёвка. Если ж нет — зашейте мне уста»!

А как известно, мудрецам присущ упрямый нрав.
Спор, развязав, они дошли едва ль не до расправ.
Но правды ни один не знал, хотя был в чём-то прав.

Вопрос: адекватно ли человек отображает в своем сознании действительность или впадает в заблуждение? Исследуем понятие истины.

Прочитайте текст и выполните задания.

Во все времена человечество пыталось узнать и постичь истину. Человек развивая сознание, всегда ищет истину. В поисках истины он учится осознавать себя и мир, в котором родился и существует. Каждый человек индивидуален и борется за свою правду, поэтому и возникает постоянные подмены понятий истины. А изначально, зачастую, человек не видит разницу между этими понятиями, как истина и правда, откуда и возникает проблема в постижении истины. Так в чём же заключается истина? Нередко мы задаёмся этим вопросом, когда хотим добиться правды и правосудия. Тут то и возникает вся сложность остаться объективным, не поддаться эмоциям и не мыслить только так как ты привык и как ты считаешь верным.

Так что же всё-таки такое истина и существует ли она? Какое определение, какой смысл в него вкладывает философия? Смысл, к которому еще с древних времён неустанно стремилась философская мысль. Как говориться: многие пытались «расколоть» этот таинственный «философский камень». На столько сложно узнать истину, она стала на столько таинственной, что именно такие люди, как философы, отдавали и отдают огромное количество секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет, и из века в век, чтобы раскрыть эту тайну. Очень долго не получалось найти однозначный ответ. И что мы имеем на сегодняшний день? Мы только можем знать точно, что такое истина, но в чём конкретно заключается истина, на мой взгляд, нельзя сказать по сей день.

То, что истина это верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания, человек принимает и соглашается, но найти, увидеть и разглядеть истину невероятно сложно.

Говоря об истине и давая ей определения, мы не должны забывать, что истина была разделена на несколько видов. Зная и понимая эти различия, нам легче будет в постижении истины.

Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должны стремиться. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину.

Относительная истина— философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» - абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью,- относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.

Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию. Это сложное свойство ее, включающее в свой состав независимость истины от антипатий и симпатий и отношений субъекта к предмету знания, данному познанию независимо от истины. Объективность присуща любой истине. (По материалам интернета)

Задание 1. Прочитайте текст. Почему человек стремится к истине? В чем, по мнению автора, заключается проблема постижения истины? Как соотносит автор понятия «истина» и «правда»? С помощью словаря объясните значение понятия «правда». Какое определение понятия «истина» дает автор?


Задание 2. Как вы думаете, почему автор сравнивает истину с «философским камнем»? (опираясь на курс истории, вспомните что называют « философским камнем»?)


Задание 3Автор называет три вида истины. Используя текст, заполните кластер, выделяя отличительные признаки каждого из них.














Задание 4.Ниже приведены примеры абсолютной(1) и относительной истины(2). Определите, какой пример иллюстрируют тот или иной вид.

А) на «0» делить нельзя

Б) живой пингвин не умеет летать сам (и никогда не научится)

В) В школу пришла новая ученица. Большинство мальчиков подумали: «Лена – красивая».

Г) вещества состоят из молекул

Д) день рождения только раз в году

Е) зимой холодно

Примером какого вида истины может служить иллюстрация? Объясните свое мнение.

Задание 5. Автор считает, что «человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину». Как вы думаете, о каких ограничениях идет речь? Назовите и проиллюстрируйте примерами два из них.


Задание 6. Обычно истину противопоставляют с ложью, неопределённостью, тайной, заблуждением. Признаки, которые характерны только для истинного знания, называют критериями истины.

  1. Общественная практика. Именно практика толкает людей к познанию мира, поэтому выступает главным критерием. Истина – это знание, проверенное обществом во времени.

  2. Соответствие законам природы.
    Фундаментальные законы сами по себе истинны. А истинное суждение не может нарушать другую истину.

  3. Логичность. Один из известных законов логики – непротиворечия. Если есть два противоположных суждения, то оба из них истинными быть не могут.

Соотнесите критерии истины и примеры:


А) Все люди смертны. Сократ - человек, следовательно, мы принимаем за истину утверждение, что Сократ смертен. 

Б) учёные сделали утверждение о том, что Земля имеет форму шара (немного приплюснутого с боков). Спустя несколько веков люди полетели в Космос и убедились в этом.

В) Вы бросаете яблоко с 10 этажа. Фрукт полетит не в небо, а вниз на землю. Так «работает» закон притяжения.

Подведем итоги! Выберите верные суждения по теме «Истина, ее виды и критерии»

1) Истинным можно считать лишь то знание, которое соответствует объекту познания.

2) Относительная истина  — это знание, которое может измениться по мере развития возможностей познания

3) Только абсолютной истине свойственна объективность.

4)  Критерии истины позволяют отличить истинное знание от заблуждения.

5) Истинным можно считать лишь знание, основанное на доверии к авторитету великих учёных.

6) Практическое применение может проверить истинность знания







МОДЕЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Задание 1. В поисках истины он учится осознавать себя и мир, в котором родился и существует. Зачастую, человек не видит разницу между этими понятиями, как истина и правда, откуда и возникает проблема в постижении истины. Правда - это убежденность человека в истине, это соответствие высказываний субъекта его мыслям. Правда основывается на истине, но не сводится к ней. Истина это верное отражение объективной действительности в сознании человека

Задание 2. Философский камень - отыскиваемое средневековыми алхимиками мистическое вещество, посредством которого они надеялись превращать в золото все металлы. Поиски продолжаются и по сей день. Философы, отдавали и отдают огромное количество секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет, и из века в век, чтобы раскрыть эту тайну. Очень долго не получалось найти однозначный ответ.

Задание 3.

Виды истины


Абсолютная

Относительная

Объективная

Она статична, неизменна. Полное знание.

всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Может дополняться

Содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию.

Задание 4. 1-АБД 2-ВГЕ . Иллюстрация – пример относительной истины. Относительно того, какую позицию занимают участники относительно изображенной цифры.

Задание 5. Существуют ограничения, связанные со средствами познания . Например, не изобретен еще прибор, позволяющий изучить явление, как это было в случае с рентгеновскими лучами. Мир изменяется ( биолог изучает пути миграции животных, но изменения климата внесли корректировки в поведение животных, оно изменилось).

Задание 6. 1-Б. 2-В. 3-А

Подведем итоги: 1246



Формулировка познавательного умения

1.Предметные результаты:

Владение комплексом знаний об истине, ее видах, критериях:

Давать определение истине, называть отличительные признаки абсолютной, относительной истины, знать критерии истинности знания, приводить примеры.

  1. Метапредметные результаты:

  • Находить и извлекать одну или несколько единиц информации

  • Устанавливать скрытые связи между утверждениями

  • Формулировать выводы на основе информации

  • Понимать авторскую позицию

  • Приводить аргументы в поддержку приведенного тезиса

  • Высказывать предположения на основе текста и собственных знаний

  1. Личностные результаты:

Осознание важности и сложности истинного знания для постижения человеком окружающего мира и самого себя. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!