СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебное занятие по физике. Арсенал методов, форм и видов оценки учебных достижений

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья

Просмотр содержимого документа
«Учебное занятие по физике. Арсенал методов, форм и видов оценки учебных достижений»

Учебное занятие. Виды оценивания на уроке

  1. Арсенал методов, форм и видов оценки учебных достижений

  2. Виды оценочных процедур по отношению ко времени их проведения:

• стартовая диагностика

• текущее оценивание

• тематический контроль

• промежуточная аттестация

• итоговый контроль, в том числе и государственная итоговая аттестация

Виды оценочных процедур по отношению к целям их проведения: • диагностические • проверочные • контрольные

3.Формы фиксации результатов оценки:

• классическая система поурочного выставления отметок

• зачетная система проверки знаний и умений учащихся

• критериальная система оценки

Формы оценки: • индивидуальная • групповая • фронтальная

Методы проверки учителем:

• устные опросы (индивидуальные, фронтальные)

• письменные опросы (в том числе в тестовой форме, диктанты, изложения, сочинения, рефераты, кейсы, решение задач и т.д.)

• практические работы (лабораторные работы, практикум и т.д.) • компьютерные опросы • наблюдение за деятельностью

4.Требования ФГОС к системе оценки учебных достижений

Системно-деятельностный подход. Обеспечивается содержанием и критериями оценки.

Уровневый подход • Реализуется по отношению к содержанию оценки и интерпретации результатов.

Комплексный подход • Реализуется по отношению к содержанию оценки и оценочным процедурам.

Системно-деятельностный подход

Содержание оценки — результаты обучения, выраженные в деятельностной форме. Предмет оценки — способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Функция оценки — контроль достижения предметных и метапредметных результатов, коррекция технологий обучения.

Уровневый подход

Уровневый подход к содержанию оценки – использование заданий разного уровня сложности.

Уровневый подход к представлению и интерпретации результатов - фиксация уровней достижения обучающимися предметных результатов: • базового уровня (достижение минимальных требований ФГОС) • уровней выше базового (например: повышенный, высокий) • уровней ниже базового (например: низкий, недостаточный)

Комплексный подход

Комплексный подход по отношению к содержанию оценки: • оценка предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Комплексный подход по отношению к оценочным процедурам: • использование комплекса оценочных процедур для оценки индивидуального прогресса • использование контекстной информации для интерпретации результатов • использование разнообразных методов и форм оценки

5.Комплексный подход

Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку В ОО: наблюдение → характеристика.

Достижение метапредметных результатов

Разные методы оценки: • Познавательные УУД – письменные работы • Коммуникативные (межличностная коммуникация) и регулятивные УУД – наблюдение за деятельностью

Способы: • процедуры внутришкольного контроля по оценке метапредметных результатов

ИЛИ • интегрированный анализ результатов предметных оценочных процедур (например, ВПР) • проектная и учебно-исследовательская деятельность – комплексная оценка метапредметных результатов.

6. Описание оценочной деятельности учителя

Список предметных результатов для каждого класса с указанием темы и способов оценки (например, практическая работа, проектная работа, тестовая работа, работа практикума, эссе и т.п.).

Примеры инструментария для наиболее важных оценочных процедур с критериями выставления отметок по результатам оценочной процедуры.

Требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (с учетом правил выставления отметок за промежуточную аттестацию, которые закреплены в локальном акте ОО).

График контрольных мероприятий: • фиксируются в приложении к образовательной программе ОО • утверждаются педагогическим советом образовательной организации • доводятся до сведения учащихся и их родителей.

Какой должна быть современная оценка? 1. Оценивание является постоянным процессом. То есть оценивание осуществляется практически на каждом уроке.

  1. Для учителя оценивание показывает: Как идет процесс научения ВСЕХ и КАЖДОГО?

 Достиг ли учитель стоящие перед ним цели?

 Для ученика важным являются следующие аспекты:

Индивидуальное продвижение (насколько продвинулся в усвоении).

Общий уровень выполнения (по сравнению с установленными критериями). Сильные и слабые стороны (самооценка).

Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают предметные результаты, соответствующие учебным целям.

3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Тем самым обеспечивается открытость для учащихся итоговых требований с начала изучения темы.

4. Оценка должна быть поощряющая (не наказывающая), фиксирующая сильные стороны (традиционно фиксируем ошибку), ориентирующая на успех, содействующая становлению самооценки (в условиях выбора уметь принимать решения и отвечать за них). То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько учителем (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися.

Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учебе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом. Учителю формирующее оценивание необходимо для того, чтобы совершенствовать преподавание. Прежде всего, нужно определить и представить ученикам учебные цели и задачи, а затем наладить обратную связь. Полученная информация покажет ему, в какой степени эти цели и задачи реализованы, и что ему целесообразно сделать или изменить, чтобы ученики достигли следующих уровней овладения материалом. Порядок действий: перевести цели в измеряемые учебные результаты; определить необходимый для них уровень достижений; отобрать и содержание, и техники оценивания; выбрать и реализовать соответствующие методы обучения; – провести оценивание и установить, достигнуты ли измеряемые учебные результаты. Главная цель формирующего оценивания для учеников – с помощью регулярной и постоянной обратной связи совершенствовать свое обучение, понимая критерии оценивания, вовлекаться в самооценивание и рефлексию. Оценивание обладает большим ресурсом влияния и регуляции учебного процесса. Формирующее оценивание стимулирует, мотивирует; прогнозирует развитие; направляет учебную деятельность и планирование; является доказательством прогресса учащихся.

Одной из эффективных стратегий формирующего оценивания в ходе урока является постановка вопросов. Вопросы задаются учителем, чтобы определить понимание учащимися изучаемого материала. Вопросы должны последовательно требовать ответов на всех таксономических уровнях.

7.Например: Простые вопросы Что…? Как …..? Куда …..? … Объясняющие вопросы. Направлены на анализ, выявление причинно-следственных связей. «Почему …?», «Как можно доказать, что …?» Обобщающие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. «Как можно это организовать …?» Что бы произошло, если...? Что бы изменилось, если бы …? Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ...? Что лучше …? Практические вопросы. Нацелены на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Где может пригодиться знание ….?

Важной техникой формирующего оценивания выступает наблюдение. Наблюдая за деятельностью учащихся, учитель оценивает, как происходит учение. Наблюдая за определенными учащимися (например, за слабоуспевающими) по намеченному плану, учитель поддерживает их в ходе урока. Например, видя, что класс разделился на тех, кто справился с предложенным заданием, и тех, кто обнаружил непонимание материала, 8.учитель переходит к дифференцированной работе в группах. Есть два подхода:

1. Разделить учеников на группы по уровню достижений на данный момент и дать дифференцированные по сложности задания, оказывая поддержку группе, в которую вошли дети с наибольшими трудностями.

2. Сформировать смешанные группы, в каждую из которых войдут ученики, максимально овладевшие материалом, которым будет поставлена задача помочь справиться с заданием остальным участникам группы.

Основные элементы формирующего оценивания: обратная связь, открытость критериев оценивания и активное участие в оценивании учеников. Остановимся на одной из методик, формирующих самооценку обучающихся. Методика «Недельные отчеты» Использование методики «Недельные отчеты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Форма проведения методики достаточно простая.

9. «Недельные отчеты» – это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

1. Чему я научился за эту неделю?

2. Какие вопросы остались для меня неясными?

3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Отчеты заполняются дома. Отчеты дают ученикам возможность проанализировать вновь приобретенные знания, задать вопросы о том, что им неясно. Анализируя отчеты, учитель может: узнать об основных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников; получить полезную обратную связь и реорганизовать содержание курса; проникнуть в то, как ученик осознает собственную учебную деятельность.

Важнейшим инструментом формирующего оценивания в средней школе является критериальное оценивание. Одним из наиболее популярных инструментов оценивания, основанного на заранее заданных и понятных ученикам критериях, являются так называемые «Оценочные рубрики». «Рубрики» представляют собой таблицы, которые содержат критерии для оценки выполнения самых разнообразных заданий. Чтобы определить критерии, учителю необходимо сформулировать учебные цели той работы, которую будут выполнять ученики, и результаты, которых они должны достичь. С учебными результатами соотносятся оценочные критерии. По сути, критерии служат ученикам гидом, показывают им, что они должны продемонстрировать в той или иной работе, что должны уметь. Как правило, описываются различные уровни достижения желаемого результата или сформированности умения: от начального уровня до образцового. Это позволяет определить следующие очень важные для обучения моменты: на каком уровне он находится в данных момент; чего ему не хватает, чтобы достичь образцового уровня; какой следующий шаг предстоит сделать. «Рубрики» могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.

10.Оценка предметных результатов

Группы предметных результатов (критерии)

Оценочные процедуры по теме «…»

1. Освоение понятийного аппарата. ПР 2.1-2.6

Тест

2. Овладение методологическими умениями. ПР 1.1-1.6

Самостоятельная лабораторная работа

3. Решение расчетных и качественных задач. ПР 3.1-3.3

Контрольная работа по решению задач

4. Работа с информацией физического содержания и коммуникация. ПР 4.1-4.2, 5.1-5.2

Самостоятельная работа по смысловому чтению. Исследовательская работа в малых группах

Вспомним, что в соответствии с ФГОС необходимо оценивать достижение ВСЕХ предметных результатов для КАЖДОГО обучающегося. Например, в УК по физике 22 предметных результата. Соответственно, по каждой теме нужно фиксировать достижения по 22 позициям для 30 учащихся класса. В этом случае целесообразно разделить все предметные результаты на 4-6 групп. В УК они уже объединены в группы по тем метапредметным результатам, на формирование которых они направлены.

Теперь при планировании темы необходимо определить отдельные оценочные процедуры по каждой группе или выделить отдельное оценивание в рамках одной процедуры. При подборе заданий для каждой из этих процедур необходимо обеспечить оценку всех ПР, входящих в группу, а если это невозможно (в силу необходимости использования большого числа заданий), то отдавать предпочтение комплексным заданиям, проверяющим сразу несколько ПР, или оценивать те результаты в группе, которые касаются наиболее сложных способов действий. Именно эти оценочные процедуры отражаются в рабочей программе. Итоговая отметка за четверть (или триместр) выставляется на основании, прежде всего, этих оценочных процедур. А также с учетом «весовых коэффициентов» каждой из процедур, которые, в свою очередь, определяются исходя из значимости группы ПР.