Ф. И. О. эксперта: Серединова Татьяна Владимировна
Место работы, должность: МАОУ «Методический центр» г. Калининград, начальник отдела школьного образования
Email: [email protected]
Ф.И.О. автора (ов) идеи маршрута: Чеснокова Елена Александровна, Придава Наталья Станиславовна
Место работы, должность: МАОУ СОШ № 47 г. Калининграда, учитель английского языка, МАОУ СОШ № 47, учитель начальных классов
Email: [email protected]
Название маршрута: Учебное занятие по интеграции английского языка и математики.
Краткое название маршрута (для отображения в меню системы ITAO): Учебное занятие по интеграции английского языка и математики во 2 классе «В мире чисел».
Раздел 1. О методическом маршруте |
1.1. Общая информация о методическом маршруте
Целевая аудитория: учителя английского языка, учителя начальной школы.
Предметы: английский язык и математика.
Маршрут предназначен для детей 2 классов. В основу маршрута положен межпредметный проект в рамках урочной деятельности, в котором взаимодействуют учителя начальной школы и английского языка.
Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия обучающимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Научно-практическая значимость:
В государственных стандартах второго поколения социализация обучающегося, его успешность оказались настолько важными понятиями, что совершенно очевидно – одними учебными результатами не объяснить и, что самое главное, не обеспечить успешность обучающегося ни во время учебы, ни тем более после нее. Очевидным фактом стало то, что без признания достижений обучающегося в самых разных, не только учебных направлениях, успешную личность, способную к самореализации, к принесению пользы другим людям, не сформировать. Интеграция как средство обучения должна дать обучающемуся те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов воспринимать мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны и тем самым, повысить уровень успешности, социализации гражданина. Процесс интеграции имеет общегуманистическую основу – современный человек должен понимать своё место и свою роль в природной и социальной среде.
Интегрированные уроки увлекают новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов
Определение целей и задач:
Главной целью является формирование целостного восприятия мира у школьников, развитие научного стиля мышления характерного для современного человека по средствам интегрированных уроков английского языка и математики.
Задачи:
- повысить качество образования;
- отыскать точки соприкосновения предметов английский язык и математики;
- показать пример широкого сотрудничества предметов на уроке через сотрудничество учителей и обучающихся как новой формы урочной деятельности;
- способствовать развитию творческих возможностей обучающихся, помогать более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса английского языка и математики;
- расширить кругозор обучающихся, повысить их познавательную активность, развивать интерес обучающихся к предметам английского языка и математики;
Одна из проблем в современной школе состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто обучающийся, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах. Мы увидели способ решения этой проблемы, в использовании инновационной технологии интегрированного урока.
1.2. Какие возможности получат учителя, использующие данный методический маршрут
Методический маршрут направлен на повышение профессиональных компетенций учителя, его профессиональную, технологическую и методическую подготовку:
Данный опыт позволит учителям:
1.3. Какие возможности этот маршрут открывает для обучающихся
Методический маршрут ориентирован на достижение обучающимися следующих планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины, народ и историю;
готовность к сотрудничеству с другими людьми, доверие к другим людям, коллективизм;
уважение других людей как неотъемлемое условие развития самоуважения человека, критического мышления, само достоинства и переживания подлинности личной идентичности, возможности человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых различных социальных и личностных ситуациях;
обучающиеся получают опыт применять правила общения в группе при совместной деятельности.
в процессе групповой работы происходит формирование критического мышления, анализа и синтеза.
обучающиеся учатся обобщать, анализировать и оценивать информацию
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
Использование различных способов поиска информации, сбора, анализа, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями урока;
Коммуникативные УУД
активное использование ИКТ технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность слушать и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Регулятивные УУД
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
·проговаривать последовательность действий.
учиться высказывать своё предположение на основе работы с информацией.
·учиться работать по предложенному плану.
Предметные результаты:
выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность;
умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей;
умение, опираясь на опыт предков, определить свою гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор;
делать выводы в результате совместной работы группы.
1.4. Какие приемы и методики используются в маршруте
В методическом маршруте нами использованы активные и интерактивные методы обучения.
Активные методы позволяют совместно рассмотреть тему урока, обсудить исходную информацию, вовлечь в работу всех обучающихся, повысить их мотивацию к исследованию.
Активные методы взаимодействия:
Сотрудничество.
Групповая работа.
Интерактивные методы обеспечивают реализацию деятельностного подхода и расширяют ресурсную базу для работы с информацией: её отбора, анализа, критического осмысления, структурирования. Позволяют фиксировать навыки практического применения полученных знаний.
Интерактивные методы взаимодействия:
1.5. Как используемые вами приемы и методы связаны с учебным планом и планом урока (проекта, внеклассного мероприятия и т.п.)
Предложенные в данном маршруте методы характерны для учебных занятий во 2 классах. Очень хорошо провести данный урок, чтобы:
Закрепить навыки счёта в пределах 100, умение решать задачи и примеры на русском и английском языках; закрепить навыки чтения.
Развивать навыки произношения, проговаривая математические примеры на английском языке, навыки аудирования.
Формировать орфографические навыки при написании чисел прописью.
Учить применять знания, полученные на предметах по другим дисциплинам (в частности – на уроке английского языка).
Такие приёмы и методы способствуют:
Развитию воображения, эмоциональной сферы, речи обучающихся, их познавательной активности в процессе закрепления полученных знаний.
Созданию ситуации успеха, ситуации занимательности посредством использования интерактивного наглядного материала
Всё это содействует повышению мотивации к изучению английского языка и математики.
Групповая работа позволяет расширить материалы урока, выходя за его пределы.
На уроке применяются следующие виды деятельности обучающихся:
1.6. Форум для участников маршрута
На форуме участникам маршрута предлагается обсудить:
вопросы, связанные с применением межпредметных связей в начальной школе, их актуальностью; с формами и методами работы детей в образовательной среде, насыщенной ИКТ - технологиями;
привести примеры этапов интегрированного урока и творческих заданий для обучающихся. Данные примеры должны показать, как педагог интегрирует образовательные пространства двух образовательных дисциплин;
Участниками форума хотелось бы видеть учителей начальной школы, учителей иностранных языков; педагогов, ведущих внеурочную деятельность. Это зависит от опыта и желания педагога.
Перед участниками форума ставятся задачи:
обсуждение маршрута с точки зрения отбора содержания, выбора технологии (педагогического приема) и ее реализации.
поделиться на форуме идеями, мыслями о возможности использования интеграции двух образовательных дисциплин в одном уроке.
Раздел 2. Знания, необходимые для прохождения методического маршрута |
2.1. Какие навыки потребуются учителю для прохождения методического маршрута и использования его в своей практике?
Учителю, изучившему данный методический маршрут, потребуются следующие знания, умения и навыки:
1. Знание требований ФГОС НОО
2. Знание технологий деятельностного типа.
3. Умение составлять инструкции для детей.
2.2. Дополнительные навыки преподавателя: совместная работа с коллегами
Во время прохождения методического маршрута педагогам предстоит сотрудничество. Для этого потребуются:
• навыки участия в обсуждении, аргументирования, ведения конструктивного диалога;
• умение точно выражать свои мысли в письменной форме;
• навыки использования средств сетевой коммуникации (чат, форум, электронная почта).
Раздел 3. Как маршрут будет интегрирован в образовательный процесс? |
3.1. Как выбранная тема сочетается с учебным планом и планами отдельных уроков?
Представленный маршрут – интегрированный урок «В мире чисел» для обучающихся 2 класса ориентирован на формирование предметных результатов сразу по двум образовательным дисциплинам: математике и английскому языку. В соответствии с учебным планом урок обобщения пройденного материала по теме «Числа» совпадает по времени у двух дисциплин. Поэтому открываются возможности по интеграции нескольких уроков математики и английского языка.
3.2. Какие шаги необходимо выполнить для достижения планируемых результатов обучения?
Подготовительный этап
Шаг 1. Введение в тему. Целеполагание.
Учитель английского языка и математики приветствуют обучающихся на русском и английском языках. Учителя обращают внимание обучающихся на то, что у них необычный урок, предлагают посмотреть на слайд и подумать о теме урока. Идёт беседа: «Что окружает этих людей? Какой мир?». Ответы: «Мы в мире чисел». Обратите внимание на доску, на слайд, и догадайтесь, что мы будем делать с числами сегодня на уроке?
Учащиеся: повторять числа, решать примеры и задачи.
Учитель: Правильно ребята. Как мы это будем делать?
Учащиеся: говорить, читать, писать, слушать.
Шаг 2. Актуализация знаний.
Познавательный интерес возник. Теперь задача учителей создать условия для возникновения у детей желания включиться в урок.
Учитель английского языка предлагает фонетическую и речевую зарядку для отработки произношения трудных звуков и повторения чисел на английском языке.
[t, t, t] — ten, two, eight;
[θ, θ, θ] — three;
[p, p, p] — plus.
[m, m, m] – minus
[ə: ə: ə:] – thirteen, thirty
Well done, ребята!
Речевая зарядка
Учитель английского языка: Ребята, давайте повторим числа. Назовите соседей числа на английском языке: 2, 6, 9, 3, 1, 7, 4, 8, 5, 10.
На доске эти числа записаны словами. Покажите их запись.
Шаг 3. Закрепление и применение знаний.
Следующий шаг – это устный счёт на русском и английском языках. Ученикам предлагается решить примеры и задачи, описать животных.
Одно из заданий: Составление задачи по картинкам.
Учитель английского языка: описать животных.
Учитель математики:
Белка – 34 гриба
Ёж – 23 гриба
На сколько больше грибов собрала белка, чем ёж?
- Что надо сделать, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (из большего вычесть меньшее)
- Запишите решение. Сколько у вас получилось? Запишите ответ.
- Какой ещё вопрос можно поставить к этому условию? Что можно узнать?
(Сколько всего грибов собрали белка и ёжик?) 23 + 34 = 57 (грибов)
Учитель английского языка: Работаем в парах. Расположите слова так, чтобы получились решения задачи. Запишите предложения.
1вариант – 1 решение (34 – 23 = 11). Thirty – four minus twenty – three is eleven.
2 вариант – 2 решение (34+ 23 = 57). Thirty – four and twenty – three is fifty – seven.
Обменяйтесь вариантами. Посмотрите на слайд и проверьте правильность выполнения. Прочитайте предложения.
Физкультминутка.
Учитель английского языка:
Let’s have fun! Stand up, please!
One, two, three. Hop, hop, hop.
One, two, three. Stop.
Hands up, hands down,
Hands on hips, sit down.
Stand up. Hands up.
Hands down. Sit down.
Развитие навыков аудирования.
Учитель английского языка:
1. Прослушайте текст и озаглавьте его. (Моя семья «My family»)
2. Прослушайте текст ещё раз и выберите правильный ответ на вопрос: How old are they? – Сколько лет каждому члену семьи?
3. Ответьте на вопросы Тома.
Hello! My name is Tom. I am ten. I am a pupil. I have got a family of five. My mother is thirty – two. She works as an economist. My father is thirty – five. He is a dentist. I have got a sister and a brother. My sister is seven. My brother is six. They like to ride a bike. I like to play computer games. And you? What do you like to do? What do you like to play?
Tom is … a. 6
His mother is … b. 10
His father is … c. 32
His sister is … d. 7
His brother … e. 35
Ответы: 1b, 2c, 3e, 4d, 5a.
Шаг 4. Работа в группах. Исследовательская работа.
Учителя предлагают обучающимся разделиться на группы. Совместно высчитывают свой общий возраст группы, записывают примером. Представитель каждой группы озвучивает пример и записывает ответ на доске. Все вместе высчитываем общий возраст класса.
Шаг 5. Итог занятия (обобщение)
Учителя совместно с детьми подводят итоги урока.
- Ребята наш урок подошёл к концу. Вы все очень старались. Что-то получилось, что-то запомнилось, понравилось.
- Какие цели удалось достичь на уроке?
Ответы детей: «Мы побывали в мире чисел. Повторили числа на русском и английском языке. Решали математические задачи».
Шаг 6. Рефлексия
- Что дал мне этот урок?
- Чему я научился и в какой степени?
- Где могут пригодиться эти данные?
- Можем ли мы считать до 100 на русском и английском языках одновременно?
Раздел 4. Ресурсы для реализации маршрута |
4.1. Какие технические средства или ресурсы могут потребоваться?
Для успешной реализации методического маршрута необходимы:
1) Компьютер учителя, проектор, экран
2) Презентация по теме.
3) Видеоролик для физкультминутки
4) Подготовленные заранее задания и карточки
5) Аудиозапись текста для прослушивания
Раздел 5. Каким образом может быть оценен и оптимизирован методический маршрут? |
5.1. Рассмотрите и оцените каждый урок с учетом индивидуальной и групповой рефлексии.
Задание для индивидуальной рефлексии.
Педагогам предлагается оценить сильные и слабые стороны по следующим критериям: технологическая компетентность, технические возможности, готовность обучающихся и методические приемы.
Направляющие вопросы.
Готовность обучающихся:
Готовы ли обучающиеся к совместной работе в группах?
Умеют ли обучающиеся ставить цели, определять задачи урока?
Методические приёмы:
Распределив все критерии, педагогу предлагается написать свои комментарии (описать ситуацию). После этого можно проанализировать маршрут и составить план работы над слабыми сторонами (с учетом возможностей среды!) и угрозами (за счет сильных сторон!).
5.2. Определите направления для оптимизации будущих занятий.
Продолжение работы над маршрутом может быть в виде:
Доработка маршрута, подбор разнообразных заданий по теме для групповой работы.
Подбора интернет-ресурсов по теме маршрута, направленных на удовлетворение познавательного интереса обучающихся;
5.3. Каким образом участники смогут применять данный маршрут в других учебных ситуациях (например, с обучающимися других образовательных ступеней или предметов)?
Предложенную в методическом маршруте форму проведения интегрированного урока можно использовать как во внеурочной деятельности, так и на уроках.
5.4. Продолжите обсуждение в режиме онлайн с коллегами-учителями вашего маршрута, например, на Образовательной Галактике Intel
Intel Engage является мировым сообществом, открытым для всех преподавателей,
заинтересованных в реформировании образовательного процесса посредством
эффективной интеграции технологических решений. Вы можете присоединиться к
существующей Группе или создать собственную Группу для обсуждения различных
аспектов, связанных с данным учебным курсом.
Классификаторы:
Ступень обучения - начальная школа
Предметы - математика, иностранный язык
Тип урока — обобщения и систематизации изученного;
Преобладающая деятельность – урочная