Учебные планы
Содержание образования конкретизируется в учебных планах.
Учебный план – это нормативный документ, включающий:
1) структуру и продолжительность учебных четвертей,
учебного года и каникул;
2) перечень изучаемых предметов;
3) распределение перечня предметов по годам обучения;
4) деление предметов на обязательные и факультативные;
5) недельное и годовое распределение времени на изучение
учебных дисциплин в каждом классе.
Виды учебных планов:
базисный
1.
типовой
2.
учебный план школы
3 .
продолжительность обучения;
перечень предметов;
недельную нагрузку;
максимальную обязательную нагрузку;
нагрузку учителя;
вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.
Базисный учебный план
– это часть государственного образовательного стандарта.
Он предусматривает следующие пункты:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Типовой учебный план
создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.
Учебный план школы
составляется на основе базисного и типового планов и содержит:
1) перечень обязательных предметов;
2) обязательные предметы по выбору;
3) факультативные предметы;
4) распределение предметов по годам обучения;
5) недельное и годовое количество времени,
отводимое на прохождение каждого предмета.
Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.
Программы
Содержание образования отражено в учебной программе
Учебная программа
– это нормативный документ, определяющий:
1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;
2) логику и последовательность изучения тем;
3) общее количество времени на изучение определенных тем.
типовые программы
рабочие программы
Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:
авторские программы
Типовая учебная программа составляется на основе государственных стандартов и утверждается Министерством образования.
Рабочая учебная программа составляется учителем на основе типовой.
Она учитывает:
1) методические и технические возможности школы;
2) уровень подготовки учащихся;
3) национально-региональный компонент;
4) специфику школы.
Авторская программа составляется опытными педагогами и содержит авторские методики изучения предмета.
Принципы построения программ :
1) линейные – материал располагается в непрерывной последовательности, изучается только один раз за все время обучения;
2) концентрические – учебный материал делится на две части. Сначала изучаются более простые вопросы, затем – более сложные. При изучении второй части кратко повторяется материал первой;
3) ступенчатые – материал разделен на две части. Некоторые темы проходят только на первой ступени, другие – только на второй, есть разделы, материал которых проходят на обеих ступенях;
4) смешанные – сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.
Структура программы.
В содержании учебной программы выделяют следующие структурные компоненты :
1) объяснительную записку, где излагаются цели и задачи
изучения предмета;
2)тематический план;
3) содержательную часть, включающую перечень тем,
ориентировочное распределение времени на изучение тем и
разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы
обучения;
4) методические указания по оценке знаний, умений и навыков,
5) перечень наглядных и технических средств обучения,
6) список рекомендуемой литературы.