СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебные ситуации с образно-эмоциональной основой как средство развития познавательной мотивации школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит выступление по теме "Учебные ситуации с образно-эмоциональной основой как средство развития познавательной мотивации школьников". 

Просмотр содержимого документа
«Учебные ситуации с образно-эмоциональной основой как средство развития познавательной мотивации школьников.»

Летова Наталья Владимировна

учитель английского языка

МБОУ гимназии №30 г. Ульяновска


УЧЕБНЫЕ СИТУАЦИИ С ОБРАЗНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОСНОВОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ.

Современное обучение в условиях повышенной напряженности, а тем более, стресса блокирует мыслительную деятельность школьников. Стресс вызывает у них желание избегать контакта с незнакомым миром вместо желания познавать его. Учеба в школе связана с появлением ряда проблем, среди которых потеря интереса к учению является наиболее распространенной.

Любая деятельность, в том числе и учебная, состоит из трёх частей:

1.ориентировочно-мотивационная;

2.операционально-исполнительская;

3.рефлексивно-оценочная.

Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована при этом способность оценить своё поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем.

Поэтому учебная деятельность должна обязательно содержать все три указанных компонента и важнейшая задача образования – научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развёрнуты, осознанны и полностью осуществлены. Одна из наиболее острых проблем образования связана с очевидной демотивированностью основной массы учащихся, падением интереса к изучению иностранного языка и, следовательно, с нарастающим снижением стандартов и базовых показателей образованности выпускников.

Поэтому среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача развития у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной. Вместе с тем, необходимость организовать работу по повышению мотивации учащихся вступает в противоречие с тем, что этот вопрос в практике разработан недостаточно. Во-первых, задача повышения мотивации учащихся скорее больше декларируется, чем реально осуществляется в практике обучения. Во-вторых, при наличии у учителей отдельных методических решений для развития мотивации учащихся эти сведения зачастую разобщены и не систематизированы.

Возникает ряд вопросов. Как организовать учебную деятельность, чтобы она приносила радость познания, формировала творческие увлечения, гармонически развивала способности учащихся? На эти вопросы можно дать ответы, решив проблему эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности.

Эффективность обучения повышается, если меняется форма подачи учебного материала. Есть множество способов обратить «побочные» интересы на мощный стимул учения и самосовершенствования. Один из них опирается на склонность детей и подростков к яркому образу, красивой форме. Интеллект идет на поводу эмоциональных переживаний, связанных с непосредственными побуждениями.

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей. Мотивация является поэтому «запускным механизмом» (И.А. Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учётом специфики предмета. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться. Но как только начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.

Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

Важнейшей задачей обучения иностранному языку является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации, развитие творческих способностей. Для того чтобы решить эту задачу, необходимо увлечь ребёнка, заинтересовать предметом.

Важную роль в раскрытии личностных смыслов играют образы как элементарные единицы всякого познания и эмоции, присутствующие в структуре сознания любого человека. Исследования психологов выявили тесную, неразрывную связь образа и эмоций в структуре сознания, где образы выступают «полем потенциальных действий», а эмоции, «окрашивая» в образе значимое содержание, выявляют личностный смысл для субъекта и побуждают его к определенной деятельности. Среди огромного количества эмоций особая роль отводится учебным ведущим эмоциям. К ним относятся увлечение, удивление, любознательность, радость, удовольствие. Цель использования учебных ситуаций с образно-эмоциональной основой - вызвать одну из этих эмоций.

Еще Аристотель отмечал, что познание начинается с удивления. Учебная ситуация призвана запустить механизм для возникновения мотивации учащихся к учебной деятельности на уроке.

Под учебной ситуацией понимается совокупность дидактических, логических, психологических компонентов, посредством которых происходит раскрытие содержания предметного материала. Образно – эмоциональная ситуация, кроме того пронизана образно – эмоциональным содержанием, актуализирует эмоциональные образы учащихся, способствует раскрытию их личностного смысла, побуждает к учебной деятельности.

Использование учебных ситуаций вызывает образ, который вызывает определенные эмоции, создающие условия для появления внутренних побуждений к учению, осознанию у школьников своей мотивационной сферы и в конечном результате мотивацию к учебной деятельности.

Образно-эмоциональная педагогическая ситуация может быть создана в начале, в середине, в конце урока, может пронизывать содержание теоретического материала и исследовательской деятельности учащихся.

Учебно-познавательные мотивы формиру­ются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осу­ществляется. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчи­вой мотивации к учебной деятельности, являются:

  • содержание учебного материала;

  • организация учебной деятельности;

  • коллективные формы учебной деятельности;

  • оценка учебной деятельности;

  • стиль педагогической деятельности учителя.

Данные факторы определили интерес к использованию учебных ситуаций с эмоционально-образной основой на этапе, предваряющем этап объяснения нового материала, как средства формирования широких познавательных мотивов. На этом этапе смыкаются все перечисленные факторы формирования познавательной мотивации: и новизна (какую тему будем изучать?), и любопытство учащихся (о чем будем говорить?), и воображение, и, как правило, коллективная форма организации этого этапа. Это потенциально сильное для развития познавательного мотива место в структуре урока.

Учебный материал должен подаваться в такой форме, что­бы вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т. е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процес­сы, хорошо иллюстрированным. Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время со­держать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить про­шлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны.

Основной целью организации учителем учебных ситуации с образно-эмоциональной основой является развитие у учеников познавательной мотивации, активности, повышение внимания, успевае­мости, сознательного отно­шения к учебе, самооценки.

Учебные ситуации с образно-эмоциональной основой выполняют следующие функции: познавательную (воздействует на умственную работу школьни­ков, на осознание ими процесса работы и пони­мание собственных знаний), мотивационную (воздействует на эмо­ционально-волевую сферу учеников через переживание ими успеха или неуспеха), развивающую (развивает психические процессы, свойства и качества личности, умения школь­ников к самоконтролю, анализу и правиль­ной оценке результатов своей дея­тельности), регулирующую (состо­ит в том, что деятельность носит разносторонний характер), информационную (подразумевает пла­нирование и прогнозирование результатов обучения школьников, дает возможность проана­лизировать причины неудач), воспитательную (приучает школьни­ков к систематической работе, дисциплини­рованности, ответственности, формирует положи­тельные нравственные каче­ства личности и мотивы уче­ния).

Учебные ситуации характеризуются следующими взаимосвязанными компонентами, которые и определяют структуру учебной ситуации .

  • мотивационный, обеспечивающий потребность в освоении знаний и способов действия;

  • методологический и содержательный, основу которого образуют личностно-значимые знания;

  • деятельностно - операционный (технологический), определяющий готовность к познавательным действиям и способность к их реализации;

  • рефлексивный, создающий условия для развития творческой самостоятельности.



Структура учебной ситуации на образно-эмоциональной основе:

1.Актуализация эмоционального образа .

2.Стимулирование ведущих учебных мотивов (удивление, любопытство, любознательность, увлечение).

3.Проблематизация изучаемого материала и организация последующей поисковой деятельности.

4.Рефлексия эмоционального отношения и личностного смысла изученного материала.

Ценность знания формируется в условиях познавательной деятельности, в процессе познания (Создаются ли педагогические условия, когда ученик чувст­вует себя первооткрывателем какого-либо знания, обнаруживает новое и неизвестное в, казалось бы, знакомой информации, испытывает радость от полу­чения интересной и значимой для него информации, вовлекается в исследова­ние и эксперимент, вычленяет простейшие закономерности и осознает их непре­ложный характер?). Кроме того, учащийся должен быть вовлечен в эмоцио­нальные переживания. В процессе познания (например, переживание красоты, гармонии, величия природных явлений; переживание удивления по поводу многообразия и уникальности явлений окружающего мира, в том числе социума) быть участником (активным действующим лицом, субъектом) позна­вательного поиска, исследования, создателем каких-либо вещей, творческих произведений.

Актуализация эмоционального образа на уроке может быть достигнута с помощью различных средств:

  • художественные (образы скульптуры, живописи, архитектуры),

  • музыкальные (образы, созданные различными музыкальными произведениями),

  • литературные (образы литературных персонажей, легенды, описания),

  • когнитивные (образы исторических, политических и научных деятелей),

  • цветовые (образы, созданные с помощью цветовых сочетаний),

  • символические (диаграммы, графики, видеоклипы, мультимедийные презентации).

Так, примером символического средства на уроке английского языка в 8 классе может послужить презентация о Шотландии, в которой представлены изображения природной красоты Шотландии, основных культурных и исторических достопримечательностей, национальной одежды. При просмотре данной презентации учащимся предлагается послушать одну из национальных песен Шотландии «Flower of Scotland».

Отслеживать качество и уровень познавательной мотивации учащихся после учебной ситуации с образно-эмоциональной основой на уроке можно по следующим признакам:

• сохранение устойчивости внимания на протяжении всего урока;

• отношение к различным видам познавательных трудностей, с кото­рыми учащиеся сталкиваются в процессе урока;

• реакция на неудачи в учебном процессе;

• проявление инициативы в выполнении тех или иных учебных зада­ний;

• проявление добросовестности, ответственности и старательности в выпол­нении последующих учебных заданий;

• устойчивое стремление к получению новой информации по пред­мету из дополнительных источников.

В результате применения учебных ситуаций на образно – эмоциональной основе на уроках наблюдается возрастающая активность учащихся, стремление к самостоятельному поиску новой информации, к преодолению возникающих трудностей, к достижению успеха, поддерживается положительный эмоциональный фон и в конечном итоге, повышение мотивации и соответственно, качества знаний на уроках.













Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Университетское, 1990. – 560 с.

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2004. – 509 с.

  1. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – 2-е изд.. – СПб.: Питер; М.: Смысл, – 2003. – 860 с.

  2. Чебыкин А. Я. Управление эмоциональным состоянием учебно-познавательной деятельности // Психологическое обеспечение АСОУ. Одесса, 1986. С. 66.

6