СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект "Использование темперных красок в картинах известных художников и их изготовление".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект выполнен учеником 8 класса. Предложенную информацию можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках химии.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект "Использование темперных красок в картинах известных художников и их изготовление".»



Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10» г. Миасс













Исследовательский проект

Использование темперных красок в картинах известных художников и их изготовление”





















Выполнил:

Васин Данил ученик 8в класса

МАОУ «СОШ №10»

Наставник:

Ладина Ольга Владимировна

Учитель химии МАОУ «СОШ №10»





СОДЕРЖАНИЕ



1. Введение

2.Теоретическая часть

2.1. История темперных красок

2.2. Состав

3. Экспериментальная часть.

3.1 Методики получения темперных красок

3.2. Изготовление темперных красок

4.Заключение

5.Приложение

6.Список литературы





































Введение

Благодаря современным технологиям в наше время производится огромное количество различных красок. Одни используются в строительстве, другие – для художественных работ. После применения одна окрашенная поверхность станет глянцевой, а другая матовой. Критериев классификаций красок очень много, но я решил рассмотреть классификацию по технике живописи: темпера (связующие вещества – эмульсии: яичные, казеиновые, клеевые)

Краски образованы, как минимум, двумя обязательными компонентами – пигментом и связующим.

Темпера - это трудная техника. Краски нельзя смешивать, надо накладывать очень тонкими слоями, одну рядом с другой, без переходов (поэтому от масляной живописи темпера отличается некоторой жесткостью).

Темперные краски — одни из самых древних, зародившихся ещё до I века нашей эры. Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма преобладает и сегодня. После изобретения масляных красок в XV веке интерес к темпере упал, хотя до этого времени она была основным материалом станковой живописи. Но вскоре после спада интереса к масляной живописи, темперная живопись снова заняла прочную позицию среди красочных материалов, только уже в изменённом виде.

И в данное время темпера так же остается на лидирующих местах, так как она многообразна по приёмам и фактуре, что удовлетворяет запросам современных художников.

Из древности дошли работы художников, живших более тысячи лет назад. В те времена нельзя было прийти в магазин и приобрести себе нужный набор цветов и оттенков. Большинство живописцев добывали свои цвета, собирая разные минералы, а потом измельчали их в ступке. Получался порошок, который можно было растворить или смешивать.

В связи с этим возникла проблема: а получится ли у меня изготовить темперную краску.

Цель моей работы: Приготовить темперную краску на основе яичной эмульсии и опробовать ее.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. Узнать, что такое темперные краски: историю и состав.

2. Рассмотреть картины известных художников, написанные темперными красками.

3. Попробовать изготовить темперную краску на основе яичного желтка и морковного пигмента.

Гипотеза: я предполагаю, что не так просто сделать темперную краску своими руками.

Выбранная тема представляется актуальной и практически значимой. Ведь темперную краску можно изготовить из натуральных веществ в домашних условиях.







































История темперных красок

История темперных красок началась с XV—XVI веков в Италии. Под словом «tempera», происходящим от латинского «temperare», подразумевалось связующее вещество красок вообще и в частности клей животного и растительного происхождения. В современной Италии ему чаще придается уже более узкое значение: под темперой подразумевают связующее вещество красок, в состав которого главным образом входит яйцо.

Темперными красками писали свои великие произведения выдающиеся итальянские мастера возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Корреджо, Микеланджело, Тициан.

В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.

Темперой на Руси создавались настенные росписи, иконы и узоры на бытовых предметах. В наше время темперу используют в живописи и графике, в декоративно-прикладном искусстве.

Темпера предпочитает простые сочетания красок; смешанные, преломленные тона можно получить, лишь накладывая один слой на другой. Моделировка достигается штриховкой или оттенками тона. При темпере применяют особый лак из смолы и конопляного масла, который усиливает блеск живописи. Темпера образует совершенно своеобразный рельеф поверхности, прямо противоположный тому, который свойствен масляной живописи - наиболее густые слои краски в тенях, наиболее мягкие на свету. Большое преимущество темперы: равномерно сохнет, не образует трещин, так называемых кракелюр. Вместе с тем темпера в гораздо большей степени диктует свои условия живописцу: она требует большой ясности, строгости, можно было бы сказать, суровости стиля. И поэтому в какой-то мере ограничивает живописца в его исканиях.

Темперные краски используют современные живописцы. Однако, их основа уже заметно отличается от древних технологий создания художественной краски.

Конечно, некоторые пытаются представить изображение под старину, но современный стиль все равно заметен. Другая манера исполнения рисунка.







2.1. Состав красок

Краски образованы, как минимум, двумя обязательными компонентами – пигментом и связующим.

Пигмент (лат. pigmentum - краска) - нерастворимый в дисперсионных средах компонент наполненных композиционных материалов, способный образовывать с плёнкообразователями декоративно-защитные покрытия, придающий материалам непрозрачность, цвет, противокоррозийные и другие свойства. Нередко используется как синоним для неорганического красителя. Растворимые вещества, способные окрашивать другие материалы, называют красителями.

От типа пигмента зависят цвет покрытия, его укрывистость, а также устойчивость к действию атмосферных факторов (химических реагентов и высоких температур).

Пигменты обладают определённым цветом благодаря способности избирательно отражать лучи видимого света. Свет, попадая на поверхность краски, проходит через прозрачное для них связующее, частично отражаясь от поверхности пленки по всему диапазону спектра и создавая эффект зеркальной, блестящей поверхности (блик). Пигмент поглощает лучи избирательно: одна часть лучей, составляющих спектр дневного света, поглощается, а другая — отражается от поверхности пигмента, создавая в наших глазах определенное цветоощущение. Например, если пигмент поглощает фиолетовые, синие, зелёные, жёлтые лучи и отражает красные, то и поверхность воспринимается как окрашенная в красный цвет. Пигмент, отражающий почти весь падающий на него свет, кажется белым, а пигмент, поглощающий падающие на него световые лучи по всему спектру — чёрным. Основными цветами следует считать три — красный, синий и жёлтый. При смешивании пигментов мы получим равномерно окрашивающую краску только тогда, когда показатели плотности пигментов близки.

Пигменты разделяют по происхождению, химическому составу и строению на две основные группы: минеральные и органические.

Минеральные пигменты в свою очередь делятся на: 1. минеральные пигменты натурального происхождения (нерастворимы в связующих, если растереть окрашивают только поверхность материала); 2. искусственные минеральные пигменты. Данные пигменты получают искусственным путём при прокаливании или осаждении оксидов тяжёлых металлов, солей и др.

Органические пигменты подразделяют на: 1. натуральные органические пигменты (представляют собой экстракты растительных и животных красящих начал); 2. искусственные органические пигменты (преимущественно изготавливаются из каменноугольного дёгтя).

В живописи применяются преимущественно минеральные пигменты.

ПИГМЕНТЫ

МИНЕРАЛЬНЫЕ

ОРГАНИЧЕСКИЕ

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ

ПРИРОДНЫЕ

ИСКУСТВЕННЫЕ


Пигмент оранжевый

Мел

Белила цинковые

Пигмент жёлтый

Пудра алюминиевая

Известь

Белила титановые

Пигмент алый

Пыль цинковая

Каолин

Белила свинцовые

Пигмент красный

Бронза золотистая

Охра

Литопон сухой

Пигмент голубой

 

Мумие

Крон цинковый

Киноварь искусственная

 

Умбра

Умбра жжёная

 

 

Сурик железный

Сажа малярная

 

 

Перекись марганца

Зелень цинковая

 

 

Графит

Оксид хрома

 

 

 

 

 

 

Так же пигменты подразделяют на: хроматические пигменты - определяют белую и черную окраски, а также всю лежащую между ними серую цветовую гамму и хромофоры – определяют остальной цветовой спектр.

Зачастую хромофорами красок служат оксиды металлов.Например: массикот - РbО (оранжево-желтого цвета), свинцовый сурик - Pb2PbO4 (Рb3O4) (красный),красная охра - Fe2O3 в смеси с SiO2 и А12О(красный), синий кобальт - СоО • А12О3 (зеленовато-синего цвета), зеленая хромовая - Сг2О3 (оливково-зелёный), цинковые белила – ZnO (белого цвета) и др.

Многие соли металлов, также как и оксиды, являются пиг­ментами художественных красок. Некоторые соли, использующиеся для изго­товления красок и грунтов: гипс - CaSO4•2Н2О (белого цвета), свинцовые белила - 2РbСО3•Рb(ОН)2 (белого цвета), бланфикс (баритовые постоянные белила) - BaSO4 (белого цвета), баритовая желтая - ВаСгО4 (желтого цвета),берлинская лазурь (прусская синяя, милори) - Fe4[Fe(CN)6]3 (тёмно-синего цвета), малахит (горная зелень) - (CuOH)2CO3 (нежно- бирюзового цвета), темный (фиолетовый) кобальт - Co3(PO4)2 (фиолетовый).



Связующие

Связующими веществами в живописи (кроме техники фрески и силикатной живописи) являются растворённые, эмульгированные или суспендированные в воде или ином растворителе клеи животного или растительного происхождения, смолы, углеводороды, растворимые в воде или в маслах, твердеющие масла, полимеры. Связующие служат в красках пленкообразователями — веществами, создающими при отверждении твердую, прочную пленку, удерживающую в своем составе пигменты и наполнители. При добавлении уксуса, краски становятся более прозрачными. При добавлении соды - более плотными, напоминают гуашь.

Для каждой техники живописи нужна своя краска, поэтому техники живописи определяются по типу связующего: темперная (эмульсионная), масляная, восковая (энкаустическая) и др.

Из тех техник, о которых говорилось ранее, я решил изготовить краску для темперной живописи. Темпера – это водоразбавляемая краска, приготовляемая на основе сухих порошковых пигментов. Но почему я выбрал именно темперную краску?

Главная причина в том, что связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Т.е. связующее вещество для такой краски – яйцо, клей или различные масла – можно без проблем приобрести в магазинах нашего города.

Темперные краски — одни из самых древних, зародившихся ещё до I века нашей эры. Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма преобладает и сегодня. После изобретения масляных красок интерес к темпере упал, хотя до этого времени она была основным материалом станковой живописи. Но вскоре после спада интереса к масляной живописи, темперная живопись снова заняла прочную позицию среди красочных материалов, только уже в изменённом виде.

И в данное время темпера так же остается на лидирующих местах, так как она многообразна по приёмам и фактуре, что удовлетворяет запросам современных художников.

Выделяют следующие виды темперы: 1) казеиново-масляная (связующее - эмульсия льняного масла с водным раствором казеина); 2) поливинилацетатная или ПВА-темпера (связующее — водная дисперсия на основе поливинилацетата или ПВА); 3) яичная (связующее - цельное яйцо, белок или желток).

Я рассмотрел более подробно третий вид яичную темперу.

Яичный желток – естественная эмульсия, отличающаяся особой прочностью и стабильностью. При высыхании темпера изменяет тон и цвет — некоторые краски темнеют, другие высветляются. Окрашенная поверхность становится матовой, бархатистой. Для защиты от влияния окружающей среды (например, копоти от горящих свечей) поверхность картин (икон) покрывали масляным лаком или олифой. Яичная (желтковая) темпера из-за медленно твердеющих яичных масел (которым требуется постоянный контакт с кислородом воздуха для полимеризации) лаком покрывается не сразу после окончания произведения.

В состав искусственной яичной темперы входят цельное яйцо или желток,льняное масло, вода, эмульгатор, иногда небольшое количество лака,пластификатор и антисептик.

Белковые вещества принадлежат к азотистым соединениям и обладаютспособностью быстро разлагаться и загнивать, поэтому для сохранениятемперных красок необходимо ввести некоторое количество антисептика-фенола,салициловой кислоты, уксусной кислоты и др. Чтобы ускорить процессвысыхания яичной темперы, следует добавить быстросохнущие масла.

Качество яичной эмульсии зависит от состава и способов приготовления. Присоставлении эмульсии необходимо соблюдать количественные соотношенияотдельных веществ. При избытке масла некоторые краски, например, английскаякрасная, охра красная, киноварь и кадмиевые темнеют, и эмульсия легкораспадется, а при нанесении собирается вокруг накраски. Наиболее устойчивыеэмульсии получаются при содержании 40-60% масла от веса желтка. Вводитьмасло следует в неразведенное яйцо.Для предупреждения загнивания красок вводится небольшое количество (0,1-0,2%) антисептика.

Для получения стойких эмульсий вполне достаточно 20-30 минутноеравномерное размешивание, лучше в одном направлении на быстро вращающейсямешалке 300-500 об\мин. Более продолжительное перемешивание может вызватьслияние частиц масла и образование эмульсии противоположного типа. Сувеличением количества масла прочность эмульсии падает, при введении масла0,4-0,8 частей и воды от 0,4-0,7 части на 1 часть желтка получаются стойкиеэмульсии.



2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1. МЕТОДИКА ПОЛУЧЕНИЯ ТЕМПЕРНЫХ КРАСОК

Методика получения темперных красок на основе яичного желтка, воды и сухого пигмента порошка: растираем сухую морковь в порошок при помощи кофемолки и до получения порошка без крупинок. Раскладываем полученный цветной порошок в заранее подготовленные емкости. Аккуратно разбиваем яйцо и отделяем желток от яичного белка. Кладем желток в чашку и смешиваем его с 2 чайными ложками воды. Взбиваем вилкой или венчиком до получения пенистой массы. Добавляем полученную смесь к порошкообразному пигменту и тщательно перемешиваем.

.











2.2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТЕМПЕРНЫХ КРАСОК

Изготовление красок состояло из нескольких этапов:

1. Получение пигмента.

2. Изготовление «связующего вещества».

3. Смешивание связующего вещества с пигментом.

Оборудование: кофемолка, химический стакан, шпатель, пробирка, штатив для пробирок, емкости для красок, лоток, штатив, воронка, фильтровальная бумага, кисти, напечатанные картинки, магазинные краски.

Ход работы:

Процесс приготовления темперы можно найти во многих исторических книгах. Ниже приводится описание этой процедуры: 
1. Разбейте яйцо и перелейте содержимое из одной половинки скорлупы в другую для того, чтобы белок стек.
2. После того, как большая часть белка будет удалена, осторожно, сохраняя целостность желтка, переложите его в ладонь. 
3. Аккуратно перекатывайте желток из одной ладони в другую, стирая при этом со свободной руки остатки белка. Для этой части процедуры под рукой всегда должно бытьполотенце. 
4. Используйте мягкую тряпочку или бумажное полотенце, чтобы слегка подсушить оболочку желтка. 
5. Захватите желток так, чтобы вы могли его приподнять, примерно так, как кошка хватает котенка за загривок и проколите желток над закрывающейся емкостью. Очень важно, чтобы ни остатки белка, ни кусочки скорлупы не оказались в растворе. 
6. Добавьте сухой пигментный порошок, предварительно слегка его смочив, далее смешивайте его с раствором, пока не добьетесь консистенции жидкой подливки. Причина, по которой пигмент должен быть слегка смочен, заключается в том, чтобы предотвратить вдыхание пигментного порошка. Никогда не работайте с сухим пигментом без маски или респиратора - он может быть токсичен. 
7. При необходимости добавьте небольшое количество воды, чтобы сделать краску более жидкой. Старайтесь не добавлять слишком много воды или пигмента, потому что сильно разбавленный или слишком густой раствор приведет к растрескиванию краски. 
8. Закройте емкость и повторите процедуру для всех нужных вам цветов. 
Лучше всего яичной темперой работать на деревянных панелях, покрытых клеем из шкуры кролика или грунтованных тонко размельченным песком и маслом. Masonite и фанера являются хорошими заменителями традиционных панелей из дерева. Помните, что работать с яичной темперой нужно быстро, потому что она чрезвычайно скоро высыхает.

Выводы

Изучив информационные источники и подобрав оптимальные методы, мне удалось изготовить темперную краску. Из оранжевого пигмента краска получилась темно -коричневого оттенка. Уже после высыхания краски я понял, что её надо было наносить на фанеру, т.к. на бумаге она потрескалась.

Я выяснил, что рисовать темперными красками гораздо тяжелее, чем гуашью или акварелью.





































Литература

Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 196, 379—380. — 416 с. — 500000 экз.

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/05/26/issledovatelskiy-proekt-khimiya-tempernykh-krasok

http://artblog.artmaterials.com.ua

https://accorel.ru/tsvetnaya-zhizn/tempernye-kraski-istoricheskie-korni-i-primenenie-v-nashi-dni

https://vsepodramniki.ru/poleznye-statji/tempernye-kraski



























12


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!