СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект "Кислоты в природе и дома".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный проект выполнен ученицей 8 класса. Данную информацию можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках химии в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект "Кислоты в природе и дома".»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»








Информационно-познавательный проект


Кислоты в природе и дома






Ученица: Бакулина Валерия, 8-в класс,

МАОУ «СОШ №10»

Наставник:

Ладина Ольга Владимировна,

учитель химии.

МАОУ «СОШ №10»








Миасский городской округ, 2018



Оглавление

  1. Введение

  2. Основная часть

    1. Кислоты в природе

    2. Кислоты в быту

  3. Практическая часть

    1. Определение среды раствора моющих средств.

    2. Определение среды раствора сока фруктов.

    3. Определение среды раствора медицинских препаратов.

  4. Заключение

  5. Выводы

  6. Список использованной литературы







Введение

Кислоты — сложные вещества, которые состоят из атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов, и кислотных остатков. Кислоты – необходимые для жизни человека химические соединения. Вместе с едой мы получаем растительные и животные белки, которые расщепляются на отдельные аминокислоты. И в каждом организме строятся свои белковые структуры, свои живые ткани. Органические кислоты в свободном виде поступают в человеческий организм с молочнокислыми продуктами, ягодами, фруктами, овощами. Некоторые из них являются витаминами, например, аскорбиновая, фолиевая, никотиновая и др. Молочная кислота образуется в мышцах при физической нагрузке.

Актуальность: На уроках химии мы изучали классификацию неорганических веществ. Одним из классов сложных неорганических веществ являются кислоты. Меня заинтересовал вопрос: могу ли я встретить кислоты дома и в природе?

Цель: Узнать, какие кислоты встречаются в природе, а с какими мы встречаемся дома.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. Выявить кислоты, используемые в быту. Описать области их применения.

  2. Выявить кислоты, которые встречаются в природе.

  3. Выяснить, какую роль играют кислоты в природе.

  4. Подготовить презентацию.

  5. Выступить перед восьмиклассниками.

Объект исследования: кислоты.

Предмет исследования: свойства и применение кислот.

Методы исследования: поиск информации, анализ, обобщение.



Основная часть

Кислоты в природе

Кислоты постоянно присутствуют вокруг нас. Например, дождевая вода на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней присутствует немало других веществ. За счет растворения углекислого газа из атмосферы она является раствором угольной кислоты:

СO2 + H2O = H2СO3

После летней грозы в дождевой воде оказывается еще и азотная кислота:

4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3

Кислотные дожди вызывают закисление почвы, что отрицательно влияет на структуру, агрегатное состояние почвы, угнетает почвенную микрофлору и растения, вызывает их гибель.

Кислота увеличивает подвижность в почвах алюминия, который токсичен для мелких корней, это приводит к угнетению лиственного и хвойного покрова растений, хрупкости ветвей кустарников и деревьев. Особенно страдают хвойные деревья, так как хвоя сменяется реже, чем листья, и, следовательно, накапливает больше вредных веществ, хвоя желтеет, у лиственных деревьев изменяется окраска листьев. Хвоя и листья преждевременно опадают, часть кроны гибнет, происходит ее разреживание, повреждается кора и мелкие корни. Развивается суховершинность на больших площадях, леса высыхают. Естественного возобновления хвойных и лиственных лесов не происходит.

У сельскохозяйственных культур повреждаются покровные ткани, изменяется обмен веществ в клетках, растения замедляют рост и развитие, уменьшается их сопротивляемость к болезням и паразитам, падает урожайность.

В городах кислотные осадки ускоряют процессы разрушения сооружений из мрамора и бетона, памятников и скульптур, а также разрушаются металлические конструкции.

Муравьиная кислота.

В природе муравьиная кислота обнаружена в хвое, крапиве, фруктах, пчёл и муравьёв. Муравьиная кислота есть в крапиве, это из-за нее мы испытываем чувство жжения при контакте с растением. Некоторые насекомые (пчелы и муравьи) используют муравьиную кислоту для защиты. Муравей впрыскивает в ранку при укусе яд, содержащий муравьиную кислоту.

Лимонная кислота.

Лимонная кислота содержится в различных фруктах, в большом количестве — в цитрусовых (примерно 5 % в плодах и 9 % в соке). Особенно много её в китайском лимоннике и недозрелых лимонах.

Лимонная кислота участвует в цикле трикарбоновых кислот — ключевом этапе дыхания клетки, поэтому в определённой концентрации она содержится почти во всех животных и растениях.

Яблочная кислота.

Яблочная кислота содержится в незрелых яблоках, винограде, рябине, барбарисе, малине, апельсине, мандарине, лимоне.

Щавелевая кислота.

 Некоторые растения, например, в листьях щавеля или ревень, содержат довольно много щавелевой кислоты и ее ионов. В листьях ревеня ее столько, что ими можно даже отравиться.

Молочная кислота.

Молочная кислота, придающая кислый вкус кефиру, образуется при скисании молока или капусты. Молочная кислота формируется при распаде глюкозы. Иногда называемая «кровяным сахаром» глюкоза является главным источником углеводов в нашем организме.



Кислоты в быту

Борная кислота

Борная кислота - слабая, одноосновная кислота. Имеет химическую формулу H3BO3.Применяется в качестве удобрения для улучшение таких процессов как синтез и накопление сахарозы, крахмала, углеводов в корневой системе и листьях растений. В медицине часто используется в качестве антисептика. Применяется для уничтожения тараканов, муравьёв, клопов. В пищевой промышленности зарегистрирована как пищевая добавка E284, относится к категории консервантов. Обладая антисептическими свойствами, борная кислота используется для консервации продуктов питания — мяса, масла, маргарина.

Лимонная кислота

Лимонная кислота - трёхосновная карбоновая кислота. Имеет химическую формулу C6H8O7. Сама кислота, как и её соли, широко используется как вкусовая добавка, регулятор кислотности и консервант в пищевой промышленности (пищевые добавки E330—Е333), для производства плавленых сыров, напитков, сухих шипучих напитков. Применяется в медицине, в том числе в составе средств, улучшающих энергетический обмен. Широко используется в бытовой химии в качестве очистительного средства.

Муравьиная кислота

Органическое соединение, первый представитель в ряду насыщенных одноосновных карбоновых кислот. Имеет химическую формулу CH2O2. В пищевой промышленности добавка Е236 используется как консервант при производстве безалкогольных напитков и консервированных овощей. Основное полезное свойство муравьиной кислоты – замедление процессов распада и гниения, соответственно, увеличение срока годности и использования продуктов.  

Салициловая кислота

Салициловая кислота - фенольная кислота или гидроксибензойная. Имеет химическую формулу C7H6O3. Обладает сильными антисептическими и дезинфицирующими свойствами. Применяется в химико-фармацевтической, парфюмерной промышленности, а также в медицине.

Салициловая кислота обладает слабыми антисептическими, раздражающими свойствами и применяется в медицине наружно в мазях и растворах при лечении кожных заболеваний.

Аскорбиновая кислота.

Органическое соединение с формулой C6H8O6, является одним из основных веществ в человеческом рационе, которое необходимо для нормального функционирования соединительной и костной ткани. Аскорбиновая кислота и её натриевая, кальциевая и калийная соли применяются в пищевой промышленности в качестве антиоксидантов Е300 — E305, предотвращающих окисление продукта. Применяется как общеукрепляющее и стимулирующее иммунную систему средство при различных болезнях (простудные, онкологические и т. д.), а также профилактически при недостаточном поступлении с пищей, например, в зимне-весенний период. Аскорбиновая кислота вводится также при отравлении угарным газом, метгемоглобинобразователями в больших дозах — до 0,25 мл/кг 5 % раствора в сутки. Препарат является мощным антиоксидантом, нормализует окислительно-восстановительные процессы.

Соляная кислота.

Раствор хлороводорода (HCl) в воде, сильная одноосновная кислота. Имеет химическую формулу HCl. В пищевой промышленности зарегистрирована как регулятор кислотности (пищевая добавка E507). Применяется для изготовления зельтерской (содовой) воды.

Уксусная кислота.

Слабая, предельная одноосновная карбоновая кислота. Имеет химическую формулуCH3COOH. Уксусную кислоту применяют для получения лекарственных и душистых веществ. Уксусная и лимонная кислоты применяются для удаления пятен от ржавчины на хлопчатобумажных, льняных и шерстяных белых тканях.

Практическая часть

Наличие кислоты в растворе можно определить с помощью универсальной индикаторной бумаги.

В кислой среде индикаторная бумага окрашивается в красный цвет.

Я решила проверить присутствие кислот в растворах моющих средств, во фруктах и в лекарственных препаратах.

Опыт №1. Моющие средства

Я приготовила два раствора моющих средств: мыльный раствор и раствор средства для мытья посуды. Опустила в них полоску индикаторной бумаги. Бумага окрасилась в синий цвет. Значит растворы моющих средств не содержат кислоту. Они имеет щелочную среду. (приложение №1 и №2.)

Опыт №2. Фрукты

Затем я взяла яблоко и лимон. Выжала из них сок. Также опустила полоску индикаторной бумаги. В соке лимона она окрасилась в ярко – красный цвет. В соке яблока она приобрела оранжевый цвет. Значит и в лимоне, и в яблоках кислота есть. Но содержание кислоты выше в лимоне. (приложение №3 и №4.)

Опыт №5. Аскорбиновая кислота

Я взяла несколько драже аскорбиновой кислоты. Растворила их в воде. Опустила полоску индикаторной бумаги. И полоска окрасилась в светло – оранжевый цвет. Значит среда раствора слабокислая. (приложение №5.)















Выводы

1. В ходе работы над проектом я узнала много нового о кислотах.

2. Научилась определять наличие кислот в растворах с помощью универсальной индикаторной бумаги.

3. Своими исследованиями я хочу поделиться с моими одноклассниками.

Приложение



1 №2

3 №4

5



Список литературы

https://murzim.ru/nauka/himiya/32414-kisloty-v-prirode.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://chem21.info/info/711666/

http://travelask.ru/questions/86261-kakie-kisloty-vstrechayutsya-v-prirode