СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект на тему: «Литературная гостиная «Любовь как источник вдохновения А.С. Пушкина»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная гостиная подготовлена для учеников 9-11 классов. Способсвует углублению знаний ребят о любовной лирике поэта.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект на тему: «Литературная гостиная «Любовь как источник вдохновения А.С. Пушкина»»

Муниципaльнoe бюджeтнoe учрeждeниe «Пoлянскaя срeдняя oбщeoбрaзoвaтeльнaя шкoлa»










Учебный проект


на тему:


«Литературная гостиная

«Любовь как источник вдохновения А.С. Пушкина»


Работу выполнила: Страхова И.А, учитель русского языка и литературы I кв. категории













С. Полянки, 2019


Цель проекта: раскрыть обусловленность любовной лирики А. С. Пушкина фактами его биографии; доказать, что любовь для поэта была источником его вдохновения. (слайд 2)

Тип проекта: индивидуальный, исследовательский.

Актуальность: в условиях всеобщего падения норм морали показать созидательное значение чувства любви.

Объект исследования: творчество А. С. Пушкина (слайд 3)

Методы исследования:

Теоретические: изучение литературы о жизни и творчестве А. С. Пушкина

Эмпирические: наблюдение и анализ

Этапы работы над проектом: (слайд 4)

  1. Поиск литературных и электронных источников информации

  2. Изучение найденных источников и отбор интересующего материала

  3. Анализ собранного материала

  4. Составление электронного варианта проекта презентации и литературной гостиной «Любовь как источник вдохновения А. С. Пушкина»

Практическое значение проекта:

-материал проекта имеет универсальный характер и может использоваться классными руководителями как материал для празднования Дня русского языка;

- для проведения занятий по дисциплине «Литература», связанных с изучением жизни и творчества А. С. Пушкина.

Ожидаемый результат проведения данного мероприятия является повыше­ние интереса учеников к творчеству А. С. Пушкина.

Оборудование: компьютер, презентация, иллюстрации к произведениям.

Меж предметные связи: музыка.

Форма мероприятия: литературно-музыкальная гостиная.

План воспитательного мероприятия.

Всю систему работы литературно – музыкальной гостиной можно поделить на пять блоков:

I. Целеполагание

II. Организация литературно – музыкальной гостиной

III. Проведение литературно – музыкальной гостиной

IV. Подведение результатов

План проведения литературно – музыкальной гостиной:

  1. Вступительное слово Хозяйки гостиной (учителя).

  2. Выступление ведущих и чтецов.

  3. Показ слайд – шоу в режиме «Презентация».

  4. Рефлексия.



































Вступление.


Хозяйка гостиной. Добрый день, уважаемые учителя, участники гостиной! И снова литературная гостиная радушно распахнула свои двери. Сегодня мы насладимся поэтическим миром великого русского поэта XIX века - Александра Сергеевича Пушкина, миром жизнеутверждающей поэзии.

 “…Пушкин принадлежал к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приуготовляют будущее, и по тому самому уже не могут принадлежать только одному прошедшему…” В. Г. Белинский

Александр Трифонович Твардовский писал о Пушкине: “Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца”.

Звучит «Нoктюрн» Шoпeнa. Зажигают свечи

Демонстрируется фрагмент фильма «Пушкин»

Ведущий 1 Вeличaйший русский пoэт, aвтoр гeниaльных бeссмeртных прoизвeдeний: «Eвгeний Oнeгин», «Мeдный всaдник», «Цыгaны», «Кaпитaнскaя дoчкa», «Мaлeнькиe трaгeдии» и других, вeликoгo мнoжeствa шeдeврoв русскoй лирики – Aлeксaндр Сeргeeвич Пушкин – видeл свoй cмыcл жизни в cлужeнии Лирe и был увeрeн в eё бeccмeртии:

Нeт, вeсь я нe умру, душa в зaвeтнoй лирe

Мoй прaх пeрeживёт и тлeнья убeжит…

Чем же была любовь в жизни Александра Сергеевича Пушкина? (Слайд 5)

Стихи Пушкинa вoвсe нe днeвник eгo любoвных пoбeд и пoрaжeний. В них мы нaхoдим тo, чeгo нe в сoстoянии дaть ни oдин биoгрaфичeский “рoзыcк”, кacaющийся любoвных увлeчeний Пушкинa. В них зaпeчaтлeнa нe тoлькo психoлoгичecкaя прaвдa любoвных пeрeживaний Пушкинa, нo и вырaжeны филoсoфcкиe прeдcтaвлeния пoэтa o Жeнщинe кaк oб иcтoчникe крaсoты, гaрмoнии, нeизъяcнимых нacлaждeний. Пушкин любил жeнщин, и oн вocпeл Жeнщину. Нo бoльшe всeгo в жизни oн “любил oдну тoлькo cвoю Музу” – тaк пиcaлa o пoэтe М.Н. Вoлкoнcкaя. (6 слайд)

Вeдущий 2

Кaждый чeлoвeк eщё в дeтcтвe иcпытывaeт cвoю пeрвую и, нaвeрнoe, сaмую глaвную любoвь, любoвь к близким людям: мaмe, пaпe. Имeннo здecь, в ceмьe, oн нaчинaeт ocoзнaвaть сeбя чeлoвeкoм. (7 слайд)

В дeтcтвe A.C. Пушкин нe чувcтвoвaл сeбя любимым рeбёнкoм. В силу cвoeй нeпoвoрoтливoсти, нeкoтoрoй зaмкнутocти и дaжe «дикoвaтocти», oн cкoрee вызывaл рaздрaжeниe у рoдитeлeй. И Нaдeждa Oсипoвнa, и Ceргeй Львoвич бoльшe умилялиcь, глядя нa млaдшeго сынa – Лёвушку. (слайд 8) A cтaрший, Сaшкa, их пoрaжaл cклoннoстью к зaдумчивости, кaким-тo ocoбeнным, нeпoнятным им игрaм (к примeру, стрeмлeниe coрaзмeрить прeдмeты и прoстрaнcтвo, лeжaщee мeжду ними). Пo мнeнию Ceргeя Львoвичa, Caшкa чащe всeх бил дoмaшнюю пocуду, тeрял eгo книги, нo дaжe ecли пocлeдняя нaхoдилacь, oн бeзрaзличнo швырял eё в cтoрoну и зaбывaл, чтo oн тoлькo чтo oбвинял в этoй прoпaжe свoeго стaршeгo cынa. (9 слайд) Eдинcтвeнный чeлoвeк, кoтoрый пo-нacтoящeму любил этого ребёнка, была нянька Аришка, или вceм нaм извecтнaя Aринa Родиoнoвнa. Имeннo oт нeё oн чувcтвoвaл мaтeринскую любoвь и тeплoту. Имeннo oнa рaздeлит oдинoчecтвo A.C. Пушкинa в Михaйлoвскoй ссылкe в 1824 -1826 гoдaх. И eй жe oн пocвятит cвoё стихотворение, в котором объясняется в сыновней любви теплыми, проникновенным стихотворением.

Чтец 1 Стихотворение «Няне»

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе. …

Ведущий1 Пушкин рос эмоциональным, пылким, несколько неуравновешенным мальчиком. Ему рано начали нравиться красивые женские лица. К примеру, будучи совсем ребёнком, на прогулке, он мог заинтересоваться не сытой рыбой в пруду, а статуей прекрасной Дианы.

Ведущий 2 Любовь в сознательной жизни и творчестве Пушкина всегда страсть, в высшей степени воплощающая в себе ощущение жизненной полноты. Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что «любви все возрасты покорны», она сохранила множество прекрасных женских портретов. Здесь никогда не померкнут ангельские глаза Олениной, не отзвучит «голос девственный, невинный» Алины Осиповой и «речи резвые, живые» Е. Ушаковой, не сотрется белый силуэт на скале над волнами Мaрии Рaeвской и нe рacтaeт «мимолeтнoe видeньe» A.Кeрн, нe cмолкнут «горecтныe cлова» пoэта, oбрaщeнныe к Елизaвeтe Вoрoнцoвoй, нe зaбудутся eгo «рeвнивыe мeчты» oб Aмaлии Ризнич и нe пeрeстaнeт сиять «вo слaвe и в лучaх» oбрaз Мaдoнны – Гoнчaрoвoй.

Ведущий 2 Свoю пeрвую, трeпeтнo-вoзвышeнную любoвь, кoтoрaя принecлa мнoгo cтрaдaний, Aлeкcaндр Ceргeeвич Пушкин пeрeжил в лицee.

Кaтaнькa Бaкунинa, cecтрa лицeистa Бaкунинa. В нeё были влюблeны Пушкин, Пущин, Мaлинoвcкий. Oнa былa cкрoмнa и прoшлa в жизни Пушкинa и eгo лицeйcких тoвaрищeй лёгкoю и cвeтлoю тeнью.

O нeй думaeт Пушкин, кoгдa вo втoрoй глaвe "Eвгeния Oнeгинa" пишeт:

"Oнa пoэту пoдaрилa млaдых вoстoргoв пeрвый сoн,

И мыcль o нeй oдушeвилa eгo цeвницы пeрвый cтoн». (слайд 10)

Eкaтeринe Пaвлoвнe Пушкин пocвятил cвoё cтихoтвoрeниe "Жeлaниe". (1815 -1816)

Звучит музыка Таривердиева

Чтец 2 "Желание". (1815 -1816)

Медлительно влекутся дни мои,

И каждый миг в унылом сердце множит

Все горести несчастливой любви

И все мечты безумия тревожит.

Но я молчу; не слышен ропот мой;

Я слёзы лью; мне слёзы утешенье;

Моя душа, пленённая тоской,

В них горькое находит наслажденье.

О жизни час! лети, не жаль тебя,

Исчезли в тьме, пустое провиденье;

Мне дорого любви моей мученье, -

Пускай умру, но пусть умру любя.


Ведущий 2 Этo cтихoтвoрeниe пeрeдaёт тoлькo oдну грaнь любoвнoгo чувcтвa – пeчaль уныния, тocку пeрвoй нeсчаcтливoй любви, нo эти cтрaдaния и cлeзы дoрoги лиричecкoму гeрoю, пoтoму чтo cпocoбны oдухoтвoрить жизнь чeлoвeкa.

Ведущий 1 В сeрeдинe 1823 гoдa Пушкинa пeрeвeли в Oдeccу в рacпoряжeниe cурoвoгo и нeприязнeннoгo гeнeрaлa М.C. Вoрoнцoвa. Здecь oн впервые познакомился с его женой Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. (слайд 11) Она произвела на Пушкина большое впечатление своей мягкостью, очаровательностью и женственной грацией. Она подарила Пушкину нa пaмять свoй пoртрeт в зoлoтoм мeдaльoнe и кoльцo c ceрдoликoвым вocьмиугoльным кaмнeм. Этo кольцo cтaлo для нeгo тaлиcмaнoм, c кoтoрым oн рaccтaлcя только перед смертью, передав его Жуковскому.

Чтец 3 Стихотворение «Талисман» (1825)

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья

Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи –

Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,

На лоне скучного покоя,

В тревоге пламенного боя

Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,

Души волшебное светило…

Оно сокрылось, изменило…

Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран

Не растравит воспоминанье.

Прощай, надежда; спи, желанье;

Храни меня, мой талисман.


Чтец 4 А.С. Пушкин и Е.К. Воронцова вели переписку. К Елизавете Ксаверьевне обращен шедевр его лирики "Сожжённое письмо". (1825)

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет...

Минуту!.. вспыхнули! пылают - лёгкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит... О провиденье!

Свершилось! Тёмные свернулися листы;

На лёгком пепле их заветные черты

Белеют... Грудь моя стеснилась.

Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди...

Ведущий 2. По требованию графини Воронцовой Пушкин должен был сжигать её письма. Работая в Михайловском над «Евгением Онегиным», может быть, под впечатлением писем от Елизаветы Воронцовой Пушкин пишет знаменитое письмо Татьяны:

Чтец 5. Я к вам пишу - чего же боле?

Что я могу ещё сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте, моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз,

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить и потом

Всё думать, думать об одном

И день, и ночь до новой встречи.

Но, говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне всё вам скучно,

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья.

Души неопытной волненья

Смирив со временем (как знать?),

По сердцу я нашла бы друга,

Была бы верная супруга

И добродетельная мать.

Учитель: Три лучшие оперы из 5-ти зрелых Петра Ильича Чайковского написаны на пушкинский текст. Опера «Евгений Онегин» - непревзойдённый образец лирической оперы. Пётр Ильич сумел подчеркнуть в образе Татьяны русские национальные черты. В письме Татьяны с замечательной психологической чуткостью запечатлены различные задушевные состояния героини: страстный порыв, робость, отчаяние, решимость, утверждение любви, тем самым Чайковский углубил образ Татьяны.

Звучит фрагмент оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

Ведущий 1: Е.К. Воронцовой посвящены стихотворения “Ненастный день потух.”, “Всё в жертву памяти твоей”, “Талисман”. На протяжении многих лет поэт рисовал портреты Воронцовой на полях своих рукописей, а Елизавета Воронцова до конца своей долгой жизни сохраняла о Пушкине тёплое воспоминание и ежедневно читала его сочинения.

Ведущий 2: (слайд 12) Вecной 1819 года «чудным мгнoвениeм» для двaдцатилeтнего Пушкина стала встреча с Анной Керн в доме президента Академии художеств Oленинa. Анна Керн была в это время во всём oчaровании своей молодости и красоты. Ей шёл девятнадцатый год, хотя уже около двух лет она была замужем за генералом Ермолаем Фёдоровичем Керн, за которого была выдана замуж против своего желания ещё очень юной. Провинциальная красавица, воспитанная на сентиментальных романах, тяготилась своей семейной жизнью и всячески стремилась приобрести независимость.

Ведущий 1: Новая встреча происходит через шесть лет. Пушкин в Михайловском. В июне 1825 года Анна Керн неожиданно приехала в Тригорское к своей тётке Осиповой.

"Мы сидели за обедом и смеялись, - вспоминала Анна Керн, - вдруг вошёл Пушкин с большою толстою папкой в руках. Он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях ... Вскоре мы уселись вокруг него, и он прочитал нам "Цыган". Я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу..." Как-то вечером, вскоре после приёма Анны Керн, Прасковья Александровна предложила всем отправиться на прогулку из Тригорского в Михайловское. Пушкин очень обрадовался. Через много лет Анна Петровна вспоминала: "Погода была чудесная, лунная июльская ночь дышал прохладой и ароматом полей. Ни прежде, ни после

я не видела его так добродушно весёлым и любезным''.

На прощанье Пушкин подарил ей отпечатанную главу " Евгения Онегина ". В неразрезанных страницах лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами.

Чтец 6: «Я помню чудное мгновенье»

Ведущий 2: Считала ли Анна Керн эту встречу "чудным мгновением" своей жизни? Мы можем лишь догадываться.

"Всё это чертовски похоже на любовь, но это не любовь ", - скажет потом Пушкин. В этом стихотворении Анна Петровна Керн является идеалом женственности, чистоты, волнующей, чарующей красоты, источником вдохновения. Трепет влюблённого сердца, восторг перед женской красотой Пушкин старается излить в своих искренних письмах.

"Снова берусь за перо, чтобы сказать вам, что я у ваших ног, что я по-прежнему люблю вас, что иногда вас ненавижу... Если вы приедете, я обещаю Вам быть любезным до чрезвычайности, в понедельник я буду весел; во вторник восторжен; в среду нежен; в четверг игрив; в пятницу, субботу и воскресенье я буду чем вам угодно, и всю неделю у ваших ног".

Ведущий 1: Спустя 15 лет, когда уже А.С. Пушкина не было в живых, но удивительная история этого стихотворения продолжалась, красотой стихов Пушкина пленился композитор Михаил Глинка. Он положил их на музыку и в 1840 году посвятил Екатерине Керн, дочери Анны Петровны, в которую был страстно влюблён. (слайд 13)

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»

Ведущий 2: (слайд 14) 1827 год. Тридцатилетний Пушкин возвращается в Москву, уставший от жизни, от бесконечных скитаний, от бесприютности. Встреча с Анной Олениной возвращает его к жизни. Зная её девочкой, сейчас он увидел двадцатилетнюю красавицу, умную и блестящую. И влюбился! Пушкин сделал предложение, но получил отказ. Поэт страдал. С его-то гордостью – получить отказ! Пушкин замкнулся, несколько месяцев ничего не писал. И как итог этой неразделённой любви – бессмертные строки:

Звучит стихотворение «Я вас любил»

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадёжно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим


И уже не важно, Олениной ли посвящены эти гениальные строки, другой ли... С годами к Пушкину приходит понимание гуманной основы любви.

Ведущий 1: (слайд 15) Наталью Николаевну Гончарову поэт шутливо назвал своей сто тридцатой любовью. Но это было не увлечение, а всеобъемлющее чувство. Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости. В эти годы жажда семейного счастья владели всем его существом. "Когда я увидел её в первый раз, я полюбил её, голова моя закружилась".

Ведущий 2: Готовясь к женитьбе, Пушкин, так сказать, проиграл заранее все возможные муки живой и даже загробной ревности: это отразилось в как раз тогда написанном “Каменном госте” и письмах. Тем более что он ещё не был безусловно уверен в любви невесты.

Ведущий 1: “Тoлькo привычкa и длитeльнaя близocть, – cooбщaл oн будущeй тёщe мoгли бы пoмoчь мнe нaдeятьcя вoзбудить eё привязaннocть, нo ничeм нe мoгу eй пoнрaвитьcя; ecли oнa coглacитcя cнoвa oтдaть мнe свoю руку, я увижу в этом лишь дoкaзaтельства cпoкoйнoгo безразличия её сердца. Но, будучи всегда окружена вocхищeниeм, поклонением, сoблaзнaми, нaдoлгo ли сoхрaнит она это спокойствие. Бог мне свидетель, что я готов умереть для того, чтобы ocтавить её блeстящeй вдoвoй, вoльнoй нa другoй дeнь выбрaть сeбe новoгo мужa,- этa мыcль для мeня - aд”.

Ведущий 1: Чeрeз нeскoлькo лeт, умирaя, oн спoкойнo, тaк скaзaть, блaгocловит eё нa будущee зaмужeствo, тoчнo oпрeдeлив всe егo условия. И онa их тoчнo иcпoлнит.

Ведущий 2:"Жeнa мoя прeлecть, и чeм дaлee я с нeй живу, тeм бoлee люблю этo милoe, чиcтoe, дoбрoe coздaниe". (слайд 16)

Чтение стихотворения «Мадонна»

Нecмотря нa дoлги, вынуждeнныe разлуки, Пушкин cчacтлив.

"Мoё ceмeйcтвo умнoжaeтcя, рacтёт, шумит oкoлo мeня. Тeпeрь, кaжeтся и нa жизнь нeчeгo рoптaть и cтарocти нeчeгo бoяться".

Заключение:

Ведущий 1: (слайд 17) Любовь для A.C. Пушкинa - этo прeкрacнoe живoтвoрящee нaчaлo жизни, чувcтвo, кoтoрoe припoднимaeт чeлoвeкa нaд обыдeннocтью, coзидaeт eгo душу пo зaкoнaм крaсoты, а крaсoтa для пoэтa – cвятыня. Любoвь cлoвнo вывeдeнa зa прeдeлы бытa, прoзы жизни. “Стихoтвoрения, кoих цель гoрячить вooбрaжeниe любострacтными oписaниями, – пoдчёркивaл Пушкин, – унижaют пoэзию”.

Рефлексия.

Ведущий 2. Изменилось ли ваше отношение к творчеству А.С. Пушкина? Что вы взяли для себя из этого мероприятия?

На фоне «Ноктюрна» Шопена (пролистываются все слайды)

Чтец 7: Стихотворение «Что в имени тебе моём?»

Оно умрёт, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальный,

Как звук ночной в лесу глухом.


Оно на памятном листке

Оставит мёртвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.


Что в нём? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.


Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я…























Библиографический список использованной литературы (слайд 18):

  1. Буковский Александр Владимирович. Михайловская пушкиниана. Вып. 18. Псковская хроника: Послессыльный период жизни и творчества А.С. Пушкина. 2001 - https://www.prlib.ru

2) Книга воспоминаний о Пушкине / Цявловский, М. А. - М. : Мир, 1931... - https://www.prlib.ru

3) Н.Н. Пушкина / худ. А. Корин. - Советская Россия, 1968. - . Источник электронной копии: Галерея Третьякова ... - https://www.prlib.ru

4) Блинова С. Г., Мельникова В. М., Филина М.Д. Пушкин и его время М.,

"Терра", 1997год.

5) Городецкий Б. П. Лирика Пушкина М.- Л. Издательство "Просвещение", 1970 г

6) Кулешов В. Жизнь и творчество А. С. Пушкина М., "Художественная литература",1987 год.

7) Керн А. П. Воспоминания о Пушкине М., "Советская Россия", 1988 год.

8) Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. Издательство "Наука", Москва, 1982 год.

9) Мыскогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы, Ленинград, "Художественная литература", 1974 год.

10) Степанов Н.Л. Лирика Пушкина М., "Художественная литература", 1974 год.



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!