Учебный мини - проект по математике
«Узоры и орнаменты на посуде»
2 класс «Школа России»
Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 93»
Сенина Ольга Михайловна
Тема: Узоры и орнаменты на посуде
Цели: подготовить к выполнению проекта; развивать интерес к математике.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять геометрические узоры и орнаменты; работать с дополнительной литературой и компьютером;
Личностные результаты:
Упорство в стремлении к поставленной цели;
Умение достигать поставленной цели в ситуации плодотворного сотрудничества с другими людьми, преодоление возникающих трудностей.
Метапредметные результаты:
Развивать организационные умения;
Учиться называть предметную цель работы с конкретным заданием;
Планировать свою работу;
Оценивать результат своей и чужой работы;
Работать в парах и группах.
Предметные результаты:
Ориентироваться в системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи проекта;
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации;
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация и др.)
Перерабатывать полученную информацию: анализировать, сравнивать и группировать факты, формировать на основе этих действий умозаключения и выражать их в речи.
Оборудование: презентация, геометрические фигуры, шаблоны посуды, карандаши, мелки, фломастеры, цветная бумага, клей.
Используемые образовательные технологии: исследовательские методы обучения, игровые, обучение в сотрудничестве.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая.
Этапы урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- К сегодняшнему уроку я просила вас прочитать страницы 48 – 49 с материалами к проекту.
- Все ли вам было понятно?
- О чем говорится в данном тексте?
- Вспомните, какие проекты мы выполняли в 1 классе.
- Как вам больше понравилось работать: в парах или в группах?
- Чем вам нравятся проектные работы?
- Давайте прочитаем авторский текст вместе.
III. Постановка проблемы и первичное формулирование нового знания
3.1. Совместно обсуждаем прочитанный текст.
- Прочитайте название проекта. (Узоры и орнаменты в посуде.) (Слайд 1)
3.2. Формулируем поставленную задачу (проблему) (Слайд 2, 3)
- С древних времён люди пытались украсить свой дом. Они делали красивую посуду, расписывали её, выполняли разные узоры и орнаменты. (Слайды 4, 5)
- Вспомните, что такое узор и орнамент?
Орнамент (от латинского – украшение) – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. (Слайды 6, 7)
- Посмотрите как выглядели орнаменты разных народов. (Слайды 10 - 12)
- Часто использовали орнаменты из геометрических фигур.
- Почему, как вы думаете? (Его легче рисовать.)
- Несмотря на то, что его легче рисовать, орнамент часто выходил небывалой красоты и был украшением не только посуды, но и мебели, стен, окон. (Слайды 8 - 13)
3.3. Предлагаю детям рассмотреть виды различных орнаментов.
Знакомлю детей с новыми понятиями (Мотив в орнаменте и рапопопорт) (Слайды 14 - 16).
Рассматриваем характер чередования орнаментов (Слайды 17 - 20)
Намечаем цели:
- Какой проект мы должны выполнить? (Альбом «Орнаменты и узоры на посуде.)
- Что должно быть в альбоме? (Фотографии или рисунки наиболее красивых орнаментов).
- Как можно расположить орнамент на посуде?
- Какие геометрические фигуры могут быть использованы в орнаменте? (Слайд 21)
- Посмотрите как выглядит посуда, украшенная с различными геометрическими орнаментами (Слайды 22 - 26)
Физкультминутка
IV. Введение нового знания
4.1 Читаем и обсуждаем план, заданный в учебнике.
- Обсудите, как вы будете выполнять проект.
4.2 Обсуждаем роли (обязанности) участников в каждой творческой группе.
- Распределите обязанности. Определите, кто будет создавать орнамент. Назначьте редактора и оформителя.
- Кто такой редактор? (Тот, кто составляет содержание издания, отбирает материал.)
- Как вы думаете, чем занимается оформитель? (Собирает воедино и оформляет журнал.)
4.3 Определяем время работы (неделя) и срок презентации проекта.
- Назначьте срок, к которому каждый должен будет выполнять свою часть работы.
4.4 Далее работаем по плану (с. 49)
- разбиваем класс на 4 команды;
- каждая команда выбирает капитана, придумывает название;
- команда распределяет между участниками работу:
Художники – будут выполнять рисунок узоров и орнаментов;
Редактор – будет отбирать подготовленный материал;
Оформитель – собирает воедино и оформляет альбом;
Капитан (главный редактор) – презентует готовую работу своей команды.
Таким образом, каждый члени команды примет участие в реализации проектной работы. Дети самостоятельно выбирают состав участников и распределяют обязанности между членами команды.
V. Первичное закрепление
Зачитывается названия команд, фамилии капитанов, список команды и их обязаности. Повторно оговаривается срок реализации проекта – 1 неделя. Устанавливается дата презентации работы.
- На последующих уроках мы обязательно будем возвращаться к нашему проекту: советоваться, решать различные вопросы, обсуждать степень выполнения работы. Если у вас появятся какие-либо вопросы, затруднения, обязательно спрашивайте.
- Не забывайте, что результатом (продуктом) нашего проекта является альбом с иллюстрациями «Орнаменты и узоры на посуде». Все это мы увидим на презентации своего проекта каждой командой.
- Есть ли какие-либо вопросы? Всё понятно?
(Выставление отметки за проект не предусмотрено, но она может быть выставлена по желанию учащихся. Оценивание осуществляется в ходе совместного обсуждения учащимися и учителем результатов и процесса работы над проектом).
VI. Итог урока. Рефлексия
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Над каким проектом вы будете работать?
«Я понял, что…»
«Мне понравилось…»
«Мне было интересно, когда …»
«Мне было трудно, когда …»
VII. Домашнее задание
Инвариант – с. 49, перечитать план работы, приступить к выполнению своей части проектной работы.
Вариативная часть – с. 51, № 2 (задача)