СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект по предмету начальной школы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект по предмету начальной школы»


Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»




Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»

МДК 05.02. Применение интерактивных средств в проектной деятельности младших школьников


Учебный проект по предмету начальной школы






Выполнила:

студентка группы «3АС»

_________Семенченко.Ю.С.

Проверил:

Преподаватель информатики

_________Коржова А. П.












Астрахань, 2022.

Введение

Червяк у нас — подземный житель, 
В земле червяк живет в ходах, 
Он — почв хороший разрыхлитель, 
И толку много в червяках!

Автор: народ

Дождевые черви знакомы всем с малых лет. Одни вспоминают о них с отвращением, другие знают, что их используют рыбаки для ловли рыб. Я лично заинтересовался червями ещё летом, когда мы с мамой пололи грядки. Только стоило нам выдернуть траву, как тут же, спустя какое-то время, на поверхности появлялись черви. Мама сказала, что они очень полезны, но, к сожалению, люди забывают о пользе червей и наносят им вред, внося различные химикаты в почву. У меня сразу возникло много вопросов, на которые хотелось бы получить ответы, например – чем они видят и дышат под землёй, и так ли они полезны?

Поэтому актуальность моей работы я вижу в том, что в наш век, когда нарушается экология почвы, стоит задуматься, что в природе есть создания, которые приносят неоценимую пользу.

Новизна работы заключается в том, что данная тема не исследовалась в нашей школе. Может быть использована учителями биологии при проведении уроков в 7 классе, конкурсов и викторин по теме «Черви» и ребятами, интересующимися миром природы.

Цель моего исследования - изучить строение, жизнедеятельность дождевых червей и их пользу для нас. Для этого объектом моего исследования я выбрал дождевых червей, а предметом - наблюдение за ними в домашних условиях.

Перед собой я поставил следующие задачи:

  1. анализ специальной научно-методической литературы;

  2. проведение анкетирования среди одноклассников и обработка полученных данных;

  3. обобщение представлений о дождевых червях;

  4. наблюдение за червями в природе и домашних условиях;

  5. рассказ о них, об их пользе людям.

Гипотеза моей работы состоит в том, чтобы выяснить, действительно ли дождевые черви играют немаловажную роль в природе и нуждаются в нашей защите.

Методы исследования:

Эмпирические: наблюдение, сравнение, эксперимент; анкетирование.

Теоретические: анализ литературы, СМИ по данному вопросу и обобщение представлений о червях; систематизация этапов моих наблюдений за дождевыми червями.

Практические: составление лэпбука для использования детьми в школьных и дошкольных учреждениях.

















Глава 1 Жизнь дождевых червей

    1. Что мы знаем о дождевых червях


Когда я приступил к своему исследованию, мне уже было известно, что дождевые черви живут в земле, в навозе, а рыбаки используют их в качестве наживки для ловли рыбы. Я также знал, что ими питаются птицы и кроты. Но мне стало интересно, а что же знают мои одноклассники о дождевых червях? Мы с учителем провели анкетирование в моём классе. Всего нами было опрошено 24 человека. Им было предложено ответить на 6 вопросов. Анкетирование показало, что у ребят нет точных знаний об этих созданиях, многие вообще не знают о пользе дождевых червей и их необходимости в природе. (Приложение 1)

Так что же я узнал о дождевых червях?

Под слоем земли находится странный тёмный мир, где миллионы земляных червей ведут свою тайную жизнь. Почему мы их так называем? Оригинальное название червей на латыни звучит как «Vermes» - «красная нить». И здесь прослеживается сходство, ведь нередко черви имеют розоватый, даже красноватый оттенок. А их схожесть с нитью или веревкой очевидна. Почему дождевой червь называется дождевым? Вероятно, вы обращали внимание, что дождевых червей можно наблюдать зачастую именно во время дождя. Именно это и повлияло на название червей. Одной из причин появления червей на поверхности после дождя можно назвать изменение температуры почвы, к которому эти существа очень восприимчивы. После дождя она обычно понижается на несколько градусов. Другая возможная причина - изменение кислотно-щелочного баланса. После выпадения осадков почва становится более кислой, что негативно действует на червей и побуждает их выползать на поверхность. Недостаток воздуха также считается одной из причин появления червей на поверхности после дождя. Некоторые черви могут вести нормальную жизнедеятельность только в том случае, когда в земле будет достаточное содержание кислорода, а вода как раз обогащает им верхние слои почвы. Одной из самых простых причин появления дождевых червей на земле в большом количестве является их отношение к влаге. Ученые считают, что эти существа появляются на поверхности для того, чтобы насладиться влагой. Такие черви также часто называются земляными, и данное название является более корректным. Однако научное название земляных червей – Annelids. Это название происходит от латинского слова, обозначающего «кольцо», и было дано червям из-за строения их тела, поделенного на кольцеобразные сегменты. [8]

В природе существует множество семейств и подвидов земляного червяка. Согласно последним данным, сегодня выделяется больше 2 тысяч разновидностей, обитающих на разных континентах и в разных регионах. Самые большие черви — гипсленды. Этот вид был найден в австралийском городе Гипсленд и считается самым большим из всех обитающих на планете. Если взрослая особь этого вида вытянется, то размер червя может достичь 2-ух м. Несмотря на свои внушительные размеры и пугающий вид, данные ползающие гигантские создания исключительно нежные. Отыскать их достаточно тяжело, потому, что почти всю свою жизнь они находятся глубоко в земле. Растут они медленно и до своих максимальных размеров вырастают примерно за 5 лет. Этот вид внесен в Красную книгу. [7]


1.2 Строение дождевого червя


На первый взгляд кажется, что тело земляного червя устроено очень примитивно. У него нет костей, нет того, что можно было бы назвать лицом – лишь ротовое отверстие на более тонком конце тела: нет ни ушей, ни глаз, ни носа. Но, если рассмотреть червя попристальнее, то можно понять, что строение его тела более сложное. Тело у червя гладкое и скользкое. Оно всегда должно быть влажным, чтобы червь мог осуществлять дыхание сквозь кожу, которая с нижней стороны тела покрыта тончайшими щетинками. У большинства земляных червей тело делится на сегменты. На каждом сегменте, кроме первого и последнего, имеется четыре пары щетинок. Они помогают червю цепляться за поверхность, по которой он ползёт, буквально проталкивая тело вперёд путём сокращения мышц, один сегмент за другим. Если вы присмотритесь к передвижению червя, то увидите, как отдельные части его тела становятся тоньше, а затем снова утолщаются. В середине тела червя имеется утолщённый розоватый сегмент, называемый седлом, который используется для размножения. (Приложение 2) Для приёма пищи у червей есть орган, который называется глотка. При сжимании и последующем разжимании пища втягивается внутрь. Во рту никаких зубов нет, следовательно, что-то грызть или кусать червь не в состоянии. Для того, чтобы пройти через ротовое отверстие довольно маленьких размеров, пища должна быть достаточно размокшей или размягчённой. Поэтому растительная пища (побеги, листики) должны быть не свежесорванными (или свежеоткушенными), а уже подвяленными, с размягчёнными волокнами.

Хотя у червя нет ни глаз, ни ушей, лучше всего у них работает осязательное чувство. Подобные клетки расположены по всему телу. Поэтому нельзя сказать, чтобы он совершенно не мог ориентироваться. Например, если он находится вблизи от поверхности почвы, то чувствует это, поскольку передняя часть его тела способна уловить даже малейшее изменение в освещённости. Он чувствует также даже самые слабые сотрясения почвы над собой. Человеческие шаги звучат для земляного червя подобно громовым раскатам.[4, C.118]


1.3 Обитание червей в природе


Большую часть своей жизни дождевые черви проводят в самостоятельно проложенных в земле ходах. Обычно ходы бывают двух типов: одни служат для добывания пищи и пронизывают вдоль и поперёк богатый перегноем слой почвы, другие же уходят вертикально вниз. Такие «шахты» они прокладывают в поисках благоприятных условий, избегая длительных холодов, жары и засухи. Питаются черви растительной пищей и особенно любят гниющие листья, которые они могут втаскивать в свои норы, либо оставлять на поверхности над отверстием туннеля для защиты от солнца. Затащив лист в нору, червь обмазывает его своим пищеварительным соком, под действием которого лист размягчается и становится готовым к употреблению в пищу. Черви могут показаться не особо сильными, однако это впечатление обманчиво. Если на их пути попадается особенно твёрдый участок почвы, черви могут продолжать рыть туннель дальше, поедая эту почву. Земля проходит сквозь их тела и выходит наружу маленькими комочками -  копролитами, что очень благотворно сказывается на её состоянии. Благодаря этим существам, даже крупные камни и предметы со временем погружаются глубоко в землю. А мелкие камешки постепенно перетираются в желудке червей и превращаются в песок. Недаром, в своём научном труде "Образование растительного слоя Земли деятельностью дождевых червей и наблюдения над их образом жизни" (1881г.), Чарльз Дарвин, английский натуралист и путешест-венник, который первый занялся изучением червей, сделал свой знаменитый вывод: "Вряд ли найдутся другие животные, которые играли бы столь большую роль в истории мира, как дождевые черви"[6]
  
Однако их жизнь всё время находится под угрозой. Многие животные не прочь закусить червём. Особенно отличаются этим птицы, ежи, кроты, лягушки, лисы, рыбы. Некоторые виды популярны у рыболовов, использующих их в качестве наживки. Немало вреда приносит червям и неумеренное использование химических веществ человеком в сельском хозяйстве, что неизбежно ведет к сокращению их популяции. На сегодняшний день в Красной книге России уже находится 11 видов дождевых червей. [5, С. 117]

В связи с этим в наши дни всё больше внимания уделяется разведению дождевых червей в домашних условиях. Вермикультура является новым направлением сельскохозяйственной науки. Развитию вермикультуры способствовали негативные изменения в экологии, вызванные активной деятельностью человека в промышленности и сельском хозяйстве. Люди профессионально занимаются разведением червей для производства биогумуса для удобрения сельскохозяйственных культур. Что в значительной мере решает проблему утилизации органических остатков, восстановление и улучшение свойств почвы.

Выводы по первой главе


Таким образом, изучив строение и жизнедеятельность червей, можно сделать вывод, что, несмотря на их не очень привлекательный вид, их польза неоценима. Черви играют важную роль в выращивании цветов и сельскохозяйственных культур: по их туннелям к корням растений приходит вода; после поедания опавших листьев черви выделяют экскременты, способствующие плодородию почвы. К тому же они выполняют отличную профилактику многочисленных заболеваний и обеспечивают защиту от вредителей, поедая перегнившие органические составляющие, такие как гнилые листья, скошенную траву и грязь.



Глава 2 Наблюдение за червями в домашних условиях


В ходе своей исследовательской работы я провел ряд наблюдений за червями в домашних условиях. Мне бы хотелось поделиться результатами своих наблюдений.

Наблюдение№1 Мы с мамой отправились в огород на поиски червей. Мама сказала, что копать надо осторожно, чтобы не повредить их. Мы попробовали копнуть землю в том месте, где земля была утрамбована, там мы нашли одного червя и то не с первого раза. Тогда мы капнули землю в том месте, где почва была наиболее рыхлой и удобренной перегноем. Сразу перед нами оказалось 5 червяков разбегающихся от нас, и это на маленьком участке земли, не в квадратном метре – а в объеме земли, равном маленькой лопатке!

Вывод: Это подтвердило то, что черви предпочитают рыхлую, удобренную почву, а на одном маленьком участке земли может существовать огромное количество червей.

Наблюдение№2 Когда мама положила мне на ладошки червя, мне было неприятно, поскольку он был на ощупь скользкий, слизкий и пытался уползти. При его движении ощущалось незначительное, очень лёгкое покалывание. Поскольку я уже читал, что черви относятся к классу «малощетинковые» и на их теле есть маленькие щетинки, с помощью которых они передвигаются, я понял, что неприятное лёгкое покалывание происходит именно от них. Щетинки, при всей их малости, очень цепкие. Даже, поднимая червя за один конец, чувствуешь, что он очень сильно упирается, цепляясь за неровность поверхности другим концом. Положив червя на лист бумаги, я поднял его вертикально, червь заскользил немного, но не упал благодаря своим щетинкам и слизи. (Приложение 3) Во время моего наблюдения я увидел слизкий след на листе. Эта слизь помогает ему скользить и сохраняет влажность кожи. (Приложение 3)

Вывод: У червей действительно есть специальные щетинки, которыми они цепляются за неровности земной поверхности. Кроме того, кожа червя влажная, покрыта слизью. Через влажную кожу происходит проникновение в тело червя кислорода, необходимого для дыхания.

Наблюдение№3 Мне захотелось рассмотреть червя более подробно. Мама помогла установить наш школьный микроскоп. Было очень трудно удержать червяка, он всё время пытался уползти. Тело дождевого червя оказалось каким-то прозрачным и разделено на множество сегментов (колечек красноватого цвета). Мне не удалось точно сосчитать их количество, поскольку мой червь не лежал спокойно, я сбился уже на 68 сегменте. Было ещё видно, что тело покрыто слизким веществом, к которому прилипли маленькие частички земли. (Приложение 4)

Вывод: Тело земляного червя разделено на множество сегментов и покрыто слизью. Червь не находился на месте и пытался спрятаться - значит ему не комфортно находиться на открытом участке.

Наблюдение№4 Я решил измерить червя, положил его в коробку, но, к сожалению, он всё время пытался уползти, поэтому мне не удалось узнать его длину. Я могу предположить, что он примерно 9-10см. (Приложение 5) Определить, где у червя передняя часть, а где задняя было несложно. На теле дождевого червя, там, где завершается его передняя часть, есть утолщение, которое называют пояском. Когда он пытался двигаться, он вытягивал передний конец, а задний конец подтягивал к переднему.  Еще у червя есть не только "перед" и "зад", но и "верх" и "низ". Я убедился в этом достаточно просто, перевернув червяка на "спинку". Я увидел, что нижняя его часть (брюшко) более светлого цвета, чем верхняя (спинка). А сам червь тут же переворачивается обратно. Т.е. ему не все равно, какой стороной лежать кверху. 

Вывод: Средний размер всех особей - от 5 до 20 сантиметров. И черви действительно при передвижении вытягивают передний конец своего тела, а задний подтягивают.

Наблюдение№5 Как же обстоит дело с его органами чувств? Я узнал, что у червей нет органов чувств. Лучше всего у них работает осязательное чувство. Тогда я решил в этом сам убедиться. Я взял кусочек лимона и положил перед червяком, сначала он двинулся в сторону лимона, но потом резко отпрянул. Значит, резкий запах лимона ему не понравился. (Приложение 5) Я положил червя на листок и использовал лампу для освещения одной части листа, червь сразу пополз в ту сторону, где не было света. (Приложение 5)

Вывод: Черви действительно не имеют органов чувств. Лучше всего у них работает осязательное чувство. Подобные клетки расположены по всему телу. Эти элементы отвечают и за восприятие света. Ведь у таких особей нет глаз.

Наблюдение №6 Много сказано о пользе земляных червей, но так ли это на самом деле? Для моего следующего наблюдения мы с мамой взяли стеклянную банку и наполнили её влажной землёй и старыми опилками, при этом чередуя слои. Сверху банку закрыли крышкой и прокололи в ней отверстия. С огорода мы взяли червей и запустили в банку, сначала взяли одного, второго, но в итоге количество у нас достигло 12 (там были маленькие и большие, толстые и тонкие). Они тут же стали зарываться в почву. Между прочим, на 1 квадратном метре количество червей может достигать несколько сотен и даже тысяч. Я положил сверху сухие листья, чтоб им было чем питаться. Поскольку черви не любят света, банку обернули чёрным пакетом. (Приложение 6) Весь день я пытался увидеть червей, но они не появлялись, ведь черви вылезают на поверхность только ночью. Тогда я полил землю в банке. Воду я брал дождевую, поскольку наша обычная вода из крана для червей является ядом. Но черви не выползли. Могу предположить, что это произошло потому, что я недостаточно сильно полил, поскольку мне было жаль червей. Через два дня я уже увидел волнообразные туннели по стенке банки, где был слой опилок. (Приложение 7) Листья на поверхности были нетронуты. Нужно добавить, что в течение всего времени, пока черви жили у нас в банке, листья не были съедены. Но я обратил внимание, что на 4-5 день местоположение листьев изменилось. Возможно, таким образом, они прикрывали ходы своих норок. А есть им не хотелось, скорее всего, из-за того, что в земле было достаточно корма (вместе с землёй попали мелкие корешки, а также в банке были и старые опилки). На 6-й день я заметил, что первый слой земли и второй слой опилок практически перемешались из-за деятельности червей (Приложение 7), а на поверхности обнаружились копролиты дождевых червей. Результаты моего наблюдения я занёс в таблицу. (Приложение 8)

Вывод: В маленькой банке уместилось 12 червей, и за весь период наблюдения можно было увидеть только двоих. Это подтвердило то, что на одном маленьком участке земли может существовать огромное количество червей. Дождевые черви проложили многочисленные ходы в почве, что способствовало перемешиванию слоёв земли и опилок. А наличие копролитов - к улучшению почвы.

Наблюдение №7 За 1,5 недели внешне земля изменилась, она стала выглядеть лучше: на вид рыхлой и мягкой. Тогда я взял две примерно одинаковые палочки и воткнул их. Одну в банку с землёй, в которой обитали черви, а другую в плошку с комнатным цветком, где не было червей. В банку с дождевыми червями палочка легко вошла в почву, а в плошку без них – с применением небольшого усилия, не смотря на то, что землю с комнатным цветком часто поливаем и даже периодически удобряем. ( Приложение 9)

Вывод: Перемешивая почву, земляные черви улучшают её состояние и делают пригодной для роста на ней растений. А отсутствие в почве червей может привести к её ухудшению.

В конце моего исследования мы отпустили червей на волю, в землю. Никто не пострадал. Для интереса я сосчитал – все 12 особей были на месте. Черви тут же стали зарываться в землю, не подозревая, что тем самым приносят нам огромную пользу. (Приложение 9)


Выводы по второй главе


Таким образом, в ходе проведённого исследования я выявил, что где бы не находились дождевые черви, в естественной среде обитания или в домашних условиях, главное для них – это благоприятные условия и наличие почвы. Тогда эти маленькие труженики продолжат рыхлить и перерабатывать почву, принося пользу людям. Тем самым я подтвердил свою гипотезу.


















Заключение

В результате проведённой работы я достиг поставленные перед собой цели и задачи. Результаты исследования позволили наглядно изучить строение, жизнедеятельность дождевых червей и заставили меня задуматься о их пользе для нас. Они подтвердили выдвинутую в начале исследования гипотезу, что своей деятельностью, приводящей к разрыхлению и перемешиванию почвы, дождевые черви улучшают её состояние, повышают её плодородие, чем помогают не только природе, но и человеку. Не прав тот, кто считает, что они нужны только как наживка на крючок, используемая рыбаками. Дождевые черви действительно являются «сокровищами» для растений, животных и человека. Сегодня, когда вопрос об экологии почвы, стоит очень остро, роль дождевых червей сложно недооценить. Теперь заметив их у себя на участке, я не буду спрашивать: полезны ли они? Я буду рассказывать своим товарищам о пользе дождевых червей и бережном отношении к ним.

Таким образом, данная работа помогла мне расширить знания о червях, научила решать поставленные задачи, делать выводы.

Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к неоценимой роли дождевых червей в природе. Мною был изготовлен лэпбук,наглядно рассказывающий о жизни и пользе дождевых червей, проведены беседы 2 классе нашей школы. Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются и интересуется миром природы. Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков, конкурсов, викторин по теме «Черви».

  Кроме земляных червей, рассмотренных в данной работе, в перспективе мне было бы интересно вырастить червей в домашних условиях, изучить другие виды червей, их вред и пользу.


Список источников литературы и интернет ресурсов


  1. Биология: учеб. для 7-8 кл. сред.шк./ Б.Е. Быховский, Е.В.Козлов и др.; Под ред. М.А. Козлова.- 23-е изд. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.

  2. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров. - 2-е изд., испр. [Репринт. изд. 1989 г.]. - М. : Большая рос. энцикл., 1995. – 863с.

  3. Гиляров М.С., Криволуцкий Д.А. Жизнь в почве. — М.: Мол. Гвардия, 1985.-191с.

  4. Насекомые. Полная энциклопедия/[пер. с англ.М.Авдониной]. – М.: Эксмо, 2011.- 256с.

  5. Фройде М. Животные строят: Пер. с нем. – М.: Мир, 1986. -256с.

  6. B. Ковалев, C. Ошанин. Подземные труженики (о дождевых червях)://Школьнику. 2018. URL: journal-shkolniku.ru/dogdevoi-cherv.html. (Дата обращения 7.09.2018)

  7. «Какие размеры самого большого дождевого червя и где живут самые большие гигантские особи»: [сайт] - URL: http://fermabusines.ru/.(Дата обращения: 7.09.2018)

  8. «Почему черви называются червями»: [сайт] - URL: https://voprosy-pochemu.ru/pochemu-chervi-nazyvayutsya-chervyami/. (Дата обращения: 7.09.2018)









Результаты анкетирования учеников 2 А класса

«Что я знаю о дождевых червях?»















































Фото 1. Лэпбук о червях




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!