Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме: «Как художники-иллюстраторы создают образы?»
Выполнили:
студентки группы 4Б
_________ Афонасьева А.Н.
_________ Гез Д.А.
Руководитель:
_________ Коржова А.П.
Астрахань, 2024 год
Оглавление
Введение 3
I ГЛАВА. Теоретические сведения о художниках-иллюстраторах 5
1.1. Кто такие художники-иллюстраторы? 5
1.2. История и эволюция иллюстрации в детских книгах 6
1.3. Как художники-иллюстраторы создают образы?.................................................8
II ГЛАВА. Практическая часть выполнения проекта 9
2.1. Создание стенгазеты 9
Заключение 11
Список литературы 13
Введение Художники-иллюстраторы — это люди, которые с помощью рисунков рассказывают истории, объясняют идеи или помогают нам лучше представить то, что мы читаем. Когда мы видим красочные картинки в книгах, журналах или на экране, это результат их творчества. Но как иллюстраторы придумывают свои образы? Сначала они внимательно читают текст или думают о том, что хотят изобразить. Затем они придумывают, как лучше всего показать это с помощью рисунка: какие цвета использовать, как сделать персонажей яркими и запоминающимися, а фон — интересным. В этом процессе художники пользуются своим воображением, навыками рисования и даже вдохновляются тем, что видят вокруг себя. Давайте разберемся, какие шаги они проходят, чтобы создать удивительные и запоминающиеся образы!
Актуальность темы обусловлена тем, что в современном мире иллюстрации окружают нас повсюду: в книгах, журналах, мультфильмах, на сайтах и даже в играх. Они помогают лучше понять текст, передать эмоции и сделать историю более живой и увлекательной. Особенно важно это для детей, ведь яркие и красивые изображения делают обучение интересным, а чтение - захватывающим. Тема создания образов художниками-иллюстраторами актуальна, потому что она раскрывает творческий процесс, помогает понять, как рождаются образы, которые мы видим на страницах книг и экранов. Знакомство с этой темой развивает у детей воображение, учит видеть детали и вдохновляет на собственное творчество. Ведь, возможно, кто-то из ребят захочет сам попробовать создать свои удивительные рисунки!
Цель работы: узнать, как же художники-иллюстраторы создают образы.
Задачи исследования:
Создать иллюстрацию к произведению А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”
Расширить знания о художниках-иллюстраторах
3. Узнать, как художники-иллюстраторы создают образы
Объект исследования: процесс создания иллюстраций художниками-иллюстраторами.
Предмет исследования: выступает иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина к произведению Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Методы и приемы, использованные в работе:
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Астрахани «Гимназия №1».
I ГЛАВА. Теоретические сведения о художниках-иллюстраторах 1.1. Кто такие художники-иллюстраторы? Иллюстраторы детских книг — это художники, которые создают визуальные образы для книг, предназначенных для детей. Их работа включает в себя создание рисунков, которые помогают рассказать историю, дополняют текст и делают книгу более привлекательной для юных читателей. Иллюстрации могут быть выполнены в различных стилях и техниках, от акварели и гуаши до цифровой графики. Важно понимать, что иллюстраторы не просто рисуют картинки, а создают целый мир, который оживает на страницах книги.
Иллюстрации в детских книгах играют важную роль в развитии воображения и творческих способностей детей. Они помогают маленьким читателям лучше понять сюжет, визуализировать персонажей и события, а также развивать навыки наблюдения и восприятия. Иллюстраторы детских книг часто работают в тесном сотрудничестве с авторами, чтобы создать гармоничное сочетание текста и изображений, которое будет привлекать внимание и удерживать интерес детей.
У каждого художника-иллюстратора преобладают определенные навыки. Необходимые навыки - теоретические, профессиональные и личностные качества. Давайте рассмотрим их подробнее:
Теоретические навыки:
Тенденции в современной иллюстрации
Основы живописи и рисунка, колористики, композиции, перспективы
Развитая фантазия, воображение
Анатомия человека и животных
Основы графического дизайна
Основы режиссуры и сценария
Конструкция книги, принципы макетирования печатных изданий
Печатные и допечатные процессы
Принципы психологии восприятия визуальной информации
Профессиональные навыки:
Создание образа через конструкцию персонажа, движение и мимику
Использование визуальной метафоры
Работа разными художественными и живописными материалами и
техниками
Свободное умение рисовать от руки/на планшете
Уверенное владение растровыми и векторными графическими
редакторами
Коллажирование
Работа в разных стилях
Наличие собственного авторского стиля
Оформление печатных форматов
Личностные качества:
Профессиональная коммуникация
Независимая работа
Работа в команде
Многозадачность, умение вести несколько проектов параллельно
Внимание к деталям
Ответственность за результат
Саморазвитие, повышение своего профессионального уровня
1.2. История и эволюция иллюстрации в детских книгах История иллюстрации в детских книгах уходит корнями в далекое прошлое. Первые иллюстрированные книги для детей появились еще в средние века, когда монахи создавали рукописные книги с красочными миниатюрами. Эти иллюстрации часто были выполнены вручную и служили не только украшением, но и средством передачи знаний и историй.
Однако настоящий расцвет иллюстрации в детской литературе начался в XIX веке с появлением печатных технологий. Викторианская эпоха стала золотым веком иллюстрации. Художники, такие как Джон Тенниел, который иллюстрировал "Алису в Стране чудес", и Рэндольф Калдекотт, чьи работы стали символом детской книги, внесли огромный вклад в развитие этого искусства. Их работы отличались высоким уровнем детализации и художественного мастерства, что сделало их популярными среди детей и взрослых.
За всю историю СССР иллюстрации детских книг прошли через различные этапы эволюции, от авангарда до соцреализма. Начиная с ранних лет советской власти, искусство детских книжных иллюстраций переживало свои творческие революции и изменения, отражая дух времени, политические и социальные изменения. Первые десятилетия советской власти были отмечены влиянием авангарда, что сказалось на иллюстрациях детских книг. Искусство конструктивизма, абстракционизма и супрематизма нашло отражение в ярких и экспериментальных иллюстрациях, наполненных динамикой и новаторством. Иллюстраторы и художники того времени стремились к формированию нового образа детской картинки, удаленного от традиционного реализма и натурализма.
Однако с приходом соцреализма и утверждением сталинской идеологии искусство детских книжных иллюстраций претерпело серьезные изменения. Иллюстраторы были вынуждены принять новые стандарты и требования, подчиняя свое творчество политическим идеям и целям.
Иллюстрации стали более реалистичными, их содержание стало пропагандировать социалистические ценности, героизировать трудящийся народ и воспевать достижения социализма.
Анализ этих изменений позволяет понять, как искусство служило инструментом идеологического воспитания. Разнообразие художественных стилей: переход от авангарда к социалистическому реализму демонстрирует широкую палитру художественных стилей и методов, использованных в детских книгах.
Роль художников в воспитании нового поколения - многие выдающиеся художники и иллюстраторы работали в области детской литературы, используя свои работы для передачи идеалов и ценностей советского общества. Исследование их творчества раскрывает, как искусство формировало мировоззрение детей.
В XX веке иллюстрация продолжала развиваться, появлялись новые стили и техники, такие как коллаж и цифровая графика. Иллюстраторы начали экспериментировать с различными материалами и подходами, что привело к появлению множества уникальных и запоминающихся работ. Современные иллюстраторы детских книг используют широкий спектр инструментов и технологий, от традиционных кистей и красок до компьютерных программ и графических планшетов.
1.3. Как художники-иллюстраторы создают образы?
Процесс создания иллюстраций для детской книги может быть долгим и сложным. Вот основные этапы, через которые проходит иллюстратор:
Изучение текста. Иллюстратор внимательно читает текст книги, чтобы
понять сюжет, персонажей и основные идеи. Это важный этап, так как от понимания текста зависит качество и точность иллюстраций.
Создание эскизов. На этом этапе иллюстратор делает первые наброски,
определяет композицию и разрабатывает внешний вид персонажей. Эскизы помогают визуализировать идеи и служат основой для дальнейшей работы.
Обсуждение с автором и издателем. Эскизы обсуждаются с автором и
издателем, вносятся необходимые правки и уточнения. Это важный этап, так как он позволяет убедиться, что все участники проекта довольны результатом и готовы двигаться дальше.
Создание финальных иллюстраций. После утверждения эскизов иллюстратор
приступает к созданию финальных иллюстраций. Это может быть ручная работа или цифровая графика. Финальные иллюстрации должны быть детализированными и качественными, чтобы они могли быть использованы в печати.
Верстка и подготовка к печати. Иллюстрации интегрируются в макет книги,
проверяются на соответствие техническим требованиям и готовятся к печати. Это включает в себя проверку цветопередачи, разрешения и других параметров, чтобы убедиться, что финальный продукт будет выглядеть так, как задумано.
II ГЛАВА. Практическая часть выполнения проекта 2.1. Создание стенгазеты
Изучив необходимую литературу и получив необходимое знания, мы пришли к выводу, что создадим стенгазету, чтобы более подробно раскрыть тему проекта, где бы уместили всю изученную нами информацию. Мы использовали ватман, цветные карандаши и некоторые изображения (портреты, необходимый теоретический материал) распечатали. Работу мы начали с обсуждения расположений всех составляющей стенгазеты, для того чтобы все смотрелось лаконично и не перегружать работу. Обсудив где и что будет находиться, мы перешли к изображению иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина к сказке Александра Сергеевича Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”.
Еще мы решили добавить распечатанные фотографии иллюстраций И.Я.Билибина, чтобы предоставить сведения о технике работы данного иллюстратора. Далее мы расположили портреты Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Яковлевича Билибина, биографию которых мы решили распечатать и вклеить, для большей читаемости текста.
После этого для полной картины нужно было добавить информацию о художниках-иллюстраторах, где мы раскрыли такие вопросы, как кто такие художники-иллюстраторы, что они используют при работе с иллюстрациями, чем художники иллюстрируют картины к книгам. Данную информацию мы также предоставили в печатном формате, вклеив в нашу стенгазету.
В качестве завершения и украшения нашего проекта мы использовали небольшие фотографии, которые ассоциировались у нас с данной темой. Перья и книги у нас ассоциируются с писателем Александром Сергеевичем Пушкиным, также книги ассоциируются с Иваном Яковлевичем Билибиным, так как большую часть своей деятельность он посвятил иллюстрированию книг, рассказов, сказок и т.д., как для взрослых так и для детей. Краски и карандаши у нас ассоциируются непосредственно с художниками-иллюстраторами, так как эти предметы являются средствами изображения иллюстраций.
Итог:
Заключение В заключение проекта, посвященного исследованию того, как художники-иллюстраторы создают образы, можно сделать несколько выводов. Проект показал, что процесс создания иллюстрации - это не просто техническое воспроизведение, а сложный творческий процесс, включающий в себя несколько этапов:
анализирует поставленную задачу, изучает текст, сценарий, концепцию, чтобы точно понять, какой образ необходимо передать. Важно уловить настроение, стиль, и основную идею.
концепции иллюстрации. Художник экспериментирует с композицией, цветовой гаммой, стилем, выбирает наиболее подходящие художественные средства для воплощения задумки. Здесь проявляется индивидуальный стиль и творческий подход каждого иллюстратора.
вариантов изображения, которые позволяют найти оптимальное решение. Этот этап – ключ к успеху, ведь именно здесь рождается основной замысел и прорабатываются детали.
(цифровая живопись, акварель, гуашь, графика и т.д.) и соответствующие материалы, которые наиболее эффективно передадут задуманный образ и стиль.
иллюстрации с учетом всех предыдущих этапов. Он включает в себя детальную проработку, корректировку и шлифовку изображения до достижения желаемого результата.
Проект продемонстрировал разнообразие стилей, техник и подходов, используемых художниками-иллюстраторами. Каждый иллюстратор обладает своим уникальным видением, позволяющим ему создавать неповторимые образы. Вместе, эти работы демонстрируют важность внимания к деталям, глубокого понимания задачи и мастерства художника в овладении выбранной техникой. В целом, проект подчеркнул, что создание иллюстрации - это творческий процесс, требующий не только художественного таланта, но и профессионализма, внимания и глубокого понимания своего дела.
Работая над данным проектом мы также углубили свои знания о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, узнали кем является Иван Яковлевич Билибин, узнав его биографию.
Таким образом, цель работы в ходе выполнения проектной работы была выполнена, задачи решены, в процессе выполнения работы были получены следующие результаты: художники-иллюстраторы - люди, которые создают иллюстрации к различным сказкам. В своих иллюстрациях они отражают образы персонажей, цвета, настроение; Иван Яковлевич Билибин - русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, который проиллюстрировал множество книг.
Список литературы Дубровский Е.В. «Разум побеждает»: Рассказывают ученые/ Сост. – М. Политиздат, 1979. – 351 с.
Пушкин А.С «Речь», 2015 г.
Маковецкий П.В. «Смотри в корень!»: Сборник любопытных задач и вопросов. – 4-е издание, испр. и доп. – М.: Наука, 1979 год, 384 с.
Интернет-источники:
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%B0 (Дата обращения: 17.10.2024 год)
2.https://spacegid.com/hudojniki.html?ysclid=latxcvh6ij458561165 (Дата обращения: 1.11.2024 год)
3.https://umnazia.ru/blog/all-articles/detjam-o-lune?ysclid=latxdil3le647907854 (Дата обращения: 2.11.2024 год)
4.http://space-live.ru/bilibin-online/?ysclid=latxe88y6r798137008 (Дата обращения: 13.11.2024 год)
5.https://trukami/?ysclid=latxf3rn6j835381826 (Дата обращения: 30.11.2024 год)
Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме: «Как художники-иллюстраторы создают образы?»
Выполнили:
ученики 3 “Д” класса
________ Свикольников Т.
________ Бунтова П.
Проверил:
учитель начальных классов
_________ Амирова Е.А.
Астрахань, 2024 год