Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением предметов физико-математического профиля
ПРОЕКТ
«Красная книга Астраханской области»
Выполнила:
ученики 2 "В" класса
Браташ К., Войнова Д., Бондаренко Д., Дашнина Э., Гущина В.
Руководитель практики:
Мирошниченко А.А.
Астрахань, 2023
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
Введение
Основная часть.
Глава I Работа с литературой. Изучение структуры Красной книги Астраханской области.
1.1. Категории Красной книги
1.2. «Цветные» страницы Красной книги
1.3. Разделы и представители Красной книги Астраханской области
Глава II Практическая часть
2.1 Сбор и распределение материала.
2.2 Творческая работа. Создание «Красной книги Астраханской области» и ее страниц.
Заключение.
Список литературы
Введение
В нашей жизни часто можно услышать информацию о проблемах, связанных с природой. Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место. Но многим сейчас угрожает большая опасность – просто исчезнуть с лица Земли. Что такое Красная книга? Это книга о растениях и животных, которым грозит опасность исчезновения. Много самых разных зверей, птиц, растений истребляли люди. Но в конце концов поняли, если не помочь природе, растения и животные будут гибнуть всё больше. Именно поэтому Красная книга необходима как источник информации о проблемах природы.
Актуальность нашей темы заключается в том, что природа нашего края многообразна. Животные и растения занимают в ней особое место. Своей деятельностью человек уничтожил немало видов растений и животных. Истребление животных и растений привело к тому, что количество некоторых стремительно снижается, а некоторые находятся на грани вымирания. Поэтому сейчас главная задача - сохранение живой природы. С этой целью была создана Красная книга - это список редких и исчезающих видов животных, растений и грибов. В Астраханской области тоже есть своя Красная книга и все жители нашего края должны знать, какие редкие и исчезающие виды растений, животных, птиц, рыб, грибов есть в нашей местности.
Цель исследования: изготовление Красной книги своими руками с «цветными» страницами по категориям.
Задачи исследования:
Изучить структуру Красной книги, её категории, цвета страниц и их обозначение;
Познакомиться с содержанием Красной книги Астраханской области;
Познакомиться с животными и растениями, которые находятся под охраной в нашем крае;
Выяснить причины их исчезновения и меры охраны по сохранению численности;
Познакомиться с редкими и исчезающими видами растений и животных;
Составить Красную книгу родного края с «цветными» страницами.
Объект исследования: животные и растения Астраханской области.
Предмет исследования: Красная книга Астраханской области.
Гипотеза исследования: красная книга необходима как источник информации о проблемах природы.
План работы:
Начальный этап - Знакомство с Красной книгой, ее категориями и «цветными» страницами.
Основной этап - Сбор материала, обсуждение, получение задания. Учащиеся выбрали индивидуальную форму работы – каждый выбрал себе материал и создал свои страницы Красной книги самостоятельно.
Заключительный этап – Создание «Красной книги Астраханской области».
Глава 1. Работа с литературой. Изучение Красной книги Астраханской области.
В нашей жизни часто можно услышать информацию о проблемах, связанных с природой. Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место. Но многим сейчас угрожает большая опасность – просто исчезнуть с лица Земли. Что такое Красная книга? Это книга о растениях и животных, которым грозит опасность исчезновения. Много самых разных зверей, птиц, растений истребляли люди. Но в конце концов поняли, если не помочь природе, растения и животные будут гибнуть всё больше. Именно поэтому Красная книга необходима как источник информации о проблемах природы.
1.1. Категории Красной книги
Мы выяснили, что Красная книга присваивает каждому представителю флоры и фауны особую категорию, которая обозначается цифрой от нуля до пяти: 0 – те, кто уже не встречается в живой природе; 1 – те, кто может исчезнуть в ближайшем будущем, если не будут приняты соответствующие меры; 2 –те, численность которых с каждым днём уменьшается; 3 – редкие; 4 – те, о ком имеется недостаточно сведений; 5 – те, чья популяция восстановлена или восстанавливается в данный момент.
1.2. «Цветные» страницы Красной книги
Выяснили, что страницы Красной книги имеют свои цвета, которые обозначают: Черный — животные, занесенные на эти страницы, уже вымерли; Красный — обозначает животных на грани исчезновения; Желтый — обозначает уязвимые виды животных, численность которых сокращается; Зеленый — восстановленные виды, находящиеся вне опасности; Белый — сведения о редких животных; Серый – сведения о малоизученных видах. А также определенную последовательность: сначала идут черные страницы, потом красные, желтые, белые, серые и зеленые (т.е. от 0 до 5).
1.3. Разделы и представители Красной книги Астраханской области.
При изучении Красной книги АО мы выделили 6 разделов: 1) млекопитающие; 2) птицы; 3) пресмыкающиеся; 4) рыбы; 5) насекомые; 6) растения.
В 1 разделе у нас представлены такие животные, как: барсук – 3 категория – белый цвет; европейская норка, камышовый кот – 0 категория – черный цвет; гиганская вечерница – 4 категория – серый цвет; косуля – 3 категория – белый цвет; русская выхухоль – 1 категория – красный цвет; слепыш гиганский – 4 категория – серый цвет.
Во 2 разделе - птицы: розовый пеликан – 1 категория – красный цвет; мраморный чирок – 0 категория – черный цвет; филин – 3 категория – желтый цвет; орлан-белохвост – 5 категория – зеленый цвет; обыкновенный фламинго – 3 категория – белый цвет; каспийский зуёк – 4 категория – серый цвет.
В 3 разделе – пресмыкающиеся: пискливый геккончик, ушастая круглоголовка, песчаный удавчик, желтобрюхий полоз – 3 категория – белый цвет; гадюка степная – 2 категория – желтый цвет; сольпуга обыкновенная – 3 категория – белый цвет; скорпион пестрый – 4 категория – серый цвет.
В 4 разделе – насекомые: боливария коротконадкрылая – 4 категория – серая цвет; дыбка степная – 1 категория – красный цвет; стрелка красноглазая – 3 категория – белый цвет; дедка хвостатый – 3 категория – белый цвет; жук-носорог – 2 категория – желтый цвет; шмель степной – 4 категория – серый цвет; парусник махаон – 5 категория – цвет зеленый; павлиноглазка грушевая – 1 категория – красный цвет; орденская лента малиновая – 2 категория – желтый; голубянка дамонэ – 1 категория – красный цвет.
В 5 разделе – рыбы: минога каспийская, шип, волжская сельдь, белорыбица – 1 категория – красный цвет; кутум – 2 категория – желтый цвет; усач – 4 категория – серый; налим – 3 категория – белый.
В 6 разделе – растения: лотос каспийский, пузырник ломкий, лук вальдштейна – 2 категория – желтый цвет; чилим, дрёма астраханская, ландыш майский– 3 категория – белый цвет; астрагал бэра, звездоплодник частуховидный – 1 категория – красный цвет.
У каждого представителя мы указали категорию, семейство, класс, распространение, описание, факторы и меры охраны.
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
2.1. Сбор и распределение материала
Изучив Красную книгу Астраханской области, участники выделили животных, которые показались им наиболее важными и нужными, распределили материал между собой и на дому заполняли каждую страницу.
2.2. Творческая работа. Создание «Красной книги Астраханской области».
Этапы работы:
Учащиеся выбрали индивидуальную форму работы – каждый выбрал себе материал и создал свои страницы Красной книги самостоятельно.
1. Изготовление страниц:
1.1. распределили материал между собой;
1.2. выбрали себе нужные по цвету страницы;
1.3. творчески распределили материал по страницам.
2. Создали таблички с названиями разделов;
3. Подобрали фото;
4. Вложили страницы в нашу «книгу» в правильной последовательности.
2.3.Для работы мы использовали следующие материалы:
- листы цветной принтерной бумаги;
- ножницы;
- двухсторонний скотч;
- цветные ручки;
- линейка;
- красная папка;
- раздаточный материал.
Заключение
«.. Красная книга – это крик растений и животных о помощи, озвученный языком человека..»
“Красная книга” – это сигнал, который предупреждает нас о том, что животные и растения того или иного вида находятся в опасности, что их надо особенно бережно охранять и что их добыча любыми способами запрещается. Основная же задача “Красной книги” - рассказать людям о полезной роли животных и растений, познакомить читателя с редкими и исчезающими животными нашего края и указать основные мероприятия по их охране и воспроизводству.
1. Информирует - какие виды животных и растений в опасности.
2. Призывает - изучать эти виды.
3. Предупреждает - об их исчезновении.
4. Советует - как сохранить редкие виды растений и животных.
Итак, в первой главе мы постарались обосновать теоретическую часть нашей работы. В параграфе 1.1 мы узнали и познакомились с категориями Красной книги. В параграфе 1.2 мы узнали, что страницы Красной книги имеют свои цвета. В параграфе 1.3 мы выделили разделы и рассказали о нескольких представителях животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, рыб, растений, представленных в Красной книге Астраханской области. В общем выводе к первой главе мы раскрыли структуру Красной книги.
Во второй главе описаны этапы творческой работы. В параграфе 2.3 раскрыли материалы, используемые при создании продукта, и рассказали процесс его создания.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в результате проделанной работы все задачи решены, поставленная цель достигнута.
Список литературы:
1. Красная книга Астраханской области / авторы-составители: В. Н. Пилипенко, М. В. Лозовская, В. И. Закутнова, А. П. Лактионов, Ю. С. Чуйков, М. И. Пироговский, В. В. Федорович, Г. М. Русанов, Д. В. Бондарев, Н. Н. Гаврилов, Н. Д. Реуцкий, А. Т. Божанский, О. А. Кокин, В.Е. Афанасьев, А. В. Зимин, В. Ю. Андреев, О. В. Волобоева, Н. О. Мещерякова, Г. А. Лозовская, А. С. Бусалова, М. И. Фаизова. – Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2014. – 413 с., ил.