СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект "Выращивание кристаллов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект "Выращивание кристаллов"»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»




Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»











Проект на тему:

«Выращивание кристаллов»



Выполнили:

ученики 3 «Б» класса

_______Альжанов И.

_______Кисаев А.

_______Макарова Ю.

Руководители практики:

_______Роджабова М.Р.

_______Пугатова С.П.







Астрахань, 2024

Оглавление

Введение ……………………………………..…………………..…..………… 3-4

Основная часть…………………………...………………………………………..5

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Что такое кристалл?......................................................................................5-6

1.2. Виды кристаллов…………………………………………………………...6-7

1.3. Применение кристаллов в жизни человека…………………………………8

1.4. Физические свойства кристаллов…………………………………………8-9

1.5. Кристаллы в природе……………………………………………………..9-14

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Этапы выращивания кристаллов из соды………………………………….16

2.2 Этапы выращивания кристаллов из соли………………………….……16-18

2.3 Этапы выращивания кристаллов из сахара…………………….………18-19

Заключение…………………………………………………………………...…..20

Список литературы……………………………………………………..………..21





















Введение

Кристаллы - это удивительное и непредсказуемое явление природы. Размеры, цвета и формы кристаллов иногда просто поражают своей необычностью. Кажется, что кристаллы - редкое явление, но на самом деле мы встречаем их везде на протяжении всей своей жизни.

Кристаллы окружают нас повсюду. Мы встречаем их в виде снежинок зимой, драгоценных камней в ювелирных изделиях, строим из них дома, применяем в технике и науке, едим кристаллы, лечимся ими, находим кристаллы в живых организмах.

Актуальность исследования выращивания кристаллов в том, что это интересное и несложное занятие, доступное и безопасное для начинающих исследователей. Тщательная подготовка и выполнение опытов оттачивают навыки в умении аккуратно обращаться с веществами и правильно организовывать план своей работы.

Цель исследования: выращивание кристаллов в домашних условиях.

Задачи:

1.Найти информацию по теме проекта;

2.Познакомиться со способами выращивания кристаллов;

3.Провести опыт по выращиванию кристаллов;

4.Провести наблюдения за процессом кристаллизации;

5.Создать презентацию по теме проекта.

6.Проанализировать полученные результаты.

Объект исследования: кристаллы.

Предмет исследования: процесс выращивания кристаллов.

Проблемный вопрос: возможно ли самим в домашних условиях вырастить кристаллы?

Гипотеза: мы предполагаем, что в домашних условиях действительно можно вырастить некоторые виды кристаллов.

Практическая значимость исследования в том, что кристаллы, полученные в процессе выращивания, можно применять для украшения интерьера помещений, для создания разнообразных декоративных цветов, фигурок, веточек, композиций, сувениров и подарков для друзей и знакомых. Результаты исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка.

Внутренний результат: процесс работы над исследовательским проектом по выращиванию кристаллов учит искать информацию, проводить опыты, анализировать полученные результаты и применять полученные знания в жизни.

Внешний результат: готовые кристаллы

Методы исследования:

1.Изучение литературы;

2.Изучение информации в интернете;

3.Наблюдение;

4.Эксперимент;

5.Анализ.

























Основная часть

Глава I.

1.1. Что такое кристалл?

Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней вследствие расположения своих атомов. Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют кристаллы: поваренная соль, сахар (рисунок 1), пищевая сода, лимонная кислота и другие.






Рисунок 1 — Кристаллы сахара


Обычно кристаллами называют твердые тела, имеющие вид многогранников, которые напоминают самые непогрешимо строгие геометрические построения (рисунок 2). Поверхность таких фигур ограничена достаточно совершенными плоскостями – гранями, пересекающимися по прямым линиям – ребрам.








Рисунок 2 — Виды многогранников

Точки пересечения ребер — это вершины, в которых могут находиться либо атомы, либо ионы, либо молекулы, поэтому различают атомные, ионные и молекулярные пространственные кристаллические решетки. Кристаллы могут иметь всевозможные формы. Все известные в мире кристаллы могут быть разделены на 32 вида, которые в свою очередь могут быть сгруппированы в шесть видов. Кристаллы могут иметь и разные размеры. Некоторые минералы образуют кристаллы, которые разглядеть можно только с помощью микроскопа. Другие же образуют кристаллы, вес которых составляет несколько сотен фунтов (рисунок 3)







Рисунок 3 — Гигантские кристаллы


Чешский писатель Карел Чапек в своих Записках из Англии написал: «...Есть кристаллы огромные, как колоннада храма, нежные, как плесень, острые, как шипы; чистые, лазурные, зеленые, огненные, черные…» Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, хоть и могут отличаться размерами.

1.2. Виды кристаллов

Изучением кристаллов занимается наука кристаллография.

Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, но могут отличаться друг от друга размерами.




Кристаллы делятся на две большие группы:

  • идеальные

  • реальные

Идеальные кристаллы - модель, которую придумали учёные, чтобы описать свойства настоящих кристаллов. Является, по сути, математическим объектом, имеющим полную, свойственную ему симметрию, идеализированно ровные гладкие грани и т. д.

Реальные кристаллы - те, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Они имеют различные примеси, шероховатые поверхности, могут иметь неправильную форму. Реальный кристалл не обязательно обладает кристаллографическими гранями и правильной формой, но у него сохраняется главное свойство — закономерное положение атомов в кристаллической решетке.
Возможно, вы считаете, что кристалл — это редкий и красивый минерал или драгоценный камень. Отчасти вы правы. Изумруды и бриллианты являются кристаллами. Но не все кристаллы редки и красивы. Каждая отдельная частица соли или сахара — тоже кристалл! Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют из себя кристаллы.

Так же кристаллы делят на группы по их происхождению:

  • природные (естественные)

  • искусственные (выращенные человеком)

Природные кристаллы вырастают в недрах планеты в естественных для роста условиях. Искусственные кристаллы выращиваются в лабораториях или домашних условиях. Например, кристаллы поваренной соли можно вырастить дома. А кристаллы рубина могут быть выращены как самой природой, так и в лаборатории людьми. Некоторые кристаллы не вырастают в природе, их можно получить только в лабораторных условиях.


1.3. Применение кристаллов в жизни человека.

Помимо того, что кристаллы очень красивы, они широко используются людьми во многих сферах деятельности. Мы каждый день едим кристаллы.

Сахар, соль - это тоже кристаллы. На шоколаде иногда появляется белый налёт - это выделяются кристаллы сахара.

Особое место среди кристаллов занимают драгоценные камни, которые с древних времён привлекают внимание человека. Издавна люди научились выращивать такие искусственные кристаллы как рубины. Кристаллы обладают удивительной красотой, поэтому с древности применяются для изготовления ювелирных изделий. А еще выращивают самые твердые на свете кристаллы — алмазы.

Некоторые живые организмы оказываются настоящими "фабриками" кристаллов: кораллы, например, образуют целые острова, сложенные из мельчайших кристаллов кальция.

Кристаллы бывают не только природными, но и искусственные, которые выращивает человек в специальных лабораториях. И поэтому кристаллы уже давно стали основой множества современных устройств. Они главные элементы электроники: компьютеров, генераторов и приёмников излучения (в том числе лазерного), устройств магнитной записи, бытовой электроники и т. п. Применения кристаллов в науке и технике так многочисленны и разнообразны, что все их очень трудно перечислить.

1.4. Физические свойства кристаллов

Окраска — некоторые кристаллы имеют настолько чистый и красивый цвет, что их используют как краски или лаки. часто их названия применяют в обиходной речи: изумрудно- зеленый, рубиново- красный, бирюзовый, аметистовый. Окраска минералов, один из основных диагностических признаков, не является ни постоянной, ни вечной.

Прозрачность кристалла — качество, которое отличается большой изменчивостью: непрозрачный кристалл можно легко отнести к прозрачным. Прозрачность зависит от строения кристаллов — некоторые агрегаты и мелкие зерна гипса и слюды кажутся непрозрачными или просвечивающими, в то время как кристаллы прозрачны. Но если рассматривать с лупой маленькие гранулы и агрегаты, можно видеть, что они прозрачны.

Твердость – довольно легко поцарапать кристалл кальцита кончиком ножа, но сделать это с кристаллом кварца вряд ли получится — лезвие скользнет по камню не оставив царапины. Значит, твердость у этих двух минералов различная.

Теплопроводность. Если взять в руку кусок янтаря и кусок меди, покажется, что один из них теплее другого. Это впечатления обусловлено различной теплопроводностью данных кристаллов.

Магнетизм. Фрагменты или порошок некоторых минералов, в основном имеющих повышенное содержания железа, можно отличить от других сходных минералов с помощью магнита. Магнит и пирротин сильно магнитны и притягивают железные опилки. Некоторые минералы, например, гематит, приобретают магнитные свойства, если их раскалить докрасна.

1.5. Кристаллы в природе

Кристаллы в природе образуются тремя путями: из расплава, из раствора и из паров. Примером кристаллизации из расплава может служить образование льда из воды, так как вода, в сущности, не что иное, как расплавленный лед (рисунок 6).






Рисунок 6 — Кристалл на льду Байкала

К кристаллизации из расплава относится и процесс образования вулканических пород (рисунок 7). Магма, проникающая в трещины земной коры или вытесняемая в виде лавы на ее поверхность, содержит многие элементы в разупорядоченном состоянии.







Рисунок 7 — Извержение вулкана. Магма


При охлаждении магмы или лавы атомы и ионы разных элементов притягиваются друг к другу, образуя кристаллы различных минералов, например, гранита. В таких условиях возникает много зародышей кристаллов. Увеличиваясь в размере, они мешают друг другу расти, а поэтому гладкие наружные грани у них образуются редко. При очень быстром охлаждении магмы, например, при ее выбросах на поверхность Земли во время 15 извержения вулканов, она затвердела раньше, чем начали расти кристаллы. Вероятно, так образовался обсидиан, встречающийся на Кавказе.

Природные монокристаллы представляют большую редкость. Это, в первую очередь, относится к кристаллам большой величины, размеры которых в отдельных случаях могут достигать человеческого роста. Таковы гигантские кристаллы кварца и гипса, хранящиеся в Московском минералогическом музее России и в Горном музее Санкт-Петербургского горного института. В 1958 г. в Средней Азии был найден уникальный кристалл кварца весом около 30 т., длиной 7,5 м. и шириной 1,6 м. Разумеется, описанные случаи относятся к числу выдающихся. Обычно же приходится иметь дело с гораздо более мелкими и нередко микроскопическими кристалликами.

Кристаллы в природе образуются также из растворов, примером чему могут служить сотни миллионов тонн соли, выпавшей из морской воды и являющейся одним из наиболее знакомых каждому человеку минералов. Толщина пластов каменной соли, образовавшихся при испарении воды соленых озер, достигает в некоторых месторождениях нескольких сотен м етров (рисунок 8).






Рисунок 8 — Соляное озеро


Такой процесс можно продемонстрировать в лаборатории с водным раствором хлорида натрия. Если дать воде возможность медленно испаряться, то, в конце концов, раствор станет насыщенным и дальнейшее испарение приведет к выделению соли. Положительно заряженные ионы натрия притягивают отрицательно заряженные ионы хлора, в результате чего образуется зародыш кристалла хлорида натрия, который выделяется из раствора. При дальнейшем испарении другие ионы пристраиваются к образовавшемуся ранее зародышу, и постепенно растет кристалл с характерной внутренней упорядоченностью и гладкими наружными гранями.

Кристаллы образуются также непосредственно из пара или газа. При охлаждении газа электрические силы притяжения объединяют атомы или молекулы в кристаллическое твердое вещество. Так образуются снежинки. Воздух, содержащий влагу, охлаждается, и прямо из него вырастают снежинки той или иной формы. Снежинки, морозные узоры на стеклах окон и иней, украшающий зимой голые ветки деревьев, представляют собой кристаллы льда, выросшие из паров воды. Снежинка может быть только шестилучевой — такова симметрия строения кристаллов снега.

Аналогично снежинкам образуются и кристаллы некоторых минералов. Например, летучие пары соединений борного ангидрида, оседая на стенках пустот и трещин остывающей магмы, образуют кристаллы турмалина, иногда достигающие 2-3 м длины. На стенках кратеров «курящихся» вулканов постоянно образуются кристаллы серы (рисунок 9), хлористого аммония, каменной соли и других веществ, достигающих поверхности Земли в виде пара.






Рисунок 9 — Кристаллы серы


Однажды при извержении Везувия за несколько дней из паров образовалась жила кристаллов гематита (Fе2О3) толщиной 1 м.

Многие кристаллы являются продуктами жизнедеятельности организмов. Некоторые виды моллюсков обладают способностью наращивать на инородных телах, попавших в раковину, перламутр. За 5–10 лет образуется драгоценный камень жемчуг, имеющий поликристаллическое строение.

В морской воде растворено много различных солей. Мириады организмов, населяющих моря, строят свои раковины и скелеты из углекислого кальция и кремнезема. Выпадая в осадок, раковины и скелеты умерших организмов образуют мощные пласты так называемых осадочных пород. Рифы и целые острова в океанах сложены из 17 кристалликов углекислого кальция, составляющих основу скелета беспозвоночных животных — коралловых полипов (рисунок 10).


Рисунок 10 — Коралловый полип


Мощные слои известняка в земной коре являются результатом многовековых отложений раковин и панцирей различных организмов. В результате движений земной коры часть известняка оказалась на значительной глубине, где под действием высокого давления и температуры без плавления превратилась в мрамор.

Кристаллические вещества принимают участие даже в строении органического мира. Например, роговица глаза, зубы, некоторые кости скелета, пчелиный воск представляют собой агрегаты мельчайших кристалликов, не обнаруживаемых с помощью обычных микроскопов. Кристалл обычно служит символом неживой природы. Однако грань между живым и неживым установить очень трудно и понятия «кристалл» и «жизнь» не являются взаимоисключающими. Простейшие живые организмы — вирусы — могут соединяться в кристаллы. Гигантские молекулы ДНК с точки зрения физики рассматриваются как особый вид твердого тела — одномерные апериодические кристаллы. Следовательно, кристаллы — это не только символ неживой природы, но и основа жизни на Земле. Метеориты, посланцы из звездного мира, тоже состоят из кристаллов.

Благодаря применению рентгеновских лучей и электронных микроскопов круг известных нам кристаллических веществ всѐ более расширяется. Имеющиеся данные достаточно убедительно свидетельствуют о чрезвычайной распространѐнности кристаллов в природе. Образно выражаясь, мы живем в мире кристаллов, ибо кристаллы окружают нас всюду.

Таким образом, встречаясь с природным кристаллом естественного происхождения, мы имеем уникальную возможность взять в руки предмет, по сравнению с возрастом которого, все остальные привычные для нас масштабы исторического времени просто ничто.







































Практическая часть

Глава II.

Для решения проблемы выбора подходящего вещества для эксперимента мы, изучив материалы в интернете, узнали, что вырастить настоящий кристалл довольно просто, интересно и познавательно. Для их выращивания не нужна лаборатория или специальные приспособления. Для выращивания кристаллов мы выбрали три способа.

Каким должно быть вещество для домашнего выращивания кристалла?

  • для выращивания кристалла вещество должно быть безопасным, нетоксичным;

  • для выращивания кристаллов понадобится много очищенной воды, об этом следует позаботиться заранее;

  • способность растворяться в воде, перед началом опыта следует узнать, какой расход выбранного вещества на заданный объём воды потребуется;

  • следующее важное качество – стабильность, некоторые вещества могут необратимо разрушаться при попадании в горячую воду.

Техника безопасности при работе

Прежде чем мы перейдем к выращиванию кристаллов в домашних условиях (пусть даже таких безопасных, как кристаллы из сахара, соли и соды) не лишним будет напомнить о необходимости соблюдать технику безопасности:

  1. не используйте при проведении опыта пищевую посуду, а то можно и отравиться;

  2. не используйте неизвестные или просроченные вещества;

  3. после завершения опытов тщательно проветрите помещение и вымойте руки с мылом;

  4. при проведении опыта используйте перчатки, защитные очки, перчатки и фартук;

  5. при попадании реактивов на кожу или в глаза немедленно промойте их проточной водой!

2.1 Этапы выращивания кристаллов из соды в домашних условиях

Для работы вам потребуется следующее:

  • стаканы — 2 штуки;

  • пачка пищевой соды;

  • нить из шерсти 30–35 см длиной;

  • горячая вода;

  • блюдце;

  • скрепки — 2 штуки.

1 Этап. Возьмите стаканы, налейте в каждый горячую воду до половины. Добавьте по 6 чайных ложек соды и тщательно перемешайте. Если сода растворилась полностью, добавьте ещё, пока не появится нерастворимый осадок. (можно добавить цвет)

2 Этап. Между стаканами поместите блюдце. Пока вода остывает при комнатной температуре, возьмите нить и прикрепите к её концам скрепки. Они выполняют роль якоря. Концы нити со скрепками опустите в стаканы.

3 Этап. Кристаллы начнут появляться через несколько дней. На фото вы видите кристаллы, возраст которых составляет 5 суток.

4 Этап. Процесс роста основан на том, что нить из шерсти постепенно впитывает в себя раствор соды. Влага испаряется, а частички держатся на поверхности, формируя структурированные образования. Они также образуются и на блюдце, куда капает раствор с нитки.

Через 2–3 недели ваш кристалл из соды будет похож на ожерелье

2.2 Этапы выращивания кристаллов из соли в домашних условиях

Для работы вам потребуется следующее:

  • чистая сухая ёмкость (например, стеклянная банка или стакан)

  • пищевая соль

  • вода

  • лист бумаги

  • проволочная перемычка

1 Этап. Нагрейте воду в кастрюле. Вам понадобится немного, около ½ стакана (120 миллилитров) воды. Нагрейте воду, так чтобы она начала булькать.

  • при обращении с горячей водой дети должны попросить помощи у взрослых.

2 Этап. Растворите в воде как можно больше соли. Снимите кастрюлю с огня. Насыпьте в воду примерно ¼–½ стакана (75–150 граммов) соли и размешивайте воду до тех пор, пока она не станет прозрачной. Если в воде не останется крупинок, добавьте еще ложку соли. Добавляйте соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться в воде.

  • итак, только что вы получили пересыщенный раствор. Это означает, что в растворе (жидкости) содержится больше соли, чем способна растворить вода! Когда вы разогрели воду, ее молекулы ускорились и расстояние между ними увеличилось, в результате чего в ней растворилось больше соли, чем в обычных условиях.

3 Этап. Перелейте воду в чистую банку. Осторожно перелейте горячую воду в стеклянную банку или другую чистую жаропрочную емкость. Она должна быть очень чистой, чтобы ничто не мешало росту кристаллов.

  • переливайте воду медленно и остановитесь, прежде чем в банку попадут крупинки соли. Если в банке окажутся нерастворившеся частицы соли, кристаллы могут вырасти на них, а не на бечевке.

  • пересыщенные растворы очень нестабильны, поэтому кристаллы могут выпасть в осадок, если вы встряхнете банку. Когда кристаллы растут, они поглощают тепло из раствора.

4 Этап. Добавьте пищевой краситель. С помощью пары капель пищевого красителя вы сможете изменить цвет кристаллов. Однако добавление пищевого красителя может привести к тому, что кристаллы будут немного более мелкими и комковатыми.

5 Этап. Повяжите на карандаш бечевку. Карандаш должен быть достаточно длинным, чтобы его можно было положить поперек горлышка банки. Вместо карандаша можно взять небольшую палочку (например, палочку для мороженого).

  • соль осядет на крохотных неровностях и краях бечевки, и они послужат местами зарождения и роста кристаллов.[6] Не используйте леску, так как она слишком гладкая.

6 Этап. Отрежьте подходящий кусок бечевки, чтобы она свободно висела в банке. Кристаллы вырастут лишь на той части бечевки, которая будет погружена в воду. При этом бечевка не должна касаться дна банки, иначе кристаллы получатся комковатыми и мелкими.

7 Этап. Положите поверх стеклянной банки карандаш. При этом бечевка должна свеситься вниз и опуститься под воду. Если карандаш скатывается, закрепите его скотчем.

  • постарайтесь, чтобы бечевка не прикасалась к стенкам банки, иначе у вас получится набор мелких кристаллов.

8 Этап. Подождите, пока образуются кристаллы. Периодически проверяйте, не появились ли на бечевке кристаллы соли. Кристаллы английской соли и квасцов могут образоваться уже через несколько часов, хотя иногда для этого требуется и пара дней. Кристаллы поваренной соли появляются обычно через 1–2 дня, а иногда и через неделю. Сначала на бечевке появятся мелкие кристаллы, и они будут постепенно расти в течение следующей пары недель.

2.3 Этапы выращивания кристаллов из сахара в домашних условиях

Для работы вам потребуется следующее:

  • 2 стакана воды

  • 5 стаканов сахара

  • деревянные палочки для мини-шашлычков

  • плотная бумага

  • прозрачные стаканы

  • кастрюля

  • пищевые красители (по желанию).

1 Этап. Для начала отлейте 1/4 стакана воды от общего количества в кастрюлю и добавьте 2 столовые ложки сахара с горкой. Поставьте на средний огонь и доведите до кипения. Варите до полного растворения сахара, остудите.

2 Этап. Опустите подготовленные шпажки (у меня короткие деревянные шпажки для шашлыка) и обваляйте их в сахарном песке. Песок должен плотно и ровно распределиться на палочке. Положите заготовки на блюдо и оставьте до высыхания в течение суток.

3 Этап. В кастрюлю влейте оставшуюся воду и добавьте один стакан сахара. Перемешивая доведите до растворения сахара. Всыпьте оставшийся сахар, перемешайте и доведите до полного растворения сахара. Снимите с плиты и остудите до комнатной температуры.

4 Этап. Возьмите высокие стаканы и насыпьте немного пищевых красителей. Чем больше добавите, тем ярче будут ваши кристаллы.

5 Этап. Влейте сахарный сироп и перемешайте до однородного цвета. Из листа плотной бумаги вырежьте круги побольше, чем диаметр стаканов. Проткните круги посередине и опустите сахарной стороной в стаканы. Палочки не должны соприкасаться дна и стенок. Оставляем их так на две недели. Только смотрите, чтобы верх не покрылся коркой, при необходимости разбивайте ее.

А вот такие они получаются через две недели. Аккуратно вынимаем и раскладываем их на тарелку на расстоянии друг от друга. В начале с них будут стекать остатки сиропа, и они могут перепачкаться другими цветами. Оставляем их так до полного высыхания.





Заключение

Так мы познакомился с процессом выращивания кристаллов – кристаллизацией и смогли вырастить собственные искусственные кристаллы. Наш эксперимент показал, что кристаллы можно вырастить и в домашних условиях. Выращивание кристаллов - очень увлекательное занятие. Особенно процесс наблюдения за тем, как растет кристалл.

Данная работа позволила мне сделать следующие выводы:

1.Кристаллы окружают нас повсюду. В мире гораздо больше кристаллических веществ, чем некристаллических.

2.Кристаллы различных веществ отличаются друг от друга по форме.

3.Кристаллы можно найти как в природе, так и вырастить самим.

4.Выращивая кристаллы в лабораториях, человек может узнать, как кристаллы рождаются и живут в природных условиях, изучить свойства кристаллов.

5.Искусственные кристаллы очень необходимы человеку и используются в различных сферах деятельности.

Результатом исследовательской работы считаем и то, что мы:

  • научились работать с инструкциями.

  • освоили некоторые способы выращивания кристаллов.

  • научились проводить наблюдения за ростом кристаллов.

  • составили инструкции одноклассникам, заинтересовавшимся нашим исследованием.









Список литературы

  1. Шалагаева Г. П. Современная энциклопедия начальной школы. М.: «Эксмо», 2015

  2. Белов Н. В. Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов, Минск: «Харвест», 2018

  3. Пакулова В. М. Природа. Неживая и живая. М. : «Дрофа», 2014

  4. Журнал «Квант» Клия О.М. «Как вырастить кристалл». 1970

Интернет- ресурсы

  1. Мир кристаллов http://www.mirkristallov.com/ http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-vyraschivanie-kristalov.html

  2. Геология Земли http://www.geologiazemli.ru/articles/112

  3. Кристаллов. NET http://www.kristallov.net/mineraly.html

  4. https://bigenc.ru/c/kristally-7029a6


16