СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Ученье и труд — все перетрут: предупреждение и ликвидация неуспеваемости школьников на уроках и внеурочных занятиях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт предупреждения и ликвидации неуспеваемости школьников на уроках и внеурочных занятиях «Ученье и труд – все перетрут» на материале русского языка и литературного чтения в начальной школе включает в себя комплексную систему мер, направленных на улучшение понимания материала учениками и устранение пробелов в знаниях.

Цель работы с неуспевающими школьниками – создание на уроках и внеурочных занятиях каждому ученику системы необходимых условий для успешного овладения учебным материалом по русскому языку и литературному чтению в соответствии с ФГОС 2021.

Задачи:

  1. провести диагностику трудностей в освоении программного материала по русскому языку и литературному чтению с использованием разработанных диагностических материалов;
  2. провести комплексную работу по повышению мотивации к изучению русского языка и литературного чтения;
  3. внедрить педагогические технологии обучения на уроках и внеурочных занятиях, обеспечивающих повышение качества учебной деятельности по русскому языку и литературному чтению, в частности технологии работы с неуспевающими;
  4. разработать курсы внеурочной деятельности по предупреждению и ликвидации трудностей в освоении программного материала по русскому языку и литературному чтению;
  5. внедрить коррекционные методики обучения младших школьников русскому языку и литературному чтению, позволяющие предупредить и устранить трудности в освоении программного материала по русскому языку и литературному чтению;
  6. внедрить систему упражнений, позволяющую предупредить и ликвидировать трудности  младших школьников в освоении программного материала по русскому языку и литературному чтению;
  7. проверить эффективность системы работы по предупреждению и ликвидации неуспеваемости младших школьников на уроках и внеурочных занятиях на материале русского языка и литературного чтения.

Диагностика уровня подготовки младших школьников проводится с использованием разработанных диагностических материалов: контрольная работа по русскому языку, выявляющая пробелы в освоении программного материала по фонетике и графике, орфографии и пунктуации, словообразовании, морфологии, синтаксису; контрольная работа по литературному чтению, выявляющая индивидуальные трудности в понимания смысла текста; проверка техники чтения, выявляющая индивидуальные ошибки в чтении учеников.

Повышение мотивации к изучению русского языка и литературного чтения осуществляется с использованием разработанных педагогом-психологом материалов; в системе работы по русскому языку используются познавательные тексты, пословицы, поговорки, дидактические игры; ведущая роль в системе работы по литературному чтению отводится самостоятельному чтению в рамках уроков внеклассного чтения разных типов. Положительно влияет на учебную мотивацию учеников интеграция игровых и тренировочных упражнений.

На уроках и внеурочных занятиях внедряются педагогические технологии обучения, обеспечивающие повышение качества учебной деятельности по русскому языку и литературному чтению: личностно ориентированное обучение, проблемный диалог, продуктивное чтение. В работе широко используются памятки, опорные таблицы и схемы.

Для повышения грамотности младших школьников по русскому языку используется коррекционная методика И.А. Мезинцевой. Для повышения качества чтения, в частности понимания смысла прочитанного, применяется коррекционная методика обучения чтению Г.Г. Мисаренко. Для повышения качества обучения по русскому языку и литературному чтению разработаны курсы внеурочной деятельности: «В мире книг», «Сложные вопросы русского языка».

Для неуспевающих учеников разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, предполагающие использование дифференцированных заданий, помогающим ребенку работать в своем темпе и с учетом имеющихся индивидуальных трудностей в освоении программного материала по русскому языку и литературному чтению.

Основные принципы используемых коррекционных методик обучения - постоянный контроль за усвоением материала и отслеживание динамики результатов по каждому планируемому результату программы по русскому языку и литературному чтению.

Результаты применения описанной системы работы:

  • значительное снижение уровня неуспеваемости среди младших школьников, у 10% младших школьников наблюдается повышение успеваемости;
  • увеличение заинтересованности и активности на уроках – на 25%;   
  • устранение пробелов в знаниях учеников – на 15%;
  • повышение уверенности учеников в своих силах и, как следствие, улучшение качества образовательной деятельности в классах начальной школы в целом – на 20%.

Система работы может быть усовершенствована и адаптирована в зависимости от контингента и конкретной учебной ситуации в классе с учетом ресурсов школы и уровня подготовки педагогов.

Система работы https://disk.yandex.ru/d/3DOBlA27k1uxkQ

Повышение качества обучения по русскому языку https://disk.yandex.ru/d/W4RjlM9_HhyyYA

Повышение качества обучения по чтению https://disk.yandex.ru/d/8slPKxRQAb4Yzg

Просмотр содержимого документа
««Ученье и труд — все перетрут: предупреждение и ликвидация неуспеваемости школьников на уроках и внеурочных занятиях»»

Описание лучшей практики работы с детьми, испытывающими трудности при изучении учебных предметов

Категория

Описание

1

Регион

62 Рязанская область

2

Фамилия, имя,

отчество автора Должность

Майорова Татьяна Сергеевна, заместитель директора по УВР

Кочетова Елена Павловна, учитель начальных классов

Ваулина Елена Михайловна, учитель начальных классов

Карабаева Елена Валерьевна, учитель начальных классов, учитель-логопед

Волкова Юлия Геннадьевна, педагог-психолог

3

Наименование образовательной

организации

МБОУ «Школа № 66», город Рязань

4

Тема практики

«Ученье и труд — все перетрут: предупреждение и ликвидация неуспеваемости младших школьников на уроках и внеурочных занятиях (на материале русского языка и литературного чтения)»

5

Распространение практики (уровни, на которых была

представлена практика)

Региональный уровень. Опыт представлен в рамках сотрудничества ОГБУ ДПО «РИРО» и МБОУ «Школа № 66» в области формирования и распространения инноваций и педагогического опыта, повышения квалификации работников образования (учителей начальных классов). Кочетовой Еленой Павловной, Карабаевой Еленой Валерьевной проведены для педагогов города Рязани и Рязанской области открытые уроки русского языка и литературного чтения (20 уроков); Майоровой Татьяной Сергеевной проведены семинары по темам: «Предупреждение и устранение типичных трудностей в освоении программного материала по русскому языку»; «Преодоление трудностей в обучении фонетике в начальной школе», «Искусство чтения в начальной школе: от анализа текста к глубокому пониманию смысла».

6

Публикации, в которых отражена практика (если

имеются)

  • Майорова Т.С. Использование результатов мониторингового исследования качества освоения программ начального общего образования по русскому языку обучающимися 4-х классов для повышения качества образовательного процесса // Современное образование: наука и практика. 2015. № 1(4). С. 17-21;

  • Майорова Т.С. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на внеурочных занятиях // Современное образование: наука и практика. 2015. № 2(5). С. 82-85

  • Майорова Т.С., Посмитная Г.Н. Формы работы с младшими школьниками на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе в свете требований ФГОС НОО // Современное образование: наука и практика. 2016. № 1(6). С. 33-38

  • Майорова Т.С. Система работы по организации преемственности уровней общего образования в контексте требований ФГОС // Современное образование: наука и практика. 2017. № 1(8). С. 15-17

  • Майорова Т.С. Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе // Содержание образования как важнейший фактор повышения качества образовательного процесса. – Рязань: МБУ «ЦМиСО», 2018. С. 75-79

  • Карабаева Е.В. Школьная социофобия // Современное образование: наука и практика. 2017. № 2(9). С. 36-39

  • Майорова Т.С.. Карабаева Е.В. Методика правополушарного рисования и ее применение в начальной школе как способ создания ситуации успеха и в контексте требований ФГОС // Современное образование: наука и практика. Май, 2024.

9

Ссылка на дополнительные материалы, позволяющее

больше узнать о практике

https://multiurok.ru/files/uchene-i-trud-vse-peretrut-preduprezhdenie-i-likvi.html