СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ученический проект "Отражение Событий Великой Отечественной войны в кинематографе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученичекий проект посвящен анализу некоторых фильмов российского и советского кинематографа о Великой Отечественной войне.

Просмотр содержимого документа
«Ученический проект "Отражение Событий Великой Отечественной войны в кинематографе"»


XIV ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

_______________________________________________________










Направление науки: Гуманитарное


Номинация: История








Отражение событий Великой Отечественной войны в кинематографе






Автор: Киселёва Валерия Олеговна,

учащаяся 11Б класса


Руководитель: Шелковникова Светлана

Валерьевна, учитель истории



Образовательная организация:

МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска




2021 год



Содержание


Введение……………………………………………………………….………...................................3

1.Основная часть……..……………………………………………………………............................5


1.1. Социологический опрос……………………………………………………..............................5

1.2. Отражение Великой Отечественной войны в кинематографе…………................................7

2.Сравнение фильмов советского и российского периода по Великой Отечественной войне………………………………………………………………………………………………….8


2.1.Фильмы «Бессмертный гарнизон» 1956г. и «Брестская крепость» 2010г.. …………………8

2.2. Фильмы «А зори здесь тихие» 1972г. и «А зори здесь тихие» 2015г. ...…............................9

2.3. Фильмы «Молодая гвардия» 1948г. и «Молодая гвардия» 2015г. ……...……………….....11

2.4. Фильмы «Жаворонок» 1964г. и «Т-34» 2018г. ……………………....………………………12

2.5. Фильмы «Третий тайм» 1963г. и «Матч» 2012г. …………………………………………….14

2.6. Фильмы «Звезда» 1949г. и «Звезда» 2002г. …………………………………………………15


3.Заключение………………………………………………………………………...........................17


4.Ресурсы………………………………………………………………………….............................18


5. Приложения…………………………………………………………………….............................19











Введение


В 2021 году исполняется 76 лет Победе советского народа над фашистской Германией. Великая Отечественная война коснулась практически каждой семьи. Война – это неслыханное горе и одновременно величие подвига нашего народа. Великая Отечественная война – гордость, слава, боль русского народа. Это время подъема народного духа, стойкости, терпения и возвышения советского характера. Искусство кино, рассказывая об этом времени, не может, не имеет права говорить неправду. Проблема оценки Великой Отечественной войны советским и российским кинематографом является одной из интереснейших и важнейших проблем искусства кино.

Актуальность. Я знаю об истории Великой Отечественной войны со страниц учебников, книг и фильмов. К 75-летию Победы советского народа над фашистской Германией, МБОУ СОШ № 19 организовала кинолекторий "Неделя военного кино". Просмотрев несколько фильмов о войне 1941-1945 годов, в которых поднимаются различные темы: начало войны, судьба человека и невзгоды военной действительности, я представляла, что переживали люди в эти ужасные годы. Военные фильмы произвели на меня неизгладимое впечатление, и я решила продолжить знакомство с советскими фильмами по Великой Отечественной войне. Именно это стало толчком для данного исследовательского проекта и анализа тех проблем, которые поднимает отечественный кинематограф.

Новизна и современность. Проблема оценки Великой Отечественной войны отечественным кинематографом является одной из интереснейших и важнейших проблем искусства кино. Военно-патриотическая тема, тема Великой Отечественной войны – не сезонная и не юбилейная для советских и российских кинематографистов. Ее постоянство связано с местом, которое заняла Великая Отечественная война в жизни и душе советского народа, в истории человечества.

Цель работы:  анализ фильмов о Великой Отечественной войне советского и российского кинематографа.

Задачи:

  • провести опрос об интересе молодого поколения к кинематографу о Великой Отечественной войне;

  • просмотреть и проанализировать фильмы о Великой  Отечественной войне различных  периодов;

  • сравнить фильмы советского и российского кинематографа о Великой Отечественной войне.

Проблема исследования: как отражены события Великой Отечественной войны в фильмах советского и российского периода.

Объект исследования: фильмы о Великой Отечественной войне.

Предмет исследования: отражение событий войны в отечественном кинематографе.

Методы исследования: 

  • социологический опрос;

  • поисково-исследовательский;

  • статистический;

  • визуальный.

Фильмотека: фильмы о Великой Отечественной войне советского и российского периода:

  • «Молодая гвардия» 1948г. – «Молодая гвардия» 2015г.;

  • «Бессмертный гарнизон» 1956г. – «Брестская крепость» 2010г.;

  • «А зори здесь тихие» 1972г. – «А зори здесь тихие» 2015г.;

  • «Звезда» 1949г. – «Звезда» 2002г.;

  • «Жаворонок» 1964г. – «Т-34» 2018г.;

  • «Третий тайм» 1963г. – «Матч» 2012г.

Гипотеза: советские фильмы более объективно отражают события Великой Отечественной войны, чем современные проекты.

Практическая значимость проекта: сохранение памяти о событиях войны, а также в патриотическом воспитании молодежи. Знакомство с результатами данного исследования учащихся МБОУ СОШ №19 через выступление автора с презентацией проекта на классных часах и на уроках истории позволит мотивировать моих сверстников больше узнавать о Великой Отечественной войне.

Ход исследования: предполагается просмотр фильмов советского и современного кинематографа по сходной тематике, анализ данных фильмов.








Основная часть

1.1. Социологический опрос

Характеристика места проведения исследования

МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска возникла в 1970 году как «Средняя общеобразовательная школа № 82 на станции Кочетовка Юго-Восточной железной дороги». В 2004 году была передана руководством ОАО «РЖД» в муниципальную собственность г. Мичуринска под №14, а в 2009 году слита со школой №10 и переименована в МБОУ СОШ №19. В 2016 году в оперативное управление МБОУ СОШ № 19 передано здание бывшей школы ЧОУ СОШ № 38 ОАО «РЖД». В Уставе школы закреплено право функционирования образовательного учреждения по трём корпусам. Таким образом, наша школа сейчас является единственным общеобразовательным учреждением микрорайона Кочетовка, ориентированным на разностороннее развитие школьников, способных к активному интеллектуальному творческому труду, готовых к непрерывному самообразованию, саморазвитию и самоопределению. В школе учатся талантливые дети, они достигают больших успехов в спорте, особенно в волейболе и лёгкой атлетике. В настоящее время в школе обучаются 1260 учеников. Их обучением руководят 84 высококвалифицированных педагога.


Характеристика респондентов

В социологическом опросе приняли участие 182 ученика нашей школы из 1 корпуса. Среди них учащиеся 8-11 классов в возрасте 14-18 лет.

Вид опроса

Социологический опрос был проведён в форме онлайн-опроса в социальной сети Вконтакте. Онлайн-опрос — это метод сбора социологической информации, который осуществляется на основе использования интернет-технологий. Зачастую онлайн-опросы проводятся по интерактивной  анкете, размещённой на сайте и заполняемой с компьютера или мобильного устройства в режиме онлайн.

Цель опроса: узнать, фильмы какого периода о Великой Отечественной войне предпочитают ученики МБОУ СОШ № 19.

Респондентам было предложено ответить на 5 представленных ниже вопросов.

  1. Смотрите ли Вы фильмы о Великой Отечественной войне?

  2. Посещали ли Вы кинолекторий "Неделя военного кино" в апреле 2020 года в нашей школе?

  3. Если на предыдущий вопрос Вы ответили "да", то какой из просмотренных фильмов произвел на Вас наибольшее впечатление?

  4. Смотрели ли Вы современные фильмы о Великой Отечественной войне?

  5. Если Вы ответили " да", то какие Вам понравились фильмы больше: старые советские или современные? Почему?


Анализ социологического опроса

1. На вопрос «Смотрите ли Вы фильмы о Великой Отечественной войне?» 83,7% опрошенных ответили «да», а вот меньшая часть, 16,7%, ответили «нет». Из этого следует, что подросткам нравятся фильмы о войне.1

2. На второй вопрос «Посещали ли Вы кинолекторий "Неделя военного кино" в апреле 2020 года в нашей школе?» большинство учеников, а именно 74,4%, посещали кинолекторий, а оставшиеся 26,6% не приняли участие в просмотре фильмов о Великой Отечественной войне. Получается, что большинство учеников были заинтересованы в просмотре фильмов.2

3. «Если на предыдущий вопрос Вы ответили "да", то какой из просмотренных фильмов произвел на Вас наибольшее впечатление?» Половине респондентов понравился фильм «Мальчик в полосатой пижаме». Этот фильм заинтересовал своим замечательным сюжетом, тем, как фильм показал жестокую реальность войны. Меньше всего просматривался фильм «Туман». Скорее всего, это из-за того, что он транслировался по телевидению, и ребята уже смотрели его.3

4. На вопрос «Смотрели ли Вы современные фильмы о Великой Отечественной войне?» 86% опрошенных ответили, что смотрят современные фильмы о Великой Отечественной войне. Это показывает, что современные молодые люди интересуются событиями, произошедшими в военное время.4

5. Среди наиболее популярных ответов на вопрос «Какие фильмы вам понравились больше: советские или современные?5 Почему?» были следующие:

  • На мой взгляд, в советских фильмах дух войны, чувства солдат и обычных людей переданы лучше, нежели в современных фильмах, которые гонятся за картинкой и спецэффектами, а не за сюжетом и драмой.

  • Советские фильмы не содержат большого количества спецэффектов, поэтому основной упор делается на сюжет.

  • Потому что они более пропитаны духом патриотизма и войны, нежели современные, где любят все приукрашать.

  • Современные технологии позволяют более детально описать происходящие в то время события, что влияет на понимание всей истории, а также дарят более выразительные и захватывающие эмоции.

  • Современные фильмы более интересно сняты, что привлекает.


1.2. Отражение Великой Отечественной войны в кинематографе


Тема Великой Отечественной войны, имеющая в советском киноискусстве особую патриотически-воспитательную и идейно-эстетическую значимость, неисчерпаема. Пройдут годы, и на экране появятся новые фильмы, рассказывающие о минувшей войне. Время откроет в ней новые грани, даст художникам иные возможности воплощения темы, расширит круг их размышлений. С течением времени, вероятно, может измениться оценка фильмов советского периода, критики и киноведы точнее определят их место в истории кино.

Сейчас, когда эпоха Великой Отечественной войны стала историей, фильмы о минувшем времени постепенно, но неизбежно, начинают обретать исторический характер, особенно с точки зрения новых зрительских поколений, живущих в сегодняшнем мире. Но существуют фильмы, в которых прошлое и настоящее, историческое и современное неразделимы и взаимосвязаны, которые оказываются средоточием и узлом проблем и идей времени.















2. Сравнение фильмов советского и российского периода по Великой Отечественной войне


2.1. Фильмы «Бессмертный гарнизон» 1956г. и «Брестская крепость» 2010г.


Историческое событие: Рано утром 22 июня 1941 года по всей линии советской границы, от Баренцева до Чёрного моря, началось наступление немецких войск. Одной из многих первоначальных целей была Брестская крепость – небольшая строчка в плане Барбаросса. На её штурм и захват немцы отвели всего 8 часов. Несмотря на громкое название, это фортификационное сооружение, некогда бывшее гордостью Российской империи, превратилось в простые казармы, и немцы не ожидали встретить там серьёзного сопротивления.

Но неожиданный и отчаянный отпор, который встретили в крепости силы вермахта, вошёл в историю Великой Отечественной войны настолько ярко, что сегодня многие полагают, что Великая Отечественная война началась именно с нападения на Брестскую крепость. Оборона Брестской крепости длилась с 22 июня по 30 июня 1941 г.


Содержание фильма «Бессмертный гарнизон». Драматический сюжет этого фильма основан на реальных событиях 1941 года и рассказывает о защите Брестской крепости, которая одной из первых встретила напор фашистской армии, так внезапно перешедшей границу Советского Союза 22 июня 1941 года. Лейтенант Руденко – молодой человек, он отличается отвагой, самоотверженностью, героизмом. Прежде он мечтал о тихой жизни простого рабочего, был влюблен в милую, добрую женщину, Анну Павловну, но теперь ему приходится брать винтовку и защищать свой народ, свою Родину, ведь лейтенант стал на защиту Брестской крепости, которая теперь терпит страшные налеты нацистов. Взвод Руденко был снаряжен очень плохо: старые винтовки и всего лишь несколько пулеметов не могли выступать в противовес мощному вооружению налетчиков, но русские поклялись друг другу, что будут сражаться до последнего вздоха. Для многих так оно и было. Первый день солдаты сражались, как тигры, не желая даже думать о поражении. Второй день стал критическим. Сам Руденко получает тяжелое ранение, но продолжает драться. Даже когда он теряет сознание, не выпускает винтовки из рук. На третий день становится понятным, что удержать крепость не получится. Фашисты все же врываются в цитадель, но и они, в большинстве своем, поражены стойкостью русских солдат. После захвата Бреста, партизаны продолжают свою войну. В итоге, в числе выживших русских солдат остаются лишь единицы.

Содержание фильма «Брестская крепость»: Фильм рассказывает о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар немецких захватчиков 22 июня 1941 года. С документальной точностью описываются события, происходившие в первые дни обороны. Фильм рассказывает о главных трёх очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Михайловичем Гавриловым (Александр Коршунов), полковым комиссаром Ефимом Моисеевичем Фоминым (Павел Деревянко) и начальником 9-ой погранзаставы Андреем Митрофановичем Кижеватовым (Андрей Мерзликин). Линией, связывающей всех героев, является история Сашки Акимова (Алёша Копашов). Именно его глазами мы видим события фильма. Прототипом Сашки был пятнадцатилетний Петя Клыпа, один из немногих выживших защитников Брестской крепости.

Главная идея картины лучше всего сформулирована в надписи, обнаруженной на стене одного из казематов: "Умираю, но не сдаюсь".

Сравнение 2-х фильмов. Фильм «Бессмертный гарнизон» - очень достойная картина, однако, так как фильм черно-белый, его очень тяжело смотреть. В новом фильме «Брестская крепость» красочная картинка, хорошая озвучка, спецэффекты. Даже не хочется отрываться от просмотра.

Вывод. На меня большее впечатление произвел фильм 2010 года. После просмотра «Брестской крепости» остаётся много впечатлений и эмоций – это сопереживание, гордость и удивление, на что могли пойти люди ради своей страны, ради Победы. Актеры и режиссер прекрасно показали весь драматизм и героизм событий обороны Брестской крепости.


2.2. Фильмы «А зори здесь тихие» 1972г. и «А зори здесь тихие» 2015г.


Историческое событие. Начиная с 1942 года, обнаружением и уничтожением подразделений диверсантов занимались специально созданные для этого истребительные батальоны. Мужчины воевали на фронте, поэтому бойцами истребительных батальонов в основном были женщины.
Юные девушки уничтожали, брали в плен хорошо вооруженных и подготовленных к диверсионной деятельности крепких бойцов.
К сожалению, правда еще и в том, что служба в истребительных батальонах считалась службой в тылу, и поэтому долгое время бойцы этих отрядов не считались ветеранами Великой Отечественной войны.

Содержание фильма «А зори здесь тихие» 1972г. Великая Отечественная война. В тылу наших войск в Карелии служит подразделение противовоздушной обороны. Федот Евграфович Васков руководит порученным ему гарнизоном. Поначалу служба идет спокойно, но вскоре Васков обнаруживает проблему: зенитчики, прибывающие нести службу в гарнизон, начинают "разлагаться". Вскоре старшина вынужден написать рапорт о том, что военные часто пьянствуют и уделяют повышенный интерес местным молодым жительницам. Обычно после такого рапорта высылают новое подразделение, и всё опять идёт по кругу.

Но вот командир сообщает Васкову, что пришлёт новое подразделение и обещает, что никто не только не будет пить, но и не будет проявлять внимание местным женщинам. Наконец-то прибывает второе отделение, оказывается, что оно полностью состоит из молоденьких девушек. Федоту Евграфовичу приходится нелегко, но быт постепенно налаживается, и служба идёт нормально.

И вот как-то рано утром были обнаружены в лесу двое фашистских диверсантов. Старшина организует погоню и берёт с собой пять новоприбывших девушек, считая, что в критическом случае справится сам с врагами, так как он бывший разведчик. Но никто из них ещё не знает, что на самом деле диверсантов не двое, а шестнадцать. Молодым и красивым девушкам-зенитчицам, которым бы рожать и растить детей, придется вступить в неравный смертельный бой с немецкими десантниками, исход которого изначально ясен.

Содержание фильма «А зори здесь тихие» 2015г. На далекой карельской заставе боец Красной армии Рита Осянина, находясь в самовольной однодневной отлучке, случайно заметила в лесу двух немцев. Рита сообщает руководству, и теперь для девушек готово новое боевое задание. Для того, чтобы разведать ситуацию и обезвредить двух фашистов, новоприбывший старшина Федот Васков вместе с Ритой и еще четырьмя девушками-красноармейцами идут вглубь леса.

Однако во время выполнения боевого задания выясняется, что немцев в лесу гораздо больше - в глуши высадился немецкий десант, чтобы перекрыть Кировскую железную дорогу. Федот пытается, как может, ладить со своими боевыми товарищами, учит девушек тонкостям выживания, но это не спасает их от героической гибели в глухих лесах Карелии. Тогда старшина Васков, подстегиваемый праведной ненавистью к врагу, самостоятельно вступает в бой с двумя десятками фашистов.


Сравнение 2-х фильмов. Военная драма режиссёра Рената Давлетьярова является ремейком советского одноимённого фильма 1972 года, снятого режиссером Станиславом Ростоцким. Ремейк 2015 года существенно проигрывает оригиналу. Бои в фильме 2015 года сняты на более высоком уровне. Все-таки развитие техники не стоит на месте, но местами ими злоупотребляют.

Вывод. Фильм 1972 года значительно лучше, как и по задумкам режиссера, так и по игре актеров и по тем эмоциям, сопереживанию, который он вызывает у зрителей.


2.3. Фильмы «Молодая гвардия» 1948г. и «Молодая гвардия» 2015г.


Историческое событие: Дата 16 января 1943 года навсегда вошла в историю не только маленького шахтерского города Краснодона на Донбассе, но и всей Великой Отечественной войны. В этот день в шурф шахты №5 были сброшены 49 членов подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей с сентября 1942 года, и еще 22 участника партийного подполья. За четыре месяца своего существования  организация «Молодая гвардия» успела многое. На счету «Молодой гвардии» было несколько рискованных удачных операций, в том числе уничтожение документов двух тысяч земляков, которых собирались отправить на принудительные работы в Германию и освобождение нескольких десятков военнопленных. А печать и расклеивание листовок с информацией о положении на фронтах и сводками Совинформбюро были, если так можно выразиться, рутинной работой, с которой, собственно, и началась «Молодая гвардия». Самой же яркой демонстрацией того, что в оккупированном городе по-прежнему живут советские люди, стало вывешивание на 7 ноября 1942 года, в 25-летнюю годовщину Октябрьской революции, восьми красных флагов на самых высоких зданиях Краснодона.

Содержание фильма «Молодая гвардия» 1948г. Июль 1942 года. Части Советской Армии оставили шахтёрский городок Краснодон и его оккупировали немцы. Вражеские танки перерезали дорогу, и группа комсомольцев вынуждена вернуться домой. В ответ на фашистские злодеяния вчерашние школьники создают подпольную организацию «Молодая гвардия», которая ведёт против оккупантов скрытую войну: ребята распространяют листовки, освобождают группу пленных красноармейцев, сжигают немецкую биржу, спасая соотечественников от фашистского рабства, в день годовщины Октября развешивают красные советские флаги. Ещё вчера кто-то из них был признанным хулиганом, кое-кто вовсе не помышлял о подвигах, кое-кто не желал выслушивать наставления, подчиняться дисциплине. Но именно благодаря их изобретательности, отчаянной смелости и дерзости удавались самые опасные и самые ошеломляющие акции. И именно их образы оказались наиболее полнокровными, яркими, живыми.

Содержание фильма «Молодая гвардия» 2015г. 1942 год. Партизаны, среди которых - комсомолец Виктор Третьякевич – попадают в засаду на хуторе под Краснодоном. Командир отряда отправляет Виктора в город – сообщить связному, что в подполье завёлся предатель. В Краснодоне зверствуют каратели. На глазах Виктора связного казнят, подполье уничтожают. Третьякевич собирается на фронт, но ему приходится остаться, чтобы спасти свою возлюбленную – еврейскую девушку Соню.

Соню, которую Виктор прятал в своём сарае, расстреливают фашисты. Виктор вместе со школьными друзьями – Серёжкой Тюлениным по прозвищу Тюлень и Ваней Земнуховым – решают для борьбы с карателями организовать свою тайную организацию – «Молодую гвардию». Они не знают, что действуют не одни: по решению Центра в Краснодон заброшены агенты Любовь Шевцова и Артист, которые по вечерам развлекают немцев в кабаре.
Сравнение 2-х фильмов. Сериал 2015 года, на мой взгляд, неверно отражает исторические события, он лишен трагизма и героизма своего предшественника. Совершенно неправильно трактуется образ Любови Шевцовой, что не соответствует исторической действительности. Советский фильм более правдиво рассказывает о деятельности подпольной организации «Молодая гвардия», прекрасно подобраны актеры, именно с их внешним обликом ассоциируются молодогвардейцы. Единственный минус для меня, современного зрителя – это качество съемки фильма. Большинство акций молодогвардейцев происходят ночью, что в черно-белом фильме не очень хорошо видно.

Вывод. В советском фильме «Молодая гвардия» более точно передаются исторические события, в новом сериале «Молодая гвардия» больше показана жизнь героев, их чувства и переживания, но не совсем соблюдается историческая правда событий тех лет.


2.4. Фильмы «Жаворонок» 1964г. и «Т-34» 2018г.


Историческое событие. По словам Николая Попеля «Впервые рассказ о побеге пленных советских танкистов на Т-34 с немецкого полигона, где на них испытывали новые снаряды, был рассказан в 1960г. Тогда вышла в свет книга "Впереди - Берлин!". Согласно ей на занятом частями армии в конце января 1945 года немецком полигоне Кунерсдорф были обнаружены советские танки, а в них - трупы военнопленных. После выхода книги секретарь парторганизации управления армии полковник Павел Павловцев напомнил, что в августе 1944 года, на Сандомирском плацдарме за Вислой, к позициям 1-й гвардейской танковой вышел предельно истощенный советский танкист. Рассказал, что он из экипажа, сформированного немцами из военнопленных для испытаний трофейного Т-34, что танк их вырвался с "полигона Кунерсдорф" и шел на восток, пока не кончилось горючее. Дальше пробирались пешком, добрался он один… и тут умер… Павловцев доложил Попелю, что расспросил немцев, живших близ "полигона Кунерсдорф", и что двое из них подтвердили: да, такой случай был, в конце 1943-го. Т-34 дошел до местного концлагеря и разнес его ограду, а потом, въезжая на мост, наткнулся на немецких детей, но не раздавил их! Выскочив из танка, русские прогнали детей и только тогда поехали по мосту. Потом их вроде бы все же поймали и расстреляли...»6.

Содержание фильма «Жаворонок» 1964г. На одном из нацистских полигонов было решено испытать новый вид вооружения в условиях, максимально приближенных к реальному бою. С этой целью были взяты трофейные советские танки и сформированы экипажи из военнопленных, которые должны были стать живой мишенью для немецких артиллеристов. Во время испытаний одному из экипажей смертников удалось совершить дерзкий побег. Отчаянный рейд по тыловому южно-германскому городку и его окрестностям заканчивается на мосту, где беглецы встретили на своем пути играющих детей…

Содержание фильма «T-34» 2018г. 1941-й год. Вчерашний курсант Ивушкин вступает в неравный бой против танкового аса Ягера. Мало кто верит, что у него есть шанс в одиночку разбить дюжину немецких танков. И все же удача любит смелых. Второй встречи Ивушкина и Ягера могло не быть, но судьба на войне умеет удивлять траекторией и каждому дарит свое. Одному – любовь, с которой ничего не страшно, другому – одержимость, которая гонит вперед, сжигая изнутри.

1944-й год, танковый полигон Ордруф. Пленный Ивушкин задумывает дерзкий побег. На легендарной «тридцатьчетверке» он бросает вызов Ягеру, его «пантерам» и своей судьбе.

Сравнение 2-х фильмов. «Т-34» прекрасно компонуется из застывших картинок, а вот фильм «Жаворонок» в такой видеоряд не укладывается – его нужно смотреть, по крайней мере, короткими игровыми эпизодами, отдельные картинки не дают представления о фильме в целом. К тому же «Жаворонок»  — чёрно-белый фильм. Там нет внешних спецэффектов, их заменяет прекрасная игра актеров, которую видеоряд из скриншотов передать вообще не может. Достоинство и одновременно недостаток «Т-34» – обилие спецэффектов: тут и замедленно летящие снаряды, даже сталкивающиеся между собой в полете, вид в танковые прицелы и съёмки в башне танка. Все это опять представляется в виде постоянного красивого «экшена».  Опять-таки, всё красиво и добротно сделано, но война не может быть красивой.

Вывод: В целом, фильм «Т-34» существенно проигрывает своему предшественнику художественному фильму «Жаворонок».




2.5. Фильмы «Третий тайм» 1963г. и «Матч» 2012г.


Историческое событие. В 1942 году в Киеве прошел футбольный матч между украинским «Динамо» и командой фашистских оккупантов. Позднее он получил название «матч смерти» – не смотря на угрозу жизни, наши футболисты выиграли у немецких. Через некоторое время после этой игры ряд футболистов-киевлян оказались в концентрационных лагерях, а некоторые были расстреляны.

Содержание фильма «Третий тайм» 1963г. Оккупированный гитлеровцами Киев, начало 1942 года. Фашисты решили в годовщину начала войны с СССР организовать матч своей команды "Легион кондор" с военнопленными из числа футболистов, выступавших в советских клубах. Их выпускают на свободу, селят в одной из квартир. Немецкое руководство рассчитывает на легкую победу своих футболистов над командой русских. Гитлеровцы хотят продемонстрировать сотрудничество с населением Киева, дав ему убедиться, что Германия сильна во всем, даже в футболе.

Русские футболисты мечтают о другом, очутившись на свободе: бежать и перебраться к своим, но их планы срываются. И тогда у этой команды появляется другая цель: выйти и сыграть так, чтобы было не совестно перед земляками. Матч начался для советской команды неудачно, немцы быстро открыли счет. Вскоре забили еще два гола. Но во втором тайме игра чудесным образом преобразилась, и теперь уже сборная города забивает три мяча в ворота немецких летчиков. По приказу генерала вермахта матч прерывается, офицер заходит в раздевалку русских футболистов и ставит ультиматум: или они сдадут матч, или команда будет расстреляна. Но сборная города, собравшись в кулак, забивает победный гол. В финальных кадрах, пройдя через строй автоматчиков, футболисты садятся в машину с зарешеченными окнами. И из этого можно заключить, что немецкое командование собирается выполнить свою угрозу.

Содержание фильма «Матч» 2012г. Фильм о страшной цене победы и нежелании сдаваться даже перед лицом смерти. Главный герой картины – Николай Раневич, вратарь киевского «Динамо. Жизнь Раневича складывается удачно: он с триумфом одерживает одну победу за другой, а вдохновляет его на спортивные подвиги учительница Анна Шевцова, в которую он влюблен. Но однажды футболисту приходится уйти на фронт, где он оказывается в немецком плену. Теперь Раневич лишен самого дорогого: свободы, любви, профессии. Чтобы спасти любимого, Анна идет на непростой шаг – жертвует собой и отдается бургомистру, который может повлиять на судьбу Раневича. После освобождения у Николая появляется шанс снова выйти на поле, теперь уже в качестве игрока сборной команды «Старт». Киевляне должны проиграть этот матч в знак повиновения немцам, но у Раневича совсем другие планы: он твердо решил победить, чего бы это не стоило.

Сравнение 2-х фильмов. Сюжет фильма «Третий тайм» немного «размазан». Создаётся впечатление, что материала было много, и создатели решили там убрать, тут сократить. И в итоге почти все полтора часа мы видим, а точнее, слышим диалоги героев. Сумбурно показана и попытка побега. Столько планировали, готовили, и в одно мгновенье всё закончилось. «Матч» - вполне достойный фильм среди фильмов о военном периоде, вернее о жизни людей в то время. Когда есть макет сценария (исторические события), актерский состав и идея, может получиться вполне хорошая картина.

Вывод: фильм «Матч» представляет собой патриотическую военную драму о героизме советских людей вне зависимости от их национальности. Молодое поколение будет привлечено футбольной темой картины, тогда как женская аудитория вряд ли пропустит трогательную романтическую историю, поданную в тандеме Сергея Безрукова и Елизаветы Боярской. Следовательно, можно сказать, что фильм 2012 года интереснее старой версии.


2.6. Фильмы «Звезда» 1949г. и «Звезда» 2002г.


Историческое событие: Фильм снят по мотивам одноименной повести Эм. Казакевича. В годы Великой Отечественной войны Казакевич прошел путь от рядового до капитана, став из простого бойца-разведчика начальником разведки дивизии и помощником начальника разведки армии, был награжден четырьмя боевыми орденами и двумя медалями.

Содержания фильма «Звезда» 1949г. Командованию одной из советских дивизий становится известно о предполагаемом контрударе противника. Разведчики, направленные во вражеский тыл для уточнения данных, не вернулись. Новую группу из семерки разведчиков, позывной «Звезда», возглавляет лейтенант Травкин. Возвращаясь после выполнения задания, группа внезапно встречается с немецким отрядом. Послав одного из разведчиков с донесением, лейтенант Травкин с товарищами вступает в смертельную схватку с врагом.

Содержание фильма «Звезда» 2002г. 1944 год. Наша армия подходит к западной границе СССР. "Звезда" - это позывные группы разведчиков - молодых ребят, которые отправляются в тыл врага и ценой собственных жизней выполняют важнейшее задание командования. Эта захватывающая история о подвиге разведчиков в годы Великой Отечественной войны наполнена романтикой и отвагой. "Звезда" - это правдивый рассказ о войне и о тех, кто отдал своё будущее ради нашей с вами грядущей жизни.

Сравнение 2-х фильмов. Классика советского кино. Фильм сделан по еще горячим следам и свежим воспоминаниям от недавней войны, и это чувствуется, несмотря на весь пропагандистский заряд, даже вопреки ему. Современный ремейк несколько уступает этому классическому военному фильму. Однако современному зрителю скорее понравится новый фильм, благодаря интересной игре героев (Игорь Петренко, Алексей Панин, Алексей Кравченко), напряженности сюжета, яркости спецэффектов.

Вывод. Фильм 1949 года лучше отражает действительность, потому что снимался в послевоенное время. Но современный фильм тоже вполне достойный, вызывает море эмоций, сопереживание героям, ужас от их гибели.



























3. Заключение


Сейчас эпоха Великой Отечественной войны стала историей, фильмы о минувшем времени постепенно, но неизбежно начинают обретать исторический характер, особенно с точки зрения новых зрительских поколений, живущих в сегодняшнем мире. Но существуют фильмы, в которых прошлое и настоящее, историческое и современное неразделимы и взаимосвязаны, которые оказываются средоточием и узлом проблем и идей времени. На данный момент я считаю, что советские фильмы о Великой Отечественной войне лучше российских. Советское кино лучше передает реальность того времени. Причина этого вполне понятна, ведь режиссерами и главными актерами этих фильмов были люди, которые прошли войну, знают, как было на самом деле, они не играют, а живут в этих фильмах. Однако мне хотелось бы отметить, что ряд современных фильмов о Великой Отечественной войне так же прекрасно передаёт историческую правду войны, они смотрятся на одном дыхании. Современному молодому поколению, скорее всего, понравятся новые фильмы, которые привлекают зрителя массой спецэффектов, они созданы в цвете, когда советские фильмы – черно-белые.

Итоговый продукт моего проекта – киноафиша для нового кинолектория «Неделя военного кино»7. Я рекомендую учащимся нашей школы обязательно просмотреть следующие фильмы: «Брестская крепость» 2010г., «А зори здесь тихие» 1972г., «Молодая гвардия» 1948г., «Жаворонок» 1964г., «Матч» 2012г., «Звезда» 1949г. и 2002г.

В ходе работы над исследовательским проектом были выполнены все поставленные в начале исследования задачи:

  • проведен социологический опрос об интересе молодого поколения к кинематографу о Великой Отечественной войне;

  • просмотрены и проанализированы фильмы о Великой  Отечественной войне различных  периодов;

  • проведено сравнение фильмов советского и современного кинематографа.

Проанализировав итоги социологического опроса, я пришла к выводу, что молодое поколение смотрит фильмы о Великой Отечественной войне, большей части респондентов нравится советский кинематограф. Я надеюсь, что своей исследовательской работой я смогу привлечь интерес своих сверстников к просмотру фильмов о Великой Отечественной войне. С материалами данного исследования я выступлю на классных часах в нашей школе, размещу на сайте школы для всеобщего обозрения.

4. Ресурсы


  1. Попель Н. Впереди-Берлин! - М.:АСТ, СПб, 2001.

  2. URL:https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfGTyOyY7-75U3u9hqic MqrDGPRCDa1oV0dKKJSk84Eu_c4Tg/viewform (дата обращения: 25.10.2020г.)

  3. URL: https://www.youtube.com/watch?v=HO0rAnFatP4 (дата обращения: 30.10.2020г.)

  4. URL: https://www.ivi.ru/watch/60167 (дата обращения: 10.11.2020г.)

  5. URL: https://www.ivi.ru/watch/a_zori_zdes_tihie (дата обращения: 27.11.2020г.)

  6. URL: https://www.ivi.ru/watch/127020 (дата обращения: 22.12.2020г.)

  7. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QMe4TNCEnyw (дата обращения: 08.01.2021г.)

  8. URL:https://www.youtube.com/playlist?list=PLkWF5HzBeoSc6bwPXmk94szMbqhGkQS5U (дата обращения: 29.01.2021г.)

  9. URL: https://www.ivi.ru/watch/18154 (дата обращения: 21.02.2021г.)

  10. URL: https://www.ivi.ru/watch/170872 (дата обращения: 04.03.2021г.)

  11. URL: https://www.youtube.com/watch?v=X1awfyw9vIU (дата обращения: 30.03.2021г.)

  12. URL: https://www.ivi.ru/watch/92841 (дата обращения: 07.04.2021г.)

  13. URL: https://www.ivi.ru/watch/19881 (дата обращения: 17.04.2021г.)

  14. URL: https://more.tv/zvezda (дата обращения: 28.04.2021г.)

















5. Приложения

Приложение №1

Результаты социологического опроса

Приложение №2

Результаты социологического опроса

Приложение №3

Результаты социологического опроса



Приложение №4

Результаты социологического опроса

Приложение №5

Результаты социологического опроса

Приложение №6

Киноафиша для кинолектория «Неделя военного кино»

1 Приложение№1

2 Приложение №2

3 Приложение №3

4 Приложение №4

5 Приложение №5

6 Попель Н. Впереди-Берлин! - М.:АСТ, СПб, 2001.

7 Приложение №6

29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!