Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 72 с углубленным изучением отдельных предметов»
Тема проекта
«Почему в хлебе дырочки»
Автор проекта:
Гегельский Ярослав
ученик 3 класса
Руководитель проекта:
Нестерова Лариса Григорьевна
г. Ульяновск 2025 г.
Содержание работы:
1.Введение
2.Основная часть
2.1. Погружение в проект
2.2. Планирование деятельности
2.3. Теоретическая часть
2.4. Эксперимент
3. Продукт исследовательской деятельности
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложение.
1. Введение
Вначале своего проекта я хочу рассказать, почему я выбрал данную тему.
Мы все едим хлеб. Каждый день хлеб оказывается на нашем столе. Но мы никогда не задумываемся, откуда берется хлеб, кто его производит и, наконец, кто делает в нем дырочки?
Меня заинтересовал этот вопрос, поэтому я хочу выяснить причину появления дырочек и рассказать о ней всем.
Гипотеза: Дырочки появляются из-за дрожжей.
Цель проекта:
1. выяснить причины появления дырочек в хлебе и как они влияют на вкус и качество хлеба
2. узнать, что собой представляют дрожжи.
Задачи проекта:
Изучить историю появления хлеба.
Провести анкетирование среди учащихся 2 З.
Узнать что такое дрожжи.
Изучить технологию приготовления хлеба практическим опытом
Объект исследования: хлеб
Предмет исследования: дырочки в хлебе.
Методы исследования: сбор информации из различных источников, анкетирование, интервью, сравнение, обобщение.
2. Основная часть
2.1. Погружение в проект
Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса. И, чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Примерно шесть с половиной - пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные неразрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину. Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.
История возникновения хлеба на Руси тоже очень интересная и увлекательная. В русской культуре хлеб всегда занимал особое место. Считалось, что люди, разделившие между собой хлеб, становятся друзьями на всю оставшуюся жизнь. Времена меняются, однако хлеб также остается кормильцем и главным элементом культуры русского народа. Проявление гостеприимства, радости и печали на Руси всегда было сопряжено с присутствием хлеба на столе. Издавна было принято прежде, чем начинать есть хлеб, разломать его и раздать всем присутствующим. Также существовала традиция - следовало поцеловать хлеб, когда хозяева подавали каравай с солью в знак гостеприимства.
2.2. Анкетирование
Цель: Выяснение причины появления дырочек в хлебе и их влияние на вкус и качество хлеба
Задачи:
-Провести анкетирование среди одноклассников.
-Выяснить всегда ли в хлебобулочных изделиях есть дырочки.
-Узнать при каких условиях в хлебе появляются дырочки.
-Выяснить, зависит ли вкус и качество хлеба от количества дырочек.
Анкета «Откуда в хлебе дырочки»
Я провел анкетирование среди одноклассников. И вот что выяснил:
из 25 одноклассников, принявших участие в анкете 2 ученика знали, откуда в хлебе дырочки, 23 ученика не знали.
Вывод: Тему я выбрал актуальную. Она поможет не только мне, но и моим одноклассникам узнать, откуда в хлебе дырочки.
2.3. Теоретическая часть. Узнать что такое дрожжи.
Я решил сначала обратиться за помощью к специалистам: людям, которые каждый день выпекают для нас хлеб.
Я зашел в пекарню «Хлебница» и спросил у продавца-пекаря: «Откуда в хлебе дырочки?». Пекарь Светлана ответила: «Во всем виновны дрожжи. Благодаря дрожжам тесто становится пышным, а хлеб вкуснее»
Так кто же они - дрожжи? Какие они бывают?
Я пошел в магазин и увидел на прилавке очень много разных упаковок с надписью «Дрожжи». Вот какие дрожжи я купил:
Дома мама мне рассказала, что дрожжи бываю разные.
Разновидности дрожжей
Жидкие дрожжи. Используются на больших предприятиях по производству хлеба.
Прессованные дрожжи. Представляют собой спрессованные свежие дрожжи. Перед применением их следует растворить в тёплой жидкости.
Сухие активные дрожжи. В виде круглых гранул. Перед использованием их необходимо активировать, то есть растворить в тёплой жидкости, дать постоять некоторое время для размягчения и перемешать.
Свежие дрожжи (в виде кубиков).
В Интернете я прочитал, что дрожжи — это похожие на бактерии простейшие одноклеточные растения. Они принадлежат семейству грибов.
Их клетки больше и сложнее, чем у бактерий. Дрожжи размножаются почкованием.
Именно дрожжи вместе с мукой, молоком, сахаром, яйцами, маслом помогают хлебу стать хлебом.
Эксперимент. Изучить технологию приготовления хлеба практическим опытом
Я попросил маму помочь мне испечь булочки.
Шаг № 1. Приготовление опары
В три стакана я положил дрожжи разных сортов, добавил сахар, воду, соль
Все тщательно перемешал.
И стал ждать. Через 15 минут объем опары в стаканах поменялся. Выше всего было в стакане, где были растворены свежие дрожжи.
Шаг № 2. Приготовление теста.
В большую кастрюлю я налил стакан молока
Добавил сахар, соль и все тщательно перемешал. Вылил в полученную жидкость опару
Разбил в стакан три яйца, взбил их и полученную массу добавил в кастрюлю.
Добавил в полученную массу растопленное сливочное масло и муку.
Все тщательно перемешал. Ох, трудное это дело!
Шаг № 3. Приготовление теста без дрожжей
Я решил приготовить тесто без дрожжей.
Для приготовления теста я взял те же продукты, только не добавлял дрожжи.
Тесто получилось не пышное.
Шаг № 4.
Положил тесто обратно в посуду, прикрыл салфеткой и поставил в теплое место для подъема на 1 час.
Через час тесто, в котором были дрожжи поднялось и даже чуть не убежало.
Тесто без дрожжей осталось таким же.
Шаг №5. Выпекание булочек.
Из теста я сделал булочки: 6 из дрожжевого теста, 2 маленькие из теста без дрожжей. Все положил в духовку для выпекания.
3. Продукт исследовательской деятельности
Шаг №6. Готовые булочки!
Булочки получились разные. Из дрожжевого теста булочки были пышные, а две маленькие булочки в объеме не изменились.
Булочки остыли, я разрезал их пополам. И увидел, что дырочки есть у обеих булочек. И даже растерялся. Но мама меня успокоила и призналась, что в тесто без дрожжей она добавила немного соды.
Сода в тесте выполняет роль разрыхлителя. Ее добавляют, чтобы при температуре в кислой среде выделялся углекислый газ. Обычно используется в бездрожжевом тесте. При нагревании соды образуется кислород. Пузырьки кислорода делают выпечку воздушной, поднимают тесто.
Но дрожжевое тесто вышло намного пышнее и вкуснее.
4.Заключение
- Дрожжи попадают в тесто
- Грибки сразу принимаются за дело.
- Они вырабатывают углекислый газ, от этого тесто поднимается.
- В жаркой духовке пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом хлебе остаются.
Вывод:
Моя гипотеза подтвердилась: дырочки в хлебе из-за наличия в тесто дрожжей или соды. Поэтому хлеб и вкуснее!
Список литературы:
1. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.
2. А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990г.
3. М.А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984г.
4. Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин, И. Стрикалов– М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008г
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / М.: Азбуковник, 1997 г 6. http:// kraushka.ru
6. Емельянова Е. «Расскажите детям о хлебе».
7. Дацкевич В. «От зерна до каравая».
Список литературы и используемых источников
1.http://vkusnye-idei.ru/show_current-82-569-1.html История возникновения хлеба.
2.http://www.homebread-shop.ru/istoriya-hleba-v-rossii История хлеба в России.
3.http://storyof.ru/eda-i-napitki/istoriya-poyavleniya-xleba/ История названия.
4.http://bol55.ru/o-kartofelnoj-bolezni-xleba/ О картофельной болезни хлеба. 5.http://hlebopechka.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=126&topic=1311.0 Болезни хлеба.
6.http://www.anypics.ru/tags/%F5%EB%E5%E1/ Картинка хлеба с колосьями.
7.http://www.artfile.ru/s.php?s=10&f=6312 Картинки хлеба.
8. Энциклопедия для детей. Том 14. Биология/ Глав. редактор В.Володин.- М.6Аванта+, 2004 -640с.
9.http://lady.mail.ru/article/465547-vkusnye-bljuda-iz-cherstvogo-hleba/ Рецепты
Приложение 1.
Приметы:
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.
Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Приложение 2. Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) | Комковато, ноздревато, И губато, и горбато, и твердо, И мягко, и кругло, и ломко, И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб) |
Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб) | |
Бьют меня палками, жмут меня камнями, Держат меня в огненной пещере, Режут меня ножами. За что меня так губят? За то, что любят. (Хлеб) | Кольцо не простое, Кольцо золотое, Блестящее, хрустящее, Всем на загляденье… Ну и объеденье! (Баранка или бублик.) |
Круглобок и маслян он, В меру крут, посолен, — Пахнет солнечным теплом, Пахнет знойным полем. (Хлеб) | Мнут и катают, В печи закаляют, Потом за столом Режут ножом. (Хлеб) |
Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно) | В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (Пирог.) |
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно) | Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (Блины) |
Приложение 3. Интересные факты:
Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.
Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.
Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.
Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.
Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.
Овес по содержанию легкоусвояемых белков и жиров богаче других злаков. Также он отличается хорошим соотношением углеводов, белков, жиров и витаминов группы В.
Кукурузная крупа, которая получается из белой и желтой кукурузы, богата крахмалом, железом, витаминами В1, В2, PP, D, Е и каротином (провитамином А).
Приложение 4. Рецепты.
Рецепт белого пшеничного хлеба: Теплая вода 285 мл молоко 115мл Подсолн.масло 2 ст.л. Соль 2 ч.л. сахар 1,5 ст.л Пшен.мука 640гр. Сухие дрожжи 4 ч.л. | Рецепт ржаного хлеба: мука ржаная — 10 кг сыворотка — 4,5–5 л соль — 150 г дрожжи прессованные — 50-100 г |
Рецепт ржано-пшеничного хлеба с тмином: Вода — 3 стакан Дрожжи — 2 ст. л. Сахар — 1 ст. л. Ржаная мука — 3 стакан Пшеничная мука — 3 стакана Семена тмина — 3 ст. л. Растительное масло — 1 ст. л. Соль — 1 ст. л. |