СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ученический проект "Просто о сложном. Правописание корней с чередованием букв Е-И"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  исследовательской работы:  найти  нестандартный  способ объяснения сложной  темы.

Просмотр содержимого документа
«Ученический проект "Просто о сложном. Правописание корней с чередованием букв Е-И"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 4 г. Данкова Липецкой области

Учебный проект

«Просто о сложном: правописание корней с чередованием букв е-и»


Е или И?




Выполнила

Маркина Яна Романовна,

обучающаяся 5 п класса

Руководитель

Пахунова Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы


г.Данков, 2023 год







Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….….3

2. Теоретическая часть…………………………………………………………4

2.1 Чередующаяся гласная корня…………………….….….….….……………..4

2.2.Группы корней с чередованием.……………………………………. ..….…4

2.3. Правописание корней с чередованием букв е-и……………………………4

3. Практическая часть…………………………………………………………..5

3.1.Результаты 1анкетирования…………………………………………..………5

3.2. Просто о сложном……………………………………………………………5

3.3. Результаты 2 анкетирования ……………………………………...……..…..6

4.Заключение……………………………………………………………………....7

Список литературных источников……………………………………………..….8

Приложение…………………………………………………………………………9




















1. Введение

Русский язык – один из самых сложных предметов в школе. Недавно мы изучили тему «Правописание корней с чередованием букв е - и», с усвоением которой у моих одноклассников возникли проблемы. Известно, что ученики легко запоминают тему, которую учитель объяснил необычным способом. В Год педагога и наставника я решила помочь своему учителю русского языка, придумать оригинальное объяснение этой темы. Тема нашего проекта « Просто о сложном. Правописание корней с чередованием букв е – и».

Объект исследовательской работы – корни с чередованием е - и

Предмет исследования – нетрадиционное объяснение темы «Корни с чередованием е – и».

Гипотеза – необычный способ объяснения сложной темы по русскому языку поможет активизировать познавательную деятельность, развить мышление, и ученики лучше усвоят тему.

Цель исследовательской работы: найти нестандартный способ объяснения сложной темы.

Методы исследования:

  • сбор теоретической информации.

  • анкетирование.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретический материал по теме проекта.

2. Провести опрос среди учащихся 5-7 классов, чтобы определить степень усвоение темы ««Корни с чередованием букв е – и».

4. Выяснить причины трудностей, связанных с усвоением темы.

5. Разработать нетрадиционный способ объяснения темы «Корни с чередованием е – и».

Выполненную работу мы считаем актуальной, так как она способна помочь учащимся в освоении одной из сложных тем орфографии и найти своё практическое применение в работе учителей русского языка.
















Теоретическая часть

2.1. Чередующаяся гласная корня.

В русском языке есть корни с проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися гласными. Обычно безударный гласный в корне обозначается одной и той же буквой, что и ударный. Например: зеленЕть - зЕлень, облегчИть – лЕгче. Но есть корни, в которых в бездарном положении пишется то буква и, то буква е: запЕреть-запИрать.

Чередующаяся гласная корня – это замена гласных «а» и «о», «и» и «е» в разных формах одного и того же слова или в родственных словах.

Правило проверки безударных гласных ударением не работает для корней с чередующимися гласными. Правописание чередующихся гласных в корне слов регулируется особыми правилами.


2.2. Группы корней с чередованием.

Каждая пара корней с чередующимися гласными имеет собственное правило написания. Однако все чередующиеся гласные в корне можно объединить в несколько групп:

1) зависят от наличия или отсутствия суффикса (кас – кос, лаг – лож, бир – бер, блист – блест, дир – дер, жиг – жег, мир – мер, пир – пер, стил – стел, тир – тер, чит – чет, корни с чередованием а (я)/ин);

2) зависят от ударения (гар – гор, зар – зор, клан – клон, твар – твор, плав – плов);

3) зависят от буквы, следующей за гласной (раст – рос – ращ, скак – скоч, лаг – лож);

4) зависят от значения слова (мак – мок, равн – ровн).


2.3. Правописание корней с чередованием букв е-и.

В корнях с чередованием букв и и е гласная в корне слова зависит от присутствия в нём суффикса -а-. Например: собирать-соберу, подтирать-подтереть, блистать-блестеть

Корни с чередованием букв е-и: -бир-/-бер, -пир-/-пер-, -дир-/-дер-, -тир-/-тер, -мир-/мер-, -жиг-/ -жег-, -стил-/-стел, -блист-/-блест-, -чит-/-чет-

Исключения:  сочетание,  сочетать,  чета.












3. Практическая часть

3.1. Результаты анкетирования среди подростков 5-7 классов

Для того, чтобы выяснить степень усвоения учащимися 5-7 классов филиала МБОУ лицей №4 г.Данкова в с.Политово темы «Корни с чередованием букв е – и», мы провели опрос.

В анкетировании принимали участие 20 человек.

Опрос состоял из 4 вопросов и заданий (Приложение 1)

45% опрошенных ответили на первый вопрос «Помните ли вы, что такое корни с чередованием?» положительно.

А вот со вторым вопросом возникли проблемы. Только 32 % учащихся смогли дать правильный ответ на вопрос «От чего зависит написание букв е-и в корнях с чередованием?»

В 3 задании предлагалось выбрать из списка только корни с чередованием. Ошибки допустили 78% опрошенных.

Проблемы возникли и с 4 заданием. Необходимо было вставить буквы е и и в корнях с чередованием. Полностью правильно это задание сделали только 35%.

Таким образом, проведенный опрос показал, что учащиеся 5-7 классов испытывают трудности с усвоением данной темы, поэтому возникла необходимость еще раз к ней вернуться.


3.2. Просто о сложном

С целью лучшего освоения учениками темы «Корни с чередованием букв е – и» нами был разработан нетрадиционный способ объяснения данной темы с использованием презентации, аудиозаписи. (Приложение 2)

История «Рыбалка, или как два друга ловили корни с чередованием»

Однажды два друга Петя и Миша оправились ловить рыбу на пруд с необычным названием «Лингвистика». Рыба там тоже ловилась необыкновенная из семейства «Корни с чередованием».

Расположились друзья на берегу, достали наживку. Петя стал ловить на суффикс А, Миша на другие суффиксы. Спустя время в ведерке Пети оказалась рыба ПИР, МИР, ДИР, БИР, ТИР, ЖИГ, СТИЛ, БЛИСТ и ЧИТ. А Миша поймал ПЕР, МЕР, ДЕР, БЕР, ТЕР, ЖЕГ, СТЕЛ, БЛЕСТ и ЧИТ. Удивились мальчики: «Пруд один, а рыба разная!». Подошел к ним опытный рыбак и говорит: «Все зависит от наживки. На суффикс А вы поймаете только рыбу с гласной И в названии. А на остальную наживку клюет рыба с буквой Е в корне».

«А вы какую рыбу поймали?»- спросили ребята рыбака. И показал им рыбак три удивительные рыбы СОЧЕТАНИЕ, СОЧЕТАТЬ И ЧЕТА. Петя с интересом спросил: «Почему в названии Е раз вы на суффикс А ловили?». «Эта рыба редкая, не каждый сможет ее поймать, только умелый и грамотный человек»,- ответил рыбак.

Петя и Миша спешили домой, чтобы рассказать своим друзьям как правильно ловить рыбу и семейства «Корни с чередованием».

.


3.3. Результаты 2 анкетирования среди учащихся 5-7 классов

На следующем этапе мы показали данную презентацию учащимся 5-7 классов. Спустя две недели еще раз провели анкетирование. Результаты заметно улучшились.

Уже 87% опрошенных ответили на первый вопрос «Помните ли вы, что такое корни с чередованием?» положительно.

85 % учащихся смогли дать правильный ответ на вопрос «От чего зависит написание букв е-и в корнях с чередованием?»

В 3 задании предлагалось выбрать из списка только корни с чередованием. Ошибки допустили 27% опрошенных.

Полностью правильно вставили буквы е и и в корнях с чередованием 89%.

Таким образом, проведенный опрос показал, что учащиеся 5-7 классов после объяснения им темы в увлекательной и нетрадиционной форме лучше освоили и запомнили тему.
































4. Заключение

В ходе исследования можно сделать вывод:

1)Тема «Корни с чередованием букв е – и» вызывает трудности у учащихся.

2) Нетрадиционный способ объяснения материала способствует лучшему пониманию и усвоению.

3) В целях развития интереса, побуждения к приобретению знаний необходимо вводить в практику больше занимательных методов и способов объяснения материала.






































Список используемой литературы


1. Вакурова О.Ф., Воителева Т.М.и др. Большой справочник для школьников.- М.: Дрофа, 2004.

2.Русский язык: 5 класс/ М.М. Разумовская, С.И. Львова.- М.: Просвещение, 2022.

Интернет-ресурсы


1.Образовака - твой помощник в учебе. Чередование корней. https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/cheredovanie-korney-pravila-isklyucheniya.html











































Приложение 1.

Анкетирование

1. Помните ли вы, что такое корни с чередованием?

А) Да Б) Нет

2. От чего зависит написание букв е-и в корнях с чередованием?

А) от наличия или отсутствия суффикса

Б) от ударения

В) от значения слова

Г) от буквы, следующей за гласной

3.Выберете из списка корни с чередованием.

А) БЕР-БИР Б) ТЕР-ТИР В) КЕР-КИР Г)ЗЕР-ЗИР Д) СТЕЛ_СТИЛ

4. Вставьте в словах пропущенные буквы е или и.

Зап..реть дверь, бл..стеть на солнце, соб..рать урожай, соч..тание красок, заж..гать огонь.