Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 4 г. Данкова Липецкой области
Учебный проект
«Просто о сложном: правописание корней с чередованием букв е-и»
Е или И?
Выполнила
Маркина Яна Романовна,
обучающаяся 5 п класса
Руководитель
Пахунова Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
г.Данков, 2023 год
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………….….3
2. Теоретическая часть…………………………………………………………4
2.1 Чередующаяся гласная корня…………………….….….….….……………..4
2.2.Группы корней с чередованием.……………………………………. ..….…4
2.3. Правописание корней с чередованием букв е-и……………………………4
3. Практическая часть…………………………………………………………..5
3.1.Результаты 1анкетирования…………………………………………..………5
3.2. Просто о сложном……………………………………………………………5
3.3. Результаты 2 анкетирования ……………………………………...……..…..6
4.Заключение……………………………………………………………………....7
Список литературных источников……………………………………………..….8
Приложение…………………………………………………………………………9
1. Введение
Русский язык – один из самых сложных предметов в школе. Недавно мы изучили тему «Правописание корней с чередованием букв е - и», с усвоением которой у моих одноклассников возникли проблемы. Известно, что ученики легко запоминают тему, которую учитель объяснил необычным способом. В Год педагога и наставника я решила помочь своему учителю русского языка, придумать оригинальное объяснение этой темы. Тема нашего проекта « Просто о сложном. Правописание корней с чередованием букв е – и».
Объект исследовательской работы – корни с чередованием е - и
Предмет исследования – нетрадиционное объяснение темы «Корни с чередованием е – и».
Гипотеза – необычный способ объяснения сложной темы по русскому языку поможет активизировать познавательную деятельность, развить мышление, и ученики лучше усвоят тему.
Цель исследовательской работы: найти нестандартный способ объяснения сложной темы.
Методы исследования:
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретический материал по теме проекта.
2. Провести опрос среди учащихся 5-7 классов, чтобы определить степень усвоение темы ««Корни с чередованием букв е – и».
4. Выяснить причины трудностей, связанных с усвоением темы.
5. Разработать нетрадиционный способ объяснения темы «Корни с чередованием е – и».
Выполненную работу мы считаем актуальной, так как она способна помочь учащимся в освоении одной из сложных тем орфографии и найти своё практическое применение в работе учителей русского языка.
Теоретическая часть
2.1. Чередующаяся гласная корня.
В русском языке есть корни с проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися гласными. Обычно безударный гласный в корне обозначается одной и той же буквой, что и ударный. Например: зеленЕть - зЕлень, облегчИть – лЕгче. Но есть корни, в которых в бездарном положении пишется то буква и, то буква е: запЕреть-запИрать.
Чередующаяся гласная корня – это замена гласных «а» и «о», «и» и «е» в разных формах одного и того же слова или в родственных словах.
Правило проверки безударных гласных ударением не работает для корней с чередующимися гласными. Правописание чередующихся гласных в корне слов регулируется особыми правилами.
2.2. Группы корней с чередованием.
Каждая пара корней с чередующимися гласными имеет собственное правило написания. Однако все чередующиеся гласные в корне можно объединить в несколько групп:
1) зависят от наличия или отсутствия суффикса (кас – кос, лаг – лож, бир – бер, блист – блест, дир – дер, жиг – жег, мир – мер, пир – пер, стил – стел, тир – тер, чит – чет, корни с чередованием а (я)/ин);
2) зависят от ударения (гар – гор, зар – зор, клан – клон, твар – твор, плав – плов);
3) зависят от буквы, следующей за гласной (раст – рос – ращ, скак – скоч, лаг – лож);
4) зависят от значения слова (мак – мок, равн – ровн).
2.3. Правописание корней с чередованием букв е-и.
В корнях с чередованием букв и и е гласная в корне слова зависит от присутствия в нём суффикса -а-. Например: собирать-соберу, подтирать-подтереть, блистать-блестеть
Корни с чередованием букв е-и: -бир-/-бер, -пир-/-пер-, -дир-/-дер-, -тир-/-тер, -мир-/мер-, -жиг-/ -жег-, -стил-/-стел, -блист-/-блест-, -чит-/-чет-
Исключения: сочетание, сочетать, чета.
3. Практическая часть
3.1. Результаты анкетирования среди подростков 5-7 классов
Для того, чтобы выяснить степень усвоения учащимися 5-7 классов филиала МБОУ лицей №4 г.Данкова в с.Политово темы «Корни с чередованием букв е – и», мы провели опрос.
В анкетировании принимали участие 20 человек.
Опрос состоял из 4 вопросов и заданий (Приложение 1)
45% опрошенных ответили на первый вопрос «Помните ли вы, что такое корни с чередованием?» положительно.
А вот со вторым вопросом возникли проблемы. Только 32 % учащихся смогли дать правильный ответ на вопрос «От чего зависит написание букв е-и в корнях с чередованием?»
В 3 задании предлагалось выбрать из списка только корни с чередованием. Ошибки допустили 78% опрошенных.
Проблемы возникли и с 4 заданием. Необходимо было вставить буквы е и и в корнях с чередованием. Полностью правильно это задание сделали только 35%.
Таким образом, проведенный опрос показал, что учащиеся 5-7 классов испытывают трудности с усвоением данной темы, поэтому возникла необходимость еще раз к ней вернуться.
3.2. Просто о сложном
С целью лучшего освоения учениками темы «Корни с чередованием букв е – и» нами был разработан нетрадиционный способ объяснения данной темы с использованием презентации, аудиозаписи. (Приложение 2)
История «Рыбалка, или как два друга ловили корни с чередованием»
Однажды два друга Петя и Миша оправились ловить рыбу на пруд с необычным названием «Лингвистика». Рыба там тоже ловилась необыкновенная из семейства «Корни с чередованием».
Расположились друзья на берегу, достали наживку. Петя стал ловить на суффикс А, Миша на другие суффиксы. Спустя время в ведерке Пети оказалась рыба ПИР, МИР, ДИР, БИР, ТИР, ЖИГ, СТИЛ, БЛИСТ и ЧИТ. А Миша поймал ПЕР, МЕР, ДЕР, БЕР, ТЕР, ЖЕГ, СТЕЛ, БЛЕСТ и ЧИТ. Удивились мальчики: «Пруд один, а рыба разная!». Подошел к ним опытный рыбак и говорит: «Все зависит от наживки. На суффикс А вы поймаете только рыбу с гласной И в названии. А на остальную наживку клюет рыба с буквой Е в корне».
«А вы какую рыбу поймали?»- спросили ребята рыбака. И показал им рыбак три удивительные рыбы СОЧЕТАНИЕ, СОЧЕТАТЬ И ЧЕТА. Петя с интересом спросил: «Почему в названии Е раз вы на суффикс А ловили?». «Эта рыба редкая, не каждый сможет ее поймать, только умелый и грамотный человек»,- ответил рыбак.
Петя и Миша спешили домой, чтобы рассказать своим друзьям как правильно ловить рыбу и семейства «Корни с чередованием».
.
3.3. Результаты 2 анкетирования среди учащихся 5-7 классов
На следующем этапе мы показали данную презентацию учащимся 5-7 классов. Спустя две недели еще раз провели анкетирование. Результаты заметно улучшились.
Уже 87% опрошенных ответили на первый вопрос «Помните ли вы, что такое корни с чередованием?» положительно.
85 % учащихся смогли дать правильный ответ на вопрос «От чего зависит написание букв е-и в корнях с чередованием?»
В 3 задании предлагалось выбрать из списка только корни с чередованием. Ошибки допустили 27% опрошенных.
Полностью правильно вставили буквы е и и в корнях с чередованием 89%.
Таким образом, проведенный опрос показал, что учащиеся 5-7 классов после объяснения им темы в увлекательной и нетрадиционной форме лучше освоили и запомнили тему.
4. Заключение
В ходе исследования можно сделать вывод:
1)Тема «Корни с чередованием букв е – и» вызывает трудности у учащихся.
2) Нетрадиционный способ объяснения материала способствует лучшему пониманию и усвоению.
3) В целях развития интереса, побуждения к приобретению знаний необходимо вводить в практику больше занимательных методов и способов объяснения материала.
Список используемой литературы
1. Вакурова О.Ф., Воителева Т.М.и др. Большой справочник для школьников.- М.: Дрофа, 2004.
2.Русский язык: 5 класс/ М.М. Разумовская, С.И. Львова.- М.: Просвещение, 2022.
Интернет-ресурсы
1.Образовака - твой помощник в учебе. Чередование корней. https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/cheredovanie-korney-pravila-isklyucheniya.html
Приложение 1.
Анкетирование
1. Помните ли вы, что такое корни с чередованием?
А) Да Б) Нет
2. От чего зависит написание букв е-и в корнях с чередованием?
А) от наличия или отсутствия суффикса
Б) от ударения
В) от значения слова
Г) от буквы, следующей за гласной
3.Выберете из списка корни с чередованием.
А) БЕР-БИР Б) ТЕР-ТИР В) КЕР-КИР Г)ЗЕР-ЗИР Д) СТЕЛ_СТИЛ
4. Вставьте в словах пропущенные буквы е или и.
Зап..реть дверь, бл..стеть на солнце, соб..рать урожай, соч..тание красок, заж..гать огонь.