СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ученический проект "В мире географических профессий - профессия гляциолог"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученический проект  "Профессия гляциолог" посящён редкой и опасной профессии. В своей работе учащиеся 7 класса познакомились с наукой гляциологией, особенностями профессии гляциолога, рассмотрели её содержание, необходимые личные и профессиональные качества специалиста по льдам, выявили плюсы и минусы профессии и отметили структуру, указали учреждения, где могут работать выпускники географических факультетов, получивших соответствующую специальность.

 

Просмотр содержимого документа
«Ученический проект "В мире географических профессий - профессия гляциолог"»

МИР ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

















ПРОФЕССИЯ ГЛЯЦИОЛОГ













Работа выполнена учениками 7 «А» класса

КГОУ Юкковская (специальная) школа – интернат

Всеволожского района ЛО

Гайсиным Дмитрием и Тебелевой Александрой.

.













Д. Юкки

2019 год



Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………….. 3

  1. Наука гляциология, задачи и место среди других наук.

    1. Гляциология как наука, основные задачи……………………………………… 4

    2. Историческая справка. ……………………………………………………….…. 7



  1. Особенности профессии гляциолог.

    1. Плюсы и минусы………………………………………………………………… 9

    2. Личные качества гляциолога……………………………………………………..10



  1. Образование и последующее трудоустройство

    1. Где можно получить образование? ……………………………………………. 10

    2. Профессиональные знания …………………………………………………….. 11

    3. Место работы, область применения …………………………………………... 11

Заключение …………………………………………………………………………….. 12

Список используемых источников …………………………………………………… 13

























Введение

Мое любимое занятие было во время ежедневного обхода реек на леднике - подняться на перевал по леднику выше облаков, и на газовой плиточке сварить себе кофе. Сидишь, под тобой облака и лед, над тобой космос. Впереди Эльбрус и больше никого, только ветер - романтика! Или, бывает, буришь рейку в трещине ледника, завернешь ледобур покруче, повиснешь на веревочке в трещине. Просто кайф! На тебя водичка капает, сверху голубая полоса неба и слышно как ледник живет, а ледник – это, между прочим, живое существо![2]

Валентин Пастухов, гляциолог


География – это наука о прекрасной планете Земля, о её природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности.

В географии выделяют два направления: физико-географическое, изучающее природу земной поверхности и экономическое (или социальное), изучающее население и его хозяйственную деятельность.

Профессии, связанные с географией, а в современном мире их более 50, всё больше набирают популярность и становятся востребованными. Поэтому при выборе будущей профессии на них стоит обратить внимание.

Несмотря на множество современных географических специальностей, всех их можно сгруппировать по нескольким признакам. Можно выделить «старые» или традиционные географические специальности, возникшие еще в конце XIX — начале XX века, например: геоморфология, землеведение, климатология. Есть «новые» или современные специальности, появившиеся сравнительно недавно: биоклиматология, география туризма, а есть и редкие специальности – вулканолог, спелеолог, гляциолог, океанолог.

В нашей работе мы хотели бы подробно рассмотреть редкую профессию - гляциолог. Гляциолог – это тот учёный, который знает обо льдах всё – будь они в атмосфере, литосфере, гидросфере или на поверхности Земли.

В своей работе мы познакомились с наукой гляциологией, особенностями профессии гляциолога, рассмотрели её содержание, необходимые личные и профессиональные качества специалиста по льдам, выявили плюсы и минусы профессии и отметили структуру, указали учреждения, где могут работать выпускники географических факультетов, получивших соответствующую специальность.

Главная цель работы: разносторонне изучить профессию гляциолог. Главный метод работы - изучение литературных источников по теме.


    1. Гляциология как наука. Основные задачи.

Гляциология (термин происходит от латинских слов «гляциес» – лед, и «логос» – учение, слово) - наука, изучающая все формы наземных льдов: ледники, атмосферный лед, снежный покров, снежники, лавины, гляциальные сели, лед пресных водоемов, наледи и морские льды.

Распространение льдов на Земле

Ледовый панцирь Земли, или, как говорят учёные, гляциосферу, образуют природные льды. Они входят в состав гидросферы и представляют ту её часть, которая существует при отрицательных температурах и потому находится в твёрдом состоянии. Льды можно встретить повсюду – и в атмосфере, и на поверхности суши, полярных морей, пресноводных водоёмов высоких и умеренных широт, и внутри толщи литосферы [3].

Льды распространяются преимущественно в полярных и приполярных районах планеты (Таблица 1).

Таблица 1. Распространение природных льдов на Земле

Вид льда

млн км3

% от всей массы

Занимаемая площадь (млн км2

Среднее время жизни

Ледники

(30 млн км3)

98

16

10 тыс. лет

Снежный покров

(12 тыс. км3)

0,04

72

до 6 мес.

Морские льды

(45 тыс. км3)

0,15

26

1 год

Айсберги

(9 тыс. км3)

0,03

64

около 3 лет

Подземные льды

(550 тыс. км3)

2,05

32

30-75 лет

Атмосферные льды

(23 млн м3)

0,01

512

1-1,5 дня


Ледники, распространенные только в горах, называют горными. Они занимают площадь1,7 млн. км2 и представляют собой ледяные шапки и длинные ледяные языки. Спускаясь вниз под действием силы тяжести, ледник постепенно тает, давая начало горным рекам. Самые длинные ледники расположены в горных хребтах Аляски (США). Это ледник Беринга длиной 203 км и ледник Хаббард длиной 112 км. Крупнейшим на Памире является ледник Федченко. Наиболее протяжённый ледник в России – Безенги на Кавказе – имеет длину 17,6 км. Самым близким к экватору ледником является шапка вулкана Килиманджаро, а самыми южными горными ледниками – ледники Новой Зеландии.

На огромных пространствах Антарктиды, Гренландии и островах Северного Ледовитого океана (Шпицбергене, Северной Земле, Новой Земле, Канадском Арктическом архипелаге и др.) распространено покровное оледенение. Оно занимает 14,4 млн км2 (85,3% - в Антарктиде, 12,1% - в Гренландии). Изучение ледниковых покровов началось недавно и продолжается в настоящее время.

Покровные ледники образуют гигантские купола, полностью покрывающие сушу вместе с расположенными на ней горами и равнинами. Они движутся благодаря пластичности нижних слоёв льда.

Покровные ледники «сползают», как правило, в моря или океан. Они вторгаются в холодные мелководные моря, выдвигаясь на материковый шельф. Лёд погружается в воду, преобразуется в шельфовые ледники. Крупнейшим шельфовым является ледник Росса. От них периодически откалываются айсберги– гигантские глыбы льда, которые, оторвавшись от ледяного купола, «путешествуют» в океане вместе стечениями и ветрами.

 Около 1 % льдов нашей планеты существует в виде многолетней мерзлоты – слоя земной коры, в котором горные породы сцементированы замёрзшей в них водой и не оттаивают в течение лета. В нашей стране мерзлотой занято более половины территории. Толщина мерзлотного слоя может достигать 700 м. За лето оттаивает лишь его верхняя часть на глубину около 1 м² районах распространения многолетней мерзлоты затруднено не только выращивание сельскохозяйственных культур, но также и строительство дорог, зданий, добыча полезных ископаемых.

В истории Земли известно несколько продолжительных по времени ледниковых периодов. Древнейшее оледенение было около 2,5 млрд. лет назад, предпоследнее – 340 – 240 млн. лет назад, а последнее началось около 2 – 3 млн. лет назад. За последний миллион лет ледники то наступали и занимали значительные территории, то отступали в эпохи межледниковий.

Роль льдов в природе.

  1. Влияние на климат.

а) при замерзании влаги и образовании снежинок выделяется много тепла, а таяние снежного покрова наоборот требует затрат тепла, поэтому и фазовые переходы воды уменьшают амплитуду колебаний температуры воздуха;

б) Снежный покров предохраняет почву от переохлаждений, защищает озимые посевы от вымерзания, является «хранилищем» воды, т.е. регулирует увлажнение почв.

в) снежный покров отражает большую часть солнечных лучей, т.е. способствует выхолаживанию поверхности и понижение температуры воздуха над ней.

г) горные ледники влияют на климат территории, они меняют направление воздушных потоков, вызывают охлаждение воздушных масс и приводят к глобальному потеплению климата.

  1. Влияние на рельеф.

Снежный покров, снежинки и ледники оказывают интенсивное влияние на рельеф поверхности и формируют особые формы: ледниковые цирки, кары, снеголавинные конусы.

  1. Влияние на воды Мирового океана.

а) Изменение объёмов ледниковых покровов, влияет на увеличение уровня океана. По мнению учёных, в текущем столетии уровень океана повышается со скоростью около 1,5 мм/год.

б) Шельфовые ледники Антарктиды и Гренландии и особенно айсберги оказывают влияние на температуру воды в морях и океанах, охлаждают их и влияют на обитающих в них животных.

Речные льды – оказывают влияние на формирование русел, на микроклимат территории, особенно в период ледохода.

Вытаивание подземных льдов приводит к образованию термокарстовых провалов, оползней, бугров пучения.

Таким образом, роль льдов в природе многообразна.

Гляциология изучаетпроблемы, обусловленные значением льда и снега [4], а так же

  1. современное состояние оледенения и этапы его эволюции в условиях постоянно меняющегося климата;

  2. закономерности, по которым распределяются снежные толщи на горных склонах, причины их изменчивости в пространстве и времени, приводящие к появлению снежных лавин;

  3. занимается оценкой и созданием карт лавиноопасных территорий;

  4. зоны льдообразования, химический состав льда и талых вод, ледовый сток.

Объектом изучения гляциологииявляются все виды природных льдов в атмосфере, гидросфере и литосфере.

Основные направления гляциологии как науки включают:

  • роль льдов в глобальном изменении климата

  • оценка снежного покрова и льдов, как ресурсов пресной воды

  • изучение процессов льдообразования.

Связь гляциологии с других географическими науками представлена на схеме 1.


    1. Историческая справка.

Ранние исследования ледников восходят к 1546 году, когда Себастьян Мюнстер впервые описал ледник в Альпах. Как самостоятельная область знания гляциология начала формироваться к концу XVIII— началу XIX века на базе геологии и гидрологии. Первоначально понятие «гляциология» связывалось только с изучением горных ледников и ледниковых покровов Арктики и Антарктиды [5].

В XVIII веке, в 1779 – 1796 гг. швейцарский геолог Орас Бенедикт Соссюр впервые составил классификацию ледников, описал течение ледников и изменение солнечной радиации на ледниках в трёхтомном сочинении «Путешествие в Альпах».

На протяжении XIX века исследования в этой области носили описательный характер. В 1883-1883 гг. был проведён первый Международный полярный год, основной целью которого, стали исследования в Арктике и Антарктиде.

Большое значение для становления гляциологии имели труды зарубежных и российских исследователей: Л. Агассиса, Д. Форбса, Дж. Тиндаля, Ф. Фореля, С. Финстервальдера, А. Гейма, Р. Клебельсберга, Х. Рейда и др. за рубежом и исследования Н. А. Буша, В. И. Липского, В. Ф. Ошанина, К. И. Подозерского, В. В. Сапожникова, М.В.Тронова, Б. А. Федченко, П. А. Кропоткина и др. в России, где изучение ледников проводилось со 2-й половины XIX в. в основном по инициативе РГО.

В XX веке начался второй этап в развитии гляциологии, отличающийся обширными исследованиями полярного оледенения, глубоким проникновением в природу льда и в сущность физических явлений в ледниках, организацией стационарных работ на ледниках, применением ряда новых точных методов (фотограмметрия, аэрофотосъёмка, геофизическое зондирование, пыльцевой анализ, термическое бурение и др.). Серьёзным достижением этого периода является также постановка работ по определению реологических характеристик льда (Д. Глен, К. Ф. Войтковский и др.).

Были открыты новые ледники и даже районы современного оледенения, в том числе на Урале, Восточном Саяне, в бассейне р. Индигирка, на полуострове Таймыр, в Корякском и Становом нагорьях.

Важную роль сыграло комплексное изучение льда и ледников, проводившееся по программе Международного гидрологического десятилетия (1965—75). На основе новых данных, полученных в результате проведения МГГ, был составлен Каталог ледников СССР. В конце 1990-х годов увидел свет многотомный Атлас снежно-ледовых ресурсов мира (АСЛРМ) под общей научной редакцией академика В. М. Котлякова, над созданием которого около 20 лет трудились все гляциологи СССР, позже — России и стран СНГ.

В XXI веке изучение ледового покрова планеты продолжается, так, в 2013 году российские гляциологи достигли поверхности самого крупного подлёдного озера в мире — Восток, для чего они пробурили антарктический лёд на глубину более 3750 метров [6]. Их американские коллеги в том же году добрались до поверхности озера Уилланс (800 метров под толщей льда); взятые там пробы воды и грунта принесли открытие: оказалось, в этом озере живут микроорганизмы, использующие для поддержания своей жизнедеятельности не фотосинтез, а углекислый газ.


  1. Особенности профессии гляциолог.

Гляциолог — специалист, занимающийся изучением всех видов льда, снега, водоемов. Гляциологи — уникальные специалисты, которые могут работать как в северных регионах, так и в крупных мегаполисах, исследуя ситуацию на местах.

В гляциологии выделяют несколько направлений:

  • ледниковедение – учёные занимаются исследованием ледников и их покровов;

  • снеговедение, связанное с изучением снега (количество осадков, скорость таяния и т. д.);

  • лавиноведение - гляциолог, выбравший эту специализацию, изучает характер лавин (формирование, причинных схода, формы), ищет пути для предупреждения этих катастроф;

  • ледоведение водоемов и водотоков, где гляциологи изучают механизмы появления и исчезновения водоемов, их свойства;

  • палеогляциология - ученые занимаются исследованием льдов, сформировавшихся в прошлом.

Именно гляциолог занимается изучением ледников, что позволяет спрогнозировать природно-климатические ситуации, изучать опасности, связанные с глобальным потеплением. Гляциологи работают в сложных условиях, ведь ледники расположены в холодных регионах, где температура воздуха в темное время суток опускается ниже отметки −30 °C.

2.1. Плюсы и минусы профессии

Как и в любой другой профессии, в работе гляциолога можно выделить и положительные и отрицательные моменты, представленные в таблице 2.

Таблица 2 «Плюсы» и «минусы» профессии

Плюсы

Минусы

  1. Интересная работа.

  2. Дружный коллектив, состоящий из увлеченных людей.

  3. Возможность поработать в далеких странах.

  4. Много современных устройств и технологий, облегчающих трудовую деятельность.

  5. Профессия очень редкая, а в гляциологах нуждаются международные и частные компании, что обуславливает большое количество вакансий.

  6. Высокий оклад, но он зависит от направления, с которым гляциолог работает.


  1. Сложные условия труда.

  2. Монотонная работа.

  3. Некомфортные условия проживания.

  4. Мало вузов, которые готовят гляциологов.

  5. Профессиональные заболевания.

  6. Проживание на специальных станциях, отдаленных от людей, поэтому на личную жизнь остается мало времени.



Профессию не стоит «романтизировать», ведь жизнь гляциолога связана с переездами, сложными условиями труда. Базы ученых расположены около ледников, где чаще всего просто нет людей. Снежные бури, лавины и другие стихийные бедствия могут отрезать станцию от мира, поэтому ученым приходится выживать самостоятельно до тех пор, пока ситуация не улучшится.

В некоторых случаях гляциологи занимаются исследованиями одного участка в течение 2-3 лет, посвящая научной работе все свое время. Но есть у профессии один большой плюс, который заставляет забыть обо всех опасностях, — это единение с природой, возможность прикоснуться к многовековой истории, хранящейся под толщей льдов.


2.2. Важные личные качества

Люди, которые изучают льды, обожают эту профессию, они стремятся защитить человечество от глобальных катаклизмов, поэтому в их характере присутствуют следующие черты:

  • смелость;

  • решительность;

  • педантичность;

  • честность;

  • стремление помогать ближнему;

  • наблюдательность;

  • сосредоточенность;

  • самопожертвование.

Одно из негласных условий — хорошее здоровье, аналитический тип мышления, увлеченность профессией, без которой невозможно работать в этой сфере.

По мнению В. Пастухова: «Чтобы стать настоящим специалистом нужно быть выносливым активным человеком, который интересуется профессией и состоянием природы, имеет хорошую память и отличную концентрацию, а также имеет склонность к исследовательской деятельности» [2]. 


  1. Образование и последующее трудоустройство.

    1. Где можно получить образование?

К сожалению, в России профессию гляциолога можно получить только в одном ВУЗе – МГУ им. М. В. Ломоносова, в городе Москве.

М. Иванов так выразил своё мнение: «Наша кафедра (кафедра криолитологии и гляциологии МГУ) – единственная, где этому учат на уровне высшего образования. В процессе учебы - интересной и разнообразной – еще более углубился в тайны ледниковых эпох прошлого Земли, это как работа детектива. В настоящее время работаю именно гляциологом. Большинство выпускников нашей кафедры (принимая во внимание, что география весьма и очень обширна) работают по специальности, являются востребованными профессионалами».

Мы надеемся, что данное образование в будущем будет представлено и в других российских ВУЗах . Кафедры гляциологии также существуют в США, Швейцарии, Италии, Канаде и Великобритании.

В обязанности гляциологов входит выполнение следующих видов работ:

  • научно-исследовательская деятельность;

  • поиск решения проблем, вызванных быстрым таянием льдов;

  • изучение лавин, льдов, водоемов;

  • сбор проб снега, жидкостей и льда, выполнение замеров и наблюдение за ледником;

  • анализ скорости таяния, количества осадков, климатических условий в конкретном регионе, составление географических прогнозов;

  • картографирование;

  • поддержка электронных приборов, которыми окружена научная станция;

  • использование радарных, космических снимков для анализа;

  • использование радиолокатора для произведения замеров толщины льда;

  • изучение химического состава льда, измерение ледовых стоков;

  • изучение движения ледников.


    1. Таким образом, к профессиональным знаниям гляциолога можно отнести:

  1. Знание биологических, физико-химических процессов, физической географии.

  2. Грунтоведение, геофизика ландшафта, лавиноведение, селеведение и другие смежные направления.

  3. Умение работать с техникой для исследований (радиолокаторы, буровое оборудование, термокосы, георадары и т. д.).

  4. Дистанционное зондирование Земли.

  5. Умение выживать в экстремальных условиях.

Место работы

Гляциологи принимают участие в геологических партиях, входят в состав рабочих групп, которые изучают территорию перед добычей полезных ископаемых или строительством предприятий, они предупреждают природные катастрофы,а так же они необходимы на международных научно-исследовательских станциях, в проектных организациях, научно-исследовательских центрах, вузах.

Большую часть времени гляциологи уделяют научной работе, создавая пособия, учебники и книги для студентов. Сегодня гляциология является одним из самых перспективных направлений, что вызвано глобальным потеплением, поэтому ученые востребованы на протяжении всей своей жизни.




Условия работы и жизни в экспедиции.

В экспедициях гляциологи работают небольшими отрядами из пяти, трех, а то и двух человек: все научное оборудование возят по леднику на нартах, в которые впрягаются, подобно «бурлакам», живут в палатках, пищу готовят на примусе.

Работая на леднике нужна немалая физическая и моральная выносливость. Ученому, попавшему на ледник, приходится выполнять работу грузчика, носильщика, повара, истопника, механика, метеонаблюдателя, геодезиста, бурового мастера, дворника, землекопа и даже ассенизатора. Нужно уметь оказать первую медицинскую помощь людям и техническую помощь приборам и механизмам [7].

В экспедиции надо быть очень внимательным, быть готовым к неожиданному, непредвиденному и всегда сохранять способность работать. Регулярно, по нескольку раз в сутки, в строго определенные сроки, гляциологу надо выполнять наблюдения по различным приборам, следить за накоплением и таянием льда, за изменениями его структуры, измерять скорость движения льда, изучать распределение температуры льда по глубине.

Очень опасны трещины в леднике, поэтому передвигаться по леднику нужно очень осторожно. Гляциологу надо быстро и безошибочно находить проход между черными провалами трещин шириной нередко в 10—20 метров. Особенно же опасны трещины зимой или ранней весной, когда белый снежный покров может скрывать опасность. Пропасти в 50—100 метров глубиной не видны с поверхности, они покрыты тонкими снежными мостами. Но исследователю льдов нельзя не выходить на ледник в это время — ведь определить запас выпавшего снега нужно до того, как начнется таяние. И гляциолог идет на лыжах, неся в рюкзаке снеговой плотномер и портативный мост сопротивлений для определения температуры в скважине полупроводниковыми термометрами, несёт набор дюралевых штанг для бурения.

Зарплата гляциолога

Точной статистики по заработной плате нет, потому что размер оклада гляциолога зависит от направления подготовки, опыта, наличия научных трудов, части света, в которую он готов оправиться. Минимальная ставка составляет 50000-70000 руб., максимальная — около 250000 руб.





Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что гляциология – это наука, изучающая, распространение ледников на поверхности планеты. Развитие науки способствует рациональному использованию водных ресурсов рек и озер, которые формируются по причине таяния ледников.

Кроме того, гляциология – это наука о том, как предотвратить природные катастрофы, причиной возникновения которых является изменение поведения ледников. Практическая сторона развития учения также заключается в ведении учета территорий, которые высвобождаются в результате перемещения ледников, с целью осуществления хозяйственной деятельности.

Гляциолог – профессия, суть которой заключается в исследовании ледяных образований, сформированных в природной среде. Такие специалисты изучают особенности появления ледников, их поведение, процессы, что ведут к таянию льда.Перейти на сайт рекламодателя

Реклама 00

Пропустить

Работа гляциолога предполагает исследование ледников, лавин, водоемов, которые образовались в результате таяния льда. Более того, специалисты данной категории составляют опасные маршруты на картах, предупреждая таким образом возникновение несчастных случаев и природных катастроф.

По мнению ученых если бы все ледники и ледниковые покровы растаяли, то уровень Мирового океана поднялся бы более чем на 60 м и все портовые города были бы затоплены, т.к. общая масса льдов на Земле превышает 2,5.1016 т, что составляет 11% суши, а основная масса сосредоточена в ледниках и ледниковых покровах.Ученые установили, что масса льда в ледниках в 46 раз больше годовой суммы всех осадков на Земле и равна стоку рек за 700 лет.

Гляциолог – профессия редкая, опасная, нужная.



Список используемых источников

    1. Войтковский К.Ф. Основы гляциологии, - М.: Наука, 1999

    2. https://academica.ru/stati/stati-o-pervom-vysshem-obrazovanii-i-magistrature/732335-romantika-lednikov-rabochie-budni-dlja-gljaciologov/

    3. http://slavavode.ucoz.ru/index/ledniki/0-37

    4. https://studopedia.su/1_23588_lektsiya--glyatsiologiya-kak-nauka.html

    5. https://ru.wikipedia.org/wiki/

    6. https://ria.ru/20120206/558471210.html

    7. https://libtime.ru/priroda/issledovateli-ldov.html



11