ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛОТИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Ученическое самоуправление
в 4 классе
(из опыта работы)
Выступление на м/о классных
руководителей
Ефременко Инны Романовны,
учителя начальных классов,
специалиста І квалификационной
категории,
классного руководителя 4 класса
2019-2020 уч. год
Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине.
Но только самым лучшим деревцем.
Будь кустиком, если не можешь быть деревом.
Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,
Если не можешь быть кустиком.
Если ты не можешь быть китом,
Будь самым красивым окунем в озере!
Если ты не можешь быть капитаном,
Кто-то должен быть и матросом.
Для всех найдётся работа на корабле жизни,
Только найди своё дело.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе,
Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим.
Дуглас Меллох
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.
САМОУПРАВЛЕНИЕ в классном коллективе начальной школы - это действия детей, осуществляемые совместно с взрослыми членами классного общества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.
Я не могу однозначно относится к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы. Можно организовать самоуправление детей в классе: выбрать лидера, разделить класс на группы, устроить соревнование, обучить актив класса работе. Но я думаю, это не будет самоуправлением в том виде, как я представляю, когда школьники работают сами - являются инициаторами, организаторами школьной жизни. Когда взрослые помогают, но только не в качестве руководителей, а в роли кураторов, которые на первых порах учат организовать работу.
Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
ЦЕЛИ САМОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Содействие личностному росту ребенка.
Организация эффективного функционирования классного коллектива.
Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА:
Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских интересов.
Учить каждого выполнять поручения коллектива через осуществление самоучета, самоконтроля по отношению к окружающим; признавать самоценность человека.
Расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому ребенку освоение социального мира, формировать у учащихся умения преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.
Направить самоуправление на формирование у воспитанников индивидуального стиля жизни.
Формировать у учащихся потребность и желание реализации пяти «само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания и самообучения.
ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП САМОУПРАВЛЕНИЯ – предметность деятельности: только деятельность рождает самоуправление, а не наоборот! Такой деятельностью могут быть:
- выполнение какого-то ответственного задания, порученного классу;
- проведение одного или нескольких дел, организаторами которых выступают объединенные общим интересом одноклассники;
- разработка и осуществление совместными усилиями учащихся социально значимого проекта.
Принципы ученического самоуправления:
Равноправие — все должны иметь право решающего голоса при принятии того и иного решения
Откровенность и гласность — работа органов ученического самоуправления должна быть открыта для всех учащихся
Законность — неукоснительное соблюдение правовых актов
Целесообразность — деятельность должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся
Гуманность — наша деятельность органов ученического самоуправления основывается на нравственных принципах
Самодеятельность — творчество, активность, самостоятельность учащихся
Ответственность — регулярный отчет о проделанной работе и ее результатах перед избирателям.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ:
метод авансированного доверия,
метод ответственного поручительства,
метод личного примера,
метод убеждения,
метод общественного мнения,
метод поощрения, игры, соревнования, традиции,
метод «педагогической инструментовки конкретного дела» - вооружение ученического актива технологий подготовки и проведения конкретного дела.
Особенность системы работы в классе была определена работой начальной школы через детскую организацию «Юная гвардия», структурой которой являются:
Цель: формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения членов детской общественной организации.
Ответственные: Саржан Ксения.
Цель: стимулирование интереса и мотивации к самообразованию; повышение уровня активности и самостоятельности; развитие навыков анализа своей деятельности.
Ответственные: Реуцкая Алёна, Реуцкий Евгений, Солонюк София, Ткаченко Максим, Ширяева Наталья.
Цель: развитие толерантного отношения к незащищённым слоям населения; стимулирование развития творческого потенциала молодёжи; воспитание патриотизма и самосознания.
Ответственные: Недовесова Мирослава.
Цель: развитие творческих способностей и навыков самостоятельного творческого познания, самообразования и самореализация личности.
Ответственные: Афанасьева Кристина, Мордвинов Дмитрий, Московец Антон, Романова Кира.
Цель: развитие познавательных интересов путём накопления знаний ребёнком об окружающем мире; формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных навыков детей к активному деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самим собой).
Ответственные: Кузьмина Алиса, Шариков Иван.
Цель: приобретение превентивных знаний; воспитание здоровых привычек и навыков; профилактика негативных явлений у детей; повышение культуры здорового образа жизни.
Ответственные: Буданцев Максим, Суровцева Диана.
Каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность.
Функции органов самоуправления по видам деятельности:
Познавательная - организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников; организует консультации по предметам; помогает в проведении предметных олимпиад.
Гражданско-патриотическая – помогает в проведении классных часов, воспитательных мероприятий по правовому воспитанию.
Трудовая – отвечает за озеленение класса; оформляет классный уголок; помогает в художественном оформлении праздников; следит за порядком и чистотой, дежурство по классу.
Художественно-эстетическая - организует и проводит коллективно-творческие дела, конкурсы, фестивали, встречи; организует посещения выставок, театров, музеев; организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов.
Спортивно-оздоровительная - организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяет лучших спортсменов.
Волонтёрская – помогают младшим, заботятся о старших.
Уровень активности ученика в качестве участника ученического самоуправления определяется на основе результатов самооценки ученика и оценки его деятельности активом класса или всем коллективом.
Важным, конечно, является анализ учителя своей деятельности, который помогает правильно организовать ученическое самоуправление в начальных классах.
Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются совместно. От того как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд по жизни.
И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества, школьное самоуправление - это наука правильно взрослеть, сохраняя искренность и эмоциональную наполненность в общении с ровесниками и взрослыми людьми, приобретая опыт работы в коллективе и внутреннюю дисциплинированность. Или, если сказать по-другому, школьное самоуправление - это наш первый жизненный опыт в правильном общении с людьми.