СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ученическое самоуправление в 4 классе (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

                      Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.

                   САМОУПРАВЛЕНИЕ в классном коллективе начальной школы - это действия детей, осуществляемые совместно с взрослыми членами классного общества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Просмотр содержимого документа
«Ученическое самоуправление в 4 классе (из опыта работы)»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛОТИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»









Ученическое самоуправление

в 4 классе

(из опыта работы)





Выступление на м/о классных

руководителей

Ефременко Инны Романовны,

учителя начальных классов,

специалиста І квалификационной

категории,

классного руководителя 4 класса











2019-2020 уч. год

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине.

Но только самым лучшим деревцем.

Будь кустиком, если не можешь быть деревом.

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть китом,

Будь самым красивым окунем в озере!

Если ты не можешь быть капитаном,

Кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдётся работа на корабле жизни,

Только найди своё дело.

Если ты не можешь быть солнцем,

Будь звездой на небе,

Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим.

Дуглас Меллох



Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.

САМОУПРАВЛЕНИЕ в классном коллективе начальной школы - это действия детей, осуществляемые совместно с взрослыми членами классного общества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Я не могу однозначно относится к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы. Можно организовать самоуправление детей в классе: выбрать лидера, разделить класс на группы, устроить соревнование, обучить актив класса работе. Но я думаю, это не будет самоуправлением в том виде, как я представляю, когда школьники работают сами - являются инициаторами, организаторами школьной жизни. Когда взрослые помогают, но только не в качестве руководителей, а в роли кураторов, которые на первых порах учат организовать работу.

Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.


ЦЕЛИ САМОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Содействие личностному росту ребенка.

  • Организация эффективного функционирования классного коллектива.

  • Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.


ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА:

  • Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских интересов.

  • Учить каждого выполнять поручения коллектива через осуществление самоучета, самоконтроля по отношению к окружающим; признавать самоценность человека.

  • Расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому ребенку освоение социального мира, формировать у учащихся умения преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.

  • Направить самоуправление на формирование у воспитанников индивидуального стиля жизни.

  • Формировать у учащихся потребность и желание реализации пяти «само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания и самообучения.


ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП САМОУПРАВЛЕНИЯ – предметность деятельности: только деятельность рождает самоуправление, а не наоборот! Такой деятельностью могут быть:

- выполнение какого-то ответственного задания, порученного классу;

- проведение одного или нескольких дел, организаторами которых выступают объединенные общим интересом одноклассники;

- разработка и осуществление совместными усилиями учащихся социально значимого проекта.


Принципы ученического самоуправления:

Равноправие — все должны иметь право решающего голоса при принятии того и иного решения

Откровенность и гласность — работа органов ученического самоуправления должна быть открыта для всех учащихся

Законность — неукоснительное соблюдение правовых актов

Целесообразность — деятельность должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся

Гуманность — наша деятельность органов ученического самоуправления основывается на нравственных принципах

Самодеятельность — творчество, активность, самостоятельность учащихся

Ответственность — регулярный отчет о проделанной работе и ее результатах перед избирателям.


МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ:

  • метод авансированного доверия,

  • метод ответственного поручительства,

  • метод личного примера,

  • метод убеждения,

  • метод общественного мнения,

  • метод поощрения, игры, соревнования, традиции,

  • метод «педагогической инструментовки конкретного дела» - вооружение ученического актива технологий подготовки и проведения конкретного дела.


Особенность системы работы в классе была определена работой начальной школы через детскую организацию «Юная гвардия», структурой которой являются:

  • «Дорога к Родине» (гражданско-патриотическое воспитание)

Цель: формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения членов детской общественной организации.

Ответственные: Саржан Ксения.


  • «Дорога к знаниям» (познавательная деятельность)

Цель: стимулирование интереса и мотивации к самообразованию; повышение уровня активности и самостоятельности; развитие навыков анализа своей деятельности.

Ответственные: Реуцкая Алёна, Реуцкий Евгений, Солонюк София, Ткаченко Максим, Ширяева Наталья.


  • «Дорога добра» (волонтёрская деятельность)

Цель: развитие толерантного отношения к незащищённым слоям населения; стимулирование развития творческого потенциала молодёжи; воспитание патриотизма и самосознания.

Ответственные: Недовесова Мирослава.


  • «Дорога творчества» (художественно-эстетическая деятельность)

Цель: развитие творческих способностей и навыков самостоятельного творческого познания, самообразования и самореализация личности.

Ответственные: Афанасьева Кристина, Мордвинов Дмитрий, Московец Антон, Романова Кира.


  • «Дорога познания мира» (трудовая деятельность)

Цель: развитие познавательных интересов путём накопления знаний ребёнком об окружающем мире; формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных навыков детей к активному деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самим собой).

Ответственные: Кузьмина Алиса, Шариков Иван.


  • «Дорога здорового образа жизни» (спортивно-оздоровительная деятельность)

Цель: приобретение превентивных знаний; воспитание здоровых привычек и навыков; профилактика негативных явлений у детей; повышение культуры здорового образа жизни.

Ответственные: Буданцев Максим, Суровцева Диана.


Каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность.


Функции органов самоуправления по видам деятельности:

  • Познавательная - организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников; организует консультации по предметам; помогает в проведении предметных олимпиад.


  • Гражданско-патриотическая – помогает в проведении классных часов, воспитательных мероприятий по правовому воспитанию.


  • Трудовая – отвечает за озеленение класса; оформляет классный уголок; помогает в художественном оформлении праздников; следит за порядком и чистотой, дежурство по классу.


  • Художественно-эстетическая - организует и проводит коллективно-творческие дела, конкурсы, фестивали, встречи; организует посещения выставок, театров, музеев; организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов.


  • Спортивно-оздоровительная - организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяет лучших спортсменов.


  • Волонтёрская – помогают младшим, заботятся о старших.


Уровень активности ученика в качестве участника ученического самоуправления определяется на основе результатов самооценки ученика и оценки его деятельности активом класса или всем коллективом.

Важным, конечно, является анализ учителя своей деятельности, который помогает правильно организовать ученическое самоуправление в начальных классах.

Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются совместно. От того как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд по жизни.

И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества, школьное самоуправление - это наука правильно взрослеть, сохраняя искренность и эмоциональную наполненность в общении с ровесниками и взрослыми людьми, приобретая опыт работы в коллективе и внутреннюю дисциплинированность. Или, если сказать по-другому, школьное самоуправление - это наш первый жизненный опыт в правильном общении с людьми.





   



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!