ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Дирекция образовательных программ
Профиль подготовки:
Развитие личностного потенциала: персонализация и цифровизация образования
Тема реферата
Учение Б.Г.Ананьева о человеке
Преподаватель:
О.В. Цаплина, канд. пед. наук, доцент
Магистрант:
Санжиева Цыцык Санжиевна
РЛП-211м группа 1
Москва, 2021
План:
Введение
Основная часть
Индивид, Субьект, Личность, Индивидуальность
Уровни организации человека
Заключение
Список литературы
Введение
Ананьев Борис Герасимович, советский психолог, действительный член АПН СССР (1968), с 1967 декан факультета психологии Ленинградского университета. Окончил Горский педагогический институт (г. Орджоникидзе, 1928) и аспирантуру при институте по изучению мозга им. В.М. Бехтерева (1930). Основные работы посвящены исследованию ощущений, перехода от чувственного познания к мысли, внутренней речи, а также вопросам возрастной, дифференциальной и прикладной психологии.
Огромная заслуга Бориса Герасимовича Ананьева (1907 - 1972) стала его идея о единстве естественного и общественного в структуре человеческого развития. Иными словами, психология - это наука о человеке, где психика предстает как интеграция филогенеза, онтогенеза, социализации и истории человечества. Такое понимание предмета психологии позволяет максимально полно реализовать принцип единства биологического и социального в человеке в ходе его индивидуального развития. Это означает, что в человеке имеются структуры, относящиеся в большей мере либо к биологическому, либо к социальному началу.
По мнению Б. Г. Ананьева единство биологического и социального в человека обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность
Основная часть.
Индивид, Субьект, Личность, Индивидуальность
Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Человека как индивида и его развитие в онтогенезе изучают: общая, дифференциальная, возрастная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология.
Однако человек - это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности, Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности (Темперамент, задатки и способности, мотивация, направленность, характер, воля, чувства) , которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания, В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта деятельности изучают: психология познания, творчества, труда, общая и генетическая психологии.
Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности - как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.
Индивидуальность - это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества. Понять индивидуальность можно, лишь объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия. С этой точки зрения индивидуальность - это функциональная характеристика человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации - индивида, личности, субъекта деятельности. Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности
Таким образом, приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
Свойства субъекта - совокупность деятельностей и меры их продуктивности. Основная форма развития субъекта - история производственной деятельности человека, история формирования его профессиональной деятельности.
Результатом развития субъекта является психическая зрелость
Основная форма развития личности - жизненный путь, результатом чего становится социальная зрелость.
Свойства индивида - совокупность природных свойств.
Основная форма развития индивида - онтогенез, результатом чего становится биологическая зрелость.
Б. Г. Ананьев первым в психологии попытался дать психологическую характеристику категории индивидуальности.
В психологии сложилось несколько традиций понимания индивидуальности:
Первоначально, индивидуальность рассматривалась как единичность, как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения личностных черт. Однако ярко выраженная черта - это гипертрофия, и с этой точки зрения, чем ярче индивидуальность, тем ближе человек к патологии. Поэтому такое понимание индивидуальности - это выявление вектора потенциальных патологических изменений личности.
Другое понимание индивидуальности связано с выделением у индивида присущих только ему личностных черт, генетически связанных с какими-то случайными обстоятельствами. В этом случае индивидуальность выступает в роли некоего дополнения к личности - носителю существенных свойств и качеств, и определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих одного человека от другого.
Наконец, третье понимание индивидуальности связано с работами Б.Г. Ананьева, который видел в ней принципиально новый уровень в структуре человека.
По мнению В. М. Бехтерева, основа индивидуальности - в гармонии частей. Индивидуальность, продолжал он, всегда представляет собой определенную гармонию и обладает своей формой и своей относительной устойчивостью системы. Следовательно, если человек - это система, включающая разные уровни ее организации - индивида, личности и субъекта деятельности, то, следуя логике В, М. Бехтерева, гармоничные отношения между ними - это фундамент индивидуальности человека как системы. В этой связи понятна мысль Б. Г. Ананьева о том, что именно в индивидуальности "замыкается внутренний контур регулирования всех свойств человека как индивида, личности и... субъекта различных деятельностей". Это, а также высказывание Б.Г. Ананьева о том, что "индивидуальность - это глубина личности", подчеркивает функциональный характер индивидуальности.
Уровни организации человека
Взаимодействуя между собой, направленность личности и индивидуальный стиль деятельности обеспечивают содружество всех уровней, что выражается в единстве личностных и деятельностных характеристик человека. Это единство личности и субъекта деятельности находит свое выражение в успешной трудовой, познавательной и коммуникативной деятельности человека, обусловливая неповторимость его вклада в общественный фонд.
Еще раз повторим мысль о том, что каждый человек предстает одновременно и как индивид, и как личность, и как субъект деятельности, но далеко не всякому удается стать индивидуальностью. Также верно и то, что каждый человек представляет собой структурное целое, но далеко не каждому удается стать цельной личностью, т. е. добиться гармоничного взаимодействия всех качеств, свойств, способов деятельности.
Общепризнано, что потребности - это движущая сила человеческой деятельности, поведения, В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей - от биологической трактовки до социально-экономической. Существуют потребности: в самовыражении, оценке себя, социальных контактах, безопасности, физиологические потребности.
Таким образом, видно, что почти одни и те же потребности перетасовываются между собой в зависимости от способа их классификации.
Приступая к изложению этой сложной психологической темы, выделим ее основные проблемы. К ним относится проблема собственно мотивов, мотивации и мотивационной сферы личности.
Когда ищут ответ на вопрос, "что же такое мотивы", нужно помнить, что это одновременно ответ на вопросы: "зачем", "для чего", "почему", "отчего человек ведет себя именно так, а не иначе"? Чаще всего бывает так, что то, что принимают за мотив, позволяет ответить только на один или два из перечисленных вопросов, но никогда на все. Это снижает объяснительный потенциал даваемого определения, и психологи приступают к поиску другого, более адекватного поставленной задаче.
Следовательно, мотив личности - это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека.
Заключение
Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по – новому взглянуть на самого человека.
Таким образом, концепция личности Ананьева в силу его комплексного подхода в целом оказалась наиболее многогранной, многоаспектной, позволившей соединить множество частных или не сопоставимых концепций. Он проработал понятийный аспект проблемы личности в континууме понятий «субъект», «личность», «индивид», «индивидуальность». Личность предстала и как включенная в социум, и как развивающаяся в онтогенетическом цикле и жизненном пути и как современница своей эпохи
Литература:
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2001.
Материалы к курсу «Психология личности»(раздел «Теория личности»), учебное пособие, Багадирова С.К., Юрина А.А.
https://youtu.be/xPsnEs1_IX0