2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение Изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии | 2.1. Игра «Верно, неверно» - Но для начала, я бы хотела проверить ваши знания. Поиграем в игру «Верно, неверно». Я буду говорить вам правила, и если верно-то вы хлопаете в ладоши, если неверно – топаете. 1. Согласные звуки образуют слог. 2. Предложение состоит из слов. 3. Слово делиться на слоги. 4. Звуки бывают только гласными. 2.2. Повторение изученного материала ранее - Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране Звуков. Но сегодня нас ждёт ещё одна очень важная, интересная и занимательная страна – страна Букв. - Прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках. - Посмотрите на доску. – Сколько букв гласного звука [а] вы видите? – Какая буква в верхнем правом углу? – Какая буква в нижнем левом углу? – А как вы думаете, какая буква в гости пришла? – Почему вы так считаете? - Ребята, а с какими буквами вы уже познакомились на предыдущих уроках? - Какие звуки обозначают эти буквы? - Докажите, пожалуйста, что это гласные звуки (произносятся свободно, нет при произношении преград, поются). - Каким цветом эти звуки обозначаются в схемах? - Какая здесь буква лишняя? - Почему на ленте букв буква «и» стоит отдельно от букв А, О, Ы? Какую помощь она оказывает согласным буквам? - На какие две группы можно разделить звуки? - Что мы знаем о согласных звуках? - Молодцы ребята, вы хорошо усвоили пройденные темы. 2.3. Работа по иллюстрации на стр. 36-ой - Молодцы, откройте, пожалуйста, учебник на стр. 36-ой и посмотрите на картину. - Скажите, пожалуйста, кого вы на ней видите? - Где можно увидеть вместе кур, уток, гусей, индюков? - Животные, которые изображены на иллюстрации, не встречались ли вам в какой-нибудь сказке? - Обратите внимание на маленьких утят. - Из какой сказки эти животные? - А кто автор данной сказки? - О ком в ней рассказывается? - Где жил гадкий утёнок, когда был птенцом? - В какую птицу он превратился, когда вырос? Физкультминутка | - Неверно - Верно - Верно - Неверно - 4 - Прописная О - Строчная ы - Прописная М - Буква обозначает согласный звук, а все остальные гласный - А, О, И, Ы - Гласные 1. тянутся, 2. поются, 3. воздух во рту не встречает преграду, 4. образуют слог, 5. произносятся свободно - Красным - Буква «И» - Обозначает на письме их мягкость, подсказывает, что согласные звуки, стоящие перед ней, произносятся мягко - Гласные и согласные звуки 1. не тянутся, 2. не поются, 3. воздух во рту встречает преграду, 4. не образуют слог - Индюк, петух, гусь, утки, бабочка - В деревне, на птичьем дворе - «Гадкий утёнок» - Ганс Христиан Андерсен | Фронтальная | Пр1 Р1 К1 К2 |
5. Этап реализации построенного проекта. Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Игра «Аукцион» - Ребята, я очень хочу узнать, кто угадает больше слов на букву «У». - Я буду вам задавать вопросы и по поднятой руке вас спрашивать. 1. У кого глаза на рогах, а дом на спине? 2. Как называется неядовитая змея с желтыми пятнами на голове? 3. Как мы называем вечернюю еду? 4. Школьник 6. Как называется суп из рыбы? 7. Как называется начало дня, когда мы собираемся в школу? - Молодцы, ребята. Физкультминутка Вышли уточки на луг… Кря-кря-кря. (Шагаем) Пролетел веселый жук… Ж-ж-ж. (Машем руками-крыльями) Гуси шеи выгибают… Га-га-га. (Круговые вращения шеей) Клювом перья расправляют… Га-га-га. (Повороты туловища влево-вправо) Ветер ветки раскачал, Шарик тоже зарычал… Р-р-р. (Наклонились вперед смотрим, перед собой, руки на коленях) Зашептал в воде камыш… Ш-ш-ш. (Руки вперёд, делаем движения, как будто плывем) И опять настала тишь… Ш-ш-ш. 5.2. Знакомство с буквой У у - Ответьте на вопросы в синих рамочках вверху на стр.37-ой. - Давайте приведём пример, где звук [у] ударный и безударный. - Посмотрите на иллюстрацию. - Какие маленькие жёлтые птенцы изображены на иллюстрации? - Куда идут утята? Как идут? - Давайте составим одно предложение, чтобы описать эту картинку. 5.3. Работа в печатных тетрадях на стр. 11-ой - Откройте свои прописи на стр. 11-ой и скажите мне скорее, то же к нам пришёл на урок, чтобы помочь написать новую букву? - На что похожа буква У? - Покажите пальчиками букву у, ручками. - Обратите внимание - в правом верхнем углу страницы красным цветом показано, как нужно писать строчную, то есть маленькую букву а. Рядом указаны элементы, из которых состоит эта буква. - Обведите их по контуру в соответствии с направлением. Обратите внимание на округлость элемента. - Строчная буква у состоит из двух элементов. Первый элемент начинаем писать так же, как мы писали первый элемент у строчных букв и, ы. - Посмотрите, я его напишу на доске. - Теперь вы попробуйте первый элемент изобразить в своих рабочих тетрадях. Сначала обведите образец, затем сами напишите элемент. - Второй элемент мы тоже уже писали – наклонная линия с петлёй внизу. Эта наклонная линия должна быть прямой. А петля обязательно должна пересекаться с прямой на нижней линии рабочей строки. - Пропишите второй элемент в своих тетрадях. Сначала обведите образец, затем сами напишите элемент. - Сейчас мы попробуем написать букву у самостоятельно. (Показывая на доске) - Ребята, следите за моей рукой, я буду показывать, как правильно нужно писать строчную букву «у» на доске. - Писать букву у начинаем от верхней линии рабочей строки, ведём наклонную линию до нижней рабочей строки и закругляем её вправо, ведем её вверх. Следующий элемент - ведём вниз наклонную линию и закругляем влево, выводя петельку. - Теперь все вместе пропишем букву «у» в воздухе, все взяли ручки и начинаем. Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз опускаем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее. Линию ведем до верхней линейки, отклоняясь вправо. Вниз опускаем прямую. Не дойдя до дополнительной линейки, делаем закругление влево, коснувшись ее. Ведем плавную линию вверх, отклоняясь вправо, и пересекаем прямую на нижней линейке. Пальчиковая гимнастика - Перед тем, как перейдём к письму, подготовим наши пальчики. Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют.) Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой.) Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальцы по одному, начиная с большого.) И большую поварёшку. Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.) Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.) Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали – (Удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют.) Так мы маме помогали. - Обведите букву у по контуру и пропишите её до конца строки. - Трудно писать эту букву? - Но если вы будете усердно трудиться, у вас все получится, и вы будете писать буквы красиво и аккуратно. - Пропишите ещё одну строку с буквой у. 5.4. Игра «Услышь звук» + физминутка - Я предлагаю вам немного поиграть в игру, которая называется «Услышь звук [у]». - Сейчас тихо встаньте около своих парт. Я вам буду называть слова, если вы услышали звук «у», вы делаете один хлопок, если в слове нет звука «у» - приседаете. Будьте внимательны! Паук, цветок, звук, лужа, диван, стол, стул, голуби, зубы, парта, картина, улица, шум, наука, вода, книга, утро, свекла, мука, глобус, лук, письмо, урок, звонок - Молодцы, тихо садитесь на свои места! Продолжаем урок. | - Улитка - Уж - Ужин - Ученик - Уха - Утро - Этот звук гласный, может быть ударным и безударным. - Утки, гуси, окуни, улитка. - Утята - Гуськом - Утята идут (гуляют) гуськом - Юный музыкант с дудочкой - На сучок, вешалку, рогатку, рожки улитки | Фронтальная Индивидуальная | Л1 П2 Р1 К1 К2 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы уч-ся решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д | 6.1. Повторение изученной буквы «у» - Ребята, о чём мы говорили на том уроке? - Правильно, вы познакомились с прописной буквой «у» - Сейчас я предлагаю вам познакомиться с заглавной буквой «У» - Ребята, найдите в азбуке страницу 38-ую. - Давайте прочитаем стихотворение. - Если утёнок чего-то боится, кого он зовёт на помощь? - Кого вы зовёте на помощь в моменты опасности? - Подчеркните карандашом в стихотворении буквы и, а, у, ы, о. - Хорошо. Ребята, откройте прописи на стр. 12-ой. - Обратите внимание на заглавную букву «У» Физминутка 6.2. Работа в печатных тетрадях на стр. 12-ой - Откройте свои прописи на стр. 12-ой и скажите мне скорее, кто же к нам пришёл на урок, чтобы помочь написать новую букву? - На что похожа буква У? - Покажите пальчиками букву У, ручками. - Обратите внимание - в правом верхнем углу страницы красным цветом показано, как нужно писать заглавную, то есть большую букву У. Рядом указаны элементы, из которых состоит эта буква. - Обведите их по контуру в соответствии с направлением. Обратите внимание на округлость элемента. Показываю на доске. - Ребята, следите за моей рукой, я буду показывать, как правильно нужно писать заглавную букву «У» на доске. - Обратите внимание на то, что первый элемент буквы У мы начинаем писать так же, как начинали писать элемент заглавной буквы И. Но при написании буквы У закругляем вправо и вверх раньше, чуть не доводя ручку до верхней линии рабочей строки. Ведём вверх черту до высоты первого элемента и начинаем писать наклонную черту вниз. Чуть не доводя до нижней линии, закругляем влево. Пальчиковая гимнастика - Перед тем, как перейдём к письму, подготовим наши пальчики. Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют.) Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой.) Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальцы по одному, начиная с большого.) И большую поварёшку. Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.) Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.) Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали – (Удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют.) Так мы маме помогали. - Обведите букву у по контуру и пропишите её до конца строки. - Трудно писать эту букву? - Но если вы будете усердно трудиться, у вас все получится, и вы будете писать буквы красиво и аккуратно. - Пропишите ещё одну строку с буквой у. Физминутка 6.3. Работа с иллюстрацией в учебнике - Ребята, посмотрите на страницу 38-ую. - Что изображено на рисунке? - Что у девочки в руках? - Расскажите, как она одета. - В какое время суток происходит это событие? - Какие деревья растут в этом лесу? - Как вы думаете, почему девочка кричит? - Что кричит человек, который заблудился? - Посмотрите на доску, выберите правильное из написанного. Ау! Уа! У! А-а-а! - Что вы заметили? - Кто может сказать, как плачет ребёнок? Уа! | Пишут в прописях заглавную букву У Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы Ели и сосны Она заблудилась в лесу Есть в ловах прописная и заглавная буква У | Фронтальная Индивидуальная | Пр1 Пр2 Пр3 Л1 П1 П2 К1 К2 |