СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учет возрастно-психологических закономерностей и особенностей развития современных школьников при реализации курса ОРКСЭ и ОДНКНР

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание презентации "Учет возрастно-психологических закономерностей и особенностей развития современных школьников при реализации курса ОРКСЭ и ОДНКНР" акцентирует особое внимание на возрастные особенности детей, осваивающих курс ОРКСЭ и ОДНКНР

Просмотр содержимого документа
«Учет возрастно-психологических закономерностей и особенностей развития современных школьников при реализации курса ОРКСЭ и ОДНКНР»

Учет возрастно-психологических закономерностей и особенностей развития современных школьников при реализации курса ОРКСЭ и ОДНКНР  Белоногова Л.А.

Учет возрастно-психологических закономерностей и особенностей развития современных школьников при реализации курса ОРКСЭ и ОДНКНР

Белоногова Л.А.

Возрастные особенности это комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста (Смирнов С. Д. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М., 1999.)

Возрастные особенности

  • это комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста

(Смирнов С. Д. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М., 1999.)

Возраст обучающихся ОРКСЭ – 4 класс – 9-10 лет ОДНКНР – 5 класс – 11-12 лет Данный период обучения выбран неслучайно. Ответ кроется в особенностях указанного возраста.

Возраст обучающихся

  • ОРКСЭ – 4 класс – 9-10 лет
  • ОДНКНР – 5 класс – 11-12 лет

Данный период обучения выбран неслучайно. Ответ кроется в особенностях указанного возраста.

Составим социально-психологический портрет своего обучающегося

Составим социально-психологический портрет своего обучающегося

Проанализируем,  совпадает ли наше «видение»  с научными воззрениями

Проанализируем, совпадает ли наше «видение» с научными воззрениями

Периодизация Д.Б. Эльконина (часть) Возраст Ведущая деятельность Младший школьный возраст (7 – 11 лет) Направление ведущей деятельности Учение Подростковый возраст (11 – 15 лет) Развивающаяся сфера Начало познания наук Интимно-личностное общение Новообразование возраста Интеллектуально-познавательная сфера На познание системы отношений в различных ситуациях Произвольность, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия Личностная (потребностно-мотивационная) Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни

Периодизация Д.Б. Эльконина (часть)

Возраст

Ведущая деятельность

Младший школьный возраст (7 – 11 лет)

Направление ведущей деятельности

Учение

Подростковый возраст (11 – 15 лет)

Развивающаяся сфера

Начало познания наук

Интимно-личностное общение

Новообразование возраста

Интеллектуально-познавательная сфера

На познание системы отношений в различных ситуациях

Произвольность, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия

Личностная (потребностно-мотивационная)

Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни

По материалам Гавриловой Е.М. 9- 10 лет Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дружелюбны, легко вступают в общение. Все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников Их увлекает совместная коллективная деятельность. Легко и охотно выполняют поручения и не безразличны к той роли, которая им выпадает. Хотят ощущать себя наделенными обязанностями, ответственностью и доверием. (далекие цели и неконкретные поручения не уместны)

По материалам Гавриловой Е.М.

  • 9- 10 лет
  • Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности.
  • Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят.
  • Дружелюбны, легко вступают в общение.
  • Все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников
  • Их увлекает совместная коллективная деятельность. Легко и охотно выполняют поручения и не безразличны к той роли, которая им выпадает.
  • Хотят ощущать себя наделенными обязанностями, ответственностью и доверием. (далекие цели и неконкретные поручения не уместны)
По материалам Гавриловой Е.М. 9- 10 лет Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем; Из личных качеств больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность; Склонны постоянно мериться силами. Готовы во всем соревноваться; Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам; Охотно принимают руководство педагога. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них.

По материалам Гавриловой Е.М.

  • 9- 10 лет
  • Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем;
  • Из личных качеств больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность;
  • Склонны постоянно мериться силами. Готовы во всем соревноваться;
  • Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам;
  • Охотно принимают руководство педагога. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них.
По материалам Гавриловой Е.М. 11-12лет Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.

По материалам Гавриловой Е.М.

  • 11-12лет
  • Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе.
  • Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.
  • Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.
По материалам Гавриловой Е.М. 11-12лет В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Педагогу легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива.

По материалам Гавриловой Е.М.

  • 11-12лет
  • В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку.
  • Их тянет к романтике.
  • Педагогу легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива.
По материалам А.В. Баранникова (директор Департамента общего образования, 2000-е гг.) Половое созревание Снижается темп деятельности Неадекватность в поведении, раздражительность Снижается темп деятельности Неадекватность в поведении, раздражительность Период «зенита любознательности» Интересно многое, выходящее за рамки школьной программы Готов к диалогу, восприимчив Интересно многое, выходящее за рамки школьной программы Готов к диалогу, восприимчив Чувство взрослости Сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания Потребность в равноправии, уважении, самостоятельности Сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания Потребность в равноправии, уважении, самостоятельности

По материалам А.В. Баранникова (директор Департамента общего образования, 2000-е гг.)

Половое созревание

  • Снижается темп деятельности Неадекватность в поведении, раздражительность
  • Снижается темп деятельности
  • Неадекватность в поведении, раздражительность

Период «зенита любознательности»

  • Интересно многое, выходящее за рамки школьной программы Готов к диалогу, восприимчив
  • Интересно многое, выходящее за рамки школьной программы
  • Готов к диалогу, восприимчив

Чувство взрослости

  • Сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания Потребность в равноправии, уважении, самостоятельности
  • Сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания
  • Потребность в равноправии, уважении, самостоятельности
По материалам А.В. Баранникова (директор Департамента общего образования, 2000-е гг.) Стремление экспериментировать Склонность к фантазированию Полоролевая индентификация

По материалам А.В. Баранникова (директор Департамента общего образования, 2000-е гг.)

Стремление экспериментировать

Склонность к фантазированию

Полоролевая индентификация

Практические рекомендации  или как учесть особенности своих учеников Особенности физического развития: Возрастные особенности Рекомендации переполнены энергией, быстро растут, любят действовать: сначала делают, потом думают. Планируйте разнообразные полезные занятия: ручной труд, ремесла, активные игры и сценки. Поощряйте размышления о последствиях своих поступков.

Практические рекомендации или как учесть особенности своих учеников

Особенности физического развития:

Возрастные особенности

Рекомендации

  • переполнены энергией,
  • быстро растут,
  • любят действовать:
  • сначала делают, потом думают.

Планируйте разнообразные полезные занятия:

ручной труд, ремесла, активные игры и сценки.

Поощряйте размышления о последствиях своих поступков.

Практические рекомендации  или как учесть особенности своих учеников Возрастные особенности Рекомендации Шумные, часто ссорятся Приходите раньше детей, чтобы успеть проконтролировать их поведение: помогите им заняться чем-то полезным и интересным. Поощряйте уравновешенность и спокойствие. Сами создавайте спокойную атмосферу.

Практические рекомендации или как учесть особенности своих учеников

Возрастные особенности

Рекомендации

Шумные, часто ссорятся

Приходите раньше детей, чтобы успеть

проконтролировать их поведение: помогите им заняться

чем-то полезным и интересным.

Поощряйте уравновешенность и спокойствие.

Сами создавайте спокойную атмосферу.

Практические рекомендации  или как учесть особенности своих учеников Возрастные особенности Рекомендации Любят быть вне помещения Детям этого возраста очень тяжело усидеть в здании. Порой даже интересное занятие не сможет их заинтересовать, если на улице благоприятная погода для прогулки. По возможности чаще организовывайте разнообразные экскурсии.

Практические рекомендации или как учесть особенности своих учеников

Возрастные особенности

Рекомендации

Любят быть вне помещения

Детям этого возраста очень тяжело усидеть в

здании. Порой даже интересное занятие не сможет их заинтересовать, если на улице благоприятная погода для прогулки.

По возможности чаще организовывайте разнообразные экскурсии.

Практические рекомендации  или как учесть особенности своих учеников Возрастные особенности Рекомендации Нравится делать трудную, требующую высокой компетенции работу, проявлять индивидуальность и различия Предлагайте занятия для применения их способностей. Помогите детям выделиться. Организуйте интеллектуальные и подвижные игры, формируйте у них навыки игры.

Практические рекомендации или как учесть особенности своих учеников

Возрастные особенности

Рекомендации

Нравится делать трудную, требующую высокой компетенции работу, проявлять индивидуальность и различия

Предлагайте занятия для применения их

способностей. Помогите детям выделиться.

Организуйте интеллектуальные и подвижные игры, формируйте у них навыки игры.

Практические рекомендации  или как учесть особенности своих учеников Возрастные особенности Рекомендации Превращаются из ребенка во взрослого, приобретают способности, присущие полу В этот момент дети нуждаются в особой поддержке и понимании. Помогите подростку почувствовать, что он по-своему привлекателен. Никогда не акцентируйте внимание на их физическом развитии. Просто и естественно принимайте каждого. Мальчики и девочки этого возраста часто боятся, что кто-то увидит их тело. Уважайте их чувства.

Практические рекомендации или как учесть особенности своих учеников

Возрастные особенности

Рекомендации

Превращаются из ребенка во взрослого, приобретают способности, присущие полу

В этот момент дети нуждаются в особой

поддержке и понимании. Помогите подростку

почувствовать, что он по-своему привлекателен.

Никогда не акцентируйте внимание на их

физическом развитии. Просто и естественно

принимайте каждого.

Мальчики и девочки этого возраста часто боятся, что кто-то увидит их тело. Уважайте их чувства.

Практические рекомендации  или как учесть особенности своих учеников Особенности умственного развития: Возрастные особенности Рекомендации учатся в активной деятельности Необходимо активно задействовать детей в обучении. Им быстро надоедают лекции. Каждое занятие для них должно быть новым. Они не любят повторов.

Практические рекомендации или как учесть особенности своих учеников

Особенности умственного развития:

Возрастные особенности

Рекомендации

учатся в активной

деятельности

Необходимо активно задействовать детей в

обучении. Им быстро надоедают лекции.

Каждое занятие для них должно быть новым. Они не любят повторов.

Практические рекомендации  или как учесть особенности своих учеников Возрастные особенности Рекомендации Очень критичны, особенно ко взрослым . В этом возрасте дети ищут лидера, на которого в то же время можно положиться. Поэтому будьте примером осмысленности и правоты. Умейте выслушивать подростков и чаще говорите с ними на интересующие их темы.

Практические рекомендации или как учесть особенности своих учеников

Возрастные особенности

Рекомендации

Очень критичны,

особенно ко взрослым .

В этом возрасте дети ищут лидера, на которого в то же время можно положиться. Поэтому будьте примером осмысленности и правоты.

Умейте выслушивать подростков и чаще говорите с ними на интересующие их темы.

Практические рекомендации  или как учесть особенности своих учеников Возрастные особенности Рекомендации Активно развивается логическое мышление Дайте возможность детям высказываться на занятиях, делать свой выбор в поступках. Учите их разумно обосновывать поступки. Всегда оценивайте различные точки зрения. Дайте понять детям, что вы не безразличны к их мнению.

Практические рекомендации или как учесть особенности своих учеников

Возрастные особенности

Рекомендации

Активно развивается

логическое мышление

Дайте возможность детям высказываться на

занятиях, делать свой выбор в поступках. Учите их разумно обосновывать поступки.

Всегда оценивайте различные точки зрения. Дайте понять детям, что вы не безразличны к их мнению.

Практические рекомендации  или как учесть особенности своих учеников Возрастные особенности Рекомендации Преобладает конкретное мышление Трудно воспринимают абстракции: избегайте использования примеров, которые скорее запутывают, нежели проясняют мысли. Объясняйте просто и ненавязчиво, не используйте замысловатые фразы и символы.

Практические рекомендации или как учесть особенности своих учеников

Возрастные особенности

Рекомендации

Преобладает

конкретное мышление

Трудно воспринимают абстракции: избегайте

использования примеров, которые скорее запутывают, нежели проясняют мысли.

Объясняйте просто и ненавязчиво, не используйте замысловатые фразы и символы.

Практические рекомендации  или как учесть особенности своих учеников Возрастные особенности Рекомендации Желают делать все хорошо, но теряют интерес, если оказывается Привлекайте и поощряйте попытки новых видов деятельности, помогите им развиваться и одновременно учите доводить дело до конца. давление Чаще хвалите и поддерживайте идеи подростков.

Практические рекомендации или как учесть особенности своих учеников

Возрастные особенности

Рекомендации

Желают делать

все хорошо, но теряют интерес, если оказывается

Привлекайте и поощряйте попытки новых видов деятельности, помогите им развиваться и одновременно учите доводить дело до конца.

давление

Чаще хвалите и поддерживайте идеи подростков.

Практические рекомендации  или как учесть особенности своих учеников Особенности социального (общественного) развития Возрастные особенности Рекомендации могут принимать ответственность на себя Организовывайте уроки с ответственными лицами за определенную тему. Придумывайте различные комитеты, групповые планирования, чтобы каждый нес какую-то ответственность, и осторожно помогайте им в этом, чтобы сами дети не замечали: иначе у них пропадает чувство ответственности и появляется чувство недоверия к нему. Важна партнерская позиция взрослого по отношению к личности младшего подростка. Не будьте безучастными, ограничиваясь контролированием детей.

Практические рекомендации или как учесть особенности своих учеников

Особенности социального (общественного) развития

Возрастные особенности

Рекомендации

могут принимать

ответственность на себя

Организовывайте уроки с ответственными лицами за определенную тему.

Придумывайте различные комитеты, групповые планирования, чтобы каждый нес какую-то ответственность, и осторожно помогайте им в этом, чтобы сами дети не замечали: иначе у них пропадает чувство ответственности и появляется чувство недоверия к нему.

Важна партнерская позиция взрослого по отношению к личности младшего подростка.

Не будьте безучастными, ограничиваясь контролированием детей.

Практические рекомендации  или как учесть особенности своих учеников Возрастные особенности Рекомендации Сильное чувство компании, команды Позвольте классу стать дружной командой. Усиливайте чувство принадлежности к группе и личное внимание. ( Но не надейтесь, что они примут Вас в свою компанию: они хотят быть самостоятельными.)

Практические рекомендации или как учесть особенности своих учеников

Возрастные особенности

Рекомендации

Сильное чувство

компании, команды

Позвольте классу стать дружной командой.

Усиливайте чувство принадлежности к группе и

личное внимание. ( Но не надейтесь, что они примут

Вас в свою компанию: они хотят быть

самостоятельными.)

Практические рекомендации  или как учесть особенности своих учеников Возрастные особенности Рекомендации Для поддержания интереса на уроке Необходимо задействовать их во время работы в нуждаются в полной классе. занятости Учительский монолог у подростков просто не найдет отклика, поэтому очень важны различного рода дискуссии, игры в ролях и т.д.

Практические рекомендации или как учесть особенности своих учеников

Возрастные особенности

Рекомендации

Для поддержания

интереса на уроке

Необходимо задействовать их во время работы в

нуждаются в полной

классе.

занятости

Учительский монолог у подростков просто не найдет отклика, поэтому очень важны различного рода

дискуссии, игры в ролях и т.д.

Практические рекомендации  или как учесть особенности своих учеников Возрастные особенности Рекомендации Обладают самосознанием Подростки думают о себе так много, что им кажется, что о них думают и другие. Будьте осторожны, чтобы не сделать замечание, которое может быть воспринято как критика. Детям необходимо поощрение. Чаще отзывайтесь о них положительно. Способствуйте возникновению ситуаций, способствующих проявлению различных сторон личности подростка, формированию его морального индивидуального сознания и самосознания.

Практические рекомендации или как учесть особенности своих учеников

Возрастные особенности

Рекомендации

Обладают

самосознанием

Подростки думают о себе так много, что им

кажется, что о них думают и другие.

Будьте осторожны, чтобы не сделать замечание,

которое может быть воспринято как критика.

Детям необходимо поощрение. Чаще отзывайтесь о

них положительно.

Способствуйте возникновению ситуаций,

способствующих проявлению различных сторон

личности подростка, формированию его морального

индивидуального сознания и самосознания.

Практические рекомендации  или как учесть особенности своих учеников Возрастные особенности Рекомендации Сверхчувствительны к критике Будьте осторожны, выбирая путь к их душе. Берегите чувства детей. Никогда не исправляйте, унижая. Если возможно, делайте это наедине.

Практические рекомендации или как учесть особенности своих учеников

Возрастные особенности

Рекомендации

Сверхчувствительны

к критике

Будьте осторожны, выбирая путь к их душе.

Берегите чувства детей.

Никогда не исправляйте, унижая. Если возможно,

делайте это наедине.

Практические рекомендации  или как учесть особенности своих учеников Возрастные особенности Рекомендации Хотят казаться дерзкими и смелыми Младшие подростки любят истории о смелых и дерзких людях. Эти истории поддерживают их собственную потребность испытать приключения и проявить мужество.

Практические рекомендации или как учесть особенности своих учеников

Возрастные особенности

Рекомендации

Хотят казаться

дерзкими и смелыми

Младшие подростки любят истории о смелых и

дерзких людях.

Эти истории поддерживают их собственную

потребность испытать приключения и проявить

мужество.

Практические рекомендации  или как учесть особенности своих учеников Возрастные особенности Рекомендации Острое чувство юмора, Вызывайте и правильно направляйте юмор. много шума и Учите оценивать что смешно, а что нет. хихиканья Позволяйте себе смеяться вместе с ними.

Практические рекомендации или как учесть особенности своих учеников

Возрастные особенности

Рекомендации

Острое чувство

юмора,

Вызывайте и правильно направляйте юмор.

много шума и

Учите оценивать что смешно, а что нет.

хихиканья

Позволяйте себе смеяться вместе с ними.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!