1 | Автор | Мусинова Ольга Васильевна, учитель начальных классов |
2 | Адрес | Республика Коми, г. Сыктывкар, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 с углублённым изучением отдельных предметов» |
3 | Тема | Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации ФГОС |
4 | Аннотация | Введение |
Актуальность данного опыта заключается в том, что знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь. Технология проблемно-диалогического обучения, представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Учителем отслежены все результаты, которые были оформлены в таблицы или диаграммы. Представим несколько получившихся результатов. Результаты промежуточной аттестации учащихся по предметам. Средний балл по результатам итоговой промежуточной аттестации за 2013-2016 учебный год. Таблица учебной мотивации. Из таблицы следует, что учебная мотивация учащихся устойчиво положительная. Реализация проблемно-диалогической технологии позволили повысить уровень учебной мотивации, увеличить познавательные интересы обучающихся. Представлена динамика развития интереса. Из диаграммы видно, что динамика роста интереса к предметам образовательного цикла стабильно положительная, изменяется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начального общего уровня образования. Список предпочитаемых предметов расширился, что позволяет сделать вывод о заметной положительной динамике развития интереса к изучаемым предметам. Эти результаты подтверждают эффективность работы по развитию познавательного интереса учащихся. Представлена диаграмма развития социальных и познавательных мотивов учащихся 2013-2016 учебные года. Из диаграммы видно, что у учащихся в 2013 году на момент обследования преобладают социальные мотивы в учёбе. Кроме того из диаграммы видно, что системная работа по развитию познавательных процессов у школьников принесла положительный результат. |
Основная часть |
Данный педагогический опыт основывается на утверждении Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия». Проблемная ситуация создаётся с учётом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Постановку проблемы и поиск решения должны выполнять ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, такую логическую цепочку, где из одного звена плавно вытекает другое. Он ведёт мысль детей пошагово. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, вопросов, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулирования проблемы. Компоненты системы работы. В данном педагогическом опыте используются центральные компоненты технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решений – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение. Традиционная методика не даёт полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимания, репродуктивные задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. После проведения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко, а после традиционного урока нередко приходится всё заново объяснять. |
Заключение |
Данный опыт в массовой практике стоит применять. Так как проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников. При выходе из проблемной ситуации учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, в результате развиваются творческие способности и, конечно, речь. |
5 | Источник информации и публикации | Данный педагогический опыт опубликован на сайте: ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ, Республиканские и муниципальные методические объединения педагогов. Интернет-источник: https://komiedu.ru/pedagogam/rmo/nachalnye-klassy/metod-bank/detail.php?ID=16510 Опыт был апробирован самим учителем в форме урока по УМК «Школа России» в 2017 году во 2 «Г» классе. Опираясь на представленный учителем педагогический опыт можно реализовывать свою педагогическую деятельность, ознакомившись с результатами применения данной технологии как при работе с УМК «Школа 2100», так и при работе с УМК «Школа России». Учитель предоставляет несколько разработанных технологических карт урока. Например, по русскому языку представлены технологические карты на такие темы, как «Правописание букв звонких и глухих согласных на конце слова», «Знакомство с орфограммой», «Звонкие и глухие согласные на конце слова». Также представлена технологическая карта урока по окружающему миру на тему: «Человек и человечество». Опираясь на данные технологические карты можно чётко понять, как же реализовывается технология проблемно-диалогического обучения. |
6 | Экспертное заключение | Научная ценность и практическая значимость очень чётко определена педагогом данного опыта. Для нас, как для будущих педагогов данный опыт является очень значимым. Проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, поэтому овладевать этой технологией необходимо каждому педагогу. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников. При выходе из проблемной ситуации учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, в результате развиваются творческие способности и, конечно, речь. |
7 | Внедрение опыта | Учитель внедряет в образовательный процесс данный опыт с 2013 года и использует его в своей профессиональной деятельности. |