СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная постановка "Физика в сказке" часть 2

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карлсон; О, какая вкусная диффузия чая с молоком. И еще сладкая. Значит, молекулы сахара проникли между молекулами чая и молока? Малыш. Я вижу, ты хорошо усвоил явление диффузии. Карлсон. Ой, ну я задержался тут у тебя, Малыш. Мне надо лететь дальше. Мне очень понравилась твоя вкусная диффузия! Малыш. До свидания, Карлсон! Прилетай еще, и мы снова повторим физику, за чаем. (Карлсон уходит, а за ним — Малыш.) Аристотель. Какой вкусный, сладкий эпизод был у нас на уроке! Ребята, а я слышу какую-то мелодию... (Прислушивается. Появляется мальчик с маской луковицы. Он поет, подпрыгивая: «Чиполлино, Чиполлино, Чиполлино!») Чиполлино. Здравствуйте, меня зовут... Ученики. Чиполлино! Чиполлино. Верно, меня зовут Чиполлино, по-русски... Лук. А кто меня придумал? Ученики. Джанни Родари. Чиполлино. Правильно. Я появился на свет из-под пера итальянского писателя Джанни Родари. Он рассказал всему миру о моих приключениях. Помните, как лил слезы синьор Помидор? Я пришел к вам со страниц книги на урок физики. Видимо, я не только литературный герой, но и имею прямое отношение к физике. Не верите? А вот загадку про меня знаете: «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает»? Почему это бывает (Учащиеся объясняют явление диффузии?) А если меня положить в холодную воду или окунуть в воду нож, которым меня режут к столу, то действие моих «плачущих» молекул ослабеет или вовсе прекратится. Как вы объясните это явление? (Дети объясняют это ослаблением концентрации «луковых» паров.) Правильно, вода задерживает в себе мои «плачущие» молекулы, они диффундируют между молекулами воды и меньше испаряются, их действие уже не опасно окружающим, и вы смеетесь. А я тоже сейчас смеюсь вместе с вами от радости, что вы хорошо знаете физику. За это подарю вам мои фирменные конфеты под названием «Луковые слезки». До новых встреч, дорогие мои. Я уверен, что мы обязательно с вами встретимся. (Убегая, поет.) Аристотель. Ребята! Сегодня у нас сказочный урок. Воспользуемся сказочным аппаратом и посмотрим, что происходит сейчас в доме одной из ваших подружек. (Смотрит в «фантастическую» трубу в угол класса, где сидят Красная Шапочка и Мама.) Мама. Бабушку навестить бы надо, а кого послать, не знаю. Красная Шапочка. Мамочка, давай я схожу! Мама. Не так это просто, как ты думаешь, доченька. Бабушка живет в избушке, дорога к которой проходит через Физиче­скую Страну. А с жителями этой страны надо объясняться с помощью физических терминов. Красная Шапочка. Мамуленька, я начала изучать физику с моими одноклассниками и думаю, что они мне помогут. Мама. Хорошо, доченька. Вот тебе корзиночка, в которой гостинец для бабушки — пирожки. Красная Шапочка. Ой, какие красивые пирожки! Мамуленька, научи меня готовить пирожки. Мама. Хорошее желание, доченька. Знания и умения всегда пригодятся в жизни. Смотри. Берем чашку (тарелку), насыпаем муку, разрыхлитель, соль, вливаем молоко, потом добавля­ем сдобу, т.е. масло, сахар, яйца, и все вместе смешиваем. (Показывает.) Красная Шапочка(Берет корзиночку, целует маму, убегает и поет.) Путь — это расстояние, пройденное вдоль траекто­рии за определенный промежуток временив А выражается он в метрах, километрах и так далее. Ой, что же я не спросила у мамы, где же бабушкина избушка! (Плачет. Появляются две старушки, на головах, шапочки с надписями «Бабушка Труня» и «Бабушка Фекла»). Бабушка Груня. Девочка, что ты плачешь? Кто ты какая и куда путь держишь? Красная Шапочка. Я несу бабушке гостинцы, а зовут меня -Красная Шапочка. Бабушка Фекла. А где живет твоя бабушка, Красная Шапочка? Красная Шапочка. Да вот беда: я поспешила и не спросила у мамы, где она живет. А вы мне, бабушки, не подскажете дорогу к ней? Бабушка Груня. А кик зовут твою бабушку, Красная Шапочка? Красная Шапочка. Ее зовут бабушка Настя. Бабушка Фекла. Мы знаем, где она живет, и скажем тебе, как найти дорогу, если ты, девочка, ответишь на два вопроса. Красная Шапочка. Какие? Задавайте. Бабушка Груня. Зима подступает, похолодало. Надо бы чай приготовить, а прорубь в нашем лесном озере замерзла. Что надо делать? Красная Шапочка. А вы лед и снег растопите — и у вас будет вода. Бабушка Груня. Откуда, дитя, вода появится? Красная Шапочка(К классу.) Ребята, я немного подзабыла три состояния вещества. Помогите мне! (Ученики называют три состояния: снег, вода, пар.) Спасибо, ребята, за выручку. (Дает за подсказку гостинец.) Бабушка Груня. Подсказка — не всегда хорошая услуга, особенно на уроке. Но твоя бабушка — наша подруга, и мы простим тебе неполное знание физики. Бабушка Фекла. А теперь мой вопрос. Чтобы добраться до домика бабушки, ты должна будешь мерять расстояние шагами. А что значит измерить физическую величину? Красная Шапочка. Измерить... измерить... Забыла я это определение. Как жаль, что я не слушала учительницу! Она говорила, что надо хорошо учить определения. (К классу.) Ребята, подскажите, пожалуйста! (Ученик дает определение, что значит измерить физическую величину.) Спасибо, ребята, выру­чили! (Дает гостинец.) Бабушка Фекла. Хорошо, что твои одноклассники добрые, выручили тебя в трудную минуту. А ты сама, Красная Шапочка, что думаешь об этом? Красная Шапочка. Доброта — хорошая черта, а подсказка на уроке — плохое дело. Я буду слушать учительницу и учить все определения сама. Я поняла, что физика — точная наука и нужная. Я с Помощью одноклассников ответила на ваши вопросы. Подскажите, как бабушку мою найти? Бабушка Груня. Красная Шапочка, иди по этой тропинке 100 шагов до старого пня, а затем относительно него иди вправо 70 шагов до векового дуба. Красная Шапочка(Тихо, почти про себя.) Первое тело отсчета  пень, второе — вековой дуб. Бабушка Фекла. Что ты там бормочешь, девочка? Красная Шапочка. Я запоминаю тела отсчета, чтобы ориентироваться в лесу. Мы это по физике проходили.! Бабушка Груня. Знания всегда нужны человеку, а знания по физике помогут тебе в дороге к бабушке. Счастливо добраться! Красная Шапочка. Я пойду по заданной траектории. Спасибо, бабушки! До свидания! (Бабушки уходят. Красная Шапочка переходит в другую часть класса, останавливается перед бабушкой Настей, стучит.) Бабушка Настя! Кто там? Красная Шапочка. Это я, бабуленька! Твоя внучка, Красная Шапочка. Бабушка Настя. Входи, внучка, рада тебя видеть! Красная Шапочка. Здравствуй, моя дорогая бабуленька. Я принесла тебе гостинец. Бабушка Настя. Спасибо, внученька! Какие пышные пирожки! Почему они такие? Красная Шапочка. А мама в них положила разрыхлитель. Бабушка Настя. А что это такое? Красная Шапочка. Это такой порошок, бабушка. Его добавка создает пузырьки газов в тесте. Вот почему пирожки и пышные. Бабушка Настя. Внученька, а ты их сама пекла? Красная Шапочка. Нет, вместе с мамой. Она мне объяснила, как готовить тесто. Я все поняла, потому что там все основано на явлении диффузии. Бабушка Настя. На какой такой диффузии? Красная Шапочка. Бабушка, всякое вещество, в том числе мука, сахар и все, что мы кладем в тестю, состоит из молекул, между которыми есть промежутки. Молекулы непрерывно движутся. И вот молекулы одного вещества, например сахара или масла, проникают между молекулами муки, молока и получается вкусная смесь, т.е. тесто. Бабушка Настя. А что еще в пирожках есть «физического»? Красная Шапочка. Молоко — жидкость, сметана — тягучая, вязкая жидкость, масло — твердое тело. А из вязкого теста в духовке получились пирожки. Это твердые тела. Они сохраняют объем и форму. Бабушка Настя. Молодец, внученька! Хорошо выдержала экзамен по физике. Спасибо за пирожки! Красная Шапочка. В следующий раз я сама напеку тебе пирожков. А сейчас побегу домой учить уроки. У меня есть пробелы в знаниях. Это я по дороге к тебе поняла. Надо их ликвидировать! Будь здорова, бабуленька! (Целует и убегает.) Аристотель. Кто это к нам катится, ребята? (Появляется Колобок.) Колобок. Жили-были старик со старухой. Испекла старуха Колобок. И Колобок укатился в лес. И вот я прикатился к вам, ребята. Здравствуйте! Ученики. Здравствуй, Колобок! Колобок. Катился я с некоторой скоростью, но не всегда мое движение было равномерным: на кочках я поднимался вверх и скорость моего движения уменьшалась, а с кочки скатывался быстрее, т.е. скорость моя увеличивалась. Ребята, а вы знаете, что такое скорость? Ученики. Знаем, знаем. (Дают определение скорости) Колобок. Проверим, проверим! На одну кочку длиной 50 сантиметров я, Колобок, поднимался равномерно 25 секунд. Какая была моя скорость? (Ученики на доске определяют скорость: v s/tv = 50 см : 25 с = 2 см/с.) Колобок. Правильно, молодцы! А скатывался я с той же кочки со скоростью 25 см/с. Сколько времени я скатывался? Незнайка. 30 часов! Знайка. Ты неправ, Незнайка! Время можно найти таким образом: t=s/υ50 см : 25 см/е = 2 с. Колобок. Молодец, Знайка! А ты, Незнайка, лучше учи физику! По лесу между деревьями я, Колобок, петлял, скрываясь от волка, лисицы, других животных. А как же называется линия., которую я описывал при своем движении? Ученики. Траектория. Колобок. А что такое траектория? Ученики. Траектория — это и есть линия, которую описывает тело при своем движении. Колобок. Ребята, а откуда вы это все знаете? Ученики. Из физики, которую мы начали изучать в школе. Колобок. Ребята, а есть что-нибудь еще в моем рассказе, что вы изучали на уроках физики? Ученики. Пройденный путь, криволинейное движение. Колобок. А что это такое? Ученики. Расстояние, пройденное телом вдоль траектории, называется пройденным путем. Движение, траектория которого есть кривая линия, называется криволинейным. Колобок. Как интересно, наверное, на уроках физики! Я тоже покачусь в школу и буду изучать физику. А это твой приз (дает 'фальшивый колобор Незнайке). А это вам. (Хорошие колобки дает ученикам, давшим правильные ответы.) Я покатился дальше! (Уходит.) Аристотель. Какая приятная встреча была, ребята! Но кто еще там бродит среди деревьев в лесу? Понаблюдаем, наблюдения играют важную роль при изучении физики. Леший. Ох! Ох! Слаб я, стар я (стонет). Где это я? Как много детей! Аристотель. Дедушка, вы на уроке физики. К нам сегодня в гости приходят сказочные герои и рассказывают интересные истории из своей жизни. Леший. Я одинокий старик, а зовут меня все дети просто Лешим. Значит, вы любите интересные истории. Так слушайте, что со мной было. В моей истории много сказочного, неправ­доподобного. Кто найдет в ней больше неправдоподобий, а по-вашему, физических ошибок, тот получит мой лешенский подарок. Итак, слушайте! Вчера, УТРОМ в 19 ч 30 мин меня пригласил к себе в гости мой друг, древнегреческий ученый ДЕМОКРАТ в тридесятое царство, в тридесятое государство под названием АЛУКЕЛОМ (пишет на доске). Жителей этого царства зовут МАЛЁКУЛЫ. Это он, ДЕМОКРАТ, их ИЗОБРЕЛ. Какие они все эти МАЛЁКУЛЫ ОДИНАКОВЫЕ, а вместе они образуют домики под .названием АТОМЫ. Ой, сколько их там! Так тесно, что эти МАЛЁКУЛЫ сидят НЕПОДВИЖНО, даже НЕ ШЕВЕЛЯТСЯ. А это все потому, что, если они будут двигаться, то будет ХОЛОДНЕЕ в этом царстве. Мне их жаль: они НЕ МОГУТ ходить в гости даже к соседям, и их друг к другу даже НЕ ТЯНЕТ, между ним полное БЕЗРАЗЛИЧИЕ, равнодушие. Но все равно мне очень понравилось. Хоть это и нехорошо, но взял РУКОЙ и засунул себе в карман 7 МАЛЁКУЛ. А сейчас потрогал рукой и не нашел их там. Куда они запропастились? Может, их инопланетяне унесли?! Ребята, помогите мне найти эти семь МАЛЁКУЛ!!! Помогите бедному старику!!! Аристотель. Ну как, ребята, нашли физические ошибки в этой , невероятной истории? Как называется эта страна? Что напутал наш Леший? Кто хочет получить Лешенский приз? (Дети отвечают.) Леший(Дает трубочки за ответ, в которые вложены записки «Спасибо за ответ»!) Аристотель. Спасибо вам, ребята, за ваше приглашение на такой необычный урок «Физика в сказке». Я думаю, что мы еще встретимся с вами в физической стране. До скорой встречи!!!