МЕТОДИКА
коллективного творческого дела
- История вопроса
- История вопроса
- А.С. Макаренко и Н.К. Крупская - теоретические основы концепции воспитания в коллективе .
- В работах В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика - творческое развитие идей А.С. Макаренко
- Разработаны и апробированы в практике работы школ идеи «общности» коллектива, - объединение детей разного возраста и взрослых, что позволяет естественным путём передавать жизненный опыт, традиции, ценности ( В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова ), коллективного сотрудничества в совместной деятельности - развитие взаимодействия в коллективе (В.А. Саттаров, В.Г. Маралов)
- И.П.Иванов – развитие личности в групповых отношениях
Особенности формирования взаимодействия учащихся в коллективе (И.П. Иванов)
Коллективное творческое дело
Совершается вместе воспитанниками и воспитателями
Каждый раз в новом варианте
Практическая направленность,
забота
Задачи КТД
1. Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей.
2. Создать условия для самореализации , самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе.
3. Создать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе
4. Формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты .
Условия :
- общая забота;
- единство уважения и товарищеской требовательности,
- единство мыслей и действий, воли и чувств,
- единый коллектив .
Основные виды КТД
- трудовые: трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, «Снежная сказка», трудовой сюрприз, фабрика, мастерская;
- познавательные: вечер веселых задач, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал;
- художественные: кольцовка песен, концерт - «молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий ;
- спортивные: веселая спартакиада, «Космонавты и метеоры», спартакиада народных игр, сюита туристских игр, «Тайна», «Следопыт»;
- общественные : День знаний, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, 8 Марта, День Победы;
- организаторские: газета - «молния», день рождения коллектива, «живая газета», журнал-эстафета, коллективное планирование, общий сбор, разведка дел, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, эстафета дружбы;
- экологические: операции «Родничок», «Муравейник», «Малая речка», «Озеро», «Поляна»;
- общения: «Круг знакомств», «Огонек», «КВН», «Что? Где? Когда?», «Аукцион», «Веселые старты», «Интеллектуальный хоккей»;
- досуговые : забавы, затеи, потехи.
ТЕХНОЛОГИЯ КТД. Этапы:
- коллективное целеполагание,
- коллективное планирование,
- коллективная подготовка,
- коллективное проведение,
Содержание этапов:
1. Коллективное целеполагание:
- диагностика уровня интересов, потребностей и возможностей воспитанников;
- продумывание взрослым воспитательных возможностей предстоящей деятельности;
- выдвижение, осознание и принятие ребятами общей цели совместной деятельности, «вбирающей» в себя их личностные интересы и потребности и работающей на развитие коллектива, на радость и пользу людям;
- гибкая позиция взрослого как координатора личностных, групповых и коллективных интересов и носителя идей, ведущих к обсуждаемой цели.
2. Коллективное планирование:
- разумность, реальность и четкость составляемого плана ;
- помимо плана подготовки необходимо разработать творческий сценарий ;
- богатая копилка идей, форм и приемов .
3 . Коллективная подготовка
- определение оптимального времени подготовки дела;
- определение оптимального времени подготовки дела;
- определение оптимального времени подготовки дела;
- определение оптимального времени подготовки дела;
- поддержка эмоционального настроя ребят на предстоящую совместную деятельность;
- определение степени помощи отряду в процессе подготовки дела;
- распределение творческих поручений должно выполняться ребятами добровольно, по желанию;
- координация взаимодействия микрогрупп и отдельных ребят при выполнении творческих поручений ;
- индивидуальная помощь воспитанникам в выборе вида и способа взаимодействия с одноклассниками во время подготовки КТД.
4. Коллективное проведение
- добровольность и заинтересованность участников;
- возможность выбора в самореализации ;
- сочетание подготовленных моментов и импровизационных ;
- деятельность на радость и пользу людям («работа-забота»);
- сотрудничество ребят друг с другом и с взрослыми;
- создание атмосферы «мажора».
5. Коллективный анализ . Формы и приёмы:
- Мне понравилось сегодняшнее дело, но…
- Мне оно не понравилось, но…
- Я бы изменил (добавил, убрал)…
- Кому мы принесли сегодня радость и пользу?
- Как я оцениваю свое участие?
- Что нового я получил сегодня? О чем узнал, чему научился?
- Кто сегодня сделал что-то хорошее для меня или для кого-то?
- Кому я сам принес радость и пользу?
- Кому бы я сказал спасибо и за что?
- Что я открыл сегодня в себе, в одноклассниках?
2. Время на шум.
3. Экспресс-газета:
- «газета-ветерок»; «газета-мозаика»;
4. «Цветопись»
5. «Лица», смайлики.
6. Последействие (Мостик в будущее)
«Мостик в будущее» выполняет и роль коллективного целеполагания , замыкая тем самым технологическую цепочку КТД. Этому способствуют следующие вопросы :
1. Что из придуманного, сделанного сегодня можно использовать в дальнейшем?
2. Для кого это может оказаться интересным и полезным?
3. Какие сегодняшние достижения мы хотели бы развить? Что бы мы желали сделать своими традициями?
4. Какие возникшие проблемы требуют разрешения в дальнейшем? Что для этого можно сделать?
Использованная литература
- Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение 1990. - с. 59-63.
- Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Владос, 2004.-347 с.
- https//yandex.ru/images . //yandex.ru/images/hhttps://yandex.ru/images/ttps://yandex.ru/images/
Спасибо за внимание!