СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная программа курса коррекционного компонента «Социально - бытовая ориентировка»5-9 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс коррекционного компонента "Социально-бытовая ориентировка" направлен на формирование у учащихся навыков жизненной компетенции, практической готовности к самостоятельной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка РК 5 -9 класс»

Государственное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№2

отдела образования акимата города Аркалыка»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Социально-бытовая ориентировка»

(5-9 классы)









Разработчик программы: Ибраева Римма

Мулламухамедовна

Квалификационная категория: вторая

Педагогический стаж: 20 лет












Аркалык 2017 год

Учебная программа курса коррекционного компонента «Социально - бытовая ориентировка»

Пояснительная записка Республика Казахстан не располагает собственными кадрами, разрабатывающими вопросы обучения и воспитания детей с ЗПР. Основу базисного учебного плана классов для детей с ЗПР составляет базисный учебный план общеобразовательной неполной средней школы (основной школы) Республики Казахстан.

В учебный план включены предметы коррекционного компонента, среди которых введен новый предмет коррекционной направленности: социально-бытовая ориентировка (СБО). Практика обучения и воспитания детей с ЗПР в школах диктует необходимость введения этого предмета, основная цель которого: формировать у детей жизненную компетентность и практическую готовность к самостоятельной жизни в обществе и быту.

Настоящая программа коррекционного компонента «Социально-бытовая ориентировка», для обучающихся специального коррекционного класса составлена на основании российских специальных программ, адаптирована с учетом республиканского государственного стандарта образовании, в связи с тем, что РК не располагает собственными программами обучения учащихся с ЗПР.

Базисный учебный план предусматривает использование в обучении специальной программы и методических материалов, разработанных институтом коррекционной педагогики Российской Академии образования (до разработки казахстанских специальных программ). На основной ступени дети в коррекционных классах обучаются по программе общеобразовательных школ, которые требуют адаптации к возможностям учащихся с ЗПР.

ЦЕЛЬ: Научить учащихся использовать полученные на занятиях СБО знания для социальной адаптации и применение их на практике.

ЗАДАЧИ:

1. Совершенствование навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем.

2. Коррегирование долговременной памяти, моторики рук, слухового и зрительного внимания.

3. Развивать умение планировать свою работу и доводить начатое дело до конца.

Курс «Социально-бытовая ориентировка» (СБО) направлен на формирование у учащихся навыков жизненной компетенции, практической готовности к самостоятельной жизни.

Содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий направлено на формирование полноценной учебной деятельности. Для этого на коррекционных занятиях могут быть использованы практические занятия, игры по пра­вилам, ролевые игры, экскурсии, способствующие развитию произвольной регу­ляции поведения и познавательной мотивации.

Для большей части учащихся с ЗПР необходимы занятия по развитию мелкой моторики. С этой целью организованы виды деятельности по ДПИ, такие как вязание, спицами и крючком.

Понятие “задержка психического развития” (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации.

Причины и степень выраженности отставания детей данной категории в развитии являются различными. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ЗПР. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности детей того же возраста. Поэтому дети с ЗПР, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

Формы организации деятельности обучающихся:

Основными формами и методами организации учебной деятельности являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, демонстрация учебных кинофильмов, слайдов. Методы организации практических работ: коллективные (групповые) и индивидуальные задания. Планируемые результаты освоения программы:

В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся и задают систему итоговых результатов обучения.

Стандарт измерения качества обучения.

Требования к уровню подготовки детей с ЗПР соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам школы общего назначения. При выполнении этих требований к обязательному уровню образования необходимо учитывать особенности развития детей с ЗПР, а также их возможности в овладении знаниями, умениями, навыками по курсу СБО.

Параметры измерителей учебных достижений учащихся классов для детей с ЗПР аналогичны параметрам для детей, обуча­ющихся в школе общего назначения. Необходимо разрабатывать конкретные задания, с учетом психологических особенностей детей с ЗПР и их возможностей в получении знаний. Целесообразно применение заданий тестового характера с выбором ответов. В связи с недостатками памяти детей с ЗПР текущие проверки овладения знаниями должны проводиться чаще, чем в школе общего назначения.

Оценка знаний по курсу СБО коррекционного компонента не осуществляется.

Объем учебной нагрузки по курсу СБО коррекционного компонента составляет 68 часов в каждом учебном году, по 2 часа в неделю:

1) 5 класс – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год;

2) 6 класс – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год;

3) 7 класс – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год;

4) 8 класс – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год;

5) 9 класс – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год.

Базовое содержание учебного курса СБО для 5 класса

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

2


2

Здоровье человека и безопасность жизни.

8

4

4

3

Технологии ведения дома.

6

2

4

4

Жилище


6

4

2

5

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

10

8

2

6

Торговля

10

6

4

7

Кулинария.

16

8

8

8

Культура поведения.

4

2

2

9

Семья.

6

4

2


Всего:

68

40

28


Содержание программы.

5 класс.

Введение (2 часа).

Что такое СБО, роль предмета, разделы предмета, изучаемые вопросы.

Здоровье человека и безопасность жизни (8 часов).

Что изучает личная гигиена? Чистота и здоровье. Соблюдение правил гигиены в течение дня. Предметы и средства личной гигиены (вещи общие и личные). Уход за волосами. Расчесывание волос. Органы чувств человека. Значение зрения. Строение глаза. Причины ухудшения зрения. Правила ухода за глазами. Влияние курения и алкоголя на здоровье человека. Практические работы: «Расчесывание волос», «Утренний туалет».

Технологии ведения дома (6 часов).

Виды одежды, обуви, головных уборов, их значение. Повседневный уход за одеждой, головными уборами, обувью, сделанной из различных материалов. Современные средства ухода за обувью. Практическая работа «Чистка школьной формы, обуви».

Жилище (6 часов).

Виды жилья в городе и селе. Варианты квартир и подсобных помещений. Почтовый адрес дома и школы. Организация рабочего места школьника. Практические работы: «Организация рабочего места школьника», «Написание почтового адреса на конверте».

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (10 часов).

Виды транспортных средств в городе. Маршрут проезда в школу. Оплата проезда в транспорте. Значение проездных билетов. Поведение в общественном транспорте и на улице. Безопасность на дорогах. Правила и знаки дорожного движения. Практические работы: «Составление маршрута от дома до школы», «Изготовление знаков дорожного движения». Экскурсии: «Коллективная поездка в автобусе».

Торговля (10 часов).

Виды торговых предприятий, их значение, место нахождения в городе. Продовольственный магазин, его отделы, виды товаров, их стоимость. Виды товаров (фасованные, в развес), хранение товаров. Порядок приобретения товаров (самообслуживание, с помощью продавца). Срок годности продуктов. Приобретение продуктов, проверка чека и сдачи. Практические работы: «Определение срока годности продуктов». Экскурсия в продовольственный магазин.

Кулинария (16 часов).

Значение питания в жизни людей. Пищевые продукты как источник белков, жиров, углеводов, витаминов, минералов. Место приготовления пищи и его оборудование. ТБ при работе с горячей жидкостью, режущими приборами, электрооборудованием. Рецепт приготовления блюда, подбор продуктов. Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила и приемы ухода за посудой. Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки. Бутерброды, их виды, приготовление. Салаты, значение, приготовление. Виды сервировки стола. Правила поведения за столом. Практические работы: «Чтение рецепта блюда и подбор продуктов», «Мытье посуды», «Нарезка хлеба», «Приготовление бутербродов», «Нарезка сырых и вареных овощей», «Приготовление винегрета», «Сервировка стола к завтраку», «Ситуативные диалоги за столом».

Культура поведения (4 часа).

Что такое культура поведения? Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече, расставании, приемы обращения с просьбой, вопросом. Практические работы: «Ситуативные диалоги при встрече, расставании».

Семья (6 часов).

Семья, родственные отношения. Взаимопомощь и взаимоотношения в семье. Состав семьи каждого обучающегося. Практические работы: «Составление родового дерева»


Требования к уровню освоения обучающимися

результатов курса СБО 5 классе:

1. Обучающиеся должны знать:

  • Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола и мытья посуды.

  • Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач, о вреде курения и алкоголя.

  • Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля).

  • Родственные отношения в семье, состав семьи, их фамилии, имена, отчества.

  • Требования к осанке при ходьбе и сидении, правила поведения при встрече и расставании, при общении со взрослыми и сверстниками, правила поведения за столом.

  • Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы, правила организации рабочего места школьника.

  • Основные транспортные средства, рациональный маршрут до школы, количество времени, затрачиваемого на поездку, правила передвижения на велосипеде.

  • Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов, правила поведения в магазине.

  • 2. Обучающиеся должны уметь:

  • Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами

  • Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать вещи индивидуального пользования, беречь зрение.

  • Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду.

  • Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила поведения в семье.

  • Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами,

  • Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросам к взрослым.

  • Писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте и во всем жилом помещении.

  • Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.

  • Выбирать необходимые продукты питания, округленно подсчитывать сумму и сдачу, культурно вести себя с работниками торговли.


Базовое содержание учебного курса СБО для 6 класса

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Человек и его здоровье.

6

1


2

Технологии ведения дома.

12

2

4

3

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

6

6

6

4

Торговля.

6

6

4

5

Кулинария.

12

10

14

6

Культура поведения.

4

4

2

7

Семья.

2

2

2

8

Оказание первой медицинской помощи.

4

2

2

9

Учреждения.

2

1


10

Средства связи.

4



11

Повторение.

8




Всего:

68

34

34

Содержание программы.

6 класс.

Человек и его здоровье (6 часов).

Укрепление здоровья: закаливание организма. Органы чувств, их роль в жизни человека. Правила и приемы ухода за органами зрения. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние наркотиков и токсических веществ на организм человека. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Меры предупреждения глистных заболеваний. Практические работы: «Выполнение утренней зарядки», «Уход за глазами», «Проверка зрения».

Технологии ведения дома (12часов).

Значение опрятного вида человека. Выбор технологий и средств для длительного хранения одежды и обуви. Санитарно-гигиенические требования по уходу за одеждой. Правила ТБ при работе с электрооборудованием и стиральными порошками. Правила и приемы стирки изделий из х/б тканей. Глажение фартуков, косынок, носовых платков.

Ремонт одежды (пришивание пуговиц, подшивание распоровшегося края изделия). Гигиенические требования к жилому помещению. Повседневная уборка помещений. Соблюдение правил безопасного пользования бытовой техникой, чистящими средствами при уборке квартиры. Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия. Утепление окон. Уборка помещения. Практические работы: «Глажение х/б изделий», «Пришивание пуговиц», «Подшивание распоровшегося края изделия», «Уборка помещения», «Утепление окон».

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (6 часов).

Городской транспорт. Опасные ситуации на транспорте. Маршруты передвижения до школы. Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Правила передвижения на велосипеде. Пригородные поезда. Расписание. Практические работы: «Определение пункта назначения». Экскурсия на станцию «Сухона».

Торговля (6 часов).

Магазины промышленных товаров. Порядок приобретения товаров и их оплата. Специализированные магазины. Права покупателя. Практические работы: «Приобретение товара». Экскурсия в магазин промышленных товаров.

Кулинария (12 часов).

Пища как биологическая основа жизни. Режим питания, его значение. Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи. Выполнение правил санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Хранение пищевых продуктов и готовой продукции. Способы выбора доброкачественных продуктов. Правила ТБ при работе с газовой плитой, горячей жидкостью, режущими инструментами. Безопасные приемы работы. Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств. Кулинарная обработка различных видов продуктов. Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки. Простейшие блюда с минимумом тепловой обработки. Виды молочных продуктов, их разнообразие, значение. Составление рецепта готового блюда. История возникновения чая. Заварка чая. Практические работы: «Мытье посуды», «Чтение рецепта, подбор продуктов», «Приготовление отварных макарон», «Приготовление молочной каши», «Составление рецепта приготовленного блюда», «Заварка чая».

Культура поведения (4 часа).

Правила поведения в общественных местах. Способы ведения разговора. Экскурсия в кинотеатр.

Семья (2 часа).

Инициалы членов семьи. Место работы членов семьи, их должности. Права и обязанности каждого члена семьи. Практические работы: «Запись сведений о родителях и других членах своей семьи».

Оказание первой медицинской помощи (4 часов).

Виды медицинской помощи (доврачебная, врачебная). Виды врачебной помощи (помощь на дому, скорая помощь, амбулаторная, стационарная). Виды медицинских учреждений, их значение (больница, поликлиника, аптека, диспансер). Работники медицинских учреждений, их обязанности. Экскурсия в аптеку.

Учреждения (2 часа).

Дошкольные учреждения, школы, лицеи. Дом детского творчества: место расположения, виды кружков и секций. Экскурсия в ДДТ.

Средства связи (4 часов).

Основные средства связи, их назначение (телефон, почта, компьютер). Почта. Виды почтовых отправлений. Виды писем, порядок их отправления. Письмо и телеграмма, их отличие. Практические работы: «Написание адреса на конверте», «Составление текста телеграммы». Экскурсия на почту.

Повторение (8 часов).

Укрепление здоровья: закаливание организма летом. Нарушения зрения, его профилактика. Ведение разговора со взрослыми, сверстниками. Гигиена жилища. Средства связи. Основные правила пользования персональными компьютерами. Основной состав домашней аптечки. Кулинария. Пищевые продукты как источник белков, жиров, углеводов, витаминов, минералов. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов).

Требования к уровню освоения обучающимися

результатов курса СБО 6 классе:

1 Обучающиеся должны знать:

  • Способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца.

  • Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног, о вреде наркотиков и токсических веществ.

  • Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани.

  • Место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье.

  • Правила поведения в культурно - досуговых учреждениях, способы ведения разго-

  • вора со сверстниками и старшими.

  • Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия.

  • Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета.

  • Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов.

  • Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте.

  • Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях.

  • Виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества.


  • 2. Обучающиеся должны уметь:

  • Пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи.

  • Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от соблазна наркотических и токсических веществ.

  • Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки.

  • Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды из хлопчатобумажной ткани.

  • Рассказать о месте работы родителей, занимаемой ими должности, выполнять определенные обязанности в семье.

  • Культурно вести себя в театре, кино, библиотеке, тактично и вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми.

  • Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом.

  • Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании пригородных поездов.

  • Выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазинах города.

  • Заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей.

  • Использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои и отвары, обрабатывать раны и накладывать повязки.

Базовое содержание учебного курса СБО для 7 класса

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Личная гигиена

2

1

1

2

Одежда и обувь

8

6

2

3

Культура поведения

4

2

2

4

Питание

10

4

6

5

Транспорт

4

3

1

6

Семья

6

4

2

7

Дпи

12

3

9

8

Жилище

6

5

1

9

Торговля

4

2

2

10

Средства связи

6

4

2

11

Медицинская помощь

6

5

1


Всего:

68

39

29

Содержание программы.

7 класс

Личная гигиена (2 часа). Опираясь на ранее пройденные темы, расширить

представления учащихся о правилах личной гигиены, подчеркнуть назначение индивидуальных средств личной гигиены и важности своевременной смены одежды и белья. Сформировать навыки по уходу за кожей лица и волосами.

Одежда (8 часов). Отработка навыков при выполнении практических работ: штопка,

утюжка, стирка, требующих соблюдения правил безопасности, познакомить с бытовой техникой для стирки белья (стиральной машиной).

Питание (4часа). Приобретение навыков приготовления обеда, сервировки стола, знакомство с приборами бытовой техники.

Семья (10 часов). Умение планировать бюджет семьи , распределять обязанности в семье. Изучать семейные традиции. Формирование навыков помощи взрослым по уходу за младшими детьми, вспомнить игры, в которые играют в свободное время.

Культура поведения (4 часа). Учить выбирать подарки. Формировать правила

поведения в гостях, учить принимать подарки.

ДПИ (6часов). Способствовать формированию навыков самостоятельной работы крючком и спицами, мотивировать интерес вязанию, воспитывать усидчивость и внимательность, развитие мелкой моторики рук.

Жилище (12 часов). Умение выполнять регулярную уборку жилого помещения, сезонную уборку квартиры. Знакомство с правилами ухода за мебелью.

Транспорт (6 часов). Познакомить с правилами пользования железнодорожным

транспортом, развивать навыки обращения за справкой, вспомнить правила поведения на транспорте.

Торговля (4 часа). Формировать представления о назначении магазинов и порядке

приобретения товаров.

Средства связи (6 часов). Познакомить с видами бандеролей и порядком их

отправления. Видами телефонной связи, правилами пользования телефонным справочником. Виды бандеролей (простые, ценные, заказные).

Медицинская помощь (6 часов). Учить пользоваться домашней аптечкой,

формировать правила оказания первой помощи при травмах.

Условия освоения программы: данная цель достигается посредством организации самостоятельной работы обучающихся, а также посредством проведения практических работ.

Обучение имеет практическую и коррекционную направленность.




Требования к уровню освоения обучающимися

результатов курса СБО 7 классе:

Обучающиеся должны знать:

  • Правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук.

  • Размеры своих одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата, способы выведения пятен в домашних условиях.

  • Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных тканей.

  • Правила поведения в обществе – правила приёма гостей.

  • Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков.

  • Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола и мытья посуды.

  • Способы тепловой обработки овощных продуктов - салат картофельный, мясных продуктов.

  • Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов.

  • Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета.

  • Основные виды семейных отношений, формы организации отдыха и досуга в семье, семейные традиции, обязанности членов семьи.

  • Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки.

  • Гигиенические требования к жилому помещению, последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за окнами, способы ухода за мебелью.

  • Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов.

  • Назначение и различие универмага и универсама.

  • Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты.

  • Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте.

  • Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при травмах, ушибах и растяжениях.


Обучающиеся должны уметь:

  • Определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами.

  • Пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи.

  • Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины.

  • Анализировать различные семейные ситуации, выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье, поддерживать и укреплять семейные традиции.

  • Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними.

  • Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, тактично и вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми.

  • Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна, ухаживать за мебелью, чистить с помощью пылесоса.

  • Ориентироваться в расписании пригородных поездов, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала.

  • Выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазинах города.

  • Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей.

  • Заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей.

  • Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка.

  • Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.

  • Использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои и отвары, обрабатывать раны и накладывать повязки.

Базовое содержание учебного курса СБО для 8 класса

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Человек и его здоровье

4

2

2

2

Оказание первой медицинской помощи

8

6

2

3

Технологии ведения дома.

20

14

6

4

Кулинария.

12

6

6

5

Семья

4

3

1

6

Культура поведения.

4

3

1

7

Средства связи

8

6

2

8

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

8

6

2


Всего:

68

46

22


Содержание программы.

8 класс.

Человек и его здоровье (4 часа).

Значение косметики для юношей и девушек. Из истории косметики. Покровы тела. Уход за кожей. Правила и приемы ухода за кожей лица. Подбор средств ухода. Использование масок для лица из фруктов и овощей. Значение здоровья для жизнедеятельности человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья. Влияние физических упражнений. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Практические работы: «Упражнения в протирании кожи лица лосьоном».


Оказание первой медицинской помощи (8 часов).

Несчастные случаи. Причины возникновения. Профилактика. Первая помощь при несчастных случаях. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом. Приемы оказания первой помощи при ожогах, их профилактика. Приемы оказания первой помощи при обморожении, отравлении, их профилактика. Приемы оказания первой помощи при спасении утопающего. Оказание первой помощи при несчастных случаях (промывание раны, наложение повязки на руку, ногу, голову). Практические работы: «Наложение повязок».


Технологии ведения дома (20 часов).

Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерсти и синтетики. Правила безопасности при работе со стиральными порошками. Проблемы безопасного использования веществ в повседневной жизни. Стирка шерстяных и синтетических изделий. Правила и приемы глажения блузок, рубашек, платков. Химчистка, правила пользования, месторасположение в городе. Уборка кухни, санузла. Разнообразие моющих и чистящих средств. Уборка ванной. Мытье кафельных стен, чистка раковины. Бюджет семьи. Знакомство с понятием. Виды источников дохода, условия и порядок их получения. Определение суммы доходов семьи за месяц, полгода, год. Основные статьи расходов семьи. Анализ бюджета семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Виды приобретений (за наличные, в кредит), необходимость. Упражнения в снятии показаний электросчетчика. Расчет стоимости электроэнергии. Расчет бюджета на месяц. Планирование крупных покупок. Составление доверенности на получение зарплаты, стипендии. Сбережения, их назначение. Значение и способы экономии расходов. Рынки. Виды рынков. Различие рынка и магазина. Практические работы: «Стирка изделий», «Чистка раковины», «Определение суммы доходов за месяц, год», «Планирование расходов семьи на месяц», «Заполнение квитанций за свет», «Расчет бюджета на месяц», «Написание доверенности». Экскурсия на рынок. Экскурсия в Сбербанк.


Кулинария (12 часов).

Гигиена приготовления пищи. Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Выполнение правил санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Правила ТБ при работе с горячей жидкостью, режущими инструментами, электрооборудованием. Безопасные приемы работы. Оказание первой помощи при ожогах. Изделия из теста. Виды теста. Приготовление хлебобулочных и кондитерских изделий. Домашняя заготовка пищевых продуктов. Продукты впрок. Консервирование овощей и фруктов (запись рецептов). Сушка фруктов, овощей, зелени. Нарезка зелени и фруктов. Приготовление овощного салата. Практические работы: «Приготовление блинов», «Приготовление оладий», «Салат из овощей».


Семья (4 часов).

Грудной ребенок в семье, уход за ним. Одежда для одевания и пеленания малыша. Правила содержания в чистоте постели, игрушек, посуды ребенка. Практические работы: «Мытье детской посуды, игрушек», «Пеленание куклы».


Культура поведения (4 часов).

Внешний вид молодых людей, его значение. Культура общения юноши и девушки. Сюжетно-ролевая игра «Встреча молодых людей». Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.


Средства связи (6 часов).

Телефон. Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном. Правила пользования телефонным справочником. Культура разговора по телефону. Вызов различных служб по телефону. Междугородняя телефонная связь. Роуминг.


Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (8 часов).

Междугородний автотранспорт. Автовокзал, назначение. Расписание, приобретение билетов. Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте. Водный транспорт, значение. Порт, основные службы. Приобретение билетов, стоимость проезда. Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему. Практические работы: «Выбор пункта назначения. Определение времени отправления». Экскурсия на автовокзал.


Требования к уровню освоения обучающимися

результатов курса СБО.

В 8 классе:

Обучающиеся должны знать:

  • Правила ухода за кожей лица, приёмы нанесения косметических средств на лицо, шею, руки

  • Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей; правила и последовательность глажения белья; виды предприятий по химической очистки одежды, предоставляемые услуги.

  • Правила ухода за грудным ребёнком, санитарно - гигиенические требования к содержанию детской посуды, постельки, игрушек.

  • Правила поведения юноши и девушки при встрече, знакомстве и расставании, требования к внешнему виду.

  • Правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванной комнаты; моющие средства для уборки; санитарно – гигиенические требования к данным помещениям.

  • Виды теста, способы приготовления изделий из теста, способы заготовки продуктов впрок.

  • Основные автобусные маршруты, правила безопасной поездки.

  • Рынок, его виды и отличия от магазина, правила поведения и права покупателя.

  • Виды телефонной связи, правила пользования, периодичность оплаты, виды междугородней связи и способы её осуществления

  • Меры по предупреждению несчастных случаев в быту, правила и приёмы оказания первой медицинской помощи

  • Основные составные части бюджета, статьи расходов и доходов, правила экономии и сбережения.

  • Обучающиеся должны уметь:

  • Правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног, использовать подручные средства к имеющимся косметическим средствам.

  • Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить рубашки и блузки.

  • Купать, одевать, пеленать ребёнка, содержать в порядке его вещи.

  • Культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах.

  • Готовить пресное тесто и изделия из него, подготавливать овощи, делать заготовки впрок.

  • Мыть кафельные стены, чистить раковины.

  • Покупать билет, пользоваться расписанием, обращаться за справкой.

  • Находить нужные товары, выбирать продукцию в соответствии с её качеством.

  • Кратко объяснять причину звонка по телефону, получать справку, узнавать время, культурно и вежливо разговаривать по телефону.

  • Оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.

  • Подсчитывать бюджет семьи, составлять доверенность, снимать показатели счетчика, соблюдать правила экономии и порядок помещений сбережений в сбербанки.

Базовое содержание учебного курса СБО для 9 класса

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Человек и его здоровье

8

7

1

2

Проектирование, изготовление и

художественное оформление

одежды, рукоделие.

6

2

4

3

Технологии ведения дома.

4

3

1

4

Семья.

6

5

1

5

Культура поведения.

3

2

1

6

Средства связи.

5

3

2

7

Кулинария.

12

8

4

8

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

4

3

1

9

Торговля

4

3

1

10

Учреждения.

4

2

2

11

Современное производство и профессиональное образование.

12

8

4


Всего:

68

46

22

Содержание программы.

9 класс.

Человек и его здоровье (8 часов).

Личная гигиена подростка. Инфекционные заболевания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Народные способы и средства в борьбе с инфекционными заболеваниями. Уход за инфекционными больными. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Укрепление иммунитета. Документация, подтверждающая нетрудоспособность человека. Практические работы: «Уход за инфекционными больными».

Проектирование, изготовление и художественное оформление одежды, рукоделие. (6 часа).

Стили одежды. Мода. Современные направления моды в одежде. Выбор одежды и обуви в соответствии с назначением. Выбор индивидуального стиля в одежде. Определение собственного размера одежды и обуви. Практические работы: «Определение собственного размера одежды и обуви», Экскурсия в магазин «Одежда». Вязание крючком и спицами.

Технологии ведения дома (4 часов).

Удаление загрязнений с одежды бытовыми средствами. Средства и правила выведения пятен. Правила безопасности. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в оформлении жилых помещений. Подбор средств оформления интерьера жилого помещения с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Требования к подборке штор, светильников. Санитарная уборка жилища.


Семья (6 часов).

Условия создания семьи. Основы семейных взаимоотношений. Конфликты в семье, пути их преодоления. Распределение обязанностей по ведению семейного хозяйства. Планирование бюджета семьи. Формы организации досуга и отдыха в семье. Семейные традиции. Практические работы: «Расчет бюджета на месяц».

Культура поведения (3 часа).

Адекватность поведения в обществе. Прием гостей. Анализ ситуаций. Правила хорошего тона.

Средства связи (5 часа).

Виды связи. Виды денежных переводов, их стоимость, скорость. Практические работы: «Заполнение бланков на отправку денежного перевода». Экскурсия на почту.

Кулинария (12 часов).

Влияние технологий обработки пищевых продуктов на здоровье человека. Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов. Диетическое питание. Меню диетического питания. Питание детей ясельного возраста. Меню для детей. Национальная кухня. Традиционные национальные блюда. Приготовление национальных блюд. Виды сервировки праздничного стола. Меню праздничного стола. Практические работы: «Составление меню для детей», «Приготовление супа харчо», «Сервировка праздничного стола», «Составление меню праздничного стола». Разработка учебного проекта по кулинарии.

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (4 часа).

Назначение авиатранспорта. Виды. Аэропорт. Службы аэропорта. Маршруты. Опасные ситуации на транспорте. Правила поведения в аэропорте, во время полета. Приобретение билетов на самолет. Практические работы: «Приобретение билетов на самолет».

Торговля (4 часов).

Виды ярмарок и их значение. Время и место проведения ярмарок. Магазины по сниженным ценам. Экскурсия в оптовый магазин.

Учреждения (3 часа).

Предприятия бытового обслуживания, их значение. Правила пользования услугами СБ, стоимость услуг. Профессии работников СБ. Экскурсия на предприятие СБ.

Современное производство и профессиональное образование (12 часов).

Учреждения и отделы по трудоустройству. Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства. Оформление на работу (временно, постоянно), необходимые документы. Пути получения профессионального образования. Виды учреждений профессионального образования. Региональный рынок труда и образовательных услуг. Учет качеств личности при выборе профессии. Деловые бумаги (анкета, автобиография, заявление, расписка, докладная, доверенность), их составление. Правила перехода с одной работы на другую, необходимые документы. Предоставление отпуска. Закон, права, обязанности. Местонахождение предприятий, где требуется рабочая сила. Возможности трудоустройства. Практические работы: «Написание автобиографии», «Написание заявления», «Написание докладной». Экскурсия в Центр занятости населения.


Требования к уровню освоения обучающимися

результатов курса СБО.

в 9 классе:

Обучающиеся должны знать:

  • Способы распространения инфекционных заболеваний, меры по их предупреждению, правила и приёмы ухода за больным.

  • Размеры своих одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата, способы выведения пятен в домашних условиях. Приемы вязания крючком и спицами.

  • Значение диетического питания, особенности и важности питания детей ясельного возраста, названия и рецепты 1-2 национальных блюд.

  • Основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику.

  • Основные виды семейных отношений, формы организации отдыха и досуга в семье, семейные традиции, обязанности членов семьи.

  • Правила поведения в обществе – правила приёма гостей.

  • Правила расстановки мебели в квартире, требования к подбору предметов интерьера, правила сохранения жилищного фонда.

  • Службы аэровокзала, порядок приобретения и возврата билетов, правила поведения в аэропорту.

  • Виды ярмарок, отличия ярмарки от магазина.

  • Виды денежных переводов, их стоимость, виды телефонной связи.

  • Местонахождение предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг они оказывают.

  • Учреждения и отделы по трудоустройству, их местонахождение, виды документов для устройства на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

  • Обучающиеся должны уметь:

  • Предупреждать инфекционные заболевания, строго соблюдать правила ухода за больным.

  • Подбирать одежду и обувь в соответствии со своим размером, выводить пятна на одежде различными способами.

  • Составлять меню диетического питания на день, составлять меню на день для ребенка ясельного возраста, выполнять сервировку праздничного стола.

  • Анализировать различные семейные ситуации, выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье, поддерживать и укреплять семейные традиции.

  • Встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма.

  • Расставлять мебель в квартире, подбирать детали интерьера.

  • Определять маршрут и выбирать транспортное средство.

  • Заполнить почтовый и телеграфный переводы, подсчитать стоимость денежных отправлений.

  • Обращаться с вопросом и просьбой к работникам предприятий бытового обслуживания.

  • Обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу, писать заявления, автобиографию, заявки на материалы, расписку, докладную и заполнять анкету.


Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • - рациональной организации труда и отдыха;

  • - безопасного обращения с веществами и материалами;

  • - ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

  • - приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд;

  • - выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств;

  • - построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства;

  • - обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • - соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

  • - пользования бытовыми приборами и инструментами;

  • - обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.




Материально-техническое обеспечение.


  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Интерактивная доска

  • Цифровые образовательные ресурсы

  • Интернет-ресурсы:

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a57c0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/x11_099.swf- те

  • www.openclass.ru

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/

http://old.internet-school.ru (интернет-школа просвещение.ru)

  • www.skillopedia.ru (видеоуроки)

  • http://festival.1september.ru/

  • Компьютерные презентации к урокам


Исходные документы для составления рабочей программы.

  • Нормативная документация о правилах разработки и реализации государственных программ в Республике Казахстан;
  • Закон РК «Об образовании»;

  • Примерные программы по учебным предметам;

  • Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5– 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально – бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год





21



Просмотр содержимого документа
«аннотация 5-9 класс»

Аннотация к рабочей программе

по курсу «Социально-бытовая ориентировка» 5-9 классы


Автор: Ибраева Римма Мулламухамедовна, учитель технологии, второй квалификационной категории.

Государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 отдела образования акимата города Аркалыка »

5-9 классы с ЗПР

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий:

аннотацию, пояснительную записку, базовое содержание учебного курса, содержание программного материала, календарно-тематическое планирование по предмету, требования к уровню подготовки по данному курсу, стандарт измерения качества обучения, знаний, умений и навыков учащихся, источники информации, материально-техническое обеспечение.

Цель программы: развитие социальной компетентности у учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы.

Объем учебной нагрузки по курсу СБО в 5-9 классах составляет 68 часов в каждом учебном году, по 2 часа в неделю.


Составитель: Ибраева Римма Мулламухамедовна



Просмотр содержимого документа
«кал.план СБО 5-7 класс»

Социально-бытовая ориентировка

5 класс

(всего 68 часа, 2 ч в неделю)

Урок №

Тема урока

Кол.

часов


Дата

I - четверть

18




ВВЕДЕНИЕ

(2 Ч.)


1

1

Что такое СБО, роль предмета,

1


2

2

Разделы предмета, изучаемые вопросы.

1




ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ

(8Ч.)


3

3

Что изучает личная гигиена?

1


4

4

Чистота и здоровье.

1


5

5

Соблюдение правил гигиены в течение дня. Предметы и средства личной гигиены (вещи общие и личные).

1


6

6

Уход за волосами. Расчесывание волос.

1


7

7

Органы чувств человека.

1


8

8

Значение зрения. Строение глаза.

1


9

9

Причины ухудшения зрения. Правила ухода за глазами.

1


10

10

Влияние курения и алкоголя на здоровье человека.

1




ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА

(6Ч.)


11

11

Виды одежды.

1


12

12

Виды обуви, головных уборов, их значение.

1


13

13

Повседневный уход за одеждой.

1


14

14

Уход за головными уборами, обувью, сделанной из различных материалов.

1


15

15

Современные средства ухода за обувью.

1


16

16

«Чистка школьной формы, обуви».

1




ЖИЛИЩЕ

(6 Ч.)


17

17-18

Виды жилья в городе и селе.

2


II - четверть

14


18

19

Варианты квартир и подсобных помещений.

1


19

20

Почтовый адрес дома и школы.

1


20

21

Организация рабочего места школьника.

1


21

22

«Написание почтового адреса на конверте».

1




ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

(10 Ч.)


22

23

Виды транспортных средств в городе.

1


23

24

Маршрут проезда в школу.

1


24

25

«Составление маршрута от дома до школы»,

1


25

26

Оплата проезда в транспорте.

1


26

27

Значение проездных билетов.

1


27

28

Правила приобретения билетов

1


28

29

Поведение в общественном транспорте и на улице.

1


29

30

Безопасность на дорогах.

1


30

31

Правила и знаки дорожного движения.

1


31

32

Экскурсии: «Коллективная поездка в автобусе».

1


Ш - четверть

20




ТОРГОВЛЯ

(10 Ч.)


32

33

Виды торговых предприятий, их значение, место нахождения в городе.

1


33

34

Продовольственный магазин, его отделы.

1


34

35

Виды товаров, их стоимость.

1


35

36

Виды товаров (фасованные, в развес).

1


36

37

хранение товаров.

1


37

38

Порядок приобретения товаров (самообслуживание, с помощью продавца).

1


38

39

Срок годности продуктов.

1


39

40

Приобретение продуктов, проверка чека и сдачи.

1


40

41

«Определение срока годности продуктов».

1


41

42

Экскурсия в продовольственный магазин.


1




КУЛИНАРИЯ

(16 Ч.)


42

43

Значение питания в жизни людей.

1


43

44

Пищевые продукты как источник белков, жиров, углеводов, витаминов, минералов.

1


44

45

Место приготовления пищи и его оборудование.

1


45

46

ТБ при работе с горячей жидкостью, режущими приборами, электрооборудованием.

1


46

47

Рецепт приготовления блюда, подбор продуктов.

1


47

48

Санитарные требования к помещению кухни и столовой.

1


48

49

Правила и приемы ухода за посудой.

1


49

50

Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки.

1


50

51

Бутерброды, их виды, приготовление.

1


51

52

Салаты, значение, приготовление.

1


IV- четверть

16


52

53

Виды сервировки стола.

1


53

54

Правила поведения за столом.

1


54

55

«Приготовление бутербродов», «Нарезка хлеба».

1


55

56

«Нарезка сырых и вареных овощей», «Приготовление винегрета».

1


56

57

«Ситуативные диалоги за столом».

1


57

58

«Сервировка стола к завтраку»,

1




КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

(4 Ч.)


58

59

Что такое культура поведения?

1


59

60

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече, расставании.

1


60

61

Приемы обращения с просьбой, вопросом.

1


61

62

«Ситуативные диалоги при встрече, расставании».

1




СЕМЬЯ

(6 Ч.)


62

63

Семья, родственные отношения.

1


63

64

Взаимопомощь и взаимоотношения в семье.

1


64

65

Семейные традиции.

1


65

66

Распределение обязанностей в семье

1


66

67

Состав семьи каждого обучающегося.

1


67

68

«Составление родового дерева».

1


Итого:

68
































Социально-бытовая ориентировка

6 класс

(всего 68 часа, 2 ч в неделю)

Урок №

Тема урока

Кол.

часов


Дата

I - четверть

18




ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

(6 Ч.)


1

1

Укрепление здоровья: закаливание организма. «Выполнение утренней зарядки».

1


2

2

Органы чувств, их роль в жизни человека.

1


3

3

Правила и приемы ухода за органами зрения. «Уход за глазами»

1


4

4

Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

1


5

5

Влияние наркотиков и токсических веществ на организм человека.

1


6

6

Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Меры предупреждения глистных заболеваний.

1




ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА

(12Ч.)


7

7

Значение опрятного вида человека.

«Уборка помещения», «Утепление окон».

1


8

8

Выбор технологий и средств для длительного хранения одежды и обуви.

1


9

9

Санитарно-гигиенические требования по уходу за одеждой.

1


10

10

Правила ТБ при работе с электрооборудованием и стиральными порошками.

1


11

11

Правила и приемы стирки изделий из х/б тканей.

1


12

12

Глажение фартуков, косынок, носовых платков.

1


13

13

Ремонт одежды (пришивание пуговиц, подшивание распоровшегося края изделия).

1


14

14

Гигиенические требования к жилому помещению. Повседневная уборка помещений.

1


15

15

Соблюдение правил безопасного пользования бытовой техникой, чистящими средствами при уборке квартиры.

1


16

16

Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия.

1


17

17

Утепление окон.

1


18

18

Уборка помещения.

1


II - четверть

14




ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

(6 Ч.)


19

19

Городской транспорт.

1


20

20

Опасные ситуации на транспорте и на дороге.

1


21

21

Маршруты передвижения до школы.

1


22

22

Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Правила передвижения на велосипеде.

1


23

23

Пригородные поезда. Расписание.

1


24

24

Правила приобретения билетов.

1




ТОРГОВЛЯ

(6 Ч.)


25

25

Магазины промышленных товаров.

1


26

26

Порядок приобретения товаров и их оплата.

1


27

27

Права покупателя.

1


28

28

Отдел самообслуживания.

1


29

29

Специализированные магазины.

1


30

30

Экскурсия в магазин.

1




КУЛИНАРИЯ.

(12 Ч.)


31

31

Пища как биологическая основа жизни. Режим питания, его значение.

1


32

32

Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи.

1


III - четверть

20


33

33

Выполнение правил санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

1


34

34

Хранение пищевых продуктов и готовой продукции.

1


35

35

Способы выбора доброкачественных продуктов.

1


36

36

Правила ТБ при работе с газовой плитой, горячей жидкостью, режущими инструментами. Безопасные приемы работы.

1


37

37

Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств.

1


38

38

Кулинарная обработка различных видов продуктов.

1


39

39

Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки. Простейшие блюда с минимумом тепловой обработки.

1


40

40

Виды молочных продуктов, их разнообразие, значение.

1


41

41

Составление рецепта готового блюда.

1


42

42

История возникновения чая. Заварка чая.

1




КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

(4 Ч.)


43

43

Правила поведения в общественных местах.

1


44

44

Способы ведения разговора.

1


45

45

Экскурсия в кинотеатр.

1


46

46

Ролевая игра «В гостях»

1




СЕМЬЯ

(2 Ч.)


47

47

Место работы членов семьи, их должности.

Условия создания семьи, основные семейные отношения.

1


48

48

Права и обязанности каждого члена семьи. «Запись сведений о родителях и других членах своей семьи».

1




ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

(4 Ч.)


49

49

Виды медицинской помощи (доврачебная, врачебная).

1


50

50

Виды врачебной помощи (помощь на дому, скорая помощь, амбулаторная, стационарная).

1


51

51

Виды медицинских учреждений, их значение Работники медицинских учреждений, их обязанности.

1


52

52

Экскурсия в аптеку.

1




IV- четверть

16




УЧРЕЖДЕНИЯ

(4 Ч.)


53

53

Дошкольные учреждения, школы, лицеи.

1



54

Дом детского творчества: место расположения, виды кружков и секций.

1


54

55-56

Экскурсия в ДЮЦ.

2




СРЕДСТВА СВЯЗИ

(4 Ч.)


55

57

Основные средства связи, их назначение (телефон, почта, компьютер).

1


56

58

Почта. Виды почтовых отправлений.

1


57

59

Виды писем, порядок их отправления. Письмо и телеграмма, их отличие. (Написание адреса на конверте, составление текста телеграммы).

1


58

60

Экскурсия на почту.

1




ПОВТОРЕНИЕ (8 ЧАСОВ).

(8 Ч.)


59

61

Укрепление здоровья: закаливание организма летом.

1


60

62

Нарушения зрения, его профилактика.

1


61

63

Ведение разговора со взрослыми, сверстниками.

1


62

64

Гигиена жилища.

1


63

65

Средства связи.

1


64

66

Основные правила пользования персональными компьютерами.

1


65

67

Основной состав домашней аптечки.

1


66

68

Кулинария. Пищевые продукты как источник белков, жиров, углеводов, витаминов, минералов.

1


Итого:

68


Социально-бытовая ориентировка

7 класс

(всего 68 часа, 2 ч в неделю)

Урок №

Тема урока

Кол.

часов


Дата

I - четверть

18




ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА


(2 Ч.)


1

1

Личная гигиена подростка.

1


2

2

Особенности ухода за кожей лица, волосами.

1




ОДЕЖДА И ОБУВЬ


(8Ч.)


3

3

Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением

1


4

4

Ремонт одежды – наложение заплаты, штопка разорванного места.

1


5

5

Правила и способы выведение мелких пятен на одежде

1


6

6

Определение собственных размеров одежды и обуви

1


7

7

Ручная стирка белого и цветного белья. Утюжка белья.

1


8

8

Стирка белья с помощью стиральной машины.

1


9

9

Назначение прачечной.

1


10

10

Виды услуг прачечной.

1




КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

(4 Ч.)


11

11

Правила поведения в гостях.

1


12

12

Ролевая игра «Вы пришли в гости».

1


13

13

Выбор подарка.

1


14

14

Правила вручения. Ролевая игра.

1




ПИТАНИЕ

(10 Ч.)


15

15

Санитарно гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне.

1


16

16

Сервировка стола к обеду.

1


17

17

Первичная обработка овощных продуктов.

1


18

18

Салат из овощей.

1


II - четверть

14


19

19

Тепловая обработка овощных продуктов - салат картофельный.

1


20

20

Способы обработки мясных продуктов.

1


21

21

Лапша с фрикадельками.

1


22

22

Приготовление котлет.

1


23

23

Способы обработки рыбных продуктов.

1


24

24

Рыба жареная.

1




ТРАНСПОРТ

(4 Ч.)


25

25

Междугородный железнодорожный транспорт.

1


26

26

Справочная служба вокзала.

1


27

27

Виды пассажирских вагонов, типы поездов.

1


28

28

Приобретение билетов.

1




СЕМЬЯ

(6 Ч.)


29

29

Условия создания семьи, основные семейные отношения.

1


30

30

Семейные традиции.

1


31

31

Распределение обязанностей в семье

1


32

32

Помощь родителям в уходе за младшими детьми.

1


III - четверть

20


33

33

Планирование бюджета семьи Бюджет семьи, источники дохода (заработная плата, пенсия)

1


34

34

Основные статьи расходов (содержание жилища, питание).

1




ДПИ

(12 Ч.)


35

35

Вязание спицами.

1


36

36

Вязание лицевых петель – платочная вязка.

1


37

37

Вязание изнаночных петель –.

1


38

38

Лицевая гладь.

1


39

39

Вязание крючком.

1


40

40

Основные виды петель.

1


41

41

Вязание столбиков с одним накидом.

1


42

42

Вязание столбиков с двумя накидами.

1


43

43

Выполнение круга столбиками с накидом.

1


44

44

Выполнение круга столбиками с накидом.

1


45

45

Вязание прихваток.

1


46

46

Вязание прихваток.

1




ЖИЛИЩЕ

(6 Ч.)


47

47

Регулярная уборка жилого помещения.

1


48

48

Сезонная уборка квартиры.

1


49

49

Способы и периодичность ухода за окнами.

1


50

50

Виды моющих средств.

1


51

51

Виды мебели: мягкая, корпусная.

1


52

52

Способы ухода за мебелью, за зеркалами.

1


IV - четверть

16




ТОРГОВЛЯ

(4 Ч.)


53

53

Универмаги, универсамы – их назначение.

1


54

54

Отделы магазинов – порядок приобретения товаров.

1


55

55

Экскурсия в магазин самообслуживания.

1


56

56

Экскурсия в магазин самообслуживания.

1




СРЕДСТВА СВЯЗИ

(6 Ч.)


57

57

Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником.

1


58

58

Виды бандеролей (простые, ценные, заказные).

1


59

59

Посылка, упаковка, стоимость посылки. наложенным платежом.

1


60

60

Заполнение посылочных бланков, отправление.

1


61

61

Экскурсия на почту.

1


62

62

Экскурсия на почту.

1




МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

(6 Ч.)


63

63

Виды доврачебной помощи. Вред самолечения.

1


64

64

Домашняя аптечка.

1


65

65

Лекарственные растения в домашней аптечке.

1


66

66

Приготовление лекарственного отвара.

1


67

67

Виды травм, первая помощь при травмах.

1


68

68

Обобщающий урок за год.

1


Итого:

68







Просмотр содержимого документа
«кал.план СБО 8-9 класс»

Социально-бытовая ориентация

8 класс

(всего 68 часа, 2 ч в неделю)

Урок №

Тема урока

Кол.

часов


Дата

I - четверть

16



Человек и его здоровье.

(4 Ч.)


1

1

Значение косметики для юношей и девушек.

1


2

2

Покровы тела. Уход за кожей. Правила и приемы ухода за кожей лица. Подбор средств ухода.

1


3

3

Использование масок для лица из фруктов и овощей.

1


4

4

Значение здоровья для жизнедеятельности человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья. Влияние физических упражнений. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение.

1




Оказание первой медицинской помощи

(8Ч.)


5

5

Несчастные случаи. Причины возникновения. Профилактика.

1


6

6

Первая помощь при несчастных случаях. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

1


7

7

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом.

1


8

8

Приемы оказания первой помощи при ожогах, их профилактика.

1


9

9

Приемы оказания первой помощи при обморожении, отравлении, их профилактика.

1


10

10

Приемы оказания первой помощи при спасении утопающего.

1


11

11-12

Оказание первой помощи при несчастных случаях (промывание раны, наложение повязки на руку, ногу, голову).

2




Технологии ведения дома.

(20 Ч.)


12

13

Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерсти и синтетики.

1


13

14

Правила безопасности при работе со стиральными порошками. Стирка шерстяных и синтетических изделий.

1


14

15

Правила и приемы глажения блузок, рубашек, платков.

1


15

16

Химчистка, правила пользования.

1









II - четверть

16


16

17

Гигиена жилища

1


17

18

Уборка кухни, санузла. Разнообразие моющих и чистящих средств. Уборка ванной. Мытье кафельных стен, чистка раковины.

1


18

19

Бюджет семьи. Виды источников дохода, условия и порядок их получения.

1


19

20

Определение суммы доходов семьи за месяц, полгода, год.

1


20

21

Основные статьи расходов семьи. Анализ бюджета семьи.

1


21

22

Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Виды приобретений (за наличные, в кредит).

1


22

23

Упражнения в снятии показаний электросчетчика. Расчет стоимости электроэнергии.

1


23

24

Расчет бюджета на месяц. Планирование крупных покупок.

1


24

25

Составление доверенности на получение зарплаты, стипендии.

1


25

26

Сбережения, их назначение. Значение и способы экономии расходов.

1


26

27-28

Экскурсия в Народный банк.

2


27

29

Виды хранения сбережений. Виды вкладов в банке.

1


28

30

Рынки. Виды рынков. Различие рынка и магазина.

1


29

31-32

Экскурсия на рынок. Сравнение цен с магазином.

2




III - четверть

22




Кулинария.

(12 Ч.)


30

33

Гигиена приготовления пищи. Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Выполнение правил санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

1


31

34

Правила ТБ при работе с горячей жидкостью, режущими инструментами, электрооборудованием. Безопасные приемы работы.

1


32

35-36

Изделия из теста. Виды теста.

Приготовление хлебобулочных и кондитерских изделий.

2


33

37

Хранение пищевых продуктов(олределение срока годности продуктов питания)

1


34

38

Домашняя заготовка пищевых продуктов. Продукты впрок.

1


35

39

Консервирование овощей и фруктов (запись рецептов).

1


36

40

Сушка фруктов, овощей, зелени. Нарезка зелени и фруктов.

1


37

41-42

Приготовление салатов из сырых овощей.

2


38

43-44

Блюда из вареных овощей (приготовление винегрета).

2




Семья.

(4 Ч.)


39

45

Грудной ребенок в семье, уход за ним.

1


40

46

Одежда для одевания и пеленания малыша.

1


41

47

Правила содержания в чистоте постели, игрушек, посуды ребенка.

1


42

48

Мытье детской посуды, игрушек.

1




Культура поведения.

(4 Ч.)


43

49

Внешний вид молодых людей, его значение.

1


44

50

Культура общения юноши и девушки.

1


45

51

Сюжетно-ролевая игра «Встреча молодых людей».

1


46

52

Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

1




Средства связи.

(8 Ч.)


47

53

Телефон. Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном.

1


48

54

Правила пользования телефонным справочником.

1




IV - четверть

14


49

55

Культура разговора по телефону.

1


50

56

Вызов различных служб по телефону.

1


51

57

Междугородняя телефонная связь.

1


52

58

Роуминг.

1


53

59-60

Экскурсия в Казтелеком.

2




Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

(8 Ч.)


54

61

Междугородний автотранспорт. Автовокзал, назначение.

1


55

62

Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.

1


56

63-64

Экскурсия на автовокзал.

2


57

65

Водный транспорт, значение. Порт, основные службы.

1


58

66

Приобретение билетов, стоимость проезда.

1


59

67

Опасные ситуации и правила поведения на воде.

1


60

68

Обобщающий урок

1




Социально-бытовая ориентация

9 класс

(всего 68 часа, 2 ч в неделю)

Урок №

Тема урока

Кол.

часов


Дата

I - четверть

18




Человек и его здоровье.

(8 Ч.)


1

1

Личная гигиена подростка (повторение).

1


2

2

Инфекционные заболевания. Заболевания органов дыхания и их профилактика.

1


3

3

Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.

1


4

4

Народные способы и средства в борьбе с инфекционными заболеваниями.

1


5

5

Уход за инфекционными больными.

1


6

6

Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет.

1


7

7

Документация, подтверждающая нетрудоспособность человека.

1


8

8

Человек и его здоровье.

1




Проектирование, изготовление и художественное оформление одежды, рукоделие.

(6 Ч.)


9

9

Стили одежды. Мода. Современные направления моды в одежде.

1


10

10

Выбор одежды и обуви в соответствии с назначением. Выбор индивидуального стиля в одежде. Определение собственного размера одежды и обуви.

1


11

11-12

Моделирование, конструирование, технологическая последовательность изготовления одежды.

2


12

13-14

Вязание крючком и спицами.

2




Технологии ведения дома.

(4 Ч.)


13

15

Удаление загрязнений с одежды бытовыми средствами. Средства и правила выведения пятен. Правила безопасности.

1


14

16

Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в оформлении жилых помещений.

1


15

17

Подбор средств оформления интерьера жилого помещения с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Требования к подборке штор, светильников.

1


16

18

Санитарная уборка жилища.

1




II - четверть

14




Семья.

(6 Ч.)


17

19

Семья. Условия создания семьи.

1


18

20

Основы семейных взаимоотношений. Конфликты в семье, пути их преодоления.

1


19

21

Распределение обязанностей по ведению семейного хозяйства.

1


20

22

Планирование бюджета семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Ориентация на рынке товаров и услуг: анализ потребительских качеств товара, выбор способа совершения покупки.

1


21

23

Формы организации досуга и отдыха в семье.

1


22

24

Семейные традиции.

1




Культура поведения.

(3 Ч.)


23

25

Адекватность поведения в обществе.

1


24

26

Прием гостей. Анализ ситуаций.

1


25

27

Правила хорошего тона.

1




Средства связи.

(5 Ч.)


26

28

Виды связи.

1


27

29-30

Экскурсия на почту.

2


28

31

Виды денежных переводов, их стоимость, скорость.

1


29

32

Обобщающий урок по темам «Средства связи», «Культура поведения», «Семья».

1




III - четверть

20




Кулинария.

(12 Ч.)


30

33

Влияние технологий обработки пищевых продуктов на здоровье человека.

1


31

34

Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов.

1


32

35

Диетическое питание.

1


33

36

Меню диетического питания.

1


34

37

Питание детей ясельного возраста.

1


35

38

Меню для детей.

1


36

39

Виды сервировки праздничного стола.

1


37

40

Меню праздничного стола.

1


38

41

Национальная кухня.

1


39

42

Традиционные национальные блюда.

1


40

43-44

Приготовление национальных блюд.

2




Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

(4 Ч.)


41

45

Назначение авиатранспорта. Виды.

1


42

46

Аэропорт. Службы аэропорта. Маршруты.

1


43

47

Опасные ситуации на транспорте. Правила поведения в аэропорте, во время полета.

1


44

48

Приобретение билетов на самолет.

1




Торговля.

(4 Ч.)


45

49

Виды ярмарок. Значение ярмарок.

1


46

50

Время и место проведения ярмарок.

1


47

51

Магазины по сниженным ценам, оптовый магазин.

1


48

52

Экскурсия в магазин.

1




IV - четверть

16




Учреждения.

(4 Ч.)


49

53

Предприятия бытового обслуживания, их значение.

1


50

54

Правила пользования услугами службы быта (СБ), стоимость услуг. Профессии работников СБ.

1


51

55-56

Экскурсия на предприятие СБ.

2




Современное производство и профессиональное образование.

(12 Ч.)


52

57

Учреждения и отделы по трудоустройству. Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства. Возможности трудоустройства.

1


53

58

Оформление на работу (временно, постоянно), необходимые документы.

1


54

59-60

Экскурсия в Центр занятости населения.

2


55

61

Пути получения профессионального образования. Виды учреждений профессионального образования.

1


56

62

Региональный рынок труда и образовательных услуг. Учет качеств личности при выборе профессии.

1


57

63

Деловые бумаги (анкета, автобиография), их составление.

1


58

64

Деловые бумаги (заявление, расписка, докладная, доверенность), их составление.

1


59

65

Правила перехода с одной работы на другую, необходимые документы.

1


60

66

Предоставление отпуска. Закон, права, обязанности.

1


61

67

Местонахождение предприятий, где требуется рабочая сила.

1


62

68

Обобщающий урок за год.

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!