СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная Программа по предмету ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная Программа

по  предмету

ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

Просмотр содержимого документа
«Учебная Программа по предмету ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ»


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ













ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»



Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО





Учебная Программа

по предмету

ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ











Москва 2012

Разработчики:

Н.М.Бурдыкина, преподаватель Детской музыкальной школы имени А.Г.Новикова города Москвы, профессор Волгоградского государственного института искусств и культуры, заслуженная артистка Российской Федерации

И.И.Сенин, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, заслуженный артист Российской Федерации


Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук


Технический редактор: О.И.Кожурина, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных


Рецензент: С.Ф.Мещеряков, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных, заслуженный работник культуры Российской Федерации




















Структура программы учебного предмета


I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;


II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся


IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;


V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;


VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Учебная литература;

- Нотная литература для переложений;

- Ансамбли для смешанного состава;

- Методическая литература;

- Учебная литература для балалаечников;









I. Пояснительная записка


1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Смешанные ансамбли русских народных инструментов широко распространяются в школьной учебной практике, так как не во всех музыкальных образовательных учреждениях имеются большие классы струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра.

Успешный опыт смешанных ансамблей должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по специальности.

Данная программа разработана для ансамбля струнных народных инструментов.

2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»

Реализации данной программы осуществляется с 4 по 8 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет) и со 2 по 5 классы (по образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет).


3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Таблица 1

Срок обучения – 8 (9) лет

Класс

с 2 по 8 классы

9 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

462

(в том числе из обязательной части - 330 часов, из вариативной части - 132 часа)

132

Количество часов на аудиторные занятия

231

(в том числе из обязательной части - 165 часов, из вариативной части - 66 часов)

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

231

(в том числе из обязательной части - 165 часов, из вариативной части - 66 часов)

66

Консультации (часов в неделю)

8

2


Таблица 2

Срок обучения – 5 (6) лет

Класс

с 2 по 5 классы

6 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

264

132

Количество часов на аудиторные занятия

132

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

132

66

Консультации

6

2


Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

5. Цель и задачи учебного предмета

Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Задачи:

  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

  • расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;

  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

  • формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.

Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства "Народные инструменты".

Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения инструменталистов - народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству флейтистов, ударников, пианистов и исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического или народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей.

Занятия в ансамбле – накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре.

6. Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:

  • возраста учащихся;

  • их индивидуальных способностей;

  • от состава ансамбля;

  • от количества участников ансамбля.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, объяснение);

- метод показа;

- частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи).

Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.

8. Описание материально – технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»

Материально – техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных оркестровых русских народных инструментов, а также должны быть созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.



II. Содержание учебного предмета

Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах искусств – дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т. д.

Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов, (только из домр, балалаек, баянов, гитар, гуслей), так и из различных групп инструментов, куда могут входить домра, баян и балалайка, гусли, гитара.

Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться.

Варианты возможных составов ансамблей:



  1. Однородные составы:

    1. Дуэты

  • Дуэт домристов – домра малая I, домра малая II (или домра малая и домра альт – в старших классах 7, 8);

  • Дуэт балалаечников – балалайка прима I, балалайка прима II;

  • Дуэт баянистов – баян I, баян II;

  • Дуэт гитаристов – гитара I, гитара II;

  • Дуэт гусляров – гусли I, гусли II.

    1. Трио

  • Трио домристов – домра малая I, домра малая II , домра альт;

  • Трио балалаечников – балалайка прима I, II, балалайка альт;

балалайка прима, балалайка секунда, балалайка бас (в старших классах);

  • Трио баянистов – баян I , баян II , баян III;

  • Трио гитаристов - гитара I, гитара II, гитара III;

  • Трио гусляров – гусли I, гусли II, гусли III;

    1. Квартеты

  • Квартет домристов – домра малая, домра альт I, домра альт II, домра бас (в старших классах);

  • Квартет балалаечников – балалайка прима I, балалайка прима II, балалайка секунда, балалайка бас;

  • Квартет баянистов – баян I ,баян II, баян III, баян IV;

  • Квартет гитаристов – гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV;

  • Квартет гуслей – гусли I, гусли II, гусли III, гусли IV (при наличии в школе альтовых гуслей гусли IV заменяются гуслями альт);

  • Квартет гитаристов – гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV.

    1. Квинтеты

  • Квинтет домристов – домра малая I, домра малая II, домра альт I, домра альт II, домра бас (лучше балалайка бас);

  • Квинтет балалаечников – балалайка прима I, балалайка прима II, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас (лучше контрабас);

  • Квинтет баянистов – (при наличии в школе соответствующих инструментов) – баян I, баян II, баян альт, баян тенор, баян бас;

  • Квинтет гитаристов – гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV, гитара V;

  • Квинтет гуслей – гусли I, гусли II, гусли III, гусли IV, гусли V (при наличии в школе гуслей альт, гусли V можно заменить на них).

    1. Секстеты

  • Секстет домристов – домра малая I, домра малая II , домра альт I, домра альт II, домра бас I, домра бас II;

  • Секстет балалаечников – балалайка прима I, балалайка прима II, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас, балалайка контрабас;

  • Секстет баянистов (при наличии в школе соответствующих инструментов) –

сопрано I, сопрано II, баян альт, баян тенор, баян бас, баян контрабас;

Соответственно по принципу прибавления еще одного инструмента формируются секстет гитаристов и гусляров.

  1. Смешанные составы:

    1. Дуэты:

      • домра малая, баян;

      • домра малая, балалайка прима;

      • домра малая, гитара;

      • балалайка прима, гитара;

      • баян, балалайка прима.

    1. Трио:

      • домра малая, балалайка прима, баян;

      • домра малая, домра альт, баян;

      • домра малая, балалайка секунда, балалайка бас.

    1. Квартеты:

      • домра малая, домра альт, балалайка прима, баян;

      • домра малая, домра альт, балалайка секунда, балалайка бас;

      • домра малая, домра альт, домра бас, баян.


    1. Квинтеты:

      • домра малая, домра альт, балалайка прима, баян, балалайка бас;

      • домра малая, домра альт, домра бас, баян, балалайка прима;

      • домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка секунда, балалайка бас.

    1. Секстеты:

      • домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка секунда, балалайка бас, баян;

      • домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка секунда, балалайка контрабас баян;

      • домра малая, домра альт I, домра альт II, домра бас, балалайка прима, баян.

Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования.

При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению руководителя ансамбля.


  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Срок обучения – 8 (9) лет

Аудиторные занятия: с 2 по 8 класс – 1 час в неделю, в 9 классе – 2 часа.

Самостоятельные занятия: с 2 по 9 класс – 1 час в неделю.

Срок обучения – 5 (6) лет

Аудиторные занятия: со 2 по 5 класс – 1 час в неделю, в 6 классе – 2 часа в неделю.

Самостоятельные занятия: с 2 по 6 класс – 1 час в неделю.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

  1. Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.


Срок обучения – 8 (9) лет

Годовые требования (домра)

Второй класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:

Конец октября - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Начало апреля - зачет – 1 пьеса наизусть.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта домр:

1. «Посеяли девки лен». Обр. русской народной песни

2. Мусоргский М.«Поздно вечером сидела». Хор из оперы « Хованщина»

3. Бетховен Л. «Прекрасный цветок»

4. «Пастушок» Чешская народная песня. Обр. С.Стемпневского

5. Гретри А. «Кукушка»

6. Римский – Корсаков Н. «Проводы зимы» из оперы «Снегурочка»

7. Польдяев В. «Размышление»

Пьесы для дуэта домр, балалайки:

1. «Веселые гуси» - Украинская народная песня. Обр. М Красева

2. «Ходила младешенька» Обр. русской народной песни Т. Захарьиной

3. Финская народная песня. Обр. М.Феркельмана


Третий класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:

Конец октября - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – контрольный урок – 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Начало апреля - зачет – 1 пьеса наизусть.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта домр:

1.« Как в лесу, лесочке» Русская народная песня

2. Бейер Ф. «Быстрый ручеек»

3. Маляров В. «Мультики»

4. Тобис Б. «Чеботуха»

5. Моцарт В.А. «Колокольчики» из оперы «Волшебная флейта»

6. Кригер И. Менуэт

Пьесы для дуэта домр, балалайки:

1. Дербенко Е. «Котенок», «Раз – два» из сюиты «Детский альбом»

2. Вебер К. «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок»

3. Майкапар С. «Колыбельная», «Маленький командир» из цикла «Бирюльки»

4. Гречанинов А. «Маленькая сказка» из «Детского альбома»


Четвертый класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:

Конец октября – контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – зачет – 1 пьеса наизусть,

Начало марта – контрольный урок – 2 пьесы по нотам,

Начало апреля – зачет – 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр:

1. Мендельсон Ф. – «У колыбели»

2. Рамо Ж. – Менуэт

3. Даргомыжский А. – «Ванька – Танька»

4. «Ты не стой, не стой, колодец». Обр. русской народной песни. А Лядова

Пьесы для дуэта домр, балалайки:

1. Мильман М. «В школе на перемене»

2. Майкапар С. «Музыкальная шкатулка», «Мотылёк» из Цикла «Бирюльки»

3. Бетховен Л. Менуэт

4. «Тонкая рябина». Русская народная песня. Обр. А. Шалова


Пятый класс (1час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:

Конец октября - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – зачет – 1 пьеса наизусть,

Начало марта – контрольный урок – 2 пьесы по нотам,

Начало апреля – зачет – 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр:

1. Фибих З. «Поэма»

2. Пёэрль П. «Три танца»

3. Корелли А. «В темпе менуэта»

4. Польдяев В. Гавот

5. Дербенко Е. «Лирическое настроение»

6. Шостакович Д. «Детская полька»

Пьесы для дуэта домр, балалайки:

1. Боккерини Л. Менуэт

2. Люли Ж. Гавот

3. Дербенко Е. «Вальс снежинок», «Веселая игра» из «Детского альбома»

Пьесы для домры и шестиструнной гитары:

1. Янгель Ф.К. «Юля – вальс»

2. Бах И.С. Сицилиана

3. Сор Ф. Старинный испанский танец


Шестой класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:

Конец октября – контрольный урок – 2 пьесы по нотам,

Середина декабря – зачет – 1 пьеса наизусть,

Начало марта – контрольный урок – 2 пьесы по нотам,

Начало апреля – зачет – 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр:

1. Корелли А. Гавот из Камерной сонаты

2. Цинцадзе С. Мелодия

Пьесы для дуэта домра и балалайка:

Куперен Ф. Рондо.

Пьесы для трио: домра, балалайка и шестиструнная гитара:

Рамо Ж. Ф. Тамбурин

Пьесы для трио: домра, балалайка и баян:

Тамарин И. «Музыкальный привет»

Пьесы для домры и шестиструнной гитары:

Чиполони А. «Венецианская баркарола»

Пьесы для домры малой, домры альт и шестиструнной гитары:

Мусоргский М. Раздумье

Пьесы для домры малой, домры альт и фортепиано:

Меццакапо Э. Песня гондольера


Седьмой класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:

Конец октября – контрольный урок – 2 пьесы по нотам,

Середина декабря – зачет – 1 пьеса наизусть,

Начало марта – контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Начало апреля – экзамен – 2 пьесы наизусть.

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:

1. Корелли А. «Прелюдия» и «Куранта» из «Камерной сонаты»

2. Петров А. Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля»

3.Польдяев В. Хоровод

Пьесы для дуэта домр и балалайки в сопровождении фортепиано:

1. Тамарин И. «Малыш» (Регтайм)

2. Гаврилин В. «Танцующие куранты»

Пьесы для домры малой, домры альт и фортепиано:

Меццакапо Е. «Мини – гавот»

Пьесы для домры и шестиструнной гитары:

Фюрстенау К. «Аллегретто»

Пьесы для домры малой 1, 2, домры альт и фортепиано:

Хачатурян А. Серенада из спектакля «Валенсианская ночь»


Восьмой класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:

Конец октября – контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – зачет – 2 пьесы наизусть,

Начало марта – контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Начало апреля – зачет – 2 пьесы наизусть.

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:

1. Онеггер А. Дуэт из «Маленькой сюиты»

2. Глазунов А. Гавот из балета « Барышня – служанка»

3. Цыганков А. « Под гармошку»

Пьесы для дуэта домр и балалайки:

1. Шишаков Ю. «Пахал Захар огород»

2. Шостакович Д. Полька-шарманка

Пьесы для дуэта домр, балалайки и фортепиано:

1. Крамер Д. «Танцующий скрипач»

2. Тамарин И. Каприччио


Девятый класс (2 часа в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:

Конец октября – контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – зачет – 2 пьесы наизусть,

Начало марта – контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Начало апреля – зачет – 2 пьесы наизусть.

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:

1. Цыганков А. Серенада – болеро

2. Глиэр Р. Танец на площади из балета «Медный всадник»

Пьесы для дуэта домр и балалайка:

1. Шишаков Ю. «Воронежская хороводная»

2. Обер Ж. «Жига»

3. «Ай, все кумушки, домой». Обр. русской народной песни Б.Трояновского

Пьесы для дуэта домр, балалайки и фортепиано:

1. Тамарин И. «Малыш» – Регтайм

2. Польдяев В. Юмореска




Годовые требования (балалайка)

Второй класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:

Конец октября – контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – контрольный урок – 1 пьеса наизусть,

Начало марта – контрольный урок – 1 пьес по нотам,

Начало апреля – зачет – 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:

1. «Вдоль да по речке». Русская народная песня. Обр. В.Авксентьева

2. «Соловьем залетным». Русская народная песня. Обр. В.Авксентьева

3. Финская народная песня. Обр. М.Феркельмана

4. Моцарт В.А. Буре

5. Шуман Р. Мелодия


Третий класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:

Конец октября – контрольный урок – 1 пьес по нотам,

Середина декабря – контрольный урок – 1 пьеса наизусть,

Начало марта – контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Начало апреля – зачет – 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек:

1. «Ой, цветет калина». Русская народная песня. Обр. В. Авксентьева

2. «Уральская рябинушка». Русская народная песня. Обр. В. Авксентьева

3. Тамарин И. «Веселая игра»

4. Шишаков Ю. «Эко сердце»

5. Дунаевский И. Галоп


Четвертый класс (1 час в неделю).

В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:

Конец октября – контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – зачет – 1 пьеса наизусть,

Начало марта – контрольный урок – 2 пьесы по нотам,

Начало апреля – зачет – 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек:

1. «Волга – реченька глубока». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

2. Шишаков Ю. «Ой, веночки»

3. «Во лузях». Русская народная песня. Обр. В.Авксентьева

4. «Выйду ль я на реченьку». Русская народная песня. Обр. В.Авксентьева

Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:

1. Н. Римский – Корсаков Колыбельная из оперы «Садко»

2. Бетховен Л. Немецкий танец


Пятый класс (1час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:

Конец октября - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – зачет – 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок – 2 пьесы по нотам,

Начало апреля - зачет – 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек:

1. «Тонкая рябина». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

2. «Во лесочке комарочков много уродилось». Русская народная песня.

Обр. А.Шалова

3. «Заставил меня муж парну банюшку топить». Русская народная песня.

Обр. А. Шалова

4. «Полянка». Русская плясовая. Обр. Б Авксентьева

5. Белецкий В., Розанов А. Марш – гротеск

6. Тамарин И. Кубинский танец


Шестой класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:

Конец октября - контрольный урок – 2 пьесы по нотам,

Середина декабря – зачет – 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок – 2 пьесы по нотам,

Начало апреля - зачет – 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек:

1. «На горе было, горе». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

2. «Кольцо души девицы». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

3. Дербенко Е. Прелюдия

4. «Тум – балалайка». Еврейская народная песня. Обр. А. Шалова

5. Дюран О. Чакона

6. «Как по травке». Русская народная песня. Обр. Андрюшенкова Г.


Седьмой класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:

Конец октября - контрольный урок – 2 пьесы по нотам,

Середина декабря – зачет – 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Начало апреля - экзамен – 2 пьесы наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:

1. Глазунов А. Пиццикато

2. «При долинушке». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

3. Дербенко Е. Ливенский ковбой

4. Конов В. Импровизация на тему «Подмосковные вечера»

5. Чайковский П. Танец пастушков из балета «Щелкунчик»

6. Юн-Сын-Дин «У родника»


Восьмой класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:

Конец октября - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – зачет – 2 пьесы наизусть,

Начало марта - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Начало апреля - зачет – 2 пьесы наизусть.


Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:

1. Чайковский П. Танец Феи драже из балета « Щелкунчик»

2. «Чтой - то звон» Русская народная песня. Обр. А. Шалова

3. Авксеньтьев Б. «Кумушки»

4. Чайковский П. Марш из балета «Щелкунчик»

Пьесы для дуэта балалайка и гитара:

1. Штраус И. Трик – трак (Полька)

2. «Винят меня в народе». Русская народная песня. Обр. А. Шалова


Девятый класс (2 часа в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:

Конец октября - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – зачет – 2 пьесы наизусть,

Начало марта – контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Начало апреля – зачет – 2 пьесы наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек и гитары:

1.Венявский Г. Мазурка

2. Глинка М.«Я встретил Вас»

Пьесы для дуэта балалаек и домры:

1. Дакен К. Кукушка

2. Цинцадзе С. Хоруми (Грузинский танец)

Пьесы для унисона балалаечников:

1. Римский – Корсаков Н. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

2. Андреев В. Торжественный полонез


Срок обучения – 6 лет

Годовые требования (домра)

Второй класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:

Конец октября – контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – контрольный урок – 1 пьеса наизусть,

Начало марта – контрольный урок – 1 пьес по нотам,

Начало апреля – зачет – 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр:

1. «Виноград в саду цветет». Обр. русской народной песни

2. «Пешеход». Детская песенка. Обр. Ю. Фортунатова

3. Гайдн Й. Песня

4. Гретри А. Кукушка

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:

1. «Как в лесу, лесу – лесочке». Обр. русской народной песни

2 « Вечерком красна девица». Обр. русской народной песни В. Евдокимова

Пьесы для дуэта домра и балалайка:

1. Майкапар С. «Музыкальная шкатулка» из цикла «Бирюльки»

2. Гречанинов А. «Маленькая сказка» из «Детского альбома»


Третий класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:

Конец октября – контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – контрольный урок – 1 пьеса наизусть,

Начало марта – контрольный урок – 1 пьес по нотам,

Начало апреля – зачет – 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр:

1. Маляров В. Хрустальный замок

2. Моцарт В.А. Дуэт № 1 (D-dur)

3. «Лук» Чешский народный танец. Обр. А Комаровского

4. «Ивушка». Обр. русской народной песни А. Александрова

Пьесы для дуэта домр и балалайки:

1. «От села до села» Обр. русской народной песни Е. Авксентьева

2. Гречанинов А. «В разлуке», «Верхом на лошадке» из «Детского альбома»

Пьесы для дуэта домр, балалайки и фортепиано:

Феоктистов Б. Плясовой наигрыш


Четвертый класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:

Конец октября – контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – контрольный урок – 1 пьеса наизусть,

Начало марта – контрольный урок – 2 пьесы по нотам,

Начало апреля – зачет – 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр:

1. Моцарт В.А. Дивертисмент №12

2. Марини Б. Куранта

3. Лядов А. Шуточная

Пьесы для дуэта домр, балалайки:

1. Мильман М. «В школе на перемене»

2. Гречанинов А. «В разлуке», «Танец» из « Детского альбома»

3. «Я с комариком плясала». Обр. русской народной песни Б. Трояновского

4. Мошковский М. Испанский танец

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:

1. Бах И.С. Два дуэта

2. Польдяев В. Марш

Пьесы для домры и гитары:

1. Милано Ф. де Канцона

2. Марчелло Б. Аллегро из Сонаты d-moll

Пятый класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:

Конец октября – контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – контрольный урок – 1 пьеса наизусть,

Начало марта – контрольный урок – 2 пьесы по нотам,

Начало апреля – зачет – 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр:

1. « У ворот гусли вдарили». Вариации на тему русской народной песни

2. Страделла А. Аллегро

3. Россини Дж. Пять дуэтов

Пьесы для дуэта домр, балалайки:

1. Делиб Л. Пиццикато

2. Дербенко Е. «Веселая игра» из «Детского альбома»

3. «Ой, да ты, калинушка». Обр. русской народной песни А. Шалова

Пьесы для домры и гитары:

Вивальди А. Анданте из Концерта для двух мандолин

Пьесы для дуэта домр и гитары:

Мусоргский М. Раздумье


Шестой класс (2 часа в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:

Конец октября – контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – контрольный урок – 1 пьеса наизусть,

Начало марта – контрольный урок – 2 пьесы по нотам,

Начало апреля – зачет – 1 пьеса наизусть.

Пьесы для квартета домр (домра малая I, II, домра альт, домра бас)

1. Моцарт В.А. Романс из «Маленькой ночной серенады»

2. Тамарин И. Старинная прялка

Пьесы для домры и гитары:

1. Писарев Е. Осеннее настроение

2. Горбенко В. Вариации в старинном стиле

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:

1. Польдяев В. «Старинный дилижанс»

2. Польдяев В. Полька – диалог.

3. Городовская В. «Пряха». Обр. русской народной песни.

4. Чайковский П. Чардаш из балета «Лебединое озеро»

Пьесы для дуэта домр:

1. Бызов А. Новелла из Сюиты для двух домр

Пьесы для дуэта домр, балалайки

1. Дакен К. Кукушка

2. Куперен Ф. Рондо

3. «Ай, все кумушки, домой». Обр. русской народной песни Б. Авксентьева


Годовые требования (балалайка)

Второй класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:

Конец октября – контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – контрольный урок – 1 пьеса наизусть,

Начало марта – контрольный урок – 1 пьес по нотам,

Начало апреля – зачет – 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:

1. Красев М. Веселые гуси

2. Захарьина Т. Эстонский народный танец

3. «Ехал казак». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

4. Старинная французская песенка. Обр. Г. Вишко

Пьесы для унисона балалаечников:

«Во саду ли, в огороде». Русская народная песня. Обр. Илюхина А.


Третий класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:

Конец октября – контрольный урок – 1 пьес по нотам,

Середина декабря – контрольный урок – 1 пьеса наизусть,

Начало марта – контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Начало апреля – зачет – 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:

1. Страхов В. «Дедушка Андреев»

2. Белавин М. Эстонский танец

3. Бах И. С. Менуэт

4. Гладков Г. Песня друзей

5. Грязнова Т. «Па д, эспань»

Четвертый класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:

Конец октября - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок – 2 пьесы по нотам,

Начало апреля - зачет – 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:

1. Трояновский Б. «Ах ты, береза»

2. Андреев В. «Как под яблонькой»

3. «Степь да степь кругом». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

4. «Во поле береза стояла». Русская плясовая. Обр. В Авксентьева

5. Будашкин Н. Родные напевы


Пятый класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:

Конец октября - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок – 2 пьесы по нотам,

Начало апреля - зачет – 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:

1. Авксеньтьев В. «Барыня»

2. Авксеньтьев В. «От села до села»

3. Панин В. Музыкальный момент

4. «Ой, да ты, калинушка». Русская народная песня. Обр. А.Шалова

5. «Научить ли тя, Ванюша». Обр. Г.Андрюшенкова


Шестой класс (2 часа в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:

Конец октября - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок – 2 пьесы по нотам,

Начало апреля - зачет – 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:

«Заиграй же мне, дударочку». Русская народная песня. Обр. В. Котельникова

Пьесы для унисона балалаечников:

1. Дитель В. «Коробейники». Обр. русской народной песни

2. «Во лесочке комарочков много уродилось». Обр. В.Глейхмана

Пьесы для дуэта балалайка и гитары:

1. Городовская В. «Памяти Есенина»

2. Шостакович Д. Романс из кинофильма «Овод»


III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:

- развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;

- реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;

- приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр);

- развитие навыка чтения нот с листа;

- развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;

- знание репертуара для ансамбля;

- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального коллектива;

- повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.


IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля успеваемости являются:

  • текущий контроль успеваемости учащихся;

  • промежуточная аттестация;

  • итоговая аттестация.

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

- качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

- темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.

Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.

Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Ансамбль». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания.

По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».

  1. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.


Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:


Таблица 4

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.


Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.




V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, как в обязательной, так и в вариативной части объем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю.

Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.

Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие – средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.

Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.

При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка - залог успешных выступлений.

В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.





VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы


  1. Учебная литература

Ансамбли струнных народных инструментов различных составов

  1. Азбука домриста Тетрадь 1. Составитель Дьяконова И. М., 2004

  2. Азбука домриста Тетрадь 2. Составитель Дьяконова И. М., 2004

  3. Азбука домриста (трехструнная домра). Младшие классы ДМШ. Составитель Разумеева Т. М., 2006

  4. Ансамбли для русских народных инструментов. Составитель Шалов А. и Ильин А. Л., 1964

  5. Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 4. М., 1973

  6. Ансамбли русских народных инструментов в музыкальной школе. Составитель Дьяконова И. М., 1995

  7. «Ансамбли русских народных инструментов». И. Обликин. Дуэты, трио, квартеты домр. Вып.1. М., 2004

  8. «Балалайка и домра». Часть 1. Составители Котягина Н. и Котягин А. С.-П., 1999

  9. «Балалайка и домра». Часть 2. Составители Котягина Н. и Котягин А. С.-П., 1999

  10. Городовская В. Пьесы для ансамблей малых домр в сопровождении фортепиано. Составитель Тарасова Г. М., 1999

  11. Джулиани М. Концертный дуэт для домры и гитары. С-П., 2000

  12. Дуэты. Под редакцией Фортунатова К. М., 1972

  13. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка домриста №2. Тетрадь 3. 4-5 классы музыкальной школы. Ансамбли. Составитель Чунин В. М., 2004

  14. Играют ансамбли русских народных инструментов. Вып. 1. 1980

  15. «Играем вместе» Пьесы для балалайки в сопровождении фортепиано и дуэта домра - балалайка учащихся ДМШ. Составители Бурдыкина Н. и Сенин И. Вып. 1. М., Аллегро, 2008

  16. «Играем вместе» Пьесы для домры в сопровождении фортепиано и ансамблей для учащихся ДМШ, ДШИ. Составители Бурдыкина Н. и Сенин И. Вып. 2. М., Аллегро, 2012

  17. «Играем вместе» Пьесы для ансамблей народных инструментов. ДМШ. М., 2005

  18. Играет дуэт «БИС». Пьесы для дуэта домра – балалайка. М., 2002

  19. Избранные произведения для смешанных ансамблей русских народных инструментов. Вып. 13. М.. 1970

  20. Избранные произведения для смешанных ансамблей русских народных инструментов. М., 1983

  21. Из репертуара квартета русских народных инструментов. « Сказ». М., 1979

  22. Инструментальные ансамбли для русских народных инструментов. Вып .1. М., 1972

  23. Инструментальные ансамбли. М., 1978

  24. Инструментальные ансамбли. Вып. 2. М., 1973

  25. Инструментальные ансамбли. Составитель Гевиксман В. М.,1973

  26. «Легкие дуэты». Составитель Ногарева Ю. С-П., 1999

  27. Меццакапо Е. Пьесы для домры. С-П., 2002

  28. Напевы звонких струн. Вып. 1. М., 1980

  29. Напевы звонких струн. Вып. 2. М., 1981

  30. Напевы звонких струн. Вып. 3. М., 1982

  31. «От соло до квартета» Пьесы для малой домры в ансамбле с альтовой домрой, гитарой, баяном. Составитель Потапова А. С-П., 2005

  32. Педагогический репертуар для ансамблей. Вып.1. Составитель и редакция Лачинова А. и Розанова В. М., 1966

  33. Педагогический репертуар для ансамблей. Вып.2. Составитель Розанов В. М., 1966

  34. Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра). III- V классы ДМШ. Вып. 2. М..1977

  35. Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра). 1-2 классы ДМШ. Вып.3. Составитель Александров А. М., 1981

  36. Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра). 1-2 классы ДМШ. Вып.4 Составитель Александров А. М., 1981

  37. Педагогический репертуар для ансамблей домры и гитары. Средние классы ДМШ и ДШИ. Составители Потапова А., Донских В. С-П., 2002

  38. Произведения зарубежных композиторов. Переложение для скрипки и гитары Возного В. С–П., 2007

  39. Произведения зарубежных и отечественных композиторов. Переложения для трехструнной домры и фортепиано. Для старших классов ДМШ. Составитель Потапова Л. К., 2010

  40. Пьесы для ансамблей балалаек. Составитель Розанов М. М., 1961

  41. Пьесы для ансамблей домр. Вып.1.Составитель Александров А. М., 1961

  42. Пьесы для ансамблей домр. Вып.2. М., 1963

  43. Пьесы для ансамблей домр. Вып.3. М., 1964

  44. Пьесы для ансамблей народных инструментов. М.,1961

  45. Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 4. Л., 1985

  46. Пьесы для ансамблей народных инструментов Составитель Болдырев И. М.,1962

  47. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.2. Составитель Мурзин В. М., 1960

  48. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.3. Составитель Гнутов В. 1961

  49. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.4. Составитель Сорокин М., 1963

  50. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.5. М.,1964

  51. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.6. М.,1965

  52. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.7. М.,1967

  53. Пьесы для ансамблей домр. Вып.3. М., 1964

  54. Пьесы для ансамблей смешанного состава. Вып. 6. М., 1965

  55. Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. М.,1963

  56. Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 4. М.,1985

  57. Пьесы для ансамблей домр в сопровождении фортепиано М., 2007

  58. Пьесы для домры и гитары ДМШ. С-П., 2004

  59. Пьесы для дуэта домр в сопровождении фортепиано. Составитель Польдяев В.М.. 2010

  60. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. М., 1963

  61. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 1. Смешанные ансамбли. М., 1966

  62. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 5. Пьесы для шестиструнных гитар. М., 1967

  63. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 6. Струнные ансамбли. М., 1966

  64. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 7. Струнные ансамбли. М., 1967

  65. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 7. Струнные ансамбли. М., 1967

  66. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 8. М., 1967

  67. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып 11. Ансамбли шестиструнных гитар. М., 1968

  68. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 13. Струнные ансамбли. М., 1970

  69. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 16. М., 1971

  70. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 19 Смешанные ансамбли. Составитель Розанов В. М., 1972

  71. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 24. Смешанные ансамбли. Составитель Евдокимов В. М., 1974

  72. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 26. Составитель Гаврилов Л. М., 1975

  73. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 27. Составитель Розанов В. М., 1975

  74. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 29. Составитель Розанов В. М., 1977

  75. Русский народный ансамбль. М., 1972

  76. Сборник пьес. М., 1932

  77. Сборник произведений для инструментальных ансамблей. Л., 1960

  78. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.2. М., 1970

  79. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.3. М., 1972

  80. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.4.М., 1973

  81. Смешанные составы ансамблей русских народных инструментов. Вып.5. М., 1974

  82. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.7. Составитель Викторов В., Нестеров В. М., 1976

  83. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.8. М., 1977

  84. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.10. М., 1980

  85. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.11. М., 1981

  86. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.12. М., 1982

  87. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.19. М., 1972

  88. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.24. М., 1974

  89. Хрестоматия для ансамблей. Вып. 1. Составители Лачинов А., Розанов В. М., 1965

  90. Хрестоматия домриста (трехструнная домра). ДМШ 1-3 классы. Составитель Евдокимов В. М., 1989

  91. Хрестоматия домриста (трехструнная домра) ДМШ 4-5 классы. Составитель Евдокимов В. М., 1990

  92. Хрестоматия для домры и фортепиано. Младшие классы ДМШ. Составитель Быстрицкая Л. С-П., 2005

  93. Шелков Н. Сборник произведений для инструментальных ансамблей. М., 1960

  94. Шесть пьес для двух балалаек с фортепиано. Л., 1960

2. Нотная литература для переложений

1. Дуэты. Под редукцией Фортунатова К. М., 1967

2. Моцарт В. А. Дуэты для двух флейт. М.,1932

3. Пьесы для двух скрипок. Тетрадь 1. Составитель Захарьина Т. Л., 1966

4. Пьесы для двух скрипок. Тетрадь 2. Составитель Захарьина Т. Л., 1966

5. Песни и пьесы. Для мандолины и семиструнной гитары. Вып. 1. Составитель Мурзин В. М.,1962

6. Песни и пьесы. Для мандолины и гитары. Вып. 2. Составитель Гнутов В. М.,1963

7. Песни и пьесы. Для мандолины и гитары. Вып. 3. Составитель Мурзин В. М.,1964

8. Торелли Дж. Концерт для двух скрипок. М., 1969

9. Феферман Б. 1 дуэтов для двух скрипок. Фрунзе, 1969

10. Пьесы советских композиторов для скрипичного ансамбля и фортепиано. Переложение Лепилова Д. М., 1966

3. Ансамбли русских народных инструментов смешанного состава

1. Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 4. М.,1973

2. Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 5. М.,1974

3. Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 6. М.,1975

4. Избранные произведения для смешанных ансамблей русских народных инструментов. М., 1983

5. Педагогический репертуар для ансамблей. Вып. 2. Составители Лачинов А., Розанов В. М., 1966

6. Педагогический репертуар для ансамблей. Вып. 3. Составители Лачинов А., Розанов В. М., 1968

7. Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра)

8. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 1. М.,1977

9. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 2. М.,1979

10. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.3. М.,1980

11. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.4. М., 1981

12. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.7. М., 1984

13. Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 4. Л., 1985

14. Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Блинов Ю. М., 1960

15. Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Иванов Н. М., 1961

16. Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Тонин А. М., 1962

17. Пьесы и песни для эстрадного ансамбля. Составитель Марьин А. М., 1962

18. Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 1. Составитель Лондонов П. М., 1961

19. Пьесы, народные песни и танцы. Вып 2. Составитель Мурзин В. М., 1963

20. Пьесы, народные песни и танцы. Вып.3. Составитель Мурзин В. М., 1964

21. Пьесы, народные песни и танцы. Вып.4. Составитель М., 1965

22. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.1. М., 1963

23. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.7. М., 1967

24.Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.12. М., 1967

25. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.13. М., 1970

26. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.19. М., 1971

27. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 20. М., 1972

28. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 22. М., 1973

29. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 26. Составитель Гаврилов Л.-М., 1975

30. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 27. Составитель Розанов В. М., 1975

31. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 29. Составитель Розанов В. М., 1977

32. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 30. Составитель Гаврилов Л. М., 1978

34. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.31.Составитель Гаценко А. М., 1978

35. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.32. Составитель Розанов В. М., 1979

36. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.33. Составитель Розанов В. М., 1981

37. Сборник произведений для инструментальных ансамблей. М., 1960

38. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.1. 1969

39. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.5. 1974

40. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.8. 1974

50. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.10. 1980

51. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.11. 1981

52. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.12. 1982

4. Методическая литература

1. Васильев Ю. Широков А. Рассказы о русских народных инструментах М., 1986

2. Демидов А. Вопросы формирования ансамбля русских народных инструментов. Вопросы исполнительства на народных инструментах. Вып.1.С- П., 2004

3. Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987

4. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов М., 1984

5. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М., 1999

6. Методика обучения игре на народных инструментах. Составитель Говорушко П. М., 1975

7. Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера. Сборник трудов. Вып. 85. Составитель Зиновьев В. М., 1986

8. Поздняков А. Работа дирижера с оркестром русских народных инструментов. Методические указания для студентов – заочников отделений народных музыкальных инструментов высших учебных заведений и училищ. М.,1964

9. Попонов В. Русская народная инструментальная музыка. М.. 1984

10. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. Справочник. М., 1985

11. Ушенин В. Работа со смешанным ансамблем русских народных инструментов в ВУЗе. Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах М., 1984

12. Шишаков Ю. Инструментовка для русского народного оркестра. Учебное пособие. М., 2005

5. Учебная литература для балалаечников

1. Альбом балалаечника. Вып. 1. ДМШ. Составители Иншаков И., Горбачев А.М., 2004

2. Библиотека балалаечника. Русские народные песни. Вып. 6. М.,1958

3. Библиотека балалаечника. Русские народные песни. Вып. 8. М., 1958

4. Библиотека юного музыканта. Дуэты балалаек. Хрестоматия для 1-2 классов, Л., 1991

5. Из репертуара народного артиста России Михаила Рожкова. Составитель Шумидуб А. М., 1997

6. Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке. М., 1971

7. Курченко А. «Детский альбом ля балалайки и фортепиано для учащихся ДМШ и ДШИ». М., 2003

8. Произведения русских композиторов. Переложение для балалайки, ансамблей и фортепиано. Составители Иншаков И., Горбачев А. М., 2007

9. Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано. Составитель Андрюшенков Г. С- П., 2003

10. Шалов А. Русские народные песни. Концертные обработки для дуэта балалаек и фортепиано. М., 1994

11. Хрестоматия балалаечника. ДМШ 4-5 классы. Составители В. Зажигин, С. Щегловитов. М., 1986

12. Хрестоматия балалаечника. ДМШ 3-5 классы. Составитель В. Глейхман. М., 2007

13. Хрестоматия балалаечника. ДМШ 3-4 классы. Составители В. Авксентьев, Б. Авксентьев, Е. Авксентьев. М., 1960

43