Учебно-исследовательская деятельность как средство реализации социального опыта школьников.
- учитель географии МОАУ СОШ №5 города Тюмени
Арефьева И.В.
Способ решения проблемы:
? Современное общество ставит перед школой задачи подготовки выпускников, способных:
* гибко адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, умело решать возникающие проблемы;
* самостоятельно критически мыслить, уметь искать пути рационального решения проблем, используя современные технологии;
* быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
* грамотно работать с источниками информации;
* быть коммуникабельным;
* самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня
Организация учебно-исследовательской деятельности
Социальная функция учебно-исследовательской деятельности:
- Вступают в многосторонние связи с миром;
- Осваивают и присваивают (интернализируют) основные достижения культуры;
- Знакомятся с комплексом проблем и включаются в деятельность по их решению;
- Прогнозируют будущее;
- Ориентируются в выборе профессии
Реализация социального опыта
* формулировку темы
* используемые методы
* применяемые способы представления и защиты результатов
Процесс и результат взаимодействия школьников с социальной средой
Методы, применяемые в учебном исследовании, позволяющие формировать социальный опыт:
.
- Литературный - метод изучения имеющихся сведений о данной территории. Научная и научно-популярная литература знакомит с уже накопленными знаниями об объекте исследования;
- Полевые исследования;
- Картографический- метод предполагает использование карты для познания закономерностей в природе и хозяйстве изучаемой
- Статистический метод применяется при изучении природы, населения, хозяйства. Экономических связей, когда специально отбираются различные количественные показатели. В результате разнообразных подсчётов делаются соответствующие выводы о состоянии и тенденциях развития природы и хозяйства;
- Визуальные, непосредственные наблюдения изучаемых явлений и объектов обеспечивают описательную часть исследования;
- Анкетирование;
- Беседа;
- Документирование.
Структура исследовательской деятельности (Савенкова А.И.,2005)
Поисковая активность анализ оценка прогнозирование развития ситуации действия поисковая активность
Метод последовательной адаптации учащихся к проведению исследований (Гафитулин М.С.,2005)
- Выбор темы исследования.
- Процесс исследования.
- Оформление результатов исследования.
- Защита результатов исследования.
Ролевые (исследовательские) игры
- Игры на основе социального опыта в конкретной деятельности:
- Игры на основе социального опыта, связанного с общением учащихся друг с другом на основе решения экологической проблемы меняется роль ( ДОКЛАДЧИК, КРИТИК-ОППОНЕНТ, ПРОПАГАНДИСТ, КОНФОРМИСТ, ПЕССИМИСТ, ОПТИМИСТ
*игры-экспедиции,
*игры по созданию и экспертизе проектов,
*пресс-конференции и семинары «учёных».
Методы открытых образовательных технологий (Прокофьева Л.Б.,2006)
- «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
- «Дебаты»
- «Дидактический цикл»
- «Креативное письмо»
- «Кейс-стади»
- «ТРИЗ»
«Целостное исследование»
Летнее практическое задание: 6 кл.- «Описание АПТК»; 7 кл.- «Описание ПТК «Городской лес»»; 8 кл.- «Географическое описание места».
Учебное
исследование
Исследовательский проект.
Описание АПТК – «Городской лес»:
- Дата
- Кем сделано описание
- Адрес
- Тип антропогенного рельефа
- Растительность:
а) Древесная
Название древесных пород
береза
Обилие
Фенофаза
клен
Высота в см
Диаметр ствола в см
Жизненность
Характеристика кроны
б) Кустарники
в) Травянистая растительность
Название кустарников
Обилие
Высота в см
Фенофаза
Жизненность
Название травянистой растительности
Обилие
Высота в см
Фенофаза
Жизненность
План описания ПТК:
- Географическое положение ПТК (название населённого пункта вблизи которого находится ПТК, расстояние и направление до ПТК );
- Форма рельефа в пределах которой находится ПТК;
- Особенности климата территории, на которой находится ПТК (климатический пояс, t июля, t января, количество осадков);
- Тип ПТК (лес или луг) и его описание согласно плану;
- Антропогенные нарушения в пределах ПТК.
- Приложения (фотографический материал: общий вид ПТК, типичные растения, антропогенные нарушения; гербарий)
Описание ПТК- лес:
1.Тип леса (хвойный, лиственный, смешанный).
2.Опишите ярусы растительности:
а)древесный ярус (название дерева, его высота, диаметр ствола, фенологическая фаза);
б)кустарниковый ярус (название дерева, его высота, фенологическая фаза);
в)травянистый и кустарниковый ярус (степень задернённости почвы(на глаз), виды растений, высота, фенологическая фаза);
г)мохово-лишайниковый ярус (степень плотности мохового покрова (очень плотный, плотный, рыхлый, очень рыхлый)
Описание ПТК – луг:
1.Характер происхождения (заливной(пойменный),суходольный (на лесной вырубке, на месте пожара).
2.Преобладающая растительность (название, обилие, фенологическая фаза).
3.Ядовитые растения.
4.Медоносные растения.
5.Использование луга местным населением.
Географическое описание места:
1.Природные условия.
2.Тип населённого пункта.
3.Численность и примерный состав жителей, их территориальная подвижность.
4. Преобладающий вид деятельности населения.
5. Традиции, интересные страницы исторического прошлого.
6. Современный облик населённого пункта.
Список возможных вариантов объектов исследования:
- I. Личность в истории географических открытий.
- II.Географические открытия.
- IV.Компоненты природного комплекса.
I. Личность в истории географических открытий.
1.Татищев Василий Никитич (1686-1750).
2.Иван Москвитин.
3.Ерофей Хабаров.
4. «Камчатский Ермак»-Владимир Атласов.
5.Анучин Дмитрий Николаевич (1843-1923).
- Ф.И.------------------------
- Класс----------------------
- Тема, которая Вас заинтересовала (обведи кружком)
- Ключевые вопросы (что хотелось бы узнать по данной теме; слова подсказки для формулировки вопросов: «установить», «выявить», «выяснить», «изучить».
- Укажи способ выполнения:
а) индивидуально;
б) в составе группы.
II.Географические открытия.
1.Поход Фёдора Курбского и московской рати в Сибирь.
2. «Мангазейский морской ход».
3.Поход Ермака в Сибирь.
4.Поиски реки Лены отрядом Пенды.
5.Поход Василия Бугра на р.Лену.
6.Экспидиционная деятельность Анучина Д.Н.
7.Путешествие Александра Гумбольдта в Россию.
8.Кругосветное путешествие на кораблях «Моллер» и «Сенявин».
- Ф.И.------------------------
- Класс----------------------
- Тема, которая Вас заинтересовала (обведи кружком)
- Ключевые вопросы (что хотелось бы узнать по данной теме; слова подсказки для формулировки вопросов: «установить», «выявить», «выяснить», «изучить».
- Укажи способ выполнения:
а) индивидуально;
б) в составе группы.
III.Природные явления.
- Ф.И.------------------------
- Класс----------------------
- Тема, которая Вас заинтересовала (обведи кружком)
- Ключевые вопросы (что хотелось бы узнать по данной теме; слова подсказки для формулировки вопросов: «установить», «выявить», «выяснить», «изучить».
- Укажи способ выполнения:
а) индивидуально;
б) в составе группы.
1.Бифуркация на реках России.
2.Карст.
3.Сейши.
4.Меандрирование на реках Тюменской области.
IV.Компоненты природного комплекса.
1.Особенности горной полосы Урала в границах Тюменской области.
2.Формы рельефа Тюменской области, связанные с процессами морозного выветривания и действием силы тяжести.
3.Роль горной полосы Урала в формировании климата Тюменской области.
4.Климатические рекордсмены Тюменской области.
5.Почвообразовательные процессы на территории юга Тюменской области.
- Ф.И.------------------------
- Класс----------------------
- Тема, которая Вас заинтересовала (обведи кружком)
- Ключевые вопросы (что хотелось бы узнать по данной теме; слова подсказки для формулировки вопросов: «установить», «выявить», «выяснить», «изучить».
- Укажи способ выполнения:
а) индивидуально;
б) в составе группы.
V.Народы.
- Ф.И.------------------------
- Класс----------------------
- Тема, которая Вас заинтересовала (обведи кружком)
- Ключевые вопросы (что хотелось бы узнать по данной теме; слова подсказки для формулировки вопросов: «установить», «выявить», «выяснить», «изучить».
- Укажи способ выполнения:
а) индивидуально;
б) в составе группы.
1.Русское население Сибири.
2.Сальдо миграции населения Тюменской области.
3.Миграционные процессы в Тюменской области.
4.Религиозный состав населения Тюменской области.
5.Предметы духовной культуры народов мира в моей семье.
6.Религиозные традиции сибирских татар.
VI. Города
- Ф.И.------------------------
- Класс----------------------
- Тема, которая Вас заинтересовала (обведи кружком)
- Ключевые вопросы (что хотелось бы узнать по данной теме; слова подсказки для формулировки вопросов: «установить», «выявить», «выяснить», «изучить».
- Укажи способ выполнения:
а) индивидуально;
б) в составе группы.
1.Первый европейский город России.
2.Мой город на карте области.
3.Города-научные центры Подмосковья.
4.Из дневника моих путешествий «что ни город, то норов».
Форма изложения исследовательской работы
отчёт
статья
реферат
Компьютерная презентация
стендовый доклад
отчёт
1.Название темы.
2.Введение.
3.Цельработы и ее задачи.
4.Методика работы.
5.Описание работы.
6.Выводы.
7.Библиография.
8.Приложение.
Общие принципы структурирования содержания исследовательских работ (Зачёсова Е.В.,2006)
Статья
*формулировка целей – 5-10%;
*краткий литературный обзор по теме работы -10-20%;
*описание использованных методов -10-20%;
*полученные результаты-30-50%;
*объяснение результатов- 10-20%;
*выводы- 5-10%;
*список используемой литературы, не менее 5 источников.
Реферат
*введение 10-20%
-обоснование выбора темы;
-постановка цели;
-формулировка гипотезы;
*основная часть работы 50-70%
-оценка современного состояния исследуемой темы;
-обзор литературы, представляющий несколько точек зрения на исследуемую тему, с фактами, толкованием и анализом:
-результаты самостоятельной работы;
-личное объяснение данных, отражающее позицию автора по теме работы;
*заключение 20-30%
-краткое резюме о проделанной работе;
-возможности практического применения полученных данных;
-перспективы работы по теме;
*приложения;
*список использованной литературы не менее 10 источников.
Компьютерная презентация результатов исследования (Зачёсова Е.В.,2006)
1.Титульный слайд (название работы, авторы, руководитель, консультант).
2.Цель работы, рабочая гипотеза.
3.Теоретическое обоснование актуальности исследования (при необходимости).
4.Используемые методы.
5.Этапы работы, описание результатов.
6.Объяснение результатов.
7.Выводы, возможности использования результатов исследования и перспективы работы по теме.
8.Источники информации.
Пример расположения текста на постере (Зачёсова Е.В.,2006)
Литература:
▪ Журнал «Народное образование»,2001
▪ Научно-практический журнал «Школьные технологии»
№ 2,3-2005; №4,5-2006
▪ www.researcher.ru