Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Онгудайская средняя общеобразовательная школа имени С.Т.Пекпеева»
«Девичья причёска и накосные украшения алтайских женщин.»
Учебно-исследовательская работа

Выполнила: Аларушкина Алина Руслановна,
обучающаяся 2«Д» класса
Руководитель: Епишкина
Ольга Александровна, классный руководитель
Консультант: Селешева Наталья Сергеевна, мама
с. Онгудай, 2017 г.
Содержание
Глава 1. Теоретическая часть.
1.Девичья причёска алтайских женщин.
2.Алтайские накосные украшения.
- Шалтрак.
- Шымырак.
-Шанкы
-Тана
Глава 2. Практическая часть.
Заключение
Литература
Тема: Девичья причёска и накосные украшения алтайских женщин.
Цель: Узнать об алтайских национальных накосных украшениях.
Задачи:
изучить литературу об алтайских накосных украшений , об возникновении накосных украшений алтайской женщины;
изучить последовательность ношения накосных украшений в соответствии с возрастом девушки.
Попробовать изготовить накосное украшение
Предмет исследования: накосное украшение
Объект исследования: значение накосных украшений алтайских женщин.
Гипотеза: значение накосных украшений алтайских женщин в современности сохранилось.
Методы исследования: опрос, изучение литературы, анализ, сравнение.
Актуальность: Все началось в детском саду, когда мне было 6 лет. На празднование «Чага Байрам» бы объявлен конкурс национальных алтайских костюмов. К этому мероприятию мне сшили костюм и накосное украшение. Я даже не знала, что это за украшение и как оно называется. Мне захотелось побольше о нем узнать: как оно произошло, что оно означает и вообще какие накосные украшения еще бывают. Ведь я же должна знать культуру, обычаи и традиции своего народа. В повседневной жизни мы не носим национальную одежду и украшения, видим ее только на свадьбах и других национальных праздниках. Поэтому очень важно самим знать и изучать материал о своей родной культуре.
Глава 1. Теоретическая часть.
1.Девичья причёска алтайских женщин.
Украшения алтайских женщин словно паспорт: по ним можно узнать, замужем она или нет, есть ли у нее дети и сколько их, мальчики это или девочки. Если это молодая девушка, то можно узнать сколько ей лет. Определителями возраста в девичьем костюме служили причёска и накосные украшения. Девочкам до 12 лет заплетали столько косичек, сколько ей полных лет.
Девочек до брачного возраста называли «сырмалу бала», т.е. - «имеющая причёску «сырмал». Эта причёска была довольно сложной: делался косой пробор, чёлка заплеталась в три косички, при этом одна из них укладывалась на левую, вплетая височные косички. Из волос на затылке заплетали несколько косичек.
Чтобы зрительно удлинить волосы, к ним прикалывали специальное украшение из конских волос «шургуул». Традиционная девичья причёска претерпела незначительные изменения. Например двукосье у девушек допускалось лишь в том случае, когда волосы заплетались повыше (замужние женщины носили две косы, которые заплетались за ушами). Вывод: таким образом, прическа женщины была не только красива, но и функциональна, по ней можно было определить возраст и статус женщины.
2.Алтайские накосные украшения.
Накосные украшения тоже имели возрастные отличия и считались своеобразными оберегами. «Кыстын бажын кара салбас» - говорилось в народе, что означает: «Девичью голову нельзя держать чёрной», т.е. она не должна быть без украшений.
- Шалтрак.
При рождении девочки родные и близкие дарили новорождённой различные украшения - бисер, бусы, раковины каури («jыламаш»), кисточки из шёлковых кисточек, перламутовые кисточки и т.д., с расчётом, что они понадобятся малышке для её будущих украшений. Бусины и бисер считались символами многодетности и богатства. Сначала их прикрепляли к дужке колыбели, а позже использовали при изготовлении шалтрака – оберег-погремушки. Имитируя накосные украшения, маленьким девочкам от 3 до 8 лет на спинке одежды прикрепляли украшение «шалтрак». Шалтрак изготовляли из кожи и нашивали на неё различные украшения, подаренные при рождении.
К шалтраку пришивали пуговицы, когти, раковины каури и т.д.. При трении предметов шалтрака издавался шорох, звон, чтобы домашние всегда могли знать по звуку, где находится ребенок. В наспинные украшения входили зубы животных, мешочки с собачьей шерстью. По народному поверью, наибольшей магической силой обладали ракушки моллюска каури. По своей форме они напоминают глаз, поэтому считалось, что это украшение способно уберечь от сглаза. Каури завозились купцами, поэтому стоили очень дорого. В литературе описываются случаи, когда за одну ракушку отдавали быка.
Круглой пуговице «топчы» приписывали силу дарить долголетие. От «топчы», якобы, исходит пожелание: «Пусть живёт так долго, как я, да сбудется моё благопожелание!».
Вывод: таким образом, украшения оберегали ребенка от сглаза.
- Шымырак.
Когда девочке исполнялось восемь лет, ей расстёгивали шалтрак, и до 14 лет она носила уже другое украшение - «шымырак». Шымырак собирали из деталей шалтрак. Особых норм здесь не придерживались, важно было, чтобы косы были украшены.
Накосные украшения девушек добрачного возраста состояли из шести нитей с жёлтыми и голубыми стеклянными бусами и раковинами каури. Длина такого накосника доходила до 30 см. Причёска была довольно сложной: делался косой пробор, чёлка заплеталась в три косички, при этом одна из них укладывалась на левую, вплетая височные косички. Из волос на затылке заплетали несколько косичек.
Вывод:таким образом, накосные украшения не только были определителями возраста в девичьем костюме.
-Шанкы.
Девушке, достигшей 14 лет, вплетали в косы особое украшение - «шанкы». Шанкы - это знак того, что девушка достигла брачного возраста. Шанкы обычно изготовляли из пяти квадратиков парчовой ткани с пришитыми к ней ракушками каури. Эти квадратики чередовались связками бус из восьми параллельных ниток. Последняя снизка бус была вдвое длиннее остальных и каждая нитка в ней оканчивалась маленькими колокольчиками или каури. Каждый год к шанкы прибавляются звенья с раковинами каури, так что по количеству звеньев можно посчитать, сколько ей лет.
Считалось, что что характерный звук трения раковин каури друг о друга и звон колокольчиков отпугивал злых духов, болезни и неприятности, а также оповещал окружающих о наличии незамужней девушки.А еще украшения звенят, у каждой девушки по разному, в зависимости от длины, количества бус и раковин. По звону шанкы алтайские мамы, обычно, не видя, могли определить, какая из дочерей идет .
Вывод: таким образом, накосные украшения не только были определителями возраста в девичьем костюме, но служили также оповещением окружающих о наличии незамужней девушки.
-Тана.
Алтайская девушка носит одну, три, семь и более кос. Когда девушка выходит замуж, ее косы расплетаются и заплетаются две косы. Это делается с песнями, за специальной занавеской. На девушку одевают чегедек - женскую одежду- длинный жилет с приподнятым плечом - как крылья.
Снятые с прически «сырмал» украшение «шанкы» тут же раздавались детям. А молодой женщине в косы вплетали новое украшение — «тана». «Тана» — это белые плоские пуговицы, нанизанные на черные нити под цвет волос.
Замужние женщины носят на косах украшения - диламаш, в которые вплетаются раковины каури - символ плодородия, а еще их в народе называют слезками океана, поэтому их не принято носить по одной.
Глава 2. Практическая часть.



Заключение
Мне было очень интересно работать по данной теме. Я узнала, что украшения обладают не только эстетическими свойствами, но и способностью предохранять, защищать человека от бед и сглаза.
Можно отметить, что национальная одежда алтайцев в настоящее время продолжает использоваться, хотя и в несколько измененном виде. Традиционная национальная одежда и украшения носятся в основном во время свадеб и национальных праздников. Тем не менее интерес к традиционной алтайской одежде не исчезает. В Республике Алтай почти в каждом селе есть свои мастерицы, сохранившие традиции и передающие их последующим поколениям. И нам самим нужно изучать, приобщаться и знать культуру своего народа.
Выводы:
Я пришла к следующим выводам:
- Я достигла своей цели и выполнила поставленные задачи.
- Гипотеза получила подтверждение: значение накосных украшений алтайских женщин в современности сохранилось.
Литература
Девичья причёска и накосные украшения
( отрывок из статьи « Традиционная женская одежда алтайцев». «Ажуда», январь 2004 г.)
Дьяконова В.П. Алтайцы. - Горно-Алтайск:-Юч Сюмер, 2001.