Тезисы
по теме: «Время. Остановить нельзя измерить»
направление «Математика»
Выполнила: ученица 3 «Б» класса Бузмакова Софья Сергеевна
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
г. Березники Пермского края
Еще в незапамятные времена человек столкнулся не только с необходимостью ориентироваться в пространстве, считать, измерять расстояния и площади, определять массу и вместимость, но и ориентироваться во времени и уметь его измерять. Для измерения времени надо было найти мерку. Но измерять его пальцами или шагами было нельзя. И эту мерку надо было искать в природе.
Прежде чем начать исследование по теме я решила узнать, насколько интересна эта проблема ребятам моего возраста. Для этого мы с моим руководителем составили анкету и провели анкетирование учащихся третьих классов МАОУ СОШ № 5.
Проведенное анкетирование (Прил. 1) показало, что мои одноклассники затрудняются охарактеризовать понятие «время» (Прил. 2). Значит, проблема определения и измерения времени была актуальна и остаётся актуальной для человечества на протяжении его существования.
Мне стало интересно, как появились единицы измерения времени и можно ли время остановить или его можно только измерить. Какими способами и приборами измеряют время, можно ли самим сделать эти приборы, будут ли они точными?
Цель работы: изучить и систематизировать информацию о понятии «время» и его измерениях, об изготовлении часов.
Задачи:
- Прочитать и проанализировать литературу, которая описывает понятие «время» и его измерения.
- Выяснить какие существуют единицы измерения времени.
- Сконструировать свои часы.
- Сделать выводы.
- Обобщить собранную информацию и познакомить с ней своих одноклассников.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существует четкое определение понятия «время» и его единиц измерения.
Объект исследования: Процесс измерения времени.
Предмет исследования: Приборы для измерения времени.
Методы исследования: сбор информации, анкетирование, анализ, изучение литературы, практическая работа.
Практическая значимость: обобщённый материал можно применять как на уроках математики, так и во внеурочное время для привития интереса к математике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потребность измерять время возникло у людей уже в глубокой древности, и определенные методы счета времени, и первые календари возникли много тысяч лет назад. Но в разных странах до сих пор используют различные виды календарей, которые совершенствуются в процессе исторического развития страны или народа, поэтому проблема летоисчисления еще не решена.
Для определения текущего времени суток люди изобрели такой прибор как часы. Существует множество видов часов, которые можно классифицируются и по механизму действия, и по размерам.
Прочитав много информации о времени, я поняла, что знать время и уметь его определять по часам – это несложно. Самое главное научиться беречь время, не проводить его бесполезно. Ведь время бежит всегда только вперед и его нельзя остановить.
Изучив много материала по вопросу «Типы часов», я решила сделать свои часы. При этом я остановила свой выбор на солнечных часах.
Мы сделали солнечные часы экваториального типа, как самые простые в изготовлении. Циферблат мы сами не чертили. Воспользовались готовым шаблоном – круглым. Главное при создании солнечных часов – это правильно сориентировать их в пространстве. Угол наклона циферблата относительно горизонтальной
плоскости определяется так: α=90°-φ,
где φ – географическая широта своего месторасположения. Узнать широту своего места жительства можно по карте или в Википедии. Мы делали часы для определения время на пляже на Азовском море. Мы отдыхали в станице Голубицкая г.Темрюк. Широта города Темрюк – 450 северной широты. А зная необходимые углы, очень просто сделать для наших солнечных часов наклонную подставку и потом наклеить на неё распечатанный на принтере циферблат. Направление стрелки должно быть на север. Для определения севера мы пользовались компасом.
Мои солнечные часы также как и все другие имеют один существенный недостаток: они могли «ходить» только на улице, да и то на освещенной солнцем стороне. Это, конечно, было крайне неудобно.
Так где же поставим запятую? Время. Остановить нельзя измерить!
Теперь я знаю точно: Время. Остановить нельзя, измерить!
Руководитель: учитель высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ№5» Калинина Надежда Николаевна