МОУ Борисоглебская СОШ №10
«Симметрия в окружающем мире»
Выполнил: Щёлоков Дмитрий,
ученик 7«Б» класса
Руководитель: учитель математики
Попова Елена Николаевна
г.Борисоглебск
О симметрия! Гимн тебе пою! Тебя повсюду в мире узнаю. Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке, Ты в елочке, что у лесной дорожки. С тобою в дружбе и тюльпан, и роза, И снежный рой – творение мороза!
Цель учебно-исследовательской работы :
доказать связь симметрии
с окружающим нас миром
Задачи исследования:
Ознакомиться с симметрией
- в математике,
- в литературе,
- в архитектуре,
- природе,
- технике,
- быту и т.д.
«симметрия»
этого термина Германом Вейлю С.И. Ожеговым
Симметрия – есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство.
Герман Вейлю
Симметрия – это соразмерность, пропорциональность в расположении частей чего-нибудь по обе стороны от середины, центра.
С.И.Ожегов
Стоя перед чёрной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна глазу? Что такое симметрия? Это врождённое чувство, отвечал я себе. На чём оно основано?
1
Две точки А и А1 называются
симметричными относительно прямой а ,
если эта прямая проходит через
середину отрезка АА1 и перпендикулярна к нему
D
Фигура называется
симметричной относительно прямой а ,
если для каждой точки фигуры
симметричная ей точка относительно прямой а
также принадлежит этой фигуре
А
А 1
О
Две точки А и А1 называются
симметричными относительно точки О ,
если О – середина отрезка АА1
В
С
О
А
D
Фигура называется
симметричной относительно точки О ,
если для каждой точки фигуры
симметричная ей точка относительно О
также принадлежит этой фигуре.
Зеркальная симметрия – билатеральная симметрия
Симметрия относительно прямой – двусторонняя симметрия
Симметрия относительно точки – лучевая симметрия
Человек – это часть природы, вне её он не может представить своё существование…
Палиндром - фраза, читающаяся одинаково в любую сторону.
- Аргентинец ценит негра А роза упала на лапу Азора А в Енисее синева Ум за рамки тупо плыл по пути к маразму Он дивен, палиндром, и ни морд, ни лап не видно.
- Аргентинец ценит негра
- А роза упала на лапу Азора
- А в Енисее синева
- Ум за рамки тупо плыл по пути к маразму
- Он дивен, палиндром, и ни морд, ни лап не видно.
Вывод
- В ходе исследования была выяснена связь такого математического свойства как симметрия с окружающим миром
Заключение.
В природе, различных отраслях науки, искусстве могут встречаться и другие свойства и объекты, связанные с математикой. Геометрические фигуры, тела, свойства имеются везде и во всём.
Литература.
- Л. В. Тарасов. Этот удивительно симметричный мир. Москва. Просвещение, 1982.
- Погорелов. Геометрия, 7-9 класс. Москва. Просвещение, 2000.
- Гильде В. Зеркальный мир. — М.: Мир, 1982г
- Материалы CD «Элективные курсы» «Симметрия вокруг нас», Волгоград,Учитель, 2007г
- Ресурсы Интернета