СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно- исследовательская работа "Сравнительный анализ свойств зубных паст"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно- исследовательская работа "Сравнительный анализ свойств зубных паст"

Просмотр содержимого документа
«Учебно- исследовательская работа "Сравнительный анализ свойств зубных паст"»

ГБОУ СПО «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»











Сравнительный анализ свойств зубных паст


Работа на конкурс «Творческий поиск»





Номинация: учение с увлечением




Автор: Емельянов Степан,

группа ЗИО 1-14




Руководитель: Слюсарь Кристина Сергеевна,

преподаватель химии и биологии












Новокузнецк, 2015





Оглавление Стр.

Введение ……………………………………………………………………….……3

Глава 1. Состав и свойства компонентов зубных паст………………….………..5

1.1. Что такое зубная паста…………………………………………………………5

1.2. Ингредиенты и их назначение…………………………………………………5

1.3. Классификация зубных паст…………………………………………………..8

Глава 2. Механизм действия зубных паст …………………………………….…10

2.1. Строение зуба………………………………………………………………….10

2.2. Как образуется налет, кариес……………………………………..…………..11

2.3. Как действует зубная паста в полости рта…………………………………...12

Глава 3. Экспериментальная часть……………………………………………......13

3.1. Оценка органолептических показателей……………………………………..13

3.2. Определение pH……………………………………………………………….14

3.3. Пенообразование ……………………………………………………………...15

3.4. Действие уксусной кислоты………………………………………………….16

Заключение………………………………………………………………………....18

Список литературы ………………………………………………………………...19

Приложения

Приложение 1. Анализ анкетирования обучающихся 1 курса ГБОУ СПО «НТСТиСО»

Приложение 2. Сценарий мероприятия «Что бы зубы не болели»

Приложение 3. Презентация «Профилактика кариеса и выбор зубной пасты»

Введение

Дважды в жизни они даются человеку бесплатно,

Но если человек захочет получить их в третий раз,

Ему придется заплатить.

(Детская загадка)

Здоровье зубов – важнейший фактор здорового образа жизни. Одним из основных условий поддержания зубов в здоровом состоянии является ежедневная чистка зубов. Для этой цели применяются зубная щетка, зубная нить, зубочистки, жевательные резинки, зубные порошки и зубные пасты. Правильный выбор зубной пасты во многом определяет здоровье зубов. Зная это, рекламодатели уделяют большое внимание рекламе зубных паст на страницах газет и журналов, на телевидении. Если в выборе шампуня, геля для душа и других средств гигиены мы руководствуемся исключительно личными предпочтениями, то при выборе средств ухода за полостью рта надо помнить, что мы выбираем для себя фактически лекарство. Это касается, прежде всего, зубной пасты, неправильный выбор которой не только не решит существующие проблемы, но и создаст новые. Обычно в рекламе утверждается, что зубная паста защищает зубы от действия кислоты, которая образуется во рту во время и после потребления пищи, тем самым предотвращая кариес. А рекламируемых зубных паст очень много. Мы считаем, что личный опыт, подтвержденный химическим экспериментом, станет основой для правильного выбора.

Поскольку провести эксперимент на зубах, подтверждающий или опровергающий защитные свойства зубных паст невозможно, то рекламодатели ссылаются на опыты с куриным яйцом. Заинтересовавшись результатами подобных экспериментов и понимая важность проблемы качественного ухода за зубами, мы решили самостоятельно проверить защитные свойства нескольких видов зубных паст. Опросив студентов 1 курса ГБОУ СПО «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания», мы выбрали пять наиболее популярных торговых марок зубных паст и изучили действие на них различных факторов (Приложение 1).

Исходя из выше изложенного, целью нашей работы является сравнительный анализ свойств зубных паст и выбор наиболее эффективных с точки зрения защиты зубов.

Данная цель достигается путем решения следующих задач:

  1. Изучить состав и свойства зубных паст;

  2. Рассмотреть механизм действия зубных паст;

  3. Изучить методику проведения эксперимента;

  4. Определить эффективность действия зубных паст (исследование органолептических свойств зубных паст и пенообразования; определение эффективности действия зубной пасты по защите эмали зубов; определение водородного показателя (рН) у зубных паст);

  5. Сравнить эффективность действия зубных паст.

Объектом исследования является зубная паста, предметом – защитные свойства зубных паст разных торговых марок.

В качестве рабочей нами была принята следующая гипотеза: состав и свойства зубной пасты способны обеспечить защиту зубов от разрушения и укрепить зубную эмаль.

В ходе работы использовались такие методы исследования как анкетирование, эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ.













Глава 1. Состав и свойства компонентов зубных паст

    1. Что такое зубная паста

Зубная паста – это желеобразная масса (паста или гель) для чистки зубов.

В настоящее время промышленность выпускает большой ассортимент косметических средств, наиболее распространенным видом из них являются зубные пасты: на долю средств по уходу за зубами приходится около 20 % от общего объема выпускаемых косметических изделий.

Зубные пасты – эффективное и экономичное средство профилактики заболеваний зубов и полости рта. Их использование не требует привлечения медицинского персонала и носит регулярный характер.

В нашей стране когда-то преобладали зубные порошки (в состав которых входит химически осажденный мел, и около 2 процентов, по массе, отдушки). Однако порошки достаточно быстро загрязняются микробами, а отдушка исчезает вскоре после начала применения, плюс излишне высокие абразивные свойства этих средств гигиены не позволяют применять их регулярно. В настоящее, время зубные пасты являются наиболее распространенными средствами ухода за полостью рта.

    1. Ингредиенты и их назначение

Важнейшими факторами, формирующими потребительские свойства зубных паст, являются, прежде всего, состав и качество используемых ингредиентов. К ним относятся абразивные, влагоудерживающие и поверхностно-активные вещества, а так же различные добавки в зависимости от назначения зубных паст.

Абразивные вещества

Абразивные вещества — это основной ингредиент зубной пасты, который обеспечивает очищающее и полирующее действие.

К абразивам предъявляются следующие требования:

• химическая инертность;

• низкая адсорбционная способность по отношению к другим компонентам зубной пасты;

• хорошая смачиваемость;

• хорошо контролируемая истирающая способность по отношению к зубной эмали.

В настоящее время в качестве абразивов используются химически осажденный мел или карбонат кальция, диоксид кремния, нерастворимые фосфаты, алюмосиликаты и некоторые другие соединения.

Мел является наиболее традиционным абразивом для чистки зубов. Он обеспечивает хорошее качество очистки зубной поверхности. Другим несомненным достоинством мела является его доступность и низкая стоимость. К недостаткам мела относится неизбежное взаимодействие фторид-ионов, присутствующих в зубной пасте, со свободными ионами кальция, которое приводит к образованию нерастворимого фторида кальция и неконтролируемому снижению концентрации активного фтора. Кроме того, природный мел не может применяться в качестве абразива для детских зубных паст, что связано с его высокой истирающей способностью.

Современная химическая технология предлагает в качестве альтернативы мелу как абразиву во фторсодержащих зубных пастах синтетический диоксид кремния.

Диоксид кремния отвечает всем требованиям безопасности, предъявляемым к пищевым и фармакологическим продуктам, хорошо совместим со всеми другими компонентами зубных паст, не снижает активность фторсодержащих препаратов и поверхностно-активных веществ, антибактериальных, витаминных и других добавок.





Влагоудерживающие вещества

Сорбитол С6Н12О6 – шестиатомный спирт, получаемый восстановлением глюкозы. Белое кристаллическое вещество со сладким вкусом. В зубных пастах сорбитол замедляет высыхание пасты в отверстии тубы и используется в качестве заменителя более ценного и дорогостоящего влагоудерживающего компонента – глицерина.

Поверхностно-активные вещества (ПАВ)

Призваны «вымывать» скопившиеся между зубами остатки еды. Обычно используют Sodium Lauryl Sulfate (SLS) and Ammonium Lauryl Sulfate. В зависимости от вида и количества используемых поверхностно-активных веществ зубные пасты могут быть пенящимися или непенящимися. Наиболее эффективны пенящиеся пасты. Они обладают повышенной очищающей способностью, легко вымывают остатки пищи, хорошо удаляют зубной налет.

Гелеобразующие агенты

Наиболее известным гелеобразующим веществом является NaКМЦ – натриевая соль карбоксиметилцеллюлозы. Белое порошкообразное вещество без запаха и вкуса. Получают как побочный продукт переработки хлопка. Обладает эмульгирующими, загущающими, пенообразующими, стабилизирующими, смягчающими, гелеобразующими,пленкообразующими свойствами

Так же в состав зубных паст входят и другие ингридиенты:

- Антибактериальные ингредиенты: Triclosan и Zinc (Zinc chloride или Zinc citrate), препятствующие размножению бактерий в ротовой полости. Однако длительное использование (более 3-х недель) подобных паст может привести к нарушению полезной микрофлоры полости рта.

- Для того чтобы предотвратить образование камней на зубах, используют Tetrasodium Pyrophosphate (TSPP). Это вещество не удаляет камни, а предотвращает их образование.

- Для предотвращения чувствительности зубов, в том числе к холодной или горячей пище, в зубную пасту добавляют Strontium chloride, Potassium citrate и Potassium nitrate.

- Вкусовые и ароматические добавки.

- Различные витамины, экстракты из растений, кальций, красящие вещества, влагосниматели, подсластители в виде sodium saccharin.

1.3. Классификация зубных паст

Зубные пасты классифицируются по многим признакам: по значению pH, пенному числу, назначению и половозрастному признаку и т.д.

Наибольшее распространение получила классификация зубных паст по назначению:

- гигиенические;

- лечебно – профилактические;

- специальные;

Гигиенические зубные пасты — без лечебно-профилактических добавок. Они освежают полость рта, хорошо очищают зубы, придают им блеск и белизну.

Лечебно– профилактические зубные пасты имеют в своем составе различные биологические добавки, предназначенные для ежедневного ухода за ротовой полостью, а также для профилактики кариеса, заболеваний слизистой оболочки рта, пародонта.

Все лечебно – профилактические зубные пасты делятся, в зависимости от входящих в их рецептуру биологически активных веществ, на несколько групп:

- пасты, содержащие растительные препараты улучшают обменные процессы, стимулируют регенерацию тканей, способствуют уменьшению кровоточивости десен;

- солевые зубные пасты, содержащие различные соли и минеральные компоненты, которые улучшают кровообращение, стимулируют обменные процессы в пародонте и слизистой оболочке полости рта, оказывают некоторое обезболивающее действие;

- пасты, содержащие различные биологически активные добавки, обладают противовоспалительным и регенераторным действием, что позволяет применять их при лечении гингивита, пародонта и заболеваний слизистой оболочки полости рта;

- противокариесные зубные пасты, способствующие укреплению минеральной ткани зуба и предупреждающие образование зубного налета. Это достигается путем введения в состав зубных паст соединений фтора, фосфора и кальция;

- пасты, содержащие ферменты, относятся к средствам гигиены с высоким очищающим действием, они растворяют мягкий зубной налет, остатки пищи, никотиновый налет, улучшая тем самым гигиеническое состояние полости рта.

Специальные зубные пасты делятся на отбеливающие и пасты для курящих.

Отбеливающие зубные пасты - выпускаются в ограниченном количестве, так как содержащиеся в них высокие концентрации хлора, гидропирита вызывают постепенное разрушение эмали. Выпускают отбеливающие пасты, содержащие соки ревеня, щавеля, кислых яблок.

Специальные зубные пасты для курящих. Во Франции разработана зубная паста, подавляющая желание курить. Содержит нитрат серебра, который при чистке зубов остается в полости рта и при контакте с табачным дымом вызывает физиологические эффекты потери вкуса табака.







Глава 2. Механизм действия зубных паст

2.1. Строение зуба

В строении зуба выделяют коронку, шейку и корень.

Коронка зуба – это та его часть, которая частично или полностью выступает над десной после прорезывания. Корень зуба находится в альвеоле, углублении в челюсти и закрепляется в альвеолярной лунке с помощью соединительной ткани, образуемой пучками коллагеновых волокон, – периодонта. Посередине, между коронкой и корнем располагается шейка зуба.

Рисунок 1. Строение зуба Рисунок 2. Электронная микрофотография эмали




С точки зрения гистологии, строение зуба крайне разнообразно. Сверху его покрывает эмаль, которую составляют эмалевые призмы и межпризменное вещество. Зубная эмаль на 96% состоит из неорганических минеральных веществ - соединений кальция, фтора, фосфора, магния и других минералов. При всей своей твердости она очень уязвима. Из-за плохой гигиены и нехватки в организме минеральных веществ структура эмали разрушается, и зубы становятся чувствительными. Больше всего эмаль нуждается в кальции: от него зависят твердость и прочность зубов.

Под эмалью находится дентин – это основа зуба, по внутреннему строению схожая с костями, но отличающаяся большей прочностью за счет высокой минерализации. В корневой зоне дентин покрыт цементом, пропитанным минеральными солями, и пронизан коллагеновыми волокнами. Именно к цементу крепится периодонт.

Внутреннее пространство зуба разделяют на полость коронки и канал корня. Его заполняет зубная пульпа – мягкая рыхлая соединительная ткань, ее поражение кариесом вызывает разновидности пульпита. Пульпу пронизывает густой сеткой пучок нервов, кровеносных и лимфатических сосудов, который в корнях разделяется на отдельные ветви. Именно наличие большого количества нервных окончаний, характерное для строения пульпы зуба, обуславливает зубную боль при кариесе.

2.2. Как образуется налет, кариес

Кариес - это область на поверхности зуба, где минералы, содержащиеся в зубной ткани, растворяются, и возникает истончение эмали (этот процесс называется деминерализацией). Деминерализацию зуба вызывают кислоты, вырабатываемые особого рода бактериями, обитающими во рту в зубном налете. Бактерии, получая в качестве пищи легкоусваиваемые углеводы (сахарозу, глюкозу, фруктозу) перерабатывают их и в качестве отходов выделяют кислоту (в частности молочную).
Употребляя в пищу сладкие продукты (конфеты, соки и фрукты), мы одновременно кормим и наши бактерии, которые начинают вырабатывать кислоту и вести разрушительные процессы. Большинство микробов содержится в зубном налете. Зубной налет - это липкая тонкая пленка, расположенная на поверхности зуба, состоящая в основном из микробов. Зубной налет обычно скапливается в тех местах, где ему легче закрепиться – между зубами и у корней.



2.3. Как действует зубная паста в полости рта

Во время чистки зубов происходит механическое удаление зубного налета при помощи зубной щетки и зубной пасты. Активные компоненты зубной пасты (абразивные и поверхностно - активные вещества и добавки специализированного назначения) взаимодействуют также с эмалью зуба в результате чего происходит:

- очищение эмали зубов;

- удаление бактерий, вызывающих первичное воспаление и кровоточивость десен;

- в некоторых случаях восполнение эмали ионами кальция и фторид-ионами и отбеливание зубной эмали и укрепление ткани десен.

Следует отметить, что ежедневная чистка зубов не является аналогом профессиональной аппаратной чистки, так как строение бытовой зубной щетки не позволяет обработать все труднодоступные участки зубов.

Вместе с тем, на эффективность чистки зубов оказывает влияние так же техника чистки зубов, частота и время процедуры. Опрос обучающихся 1 курса ГБОУ СПО «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания» показал, что более половины из них не знают о том, как правильно чистить зубы (Приложение 1).











Глава 3. Экспериментальная часть

Для анализа взято 5 образцов зубных паст:

  1. «R.O.C.S. Мята и шоколад» (производитель компания ROCS, Швейцария - Россия)

  2. «Дюймовочка. Клубника со сливками» (производитель парфюмерно-косметическая компания «Весна», Россия)

  3. «Лесной бальзам. На отваре целебных трав» (производитель концерн «Калина», Россия)

  4. «Blend-a-med. Мягкая свежесть» (производитель для компании Procter & Gamble ОАО «Свобода», Россия)

  5. «Colgate. Крепкие зубы. Свежее дыхание» (производитель Colgate-Palmolive  Со, Китай)



За образец были взят межгосударственный стандарт зубных паст ГОСТ 7983-82[5]

    1. Органолептические показатели

Таблица 1

Наименование

Цвет

Запах

Вкус

Консистенция

«R.O.C.S. Мята и шоколад»

Светло-кофейный

Хорошо выраженный мятно-шоколадный

Хорошо выраженный мятно-шоколадный

Однородная пастообразная масса без крупинок

«Дюймовочка. Клубника со сливками»

белый

Средне-выраженный клубничный

Слабо выраженный мятно-клубничный

Однородная пастообразная масса без крупинок

«Лесной бальзам. На отваре целебных трав»

зеленый

Сильно выраженный хвойный

Сильно выраженный мятный

Однородная пастообразная масса без крупинок

«Blend-a-med. Мягкая свежесть»

белый

Слабо выраженный мятный

Хорошо выраженный мятный

Однородная пастообразная масса без крупинок

«Colgate. Крепкие зубы. Свежее дыхание»

Сине-зеленый

Ярко выраженный мятный

Ярко выраженный мятный

Однородная пастообразная масса без крупинок



Вывод: испытуемые образцы соответствуют нормативным требованиям стандарта.

3.2. Определение pH

Определяли рН пасты при помощи бумажного универсального индикатора. В результате получили следующие данные:

Таблица 2

Наименование

Показатель рН

Среда

«R.O.C.S. Мята и шоколад»

8.0

Слабощелочная

«Дюймовочка. Клубника со сливками»

6.0

Слабокислая

«Лесной бальзам. На отваре целебных трав»

7.0

Нейтральная

«Blend-a-med. Мягкая свежесть»

6.0

Слабокислая

«Colgate. Крепкие зубы. Свежее дыхание»

8,0

Слабощелочная



Вывод: рН пасты, прежде всего, будет влиять на восстановление кислотно-щелочного баланса в полости рта и чем больше рН, тем лучше пойдет этот процесс так, как под воздействием бактерий во рту образуется кислая среда, а паста должна ее нейтрализовать. Все пасты соответствуют нормам, но наиболее эффективными показателями обладают «Colgate. Крепкие зубы. Свежее дыхание» и «R.O.C.S. Мята и шоколад».

3.3. Пенообразование

Определение пенообразующей способности проводим по следующей методике:

1)В мерный цилиндр объемом 250 мл наливаем 100 мл воды (при температуре 90ᵒ С)

2)Помещаем 1 г исследуемого образца зубной пасты, закрываем его пробкой.

3)Жидкость энергично встряхиваем в мерном цилиндре 2 минуты, после чего быстро измеряем обьем пены

4)Высота столба пены (пенообразующая способность) измеряется в мм

5)Образующаяся при этом пена должна быть чистой и белой, ее цвет не должен зависеть от цвета, добавленного к зубной пасте красителя.

6) За окончательный результат измерения принимали среднеарифметическое значение результатов трех параллельных измерений, проводимых каждый раз с новой порцией зубного раствора.

Рисунок 3. Диаграмма пенообразующей способности зубных паст

Вывод: в целом пенообразование всех образцов соответствует норме (10- 20 мм). Установлено, что самой высокой пенообразующей способностью обладает «R.O.C.S Мята и шоколад» , а наименьшей пенообразующей способностью обладает зубная паста «Лесной бальзам». Наличие большой пены обусловлено содержания Sodium Lauryl Sulphate (лаурилсульфат натрия), благодаря чему компоненты пасты равномерно распределяются по поверхности зубов во время чистки.

3.4. Действие уксусной кислоты

1) Покрыли яичную скорлупу образцами зубных паст, через 5 минут смыли пасту.

2) Поместили 5 образцов яичной скорлупы, обработанных зубными пастами и 1 необработанный контрольный образец в 1%-ный раствор уксусной кислоты и оставили на сутки.

Рисунок 4. Действие уксусной кислоты на яичную скорлупу



Таблица 3

п\п

Наименование

Наблюдения

1

«R.O.C.S. Мята и шоколад»

нет заметных повреждений скорлупы

2

«Дюймовочка. Клубника со сливками»

значительное истончение и разрушение скорлупы

3

«Лесной бальзам. На отваре целебных трав»

значительное истончение и разрушение скорлупы

4

«Blend-a-med. Мягкая свежесть»

значительное истончение и разрушение скорлупы

5

«Colgate. Крепкие зубы. Свежее дыхание»

незначительное повреждение скорлупы и ее истончение

6

Необработанный контрольный образец

практически полное растворение скорлупы



Выводы: требованиям стандарта соответствуют только «R.O.C.S. Мята и шоколад» и «Colgate. Крепкие зубы. Свежее дыхание». Таким образом, образцы 2, 3, 4 не защищают зубную эмаль от разрушительного действия кислот.





















Заключение

Таким образом, мы изучили состав и свойства зубных паст, рассмотрели механизм их действия и провели химический анализ свойств выбранных образцов: оценили органолептических показателей, определили и способность к пенообразованию и степень воздействия уксусной кислоты, а так же провели анкетирование студентов ГБОУ СПО «НТСТиСО». В результате проделанной работы мы подтвердили гипотезу и сделали следующие выводы:

  • Зубная паста способна обеспечить очищение и профилактику заболеваний полости рта.

  • Выбирать зубную пасту необходимо в соответствии с возрастом и состоянием зубов и полости рта.

  • На свойства зубных паст влияет состав и качество ингредиентов.

По результатам исследования, полностью требованиям межгосударственный стандарт зубных паст ГОСТ 7983-82[5] соответствуют только 2 образца - «R.O.C.S. Мята и шоколад» и «Colgate. Крепкие зубы. Свежее дыхание». Они же могут быть нами рекомендованы в качестве предпочтительного выбора.

  • Большинство, принявших участие в анкетировании, справедливо, в первую очередь, обращает внимание при выборе зубной пасты на состав и ее профилактические и терапевтические свойства, но не владеет навыками гигиены полости рта в соответствии с рекомендациями стоматологов (Приложение 1). В связи с чем, нами было разработано и проведено в Новокузнецком клиническом противотуберкулезном диспансере мероприятие «Что бы зубы не болели» (Приложение 2), а так же создана презентация для классных часов с обучающимися школ и техникумов по проблемам профилактики заболеваний полости рта (Приложение 3).





Список литературы

  1. Иванова, Ю.А. Гигиена полости рта [Текст]/ Ю.А. Иванова. – Москва: София, 2003. – 457 с.

  2. Озерная О. С.Уход за зубами [Текст]/О.С. Озерная. –Санкт-Петербург: ОНИКС XXI век, 2008.- 76 с.

  3. Самуйлова Л. И. Косметическая химия [Текст]/ Самуйлова Л. И., Пучкова Т.Е.- Москва: Гелеос, 2005.- 215 с.

  4. Хоменко Л.А. Современные средства экзогенной профилактики заболеваний полости рта [Текст]/ Хоменко Л.А.- Москва: Книга плюс, 2001.- 450

  5. Шенгелия З.Н. Стоматология для всех: все о здоровье зубов и полости рта. [Текст]/ Шенгелия Л.А.- Санкт- Петербург:Невский проспект , 2003.- 123 с.

  6. Энциклопедия химии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Москва: Комминфо, 2012. – 1 эл. опт. диск (CD- ROM).

Интернет-ресурсы:

  1. Исследовано в России [Электронный ресурс] : многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный : МФТИ, 2011. – Режим доступа к журн. :http://zhurnal.mipt.rssi.ru. (дата обращения: 02.12.2014).

  2. Петрова Л. Е. Стоматология: стандарты: [Электронный документ] // Ортодонт.- 2010.- Т. 2, N 1.- С.26-43. (http://www.ecsoc.msses.ru/pdf/ecsoc003.pdf). (дата обращения 06.11.2014).



















Приложение 1

Анализ анкетирования обучающихся 1 курса ГБОУ СПО «НТСТиСО»

Всего опрошено: 126 человек

  1. Зубной пастой какой марки Вы пользуетесь?



п\п

Наименование

количество выбравших

1

«R.O.C.S.»

7

2

«Дюймовочка»

12

3

«Лесной бальзам»

27

4

«Blend-a-med»

36

5

«Colgate»

39

6

другое

5



  1. Что вас привлекает при выборе зубной пасты?

вариант ответа

количество выбравших

популярность марки

42

терапевтические и профилактические свойства

121

вкусовые качества

23

Стоимость

91

дизайн упаковки

7



Вывод: большинство респондентов в первую очередь при выборе зубной пасты обращает внимание на терапевтические и профилактические свойства и ее стоимость.

  1. Знаете ли вы как правильно чистить зубы?

показатели

соответствует требованиям

не соответствует требованиям

длительность чистки зубов

91

35

количество чисток в день


52

74

периодичность замены зубной щетки

84

42

чистка языка

33

93



Вывод: большинство респондентов не соблюдают ежедневный режим чистки зубов и не чистят язык, что не соответствует гигиеническим требованиям, но соблюдают требования к замене зубной щетки и времени чистки.













Приложение 2

Сценарий мероприятия

«Что бы зубы не болели»

Целевая аудитория: воспитанники средней и старшей группы Новокузнецкого клинического противотуберкулезного диспансера.

Задачи:

- познакомить детей о необходимости ухода за зубами, как правильно чистить зубы, с техникой чистки зубов, с правилами ухода за зубами, поддерживать желание ухаживать за зубами;

- закрепить полученные знания о правилах здорового питания;

- воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, привычку к здоровому образу жизни.

Оборудование:

Зубная щетка, зубная паста, вспомогательные картинки с изображением мороженого, торта, врача, орехов, овощей, фруктов, сока; вата, макет зубов, рисунок- схема “Как правильно чистить зубы”.

Действующие лица: студент 1, студент 2, Карлсон

Ход занятия:

Дети заходят в группу, здороваются с гостями и садятся на стульчики полукругом напротив студентов.

Студент 1: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать ее.

Разгрызешь стальные трубы,

Если часто чистишь…………(зубы)

Если дети затрудняются отгадать, студент сам называет отгадку, и вместе с детьми рассуждают, почему так говорят.

Студент 2: Это зубы. Сегодня мы поговорим о зубах и как правильно за ними ухаживать. Скажите, где расположены зубы?

Дети: Во рту.

Студент 1: Зачем они нам нужны?

Дети: Чтобы кушать, пережевывать пищу, четко и красиво разговаривать.

Студент 2: Это только на первый взгляд кажется, что наши зубы очень крепкие и прочные. Но если не соблюдать некоторые правила, то можно остаться без зуба. Хотите узнать эти правила?

Дети: Да.

Студент 1: А чтобы вам легче было запомнить эти правила, я буду говорить, и показывать картинку.

Не ешь и не пей горячего.

А так же и холодного.

Не ешь много сладкого.

Не грызи зубами орехи и другие твердые предметы.

Студент 2: Запомнили эти правила? Давайте еще раз вместе с вами проговорим.

Дети повторяют правила

Студент 1: И еще, чтобы сберечь зубы надо:

Чистить зубы два раза в день: утром и вечером.

Больше кушать молочных продуктов. Назовите, какие вы знаете молочные продукты?

Кушать овощи, фрукты, ягоды.

Пить соки.

Студент 2: Запомните эти правила! Если их соблюдать, то зубы у вас будут здоровые.

Воспитатель: Ребята, а скажите, для того чтобы быть здоровыми, красивыми, не болеть, чем надо заниматься?

Дети: Спортом, зарядкой.

Студент 1: Давайте и мы вместе с вами сделаем зарядку:

Это лёгкая забава –

Повороты влево - вправо.

Нам известно всем давно –

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте)

Студент 2: Ребята, а кто из вас знает и расскажет, как правильно надо чистить зубы?

Дети: Ответы детей.

Студент 1: а чем ребята надо чистить зубы?

Дети отвечают про зубную пасту и щетку.

Студент 2: А зачем нужна зубная паста?

Дети отвечают.

Студент 1: ребята посмотрите на эту скорлупу куринных яиц. Они состоят из таких же веществ, что и наши зубки. Мы их почистили зубной пастой и положили в кислоту. Эта кислота образуется у нас в ротике после еды. И вот та скорлупа, которую мы почистили- осталась целой!

Студент 2: То есть зубная паста защищает наши зубки!!!

Студент 1: А сейчас ребята я вам покажу, как правильно надо чистить зубы.

Студент 1 подходит к столу берет макет зубов, зубную щетку и показывает действия правильной чистки зубов на макете.

Студент 1: Чистить зубы надо сверху - вниз, от корней зубов к их кончикам. Каждый зуб должен быть прочищен не менее 10 раз с одной стороны и столько же раз с другой стороны. Когда мы едим, мелкие частички пищи скапливаются между зубов. Если их вовремя не убрать, то на зубах образуется большое количество микробов, которые со временем могут разрушить весь зуб. Зубы надо чистить два раза в день: утром и вечером. Перед тем, как чистить зубы, надо вымыть руки, вымыть с мылом щетку, поместить пасту на всю длину щетки. Когда зубы почистили, хорошо прополощите рот водой и промойте щетку с мылом, а затем поставьте щетку в стаканчик или подставку.

Студент 2: Запомнили, как правильно надо чистить зубы? Хотите сами попробовать?

Дети: Хотим.

Пробуют по очереди.

Открывается дверь, заходит Карлсон, держится за щеку рукой.

Студент 1: Здравствуй Карлсон, что с тобой случилось?

Карлсон: У меня сильно разболелись зубы.

Студент 2: Карлсон, а ты зубы чистишь?

Карлсон: Я никогда не чищу зубы. Зачем это надо?

Студент 1: Ребята, подскажите Карлсону зачем надо чистить зубы?

Дети: Зубы надо чистить для того, чтобы они были здоровыми, крепкими, красивыми.

Карлсон: А конфеты можно есть?

Дети: Конфеты можно есть, но только немного. Лучше есть овощи, фрукты, ягоды, пить соки. А еще, чтобы зубы не болели, надо есть творог, сыр, молоко пить.

Студент 2: Но это еще не все Карлсон. Дети, что еще необходимо делать?

Дети: Зубы надо чистить два раза в день: утром и вечером.

Карлсон: Я все понял. Пойду в умывальную комнату и почищу зубы.

Студент 1: Карлсон, а зубная щетка у тебя есть?

Карлсон: Нет, но у вас же много их, мне кто - нибудь даст свою щетку. Я быстренько почищу и верну щеточку.

Дети: Свою зубную щетку давать никому нельзя.

Студент 2: Ребята, давайте подарим Карлсону новую зубную щетку и зубную пасту. Пусть Карлсон пройдет в умывальную комнату и почистит зубы.

Студент 1: А пока Карлсон чистит зубы, мы с вами поиграем в игру “Хлопни правильно”.

Студент зачитывает детям предложения, а дети должны хлопнуть в ладоши, если данное утверждение соответствует правилам, чтобы зубы были здоровыми.

Чистить зубы надо каждый день: утром и вечером.

Можно пользоваться чужой зубной щеткой.

Есть овощи и фрукты.

Чистить зубы надо детским кремом.

После чистки зубов, зубную щетку промываем мылом.

Можно открывать зубами крышки бутылок.

Есть много сладкого.

Есть молочные продукты.

Раскалывать зубами орехи.

Студенты хвалят детей.

Выходит Карлсон из умывальной комнаты, радостный, веселый.

Карлсон: Спасибо вам ребята, я теперь знаю, что зубы надо чистить два раза в день: утром и вечером.

Студент 2: Но этого Карлсон мало, зубы не только два раза в день чистят, но еще надо знать как правильно чистить зубы.

Студент 1: Зубную пасту и зубную щетку мы тебе уже подарили, и еще мы с ребятами хотим тебе, Карлсон, подарить памятку, как правильно чистить зубы.

Студенты вместе с детьми дарят Карлсону рисунок- схему “ Как правильно чистить зубы”.

Карлсон: Большое вам спасибо! Я эту памятку повешу у себя в умывальной комнате и никогда не буду забывать, как правильно ухаживать за зубами. До свидания! (Уходит)

Студент2: Ребята, кто скажет какие полезные советы и правила по уходу за зубами вы сегодня узнали?

Предполагаемые ответы детей:

Пользоваться только своей зубной щеткой.

Промывать зубную щетку мылом.

Зубы чистить сверху - вниз, два раза в день, и т.д.

Воспитатель выслушивает все ответы детей.

Студент 1: Ребята, мы с вами такие молодцы, и Карлсону помогли, и вы все правила запомнили. Давайте себе похлопаем!