Чукотский автономный округ
Чаунский район
Районный конкурс проектов школьников
«Я люблю свою Землю»
Номинация
«Зелёный мир глазами детей»
(учебно-исследовательский проект)
Название проекта «Дикорастущие плодовые растения Чукотки»
Авторы проекта: члены Клуба «Узнаём сами» 1 Б класса МБОУ «Центр образования г.Певек»
Руководитель:
Домнина Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов МБОУ «Центр образования г.Певек»
г.Певек
2016г.
Оглавление
1. Введение (актуальность, проблема, цель проекта, задачи, практическое значение, план (содержание) работы ………………………………………………………..............…..3
2. Описание проектной работы и её результаты ………………………..…………...4
3. Рефлексия деятельности ………………………………….……..……………….....5
4. Использованные ресурсы …………………………….…….…….………….……..6
1. Введение
В каком лесу грибы бывают выше леса? Ну, конечно, в нашем тундровом лесу, где карликовые берёзки стелются буквально по земле. Холодные сильные ветры не сломили эти удивительные деревца. Но тундровый лес – это не только деревья. Кустарники, травы, ягодники, цветы также входят в зелёный пояс земли и так же необходимы человеку. Дикорастущие плодовые растения нашего края имеют большое значение для населения. Чукотка богата запасами брусники, голубики, морошки, шиповника, водяники (шикши). Встречаются заросли жимолости, чёрной и красной смородины, княженики, рябины. Можно найти малину и клюкву мелкоплодную. Заготовка ягод – явление массовое. Чтобы лучше сохранить ягодные растения, следует знать, какие из них содержат большое количество необходимых для человека веществ, какие растения особенно уязвимы.
Актуальность.
Тему для исследования мы выбрали не случайно. Она актуальна для всех северян. По результатам опроса некоторые наши одноклассники не смогли назвать ни одного плодового дикороса, кроме шикши или брусники. А о полезности произрастающих на территории округа плодовых растений никто ничего не знает.
Цель проекта:
популяризация знаний об окружающем нас мире, об особенностях родного края среди младших школьников.
интеллектуальное воспитание школьников;
ознакомление с разнообразием плодовых дикоросов на территории Чукотского автономного округа;
информирование детей о многообразии плодовых растений, об их распространении на территории округа и ценности;
приобщение детей к экологической культуре. Воспитание потребности детей к самостоятельным занятиям интеллектуальной деятельностью.
Задачи:
создать условия для реализации творческого потенциала и лидерских качеств каждого члена объединения, формирование всесторонне развитой личности и активной жизненной позиции учащихся.
вовлечение в активный образ жизни молодое поколение;
приобщение школьников к идеалам и ценностям интеллектуальной личности;
инициировать домашнее (семейное) обсуждение важности для человека знаний о родном крае;
развивать умения самостоятельно и при помощи взрослых работать с различными источниками при получении необходимых знаний;
развивать творческие способности воспитанников, совершенствовать детские учебные взаимодействия.
Задачи, поставленные детьми:
Поделиться найденным со сверстниками, учителями, родителями, желающими помочь детям узнать больше о родном крае через оформление информационной книжки - раскладушки.
Практическое значение.
По результатам работы информацию оформили в книжку - раскладушку. Собранная нами информация может быть использована учителями начальных классов на уроках окружающего мира, при реализации национально-регионального компонента, учащимися начальной школы, родителями, которые хотят помочь своим детям в учебе.
План (содержание) работы
Провести опрос возрастной группы учащихся 1-2 классов.
Обработать результаты анкетирования и сделать выводы о необходимости исследования данного вопроса.
Составить план изучения материалов.
Оформить свои наблюдения в книжку - расскладушку.
2.Описание проектной работы и её результаты
Мониторинг результатов анкетирования.
Мы решили обратиться к ребятам 1-х и 2–х классов с вопросами. Совместно с учителем составили анкету, результаты анкетирования обработали.
Вот результаты:
1.Знаешь ли ты дикорастущие плодовые растения нашего края?
По результатам опроса знания ограничиваются двумя дикоросами – шикша, брусника.
2. Какие из них произрастают в нашем Чаунском районе?
В ответах на этот вопрос также были указаны шикша, брусника?
3.Какова польза дикорастущих плодовых растений Чукотки?
На этот вопрос не смог ответить никто. Трое ребят ответили «Вкусно».
4.Знаешь ли ты, где и как можно узнать об этих растениях?
Большинство ребят не смогли ответить на этот вопрос, лишь пятеро детей ответили: «В библиотеке, в интернете», один ребёнок ответил: «Спросить у родителей».
Выводы:
Большинство детей младшего школьного возраста не владеют знаниями о разнообразии и богатстве родного края.
Большинство не владеют способами получения информации.
Обработав результаты анкетирования, мы поняли, что было бы полезно найти информацию о дикоросах Чукотки и познакомить с ней своих одноклассников и товарищей. Мы с помощью учителя подробно изучили раздел «Растения тундры» книги Александры Васильевны Самойлович «Чукотка – тёплая земля». Узнали сами, какие есть на Чукотке плодовые растения и составили план изучения:
Спросить у взрослых, знают ли они о дикоросах Чукотки. Если да, то подробно расспросить их об этом.
Поискать с помощью взрослых информацию в различных источниках.
Найденную информацию оформить в книжку – раскладушку.
Вот что у нас получилось:
Брусника
Высокоурожайное растение, распространённое во всех районах Чукотки. Ягоды брусники отличаются высокими вкусовыми качествами, содержат органические кислоты и вещества, оказывают благоприятное влияние на человека при авитаминозах. Листья брусники содержат многие лекарственные вещества.
Водяника (шикша)
Стелющийся кустарничек с вечнозелеными листьями, напоминающий хвойничек. Ягоды круглые, блестящие, чёрные. Очень хорошо распространена по всей территории округа. Растёт на моховых болотах. Живет до 100 лет.
В состав входят витамин С, кислоты, каротин, смолы. Коренные жители Севера широко используют шикшу против цинги и как общеукрепляющее средство. Свойства этой ягоды предупреждают эпилептические припадки. Настои используют при головных болях, общем переутомлении, для улучшения обмена веществ и общих заболеваниях центральной нервной системы.
Морошка
Это низкий кустарничек. Плоды по виду напоминают малину. Содержит в большом количестве витамин С. Свежие ягоды способствуют очищению крови. Так же хорошо известны антибактериальные свойства морошки. Ягодный сироп употребляют при лихорадочных состояниях, авитаминозах. Растет по всей территории округа.
Голубика
Широко распространенное растение, растет и в северных и в южных районах округа. Ягоды голубики нежные, сочные, содержат сахар, глюкозу, кислоты, каротин, дубильные и пектиновые вещества. Голубика – противодизентерийное и противоцинготное средство. Отвар веток с листьями применяют при болезнях сердца. Сок ягод – хорошее укрепляющее средство.
Шиповник
Это очень ценный плодонос. В его ягодах много витаминов. Например, витамина С, который повышает сопротивляемость организма к болезням, в ягодах шиповника в 10 раз больше, чем в чёрной смородине, и в 100 раз – чем в лимонах. Плоды шиповника широко применяются в медицине при лечении ран, ожогов, язв и инфекционных заболеваний.
В округе произрастает два вида шиповника – иглистый и американский. Его заросли встречаются в долинах рек на юге округа.
Смородина
Растет на южных склонах сопок, обильно плодоносит. На Чукотке растет смородина двух видов: смородина печальная и смородина-дикуша. Плоды содержат кислоты и полезные вещества. Сок и плоды используют в народной медицине для снижения температуры и лечения кишечника. Сок смородины улучшает аппетит, обладает противовоспалительными свойствами. Из ягод можно готовить витаминный экстракт.
Стланик кедровый
На Чукотке это единственное орехоплодное растение. Оно является родственником кедровой сосне – кедру сибирскому. Стланик хорошо приспособился к суровому арктическому климату. Шишки стланика небольшие, когда созреют, имеют бурый цвет. Орехи мелкие с тонкой скорлупой. В них содержится кедровое масло, много белков, витамины. Северянами стланик ценится не только за вкусные и питательные орешки, но и за то, что эти хвойные веточки спасли многих людей от цинги и заболеваний десен.
Выводы: Плоды ягодных растений и стланика имеют значение для человека не только как источник витаминов и других полезных веществ, но они являются основным кормом многих ценных промысловых птиц и зверей.
Спасибо, тундра, я опять,
приду как дочь –
всплакнуть иль рассмеяться,
приду опять полынь твою размять,
всё передумать,
всю тебя обнять
и в сотый раз
в любви к тебе
признаться.
Татьяна Ачиргина
Рефлексия деятельности
Работа над проектом позволила нам расширить знания о родном крае. Нас удивило многообразие плодовых дикоросов Чукотки, порадовал полученный нами результат. Работать было интересно, несмотря на затруднения, которые порой встречались. За время проекта, мы учились работать вместе, проводить опросы и обрабатывать результаты, наблюдать и делать выводы.
Работа, как нам кажется, удалась. Думаем, что она может быть полезной и интересной для многих.
В итоге мы поняли насколько интересной и плодотворной может быть совместная работа. Большинство из участников проекта признались, что в одиночку, да и с помощью родителей, никогда бы не смогли раскрыть столько тайн своего края. Большинство из нас хотели бы заниматься такими наблюдениями и дальше.
4. Использованные ресурсы: Кудрин Г.А. «Край наш северный», Изд. Магадан, 1987.
Пастушенкова Л.В. «Лекарственные растения». «Человек», 1993.
Самойлович А.В. «Чукотка – тёплая земля».Спб, 2011.
Сборник стихов поэтов народностей Крайнего Северо-востока «Пою тебя, Чукотка» Магадан, 1983.
liveinternet.ru\ photo\.
Reserver Naturelle/
10