Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
Учебно-методическая разработка занятия
Учебная дисциплина «Биология»
Тема «Размножение клеток. Амитоз. Митоз»
Курс: 1
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Количество учебных часов: 2
1. Актуальность темы
Согласно клеточной теории клетки возникают только из клеток. Как живая система клетка проделывает во времени жизненный цикл. Он характеризуется рядом закономерно протекающих в клетке процессов, которые определяют направление ее развития и судьбу. Важнейшим процессом, обеспечивающее существование клеток во времени, является клеточное деление. В процессе эволюции наибольшее распространение получило непрямое деление клеток - митоз.
Изучение темы имеет большое значение для понимания цитологических основ наследственности в основе которого лежит митоз, обеспечивающее точное распределение генетической информации между дочерними клетками.
2. Цели занятия
а) Образовательные (обучающие) цели
Знать:
- основные типы деления эукариотических клеток;
- митотический цикл;
- периодизацию митотического цикла;
- биологическое значение митоза.
Уметь:
- определять фазы митоза по их морфологическим проявлениям;
- владеть терминологией темы;
- анализировать, оценивать и обобщать сведения
б) Развивающие цели:
- развитие познавательных способностей и активности студентов;
- формирование умения осуществлять поиск и использовать необходимую информацию
в) Воспитательная:
- воспитание интереса к своей будущей профессии
2.1 Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
3. Содержание темы занятия
План
1. Типы деления клеток (про- и эукариотических).
2. Амитоз, его морфологические и генетические особенности.
3. Понятие о клеточном цикле.
4. Митотический цикл.
5. Периодизация митотического цикла.
6. Периоды интерфазы, их биологическое значение.
7. Фазы митоза, их морфологическая характеристика.
8. Генетическая характеристика периодов митотического цикла и фаз митоза.
9. Изменение морфологии хромосом в митотическом цикле.
10. Значение морфологических изменений хромосом.
11. Биологическое значение митоза.
4. Организационно-деятельностная структура занятия
№ п/п | Основные этапы занятия, их функции и содержание | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции | Время в мин. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I | Подготовительный этап 1. Организационный момент: проверка внешнего вида обучающихся, заполнение журнала 2. Проверка домашнего задания 3. Постановка учебных целей и мотивация занятия. | Проверяют готовность рабочего места к занятию. Тематический контроль знаний по теме «Обмен веществ и превращение энергии в клетке». Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания. | Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих. Контроль усвоения знаний по теме «Обмен веществ и превращение энергии в клетке». Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы. | Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Тесты по теме «Обмен веществ и превращение энергии в клетке». Презентация по теме занятия (Приложение 2). Слайды: «Актуальность», «Цели учебного занятия»
| 3' 15'- 20' |
II | Основной этап План изложения теоретического материала: - типы деления клеток; - амитоз, его морфологические и генетические особенности; - понятие о клеточном цикле; - митотический цикл; - периодизация митотического цикла; - периоды интерфазы, их биологическое значение; - фазы митоза, их морфологическая характеристика; - генетическая характеристика периодов митотического цикла и фаз митоза; - изменение морфологии хромосом в митотическом цикле; - значение морфологических изменений хромосом; - биологическое значение митоза. | Делают обоснование по заданным вопросам. Формулируют краткий и лаконичный ответ по вопросам опорных знаний в течение занятия.
Выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради | Демонстрация слайдов. Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение урока, наблюдает за работой, организует обсуждение. Координация и оценка рассуждений обучающихся.
Обеспечивает закрепления полученных знаний. Выявление полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов. | Слайды «Деление прокариотических клеток»; «Типы деления эукариотических клеток»; «Амитоз»; «Митотический цикл клетки»; «Интерфаза»; «Изменение морфологии хромосом»; «Митоз. Профаза»; «Метафаза»; «Анафаза»; «Телофаза»; «Биологическое значение митоза» Учебный видеофильм «Митоз» | 60' |
III | Заключительный этап 1. Резюме урока, общие выводы 2. Контроль усвоения знаний 3. Рефлексия результатов обучения: - подведение итогов занятия: - ответы на возможные вопросы - отмечаются лучшие обучающиеся 4.Домашнее задание. 5.Задание к самостоятельной работе |
Отвечают на вопросы конечного уровня знаний. Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы. | Организует работу по закреплению первичных знаний. Проведение фронтального опроса по изученной теме. Оценивание ответов. Оценка учебного занятия преподавателем. Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по самостоятельной работе. Объявляет задания. | Вопросы конечного уровня знаний (прилагаются). Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.]; Самостоятельная работа: заполнить таблицу Заполнить таблицу «Типы деления эукариотических клеток». Объяснить изменения наследственного аппарата в митотический цикл клетки | 5' 1-3' |
5. Конспект изучаемой темы (прилагается)
6. Материалы методического обеспечения занятия:
6.1. Материалы контроля домашнего задания:
А) тесты конечного уровня знаний по теме Обмен веществ и превращение энергии в клетке»
6. 2. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):
а) актуализация опорных знаний по вопросам исходного контроля:
- охарактеризуйте структурную организацию хромосом;
- когда происходит удвоение ДНК в клетке?
- как меняется строение хромосом после удвоения ДНК?
- охарактеризуйте интерфазную клетку;
- охарактеризуйте строение центриолей в составе клеточного центра;
б) иллюстрированный материал:
Презентация «Митотический цикл клетки»
Слайды:
«Деление прокариотических клеток»;
«Типы деления эукариотических клеток»;
«Амитоз»;
«Митотический цикл клетки»;
«Интерфаза»;
«Изменение морфологии хромосом»;
«Митоз. Профаза»;
«Метафаза»;
«Анафаза»;
«Телофаза»;
«Биологическое значение митоза»
Учебный видеофильм «Митоз»
6. 3. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:
а) презентация занятия (прилагается);
6. 4. Материалы контроля для заключительного этапа:
Вопросы конечного уровня знаний:
- перечислите типы деления клеток;
- чем клеточный цикл отличается от митотического?
- назовите периоды интерфазы;
- в какой период интерфазы происходит удвоение ДНК?
- какое биологическое значение удвоения ДНК в синтетический период интерфазы?
- перечислите фазы митоза;
- как изменяется морфология хромосом в митотическом цикле?
- в чем заключается биологическое значение митоза?
6. 5. Материалы к самостоятельной работе обучающихся по теме занятия:
а) внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
- Методические рекомендации к самостоятельной работе «Амитоз. Митоз»
Задание 1. Дать краткую характеристику типам деления эукариотических клеток

![]()
![]()
![]()
Типы деления эукариотических клеток

Амитоз – Митоз – Мейоз –
прямое деление непрямое деление
…………… ……………. ……………
Задание 2. Изучить митотический цикл клетки. Объяснить изменения наследственного аппарата в каждый период интерфазы и митоза.
Задание 3. Заполнение словаря биологических терминов
7. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал – Microsoft Office PowerPoint.
Слайды: «Строение ДНК и РНК», «Репликация ДНК»
«Модель молекулы ДНК».
8. Материалы домашнего задания студентов по теме лекции: Методические рекомендации к самостоятельной работе по стр. 23-26. СМК, 2014 г.
Приложение 1
Краткое содержание темы занятия
Тема «Амитоз. Митоз»
Типы деления
Амитоз – прямое деление, интерфазного ядра путем перетяжки без спирализации хромосом и образования веретена деления. | Митоз – непрямое деление – характерно для соматических клеток, обеспечивает сохранение наследственного аппарата из поколения в поколение клеток. | Мейоз – характерен для половых клеток, обеспечивает образование гамет с гаплоидным набором хромосом, что при последующем оплодотворении, обеспечивает сохранение кариотипа в ряду поколений организмов |
Амитоз – прямое деление интерфазного ядра путем перетяжки без образования хромосом, вне митотического цикла. Описан для стареющих, патологически измененных и обреченных на гибель клеток. После амитоза клетка не способна вернуться в нормальный митотический цикл
Митотический цикл. Митоз
Митоз – основной способ деления эукариотических клеток, при котором сначала происходит удвоение, а затем равномерное распределение между дочерними клетками наследственного материала.
Перед митозом происходит подготовка клетки к делению, или интерфаза. Период подготовки клетки к митозу и собственно митоз вместе составляют митотический цикл. Ниже приводится краткая характеристика фаз цикла.
Митотический цикл клетки – период жизни клетки от одного деления до следующего.
Митотический цикл

В митотическом цикле клетки различают:
1. Интерфазу, которая включает периоды: G1 – предсинтетический, S – синтетический,
G2 – постсинтетический.
2. Митоз – деление клетки, который условно делят на четыре фазы: профаза, метафаза, анафаза и телофаза.
Интерфаза
Это состояние покоя, когда клетка не делится. Хромосомы деспирализованы и представлены хроматином.
Период предсинтетический (G1) наступает сразу после окончания деления. В этот период клетка растёт, накапливает нуклеотиды, ферменты, участвующие в удвоении ДНК. Набор хромосом диплоидный 2n, количество ДНК – 2с, где n – число хромосом, с – число молекул ДНК.
Синтетический период (S) – в этот период происходит удвоение (репликация) ДНК, а также центриолей. Набор хромосом 2n, количество ДНК – 4с.
Постсинтетический период (С2) – в этот период хроматин удвоенный, клетка накапливает ферменты и АТФ, которые будут участвовать в делении. Набор хромосом – 2n, количество ДНК – 4с.
Митоз – механизм деления ядра и клетки, обеспечивающий точную передачу наследственной информации из поколения в поколение клеток.
Профаза (2n4c): хроматин спирализуется, превращаясь в двухроматидные хромосомы. Ядрышко и оболочка ядра исчезают, начинает образовываться веретено деления: центриоли расходятся к полюсам и между ними протягиваются нити сократительного белка. Кариоплазма (ядерный сок) сливается с цитоплазмой.
Метафаза (2n4с): заканчивается образование веретена деления, максимально укороченные хромосомы делают свои первые движения. Нити веретена деления выстраивают их строго по экватору (по центру клетки). Образуется метафазная пластинка.
Анафаза (4n4с): центромера хромосом делятся и хроматиды превращаются в совершенно обособленные однохроматидные хромосомы. Нити веретена, сокращаясь тянут хромосомы к полюсам (4n, 4с). Каждая хромосома теперь имеет в своём составе нормальное количество ДНК.
Телофаза (2n2c в каждой дочерней клетке): сконцентрировавшись возле центриолей, хромосомы деспирализуются (раскручиваются) начинают образовываться ядрышки и ядерные оболочки. В плоскости экватора клетки образуется перетяжка, которая, углубляясь, делит клетку пополам на две дочерние (2n2с + 2n2с).
Биологическое значение митоза. Образовавшиеся в результате этого способа деления дочерние клетки являются генетически идентичными материнской. Митоз обеспечивает постоянство хромосомного набора в ряду поколений клеток. Лежит в основе таких процессов, как рост, регенерация, бесполое размножение и др.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
[Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др.]; под редакцией академика Чебышева. – 9-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.
2.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ [В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.
Константинова. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия»,
2014. 320 с.
3. Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.Ф. Никитина. - СПб.: СпецЛит, 2008. - 494с
4. Биология. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. В. Иванова. – М. : Просвещение, 2014. – 127 с.
Дополнительная:
1. Беляев Д.К. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. /Д.К.Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004. – 304с.
2. Биология. В 2-х книгах. / Под редакцией профессора В.Н. Ярыгина. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов медицинских специальностей. М: «Высшая школа». 2001.
3. Гребенник Л.А. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов /Л.А. Гребеник и др. Под ред. В.П. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283с.
4. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие /авт-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кумченко. – 7-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2005. – 234с.
5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия (совместно с ВШ)». 2001.
Интернет-ресурсы
1. Методическая служба. Электронные ресурсы по биологии
http://metodist.lbz.ru/iumk/biology/er.php
2. Мультиурок сайты учителей https://multiurok.ru/biogen/
3. Газета «Биология» издательского дома Первое сентября http://bio.1september.ru
4. Презентации по биологии http://mirbiologii.ru/
5. Вся биология – современная биология, научные обзоры, новости науки
http://www.sbio.info/