Учебно-методическая разработка по валеологическому образованию
Содержание
Методы, приемы и средства валеологического образования, используемые педагогом в работе с дошкольниками.
Примерное перспективное планирование по формированию здорового образа жизни детей в ДОУ.
Занятие по валеологии в 2ой младшей группе по теме «Волшебная щеточка».
Занятие по валеологии во 2ой младшей группе на тему «Почему надо есть овощи?»
Сценарий развлечения в старшей группе по теме « В здоровье сила».
Консультация для родителей.
Список литературы
Приложение
Урок здоровья в старшей группе по теме «Чудо-нос»;
Занятия в средней группе по теме «Волшебное зеркальце», «Цветок здоровья».
Занятие в подготовительной к школе группе по теме «Полезная еда».
Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том,
чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Занятия физкультурой, прогулки
Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
Бережное отношение к окружающей среде, к природе
Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
Формирование понятия «не вреди себе сам»
Беря за основу все вышесказанное дошкольное учреждение детский сад «Березка» рабочего поселка Инжавино старается строить работу по здоровому образу жизни детей.
Я хочу коротко рассказать именно о своей работе, в своей группе по воспитанию у детей здорового образа жизни. Работаю я на второй младшей группе. Первое, что я сделала, это побеседовала с родителями каждого ребенка. Выяснила, в каких условиях живет малыш. Затем вместе с медицинской сестрой подробно изучили медицинские карты детей и в зависимости от состояния здоровья разделили детей на группы. В первую группу выделили детей относительно здоровых, а во вторую – детей с ослабленным здоровьем. Проводя физкультурные занятия, я делю детей на эти группы и для ослабленных детей физическую нагрузку даю ниже. В утреннюю гимнастику я включаю специальные дыхательные упражнения, упражнения для глаз, элементарный самомассаж. Все это происходит в игровой форме, в благоприятной эмоциональной атмосфере. Если ребенок отказывается делать утреннюю гимнастику, я его не принуждаю. Предлагаю посидеть на стульчике и посмотреть на других детишек. Иногда даю дидактическую игрушку «мишку физкультурника» и предлагаю сделать зарядку вместе с ним. Как показывает опыт, ребенок, глядя на других детей, или начинает делать зарядку с мишкой, тоже включается в этот процесс. Вообще, главной задачей для создания условий работы по
ЗОЖ я считаю эмоциональный настрой малыша, саму атмосферу, в какую он попадет, приходя из дома. Поэтому утром я часто планирую, игры и занятия, которые приносят детям радость. Например, часто делаю с детьми «шар радости». Для этой игры я вырезаю смешные фигурки и раздаю детям, и мы вместе с детьми наклеиваем фигурки на обыкновенный воздушный шар, а затем в него играем. Дети визжат от удовольствия и все их тревоги от расставания с родителями уходят, и уже в течение всего дня малыши охотно идут на общение со мной. В процессе воспитательской деятельности я стараюсь так строить свою работу, чтобы дети много двигались. Недаром древнегреческие мудрецы говорили: « Хочешь быть здоровым – бегай! ».
Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости является закаливание. У нас в группе нет условий для специального какого-то закаливания по определенной методике. Поэтому за основу занятий я беру солнце, воздух и воду. Эти три фактора, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к холоду, жаре, ветру, дожде.
Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе – все это моменты закаливания, которые я использую в работе.
Раз в месяц в рамках всего детского сада проходят театрализованные «Дни здоровья». Здесь ребятишки наглядно видят, что надо делать и как поступать, чтобы оставаться здоровыми.
Большую помощь в воспитании у детей стремления вести здоровый образ жизни оказывают родители. Мы в своей группе на родительском собрании выбрали 6 наиболее инициативных мам и пап, которые помогают мне организовать спортивные праздники, один из которых мы проводили ко «Дню защитника Отечества» при участии пап; коллективное катание на санках в выходные дни, различные оздоровительные мероприятия. Также в свой учебно-образовательный план я включаю всевозможные занятия, беседы, досуги, освещающие разные стороны ЗОЖ.
Примерное перспективное планирование по
формированию здорового образа жизни детей в ДОУ.
2-я младшая группа
ЗАДАЧИ НА ГОД:
Дать детям элементарные представления о том, что значит быть здоровыми. Начать формировать понятие о том, что каждый человек сам должен позаботиться о себе и о своем здоровье, о том, как сохранить свое здоровье.
Дать понятие о микробах и некоторых способах защиты от них. Не давать другому ребенку свою и не брать чужую зубную щетку, расческу, носовой платок и т.д.
Воспитывать привычку мыть руки перед тем, как взять в руки еду, после пользования туалетом, после любой грязной работы.
Формировать понятие о необходимости чистить зубы, полоскать рот и горло для защиты зубов и всего организма от болезней.
Внушать детям, что опасности для здоровья можно избежать, если правильно вести себя в определенной ситуации. Учить вести себя за столом, во время еды не допускать шалостей, чтобы не пораниться ножам, вилкой, не опрокинуть тарелку, чашку с горячей пищей и др.
Приучать не брать в рот растения, ягоды, лекарства, мелкие предметы, не играть с острыми, огнеопасными, стеклянными предметами.
Дать детям элементарное понятие о закаливании и его значении для здоровья. Воспитывать в детях стремление как можно быстрее вылечиться в случае заболевания, приучать не бояться доктора и лечебных процедур.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сентябрь. Что бывает, когда глаза берегут?
Цель: дать детям знания о том, что глаза надо беречь. Показать
некоторые причины болезней глаз. Познакомить с отдельными
правилами охраны зрения: играть песком аккуратно, ни в коем
коем не разбрасывать песок по сторонам и вверх, не трогать
случае правилами охраны зрения: играть песком аккуратно, ни в
глаза грязными руками, не вытирать рукавом, а только чистым
платком, не смотреть долго телепередачи.
Октябрь. Да здравствует мыло душистое!
Цель: доказать детям необходимость соблюдения правил гигиены.
Закрепить знания детей об обязательных гигиенических
процедурах (мытье рук), научить правильным способам
мытья рук.
Ноябрь. Оденем куклу на прогулку.
Цель: дать детям представление о закаливании, показать почему
вредно кутаться, воспитывать стремление одеваться правильно
в соответствии с погодными условиями.
Декабрь. Учим колобка быть здоровым.
Цель: научить детей выполнять массаж лица, убедить в его пользе
для сохранения здоровья, воспитывать стремление
самостоятельно делать этот массаж, закрепить навыки
выполнения дыхательной гимнастики с использованием
фитонцидов.
Январь. Учимся чистить зубы
Цель: познакомить детей с зубной щеткой, научить правильно
держать и хранить ее, показать приемы чистки зубов и
последовательность действий при этом.
Февраль. Путешествие в страну «Растяпию»
Цель: убедить детей в том, что нельзя брать в рот мелкие пуговицы,
гвозди, бусинки и другие посторонние предметы. Внушить
детям, что это опасно для их здоровья.
Март. Почему надо есть овощи?
Цель: вызвать у детей желание употреблять в пищу как можно
больше овощей, показать важность в сохранении здоровья
людей, дать детям понятие о витаминах «А», «В», «С».
Апрель. Опасные игрушки.
Цель: показать детям опасность для здоровья и жизни некоторых
ситуаций. Дать понять, что опасности можно избежать, если
правильно вести себя в определенных ситуациях. Воспитывать
стремление избежать опасности.
Май. Учимся заботиться о своем здоровье
Цель: познакомить детей с правилами защиты организма от вирусной инфекции, помочь преодолевать страх перед необходимыми и безболезненными процедурами, которые связаны с лечением простудных заболеваний, вызвать чувство сострадания к заболевшей кукле
Июнь. Поможем доктору Айболиту
Цель: начать формировать у детей представление о том, что лечиться
Надо не таблетками, а лекарственными травами, воспитывать
чувство сострадания к больным животным, стремление помочь
им; закрепить имеющиеся навыки полоскания горла настоем
трав.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ:
Чтобы зубы не болели.
В гости к Матроскину
Средняя группа
ЗАДАЧИ НА ГОД:
Продолжать формировать понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своем здоровье. Расширять представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья. Совершенствовать культурно-гигиенические навыки детей.
Расширять представление об их важности для предохранения от некоторых инфекционных заболеваний.
Продолжать учить детей навыкам правильного ухода за зубами.
Расширять представления о методах профилактики заболевания глаз. Познакомить с комплексом гигиенической гимнастики для глаз.
Продолжать расширять представления детей о физкультуре как о прекрасном средстве профилактики различных респираторных заболеваний. Дать понятие о значении массажа для сохранения здоровья.
Учить детей элементарным приемам массажа. Расширять представление о необходимости закаливания, о правильном питании.
Продолжать учить детей, как избежать опасности в отдельных ситуациях (правильно обращаться со спичками, электрическими приборами, опасными предметами)
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сентябрь. Чистая вода – для хвори беда.
Цель: продолжать формировать представления детей о том, как нужно заботиться о своем организме, чтобы не болеть, расти крепкими и сильными. Приучать детей соблюдать правила
гигиены. Углублять и расширять представления детей о воде
как о средстве гигиены. Воспитывать желание дружить с водой.
Октябрь. Волшебная щеточка
Цель: воспитывать в детях стремление ежедневно выполнять необхо-
димую для их здоровья процедуру чистки зубов. Закрепить на-
выки чистки зубов и последовательности действий при этом.
Ноябрь. Береги свои глаза
Цель: формировать у детей понятие о том, как важно следить за своими глазами, как нужно их беречь. Познакомить с физкультурой глаз.
Декабрь. Сюрприз зайца – Длинное Ухо
Цель: убедить детей в том, как важны разные виды движений в Укреплении здоровья. Разучить с ними новую народную игру «Круговая лапта».
Январь. У нас в гостях доктор Градусник
Цель: дать детям понятие о том, что значит правильное питание
Февраль. Растения вокруг нас
Цель: воспитывать у детей стремление быть ближе к природе, черпать в ней силы, здоровье, в случае болезни лечиться ее средствами, продолжать знакомить детей с миром растений, с их значением для человека, познакомить с новым лекарственным растением – подорожником
Март: Цветик – самоцветик
Цель: продолжать формировать представление о том, что каждый Человек должен сам заботиться о своем здоровье; приучать детей одеваться в соответствии с погодой, не кутаться. Убедить их в том, что кутание вредит здоровью.
Апрель. Надо ли бояться докторов?
Цель: помочь детям преодолевать страх перед необходимыми и болезненными процедурами, которые связаны с лечением простудных заболеваний, учить детей самостоятельно ставить горчичники заболевшему, воспитывать чувство любви и уважения к профессии врача.
Май. Движенье – здоровье
Цель: расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Дать понятие о том, чем полезны бег и ходьба, почему необходима утренняя зарядка. Воспитывать желание быть здоровым.
Июнь. В гостях у деда Луки.
Цель: дать детям представление о ядовитых растениях, об их опасности для здоровья человека, познакомить с двумя из них:
волчьим лыком и вороньим глазом, закрепить имеющиеся
знания о лекарственных растениях: ромашке и мать-и-мачехе
РАЗВЛЕЧЕНИЯ:
Капризка.
Здоровье в порядке – спасибо зарядке.
Старшая группа
ЗАДАЧИ НА ГОД :
Подводить детей к сознательному умению быть здоровым, совершенствовать культурно-гигиенические навыки детей. Продолжать формировать представление о том, что никто лучше не позаботится о человеке, чем он сам. Приучать есть полезную пищу, каждый день делать зарядку, правильно ухаживать за полостью рта, рассказывать взрослому о своих проблемах. Продолжать учить детей выполнять рекомендации врача в случае заболевания.
Учить детей правильно себя вести в экстренных случаях.
Познакомить с сигналами тревоги, правилами пользования телефоном. Знать свой домашний адрес. Не пользоваться телефоном для баловства.
Развивать представление о том, от чего зависит здоровье человека, о том , что физическая культура помогает бороться с переутомлением, стрессами, инфекциями, сильным холодом, чрезмерной жарой и др.
Расширять представление о том, чем полезны бег и ходьба, почему необходима утренняя зарядка.
Формировать необходимые умения выполнения упражнений на релаксацию.
Расширять представление детей о формах закаливания. Продолжать приучать детей к осторожности. Дать понятие, что в большинстве своем травмы – это не просто случай, а результат неправильного поведения.
Продолжать учить детей правильному обращению с «опасными вещами». Расширять представление о разностороннем воздействии на организм массажа. Продолжать обучать приемам самомассажа.
Дать понятие о зависимости эмоций и здоровья, о самовнушении. Углублять представления о зависимости здоровья от окружающей природы и отношения к ней. Продолжать знакомить с лекарственными растениями, учить умелому использованию их для сохранения здоровья.
Учить обрабатывать мелкие царапины, ссадины, ушибы.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сентябрь. Гость с планеты «Здоровье».
Цель: формировать у детей понятие здорового образа жизни расширять знания детей о том, как надо заботиться о своем здоровье; воспитывать желание самим заботиться о своем здоровье.
Октябрь. Почему здоров Неболейка?
Цель: продолжать формировать у детей понятие о том, как важны для здоровья правильное питание и правильный питьевой режим, воспитывать желание есть только полезную пищу
Ноябрь Выручаем Карлсона из беды
Цель: воспитывать у детей культуру питания. Углублять и закреплять
представления о полезной для здоровья пище
Декабрь. Что мы делаем, чтобы быть здоровыми?
Цель: прививать навыки правильного выполнения точечного массажа,
воспитывать умение самостоятельно заниматься упражнениями
массажа в детском саду и дома. Закрепить умения детей
отвечать кратко и распространенно, точно следуя содержанию
вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять
ответы своих товарищей. Закреплять культурно-гигиенические
навыки детей.
Январь. В бой с простудой
Цель: добиваться, чтобы дети осознали важность закаливающих
процедур для своего здоровья, выполняли их сознательно.
Дать практические навыки по выполнению обтирания,
воспитывать стремление закалять свой организм.
Февраль. Сказка о Мятном королевстве
Цель: помочь детям убедится в необходимости чистить зубы. Показать какую важную роль в жизнедеятельности организма
играют зубы; как они влияют на здоровье и внешний вид
человека
Март. Если случится беда
Цель: познакомить детей с сигналами тревоги; приучать детей в
случае необходимости обращаться за помощью; знать в каких
случаях следует обращаться на станцию скорой помощи.
Продолжать учить правильно пользоваться телефоном. Воспитывать отзывчивость, стремление прийти на помощь другому.
Апрель Детям про глаза
Цель: дать детям понятие о том, что с каждым днем растет нагрузка
на зрение, поэтому каждый человек должен и может бороться
за хорошее зрение и его сохранность. Учить детей выполнять
упражнения на офтальмотренажере В.Ф. Базарного. Акцентировать внимание детей на том, как правильно заниматься чтением, рисованием и т.д., без вреда для глаз
Май Ласковое солнце. Что? Где? Когда?
Цель: продолжать знакомить детей с закаливающими средствами и их ролью в укреплении здоровья детей, воспитывать желание закаливать свой организм.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ:
Учимся дружить, вежливыми быть.
В здоровье сила.
Занятие по валеологии
во 2-й младшей группе
Тема : « Волшебная щеточка »
Воспитатель детского сада
Волшебная щеточка
Цель: воспитывать в детях стремление ежедневно выполнять необходимую для их здоровья процедуру чистки зубов. Закрепить навыки чистки зубов и последовательность действий при этом.
Материал: зубная щетка у каждого ребенка и воспитателя, ширма, игрушка Мишутка, декорация лесной полянки, расческа, вата, зубная паста, стаканчики.
Ход занятия:
На ширме – декорация леса, на печке сидит Медвежонок. Он очень грустный, плачет, охает. У него завязана щека – болят зубы.
Воспитатель:
Ребята, кто же это так плачет? (привлекает внимание детей к ширме). Здравствуй, Мишка! Что с тобой случилось? Почему ты плачешь?
Мишка отвечает:
Да как же мне не плакать? У меня зубки болят. Я кушать не могу и играть не могу, у-у-у-…. (плачет)
Воспитатель:
Мишенька, не плачь. (Гладит его, успокаивает). Мы с ребятками обязательно тебе поможем. Поможем, ребята? Чтобы зубы были крепкими и никогда не болели, у меня есть волшебная палочка.
Миша: Ой, как здорово! Я тоже хочу волшебную палочку. Покажите мне
ее.
Воспитатель: Хорошо! Только сначала отгадай загадку про эту палочку
«Хвостик из кости, а на спинке щетинка». Что это?
Миша: Не знаю я такой палочки. А мальчики и девочки знают? (Дети
отгадывают загадку. Если не отгадывают воспитатель показывает
зубную щетку.
Воспитатель: Вот эта палочка, вот у нее спинка из щетинки, а вот хвостик
из кости
Миша: У-у-у…. Да, это просто зубная щетка Ой! (смеется), тоже мне
волшебная палочка. Да у меня точь-в-точь такая есть. Только я с
ней не вожусь. Что тут интересного?!
Воспитатель: А тебе потому и не интересно, что ты, наверное, не умеешь
чистить зубы. Вот ребятки это делают с удовольствием. Хочешь,
мы и тебя научим? Давайте возьмем каждый свою щеточку из
шкафчиков, принесем сюда и покажем Мишутке, как правильно
чистить зубы. (Дети принося щеточки).
Воспитатель: Сначала скажите Мишутке, сколько раз в день нужно
чистить зубы?
Дети: 2 раза в день: утром и вечером
Миша: Это я быстро-быстро сделаю. Раз-два, и готово!
Воспитатель: А надо ли торопиться, когда чистишь зубы?
Дети: Нет, не надо спешить. Зубы нужно чистить не меньше 3-х минут
Воспитатель: Конечно, мы будем чистить зубы не спеша. А откуда мы
начнем их чистить?
Миша: Ребята, подскажите, откуда?
Дети: С самых дальних уголков.
Воспитатель: Твоя мама, когда пол моет или комнату подметает, начинает
с середины или с угла?
Миша (Ворчливо): Ну, с угла. Ну и что?
Воспитатель: А то, что с угла удобнее. И ты тоже начинай с угла, с
боковых зубов. Сначала изнутри их нужно почистить, а потом
снаружи. Вверх-вниз, вверх-вниз.
Миша : Ой! Я ничего не понял. У меня не получается. Вот если бы мне
показали….
Воспитатель: Дети давайте покажем Мишке, как мы чистим боковые
зубки? (Дети показывают, воспитатель помогает, подсказывает,
читая при этом стихи)
Если б зубы вдруг могли говорить,
То они б нас тут же начали учить:
«Ты нас чисти, чисти, чисти, не спеши,
и с наружи, и внутри нас почеши».
Зубы, зубы, зубы, ой!
Зубы, зубы, зубы, ай!
Зубы, зубы, зубы сохраняй.
Зубы, зубы, зубы, ай!
Зубы, зубы, зубы, ой!
Зубы, зубы, зубы все со мной!
Миша: Ой, как здорово! Как интересно!
Воспитатель: Это ты стеночки зубов почистил. А надо еще верхушка, по
ним щеточкой води кругами, как будто точки рисуешь. Вот так.
(Дети показывают).
Миша: Я правильно делаю? Моим зубкам так приятно, когда по ним
щеточка, как фигуристка на льду, катается.
Воспитатель: А теперь смотри, как чистить передние зубы: между ними
вечно застревает то яблочная кожура, то волоконце мяса, то
крупица каши. Чтобы все это выгрести, щеточку нужно водить…
Как, ребята?
Дети: Вниз-вверх.
Миша: Зачем? Разве нельзя вот так? (водит щеточку из стороны в
сторону).
Воспитатель: Сейчас увидишь! (берет расческу, продевает между ее
зубчиками кусочки ваты и водит по ней щеткой взад-вперед).
Видишь, вата наклоняется вслед за щеткой то влево, то вправо.
Ребята, вата выходит из зубчиков?
Дети: Нет, остается между ними.
Воспитатель: Давайте теперь попробуем повести щеточку снизу вверх. От
Ваты и следа не осталось. Понятно? Только по верхним зубам
надо вести, как, ребята?…
Дети: Сверху-вниз.
Воспитатель: Да, как-будто она прыгает со ступенек. А по нижним?…
(Дети отвечают). Правильно, снизу-вверх, как-будто она
подпрыгивает на лесенке.
Миша: Ой, какая веселая щеточка! Я теперь всегда с ней дружить буду.
И зуб у меня совсем болеть перестал. Она и вправду волшебная!
Воспитатель: Конечно, волшебная. Чтобы еще веселее было, спой вместе
с нами песенку:
«Чистим зубы дважды в сутки,
Чистим долго, три минутки.
Щеткой чистой, не лохматой
Пастой вкусной, ароматной.
Частим щеткой вверх, вниз,
Ну, микробы, берегись!
Все хорошие ребята
Чистят зубы аккуратно»
Дети! А что мы должны сделать, когда почистим зубы? (Дети
отвечают). Правильно, надо полоскать рот, а щеточку помыть
мылом, ополоснуть водичкой и поставить ее в стаканчик, вот
так: пусть стоит прямо, как санитар на посту, и ждет, когда ты
ее позовешь прогонять изо рта всяких микробов, от которых
зубы портятся и болят.
Миша: Я теперь каждое утро после завтрака и каждый вечер после
Ужина буду чистить зубы. А вы ребята?
(Дети идут чистить зубы)
Занятие по валеологии «Почему надо есть овощи? » (2-ая младшая группа ) |
Цель: вызвать у детей желание употреблять в пищу, как можно больше овощей, показать их важность в сохранении здоровья людей, дать детям понятие о витаминах групп «А», «В», «С».
Материал: одежда для хозяйки (взрослый), корзина с настоящими овощами (картошка, капуста, морковка, горох, петрушка, свекла), стол для выкладывания овощей, поднос, фланеграф, рисунки с изображением витаминов, салат из одуванчиков, вилка на каждого ребенка
Ход занятия:
В группу к детям входит переодетый в хозяйку дома воспитатель. В руках у него корзина с овощами. Подходя к играющим детям воспитатель читает стихотворение Ю. Тувима «Овощи»:
Хозяйка однажды
С базара пришла,
Хозяйка однажды
Домой принесла:
(выкладывает овощи на стол и читает дальше)
картошку,
капусту,
морковку,
горох
петрушку и свеклу.
Ох!…
Вот, дети, сколько всего я принесла с базара. А как все это можно назвать одним словом? (Ответы детей). Правильно, это овощи. Но что происходит с нашими овощами? (воспитатель незаметно для детей произносит слова: «Я самый главный! Нет, я! Я самый вкусный! Все равно я главный! Потому что самый красивый!)
Давайте прислушиваемся к ним, кажется они что-то говорят? : Ответы детей: Они спорят. Так ведь? (Воспитатель читает стихотворение):
Вот овощи спор
завели на столе-
Что лучше, вкусней
и нужней на земле:
картошка,
капуста,
морковка,
горох,
петрушка иль свекла?
Ох!…
Тише, овощи, продолжает воспитатель, - успокойтесь! Вам совсем не надо спорить. Вы все очень вкусный, и главное, очень полезные для здоровья продукты. Так ведь, дети? (Ответы детей).
Мы все любим есть салат из свеклы и из капусты, любим морковные котлеты и оладьи из кабачков, зеленый горошек. А каша с тыквой просто объедение. А все ли из вас любят их есть? (Ответы детей).
Тогда, молодцы! А когда вы, дети, кушаете эти и другие овощи, к вам в организм попадают витамины. Слышали о них? Раздается голос (снова незаметно для детей, говорит воспитатель):
А если не слышали, давайте знакомиться. ( Воспитатель выставляет на фланелеграфе изображение витамина «А»)
« Я, витамин «А». Меня еще называют оранжевый витамин потому что живу я в морковке. Не будете меня есть – станете хуже видеть. Не забывайте об этом!»
( На фланеграфе появляется изображение витамина «С»)
« А меня называют зеленым витамином, мое настоящее имя – витамин «С». Живу я в смородине, луке, яблоке, шиповнике, квашенной капусте. Любите есть такие продукты? (Ответы детей). Значит вы никогда не станете слабыми, а будете с каждым днем все сильнее и у вас никогда не будет страшной болезни – цинги, когда выпадают у людей зубы. Ешьте чаще эти продукты, и тогда мы с вами друзья навсегда.»
Воспитатель обращается к детям с вопросом: «Дети, какие же продукты нам посоветовал кушать витамин «С»? Давайте назовем их еще раз. (Дети перечисляют)
На фланеграфе изображение витамина «В»:
« А мой дом в черном хлебе. Каждый кусочек хлеба набит волшебными шариками. Живу я и в овощах – моркови, шпинате, щавеле. Ешьте их и растите сильными и здоровыми. Зовут меня – витамин «В»
На фланеграфе изображение всех трех витаминов.
Вот как здорово! К нам в гости пришли сегодня… (Ответы детей). Где живут витамины? Правильно, в овощах А они не просто в гости к нам пришли, но еще и угощенье принесли. Витамины приготовили полезный для нашего здоровья салат. Я сейчас вас угощу им, а вы угадайте, из чего приготовлен этот салат.
Воспитатель угощает детей салатом из одуванчиков. Если дети затрудняются, то воспитатель говорит: «Этот салат приготовлен из листьев всем вам известного растения – одуванчика. Никогда не ели такой салат?»
(Ответы детей) «Понравился он вам?» (Ответы детей) «Дети, этот салат очень полезен для здоровья, потому что в нем очень много витаминов. Здесь и знакомые нам витамины «В», «С» живут. А сколько других витаминов?!
Салат вкусный, питательный, и его надо обязательно кушать, если вы хотите быть здоровыми. Давайте поблагодарим гостей за вкусное угощение, а мамам своим дома расскажете, чем вас угощали витамины и попросите их приготовить такой же салат. А тем временем, пока мы с вами знакомились с витаминами:
Хозяйка тем временем
ножик взяла,
И ножиком этим
крошить начала:
картошку,
капусту,
морковку,
горох,
петрушку и свеклу.
Ох!…
Накрытые крышкою,
в душном горшке.
Кипели, кипели
в крутом кипятке:
картошка,
капуста,
морковка,
горох,
петрушка и свекла.
Ох!…
И суп овощной оказался неплох.
А в обед мы с вами будем кушать овощной суп. Я надеюсь, он вам очень понравиться и вы с аппетитом съедите всю порцию.
А сейчас пришло время идти на прогулку.
Занятие по валеологии
во 2-й младшей группе
Тема : « В здоровье сила »
Воспитатель детского сада
__________
Развлечение
В здоровье – сила!
Цель: вызвать радостные эмоции. В интересной, увлекательной форме закрепить знания о средствах профилактики простудных заболеваний.
Действующие лица:
Саша, Алеша – дети, Ведущий, Болезнь, Микроб, Кашель, Ангина.
Ход развлечения:
Ведущий:
Воскресенье наступает
Всем покоя не дает,
Всех с постели поднимает
И на улицу завет.
Воскресенье – день чудесный,
Отдохнуть пришла пора!
Будь то зимний день иль летний –
Начинается игра.
Раздается стук. В комнату, где сидит закутанный в одеяло мальчик, согнувшись, в очках играет в «Денди» или смотрит телевизор, входит Саша.
Саша: Алеша, пойдем играть?
Алеша: Я и так играю.
Саша: И во что же ты играешь?
Алеша: В «Денди»
Саша: Что же это за игра? Долго ты собираешься так сидеть, телевизор глядеть? Итак, уж очки надел, зрение испортил. Посмотри, какой день за окном? Все ребята давно уж на горке. Пойдем и мы с горки покатаемся.
Алеша: У-у! Это надо одеваться. Да еще с горы кататься, упадешь, – лоб расшибешь!
Саша: Не хочешь с горы, бери коньки. Пойдем на каток?
Алеша: А я не умею.
Саша: Ну, тогда пошли в хоккей играть?
А
леша: Да ты что, еще шайбой попадут, больно будет.
Саша: Ну, знаешь, тебя не уговорить. Не боишься, что без свежего воздуха и без движения нападут на тебя злые хвори – болезни?
Алеша: Не боюсь.
Саша: Не идешь?
Алеша: Нет! Остаюсь!
Саша уходит. Алеша продолжает сидеть. В дверь крадутся Микроб, Кашель, Ангина (дети). Они подкрадываются сзади к Алеше. С ними во главе Болезнь (взрослый). С толстым животом, с корзиной, в которой торт, конфеты, печенье, пряники, жвачки и т.д. Волосы сосульками. Под глазами – синяки. На голове повязка (как от мигрени). В шапках, в засаленных халатах, из-под которых торчат ночные рубахи. Походка тяжелая. В руке (костыль) бадик. Болезнь показывает на Алешу пальцем.
«Вот он, вот он» (Мальчик оглядывается).
Алеша: А вы собственно, к кому?
Болезнь: К тебе, к тебе, друг сердечный!
Алеша: Что-то я вас не узнаю.
Болезнь: Давай познакомимся…
Микроб: (Протягивает руку) Микроб!
Ангина: (горло замотано шарфом), Ангина (делает реверанс)
Кашель: (кашляя) Ка-кха-кха – кашель.
Болезнь: А я Болезнь.
Алеша: А вы не ошиблись, вы ко мне?
Все вместе: К тебе, к тебе, ты наш друг.
Алеша: Это почему же?
Микроб: А та по утрам умываешься?
Алеша: Нет.
Микроб: Вот и я воды боюсь.
Кашель: А ты зарядку делаешь? К примеру, дыхательную?
Алеша: Нет.
Кашель: Вот и я ее боюсь.
Ангина: А ты можешь закаляться? Можешь босиком ходить, холодной водой обливаться?
Алеша: Нет.
Ангина: Вот и я этого не люблю.
Б
олезнь: А сладости ты любишь?
Алеша: Да.
Все вместе: Ну, все. Значит ты наш. Наш навеки.
Алеша: Не хочу! А-а-а… (пытается уйти от них)
Болезнь: Хватайте его ребята! Он наш пленник.
Алешу ловят, привязывают к стулу веревкой. Микроб прыгает во круг него на одной ноге и шумит: «Ага! Попался, попался!»
Ангина: Будешь ты теперь сидеть, как я.
Кашель: И как я кашлять.
Болезнь: И будешь ты такой же красивый, как я.
Алеша в ужасе кричит: «Саша! Саша! Спаси меня! (сиплым голосом)
Ведущий: Ребята, давайте поможем Алеше, вон у него голос какой слабый стал, позовем Сашу.
Дети: Саша! Саша!
Вбегает Саша со снежками, насыпанными в «щит» (везет его за собой).
Саша: Кто меня тут звал?
Алеша: Иди скорей сюда, случилась беда. Взяли меня в плен злые хвори-болячки. Помоги. Может, ты злодеев победишь?
Саша: Досиделся? Силы не набрался, вот и в плен попался.
Алеша: Да! Вот теперь-то я понял:
Надо было умываться, закаляться,
Водой холодной обливаться!
Я спортом стану заниматься,
Чтоб с болезнями не знаться
Т
ы только мне помоги!
Саша: Да, они враги всех ребят, тех, кто здесь сидят. Ребята! Победим не прошеных гостей?
Дети: Да!
Саша: Я тут с собой снежки прихватил. Кто холода не боится, выходи с микробом сразиться! (К микробу) Микроб! Принимаешь бой?
Микроб: (с вызовом) Ой! Ой! Ой!…
Игра в снежки
Микроб уползает за болезнью, приговаривая: «Ой! Матушка, спрячь меня, погибаю!»
Алеша начинает кашлять.
Саша: Посмотрите, что кашель делает, мешает Алеше дышать.
А ты, Ангина, коль ответ на загадки не найдешь, свои путы уберешь!
«Что дороже всего на свете?» (здоровье) 
«День и ночь одну работу делаю» (дышу)
«Не часы, а тикает» (сердце)
«Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдет» (сон)
«Сидит баба на грядках, вся в заплатках,
Кто заплатку оторвет, тот заплачет и уйдет» (лук)
«Маленький, горький, брат луку» (чеснок)
Ангина снимает с Алеши шарф, распутывает его. Ангина идет к Болезни, шарф за ней волочится, веревка тоже.
Саша: Давайте покажем Алеше дыхательную гимнастику, чтобы кашель совсем убежал.
Дыхательная гимнастика
Остудить кашу.
Надувать шары.
Алеша дышит вместе с детьми, по мере того, как он делает, кашель от него отступает и убегает.

Болезнь: Ой, Алеша, да ты устал совсем! (отдает авоську со сладостями). На, подкрепись, сладостей моих покушай.
Саша: Что ты, Алеша, ты Болезнь не слушай. Вот тебе мой совет:
Для здоровья нет овощей полезней, в них витамины, они сильней всех болезней.
Протягивает Алеше авоську с овощами и фруктами (бутафорские)
Болезнь: Ишь, все победить меня норовишь?
Выхватывает у него авоську и вытряхивает из все на пол. Все выбрасываю!
Саша: (берет у Алеши сетку, вытряхивает) Не трудись напрасно! Дети знают, что полезно, а что вредно. Ну-ка ребятишки. Алеше помогите, вредное от полезного отделите, по корзиночкам разложите. Смелей выходите!
Дети выходят, раскладывают по корзинкам.
Болезнь: (обиженно):
Нас тут не приняли,
Нас тут не поняли.
Уходим!
Мы со спортсменами
Дружбы не водим.
Уходят: Микроб, кашель, Ангина впереди, Болезнь их подстегивает веревкой.
Ведущий: Ну, вот, Алеша, теперь ты здоров и весел. Запевай песню.
Песня о здоровье: муз. И. Якушенко, сл. О. Высотской (сборник «Песни, игры, пляски», Москва изд. «Музыка»)
Консультация для родителей « Семья – мое начало » Воспитатель __________ |
СЕМЬЯ – МОЕ НАЧАЛО
Дитятко – что тесто.
Как замесил, так и выросло
(Русская пословица)
Дорогие родители! Мы начинаем сегодня разговор о здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это не только искоренение вредных привычек, выполнение определенных гигиенических норм и правил, соблюдение режима отдыха и питания. ЗОЖ – гораздо более широкое понятие – это совокупность всех условий, которые настраивают человека на активную деятельность, позволяют полностью реализовать все наши желания.
Однако готовность к ЗОЖ не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывается ребенок. Задумывались ли вы, почему нервно-психические заболевания у детей чаще регистрируются в так называемых неблагополучных семьях? Какая здесь взаимосвязь?
А взаимосвязь самая простая. Конфликты, возникающие между родителями не могут остаться тайной для детей. Ребенок все видит. Он тяжело переживает это. И, как следствие, становится нервным, раздражительным, капризным.
Конечно, папы и мамы, как правило, обожают своих детей. И это прекрасно! Любовь, забота, нежность, внимание окрыляют растущего человека, вселяют в него уверенность. Но так происходит только тогда, когда ребенок чувствует полную гармонию между взрослыми..
Ну, а как все-таки готовить детей к тому, чтобы они могли сами успешно противостоять стрессам? Хорошее подспорье для укрепления нервной и психической систем ребенка – аутотренинг, к которому полезно приобщать детей. В основе тренировки лежат формулы самовнушения.
Аутотренинг можно проводить утром, днем и вечером. Утром, лежа в постели с закрытыми глазами, мысленно произнесите: «Я совершенно спокоен. Я весел, улыбаюсь, дыхание свободное, ровное, глубокое.» Затем следует обычная физическая зарядка. В течение суток, когда ребенок устал, нервничает полезно сделать «мини-зарядку». Энергичная ходьба на месте, при которой дети широко размахивают руками и высоко поднимают колени. Затем можно сделать несколько простых физических упражнений.
Снять напряжение помогают и те приятные эмоции, которые возникают, когда дети заняты любимым делом.
Вам, уважаемые родители, необходимо обязательно учитывать, какой тип нервной системы у вашего ребенка, отчего во многом зависит и метод воспитания.
Дети с сильным типом нервной системы охотно идут на действия, требующие большого напряжения, получают удовлетворение от преодоления препятствий. И наоборот, ребята со слабым типом нервной системы пытаются избежать опасности.
Справедливости ради добавлю, что всем родителям независимо от того, какой тип нервной системы у их ребенка, надо как можно реже произносить слово «НЕЛЬЗЯ», как можно меньше одергивать ребенка. И вообще, в разговоре с малышом меньше негативного, особенно с частицей «НЕ» – НЕпослушный, Нехороший… Побольше позитивного, маленькому человечку нужны похвала и поддержка. Даже если малыш не сделал ничего хорошего, все равно скажите: «Сейчас не получилось, но ничего, завтра обязательно получится. Ты же можешь, ты хороший, ты умный»
Все вы, уважаемые родители, хотите, чтобы ваш ребенок вырос умным, образованным. И это прекрасно. Но нельзя добиться цели в жизни без ДОБРОТНОГО ЗДОРОВЬЯ. А чтобы у наших ребятишек оно было, надо прежде всего создать в семье спокойную, доброжелательную обстановку. Если нервная система малыша будет крепкая, здоровая, то и болеть он будет намного меньше.
ЛИТЕРАТУРА:
«Сохранить здоровье смолоду»
Н.В. Чаклин, И.Л. Милевская
«Берегите здоровье смолоду»
А.П. Лаптев
«Укрепляйте здоровье детей»
Е.Н. Вавилова
«Учимся быть здоровыми»
Л.А. Теплякова, С.З. Шишова
«Что должен знать каждый о сохранении зубов» Барышникова И.А.
«Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой» И.Семенова