Учебно-методическая разработка практического занятия № 5
Тема «Законы Г. Менделя. Решение задач на моногибридное скрещивание»
Актуальность темы
На знании законов наследственности базируется понимание наследования признаков от родителей к потомкам, что является важной частью биологического и медицинского образования, служит основой для понимания сущности возникновения наследственных болезней.
В связи с тем, что в структуре общей заболеваемости в настоящее время на первый план выступают наследственные болезни, возрастает роль и значение генетики, изучающей явления наследственности и изменчивости под углом патологии.
2. Цели занятия:
а) Образовательные (обучающие) цели
2.1. Знать:
- основные понятия генетики;
- закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании.
2.2. Уметь:
- объяснять и применять основные закономерности наследования признаков, открытые
Менделем при моногибридном скрещивании;
- формулировать, записывать символами I и II законы Г. Менделя и объяснять их
цитологические основы;
- объяснять применение анализирующего скрещывания;
- решать и объяснять задачи на моногибридное скрещивание.
б) Развивающие цели:
- Развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически
мыслить, развивать эмоции учащихся и познавательный интерес к изучению генетики;
в) Воспитательные цели
- Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в
приобретении знаний;
- Воспитание интереса к своей будущей профессии.
2.3 Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
3. Междисциплинарная интеграция
№ | Дисциплина | Знать | Уметь |
1 | Обеспечиваемые дисциплины: - генетика человека с основами медицинской генетики; - все клинические дисциплины | - закономерности наследования менделирующих признаков при моногибридном скрещивании. | - определять типы наследования; |
2 | Внутрипредметная интеграция Темы: «Популяционная генетика» «Наследственность и патология»
«Изменчивость» | основные понятия генетики: - генотип, фенотип; - гомо-, гетерозигота; -доминантный, рецессивный; моногибридное скрещивание. Генные мутации. | - производить теоретические расчёты риска рождения больных детей, основанные на генетических закономерностях. |
4. Содержание темы занятия
Гибридологический метод. Закон «чистоты» гамет.
Моногибридное скрещивание. Законы Менделя.
Первый закон – правило единообразия гибридов первого поколения. Основные понятия генетики – доминантные, рецессивные признаки, гомозиготные, гетерозиготные организмы, генотип, фенотип. Менделирующие признаки у человека. Анализирующее скрещивание.
Цели занятия:
- разобрать общую схему реализации наследственной информации;
- выявить особенности типов наследования признаков;
- изучить закономерности моногибридного скрещивания;
- выработать умение решать генетические задачи.
5. Структурно-логическая схема занятия по теме «Наследование признаков при моногибридном скрещивании»

Гибридологический метод

Полное доминирование Неполное доминирование
Моногибридное скрещивание
![]()

Правило единообразия
I поколения
Гомозиготные родители Р АА х аа
G А; а
F1 Аа
![]()

Закон расщепления
признаков
Гетерозиготные родители Р Аа х Аа
G А, а; А, а
F1 АА, Аа, Аа, аа

Анализирующее скрещивание


Если анализируемая особь АА Если анализируемая особь Аа
в F1 Аа – единообразие в F1 расщепление Аа, аа
1 : 1
6. Организационно-деятельностная структура занятия
№ п/п | Основные этапы занятия, их функции и содержание | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции | Время в мин. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I | Подготовительный этап 1. Организация занятия: - проверка внешнего вида, заполнение журнала. 2. Постановка учебных целей и мотивация занятия. 3. Контроль исходного уровня знаний, навыков, умений: - тесты исходного уровня знаний с последующим самоконтролем. | Проверяют готовность рабочего места к практическому занятию. Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания.
Установление правильности и полноты выполнения домашнего задания и выполнение коррекционной работы тестов исходного уровня знаний (самоконтроль). | Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих. Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей практического занятия. Обращает внимание на актуальность темы. Контроль выполнения домашнего задания. Фиксирует правильные ответы, после ответов студентов – демонстрация правильного ответа на слайдах. Устранение в ходе проверки обнаруженных проблем. Оценивание результата. | Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Презентация по теме занятия. Слайды: «Актуальность», «Цели учебного занятия»
Тесты исходного уровня знаний (Приложение 1). Слайд «Самоконтроль по эталонам ответов тестов исходного уровня знаний». | 3' 15'- 20' |
II | Основной этап. Формирования умений и навыков. Актуализация опорных знаний: 1. Объяснить цитологические основы I и II законов Г. Менделя. 2. Структурно-логическая схема занятия).
3. Объяснить теоретические основы для решения задач на моногибридное скрещивание Решение задач Задание 1. Определение типов гамет. Выписать типы гамет.
Задание 2. Решение обучающих задач на моногибридное скрещивание. Задача 1. Объяснение решения с применением правил и оформления задачи на моногибридное скрещивание.
Задача 2. Решение обучающих задач (работа у доски).
Закрепление знаний, умений, навыков. Аудиторная самостоятельная работа - решение генетических задач. | Тренинг в решении ситуационных задач.
Делают обоснование по цитологическим схемам. Формулируют законы Г. Менделя.
Индивидуальная работа: объясняют структурно-логическую схему занятия; Формулируют теоретические основы для решения задач. Определяют и записывают типы гамет в тетради. Индивидуальная работа у доски.
Учатся кратко записывать условия задачи. Проводят запись решения условными обозначениями, объясняют решение, основанное на генетических закономерностях. Формулируют краткий и лаконичный ответ. Индивидуальная работа у доски.
Самостоятельное решение задач, согласно алгоритму ООД. | Демонстрация слайдов. Предлагает задания, наблюдает за работой, организует обсуждение.
Обеспечивает контроль и коррекцию ответов.
Организует работу по структурно-логической схеме.
Объясняет теоретические основы для решения задач Объявляет задание. Наблюдает за выполнением работы. Обеспечивает контроль и коррекцию ответов. Наблюдает за выполнением работы. Объяснение решения задачи и фиксирование выводов, на основании полученных результатов. Демонстрация решения и оформления задачи на слайдах. Фиксирует правильные ответы. Устранение в ходе проверки обнаруженных проблем. Координация и оценка рассуждений обучающихся. Обеспечивает закрепления полученных знаний. Выявление полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов. | Инструкция к практическому занятию с условиями задач (Приложение 4) Слайды: «Цитологические основы I и II законов Г. Менделя». Слайд «Структурно-логическая схема занятия».
Слайды «Для решения задач необходимо знать» Слайд «Задание №1
Слайд «Задание №2» Слайды «Алгоритм ООД»; Слайд «Обучающая задача №1» Алгоритм ООД для решения задач. Карточки с задачами для аудиторной самостоятельной работы (приложение 2). | 60' 5' |
III | Заключительный этап 1. Контроль и коррекция уровня умений и навыков. Тесты итогового контроля.
2. Рефлексия результатов обучения: - подведение итогов занятия: - ответы на возможные вопросы - отмечаются лучшие студенты. 3.Домашнее задание: самостоятельная работа по методическим рекомендациям к решению задач. | Отвечают на тесты итогового контроля знаний. Подведение общих итогов, в том числе дают ответ на вопрос: достигнуты ли намеченные цели? Помогут ли знания, полученные на занятии, в будущем? Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы. | Оценка результатов занятия: - тестовый контроль; - проверка результатов самостоятельной работы студентов по тетрадям. Оценка учебного занятия преподавателем. Выставляет оценки. Проводит инструктаж по домашнему заданию. Объявляет задания для самостоятельной. | Тесты итогового контроля знаний (Приложение 3). Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.]; Методические рекомендации к решению задач по генетике; стр. 14-20 (Приложение 5) | 5' 1-3' |
7. Материалы методического обеспечения занятия:
7.1. Материалы контроля для подготовительного этапа занятия:
А) карточки с биологическим диктантом (Приложение 1)
Б) тесты исходного уровня знаний (Приложение)
7. 2. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):
- Охарактеризуйте гибридологический метод?
- Сколько генов отвечает за развитие одного признака?
- Сколько из этих генов находится в половых клетках?
- Сформулируйте правило чистоты гамет.
- Что такое гаплоидный набор хромосом?
- Что такое диплоидный набор хромосом?
- Сколько хромосом уходит в гамету, из пары гомологичных хромосом при мейозе?
- О чем свидетельствует единообразие потомков?
- О чем свидетельствует расщепление в потомстве?
- При каких генотипах родителей в потомстве наблюдается расщепление 1:1, при моногибридном скрещивании?
7. 3. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:
а) инструкция к практическому занятию (Приложение № 4);
б) презентация занятия (прилагается);
в) аудиторная самостоятельная работа: обучающие задачи (Приложение 2);
7. 4. Материалы контроля для заключительного этапа:
- тесты конечного уровня знаний (Приложение 3).
7. 5. Материалы внеаудиторной самостоятельной работы по теме занятия:
а) внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Методические рекомендации к самостоятельной работе «Решение задач по генетике» (Приложение 5). стр. 14-20.
8. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал – Microsoft Office PowerPoint.
Литература
Основная:
Атраментова Л. А., Карнацевич И. Я. «Сборник задач по генетике» (Харьков «Торсинг» 2002 год)
Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
[Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др.]; под редакцией академика Чебышева. – 9-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.
Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/
[В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.
Константинова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,
2014. 320 с.
4. Биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных организаций с прил.
на электрон. носителе: базовый уровень / Л. Н. Сухорукова, В. С.
Кучменко, Т. В. Иванова. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.
Дополнительная:
Кириленко, А.А., Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный
уровни ЕГЭ. Ростов «Легион» 2009. - 176 с.
2. Лекции по мед. биологии под ред. В.О. Королёва, В.М. Ярыгина. К., Высшая школа,
1993 г.
3. Сухомлин Н.И. Биология в понятиях, терминах, таблицах и схемах. К., ТОВ «Лотос»,
1997 г.
4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М., Мир, 1988 г.
5. Основы общей биологии под ред. Э. Либерта. М., Мир, 1982 г.
6. Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» (Изд.
МГУ,1985г.)
Интернет-ресурсы
1. Методическая служба. Электронные ресурсы по биологии
http://metodist.lbz.ru/iumk/biology/er.php
2. Мультиурок сайты учителей https://multiurok.ru/biogen/
3. Газета «Биология» издательского дома Первое сентября http://bio.1september.ru
4. Презентации по биологии http://mirbiologii.ru/
5. Вся биология – современная биология, научные обзоры, новости науки
http://www.sbio.info/
3