Тема: Традиции духовно-нравственного воспитания: регион, страна, мир.
Учебно-методическая разработка урока литературного чтения.
Тема: А.П.Чехов Ванька.
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с содержанием произведения А.П.Чехова «Ванька; создать условия для развития навыков выразительного чтения, умея выражать при чтении свое отношение к развитию событий, активизировать мыслительную деятельность творческой работой и продуктивными видами деятельности, способствовать воспитанию чувства переживания и сострадания на примере героя рассказа Ваньки.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Личностные:
- иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (во внешней речи и во внутреннем плане);
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные :
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, текстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую ( сюжетно-композиционный треугольник);
- пользоваться словарями;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативны:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- иметь собственное мнение и позицию;
- сроить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты:
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно читать про себя, проводить словарную работу;
- самостоятельно формулировать главную мысль текста;
-находить в тексте материал для характеристики героя;
-высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;
- определять жанр.
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Ресурсы: учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» 3 класс, ЦОР, мультимедиа.
I.Организационный момент.
Цель: включение обучающихся в учебную деятельность.
-Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
II. Актуализация знаний.
Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.
Экспресс – опрос.
- С каким автором начали знакомиться на прошлом уроке?
-Антоном Павловичем Чеховым.
- Что помните о его жизни?
-Работал врачом, не писал специально для детей, родился в Таганроге, имел усадьбу в Мелихове, платил за долги отца, рос в многодетной семье.
- Какое произведение уже прочитали?
-Рассказ «Степь».
-Смоделируйте в своих группах модель обложки этого произведения.
- Проверьте.
Проверка по образцу
А.П. Чехов

Степь
- В нашей библиотеке вы можете познакомиться с другими произведениями этого автора, книги которого представлены на выставке.
III. Постановка учебной задачи. Введение в тему.
Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока; сформулировать цель и тему урока.
1.Работа с репродукцией В.Г. Перова «Тройка» и стихотворением (отрывок) Н.Некрасова «Плач детей».
У: Рассмотрите репродукцию В.Г. Перова «Тройка», послушайте отрывок из произведения Н.Некрасова «Плач детей» и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. «Нам гулять не довелося По полям, по нивам золотым. Целый день на фабрике колёса Мы вертим, вертим, вертим!»
Д: Тяжёлая доля детей в прошлом.
2. Инсценирование.
У: Ой, кто-то стучится. (заходят 2 почтальона)
1п. – Смотри, какой странный адрес!
2п. – Дай, посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!
1п. – Да как-то неловко получается, ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.
2п. – Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?
1п. – Да, ты прав. Завтра в эту деревню почту Савелий Иванович везет. Он всё и выяснит.
3. Сообщение темы и целей
У: Как вы думаете, ребята, дошло это письмо?
Д: Нет. На конверте нет точного адреса.
У: В каком произведении мальчик не написал адрес на конверте
Д: В произведение А.П.Чехова «Ванька».
У: На примере этого произведения мы и будем рассматривать трудную жизнь в прошлом. Как мы обычно работаем с текстом?
Д: Читаем, анализируем, составляем план, работаем с сюжетом, работаем в группе, работаем со словарём
IV. Изучение нового материала.
1. Первичное восприятие произведения
У:Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться . . .
- Посмотрите на мир глазами героев рассказа Антона Павловича Чехова и попытайтесь проникнуть в мир «больших» и мир «маленьких», увидеть отличия и разобщённость этих двух миров.
И снова Москва. И снова крестьянский мальчик, привезенный из деревни в большой город. И снова ваш ровесник.
У: Дома вы познакомились самостоятельно с этим произведением. (индивидуально- опережающий метод)
2. Вопросы на восприятие текста.
У. Какие чувства испытали?
Что взволновало?
К какому жанру относится это произведение? (Рассказ)
Докажите. (Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком- либо эпизоде из жизни героя.)
В каком стиле написан рассказ? (В художественном)
3.Словарная работа.
- Были ли в тексте непонятные слова?
Значит нам нужно какой вид работы провести?
Да в тексте много устаревших слов. Давайте рассмотрим их значение нас.173.
заутреня – служба в церкви, совершаемая рано утром;
кобелёк – молодой пёс;
шпандырь – ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге;
клирос – место певчих (хора) в церкви;
сидельцы – продавцы-зазывалы в лавках (магазинах);
«Со звездой… не ходят…» - в праздник Рождества не ходят по домам соседей с поздравлениями.
-Какие слова ещё были непонятны и хотели узнать их значение?
образ – икона;
людская – помещение для слуг в барском доме;
дворня – дворовые люди, т.е. прислуга – конюхи, повара, прачки и др.
подмастерье – помощник мастера;
кадриль – пляска в четыре пары;
кредитом не пользуется – не вызывает доверия.
намедни – вчера .
V. Физминутка для глаз.
VI. Закрепление учебного материала
Анализ сюжетно-композиционного треугольника. Работа в группах.
- Вспомним части композиции: вступление, завязка, развитие действия, кульминация, продолжение действия, развязка и заключение.
Кульминация
Развитие Продолжение
событий событий
В. Завязка Развязка З.

1.Слушание аудиозаписи (вступление)
У: К какой части композиции относится этот отрывок?
Д: Начало произведения. Вступление. Из него мы узнаём, где и когда происходят события.
У: С каких слов начинается завязка в рассказе?
Д: Начало письма. « Милый дедушка Константин Макарыч!... …только ты у меня один остался.» (с.165 – 166)
2.Работа в группах.
Чтобы узнать, как развивались события, мы с вами поработаем в группах. В группах есть ответственные, которые будут контролировать и оценивать вашу работу. Поэтому работаем дружно, активно и целенаправленно. У вас в группах есть инструкции. Изучите их и выполните задания.
Инструкция 1 группы.
Откройте учебник на с.166 – 168.
Найдите и прочитайте про себя отрывок, от слов «Ванька перевёл глаза на тёмное окно…», до слов « …перед праздником помыли и потёрли снегом».
Ответьте на вопрос: «Как развивается событие в этом отрывке?».
Найдите и выразительно прочитайте описание Константина Макаровича.
Оцените свою работу в группе.
Инструкция 2 группы.
Откройте учебник на с.168 – 169.
Найдите и прочитайте про себя отрывок, от слов «Ванька вздохнул, умакнул перо и …», до слов «…всё равно как за мамку Пелагею».
Ответьте на вопрос: «Как развивается событие в этом отрывке?».
Найдите и выразительно прочитайте, отрывок о нелёгкой жизни Ваньки у Аляхина.
Оцените свою работу в группе.
Инструкция 3 группы.
Откройте учебник на с.169 – 171.
Найдите и прочитайте про себя отрывок, от слов « А Москва город большой.», до слов « …в Москву к сапожнику Аляхину…».
Ответьте на вопрос: «Как развивается событие в этом отрывке?».
Найдите и выразительно прочитайте описание Москвы, которую видит мальчик.
Оцените свою работу в группе.
У: Так как же развиваются события?
1 группа: Ванька вспоминает деда и собак.
2 группа: Жалобы на жизнь.
3 группа: Описание Москвы.
Счастливые моменты из прошлого.
У: Молодцы. А теперь зачитайте свои отрывки.
1 группа: Найдите и прочитайте описание Константина Макаровича.
«Ванька живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живарёвых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне и балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелёк Вьюн, прозванный так за свой черный цвет и тело, длинное, как у ласки…».
«Теперь, наверное, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви и, притопывая валенками, балагурит с дворней. Колотушка его подвязана к поясу. Он всплёскивает руками, пожимается т холода…».
2 группа: Зачитайте, отрывок о нелёгкой жизни Ваньки у Аляхина.
«А вчерась мне была выволочка….
…А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку».
3 группа: Найдите и зачитайте описание Москвы, которую видит мальчик.
«А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос никого петь не пущают. А раз я видел в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоящие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так, что небось рублей сто каждое… А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают».
У: Молодцы. А теперь скажите, что такое кульминация?
Д: Самый напряжённый, драматический момент.
У: Найдите и зачитайте его.
Д: « Приезжай милый дедушка, … Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». (с. 171)
У: Как продолжается действие? Прочитайте.
Д: Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо и в рубахе выбежал на улицу…
Сидельцы из мясной лавки,… … на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами».
У: В каких же словах заключается развязка?
Д: Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель…
У: Как будет называться последний абзац нашего рассказа?
Д: Заключение.
У:Каким Ванька показан в этом эпизоде?
Д: Счастливый, убаюканный сладкими надеждами…
У: Обратите внимание, как заканчивается развязка?
Д: Многоточием.
У: Как вы думаете почему?
Д: Автор оставляет возможность читателю, додумать свою концовку.
VII. Рефлексия.
Творческая работа.
У: Вспомните сценку двух почтальонов. Когда происходит действие рассказа? А под Рождество сбываются все сокровенные желания. Допишите в группах свою концовку этой истории.
Дети зачитывают получившиеся концовки.
VIII. Итог:
У. Вы бы согласились жить во времена Ваньки Жукова?
А ведь в нем жили и были детьми ваши прапрабабушки и прапрадедушки.
- Какое настроение вызвал у вас рассказ А.Чехова «Ванька»?
Д. Рассказ грустный, но мы надеемся, что Ванька не пропадет в этой жизни.
Он умеет читать, писать, что было в то время редким явлением, трудолюбивый. И пусть на этот раз его желание не сбудется, но в его жизни будет «свое Рождество»
IX. Домашнее задание.
Уровневая дифференциация.
По выбору:
1. Выучите наизусть отрывок, описания погоды на с.168 «А погода великолепная….и потёрли снегом…»
2. Перескажите близко к тексту отрывок, который произвёл на вас наибольшее впечатление.
3. Прочитайте «как диктор» отрывок, который произвёл на вас наибольшее впечатление.