СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическая разработка урока литературного чтения по теме "Традиции духовно-нравственного воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методическая разработка урока литературного чтения по теме "Традиции духовно - нравственного воспитания".  

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическая разработка урока литературного чтения по теме "Традиции духовно-нравственного воспитания"»



Тема: Традиции духовно-нравственного воспитания: регион, страна, мир.

Учебно-методическая разработка урока литературного чтения.

Тема: А.П.Чехов Ванька.

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с содержанием произведения А.П.Чехова «Ванька; создать условия для развития навыков выразительного чтения, умея выражать при чтении свое отношение к развитию событий, активизировать мыслительную деятельность творческой работой и продуктивными видами деятельности, способствовать воспитанию чувства переживания и сострадания на примере героя рассказа Ваньки.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

Личностные:

- иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (во внешней речи и во внутреннем плане);

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные :

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, текстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую ( сюжетно-композиционный треугольник);

- пользоваться словарями;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативны:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- иметь собственное мнение и позицию;

- сроить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные результаты:

- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- самостоятельно читать про себя, проводить словарную работу;

- самостоятельно формулировать главную мысль текста;

-находить в тексте материал для характеристики героя;

-высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

- определять жанр.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Ресурсы: учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» 3 класс, ЦОР, мультимедиа.

I.Организационный момент.

Цель: включение обучающихся в учебную деятельность.

-Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

II. Актуализация знаний.

Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.

Экспресс – опрос.

- С каким автором начали знакомиться на прошлом уроке?

-Антоном Павловичем Чеховым.

- Что помните о его жизни?

-Работал врачом, не писал специально для детей, родился в Таганроге, имел усадьбу в Мелихове, платил за долги отца, рос в многодетной семье.

- Какое произведение уже прочитали?

-Рассказ «Степь».

-Смоделируйте в своих группах модель обложки этого произведения.

- Проверьте.

Проверка по образцу

А.П. Чехов



Степь







- В нашей библиотеке вы можете познакомиться с другими произведениями этого автора, книги которого представлены на выставке.

III. Постановка учебной задачи. Введение в тему.

Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока; сформулировать цель и тему урока.

1.Работа с репродукцией В.Г. Перова «Тройка» и стихотворением (отрывок) Н.Некрасова «Плач детей».

У: Рассмотрите репродукцию В.Г. Перова «Тройка», послушайте отрывок из произведения Н.Некрасова «Плач детей» и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. «Нам гулять не довелося По полям, по нивам золотым. Целый день на фабрике колёса Мы вертим, вертим, вертим!»

Д: Тяжёлая доля детей в прошлом.

2. Инсценирование.

У: Ой, кто-то стучится. (заходят 2 почтальона)

1п. – Смотри, какой странный адрес!

2п. – Дай, посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!

1п. – Да как-то неловко получается, ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.

2п. – Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?

1п. – Да, ты прав. Завтра в эту деревню почту Савелий Иванович везет. Он всё и выяснит.

3. Сообщение темы и целей

У: Как вы думаете, ребята, дошло это письмо?

Д: Нет. На конверте нет точного адреса.

У: В каком произведении мальчик не написал адрес на конверте

Д: В произведение А.П.Чехова «Ванька».

У: На примере этого произведения мы и будем рассматривать трудную жизнь в прошлом. Как мы обычно работаем с текстом?

Д: Читаем, анализируем, составляем план, работаем с сюжетом, работаем в группе, работаем со словарём

IV. Изучение нового материала.

1. Первичное восприятие произведения

У:Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться . . .

- Посмотрите на мир глазами героев рассказа Антона Павловича Чехова и попытайтесь проникнуть в мир «больших» и мир «маленьких», увидеть отличия и разобщённость этих двух миров.

И снова Москва. И снова крестьянский мальчик, привезенный из деревни в большой город. И снова ваш ровесник.


У: Дома вы познакомились самостоятельно с этим произведением. (индивидуально- опережающий метод)

2. Вопросы на восприятие текста.

У. Какие чувства испытали?

Что взволновало?

К какому жанру относится это произведение? (Рассказ)

Докажите. (Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком- либо эпизоде из жизни героя.)

В каком стиле написан рассказ? (В художественном)


3.Словарная работа.

- Были ли в тексте непонятные слова?

Значит нам нужно какой вид работы провести?

Да в тексте много устаревших слов. Давайте рассмотрим их значение нас.173.

заутреня – служба в церкви, совершаемая рано утром;

кобелёк – молодой пёс;

шпандырь – ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге;

клирос – место певчих (хора) в церкви;

сидельцы – продавцы-зазывалы в лавках (магазинах);

«Со звездой… не ходят…» - в праздник Рождества не ходят по домам соседей с поздравлениями.

-Какие слова ещё были непонятны и хотели узнать их значение?

образ – икона;

людская – помещение для слуг в барском доме;

дворня – дворовые люди, т.е. прислуга – конюхи, повара, прачки и др.

подмастерье – помощник мастера;

кадриль – пляска в четыре пары;

кредитом не пользуется – не вызывает доверия.

намедни – вчера .

V. Физминутка для глаз.

VI. Закрепление учебного материала

Анализ сюжетно-композиционного треугольника. Работа в группах.

- Вспомним части композиции: вступление, завязка, развитие действия, кульминация, продолжение действия, развязка и заключение.

Кульминация







Развитие Продолжение

событий событий






В. Завязка Развязка З.













1.Слушание аудиозаписи (вступление)

У: К какой части композиции относится этот отрывок?

Д: Начало произведения. Вступление. Из него мы узнаём, где и когда происходят события.

У: С каких слов начинается завязка в рассказе?

Д: Начало письма. « Милый дедушка Константин Макарыч!... …только ты у меня один остался.» (с.165 – 166)

2.Работа в группах.

Чтобы узнать, как развивались события, мы с вами поработаем в группах. В группах есть ответственные, которые будут контролировать и оценивать вашу работу. Поэтому работаем дружно, активно и целенаправленно. У вас в группах есть инструкции. Изучите их и выполните задания.

Инструкция 1 группы.

  1. Откройте учебник на с.166 – 168.

  2. Найдите и прочитайте про себя отрывок, от слов «Ванька перевёл глаза на тёмное окно…», до слов « …перед праздником помыли и потёрли снегом».

  3. Ответьте на вопрос: «Как развивается событие в этом отрывке?».

  4. Найдите и выразительно прочитайте описание Константина Макаровича.

  5. Оцените свою работу в группе.

Инструкция 2 группы.

  1. Откройте учебник на с.168 – 169.

  2. Найдите и прочитайте про себя отрывок, от слов «Ванька вздохнул, умакнул перо и …», до слов «…всё равно как за мамку Пелагею».

  3. Ответьте на вопрос: «Как развивается событие в этом отрывке?».

  4. Найдите и выразительно прочитайте, отрывок о нелёгкой жизни Ваньки у Аляхина.

  5. Оцените свою работу в группе.

Инструкция 3 группы.

  1. Откройте учебник на с.169 – 171.

  2. Найдите и прочитайте про себя отрывок, от слов « А Москва город большой.», до слов « …в Москву к сапожнику Аляхину…».

  3. Ответьте на вопрос: «Как развивается событие в этом отрывке?».

  4. Найдите и выразительно прочитайте описание Москвы, которую видит мальчик.

  5. Оцените свою работу в группе.

У: Так как же развиваются события?

1 группа: Ванька вспоминает деда и собак.

2 группа: Жалобы на жизнь.

3 группа: Описание Москвы.

Счастливые моменты из прошлого.

У: Молодцы. А теперь зачитайте свои отрывки.


1 группа: Найдите и прочитайте описание Константина Макаровича.

«Ванька живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живарёвых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне и балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелёк Вьюн, прозванный так за свой черный цвет и тело, длинное, как у ласки…».

«Теперь, наверное, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви и, притопывая валенками, балагурит с дворней. Колотушка его подвязана к поясу. Он всплёскивает руками, пожимается т холода…».


2 группа: Зачитайте, отрывок о нелёгкой жизни Ваньки у Аляхина.

«А вчерась мне была выволочка….

А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку».

3 группа: Найдите и зачитайте описание Москвы, которую видит мальчик.

«А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос никого петь не пущают. А раз я видел в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоящие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так, что небось рублей сто каждое… А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают».

У: Молодцы. А теперь скажите, что такое кульминация?

Д: Самый напряжённый, драматический момент.

У: Найдите и зачитайте его.

Д: « Приезжай милый дедушка, … Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». (с. 171)


У: Как продолжается действие? Прочитайте.

Д: Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо и в рубахе выбежал на улицу…

Сидельцы из мясной лавки,… … на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами».


У: В каких же словах заключается развязка?

Д: Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель…

У: Как будет называться последний абзац нашего рассказа?

Д: Заключение.

У:Каким Ванька показан в этом эпизоде?

Д: Счастливый, убаюканный сладкими надеждами…

У: Обратите внимание, как заканчивается развязка?

Д: Многоточием.

У: Как вы думаете почему?

Д: Автор оставляет возможность читателю, додумать свою концовку.

VII. Рефлексия.

Творческая работа.

У: Вспомните сценку двух почтальонов. Когда происходит действие рассказа? А под Рождество сбываются все сокровенные желания. Допишите в группах свою концовку этой истории.

Дети зачитывают получившиеся концовки.

VIII. Итог:

У. Вы бы согласились жить во времена Ваньки Жукова?

А ведь в нем жили и были детьми ваши прапрабабушки и прапрадедушки.

- Какое настроение вызвал у вас рассказ А.Чехова «Ванька»?

Д. Рассказ грустный, но мы надеемся, что Ванька не пропадет в этой жизни.

Он умеет читать, писать, что было в то время редким явлением, трудолюбивый. И пусть на этот раз его желание не сбудется, но в его жизни будет «свое Рождество»

IX. Домашнее задание.

Уровневая дифференциация.

По выбору:

1. Выучите наизусть отрывок, описания погоды на с.168 «А погода великолепная….и потёрли снегом…»

2. Перескажите близко к тексту отрывок, который произвёл на вас наибольшее впечатление.

3. Прочитайте «как диктор» отрывок, который произвёл на вас наибольшее впечатление.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!