СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическое обеспечение индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые  коллеги! Вашему вниманию предлагается проект «Учебно-методическое обеспечение индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы». Автор проекта: Скачинская Олеся Олеговна.

Предлагаемый проект является учебным, выполнен в рамках формирующего блока профессионально-ориентировочной практики на базе общеобразовательной школы № 507. Стажировочная площадка практики была сосредоточена в отделении начального образования № 507.

Историческое название школы – Лицей. По своей структуре Лицей напоминает образовательный комплекс, так как он включает в себя ряд подразделений (среди которых есть подразделения дошкольного, начального, основного и среднего образования). Руководитель лицея – Жданов Владимир Николаевич.

Миссия и цель существования лицея ориентированы на создание эффективной образовательной модели, которая будет способствовать оптимизации, интеграции и развитию образовательного процесса.

В соответствии с такой целью, обучение в лицее выстроено по известным педагогическим технологиям:

-традиционной модели «Школа России»;

- «Начальная школа XXI века»;

- традиционной модели «Гармония»;

-дополнительное образование.

Для обеспечения индивидуализации учебно-воспитательной работы с воспитанниками в лицее функционируют 11 групп продлённого дня.

Дифференциация образовательного процесса прослеживается при проведении внеурочной деятельности на ступени начального образования. Следует положительно отметить, что программа внеурочной деятельности не только развивает общеучебные умения учащихся, но и способствует их физической подготовке.

Школа участвует в городских и всероссийский мероприятиях по независимой оценке и мониторингу качества образовательной подготовки обучающихся. Имеет перечень собственных разработок.

Почти все обучающиеся школы на разных ступенях образования принимают активное участие в школьной жизни: выполняют проекты, занимают призовые места в олимпиадах и других играх, соревнованиях. К примеру, 2 декабря прошлого года в отделении начального образования состоялось награждение участников игры КВН «Осенние ассорти».

Однако, результаты текущих рейтингов школы 507 за последний год свидетельствуют о среднем уровне преподавания в данном образовательном учреждении.

Наша педагогическая практика в начальной школе была ориентирована на 3 класс «Б». Руководство школы в качестве педагога-супервизора назначило Зиняеву Елену Геннадьевну (руководителя данного класса).

В ходе практики было проведено наблюдение за поведенческими особенностями учащихся 3 класса «Б».

Предлагаю рассмотреть, каким образом, проявляются эти особенности в образовательном процессе. Предлагаю просмотреть прошлогоднюю видеозапись с внеурочной деятельности. Тема: «Стихи об осени».

 

Какие же положительные моменты можно увидеть?

  1. Мероприятие начато своевременно.
  2. Дисциплина в классе организована.
  3. Учащиеся готовы к началу занятия.
  4. Учителем была озвучена тема и раскрыта цель занятия.
  5. В ходе занятия учитель помогает учащимся, которые испытывают трудности.
  6. Работа над речевыми умениями учащихся посредством использования ТСО.
  7. Учитель следит за грамотностью речи учащихся, исправляет речевые ошибки.
  8. Занятие завершено своевременно.
  9. Итог подведён вовремя.
  10. Темп занятия умеренный.

 

Несмотря на все достоинства, были зафиксированы недостатки записанного мероприятия:

  1. Не все учащиеся выполняли задания на компьютерах.
  2. Наблюдалось незначительное нарушение дисциплины.
  3. На ученика, который сидел без компьютера, учитель не обращал внимание. Таким образом, он был предоставлен сам себе в течение всего занятия.
  4. Учащиеся длительное время работают, не отрываясь от ТСО.

Перейдём к обсуждению психолого-педагогической характеристики младшего школьника. В соответствии с рекомендациями классного руководителя, было проведено наблюдение за учащимся Ильёй В (9 лет).

Со слов классного руководителя известно, что медицинский диагноз учащегося – ДЦП. Учащийся растёт в полной семье. Родители уделяют повышенное внимание его воспитанию и социализации.

Для самого же учащегося родители являются значимыми людьми к их мнению он прислушивается, но по различным причинам может и не выполнить всех требований родителей. Отношения в семье ровные, конфликты случаются редко.

О личностных и познавательных особенностях учащегося можно судить по диаграммам на экране, которые были сделаны по итогам индивидуальной карты и анализа классного журнала.

Результаты наблюдения показывают нам, что Илья В. активен, открыт, любопытен, проявляет инициативу в выборе деятельности и партнёра. Замкнутости и безразличия Илья В. не проявлял. Однако, в сентябре были отмечены незначительные проявления пассивности Ильи В. В учебном процессе учащийся в большей степени проявляет положительные окрашенные эмоции. Проявление же негативных эмоций и частота смены эмоций у Ильи В. наблюдаются редко. Пик таких проявлений приходится на ноябрь и декабрь. Возможная причина негативных проявлений связана с перенагрузкой детей в эти месяцы.

В ходе наблюдения за особенностями общения Ильи В. со взрослыми следует отметить, что учащийся проявляет непосредственность, искренность, эмоциональную близость, послушание. Учащийся Илья В. не испытывает проблем в ощущении дистанции. Илья В. адекватно реагирует на желание взрослого оказать ему помощь и принимает её.

В отношении общения со сверстниками Илья В. проявляет заинтересованность, доброжелательность, понимает смысл делового общения и свою роль в нём, адекватно реагирует на успех или неудачу своих одноклассников.

Познавательные мотивы Ильи В. в целом сформированы, однако, заинтересованности в эмоциональной, игровой стороной деятельности в ходе учебного процесса учащийся не проявляет. Это связано с тем, что учитель не использует элементы игры на своих уроках. Альтернативные же мотивы (мотивы, не связанные с учением) в ходе наблюдения учащийся Илья В. не проявлял.

Таким образом, проведённое наблюдение, помогло определить сильные и слабые стороны в зоне ближайшего развития Ильи В, а также наметить пути его дальнейшего развития.

По итогам наблюдения была составлена программа индивидуального развития обучающегося «Кто я?». Разработанная нами программа составлена с учётом требований ФГОС НОО и отражает современные тенденции и требования к воспитательной работе с детьми в общеобразовательных учреждениях.

Главный вопрос программы: как сформировать альтернативную (не учебную) мотивацию младшего школьника?

Предполагается, что цикл дополнительных модульных занятий по курсу «Окружающий мир» будет способствовать формированию у младшего школьника альтернативной (не учебной мотивации), а также совершенствовать его учебную мотивацию.

Настоящая программа является коррекционной. Она ориентирована на учащегося третьего класса, нуждающегося в адресной помощи.

Актуальность настоящей программы выражена в том, что она предполагает не только реализацию личностно-ориентированного подхода, но и опору на преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом.

Новизна программы «Кто я?» заключается в коррекционной направленности данной программы и реализации основных коррекционно-развивающих принципов (принцип единства и коррекции, принцип нормативности развития, «сверху вниз», «снизу-вверх», принцип системности и развития психической деятельности, деятельностный принцип.)

В структуру программы входят: пояснительная записка, актуальность программы, новизна программы, паспорт программы, методика и формы реализации программы, этапы реализации программы, основное содержание программы, заключение к программе, библиографический список.

Методики и формы реализации программы представляют собой: общую диагностику, психологическую диагностику и способы педагогического воздействия.

Реализация данной программы проходит в три этапа: информационно-аналитический, организационно-деятельностный, результативно-диагностический.

Основное содержание программы индивидуального развития «Кто я?» ориентировано на курс «Окружающий мир» для третьего класса и включает в себя четыре модуля: «Мой мир знаний», «Я-человек», «Я и моё здоровье», «Я – член семьи». Каждый из таких модулей имеет свою специфическую направленность. Их систематичная, поэтапная реализация будет способствовать не только развитию альтернативной мотивации учащегося, но и формированию гармоничной, всесторонне развитой личности.

Сроки реализации программы были выдвинуты оптимальные – половина года.

Главными условиями эффективной реализации программы «Кто я?» на практике являются системность и непрерывность в проведении занятий в рамках данной программы.

К сожалению, в виду ограниченности во времени проведения профессионально-ориентировочной практики, предлагаемая коррекционная программа индивидуального развития обучающегося начальной школы «Кто я?» не успела пройти апробацию, и в настоящий момент представляет собой форму черновой разработки.

Завершается проект рекомендациями учителю, родителям по формированию мотивационных процессов у младших школьников.

Благодарю за внимание!