Министерство здравоохранения Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский техникум»
Учебно-методическое пособие
для преподавателя
Тема: «Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания»
ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах»
МДК 02.02. «Основы реабилитации»
Специальность: сестринское дело 34.02.01.
Составила: Кулькова Е.В., преподаватель
Сатка 2016г
Рассмотрено на заседании ЦМК Утверждаю зам по УР
« Сестринского дела»
«______» __________20 г. «______»___________20 г.
Составила: Кулькова Е.В., преподаватель ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. «Саткинский медицинский техникум».
Тема: «Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания»
Пояснительная записка
По календарно- тематическому плану на тему: «Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания» выделено всего 6 часов: 2 часа – лекция; 4 часа – практическое занятие.
Методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов «Саткинского медицинского техникума» к практическому занятию МДК.02.02. Основы реабилитации на тему: « Реабилитация больных при заболеваниях органов дыхания » по специальности 34.02.01. «Сестринское дело».
Создание методической разработки диктуется необходимостью изучения и закрепления знаний, полученных на теоретическом занятии.
Основное назначение реабилитационных мероприятий при заболеваниях органов дыхания направлено восстановление функциональной активности и адаптационных возможностей дыхательного аппарата и нормальное поддержание жизнеобеспечения организма.
Комплекс реабилитационных мероприятий при заболеваниях легких, включает применение лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии. Будущие медицинские работники должны самым серьезным образом отнестись к изучению данной темы чтобы овладеть клиническим мышлением и эффективно применять знания в будущей практической деятельности.
Учебная проблема:
Создать обстановку занятия, максимально приближенную к условиям предстоящей профессиональной деятельности, показать актуальность темы, развивать профессиональные качества медицинской сестры.
Содержание
1. Цели занятия………………………………………………………………..4
2. Оснащение……………………………….……………………………........4
3. Методы и методические приемы……….……………………….………...4
4. Студент должен знать и уметь………………………..……………….......4
5. Межпредметные и внутрипредметные связи………………….………....8
6. Хронокарта……………………………….………………………………....9
7. Этапы планирования занятия……………………………………………...9
8. Приложение1. Немая графа………………… ……………………….11
9. Приложение 2. Тесты………………………………...……………….14
10. Приложение 3. Ситуационные задачи ………………………………18
11 Приложение 3а. Эталоны ответов к задачам………………………..21
12. Приложение 4. Контрольные вопросы………...…………………….24
13. Приложение 5. Домашнее задание….……………………………….25
Технологическая карта занятия
Цели занятия
Учебные (дидактические):
1 уровень усвоения: Формирование понятий проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с патологией дыхательной системы.
2 уровень усвоения: Развитие приобретенного практического опыта для формирования профессиональных компетенций медицинской сестры .
3 уровень усвоения: Самостоятельное применение компетенций в практической деятельности при решении задач в стандартных и нестандартных ситуациях.
Развивающие:
Формирование умений и навыков, анализировать, выделять существенные признаки, делать самостоятельные выводы и принимать решения.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию профессиональной ответственности, умения работать в группе и самостоятельно.
Тип занятия: практическое занятие
Место проведения занятия: учебная комната
Время занятия: 180 минут
Оснащение занятия: Методическая разработка занятия, презентация занятия, компьютер, проектор, электронные методические пособия для преподавателя и студентов;
Техническое оснащение: Кушетка для массажа, массажные валики;
Методы обучения:
1. Объяснительно - иллюстративный
2.Репродуктивный - формирование умений и навыков
3.Проблемного изложения – раскрытие в учебном материале различных проблем и демонстрация их способов решения
4.Частично-поисковый – создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов
Методические приемы:
Использование информационных технологий
Рецензирование ответов студентов
Работа по алгоритму
деловая игра
Работа малыми группами
6 . Защита внеаудиторной самостоятельной работы
7. Демонстрация видеофильма с последующим обсуждением
8. Составление презентаций
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт:
осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;
проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией;
Знать:
причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи;
виды, формы и методы реабилитации;
правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения;
Уметь:
готовить пациента лечебно-диагностическим вмешательствам;
осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры и основные приемы массажа;
поводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
осуществлять паллиативную помощь пациентам;
вести утвержденную медицинскую документацию;
Формируемые компетенции:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3. | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК 2.5. | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
ПК 2.6. | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
ПК 2.7. | Осуществлять реабилитационные мероприятия. |
ПК 2.8. | Оказывать паллиативную помощь. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3. | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК 2.5. | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
ПК 2.6. | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
ПК 2.7. | Осуществлять реабилитационные мероприятия. |
ПК 2.8. | Оказывать паллиативную помощь. |
Межпредметные связи:
Предшествующие:
1. ОП 02. Анатомия и физиология Строение органов дыхания.
2. МДК 01.01. «Здоровый человек и его окружение»,
Раздел 3. Лица пожилого и старшего возраста
3. МДК 02.01. Сестринское дело в терапии
Заболевания органов дыхания.
Последующие: ПМ 02.
1.МДК.02.02. Основы реабилитации
2.МДК. 02.01.Сестринское дело в терапии.
Внутрипредметные связи:
1.Предшествующие:
Клинико-физиологическое обоснование механизма действия физических факторов на организм. Использование физических методов лечения в виде общих и местных процедур.
2.Последующие:
Понятия о курорте. Использование естественных физических факторов (климат, ландшафт). Санаторные режимы. Показания и противопоказания к лечению на курортах.
Хронологическая карта занятия
1. Организационный момент -10 мин
2. Контроль знаний – 55 мин
3. Вводный инструктаж - 5 мин
4. Демонстрационная часть – 15 мин
5. Самостоятельная работа - 80мин
6. Подведение итогов – 10 мин
7. Домашнее задание – 5 мин
Этапы планирования занятия
Название этапа | Описание деятельности преподавателя | Описание деятельности студента | Мотивация | Время |
1.Организационный момент | Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, обращает внимание на внешний вид учащихся, сообщает тему занятия, план, совместно с учащимися формулирует цель. | Слушают преподавателя, готовятся к занятию, воспринимают тему, участвуют в формулировании цели. | Привлечь внимание. Настроить на целенаправленную деятельность, активизировать внимание. | 10 мин |
2. Контроль исходных знаний. | Задает вопросы, чтобы проверить насколько владеют темой. Фронтальный опрос (приложение №1) | Отвечают, слушают ответы товарищей, исправляют ошибки, анализируют. | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного ЗУН, формирования общих и профессиональных компетенций. | 55мин |
3. Вводный инструктаж. | Объясняет причину, по которой именно сейчас, в настоящее время, возникла потребность изучать её. Излагает цели и требования к предстоящей работе, делит учащихся на группы по 2 человека | Внимательно слушают, задают вопросы, планируют работу. | Настроить на выполнение самостоятельной работы. | 5 мин |
4. Демонстрационная часть. | Демонстрирует особенности методики массажа, комплекса ЛФК. | Запоминают, осуществляют пробное действие по алгоритму, анализируют. | Закрепление теоретических знаний по выполнению Практических действий, формирование практических навыков работы с пациентами. | 15 мин |
5. Самостоятельная работа | Инструктирует студентов о выполнении задания. Делит учащихся на группы и распределяет по рабочим местам. Контролирует выполняемые задания. Указывает на допущенные ошибки и исправляет их. | Составляют план реабилитации по заданному заболеванию, выполняют ЛФК и лечебный массаж по заданному заболеванию. | Развитие профессиональных навыков и умений. Применение умений и навыков на практике. | 80 мин |
6.Подведение итогов. | Подводит итоги занятия, выделяет активных участников. Отмечает положительные и отрицательные моменты занятия. Аттестует каждого учащегося (используя комбинированную форму контроля). | Слушают, и анализируют ошибки, проводят самооценку. | Умение анализировать свои ошибки. Воспитание ответственности. | 15 мин |
6.Домашнее задание | Предлагает записать домашнее задание. Сообщает тему (в соответствии с календарно-тематическим планом), литературу, страницы учебника. Дает рекомендации по выполнению домашнего задания. Задание для самостоятельной работы. | Записывают задание, слушают методические рекомендации. | Помочь в подготовке домашнего задания. Научить работе с источником. Формирование интереса к самостоятельной работе. Воспитание добросовестного отношения к выполнению домашнего задания. | 3 мин |
8. Заключительная часть. | Объявляет об окончании занятия, напоминает учащимся о необходимости убрать рабочие места. | Учащиеся убирают рабочие места. | Привитие аккуратности. | 2 мин |
Итог: 180 мин
Оценочный лист
№ | Ф.И.О. студента | Ответы на Контрольные вопросы | Решение ситуационных задач | Тестирование | Составление плана и выполнение комплекса ЛФК и лечебного массажа | Итоговая оценка |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
6 | | | | | | |
7 | | | | | | |
8 | | | | | | |
9 | | | | | | |
1 | | | | | | |
Критерий оценки за занятие:
1.Тестирование
100 - 90% - отлично
80% - хорошо
70% - удовлетворительно
Менее 70 % - неудовлетворительно
Оценка «5» (отлично) ставится на практическом занятии в случае, когда студент показал высокую степень самостоятельности при решении ситуационных задач, а ответ его представлял собой последовательное, логическое, грамотное изложение материала.
Оценка «4» (хорошо) ставится студенту при допущении им незначительных неточностей при решении ситуационных задач, хотя изложение того или иного вопроса может быть приемлемым для оценки «5».
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится в том случае, когда студент при решении ситуационных задач, нарушает последовательность изложения материала, однако проявляет при этом усвоение только главных элементов навыка, само выполнение задачи носит черты неудовлетворительности. Изложение того или иного вопроса может быть приемлемым для оценки «4».
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится студенту в случае, если он выполняет решении ситуационных задач, допускает грубые искажения элементов навыка, само выполнение беспорядочно, при этом положительный ответ изменить оценки не может.
При оценке знаний и умений практических навыков будет учитываться:
• знание теоретического материала;
• составление сестринского процесса;
• выполнение практических умений;
• заполнение документации;
• внешний вид студента.
Приложение 1.
Контроль знаний по теме: определение средств реабилитации
1.Силовые упражнения, при которых напряжение мышц достигается без движения участвующих в упражнении частей тела это …………………………
2.Физические упражнения сложились на основе движений и действий это……………………………..
3. Вид массажа использует воздействие на небольшие участки кожи и находящиеся под ней ткани, связанные с определёнными органами называется....................................
4. Массаж, применяющиеся для нормализации функций организма при различных заболеваниях и повреждениях называется…………………………….
5.Физическая нагрузка регламентированная по продолжительности, темпу, расстоянию и типу местности называется………………………………....
6.Комплекс оздоровительных упражнений проводимые в водной среде……...................................
7.Использование природных и искусственно приготовленных минеральных вод для профилактики и лечения различных заболеваний и с целью медицинской реабилитации…………………………….
8.Комплекс лечебных, профилактических и восстановительных упражнений с помощью специальных средств (аппараты, тренажёры) для увеличения функциональной адаптации больного называется………………………………………………
Эталон ответов:
1.Изометрические упражнения
2.Динамические упражнения
3.Точечный массаж
4.Лечебный массаж
5.Дозированная ходьба
6.Гидрокинезотерапия
7.Бальнеотерапия
8.Механотерапия
Приложение 2.
Тестовый контроль
По теме: «Реабилитация больных при заболеваниях органов дыхания»
1.Массаж, как медицинское средство применяющиеся для нормализации функций организма при различных заболеваниях и повреждениях называется:
1. Гигиенический
2. Лечебный
3. Спортивный
4. Косметический
2.Трапецевидная мышца, относится к мышцам:
1. Туловища
2. Таза
3. Верхних конечностей
3. Какие ребра соединяются с грудиной:
1. 1-6 ребро
2. 2-8 ребро
3. 1-7 ребро
4. В плевральной полости находится воздуха:
1. 0 мл
2. 0,1 мл
3. 0,5 мл
5. Основное физиологическое воздействие приема поглаживания:
1. кожу
2. сосуды, капилляры
3. мышцы
6.Технической особенностью выполнения приема поглаживание, является:
1. скольжение рук без смещения кожи и тканей
2. смещение кожи и тканей
3. растяжение поверхности кожи в различных направлениях
7. Основное физиологическое воздействие приема разминания:
1. кожу
2. сосуды
3. мышцы
8. Обязательное условие при проведение приема разминание:
1. предварительные тепловые процедуры
2. максимальное расслабление мышц
3. общение с пациентом
9. Разновидность приема разминание применяющееся только на рельефных мышцах:
1. щипцеобразное
2. круговое
3. двойной гриф
10. Какой прием выполняется строго по массажным линиям:
1. поглаживание
2. выжимание
3. растирание
11. Основное физиологическое воздействие приема выжимание:
1. кости, связки
2. кровь, лимфу
3. эпидермис
12. Нижняя граница при массаже грудной клетки сзади:
1. 7 грудной позвонок
2. гребни подвздошных костей
3. 5 поясничный позвонок
13. Можно проводить сидя массаж грудной клетки :
1. да
2. нет
14. Противопоказания к массажу грудной клетки спереди:
1. выраженная одышка
2. наличие пигментных пятен
3. массивные молочные железы
15.Направление движений при массаже грудной клетки спереди:
1. от мечевидного отростка вдоль грудины, к грудинно-ключичному сочленению по надплечьям к плечевым суставам
2. от грудинно-ключичного сочленения вдоль грудины, к мечевидному отростку далее по межреберным промежуткам
3. от боковой границы по межреберным промежуткам к передне-срединной линии
16. Назовите боковую границу при массаже грудной клетки спереди:
1. передняя подмышечная линия
2. средняя подмышечная линия
3. задняя подмышечная линия
17. Основным массажным приемом при хроническом бронхите является:
1. поглаживание
2. ударные приемы
3. разминание
4. вибрация
18. После приступа удушья, при бронхиальной астме массаж можно проводить через:
1. 1 час
2. 2 часа
3. 12 часов
4. 24 часа
19. Показанием к проведению массажа в положении сидя, при воспалительных заболеваниях органов дыхания является:
1. плохо отделяемая мокрота
2. одышка
3. сухой кашель
20. Вид лечения с которыми массаж не совместим:
1. медикаментозное
2. рентгенотерапия
3. фитотерапия
Эталоны ответов:
1 | 2 |
2 | 2 |
3 | 1 |
4 | 1 |
5 | 1 |
6 | 1 |
7 | 3 |
8 | 2 |
9 | 3 |
10 | 2 |
11 | 2 |
12 | 1 |
13 | 1 |
14 | 3 |
15 | 1 |
16 | 1 |
17 | 2 |
18 | 2 |
19 | 2 |
20 | 2 |
Приложение 3
Задача №1
У пациента, страдающего хроническим бронхитом, появились жалобы на першение и зуд в горле, зябкость, приступообразный кашель с большим количеством мокроты по утрам, одышку при незначительной физической нагрузке. Такое состояние в течение недели. Температура тела нормальная.
Задание:
1. Поставьте сестринский диагноз
2. Определите цели массажа
3. Составьте план массажа
4. Проведите процедуру массажа
Задача №2
На приеме у массажиста больной 40 лет, страдающий хроническим бронхитом ДН I ст. в течение 5 лет. Жалобы на кашель с отделением мокроты слизисто-гнойного характера, особенно по утрам, одышку при физической нагрузке, потливость, ухудшение общего состояния, снижение работоспособности. Неоднократно получал курсы классического массажа. В настоящее время проведено 5 процедур классического массажа без эффекта.
Рефлекторные изменения в соединительной ткани определяются по ходу реберных дуг в сегментах D6-D10 справа. Имеются зоны кожно-мышечной гипертрофии в области правого подреберья и в левой верхней половине грудной клетки.
Задание :
Поставьте сестринский диагноз, определите приоритеты и проблемы данного больного.
Определите цели массажа.
Выберите вид массажа с мотивацией.
Составьте план массажа.
Каковы критерии оценки эффективности проведенного лечения.
Задача №3
К массажисту на прием был направлен больной 22 лет с диагнозом: острый диффузный трахеобронхит, ДН 0 ст. Перенес неделю назад острое респираторное заболевание, получил курс сульфаниламидных препаратов, отхаркивающие средства, температура тела – 36,8°. В настоящее время беспокоит кашель, иногда с трудно отделяемой мокротой слизистого характера, чувство саднения за грудиной, болезненность в верхней части брюшной полости, возникающая при частом кашле, недомогание, слабость, снижение работоспособности.
Пальпаторно определяется некоторая болезненность в межреберьях на уровне D7-D12 и над проекцией прикрепления диафрагмы. Перкуторный звук – легочный.
Аускультативно: дыхание жесткое, сухие рассеянные хрипы.
В общем анализе крови – лимфоцитоз, незначительное увеличение СОЭ.
На рентгенограмме органов грудной клетки – расширение и нечеткость рисунка корней легких.
Задание:
Поставьте сестринский диагноз и определите проблемы данного пациента.
Каковы цели массажа у данного больного.
Выберите вид массажа с мотивацией.
4.Составьте план массажа.
5. Какие рекомендации вы можете дать пациенту.
Задача №4
Больной 45 лет направлен врачом на массаж с диагнозом: бронхиальная астма, инфекционно-аллергическая форма, средней степени тяжести, ДН1. Жалобы на приступообразный сухой кашель, заканчивающийся отделением скудной мокроты слизистого характера, одышку при физической нагрузке, слабость, снижение работоспособности.
Бронхиальной астмой страдает в течение 15 лет. Работает в неблагоприятных производственных условиях. Приступы удушья отмечает 3 раза в год, в основном в холодное время года. Последний приступ был 1,5 месяца назад.
Объективно: Грудная клетка бочкообразной формы, расширены межреберные промежутки.
Рефлекторные изменения в покровных тканях выявляются в области грудины в сегментах D2-D4, над реберными дугами в сегментах D6-D10, над ключицами – в сегменте С4, в области живота и надплечий.
Задание:
1.Поставьте сестринский диагноз и определите проблемы данного больного.
2.Определите цели массажа для пациента.
3.Выберите вид массажа с мотивацией.
4.Составьте план массажа.
Задание №5
Больная 53 лет направлена на прием к массажисту с диагнозом: бронхиальная астма, инфекционно-аллергическая форма, легкой степени тяжести, внеприступный период, ДН1. Жалобы на редкий приступообразный сухой кашель, одышку при физической нагрузке, при выходе на холод - «затрудненное дыхание», снижение работоспособности. Страдает бронхиальной астмой в течение 7 лет, приступы обычно бывают 1-2 раза в год. Работа связана с переохлаждением в холодное время года. Направлена на курс противорецидивного лечения.
Объективно: Грудная клетка бочкообразной формы.
Рефлекторные изменения определяются в межлопаточной области в сегментах D1-D8, в местах прикрепления ребер к грудине.
Задание:
1.Поставьте сестринский диагноз и определите проблемы данной больной.
2.Сформулируйте цели массажа у данной пациентки.
3.Выберите вид массажа для противорецидивного лечения с мотивацией.
4.Каковы критерии эффективности проведенного вами лечения.
Приложение 3а
Эталоны ответов к задачам
Эталон ответа: Задача №1
Сестринский диагноз:
1.У пациента кашель с большим количеством мокроты, одышка при физической нагрузке.
2.Основные цели массажа:
а) краткосрочные - уменьшить кашель и количество мокроты - снять одышку
б) долгосрочные - нормализовать давление в малом круге кровообращения - повысить сопротивляемость организма - улучшить вентиляцию легких
План массажа:
Классический массаж грудной клетки.
Приемы: Поглаживание, растирание, разминание, ударные приемы, приемы РСМ (включает в себя: область трапецевидной мыщцы и грудины), граблеобразное и спиралевидное растирание, надавливание БАТ.
Продолжительность сеанса 15-20 минут. Массаж проводится ежедневно.
Количество процедур 10.
Эталон ответа: Задача №2
Сестринский диагноз: кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты, одышка при физической нагрузке, потливость, ухудшение общего состояния, снижение работоспособности.
Приоритеты: кашель, одышка при физической нагрузке, (снижение работоспособности).
Проблемы настоящие: наличие кашля с мокротой и одышки при физической нагрузке, ухудшение общего состояния, снижение работоспособности.
Проблемы потенциальные: при отсутствии адекватного лечения возможно развитие бронхоэктатической болезни, нарастание гипоксии, развитие гипертонии малого круга кровообращения, дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, формирование легочного сердца.
Краткосрочные цели: улучшить отхождение мокроты, уменьшить и ликвидировать мышечный гипертонус грудных и межреберных мышц, ускорить рассасывание воспаления в бронхах.
Долгосрочные цели: улучшить функцию дыхания, нормализовать общее состояние, повысить работоспособность.
Учитывая жалобы больного на кашель с отхождением мокроты слизисто-гнойного характера, давность заболевания (страдает хроническим бронхитом в течение 5 лет), возраста больного – 40 лет, наличие рефлекторных изменений по ходу реберных дуг в сегментах D6-D10 справа, зон кожно-мышечной гипертрофии в правой нижней и левой верхней половине грудной клетки, данному больному показан интенсивный массаж асимметричных зон грудной клетки, I вариант.
Критерии оценки эффективности проведенного лечения: редкий кашель с незначительным количеством мокроты, нормализация общего состояния, повышение работоспособности, ликвидация зон кожно-мышечной гипертрофии грудной клетки, и рефлекторных изменений в соединительной ткани.
Эталон ответа: Задача №3
Сестринский диагноз: кашель с трудно отделяемой мокротой, чувство саднения за грудиной, болезненность в верхней части брюшной полости при кашле, недомогание, слабость, снижение работоспособности.
Приоритеты: кашель, боль при кашле.
Проблемы настоящие: наличие кашля с трудно отделяемой мокротой и болезненность в верхней части брюшной полости при кашле, чувство саднения за грудиной, недомогание, слабость, снижение работоспособности.
Проблемы потенциальные: при отсутствии адекватного лечения возможно развитие бронхопневмонии с ухудшением общего состояния больного.
Цели краткосрочные: улучшить отхождение мокроты, ликвидировать боль, ликвидировать мышечный гипертонус межреберных мышц и диафрагмы, ускорить рассасывание воспалительного процесса в бронхах.
Цели долгосрочные: улучшить функцию дыхания, повысить общий тонус организма, нормализовать общее состояние больного, повысить его работоспособность.
Учитывая жалобы больного на наличие кашля с трудно отделяемой мокротой, сопровождающегося болями в верхней части брюшной полости, наличие болезненности в межреберных мышцах на уровне D7-D12, над проекцией прикрепления диафрагмы, наличие в анамнезе первичного острого состояния без выраженных рефлекторных изменений в тканях, данному больному показан классический массаж переднебоковой и задней поверхностей грудной клетки.
Эталон ответа: Задача №4
Сестринский диагноз: приступообразный сухой кашель с отделением скудной мокроты, одышка при физической нагрузке, слабость, снижение работоспособности.
Приоритеты у данного больного: приступообразный сухой кашель и одышка.
Проблемы настоящие: наличие сухого приступообразного кашля со скудно отделяемой мокротой, одышка при физической нагрузке, слабость, снижение работоспособности.
Проблемы потенциальные: при отсутствии адекватного лечения возможно учащение приступов удушья, развитие вторичной эмфиземы, нарастание легочно-сердечной недостаточности за счет формирования легочного сердца, возможно развитие приступа бронхиальной астмы с осложнением в спонтанный пневмоторакс и ателектаз легких.
Краткосрочные цели массажа: снять спазм бронхиальной мускулатуры и дыхательной мускулатуры, обеспечить отхождение мокроты. Усилить тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы.
Цели долгосрочные: улучшить функцию дыхания, предупредить развитие приступов удушья, нормализовать общее состояние, повысить работоспособность.
Учитывая жалобы больного на приступообразный сухой кашель, одышку, наличие в анамнезе приступов удушья; данные объективного обследования: расширение межреберных промежутков, наличие рефлекторных изменений в тканях (в области грудины, над ключицами, над реберными дугами) больному показан избирательный вид массажа – соединительнотканный массаж при бронхиальной астме.
План массажа: ИПМ – лежа на животе, ИПП – лежа на спине.
Эталон ответа: Задача №5
Сестринский диагноз: сухой приступообразный кашель, одышка при физической нагрузке, снижение работоспособности, затрудненное дыхание при выходе на холод.
Приоритеты у больной – одышка при физической нагрузке, затруднение дыхания на холодовой раздражитель.
Проблемы настоящие – сухой приступообразный кашель, одышка при физической нагрузке, снижение работоспособности, затрудненное дыхание при выходе на холод.
Проблемы потенциальные: при отсутствии адекватного лечения возможно развитие астматического приступа, учащение таких приступов в течение года, переход в более тяжелое течение бронхиальной астмы, что приведет в свою очередь к развитию осложнений , таких как вторичная эмфизема легких, развитие легочного сердца.
Краткосрочные цели массажа: ликвидация спазма бронхиолярной, дыхательной мускулатуры, усиление тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, предупреждение развития приступа.
Долгосрочные цели: улучшить функцию дыхания, повысить работоспособность.
Учитывая жалобы больной на наличие в настоящее время редкого приступообразного кашля, одышку при физической нагрузке, учитывая легкую степень тяжести течения болезни, в межприступный период в качестве противорецидивного лечения данной больной можно провести курс классического массажа.
Критерии эффективности проведенного лечения: удлинение межприступного периода, отсутствие кашля, затрудненного дыхания длительное время, повышение работоспособности, отсутствие прогрессирования заболевания
Приложение 4
Контрольные вопросы:
Назовите симптомы заболеваний органов дыхания.
2. Какие нарушения функций органов дыхания наблюдаются при заболеваниях органов дыхания?
3. Что такое дыхательная недостаточность?
4. Что является главным фактором, изменяющим функционирование органов дыхания в нормальных условиях?
5. Как в патологических условиях физическим упражнением можно воздействовать на функцию дыхания?
6. Что такое дренажные исходные положения и для чего они применяются?
7. Каким упражнением отводится особое место в лечебной гимнастике при заболеваниях органов дыхания?
8. Какие упражнения применяются для изменения частоты дыхания?
9. Какие дыхательные и другие упражнения способствуют растягиванию
плевральных спаек?
10. Какие упражнения способствуют снятию спазмов бронхов?
11. Какой эффект дают релаксационные упражнения при заболеваниях органов дыхания?
Приложение 5
Домашнее задание (Самостоятельная работа)
1.Подготовка к следующему разделу практического занятия:
1.Билич Г. Л. Анатомия человека / Билич Г. Л., Крыжановский В. А. — М. : Эксмо, 2012. — 224 с Строение ЖКТ и мочеполовой системы стр. 84-136.
2.Третьякова, Н. В. Лечебная физическая культура и массаж: учебное пособие / Н. В. Третьякова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. 357 с. Реабилитация при заболеваниях ЖКТ и мочеполовой системы стр. 239-247
2.Написание рефератов по заданной теме «Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов при заболеваниях ЖКТ и мочеполовой системы».
3. Презентация по данной теме.
6