СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическое пособие для студентов Тема: «Физическая реабилитация при сердечно-сосудистых заболеваниях»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методическое пособие для студентов тема: Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие для студентов Тема: «Физическая реабилитация при сердечно-сосудистых заболеваниях»»

17



Министерство здравоохранения Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский техникум»







Учебно-методическое пособие

для студентов







Тема: «Физическая реабилитация при сердечно-сосудистых заболеваниях»


ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах»
МДК 02.02. «Основы реабилитации»

Специальность: сестринское дело 34.02.01.







Составила: Кулькова Е.В., преподаватель















Сатка 2016г






Рассмотрено на заседании ЦМК Утверждаю зам по УР

« Сестринского дела»

«______» __________20 г. «______»___________20 г.







































Составила: Кулькова Е.В., преподаватель ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. «Саткинский медицинский техникум».





Тема: «Физическая реабилитация при сердечно-сосудистых заболеваниях»


Пояснительная записка


По календарно- тематическому плану на тему : «Физическая реабилитация при сердечно-сосудистых заболеваниях» выделено всего 6 часов: 2 часа – лекция; 4 часа – практическое занятие.

Методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов «Саткинского медицинского техникума» к практическому занятию МДК.02.02. Основы реабилитации на тему : « Реабилитация больных при сердечно-сосудистых заболеваниях» по специальности 34.02.01. «Сестринское дело».

Создание методической разработки диктуется необходимостью изучения и закрепления знаний, полученных на теоретическом занятии.

Основное назначение реабилитационных мероприятий при сердечно-сосудистых заболеваниях направлено восстановление функциональной активности и адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы и нормальное поддержание жизнеобеспечения организма.

Комплекс реабилитационных мероприятий при сердечно-сосудистых заболеваниях включает применение лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии. Будущие медицинские работники должны самым серьезным образом отнестись к изучению данной темы чтобы овладеть клиническим мышлением и эффективно применять знания в будущей практической деятельности.



Учебная проблема:

Создать обстановку занятия, максимально приближенную к условиям предстоящей профессиональной деятельности, показать актуальность темы, развивать профессиональные качества медицинской сестры.
























Содержание


Цели занятия……………………………………………………………………….. 4

Студент должен знать и уметь……….…………………..………………............... 4

1. Реабилитационные мероприятия при сердечно-сосудистых заболеваниях..... 8

1.1. Хроническая недостаточность кровообращения……………………………. 8

1.2. Инфаркт миокарда…………………………………………………………….. 9

1.3. Стенокардия……………………………………………………………………11

1.4. Гипертоническая болезнь………………………………………………...…...13

1.5. Гипотония………………………………………………………………….…...15

Ситуационные задачи …………………………………………………………..….16

Контрольные вопросы………...…………………………………………………....17

Домашнее задание….…………………………………………………………...….17





































Цели занятия


Учебные (дидактические):

1 уровень усвоения: Формирование понятий проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с патологией дыхательной системы.

2 уровень усвоения: Развитие приобретенного практического опыта для формирования профессиональных компетенций медицинской сестры .

3 уровень усвоения: Самостоятельное применение компетенций в практической деятельности при решении задач в стандартных и нестандартных ситуациях.

Развивающие:

Формирование умений и навыков, анализировать, выделять существенные признаки, делать самостоятельные выводы и принимать решения.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию профессиональной ответственности, умения работать в группе и самостоятельно.


Тип занятия: практическое занятие

Место проведения занятия: учебная комната

Время занятия: 180 минут


Оснащение занятия: Методическая разработка занятия, презентация занятия, компьютер, проектор, электронные методические пособия для преподавателя и студентов;

Техническое оснащение: Кушетка для массажа, массажные валики;


Методы обучения:

1. Объяснительно - иллюстративный

2.Репродуктивный - формирование умений и навыков

3.Проблемного изложения – раскрытие в учебном материале различных проблем и демонстрация их способов решения

4.Частично-поисковый – создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов


Методические приемы:

  1. Использование информационных технологий

  2. Рецензирование ответов студентов

  3. Работа по алгоритму

  4. деловая игра

  5. Работа малыми группами

6 . Защита внеаудиторной самостоятельной работы

7. Демонстрация видеофильма с последующим обсуждением

8. Составление презентаций









С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт:

осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;

проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией;


Знать:

причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи;

виды, формы и методы реабилитации;

правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения;


Уметь:

готовить пациента лечебно-диагностическим вмешательствам;

осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;

консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;

осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры и основные приемы массажа;

поводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

осуществлять паллиативную помощь пациентам;

вести утвержденную медицинскую документацию;


























Формируемые компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3.

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5.

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7.

Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8.

Оказывать паллиативную помощь.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.


ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3.

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5.

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7.

Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8.

Оказывать паллиативную помощь.



Межпредметные связи:


Предшествующие:

1.ОП 02. Анатомия и физиология. Строение органов дыхания.

2. МДК 01.01.Здоровый человек и его окружение.

3. МДК.02.01.Сестринское дело в терапии. Заболевания органов дыхания.

Последующие:

1.МДК02.01.Сестринское дело в терапии.


Внутрипредметные связи:

1.Предшествующие:

Клинико-физиологическое обоснование механизма действия физических факторов на организм. Использование физических методов лечения в виде общих и местных процедур.

2.Последующие:

Понятия о курорте. Использование естественных физических факторов (климат, ландшафт). Санаторные режимы. Показания и противопоказания к лечению на курортах.


















  1. Реабилитационные мероприятия при сердечно-сосудистых заболеваниях


Противопоказания к ЛФК и массажу при сердечно-сосудистых заболеваниях:

-недостаточность кровообращения III степени,

-тяжелые нарушения ритма и проводимости сердца,

- аневризма сердца,

-тромбоэмболические осложнения,

- гипертонический криз

    1. Хроническая недостаточность кровообращения

Это заболевание является следствием различных болезней сердца и сосудов. Уменьшается ударный объем сердца, артериальное давление снижается, а венозное повышается, увеличивается количество циркуляций крови, а скорость кровотока замедляется, увеличивается частота сердечных сокращений (компенсаторно), учащается пульс, появляются отеки в малом и большом круге кровообращения, одышка, цианоз.


I стадия недостаточности кровообращения

Одышка, тахикардия, быстрая утомляемость, появляются после физической нагрузки.

Задачи ЛФК и массажа. Облегчение работы сердца путем стимуляции внесердечных факторов кровообращения, нормализация кровообращения, усиление обмена веществ, тренировка организма в целом.

Особенности методики ЛФК.

Строгая постепенность в увеличении нагрузок.

Умеренность и ритмичность их применения для всех мышц в ИП лежа, сидя, стоя с использованием снарядов (мяч, палка, гимнастическая стенка и др.).

Общеукрепляющие упражнения необходимо чередовать с дыхательными.

С середины курса лечения включают упражнения для развития силы, игры.

Обязательны дозированная ходьба. Время занятий - 25-30 минут.

Массаж.

Назначают общий массаж. Вначале проводят массаж спины, включая воротниковую зону, затем груди, массаж живота, нижних и верхних конечностей по методике отсасывающего массажа. Продолжительность массажа - 20-25 мин. Курс - 15-20 процедур.


II стадия недостаточности кровообращения

Признаки недостаточности кровообращения появляются в покое, присоединяются застойные явления в малом и большом круге кровообращения.

Задачи ЛФК и массажа.

Улучшение периферического и коронарного кровообращения. Профилактика застойных пневмоний, тромбоэмболий, запоров. Общетонизирующее воздействие.


Особенности методики ЛФК

Режим движений (в зависимости от состояния) - расширенный постельный, палатный с дозированной ходьбой.

Упражнения выполняют в медленном темпе; в ИП лежа, сидя, стоя, при IIб степени для мелких и средних мышечных групп, пассивных и активных без предметов, по 4-6 раз, в сочетании с легким массажем, в течение 10-12 минут; при IIа степени включают упражнения для крупных мышц, увеличивают число повторений.

Обязательны статические дыхательные упражнения.


Массаж

Проводят очень осторожно; рекомендуют массаж ног, начиная с проксимальных отделов.



III стадия недостаточности кровообращения

Присоединяются асцит и стойкие морфологические изменения в сердце, печени и др. органах.

Лечебная физкультура и массаж противопоказаны.


1.2 Инфаркт миокарда

Инфаркт миокарда - некроз участка сердечной мышцы, развивающийся в результате нарушения кровоснабжения в связи с сужением венечных артерий или закрытием просвета тромбом или атеросклеротической бляшкой.

Классы тяжести больных инфарктом миокарда


Стационарный этап Особенности ЛФК в стационаре

1) ранняя активизация и возможно ранняя выписка из стационара;

- Применение индивидуализированных программ реабилитации. Весь период этого этапа лечения делят на четыре ступени, которые подразделяются на подступени (а,б,в) для более детального определения физических нагрузок.

- Перевод больного с одной ступени на другую осуществляет лечащий врач.

- На второй-третий день болезни после ликвидации болевого синдрома и тяжелых осложнений (аритмии, кардиогенный шок, отек легких) для больного определяют класс по тяжести заболевания, программу реабилитации и назначают лечебную физкультуру.




Санаторный этап

Задачи ЛФК: восстановить физическую работоспособность больных, психологическая реабилитация и подготовка к самостоятельности и производственной деятельности.

В течение трех-четырех дней больной выполняет режим активности IV ступени, а в последующем его переводят на V, VI и VII ступени.

Занятия проводят групповым методом, включают работу всех мышц и аутотренинг. Лучшим средством для адаптации сердечно-сосудистой системы к выполнению умеренной нагрузки является дозированная ходьба.


Дозированная Ходьба

Величина физической нагрузки при ходьбе зависит от длины пути, величины шагов, темпа ходьбы, рельефа местности и сложности.

Ходьба используется перед началом занятий как подготовительное и организующее упражнение.

Ходьба может быть усложненной — на носках, на пятках, ходьба крестным шагом, в полуприседе, с высоким подниманием коленей.

кандинавская ходьба (северная ходьба, нордическая ходьба, финская ходьба с палками, Nordic Walking) – ходьба со специальными, напоминающими лыжные, палками. При такой технике ходьбы шаг имитирует лыжный бег, оставаясь при этом не бегом, а ходьбой.


Диспансерно-поликлинический этап

На данном этапе больные - это лица, страдающие хронической ИБС с постинфарктным кардиосклерозом.

Основные задачи ЛФК: профилактика дальнейшего развития атеросклероза, вторичная профилактика ИБС, возможность полной или частичной отмены медикаментов, возврат к труду. ЛФК проводят в форме длительных физических тренировок (ДФТ).

ДФТ показана при давности инфаркта миокарда не менее четырех месяцев в спортивном зале групповым методом или в домашних условиях по индивидуальной программе. Функциональные возможности определяют с помощью велоэргометрии. Используют лечебную гимнастику, дозированную ходьбу, лыжные прогулки, езду на велосипеде и др. в течение всей жизни больного.


Поликлинический этап реабилитации

К длительным физическим нагрузкам больным, перенесшим ИМ, разрешается приступать через 3—4 месяца после него. По функциональным возможностям, определяемым с помощью велоэргометрии, спироэргометрии или клиническим данным, больные относятся к 1—2-му функциональным классам — сильная группа, или к 3-му — слабая группа. Если занятия (групповые, индивидуальные) проводятся под наблюдением инструктора ЛФК, медицинского персонала, то они называются контролируемыми или частично контролируемыми, проводимыми в домашних условиях по индивидуальному плану.


Велоэргометрия

Велоэргометрия – проба с дозированной физической нагрузкой с одномоментной регистрацией ЭКГ, выполняемая для выявления скрытой коронарной недостаточности, преходящих нарушений ритма и установления индивидуальной переносимости больным физической нагрузки.

Для проведения велоэргометрии на тело пациента накладываются электроды и манжета для измерения артериального давления. Задается определенная физическая нагрузка (крутить педали велотренажера), которая постепенно увеличивается. Физическая нагрузка подбирается индивидуально с учетом возраста пациента и его состояния.


Массаж при инфаркте миокарда

Сроки начала массажа строго индивидуальны.

Массаж спины (в ИП лежа на правом боку), используя поглаживание, растирание, неглубокое разминание, живот, нижние и верхние конечности; грудную клетку поглаживают. Продолжительность массажа - 5-20 минут, после чего больной дышит кислородом в течение 10-15 минут.

После выписки из больницы проводят общий массаж в положении сидя с опорой головы или лежа. Начинают массаж со спины и воротниковой зоны. При массаже передней грудной стенки акцент делают на левую грудную мышцу Продолжительность процедуры - 10-20 минут


    1. Стенокардия

Характеризуется приступообразными болями в груди вследствие острой недостаточности кровоснабжения сердечной мышцы. Наиболее частая причина - атеросклероз коронарных сосудов. Приступ провоцируют: снижение притока крови к сердцу (гипотензия, снижение сердечного выброса при тахиаритмии), рефлекторные влияния со стороны желчных путей, шейного и грудного отдела позвоночника, физическое и психическое перенапряжение и др.



Задачи ЛФК и массажа

Предупреждение приступов путем развития путей окольного кровоснабжения миокарда, активации обмена веществ (борьба с атеросклерозом и предупреждение склероза миокарда в зоне ишемии), стимуляция нейрогуморальных механизмов нормальной регуляции сосудистых реакций при мышечной работе, адаптации к физическим нагрузкам.


Особенности ЛФК при стенокардии

Занятия проводят в межприступный период, начиная со второго-восьмого дня после прекращения приступа в зависимости от его тяжести. ЛФК аналогична таковой при инфаркте миокарда.

Занятия проводят осторожно.

При постельном режиме - в ИП лежа на спине, на правом боку, а когда разрешают сидеть, - сидя: общеразвивающие упражнения для мелких и средних мышечных групп в сочетании с дыхательными.

Если приступы не повторяются, через несколько дней назначают палатный режим: присоединяют упражнения для крупных мышечных групп в ИП стоя и ходьбу по палате.

При свободном режиме нагрузки увеличивают. Если приступы легкие, то сразу назначают лечебную физкультуру по методике палатного или свободного режима.

В санаторно-курортных и амбулаторных условиях широко используются ходьба, плавание, гребля, но под контролем врача.

Комплекс упражнений: Гимнастика при стенокардиии (выполняется в исходном положении сидя)

1. «Ходьба» сидя. Сидя, опираясь на спинку стула делать движения ногами и руками, имитируя ходьбу. Дышать произвольно. Темп средний. Выполнять упражнение 30—60 секунд.

2. Потягивание. Сесть, опереться на спинку стула, согнуть руки, положив ладони за голову. Медленно с глубоким вдохом выпрямить руки вверх пошире, слегка прогибая спину; с выдохом вернуться в исходное положение. Повторить 6—8 раз.

3. Повороты в стороны. Медленно повернуть корпус вправо, отводя правую руку в сторону-назад, поворачивая ладонь кверху и делая вдох. Затем, делая выдох, вернуться в исходное положение. Повторить 3—5 раз в каждую сторону.

4. Поочередное сгибание ног. Сесть. Держась за сиденье стула, медленно, с выдохом сгибать то левую, то правую ногу, подтягивая бедро к животу. Повторить 3—5 раз каждой ногой.

5. Грудное дыхание. Положить обе ладони на нижнюю часть грудной клетки. Сделать полный выдох, слегка нажимая руками на ребра; затем сделать полный вдох, стараясь максимально растянуть грудную клетку. Темп медленный. Повторить 3—5 раз.

6. Попеременное поднимание рук вверх. Попеременно поднимать прямые руки вперед-вверх. Дышать свободно, без задержки. Темп средний. Повторить 4—6 раз каждой рукой.

7. Наклоны в стороны. Медленно наклонять корпус влево, поднимая правую руку в сторону-вверх над головой; при наклоне вправо соответственно менять положение рук. Дышать произвольно. Сделать по 3—5 наклонов в каждую сторону.

8. Разгибание ног. Опираясь на спинку стула и держась за сиденье, медленно разгибать, а затем сгибать обе ноги, не отрывая пяток от пола. Дышать свободно, без задержки. Повторить 4—6 раз.

9. Дыхание со сгибанием рук к плечам. Медленно, с глубоким вдохом, слегка прогибая спину, согнуть руки к плечам, сводя лопатки; затем с полным выдохом опустить руки. Повторить 4— 6 раз.

10. Переступание. Не торопясь, переступать ногами на месте, поднимая их на 5—10 см от пола. Дышать произвольно. Выполнять в течение 1—1,5 минуты.

11. Отдых сидя с расслаблением мышц в течение 1—2 минут.

Массаж при стенокардии

Массаж назначают в межприступный период.

В положении лежа или сидя проводят поглаживание, растирание, разминание воротниковой зоны, спины (до нижних углов лопаток), грудной клетки, вибрацию области сердца ладонью (от грудины к позвоночнику).

Не применяют рубление и поколачивание. Затем массируют правую и левую руки. Продолжительность массажа - 5-8 мин.

Курс - 10-15 процедур. Всего необходимо два-три курса.

Массаж воротниковой зоны

Исходное положение пациента – сидя за столиком, с упором на предплечья рук, голова опущена вниз, мышцы шеи и спины полностью расслаблены. Массажист располагается сзади.

Воротниковая зона – это задняя поверхность шеи, грудной клетки до уровня 4-го грудного позвонка и передняя поверхность грудной клетки до уровня 2-го ребра.

Массаж шейно-воротниковой зоны применяется при: заболеваниях сердечно-сосудистой системы, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, атеросклерозе, заболеваниях нервной системы, невротических состояниях, последствиях инсультов, церебральном атеросклерозе, шейно-грудном остеохондрозе, головной боли, бессоннице, хронических неспецифических заболеваниях легких, эмфиземе легких, бронхиальной астме, ОРВИ,


    1. Гипертоническая болезнь

В результате перенапряжения центральной нервной системы нарушается нервно-гуморальная регуляция артериального давления, повышается мышечный тонус артерий и в особенности артериол, что приводят к повышению АД до 160/90 мм рт. ст. и выше, развивается гипертоническая болезнь. В зависимости от физического состояния различают пять уровней физического развития (I - высокий, II - выше среднего, III - средний, IV - низкий, V - очень низкий), составляют программу занятий ЛФК. При низком уровне ЛФК начинают в стационаре, а по мере увеличения физических возможностей пациента - продолжают амбулаторно.

Задачи ЛФК и массажа:

Укрепить организм больного, снизить реактивность нервной системы, укрепить тормозной процесс и выработать устойчивость психики, снизить повышенный сосудистый тонус, улучшить кровоснабжение органов, повысить окислительно-восстановительные процессы, задержать развитие атеросклероза, уменьшить и снять симптомы заболевания (тяжесть в голове, головную боль, плохое самочувствие и др.).

Особенности ЛФК:

Формы ЛФК: при I и II стадиях болезни: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, дозированная ходьба, терренкур, плавание, туризм, гребля, подвижные игры, лыжные прогулки, массаж воротниковой области; при III стадии - лечебная гимнастика и дозированная ходьба. Больные с высоким уровнем физического развития не нуждаются в специальных занятиях лечебной гимнастикой.

1. Применяют общеукрепляющие упражнения, чередуя их с дыхательными.

2. Специальные упражнения (снижают сосудистый тонус): на расслабление мышц, дыхательные, на координацию и тренировку вестибулярного аппарата (стояние с сомкнутыми ступнями, одной ноге с опорой на носок второй, на одной ноге без опоры, стояние на линии, ходьба по коридору, ходьба по линии).

3.Продолжительность занятий - от 15 до 60 минут.

4.Упражнения выполняют в спокойном темпе, без усилий и напряжений в ИП лежа, сидя, стоя.

5. Упражнения для рук выполняют осторожно, так как они вызывают большее повышение АД, чем для ног.

6. Упражнения с наклонами, поворотами и вращением головы и туловища в первые дни занятий выполняют в медленном темпе и повторяют по два-три раза с неполной амплитудой движений. Темп постоянно ускоряют, увеличивают число повторений и переходят к более глубоким наклонам.

7. На третьей-четвертой неделе включают упражнения для развития силы, в том числе и изометрическое, которые выполняют в течение 30-60 секунд, после которых обязательны упражнения на расслабление мышц и статические дыхательные в течение 20-30 секунд при I стадии болезни 1,5-2 минут - при второй.

Противопоказания: общие, повышение АД свыше 200/110, понижение АД на 20-30%, сопровождающееся резким ухудшением самочувствия пациента, приступ стенокардии, тяжелые нарушения ритма сердца, состояние после гипертонического криза, выраженная одышка и резкая слабость.


Массаж

Показан при I и II стадиях гипертонической болезни, при III стадии - противопоказан.

В ИП - сидя массируют заднюю поверхность шеи, область надплечья, спины, паравертебральных зон.

Применяют непрерывное поглаживание, растирание, разминание.

Массаж воротниковой области, волосистой части головы и лобной части лица, нижних конечностей и живота.

Продолжительность массажа - 10-15 минут


Массаж при I и II стадиях гипертонической болезни

ИП - сидя массируют заднюю поверхность шеи, область надплечья,трапецевидной мышцы спины, паравертебральных зон. Применяют непрерывное поглаживание, растирание, разминание.

Исключают ударные приемы.

Продолжительность массажа - 10-15 минут


    1. Гипотония

Характеризуется понижением систолического давления ниже 100 мм рт. ст., диастолического - ниже 60 мм рт. ст. Различают физиологическую гипотензию, без признаков патологии (жалоб нет, трудоспособность не нарушена) и патологическую, с патологическими симптомами (головные боли, головокружение, слабость, сонливость, склонность к ортостатическим реакциям и др.

Задачи ЛФК и массажа

Нормализация процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и сосудистого тонуса. Повышение сократительной способности миокарда. Общее укрепление организма и повышение эмоционального тонуса больного.


Особенности методики ЛФК

Аналогична ЛФК при недостаточности кровообращения I ст. Время занятий - 15-40 мин Широко используют упражнения на равновесие и координацию движений, динамические и изометрические упражнения для развития силы без последующих упражнений на расслабление мышц. Частая перемена ИП. При хорошей физической подготовке - спортивные игры по облег­ченным правилам, лыжные прогулки и др. Рекомендуют прием контрастного душа, посещение бани (сауны). В сауне находятся по 3-5 минут (два-три захода), после чего принимают холодный душ (теплый или ванна приводят к снижению артериального давления).


Массаж

Массируют воротниковую зону, но более энергично, чем при гипертонической болезни, исключая массаж волосистой части головы. Также поводят общий массаж в течение 15-35 минут


Массаж головы

Массаж головы купирует головную боль, нормализует АД и активизирует работу внутренних органов, что благоприятно сказывается на здоровье пациента.

Массаж головы выполняют по массажным линиям, которые проходят:

от переносицы по костям: лобной и теменной, спускаются на шею и далее на трапециевидную мышцу;

от височной кости мимо зоны за ухом к шее;

по боковой поверхности шеи от уха в сторону мышцы трапециевидной;

от переносицы по надбровью к вискам и темени.

Приемы: поглаживание, растирание, выжимание, надавливание на БАД (биологически активные точки.)


Точечный массаж

Точечный массаж — один из самых древних методов лечения. Возник он на Востоке, на территории современных Китая, Кореи, Монголии и Японии после того, как древние лекари обратили внимание на то, что на теле человека существуют особые “жизненные” точки, связанные с внутренними органами и системами. Воздействуя на эти точки, можно было не только улучшить общее состояние больного, но и восстановить нарушенные функции органов.

Определить местонахождение той или иной точки можно простым надавливанием кончиками пальцев на поверхность кожи. При попадании на точку у человека возникает ощущение ломоты, онемения, даже боли.
























Ситуационные задачи


Задача №1

Пациент Д., 48 лет находится на стационарном лечении с диагнозом: инфаркт миокарда, 1 класс тяжести, 2-ые сутки. Болевой синдром купирован. Назначена 2-я ступень активности

Задание:

1. Определите соответствие двигательного режима и ступени активности состоянию больного.

2. Обозначьте основные задачи ЛФК в данной ситуации.

3.Составьте комплекс ЛГ данному пациенту.


Эталон ответа: Задача №1

1.Пациенты с инфарктом миокарда 1 класса тяжести, при купированном болевом синдроме в 1-2-е сутки находятся на I б ступени активности. На 2-ю ступень активности данных пациентов переводят на 3-4-й день

2. Борьба с гипокинезией. Подготовка к возможно раннему расширению физической активности

3. Комплекс ЛГ включает:

- поворот на бок

- активные движение в дистальных отделах нижних конечностей

- изометрическое напряжение крупных мышц групп н/конечностей и мышц

туловища

- статические дыхательные упражнения

- присаживание с помощью мед. сестры на постели, свесив ноги, на 5-10 мин. 2-3

раза в день (первое присаживание пож контролем инструктора ЛФК)

После каждого упражнения больному дать паузу для отдыха и делать релаксирующие упражнения (общая продолжительность пауз 30-50 % времени

занятия, т.е. моторная плотность 50-70 %)


Задача №2

Пациент П., 45 лет с диагнозом: инфаркт миокарда, III класс тяжести, 14-е сутки.

Задание:

1. Определите основные задачи для данного периода течения болезни

2. Какие показания для перевода со 2-й на 3-ю ступень активности у пациентов с ИМ

3. Составьте программу физической реабилитации (ЛГ, досуг, бытовые нагрузки)


Эталон ответа: Задача №2

1.Задачи данного периода:

- Подготовка пациента к полному самообслуживанию

- Подготовка пациента к выходу на прогулку на улицу

- Подготовка пациента к дозированной ходьбе

Показаниями для перевода с одной ступени активности на другую являются

2. Показания для перевода со 2-й на 3-ю ступень активности у пациентов с ИМ – сроки и удовлетворительная реакция на нагрузку II ступени.

3. Пациенту с ИМ, III класс тяжести с 9-15 дня можно назначать IIIа ступень активности

Комплекс ЛГ № 2: и.п. – сидя, занятия индивидуальные, учитывать индивидуальную реакцию больного на нагрузку

Бытовые нагрузки: ходьба по палате; пребывание сидя - без ограничения; выход в коридор; ходьба по коридору (начиная с 50 м до 200 м в 2-3 приёма в медленном шаге, до 70 шагов в минуту); приём пищи за столом сидя; мытьё ног с помощью другого лица

Досуг: чтение, приём родственников, настольные игры, вышивание, рисование за столом


Контрольные вопросы:

1. Из каких этапов состоит процесс реабилитации при заболеваниях сердечно-сосудистой системы?

2.Задачи ЛФК и массажа при заболеваниях сердечно-сосудистой системы?

3. Что такое хроническая сердечная недостаточность?

4. Классификация тяжести инфаркта миокарда ?

5. Противопоказания к назначению ЛФК и массажа при заболеваниях сердечно-сосудистой системы ?

  1. Что такое велоэргометия и для чего она применяются?

7. На какие ступени активности делятся этапы реабилитации?




Домашнее задание (Самостоятельная работа)

Подготовка к следующему разделу практического занятия:

1.Билич Г. Л. Анатомия человека / Билич Г. Л., Крыжановский В. А. — М. : Эксмо, 2012. — 224 с Дыхательной системы стр. 107-116.

2.Третьякова, Н. В. Лечебная физическая культура и массаж: учебное пособие / Н. В. Третьякова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. 357 с. Реабилитация при заболеваниях органов дыхания стр. 216-239

Написание рефератов по заданной теме:

«Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов при заболеваниях сердечно-сосудистой системы».

Презентация по данной теме.


17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!