17
Министерство здравоохранения Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский техникум»
Учебно-методическое пособие
для студентов
Тема: «Физическая реабилитация при сердечно-сосудистых заболеваниях»
ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах»
МДК 02.02. «Основы реабилитации»
Специальность: сестринское дело 34.02.01.
Составила: Кулькова Е.В., преподаватель
Сатка 2016г
Рассмотрено на заседании ЦМК Утверждаю зам по УР
« Сестринского дела»
«______» __________20 г. «______»___________20 г.
Составила: Кулькова Е.В., преподаватель ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. «Саткинский медицинский техникум».
Тема: «Физическая реабилитация при сердечно-сосудистых заболеваниях»
Пояснительная записка
По календарно- тематическому плану на тему : «Физическая реабилитация при сердечно-сосудистых заболеваниях» выделено всего 6 часов: 2 часа – лекция; 4 часа – практическое занятие.
Методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов «Саткинского медицинского техникума» к практическому занятию МДК.02.02. Основы реабилитации на тему : « Реабилитация больных при сердечно-сосудистых заболеваниях» по специальности 34.02.01. «Сестринское дело».
Создание методической разработки диктуется необходимостью изучения и закрепления знаний, полученных на теоретическом занятии.
Основное назначение реабилитационных мероприятий при сердечно-сосудистых заболеваниях направлено восстановление функциональной активности и адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы и нормальное поддержание жизнеобеспечения организма.
Комплекс реабилитационных мероприятий при сердечно-сосудистых заболеваниях включает применение лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии. Будущие медицинские работники должны самым серьезным образом отнестись к изучению данной темы чтобы овладеть клиническим мышлением и эффективно применять знания в будущей практической деятельности.
Учебная проблема:
Создать обстановку занятия, максимально приближенную к условиям предстоящей профессиональной деятельности, показать актуальность темы, развивать профессиональные качества медицинской сестры.
Содержание
Цели занятия……………………………………………………………………….. 4
Студент должен знать и уметь……….…………………..………………............... 4
1. Реабилитационные мероприятия при сердечно-сосудистых заболеваниях..... 8
1.1. Хроническая недостаточность кровообращения……………………………. 8
1.2. Инфаркт миокарда…………………………………………………………….. 9
1.3. Стенокардия……………………………………………………………………11
1.4. Гипертоническая болезнь………………………………………………...…...13
1.5. Гипотония………………………………………………………………….…...15
Ситуационные задачи …………………………………………………………..….16
Контрольные вопросы………...…………………………………………………....17
Домашнее задание….…………………………………………………………...….17
Цели занятия
Учебные (дидактические):
1 уровень усвоения: Формирование понятий проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с патологией дыхательной системы.
2 уровень усвоения: Развитие приобретенного практического опыта для формирования профессиональных компетенций медицинской сестры .
3 уровень усвоения: Самостоятельное применение компетенций в практической деятельности при решении задач в стандартных и нестандартных ситуациях.
Развивающие:
Формирование умений и навыков, анализировать, выделять существенные признаки, делать самостоятельные выводы и принимать решения.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию профессиональной ответственности, умения работать в группе и самостоятельно.
Тип занятия: практическое занятие
Место проведения занятия: учебная комната
Время занятия: 180 минут
Оснащение занятия: Методическая разработка занятия, презентация занятия, компьютер, проектор, электронные методические пособия для преподавателя и студентов;
Техническое оснащение: Кушетка для массажа, массажные валики;
Методы обучения:
1. Объяснительно - иллюстративный
2.Репродуктивный - формирование умений и навыков
3.Проблемного изложения – раскрытие в учебном материале различных проблем и демонстрация их способов решения
4.Частично-поисковый – создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов
Методические приемы:
Использование информационных технологий
Рецензирование ответов студентов
Работа по алгоритму
деловая игра
Работа малыми группами
6 . Защита внеаудиторной самостоятельной работы
7. Демонстрация видеофильма с последующим обсуждением
8. Составление презентаций
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт:
осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;
проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией;
Знать:
причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи;
виды, формы и методы реабилитации;
правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения;
Уметь:
готовить пациента лечебно-диагностическим вмешательствам;
осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры и основные приемы массажа;
поводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
осуществлять паллиативную помощь пациентам;
вести утвержденную медицинскую документацию;
Формируемые компетенции:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3. | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК 2.5. | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
ПК 2.6. | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
ПК 2.7. | Осуществлять реабилитационные мероприятия. |
ПК 2.8. | Оказывать паллиативную помощь. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3. | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК 2.5. | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
ПК 2.6. | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
ПК 2.7. | Осуществлять реабилитационные мероприятия. |
ПК 2.8. | Оказывать паллиативную помощь. |
Межпредметные связи:
Предшествующие:
1.ОП 02. Анатомия и физиология. Строение органов дыхания.
2. МДК 01.01.Здоровый человек и его окружение.
3. МДК.02.01.Сестринское дело в терапии. Заболевания органов дыхания.
Последующие:
1.МДК02.01.Сестринское дело в терапии.
Внутрипредметные связи:
1.Предшествующие:
Клинико-физиологическое обоснование механизма действия физических факторов на организм. Использование физических методов лечения в виде общих и местных процедур.
2.Последующие:
Понятия о курорте. Использование естественных физических факторов (климат, ландшафт). Санаторные режимы. Показания и противопоказания к лечению на курортах.
Реабилитационные мероприятия при сердечно-сосудистых заболеваниях
Противопоказания к ЛФК и массажу при сердечно-сосудистых заболеваниях:
-недостаточность кровообращения III степени,
-тяжелые нарушения ритма и проводимости сердца,
- аневризма сердца,
-тромбоэмболические осложнения,
- гипертонический криз
Хроническая недостаточность кровообращения
Это заболевание является следствием различных болезней сердца и сосудов. Уменьшается ударный объем сердца, артериальное давление снижается, а венозное повышается, увеличивается количество циркуляций крови, а скорость кровотока замедляется, увеличивается частота сердечных сокращений (компенсаторно), учащается пульс, появляются отеки в малом и большом круге кровообращения, одышка, цианоз.
I стадия недостаточности кровообращения
Одышка, тахикардия, быстрая утомляемость, появляются после физической нагрузки.
Задачи ЛФК и массажа. Облегчение работы сердца путем стимуляции внесердечных факторов кровообращения, нормализация кровообращения, усиление обмена веществ, тренировка организма в целом.
Особенности методики ЛФК.
Строгая постепенность в увеличении нагрузок.
Умеренность и ритмичность их применения для всех мышц в ИП лежа, сидя, стоя с использованием снарядов (мяч, палка, гимнастическая стенка и др.).
Общеукрепляющие упражнения необходимо чередовать с дыхательными.
С середины курса лечения включают упражнения для развития силы, игры.
Обязательны дозированная ходьба. Время занятий - 25-30 минут.
Массаж.
Назначают общий массаж. Вначале проводят массаж спины, включая воротниковую зону, затем груди, массаж живота, нижних и верхних конечностей по методике отсасывающего массажа. Продолжительность массажа - 20-25 мин. Курс - 15-20 процедур.
II стадия недостаточности кровообращения
Признаки недостаточности кровообращения появляются в покое, присоединяются застойные явления в малом и большом круге кровообращения.
Задачи ЛФК и массажа.
Улучшение периферического и коронарного кровообращения. Профилактика застойных пневмоний, тромбоэмболий, запоров. Общетонизирующее воздействие.
Особенности методики ЛФК
Режим движений (в зависимости от состояния) - расширенный постельный, палатный с дозированной ходьбой.
Упражнения выполняют в медленном темпе; в ИП лежа, сидя, стоя, при IIб степени для мелких и средних мышечных групп, пассивных и активных без предметов, по 4-6 раз, в сочетании с легким массажем, в течение 10-12 минут; при IIа степени включают упражнения для крупных мышц, увеличивают число повторений.
Обязательны статические дыхательные упражнения.
Массаж
Проводят очень осторожно; рекомендуют массаж ног, начиная с проксимальных отделов.
III стадия недостаточности кровообращения
Присоединяются асцит и стойкие морфологические изменения в сердце, печени и др. органах.
Лечебная физкультура и массаж противопоказаны.
1.2 Инфаркт миокарда
Инфаркт миокарда - некроз участка сердечной мышцы, развивающийся в результате нарушения кровоснабжения в связи с сужением венечных артерий или закрытием просвета тромбом или атеросклеротической бляшкой.
Классы тяжести больных инфарктом миокарда
Стационарный этап Особенности ЛФК в стационаре
1) ранняя активизация и возможно ранняя выписка из стационара;
- Применение индивидуализированных программ реабилитации. Весь период этого этапа лечения делят на четыре ступени, которые подразделяются на подступени (а,б,в) для более детального определения физических нагрузок.
- Перевод больного с одной ступени на другую осуществляет лечащий врач.
- На второй-третий день болезни после ликвидации болевого синдрома и тяжелых осложнений (аритмии, кардиогенный шок, отек легких) для больного определяют класс по тяжести заболевания, программу реабилитации и назначают лечебную физкультуру.
Санаторный этап
Задачи ЛФК: восстановить физическую работоспособность больных, психологическая реабилитация и подготовка к самостоятельности и производственной деятельности.
В течение трех-четырех дней больной выполняет режим активности IV ступени, а в последующем его переводят на V, VI и VII ступени.
Занятия проводят групповым методом, включают работу всех мышц и аутотренинг. Лучшим средством для адаптации сердечно-сосудистой системы к выполнению умеренной нагрузки является дозированная ходьба.
Дозированная Ходьба
Величина физической нагрузки при ходьбе зависит от длины пути, величины шагов, темпа ходьбы, рельефа местности и сложности.
Ходьба используется перед началом занятий как подготовительное и организующее упражнение.
Ходьба может быть усложненной — на носках, на пятках, ходьба крестным шагом, в полуприседе, с высоким подниманием коленей.
кандинавская ходьба (северная ходьба, нордическая ходьба, финская ходьба с палками, Nordic Walking) – ходьба со специальными, напоминающими лыжные, палками. При такой технике ходьбы шаг имитирует лыжный бег, оставаясь при этом не бегом, а ходьбой.
Диспансерно-поликлинический этап
На данном этапе больные - это лица, страдающие хронической ИБС с постинфарктным кардиосклерозом.
Основные задачи ЛФК: профилактика дальнейшего развития атеросклероза, вторичная профилактика ИБС, возможность полной или частичной отмены медикаментов, возврат к труду. ЛФК проводят в форме длительных физических тренировок (ДФТ).
ДФТ показана при давности инфаркта миокарда не менее четырех месяцев в спортивном зале групповым методом или в домашних условиях по индивидуальной программе. Функциональные возможности определяют с помощью велоэргометрии. Используют лечебную гимнастику, дозированную ходьбу, лыжные прогулки, езду на велосипеде и др. в течение всей жизни больного.
Поликлинический этап реабилитации
К длительным физическим нагрузкам больным, перенесшим ИМ, разрешается приступать через 3—4 месяца после него. По функциональным возможностям, определяемым с помощью велоэргометрии, спироэргометрии или клиническим данным, больные относятся к 1—2-му функциональным классам — сильная группа, или к 3-му — слабая группа. Если занятия (групповые, индивидуальные) проводятся под наблюдением инструктора ЛФК, медицинского персонала, то они называются контролируемыми или частично контролируемыми, проводимыми в домашних условиях по индивидуальному плану.
Велоэргометрия
Велоэргометрия – проба с дозированной физической нагрузкой с одномоментной регистрацией ЭКГ, выполняемая для выявления скрытой коронарной недостаточности, преходящих нарушений ритма и установления индивидуальной переносимости больным физической нагрузки.
Для проведения велоэргометрии на тело пациента накладываются электроды и манжета для измерения артериального давления. Задается определенная физическая нагрузка (крутить педали велотренажера), которая постепенно увеличивается. Физическая нагрузка подбирается индивидуально с учетом возраста пациента и его состояния.
Массаж при инфаркте миокарда
Сроки начала массажа строго индивидуальны.
Массаж спины (в ИП лежа на правом боку), используя поглаживание, растирание, неглубокое разминание, живот, нижние и верхние конечности; грудную клетку поглаживают. Продолжительность массажа - 5-20 минут, после чего больной дышит кислородом в течение 10-15 минут.
После выписки из больницы проводят общий массаж в положении сидя с опорой головы или лежа. Начинают массаж со спины и воротниковой зоны. При массаже передней грудной стенки акцент делают на левую грудную мышцу Продолжительность процедуры - 10-20 минут
Стенокардия
Характеризуется приступообразными болями в груди вследствие острой недостаточности кровоснабжения сердечной мышцы. Наиболее частая причина - атеросклероз коронарных сосудов. Приступ провоцируют: снижение притока крови к сердцу (гипотензия, снижение сердечного выброса при тахиаритмии), рефлекторные влияния со стороны желчных путей, шейного и грудного отдела позвоночника, физическое и психическое перенапряжение и др.
Задачи ЛФК и массажа
Предупреждение приступов путем развития путей окольного кровоснабжения миокарда, активации обмена веществ (борьба с атеросклерозом и предупреждение склероза миокарда в зоне ишемии), стимуляция нейрогуморальных механизмов нормальной регуляции сосудистых реакций при мышечной работе, адаптации к физическим нагрузкам.
Особенности ЛФК при стенокардии
Занятия проводят в межприступный период, начиная со второго-восьмого дня после прекращения приступа в зависимости от его тяжести. ЛФК аналогична таковой при инфаркте миокарда.
Занятия проводят осторожно.
При постельном режиме - в ИП лежа на спине, на правом боку, а когда разрешают сидеть, - сидя: общеразвивающие упражнения для мелких и средних мышечных групп в сочетании с дыхательными.
Если приступы не повторяются, через несколько дней назначают палатный режим: присоединяют упражнения для крупных мышечных групп в ИП стоя и ходьбу по палате.
При свободном режиме нагрузки увеличивают. Если приступы легкие, то сразу назначают лечебную физкультуру по методике палатного или свободного режима.
В санаторно-курортных и амбулаторных условиях широко используются ходьба, плавание, гребля, но под контролем врача.
Комплекс упражнений: Гимнастика при стенокардиии (выполняется в исходном положении сидя)
1. «Ходьба» сидя. Сидя, опираясь на спинку стула делать движения ногами и руками, имитируя ходьбу. Дышать произвольно. Темп средний. Выполнять упражнение 30—60 секунд.
2. Потягивание. Сесть, опереться на спинку стула, согнуть руки, положив ладони за голову. Медленно с глубоким вдохом выпрямить руки вверх пошире, слегка прогибая спину; с выдохом вернуться в исходное положение. Повторить 6—8 раз.
3. Повороты в стороны. Медленно повернуть корпус вправо, отводя правую руку в сторону-назад, поворачивая ладонь кверху и делая вдох. Затем, делая выдох, вернуться в исходное положение. Повторить 3—5 раз в каждую сторону.
4. Поочередное сгибание ног. Сесть. Держась за сиденье стула, медленно, с выдохом сгибать то левую, то правую ногу, подтягивая бедро к животу. Повторить 3—5 раз каждой ногой.
5. Грудное дыхание. Положить обе ладони на нижнюю часть грудной клетки. Сделать полный выдох, слегка нажимая руками на ребра; затем сделать полный вдох, стараясь максимально растянуть грудную клетку. Темп медленный. Повторить 3—5 раз.
6. Попеременное поднимание рук вверх. Попеременно поднимать прямые руки вперед-вверх. Дышать свободно, без задержки. Темп средний. Повторить 4—6 раз каждой рукой.
7. Наклоны в стороны. Медленно наклонять корпус влево, поднимая правую руку в сторону-вверх над головой; при наклоне вправо соответственно менять положение рук. Дышать произвольно. Сделать по 3—5 наклонов в каждую сторону.
8. Разгибание ног. Опираясь на спинку стула и держась за сиденье, медленно разгибать, а затем сгибать обе ноги, не отрывая пяток от пола. Дышать свободно, без задержки. Повторить 4—6 раз.
9. Дыхание со сгибанием рук к плечам. Медленно, с глубоким вдохом, слегка прогибая спину, согнуть руки к плечам, сводя лопатки; затем с полным выдохом опустить руки. Повторить 4— 6 раз.
10. Переступание. Не торопясь, переступать ногами на месте, поднимая их на 5—10 см от пола. Дышать произвольно. Выполнять в течение 1—1,5 минуты.
11. Отдых сидя с расслаблением мышц в течение 1—2 минут.
Массаж при стенокардии
Массаж назначают в межприступный период.
В положении лежа или сидя проводят поглаживание, растирание, разминание воротниковой зоны, спины (до нижних углов лопаток), грудной клетки, вибрацию области сердца ладонью (от грудины к позвоночнику).
Не применяют рубление и поколачивание. Затем массируют правую и левую руки. Продолжительность массажа - 5-8 мин.
Курс - 10-15 процедур. Всего необходимо два-три курса.
Массаж воротниковой зоны
Исходное положение пациента – сидя за столиком, с упором на предплечья рук, голова опущена вниз, мышцы шеи и спины полностью расслаблены. Массажист располагается сзади.
Воротниковая зона – это задняя поверхность шеи, грудной клетки до уровня 4-го грудного позвонка и передняя поверхность грудной клетки до уровня 2-го ребра.
Массаж шейно-воротниковой зоны применяется при: заболеваниях сердечно-сосудистой системы, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, атеросклерозе, заболеваниях нервной системы, невротических состояниях, последствиях инсультов, церебральном атеросклерозе, шейно-грудном остеохондрозе, головной боли, бессоннице, хронических неспецифических заболеваниях легких, эмфиземе легких, бронхиальной астме, ОРВИ,
Гипертоническая болезнь
В результате перенапряжения центральной нервной системы нарушается нервно-гуморальная регуляция артериального давления, повышается мышечный тонус артерий и в особенности артериол, что приводят к повышению АД до 160/90 мм рт. ст. и выше, развивается гипертоническая болезнь. В зависимости от физического состояния различают пять уровней физического развития (I - высокий, II - выше среднего, III - средний, IV - низкий, V - очень низкий), составляют программу занятий ЛФК. При низком уровне ЛФК начинают в стационаре, а по мере увеличения физических возможностей пациента - продолжают амбулаторно.
Задачи ЛФК и массажа:
Укрепить организм больного, снизить реактивность нервной системы, укрепить тормозной процесс и выработать устойчивость психики, снизить повышенный сосудистый тонус, улучшить кровоснабжение органов, повысить окислительно-восстановительные процессы, задержать развитие атеросклероза, уменьшить и снять симптомы заболевания (тяжесть в голове, головную боль, плохое самочувствие и др.).
Особенности ЛФК:
Формы ЛФК: при I и II стадиях болезни: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, дозированная ходьба, терренкур, плавание, туризм, гребля, подвижные игры, лыжные прогулки, массаж воротниковой области; при III стадии - лечебная гимнастика и дозированная ходьба. Больные с высоким уровнем физического развития не нуждаются в специальных занятиях лечебной гимнастикой.
1. Применяют общеукрепляющие упражнения, чередуя их с дыхательными.
2. Специальные упражнения (снижают сосудистый тонус): на расслабление мышц, дыхательные, на координацию и тренировку вестибулярного аппарата (стояние с сомкнутыми ступнями, одной ноге с опорой на носок второй, на одной ноге без опоры, стояние на линии, ходьба по коридору, ходьба по линии).
3.Продолжительность занятий - от 15 до 60 минут.
4.Упражнения выполняют в спокойном темпе, без усилий и напряжений в ИП лежа, сидя, стоя.
5. Упражнения для рук выполняют осторожно, так как они вызывают большее повышение АД, чем для ног.
6. Упражнения с наклонами, поворотами и вращением головы и туловища в первые дни занятий выполняют в медленном темпе и повторяют по два-три раза с неполной амплитудой движений. Темп постоянно ускоряют, увеличивают число повторений и переходят к более глубоким наклонам.
7. На третьей-четвертой неделе включают упражнения для развития силы, в том числе и изометрическое, которые выполняют в течение 30-60 секунд, после которых обязательны упражнения на расслабление мышц и статические дыхательные в течение 20-30 секунд при I стадии болезни 1,5-2 минут - при второй.
Противопоказания: общие, повышение АД свыше 200/110, понижение АД на 20-30%, сопровождающееся резким ухудшением самочувствия пациента, приступ стенокардии, тяжелые нарушения ритма сердца, состояние после гипертонического криза, выраженная одышка и резкая слабость.
Массаж
Показан при I и II стадиях гипертонической болезни, при III стадии - противопоказан.
В ИП - сидя массируют заднюю поверхность шеи, область надплечья, спины, паравертебральных зон.
Применяют непрерывное поглаживание, растирание, разминание.
Массаж воротниковой области, волосистой части головы и лобной части лица, нижних конечностей и живота.
Продолжительность массажа - 10-15 минут
Массаж при I и II стадиях гипертонической болезни
ИП - сидя массируют заднюю поверхность шеи, область надплечья,трапецевидной мышцы спины, паравертебральных зон. Применяют непрерывное поглаживание, растирание, разминание.
Исключают ударные приемы.
Продолжительность массажа - 10-15 минут
Гипотония
Характеризуется понижением систолического давления ниже 100 мм рт. ст., диастолического - ниже 60 мм рт. ст. Различают физиологическую гипотензию, без признаков патологии (жалоб нет, трудоспособность не нарушена) и патологическую, с патологическими симптомами (головные боли, головокружение, слабость, сонливость, склонность к ортостатическим реакциям и др.
Задачи ЛФК и массажа
Нормализация процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и сосудистого тонуса. Повышение сократительной способности миокарда. Общее укрепление организма и повышение эмоционального тонуса больного.
Особенности методики ЛФК
Аналогична ЛФК при недостаточности кровообращения I ст. Время занятий - 15-40 мин Широко используют упражнения на равновесие и координацию движений, динамические и изометрические упражнения для развития силы без последующих упражнений на расслабление мышц. Частая перемена ИП. При хорошей физической подготовке - спортивные игры по облегченным правилам, лыжные прогулки и др. Рекомендуют прием контрастного душа, посещение бани (сауны). В сауне находятся по 3-5 минут (два-три захода), после чего принимают холодный душ (теплый или ванна приводят к снижению артериального давления).
Массаж
Массируют воротниковую зону, но более энергично, чем при гипертонической болезни, исключая массаж волосистой части головы. Также поводят общий массаж в течение 15-35 минут
Массаж головы
Массаж головы купирует головную боль, нормализует АД и активизирует работу внутренних органов, что благоприятно сказывается на здоровье пациента.
Массаж головы выполняют по массажным линиям, которые проходят:
от переносицы по костям: лобной и теменной, спускаются на шею и далее на трапециевидную мышцу;
от височной кости мимо зоны за ухом к шее;
по боковой поверхности шеи от уха в сторону мышцы трапециевидной;
от переносицы по надбровью к вискам и темени.
Приемы: поглаживание, растирание, выжимание, надавливание на БАД (биологически активные точки.)
Точечный массаж
Точечный массаж — один из самых древних методов лечения. Возник он на Востоке, на территории современных Китая, Кореи, Монголии и Японии после того, как древние лекари обратили внимание на то, что на теле человека существуют особые “жизненные” точки, связанные с внутренними органами и системами. Воздействуя на эти точки, можно было не только улучшить общее состояние больного, но и восстановить нарушенные функции органов.
Определить местонахождение той или иной точки можно простым надавливанием кончиками пальцев на поверхность кожи. При попадании на точку у человека возникает ощущение ломоты, онемения, даже боли.
Ситуационные задачи
Задача №1
Пациент Д., 48 лет находится на стационарном лечении с диагнозом: инфаркт миокарда, 1 класс тяжести, 2-ые сутки. Болевой синдром купирован. Назначена 2-я ступень активности
Задание:
1. Определите соответствие двигательного режима и ступени активности состоянию больного.
2. Обозначьте основные задачи ЛФК в данной ситуации.
3.Составьте комплекс ЛГ данному пациенту.
Эталон ответа: Задача №1
1.Пациенты с инфарктом миокарда 1 класса тяжести, при купированном болевом синдроме в 1-2-е сутки находятся на I б ступени активности. На 2-ю ступень активности данных пациентов переводят на 3-4-й день
2. Борьба с гипокинезией. Подготовка к возможно раннему расширению физической активности
3. Комплекс ЛГ включает:
- поворот на бок
- активные движение в дистальных отделах нижних конечностей
- изометрическое напряжение крупных мышц групп н/конечностей и мышц
туловища
- статические дыхательные упражнения
- присаживание с помощью мед. сестры на постели, свесив ноги, на 5-10 мин. 2-3
раза в день (первое присаживание пож контролем инструктора ЛФК)
После каждого упражнения больному дать паузу для отдыха и делать релаксирующие упражнения (общая продолжительность пауз 30-50 % времени
занятия, т.е. моторная плотность 50-70 %)
Задача №2
Пациент П., 45 лет с диагнозом: инфаркт миокарда, III класс тяжести, 14-е сутки.
Задание:
1. Определите основные задачи для данного периода течения болезни
2. Какие показания для перевода со 2-й на 3-ю ступень активности у пациентов с ИМ
3. Составьте программу физической реабилитации (ЛГ, досуг, бытовые нагрузки)
Эталон ответа: Задача №2
1.Задачи данного периода:
- Подготовка пациента к полному самообслуживанию
- Подготовка пациента к выходу на прогулку на улицу
- Подготовка пациента к дозированной ходьбе
Показаниями для перевода с одной ступени активности на другую являются
2. Показания для перевода со 2-й на 3-ю ступень активности у пациентов с ИМ – сроки и удовлетворительная реакция на нагрузку II ступени.
3. Пациенту с ИМ, III класс тяжести с 9-15 дня можно назначать IIIа ступень активности
Комплекс ЛГ № 2: и.п. – сидя, занятия индивидуальные, учитывать индивидуальную реакцию больного на нагрузку
Бытовые нагрузки: ходьба по палате; пребывание сидя - без ограничения; выход в коридор; ходьба по коридору (начиная с 50 м до 200 м в 2-3 приёма в медленном шаге, до 70 шагов в минуту); приём пищи за столом сидя; мытьё ног с помощью другого лица
Досуг: чтение, приём родственников, настольные игры, вышивание, рисование за столом
Контрольные вопросы:
1. Из каких этапов состоит процесс реабилитации при заболеваниях сердечно-сосудистой системы?
2.Задачи ЛФК и массажа при заболеваниях сердечно-сосудистой системы?
3. Что такое хроническая сердечная недостаточность?
4. Классификация тяжести инфаркта миокарда ?
5. Противопоказания к назначению ЛФК и массажа при заболеваниях сердечно-сосудистой системы ?
Что такое велоэргометия и для чего она применяются?
7. На какие ступени активности делятся этапы реабилитации?
Домашнее задание (Самостоятельная работа)
Подготовка к следующему разделу практического занятия:
1.Билич Г. Л. Анатомия человека / Билич Г. Л., Крыжановский В. А. — М. : Эксмо, 2012. — 224 с Дыхательной системы стр. 107-116.
2.Третьякова, Н. В. Лечебная физическая культура и массаж: учебное пособие / Н. В. Третьякова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. 357 с. Реабилитация при заболеваниях органов дыхания стр. 216-239
Написание рефератов по заданной теме:
«Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов при заболеваниях сердечно-сосудистой системы».
Презентация по данной теме.
17