СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно - методическое пособие (для студентов) ПМ.06. Организационно-аналитическая деятельность. МДК 06.01Организация профессиональной деятельности. Тема: «Анализ и прогнозирование основных показателей общественного здоровья»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно - методическое пособие

(для студентов)

 

ПМ.06. Организационно-аналитическая деятельность

МДК 06.01Организация профессиональной деятельности

 

Специальность «Лечебное дело»  31.02.01

 

Тема: «Анализ и прогнозирование основных показателей общественного здоровья»

Просмотр содержимого документа
«Учебно - методическое пособие (для студентов) ПМ.06. Организационно-аналитическая деятельность. МДК 06.01Организация профессиональной деятельности. Тема: «Анализ и прогнозирование основных показателей общественного здоровья»»

Министерство Здравоохранения Челябинской области

ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»





Учебно - методическое пособие

(для студентов)


ПМ.06. Организационно-аналитическая деятельность

МДК 06.01Организация профессиональной деятельности


Специальность «Лечебное дело» 31.02.01


Тема: «Анализ и прогнозирование основных показателей общественного здоровья»



























г. Сатка

2018






Рассмотрена Утверждаю

на заседании Зам. директора У. Р.

ЦМК л/дела Севостьянова И.А.

протокол

« ____»_________2018г. «____»_________2018г.





























Разработчик. Васильева Ася Тоировна преподаватель первой квалификационной категории











СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………….

4

Методические указания………………………………………………………

6

1. Здоровье населения………………………………………………………..

9

1.1 Общественное здоровье населения как экономическая категория……

9

1.2. Основные понятия здоровья населения, факторы, определяющие здоровье………………………………………………………………………..


13

Вопросы для самоконтроля…………………………………………………..

16

Список используемой литературы…………………………………………..

18

Приложения……………………………………………………………………

19

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Преодоление негативных тенденций здоровья населения России является ключевым компонентом устойчивого экономического и социального развития нашей страны, фактором национальной безопасности.

Здоровье населения и экономика страны с развитием общества становятся все более обусловленными и неотделимыми в своем влиянии на численность и качество народонаселения. При этом отсутствуют объективные критерии оценки общественного здоровья и механизмы выработки политических, экономических приоритетов по его улучшению, отмечается недостаточность и несовершенство правового обеспечения охраны здоровья. Общепризнанно, что нуждаются в развитии методологические подходы к  оценкам общественного и группового здоровья, на основе которых можно было бы сформировать позитивные критерии целевой функции по охране здоровья.

В последнее время проблемы здоровья населения неоднократно рассматривались в связи с укреплением безопасности страны, разработкой неотложных мер по поддержанию здоровья менее защищенных групп населения в сложных условиях социально-экономических преобразований. Все аспекты деятельности государства, как общественного института, утрачивают свой смысл, если процессы депопуляции, социальной дезадаптации, ухудшения здоровья населения выходят из-под контроля и приобретают характер необратимый.

Цель учебно-методического пособия: оказать методическую помощь студентам «Саткинского медицинского техникума» при самоподготовке к занятию по лечебному делу в ПМ.06. Организационно-аналитическая деятельность, на тему: «Анализ и прогнозирование основных показателей общественного здоровья».

Задачи:

1. Изучить общественное здоровье населения как экономическую категорию.

2. Изучить основные понятия здоровья населения, факторы, определяющие здоровье.

Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и квалификационных характеристик фельдшера.

Рекомендовано для самостоятельной подготовки студентов медицинского техникума отделения лечебного дела – 5 курса по дисциплине: ПМ.06. Организационно-аналитическая деятельность. МДК 06. 01. Организация профессиональной деятельности, по теме: «Анализ и прогнозирование основных показателей общественного здоровья».

По программе на изучение темы всего предусмотрено 6 часов: 2 часа теоретические занятия – лекция, 4 часа – практика.





























Методические указания

Предлагаемый материал предназначен для самостоятельной подготовки к занятию по теме: «Анализ и прогнозирование основных показателей общественного здоровья».

Внимательно изучите все разделы учебного пособия. Чтобы проверить свои знания, ответьте на заданные тесты, предлагаемые Вам в конце пособия. Сверьте ответы с эталоном. В случае неуверенности при ответе на какой-либо вопрос вернитесь вновь к изучению методического пособия. Также решите задачи и сверьте с эталоном ответов.


В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:

Знать:

– основные нормативные и правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;

  • показатели общественного здоровья;

  • факторы, влияющие на здоровье;

– уровни здоровья;

– основные понятия здоровья населения, факторы, определяющие здоровье.

Уметь:

  • анализировать эффективность своей деятельности;

  • внедрять новые формы работы;

  • использовать нормативно-правовую документацию, регламентирующую профессиональную деятельность;

  • вести утвержденную учетно-отчетную документацию, в том числе с использованием компьютера.




Освоить следующие компетенции:


Код

Наименование результата обучения

ПК 6.1.

Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде

ПК 6.2.

Планировать свою деятельность на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах общей врачебной (семейной) практики и анализировать ее эффективность

ПК 6.3.

Вести медицинскую документацию

ПК 6.4.

Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах офисе общей врачебной (семейной) практики

ПК 6.5.

Повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы

OK 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

OK 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей









































1.  ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЕ

В практической деятельности медицинский работник обычно оценивает здоровье отдельного человека, однако для принятия управленческих решений необходимо анализировать здоровье определенных, часто многочисленных групп людей.

Правильно собранные и хорошо проанализированные статистические данные о здоровье населения служат основой для планирования оздоровительных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения на государственном и муниципальном уровнях, разработки современных форм и методов работы организаций здравоохранения, контроля эффективности их деятельности.


1.1 Общественное здоровье населения как экономическая категория

В современной литературе существует большое количество определений «здоровья», однако основным, признанным во всех странах, является определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В принятом в 1948 г. Уставе ВОЗ записано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Исследованием здоровья населения занимается медицинская статистика – один из разделов биостатистики, она изучает основные закономерности и тенденции здоровья населения, здравоохранения с использованием методов математической статистики.

Общественное здоровье (социологическое понятие) – это состояние общества, которое обеспечивает условия для образа жизни людей, не обремененных заболеваниях физическими и психическими расстройствами, т.е. такое состояние, когда обеспечивается формирование здорового образа жизни.

Общественное здоровье – совокупное здоровье людей, проживающих на определенной территории или в государстве. Общественное здоровье рассма­тривают в контексте демографической ситуации, трудоспособности, активной жизнедеятельности, социального благополучия человека и семьи, затрат на лечение и предотвращение заболеваний; оно характеризует жизнеспособность общества.

Показатели общественного здоровья:

Индекс общественного здоровья (ИОЗ) – соотношение удельного веса фактор здорового и нездорового образа жизни.

Индекс здорового образа жизни (ИЗОЖ) – % лиц, ведущих здоровый образ жизни.

Потенциал общественного здоровья – это мера здоровья людей, накоплено обществом, и его резерв, создаваемый активным, здоровым образом жизни.


Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при выработке стратегии «Здоровье для всех в XXI веке» выдвинуты следующие показатели общественного здоровья:

– процент внутреннего валового продукта (ВВП), идущего на здравоохранение;

– доля ВВП на душу населения;

– доступность первичной медико-санитарной помощи;

– обеспеченность населения безопасным водоснабжением;

– процент лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней;

– состояние питания детей, в частности процент детей, родившихся с низкой массой тела (

– уровень детской смертности;

– средняя продолжительность жизни;

– уровень грамотности взрослого населения.

Оценку общественного здоровья населения проводят на основании индикаторов, объединенных в четыре группы:

  1. Показатели медико-демографических процессов:

– численность и состав населения;

– миграция населения;

– брачность, рождаемость, плодовитость;

– средняя продолжительность жизни;

– смертность;

– естественный прирост или естественная убыль населения.

  1. Показатели заболеваемости и распространенности болезней.

  2. Показатели инвалидности и инвалидизации.

  3. Показатели физического развития.

Уровни здоровья

В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья выделяют три уровня здоровья:

первый уровень - здоровье отдельного человека - индивидуальное здоровье;

второй уровень - здоровье социальных (по полу, возрасту, профессии), этнических групп, здоровье населения административных территорий (региональное) - групповое здоровье;

третий уровень - здоровье популяции, общества в целом - общественное здоровье или здоровье населения.


В статье 41 Конституции Российской Федерации (1993 г.) закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья.

С 01.01.12 года вступил в силу закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Такое внимание к здоровью связано с тем, что здоровье является экономической категорией.

Во-первых, здоровье оказывает прямое воздействие на производительность труда, и только полноценное здоровье позволяет добиваться высокой производительности труда. Состояние здоровья населения предопределяет благополучие семей, предприятий разного профиля, экономическое благополучие региона и страны.

Во-вторых, чем лучше состояние здоровья населения, тем меньше расходов на здравоохранение.

Экономические потери, которые несет общество в связи с заболеваемостью населения, делятся на прямые и косвенные.

Прямые экономические потери:

– затраты на оказание медицинской помощи (амбулаторное, стационарное, санаторно-курортное лечение, подготовка кадров, научно-исследовательская работа);

– оплачиваемые листы по временной нетрудоспособности;

– пенсии по инвалидности.

Косвенные экономические потери:

– снижение производительности труда;

– снижение национального дохода на уровне всего народного хозяйства в результате временной или стойкой потери трудоспособности или смерти людей в трудоспособном возрасте.

Косвенные экономические потери во много раз превышают прямой экономический ущерб вследствие заболеваемости.

По данным американских аналитиков, на долю прямых экономических потерь приходится около 10% общего экономического ущерба из-за болезней, в то время как косвенные потери составляют почти 90%.

Группы здоровья

По состоянию здоровья взрослого населения выделяют 3 группы здоровья:

1. группа – практически здоровые;

2. группа – имеются факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, они наблюдаются в кабинете медицинской профилактике;

3. группа – имеющие заболевания (состояния), подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий.

По состоянию здоровья детского населения выделяют групп :

1. группа – здоровые;

2. группа – практически здоровые (с функциональными нарушениями);

3. группа – больные в состоянии компенсации;

4. группа – больные в состоянии декомпенсации;

5. группа – инвалиды.

Такое разделение по группам важно при организации профилактических мероприятий. Группа здоровья влияет на объем и частоту профилактических или диспансерных осмотров.

По переходу из одной группы в другую можно судить об эффективности проводимых оздоровительных мероприятий.


1.2. Основные понятия здоровья населения, факторы, определяющие здоровье

Здоровый образ жизни – это деятельность, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей.

Формирование здорового образа жизни – основано на индивидуальной первичной профилактике.

Основными показателями индивидуального здоровья человека считают:

– гармоничность физического и нервно-психического развития;

– наличие или отсутствие хронического заболевания;

– уровень функционирования и резервные возможности органов и систем организма;

– уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма.

Здоровье формируется под влиянием факторов:

– эндогенных (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки);

– природно-климатических (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, лесов);

– социально-экономических (уровень экономического развития общества, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-об­разовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание).


Ведущие факторы, формирующие здоровье населения – социально-экономические. Факторы риска здоровью (с учётом их «рейтинга» данные ВОЗ).

Первичные большие факторы риска:

1. курение,

2. злоупотребление алкоголем,

3. нерациональное питание,

4. гиподинамия,

  1. психоэмоциональный стресс.

Вторичные большие факторы риска:

1. диабет,

2. артериальная гипертензия,

3. холистеринемия,

4. аллергия,

5. иммунодефициты и др.

Факторы, влияющие на здоровье:

– на 50% – от образа жизни;

– на 20% – зависит от наследственных факторов,

– на 20% – от воздействия окружающей среды,

– на 10% – от уровня развития медицины и оказания медицинской помощи.

Рисунок 1.Доля отдельных факторов риска в формировании здоровья населения (академик Ю.П. Лисицын)

Образ жизни населения – оказывает наибольшее влияние на формирование

здоровья населения.

Образ жизни:

– трудовая деятельность – один из главных факторов риска;

– хозяйственно-бытовая деятельность – условия жилища и быта;

– рекреационная деятельность – активная деятельность, возможность уединения природой, возможность восстановления физических сил.


Таблица 1

Характеристика категорий образа жизни представлена

Категория

Определение

Характеристика

Уровень

жизни

Степень удовлетво­рения материальных и духовных потребно­стей населения

Зависит от национального дохода государства, общего объема потреб­ляемых материальных благ и услуг на душу населения, размера оплаты труда, реальных доходов населения, жилищных условий, доступности и качества образования, здравоохра­нения и культуры, уровня социаль­ных выплат и льгот

Стиль

жизни

Совокупность образ­цов поведения инди­вида или группы

Определен исторически сложив­шимися национальными и религи­озными традициями, профессио­нальными потребностями, а также семейными устоями и индивидуаль­ными привычками

Уклад

жизни

Установившийся поря­док, устройство обще­ственной жизни, быта, культуры

Подразумевает удовлетворение материальных и духовных потреб­ностей людей, в том числе в обще­нии, отдыхе, развлечениях; напря­мую зависит от уровня культуры, климатических и географических условий

Качество

жизни

Восприятие индиви­дами их положения в жизни в контексте культуры и системе ценностей, в которых они живут, в соот­ветствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами

Определено физическими, социаль­ными и эмоциональными фактора­ми жизни человека, имеющими для него большое значение и на него влияющими (уровень комфорта, работа, собственное материальное и социальное положение, уровень работоспособности).



Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятие «общественное здоровье».

2. Перечислите показатели общественного здоровья.

3. Каких лиц относят к 1 группе состояния здоровья?

4. Каких лиц относят к 2 группе состояния здоровья?

5. Каких лиц относят к 3 группе состояния здоровья?

6. Дайте оценку значимости факторов, влияющих на формирование здоровья?

7. Перечислите категории, которые можно выделить в структуре образа жизни?

8. Охарактеризуйте понятие «уклад жизни».

9. Охарактеризуйте понятие «уровень жизни».

10. Охарактеризуйте понятие «стиль жизни».

11. Охарактеризуйте понятие «качество жизни».


P.S. Если вы успешно справились с вопросами, переходите решать ситуационные задачи представленные в приложение №1, ответы сверите с эталонами в приложение №2.

Если у вас возникли трудности в ответе на вопросы, то повторите вновь пройденный материал.












































СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Организационно-аналитическая деятельность [Электронный ресурс]: учебник / С. И. Двойников и др.; под ред. С. И. Двойникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970434208.html Авторы С.И. Двойников

Дополнительная:

1. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс]: учебник / В. А. Медик, В. К. Юрьев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970433256.html Авторы В. А. Медик, В. К. Юрьев

2.Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников [Электронный ресурс] : учеб.пособие / под ред. С.И. Двойникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970435168.html Авторы под ред. С.И. Двойникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015






















Приложения


Приложение №1


Ситуационная задача №1.

В одном из районов города несколько лет работает крупное предприятие химической промышленности, выбросы которого загрязняют атмосферный воздух сернистым газом, парами серной кислоты и спирта. Для изучения влияния загрязнения воздуха на здоровье населения в исследуемом районе было обследовано 120 детей младшего школьного возраста. Из общего числа исследуемых тонзиллит диагностирован у 60 детей, конъюктивит обнаружен у 38, кариес – у 50, кожными болезнями страдали 12 человек. В контрольном районе обследовано 134 ребенка того же возраста, из них тонзиллитом страдали 16 человек, конъюктивитом – 8, кариесом – 12, кожные болезни не выявлены.

Вопрос:

  1. Вычислите интенсивные и экстенсивные коэффициенты заболеваемости детей младшего школьного возраста тонзиллитом, конъюктивитом, кариесом зубов и кожными болезнями, проживающими в районе с загрязнением воздушного бассейна и в контрольном районе.


Ситуационная задача №2.

В лечебно-профилактических учреждениях города за отчетный период было зарегистрировано 400 000 первичных обращений населения, в том числе по поводу болезней органов дыхания – 130 000; травм, отравлений и других последствий внешних причин – 65 000; болезней нервной системы – 25 000. среднегодовая численность населения в отчетном году составила 600 000 человек.

Вопросы:

  1. На основании представленных абсолютных данных рассчитайте относительные показатели.

  2. Укажите, к какому виду относительных величин они относятся.

  3. Назовите 4 вида относительных величин и раскройте их сущность.


Ситуационная задача №3.

Наименование заболевания

Число заболеваний

Дизентерия острая

100

Токсическая диспепсия

500

Колит

400

Всего

1000

Вопрос:

  1. Вычислите структуру заболеваемости детей болезнями желудочно-кишечного тракта и изобразите ее графически

Ситуационная задача №4.

В двух районах города за отчетный период были зарегистрированы инфекционные заболевания. В районе А с численностью населения 175 000 человек число заболевших составило: дифтирией – 6, скарлатиной – 505, полиемиелитом – 3, корью – 720, коклюшем – 632, цереброспинальным менингитом – 1, эпидемическим паротитом – 422, ветряной оспой – 304, вирусным гепатитом – 48. в районе Б с численностью населения 120 000 человек дифтирией заболели 4, скарлатиной – 410, полиемиелитом – 2, корью – 603, коклюшем – 541, цереброспинальным менингитом -2, эпидемическим паротитом – 348, ветряной оспой – 275, вирусным гепатитом -35 человек.

Вопросы:

  1. Определите уровень инфекционной заболеваемости населения в районах А и Б, а также в городе в целом.

  2. Укажите, к какому виду относительных величин относятся рассчитанные показатели.

  3. Установите наличие (или отсутствие) различий в уровне инфекционной заболеваемости населения, проживающего в разных районах данного города.

  4. Какие относительные показатели, исходя из имеющихся сведений, могут быть рассчитаны дополнительно.


Ситуационная задача №5.

В городском населенном пункте за отчетный период среднегодовая численность детского населения составила 10 000 человек. За прошедший год в лечебно-профилактических учреждениях города были зарегистрированы случаи острых инфекционных заболеваний у детей: в январе – 220, феврале – 230, марте – 180, апреле – 260, мае – 350, июне -600, июле -650, августе – 750, сентябре – 600, октябре – 440, ноябре – 350, декабре -250.

Вопросы:

  1. Рассчитайте ежемесячные и годовой уровни инфекционной заболеваемости детского населения города.

  2. Полученные данные представьте графически.

  3. укажите, какие относительные показатели могут быть рассчитаны дополнительно.


Ситуационная задача №6.

Численность населения в сельском районе 20 000 человек, родилось за 2011 год 200 детей, умерло 376 человек

Вопросы:

  1. Вычислите показатель рождаемости в сельском районе и дайте ему оценку.

  2. Вычислите показатель общей смертности в районе и дайте ему оценку.



Ситуационная задача №7.

В течение года в стационарных учреждениях системы здравоохранения было пролечено 4 487 человек. Из общего числа госпитализированных работающие составили 2 169, неработающие – 2 318, в том числе лица пенсионного возраста – 1 046, инвалиды – 501, безработные граждане – 452, учащиеся – 310 человек. Общая численность населения составила 21 995 человек, из них работающих – 8798.

Вопросы:

  1. На основании имеющихся данных рассчитайте интенсивные и экстенсивные показатели госпитализированной заболеваемости с учетом занятости населения.

  2. Полученные данные представьте графически.


Ситуационная задача №8.

В лечебно-профилактических учреждениях города «стажированные» медицинские сестры (со стажем работы свыше 10 лет) составили 619 человек, из них только 214 специалистов имели квалификационные. Распределение аттестованных медицинских сестер по стажу работы в специальности представлено в таблице:

Стаж работы, годы

Всего медсестер

Из них аттестовано

11-20

367

118

21-30

194

76

31 и более

58

20

Всего

619

214


Вопросы:

  1. Рассчитайте уровень и структуру аттестованности «стажированных» медицинских сестер в зависимости от стажа их работы в специальности.

  2. Полученные данные представьте графически.



Ситуационная задача №9.

Динамика общей заболеваемости по данным обращаемости в поликлинические учреждения на 1000 человек населения:

Годы

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

обращае-

мость


860,0

840,0

930,0

920,0

850,0

830,0

890,0

950,0

1220,0


Вопрос:

  1. Проведите выравнивание динамического ряда и сделайте заключение.


Ситуационная задача №10.

За отчетный период среднегодовая численность специалистов со средним медицинским образованием, работающих в сельских медицинских учреждениях, составила 1001 человек, из них только 240 специалистов были аттестованы и имели соответствующие квалификационные категории. Распределение состава аттестованных специалистов по типам сельских медицинских учреждений представлено в таблице:

Типы медицинских учреждений

Всего специалистов

Из них аттестовано

Центральные районные больницы

634

191

Участковые больницы

290

36

Врачебные амбулатории

77

13

Всего

1001

240

Вопросы:

  1. На основании имеющихся сведений определите уровень и структуру аттестованности специалистов со средним медицинским образованием сельского звена здравоохранения в зависимости от места работы.

  2. Полученные показатели представьте графически.






























Приложение №2

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ


Ответ к задаче №1.

Частота распространенности оториноларингологической патологии, болезней глаз, заболеваний зубов и кожных покровов у детей исследуемого района в 5 раз превышает аналогичный показатель контрольной группы (133,3% и 26,9% соответственно). В изучаемой группе тонзиллит обнаружен у каждого второго обследованного ребенка (50,0% против 11,9% в контроле), кариес зубов – у 47,7% (против 9,0% в контроле), конъюнктивит – у 31,7% (против 6,0% в контроле), кожные болезни – у 10,0% (против 0% в контроле). Данные показатели относятся к интенсивным.

В структуре выявленной патологии у детей исследуемого района преобладают болезни горла (37,5%) и кариес (31,2%), конъюнктивит и кожные болезни составили соответственно 23,8% и 7,5% от общего числа выявленных заболеваний. В структуре патологии контрольной группы почти половина (44,4%) всех заболеваний пришлась на тонзиллит, еще треть (33,3%) – на кариес и 22,2% - на конъюнктивит. Данные показатели относятся к экстенсивным.


Ответ к задаче №2.

За отчетный период уровень первичной заболеваемости городского населения составил 666, 7 на 1000 человек (интенсивный показатель).

В структуре выявленной патологии более половины всех заболеваний (55,0%) пришлось на три класса болезней, в том числе 32,5% - болезни органов дыхания, 16,3% - травмы, отравления и другие последствия внешних причин, 6,2% - болезни нервной системы. Остальные классы болезней составили 45,0%. Рассчитанные статистические коэффициенты относятся к экстенсивным показателям.

По своему содержанию относительные величины, чаще всего применяемые в медицинской статистике, подразделяют на 4 вида: экстенсивные коэффициенты (относительные величины распределения или структуры); интенсивные коэффициенты (относительные величины частоты); коэффициенты (относительные) соотношения; коэффициенты (относительные) наглядности.


Ответ к задаче №3.

Показатель структуры (или интенсивный показатель) вычисляется как отношение части к целому, то есть отношение числа заболеваний каждой нозологической формы к общему числу заболеваний, умноженное на 100:

Для острой дизентерии

  1. х 100 = 10%

1000

Для токсической диспепсии

500 х 100 = 50%

1000

Для колита

400 х 100 = 40%

1000

Экстенсивный показатель можно изобразить в виде секторной или внутристолбиковой диаграммы.


Ответ к задаче №4.

В отчетном году уровень инфекционной заболеваемости городского населения составил 1647,8 на 100 000 человек. В районе А заболеваемость населения инфекционными болезнями на 18,4% ниже, чем в районе Б, и составила соответственно 1509,1 и 1850,0 на 100 000 населения каждого района.

Рассчитанные статистические коэффициенты относятся к интенсивным показателям.

Для установления различий в уровнях инфекционной заболеваемости населения, проживающего в разных районах города, необходимо рассчитать средние ошибки относительных показателей и вычислить значение критерия Стъюдента. По нашим данным, величина критерия t равна 7,0, что означает наличие статистически достоверных различий в уровнях инфекционной заболеваемости населения района А и Б с вероятностью безошибочного прогноза более 99%.

На основании представленных сведений можно рассчитать структуру инфекционной заболеваемости городского населения в целом, а также структуру инфекционной заболеваемости населения, проживающего в районах А и Б.


Ответ к задаче №5.

Уровень первичной заболеваемости острой инфекционной патологии у детей составил 488,0 на 1000 детского населения. Частота распространения острых инфекционных заболеваний у детей варьирует по сезонам года. Так, в январе уровень показателя составил 22,0, феврале – 23,0, марте – 18,0, апреле – 26,0, мае – 35,0, июне – 60,0, июле – 65,0, августе – 75,0, сентябре – 60,0, октябре – 44,0, ноябре – 35,0, декабре – 25,0 на 1000 детского населения.

Сезонный характер изменения частоты распространения острых инфекционных заболеваний у детей следует изобразить с помощью радиальной диаграммы.

Для более наглядного и доступного сравнения рассчитанного ряда относительных величин необходимо применить коэффициенты наглядности. Они не позволяют выявить какое-либо новое качественное содержание и представляют собой лишь технический прием преобразования цифровых показателей для наглядного изображения имеющихся тенденций. При вычислении коэффициентов наглядности одна из сравниваемых величин приравнивается к 100, а остальные величины с помощью обычной пропорции пересчитываются в коэффициенты по отношению к этому числу. Обычно за 100 принимается первая исходная величина ряда. Однако это не является обязательным, и 100 может быть принята любая величина (из середины или конца) ряда или его средняя величина.


Ответ к задаче № 6.

Коэффициент рождаемости рассчитывается как отношение числа родившихся за год к численности населения, умноженное на 1000:

200 х 1000 = 10‰

20000

Уровень рождаемости в сельском районе оценивается как низкий.

Коэффициент общей смертности вычисляется как отношение числа умерших за год к численности населения, умноженное на 1000:

376 х 1000 = 18,8‰

20000

Уровень смертности в районе оценивается как высокий.


Ответ к задаче №7.

Уровень госпитализации населения в целом составил 20,4%. Частота госпитализации неработающего населения (17,6%) несколько ниже, чем работающего (24,6%). Рассчитанные статистические коэффициенты относятся к интенсивным показателям и наглядно могут быть представлены столбиковой диаграммой.

Из общего числа госпитализированных больше половины (51,7%) составили неработающие граждане, в том числе: лица пенсионного возраста – 23,3%, инвалиды – 11,2%, безработные – 10,1% и учащиеся – 7,1%. Рассчитанные статистические коэффициенты относятся к экстенсивным показателям и наглядно могут быть представлены секторной или внутристолбиковой диаграммой.


Ответ к задаче №8.

Уровень аттестованности сестринских кадров со стажем работы свыше 10 лет весьма невелик и составляет только 34,6%, в том числе со стажем работы 11-20 лет – 32,2%, 21-3- лет – 39,2% и более 30 лет – 34,5%. Рассчитанные статистические коэффициенты относятся к интенсивным показателям и графически могут быть представлены столбиковой диаграммой.

Из общего числа «стажированных» медицинских сестер доля работавших в специальности 11-20 лет составила 59,3%, 21-30 лет – 31, 3%, свыше 31 года – 9,4%. Из числа аттестованных более половины (55,1%) составили медицинские сестры со стажем работы в специальности от 11 до 20 лет, почти каждый третий специалист (35,5%) имел стаж работы 21-30 лет, и лишь каждый десятый (9,4%) – свыше 31 года. Рассчитанные статистические коэффициенты относятся к экстенсивным показателям и графически могут быть представлены внутристолбиковой или секторальной диаграммой.


Ответ к задаче №9.

Выравнивание динамического ряда проводится в случае затруднения возможности выявить какую-либо закономерность или тенденцию изменения уровней ряда.

Выравнивание производится несколькими способами:

  1. укрупнение интервала:

860‰ + 840‰ + 930‰ = 2630‰

920‰ + 850‰ + 830‰ = 2600‰

890‰ + 950‰ + 1220‰ = 3060‰

  1. вычисление групповой средней – берем соседние уровни ряда и находим их среднеарифметическое значение:

860 + 840 = 850‰

2

и так далее.

  1. вычисление скользящей средней – объединяем три смежных уровня ряда и находим среднеарифметическое значение, затем следующие три смежных значения, но с учетом предыдущих уровней: объединяем три смежных уровня ряда, находим среднеарифметическое значения, затем следующие три смежных значения, например:

860 +840 +930 = 876,7‰

3

840 + 930 + 920 = 896,7‰

3

и так далее.

Заключение: при выравнивании динамического ряда мы видим постепенное увеличение общей заболеваемости по данным обращаемости в поликлинические учреждения на 1000 населения.

Ответ к задаче №10.

Уровень госпитализации населения в целом составил 20,4%. Частота госпитализации неработающего населения (17,6%) несколько ниже, чем работающего (24,6%). Рассчитанные статистические коэффициенты относятся к интенсивным показателям и наглядно могут быть представлены столбиковой диаграммой.

Из общего числа госпитализированных больше половины (51,7%) составили неработающие граждане, в том числе: лица пенсионного возраста – 23,3%, инвалиды – 11,2%, безработные – 10,1% и учащиеся – 7,1%. Рассчитанные статистические коэффициенты относятся к экстенсивным показателям и наглядно могут быть представлены секторной или внутристолбиковой диаграммой.



Приложение №3


1. Граждан, у которых не установлены хронические неинфекцион­ные заболевания, отсутствуют факторы риска развития таких заболеваний, по результатам диспансеризации относят:

а) к I группе здоровья;

б) II группе здоровья;

в) III группе здоровья.

2. Граждан, имеющих заболевания (состояния), которые требуют установления диспансерного наблюдения или оказания специ­ализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, относят:

а) к I группе здоровья;

б) II группе здоровья;

в) III группе здоровья.

3. Граждан, у которых не установлены хронические неинфекцион­ные заболевания, имеются факторы риска развития таких забо­леваний при высоком или очень высоком суммарном сердечно­сосудистом риске, относят:

а) к I группе здоровья;

б) II группе здоровья;

в) III группе здоровья.

4. Степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения определяют как:

а) уровень жизни;

б) стиль жизни;

в) уклад жизни;

г) качество жизни.

5. Установившийся порядок, устройство общественной жизни, быта, культуры определяют как:

а) стиль жизни;

б) уклад жизни;

в) уровень жизни;

г) качество жизни.

6. В структуре причин смерти населения в РФ 1-е место занимают:

а) болезни органов дыхания;

б) болезни системы кровообращения;

в) новообразования;

г) травмы и отравления.

7. Об­щес­твен­ное здо­ровье – это:

а) на­ука о со­ци­оло­гии здо­ровья;

б) сис­те­ма ле­чеб­но-про­филак­ти­чес­ких ме­роп­ри­ятий по ох­ра­не здо­ровья;

в) на­ука о со­ци­аль­ных проб­ле­мах ме­дици­ны;

г) на­ука о за­коно­мер­ностях здо­ровья на­селе­ния.

8. Здра­во­ох­ра­нение – это:

а) на­ука о со­ци­оло­гии здо­ровья;

б) сис­те­ма ле­чеб­но-про­филак­ти­чес­ких ме­роп­ри­ятий по ох­ра­не здо­ровья;

в) на­ука о со­ци­аль­ных проб­ле­мах ме­дици­ны;

г) сис­те­ма со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ких ме­роп­ри­ятий по ох­ра­не здо­ровья.

9. Улучшение показателей общественного здоровья:

а) социальная эффективность;

б) экономическая эффективность;

в) медицинская эффективность;

г) предотвращенный экономический ущерб.

10. Непрямые (косвенные) экономические потери в здравоохранении связаны:

а) с оплатой труда медицинского персонала;

б) снижением уровня производства;

в) выплатами по листку нетрудоспособности;

г) выплатой пенсии по инвалидности.
















































Приложение №4


МДК 06.01 Организация профессиональной деятельности

Распишите в нужные колонки варианты ответов (цифрами)


  1. Различие между прямыми и косвенными экономическими потерями

Прямые экономические потери

Косвенные экономические потери




  1. Снижение производительности труда.

  2. Затраты на оказание медицинской помощи.

  3. Пенсии по инвалидности.

  4. Снижение национального дохода на уровне всего народного хозяйства в результате временной или стойкой потери трудоспособности или смерти людей в трудоспособном возрасте

  5. Оплачиваемые листы по временной нетрудоспособности.


  1. Факторы, формирующие здоровье

Первичные большие факторы риска

Вторичные большие факторы риска




  1. Курение

  2. Диабет

  3. Артериальная гипертензия

  4. Злоупотребление алкоголем

  5. Гиподинамия

  6. Нерациональное питание

  7. Холестеринемия

  8. Аллергия

  9. Психический стресс

  10. Иммунодефициты



  1. Заполните пропуски в таблицах по группам здоровья у взрослого и детского населения:

………………население


Практически здоровые

2 группа




……………….население


здоровые

2 группа


3 группа


4 группа



инвалиды




Приложение №5


Ответы

МДК 06.01 Организация профессиональной деятельности

К первому заданию:

Прямые экономические потери

Косвенные экономические потери

2; 3; 5.

1; 4.


Ко второму заданию:

Первичные большие факторы риска

Вторичные большие факторы риска

1; 4; 5; 6; 9

2; 3; 7; 8; 10


К третьему заданию

Взрослое население

1 группа

Практически здоровые

2 группа

Имеющие факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, они наблюдаются в кабинете профилактике

3группа

Имеющие заболевания, подлежат диспансерному наблюдению

Детское население

1 группа

здоровые

2 группа

практически здоровые

3 группа

больные в состояние компенсации

4 группа

больные в состояние декомпенсации

5 группа

инвалиды




Критерии оценки

100 % - 91 %

Оценка «Отлично»

90 % – 81 %

Оценка «Хорошо»

80 % – 70 %

Оценка «Удовлетворительно»

69 %

Оценка « Неудовлетворительно»


За 1 выполненное задание 10 баллов;

За 2 выполненное задание 20 баллов;

За 3 выполненное задание 10 баллов;

За 4 выполненное задание 10 баллов.

Где 50 баллов = 100%


30