Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие «Русский язык в пиктограммах» 3 класс»
Частное общеобразовательное учреждение
«ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ В ЧЕСТЬ
КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ»
г. Нижневартовска
Учебно-методическое
пособие
«Русский язык
в пиктограммах»
3 класс
(Пособие разработано с использованием
информационно-коммуникационных
технологий)
Составители: учитель Шмелёва Т. В. и учащиеся 3 класса.
г. Нижневартовск
2014год
Вспомните традиционные рекомендации отстающим: больше усидчивости, аккуратности, развивайте память. Но как это сделать?
В нашем языке и правда большое количество словарных слов, а правила достаточно сложны и требуют хорошей стратегии запоминания. И в этом смысле ученики, у которых «плохая» стратегия, заранее обречены на неуспех: они плохо помнят разработанные и часто разрозненные правила, словесные инструкции. И тогда получается, что мы не только не развиваем их память, а наоборот тормозим развитие этой памяти, потому что. Используя хрупкое чувственное восприятие, ребёнок начинает обобщать и запоминать отрицательные эмоции. Выходит, что учителя бессознательно заведомо якорят ошибки. Вдумайтесь в семантику слов: работа над ошибками. Казалось бы, идея и намерения правильны (избавить детей от ошибок), хотя механизм получается обратный: дети, наоборот, запоминают ошибки, и это ещё больше провоцирует их на то, чтобы они их делали и делали. Таким образом, снижается мотивация к обучению и, в конце концов, развивается фобия на русский язык у отстающих. А их больше половины класса.
Реализуя принцип учёта личности – предлагается придумать такие таблицы, в которых сгруппированы карты детей, например, опорные сигналы, нарисованные в собственном кодовом обозначении (речь идёт об известной методике Тони Бузана, Великобритания). Такое пособие может называться «Русский язык глазами детей» или «Русский язык в пиктограммах». Оно рассчитано на детей с 1 по 4 класс и выше. Тогда появится возможность легко повторить материал из предыдущего года обучения, а для наиболее успешных учеников – выполнять последующие задания, таким образом, возможно, обеспечить индивидуальное обучение каждого ребёнка. Пособие может выступать в качестве справочного материала для написания первых сочинений, изложений. Работа на уроке и дома с этим учебником будет выглядеть так: ребёнок, используя своё ассоциативное мышление, рисует опорный конспект на компьютере, связанный с отдельным правилом или группой словарных слов и всё учебное время он может иметь доступ к этим картам, в том числе в момент написания изложений, сочинений. Эти листы (карты) будут накапливаться, и к концу года их должно быть 9-10. Таким образом, у каждого школьника появится «личный учебник» в мини-варианте, сделанный собственными руками, абсолютно понятный именно ему. Это довольно маленький объём с очень большим укрупнением, который хорош в обращении. Ниже я приведу опорные таблицы, сделанные моими учениками и мной на компьютере, для учащихся 3 класса.
Особое место следует уделить обзору программы русского языка. Полезно, чтобы ребёнок знал, с чего он начнёт обучение, что будет дальше и что его ожидает на выходе. У детей появляется возможность осознать то, где мы находимся в обучении сейчас. Особенно это важно для тех детей, которые по болезни или другим причинам отстали от темпа класса и потеряли логику обучения.
№п/п | Тема урока. | Использование учебно-методического пособия «Русский язык в пиктограммах» с применением информационно-коммуникационных технологий. (10ч.) | Цель применения. |
1. | Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. | море-моря | Развивать поисковую деятельность. Развитие речи учащихся с учётом особенностей личности. |
2. | Правописание звонких и глухих согласных. | зуб-зубы | Совмещение словесных описаний и неречевых средств выразительности. Вооружить рациональным способом запоминания. |
3. | Правописание разделительного «Ъ» знака. | подъезд | Умение придумывать код к правилу. Появляется возможность легко повторить материал. Умение работать с компьютером. |
4. | Правописание разделительного «Ь» знака. | вьюга | Умение выявлять закономерности и связи между объектами. |
5. | 1 склонение существительных. | Галя папа | Использование пособия при написании сочинений, изложений, при выполнении домашних заданий. |
6. | 2 склонение существительных. | поле | Распознавание эмоциональных состояний. |
7. | 3 склонение существительных. | рожь | Умение проявлять инициативу. Создание положительной мотивации на уроке. |
8. | Падежи. | | Умение объяснять, рассуждать. |
9 | Безударные падежные окончания существительных 1, 2, 3 склонения. | | Осмысление операциональности деятельности (словесное рисование кадров). Умение придумывать код к правилу. |
10. | Правописание «Ь» на конце существительных после шипящих. | мышь врач | Умение вести ролевые диалоги неодушевленных предметов. Умение создавать «личный учебник» в мини-варианте с использованием компьютера. |