Программа направлена на формирование элементарных математических направлений, знаний, умений, и навыков у учащихся, имеющих сложные нарушения развития: умеренную умственную отсталость.
Достижение цели работы с умеренно отсталыми детьми – адекватному включению в окружающую социальную среду – предполагает решение образовательной, коррекционной, практической задач. Овладение элементарными представлениями способствует общему развитию учащихся, коррекции недостатков познавательной деятельности, привитию достигнутых практических умений и навыков.
Просмотр содержимого документа
«Учебно-тематическое планирование МАТЕМАТИКА 5 класс с умеренной умственной отсталостью»
Пояснительная записка
Программа направлена на формирование элементарных математических направлений, знаний, умений, и навыков у учащихся, имеющих сложные нарушения развития: умеренную умственную отсталость.
Достижение цели работы с умеренно отсталыми детьми – адекватному включению в окружающую социальную среду – предполагает решение образовательной, коррекционной, практической задач. Овладение элементарными представлениями способствует общему развитию учащихся, коррекции недостатков познавательной деятельности, привитию достигнутых практических умений и навыков.
У детей с данной структурой нарушения трудности в формировании элементарных математических представлений обусловлены грубыми нарушениями интеллекта, познавательной деятельности, речи, повсеместными нарушениями моторики и анализаторных систем.
Содержание и структура программы составлены с учетом этих особенностей, а также возможностей обучающихся к формированию и усвоению знаний.
Программа предусматривает развитие у учащихся элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе; выполнение простейших счетных операций; решение арифметических задач на сложение и вычитание, а также формирование доступных способов измерения.
Основной целью программы является овладение учащимися системой доступных, действенных, практически значимых знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей социальной адаптации.
Задачами уроков математики являются:
Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств учащихся;
Воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть связано с другими учебными предметами, жизнью.
На каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний.
Содержание программы рассчитано на 99 часов по 3 урока в неделю.
Проверка уровня усвоения знаний проводится в форме целенаправленного наблюдения, доступных тестовых заданий, в ходе практической деятельности и дидактических игр.
Процесс обучения необходимо осуществлять с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого учащегося, что позволит обеспечить реализацию принципа индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Основные требования к уровню знаний учащихся
Учащиеся должны уметь:
- выполнять инструкции педагога;
- различать и показывать с помощью учителя цифры в пределах 10;
- работать с линейкой, сравнивать отрезки, чертить простые геометрические фигуры.
Учащиеся должны знать:
- счет цифр в пределах 10;
- название геометрических фигур.
№ уро ка | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во уроков | Требования к уровню подготовки обучающихся | Тип урока | Повторение | Вид контроля | Дата прове дения |
1 | Нумерация. Повторение. – 27 ч. | Понятие о величине. | 1 | Учащиеся должны иметь понятие о величинах. | Уроки повторения раннее изученного материала. | Понятие о величине «больше», «меньше», «столько же» | Фронтальный и индивидуальный опрос. | |
2 | Пространственные представления: вверху, внизу, выше, ниже. | 1 | Учащиеся должны иметь пространственные представления. | Отражение пространственных отношений предметов. | |
3 | Пространственные представления: слева, справа… | 1 | |
4 | Геометрические фигуры. | 1 | Учащиеся должны знать названия простых геометрических фигур. | Названия простых геометрических фигур. | |
5 | Временные представления. | 1 | Учащиеся должны знать единицы измерения времени. | Общие представления о времени. | |
6 | Число и цифра 1. | 1 | Учащиеся должны выполнять вычислительные операции над числами в пределах 3. | Повторить счет в пределах 3, решение примеров и задач. | |
7 | Число и цифра 2. | 1 | |
8 | Число и цифра 3. | 1 | |
9 | Решение примеров и задач в пределах 3. | 1 | |
10 | Решение примеров и сравнение чисел. | 1 | Самопроверка и взаимопроверка. | |
11 | Число и цифра 4. | 1 | Учащиеся должны выполнять вычислительные операции над числами в пределах 5. | Повторить счет в пределах 5, решение примеров и задач. | |
12 | Число и цифра 5. | 1 | |
13 | Решение примеров и задач в пределах 5. | 1 | |
14 | Число и цифра 6. | 1 | Учащиеся должны выполнять вычислительные операции над числами в пределах 8. | Повторить счет в пределах 8, решение примеров и задач. | |
15 | Число и цифра 7. | 1 | |
16 | Число и цифра 8. | 1 | |
17 | Число и цифра 0. | 1 | Самопроверка и взаимопроверка | |
18 | Сравнение чисел в пределах 8. | 1 | Учащиеся должны сравнивать числа в пределах 8.. | |
19 | Решение задач по картинке. | 1 | Учащиеся должны уметь решать задачи и примеры в пределах 8. | Урок комплексного применения знаний. | |
20 | Решение задач и примеров. | 1 | |
21 | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа. | 1 | Самостоятельная работа. | |
22 - 23 | Работа с линейкой. | 2 | Учащиеся должны уметь пользоваться линейкой, строить отрезки. | Урок изучения нового материала. | Повторить правила работы с линейкой, построение и сравнение отрезков. | Самопроверка | |
|
24 | Сравнение отрезков. | 1 | Повторить счет от 0 до 8 | |
25 26 | Контрольная работа по теме «Нумерация чисел». | 2 | Урок систематизации знаний. | | Контрольная работа. | |
|
27 | Итоговый урок. | | Урок обобщения. | Повторение изученного материала. | |
Итого | 27 | | | | |
28 -29 | Число и цифра 9 – 7ч. | Число и цифра 9. Соответствие числа, количества и цифры. | 2 | Учащиеся должны знать состав числа 9; уметь работать со счетами. | Урок изучения нового материала. | Повторить состав числа 9. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | |
30 | Счет в пределах 9. Сравнение чисел. | 1 | |
31 - 32 | Состав числа 9. Сложение и вычитание в пределах 9. | 2 | |
|
33 – 34 | Работа со счетами. | 2 | | Урок комплексного применения знаний. | Повторить правила работы со счетами. | Самопроверка | |
35 - 36 | Устная и письменная нумерация – 14ч. | Прямой и обратный счет в пределах 10. | 2 | Знать определение понятия «Десяток», считать в пределах 10, решать примеры в пределах 10. | Урок изучения нового материала. | Повторить состав числа 10. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | |
|
37 | Количество и счет. | 1 | |
38 - 39 | Соотнесение количества предметов с цифрами. | 2 | |
|
40 | Работа со счетами. | 1 | Урок комплексного применения знаний. | Повторить правила работы со счетами. | Самопроверка и взаимопроверка. | |
|
41 | Первый десяток. Нумерация в пределах 10. | 1 | Повторить состав числа 10. | Самопроверка. Фронтальный и индивидуальный опрос. | |
42 | Числа последующие и предыдущие. | 1 | |
43 | Понятие «Десяток» | 1 | |
44 | Дополнить числа до 10. | 1 | |
45 | Сложение и вычитание в пределах 10. | 1 | Урок изучения нового материала. | |
46 - 47 | Решение примеров. | 2 | Урок систематизации знаний. | |
|
48 | Итоговый урок. | 1 | Урок обобщения. | |
Итого | 48 | |
49 - 50 | Счетные операции в пределах 10 – 17ч. | Счет предметов (порядковые и количественные). | 2 | Уметь решать примеры и задачи в пределах 10. | Урок изучения нового материала. | Повторить состав числа 10. | Самопроверка и взаимопроверка | |
|
51 | Увеличение и уменьшение чисел. | 1 | Урок комплексного применения знаний. | |
52 | Название чисел при сложении. | 1 | | |
53 | Переместительное свойство сложения. | 1 | Урок изучения нового материала. | |
54 - 55 | Перестановка слагаемых. | 2 | |
|
56 | Упражнение в счете. Счет по 2. | 1 | Повторить названия чисел при сложении и вычитании. | Самопроверка и взаимопроверка | |
57 - 58 | Название чисел при вычитании. | 2 | Знать названия чисел при сложении и вычитании, составлять задачи на сложение и вычитание по рисункам. | |
|
59 | Решение примеров. Счет по 5. | 1 | Урок комплексного применения знаний. | |
60 | Решение примеров. Счет по 2 и по 5. | 1 | |
61 - 63 | Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку. | 3 | |
|
|
64 | Самостоятельная работа. | 1 | Урок систематизации знаний. | |
65 | Анализ решения примеров. | 1 | |
66 | Геометрический материал. Работа с линейкой – 10ч. | Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые». | 1 | Знать понятия «длиннее», «короче», «одинаковые». Уметь пользоваться линейкой: измерять и чертить отрезки, луч, строить простейшие геометрические фигуры. | Урок изучения нового материала. | Повторить понятия «длиннее», «короче», «одинаковые». | Фронтальный опрос | |
67 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. | 1 | Урок комплексного применения знаний. | Повторить правила пользования линейкой. | |
68 | Ломаная линия. | 1 | Самопроверка | |
69 | Отрезок и луч. | 1 | |
70 | Измерение и сравнение отрезков. Работа с линейкой. | 1 | |
71 - 72 | Геометрические фигуры. | 2 | |
|
73 | Контрольная работа. | 1 | Урок систематизации знаний. | Контрольная работа | |
74 | Анализ контрольной работы. | 1 | |
75 | Итоговый урок. | 1 | Урок обобщения. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | |
Итого | 75 | |
76 - 77 | Решение задач на нахождение суммы и остатка – 9ч. | Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, схеме. | 2 | Уметь составлять краткую запись по условиям задачи. Решать задачи на нахождение суммы. | Урок комплексного применения знаний. | | Самопроверка и взаимопроверка. | |
|
78 - 79 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 2 | | |
|
80 - 81 | Решение задач с недостающими данными. | 2 | | | |
|
82 - 83 | Решение задач с записью наименований. | 2 | |
|
84 | Решение задач. | 1 | |
85 | Меры стоимости – 3ч. | Меры стоимости: 10 копеек. | 1 | Уметь работать с мерами стоимости в пределах 10 копеек. | Урок изучения нового материала. | Повторить состав числа 10. | Самопроверка | |
86 - 87 | Размен монеты в 10 копеек. | 2 | |
|
88 | Повторение пройденного материала – 12ч. | Счет в пределах 10. | 1 | Знать состав числа 10. Решать примеры в пределах 10. Уметь пользоваться линейкой: чертить и сравнивать отрезки, строить геометрические фигуры. | Уроки повторения раннее изученного материала. | Повторение пройденного материала за год. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
89 | Решение в пределах 10. | 1 | |
90 | Решение примеров на сложение и вычитание. | 1 | |
91 - 92 | Геометрический материал. | 2 | |
|
93 - 94 | Решение задач. | 2 | |
|
95 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Урок систематизации знаний. | Контрольная работа | |
96 | Анализ контрольной работы. | 1 | |
97 | Повторение материала. | 1 | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
98 | Математика вокруг нас. | 1 | |
99 | Итоговый урок. | 1 | Урок обобщения. | |
Итого | 99 | |