© 2016, Новиков Василий Савельевич 495 2
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Если мы проанализируем ст.35 УК РФ, то можем выделить следующие виды преступных групп:
Ø случайные преступные группы (преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два и более исполнителя без предварительного сговора - ч.1 ст.35 УК РФ, т.е. простое соучастие (соисполнительство, совиновничество);
Ø преступные группы типа компании (преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления - ч.2 ст.35 УК РФ, т.е. сложное соучастие);
Работаем
в соответствии
с ФГОС 2 поколения
Новиков В.С.
Учебное пособие и рабочая программа
предметно-ориентированного элективного курса профильной подготовки
«Право»
(11 класс)
Часть 4
Тема: «Психолого – педагогическая подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных организаций к действиям в чрезвычайных ситуациях социального характера»
Требования к результатам
освоения программы
элективного курса
Развернутое тематическое
планирование
элективного курса
Москва – 2016
Рецензент – доктор педагогических наук, профессор А.К. Маренго
Работа адресована руководителям образовательных организаций РФ, слушателям курсов системы повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области, а также всем гражданам РФ.
© Новиков В.С., 2016
Отпечатано в ГУП МО «Клинская типография»,
Московская область, г. Клин, ул. Ленина, д.7.
Подписано в печать 17 ноября 2016 г.
Заказ № Тираж 100 экз.
4.4. ВИДЫ ПРЕСТУПНЫХ ГРУПП. ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ ГРУПП
Если мы проанализируем ст.35 УК РФ, то можем выделить следующие виды преступных групп:
случайные преступные группы (преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два и более исполнителя без предварительного сговора - ч.1 ст.35 УК РФ, т.е. простое соучастие (соисполнительство, совиновничество);
преступные группы типа компании (преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления - ч.2 ст.35 УК РФ, т.е. сложное соучастие);
организованные преступные группы (преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений - ч.3 ст.35 УК РФ, т.е. организованная группа - более опасная форма соучастия);
преступное сообщество или преступная организация (преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданным в тех же целях – ч. 4 ст.35 УК РФ, т.е. преступное сообщество (организация) - еще более опасная форма соучастия);
объединение преступных сообществ или объединение преступных организаций (преступление признается совершенным объединением преступных сообществ (организаций), если оно совершено сплоченным объединением преступных сообществ (организаций), созданным для совершения тяжких или особо тяжких преступлений ч.4 ст.35 УК РФ, т.е. объединение преступных сообществ (организаций) - это наиболее опасная форма соучастия).
ФОРМЫ СОУЧАСТИЯ | ||
| ||
СОУЧАСТИЕ БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСИЯ - первая форма соучастия | ||
| ||
СОУЧАСТИЕ С ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ СОГЛАШЕНИЕМ - вторая форма соучастия | ||
| ||
РАЗНОВИДНОСТИ второй формы соучастия: | ||
| | |
ПРОСТОЕ СОУЧАСТИЕ (соисполнительство) | СЛОЖНОЕ СОУЧАСТИЕ | |
| | |
ОРГАНИЗОВАННАЯ ГРУППА | | ПРЕСТУПНОЕ СООБЩЕСТВО (ОРГАНИЗАЦИЯ) |
■ | | |
ОБЪЕДИНЕНИЕ пре6ступных сообществ (организаций) |
Рис. 132. Формы соучастия
В ч.3 ст.35 УК РФ сформулировано понятие организованной преступной группы. Если мы проанализируем данное определение, то выделим три юридических признака организованной преступной группы:
устойчивость (выражается в устойчивой преступной связи между соучастниками и реальной возможности восстанавливаться ОПГ после задержания соучастников с поличным);
предварительная объединенность (соучастники предварительно согласились, объединились, соорганизовались для совершёния одного или нескольких преступлении - предварительный сговор);
целевая направленность профессиональной преступной деятельности соучастников (заранее объединились в целях совершения одного или нескольких преступлений) - сплоченность соучастников, которая проявляется в близких, средних и далеких перспективных преступных целях ОПГ.
Таким образом, в ч.3 ст.35 УК РФ законодатель закрепил следуюшие признаки организованных преступных групп:
устойчивость;
предварительная объединенность (предварительный сговор и организованность);
целевая направленность профессиональной преступной деятельности соучастников - криминальный профессионализм.
Криминальный профессионализм разновидность преступного занятия, являющегося для субъекта источником средств существования, требующего необходимых знаний и навыков для достижения конечной цели и обусловливающего определенные контакты с антиобщественной средой. Таким образом, данное определение содержит четыре признака профессионализма:
устойчивый вид преступного занятия (специализация);
определенные познания и навыки (квалификация);
преступления как источник средств существования;
связь с асоциальной средой [10,с.40].
В ч.4 ст.35 УК РФ законодатель закрепил следующие юридические признаки преступных сообществ (преступных организаций):
предварительный сговор;
организованность;
устойчивость;
сплоченность, которая проявляется в целевой направленности профессиональной преступной деятельности соучастников;
целевая направленность преступного сообщества (преступной организации) - создана в целях совершения тяжких или особо тяжких преступлений.
Преступные организации имеют пять основных признаков, совокупность которых позволяет отграничить их от прочих организованных преступных групп. К ним относятся:
наличие материальной базы, что проявляется в создании общих денежных фондов для взаимопомощи и подкупа должностных лиц;
коллегиальный орган руководства, при котором управление организацией осуществляется группой лиц, имеющих равное положение;
устав в форме неформальных норм поведения, традиций и законов, санкций за их нарушение (в двух из общего числа изученных организаций был письменный устав);
функционально-иерархическая система - разделение организации на составные группы, межрегиональные связи, наличие руководящего ядра, телохранителей, держателей касс, связников, "контролеров" и т.п.;
информационная база - сбор различного рода сведений, разведка и контрразведка [10,с.198].
Таким образом, законодатель по степени организованности, устойчивости, сплоченности, защищенности в ст.35 УК РФ организованные преступные группы разделил на организованные группы (ч.3 ст.35 УК РФ) преступные сообщества (преступные организации – ч.4 ст.35 УК РФ), объединения из организованных преступных сообществ (преступных организаций (ч.4 ст.35 УК РФ).
Универсального определения организованной преступности до настоящего времени не выработано. Под организованной преступностью обычно понимается относительно массовая группа устойчивых и управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и создающих систему защиты от социального контроля с использованием таких противозаконных средств, как насилие, запугивание, коррупция и крупномасштабные хищения [39,с.9].
Понятие организованной преступной группы конкретизируется в п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности", в котором под организованной группой следует понимать устойчивую группу из двух или более лиц, объединенных умыслом на совершение одного или нескольких преступлений. Такая группа характеризуется, как правило, высоким уровнем организованности, планированием и тщательной подготовкой преступления, распределением ролей между соучастниками и т.п.
Определяющим признаком организованной группы, характеризующим ее устойчивость, является наличие организатора или руководителя группы. Именно организатор создает группу, осуществляя подбор соучастников, распределяет роли между ними, устанавливает дисциплину и т.п., а руководитель обеспечивает целенаправленную, спланированную и слаженную деятельность как группы в целом, так и каждого ее участника.
Лидер выполняет следующие функции:
планирует преступную деятельность;
определяет способы и средства достижения цели;
координирует деятельность группы при подготовке, совершении преступления и "заметании" следов, а также в ходе следствия и суда;
контролирует основные каналы информации и внутренние связи членов группы;
представляет группу в преступном мире;
поощряет и наказывает членов группы;
осуществляет функции арбитража и посредничества;
формирует криминальную субкультуру.
Под криминальной субкультурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей [43,с.73].
Функции криминальной субкультуры:
стратификационные (нормы и правила определения статуса личности в группе и уголовном мире, клички, татуировки, привилегии для "элиты");
поведенческие ("законы", "наказы", правила поведения для разных классификационных каст, традиции, клятвы, проклятия);
пополнения уголовного сообщества "кадрами" и работа с новичками ("прописка", "приколы", определение сфер и зон преступного промысла);
опознания "своих" и "чужих" (татуировки, клички, уголовный жаргон);
поддержания порядка в уголовном мире, наказания провинившихся, избавления от неугодных ("разборки", "опускание");
коммуникации (татуировки, клички, клятвы, уголовный жаргон, "ручной жаргон");
сексуально-эротические (эротика как ценность, "вафлерство", мужеложество как способы снижения статуса неугодным лицам и др.);
материально-финансовые (изготовление и хранение орудий совершения преступлений, создание "общей кассы" для взаимопомощи, аренда помещений под притоны и др.);
досуговые (извращенная культура отдыха и развлечений);
функция специфического отношения к своему здоровью – от полного пренебрежения им: наркомания, пьянство, леновредительство - до культуризма; активных занятий спортом в интересах криминальной деятельности [43,с.84-85].
Общая характеристика организованной преступной деятельности была дана в докладе Генерального секретаря ООН "Воздействие организованной преступной деятельности на общество в целом" на второй сессии Комиссии по предотвращению преступности и уголовному правосудию Экономического и социального совета ООН 13-23 апреля 1993 года. В нем дан перечень признаков, который в какой-то степени помогает объяснить характер данного явления:
организованная преступность - это деятельность объединений преступных лиц или группировок, объединяющихся на экономической основе. Эти группировки очень напоминают банды периода феодализма, которые существовали в средневековой Европе. Экономические выгоды извлекаются ими путем предоставления незаконных услуг и товаров или путем предоставления законных услуг и товаров в незаконной форме;
организованная преступность предполагает конспиративную преступную деятельность, в ходе которой с помощью иерархически построенных структур координируется планирование и осуществление незаконных деяний или достижение законных целей с помощью незаконных средств;
организованные преступные группировки имеют тенденцию устанавливать частичную или полную монополию на предоставление незаконных товаров и услуг потребителям, поскольку таким образом гарантируется получение более высоких доходов;
организованная преступность не ограничивается лишь осуществлением заведомо незаконной деятельности или предоставлением незаконных услуг. Она включает также такие изощренные виды деятельности, как "отмывание" денег через законные экономические структуры и манипуляции, осуществляемые с помощью электронных средств. Незаконные преступные группировки проникают во многие доходные законные виды деятельности;
организованные в группировки преступники используют в своей "работе" различные меры, которые могут быть изощренными и тонкими или, наоборот, грубыми, прямыми и открытыми. Они используется для установления монополии на предоставление незаконных товаров и услуг, для проникновения в законные виды деятельности, для коррумпирования должностных лиц. Таким образом, когда участвующие в организованной преступной деятельности лица начинают заниматься законной коммерческой деятельностью, они обычно привносят в нее методы насилия и запугивания, которые применяются в незаконных видах деятельности.
Для теории и практики оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованной преступностью важное значение имеют эти признаки, позволяющие своевременно распознать, выявить организованные преступные группы, их участников и принять соответствующие меры 56,с15].
Как в отечественной, так и в зарубежной литературе отсутствует единое определение организованной преступности. Многие специалисты считают, "что выработать такое определение не представляется возможным в силу многообразия конкретных направлений деятельности организованных преступных формирований. В наиболее широком смысле организованную преступность рассматривают как одну из форм незаконной предпринимательской деятельности. В этом плане эксперты ООН определяют организованную преступность как "одну из форм экономического предпринимательства, осуществляемую с помощью противозаконных средств, связанных с угрозой применения физической силы или ее использованием, вымогательством, коррупцией, шантажом и другими методами, а также использованием незаконно производимых товаров и услуг" [47,с.49].
В.С. Овчинекий определяет организованную преступность как "серию сложных уголовных видов деятельности, осуществляемых в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которых толкает на это, главным образом, получение финансовой прибыли и приобретение власти" [35,с.10].
Если мы проанализируем уровни развития организованной преступности, то можем разработать следующее определение.
Под организованной преступностью понимается организованная, устойчивая, сплоченная, защищенная от социального контроля и уголовного преследования и созданная лидером малая или большая профессиональная преступная группа (организованная преступная группа - ч.3 ст. 35 УК РФ, преступное соебщество или преступная организация - ч.4 ст.35 УК РФ или объединение организованных преступных групп - ч.4 ст.35 УК РФ)
УРОВНИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ (в зависимости от степени организованности, устойчивости, сплоченности и защищенности от социального контроля и уголовного преследования соучастников) |
|
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КРИМИНАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА (случайные преступные группы - ч.1 ст.35 УК РФ и преступные группы типа компании - ч.2 ст.35 УК РФ) |
|
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КРИМИНАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА - ч.ч. 3 и 4 ст.35 УК РФ |
- ^^ ^ |
Начальный уровень развития криминального профессионализма (организованные преступные группы - ч.3 ст.35 УК РФ) |
|
Средний уровень развития криминального профессионализма (преступные сообщества или преступные организации - ч.4 ст. 35 УК РФ) |
|
Высший уровень развития криминального профессионализма (объединения организованных преступных сообществ (преступных организаций) - ч.4 ст.35 УК РФ) |
Рис. 133. Уровни развития организованной преступности с учетом новых экономических, политически, условий развития общества, криминогенной ситуации и действующего законодательства в России
правонарушителей, функционирующая в теневой и легальной экономике в целях извлечения сверхприбыли путем систематического совершения тяжких и особо тяжких преступлений и обеспечивающая свою профессиональную преступную деятельность с помощью психического или физического принуждения граждан и коррупции в законодательных, исполнительных и судебных органах власти на определенной территории и в определенной сфере экономики, взятой под контроль.
Если мы проанализируем это определение, то можем выделить следующие признаки организованных преступных групп:
устойчивость, организованность, сплоченность, защищенность, целевая направленность профессиональной преступной деятельности;
наличие материальной базы - теневая экономика;
наличие коррумпированных связей в целях создания "зонта безопасности", создания "агентурной сети", а также внедрение соучастников организованной преступности в органы законодательной, судебной и исполнительной власти;
четкая структура в иерархии организованной преступной группы;
тщательная подготовка к совершению преступления;
разработка организатором или "мозговым центром оргпре-ступности" сценария совершения и сокрытия материальных и идеальных следов от профессиональной преступной деятельности;
сращивание уголовной и экономической преступности;
использование ОРМ при осуществлении профессиональной преступной деятельности;
конспирация, "круговая порука", распределение ролей, задач и ответственности в организованной преступной группе;
административно-командный стиль управления и жесткая дисциплина;
доминируют деловые отношения между членами организованной преступной группы;
наличие общей кассы;
формирование организатором новой мотивации у членов организованной преступной группы;
легализация преступных доходов в целях извлечения сверх прибыли;
установление контроля в определенной сфере экономики и на определенной территории;
наличие лидера (организатора) или "мозгового центра оргпреступности";
наличие преступной субкультуры;
тенденция к расширению влияний в определенной сфере и на определенной территории;
установление организатором порядка распределения доходов от профессиональной преступной деятельности;
усовершенствование организатором организованной профессиональной преступной деятельности и постоянное совершенствование криминального профессионализма;
адаптация организатором профессиональной преступной деятельности с учетом новых экономических, политических, правовых условий развития общества, криминогенной ситуации в России, уровня профессионализма сотрудников правоохранительных органов, достижений науки и практики.
4.5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, РЕАЛЬНО ГАРАНТИРУЮЩИЕ ЛИЧНУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ВООРУЖЕННОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРЕСЕЧЕНИИ КРИМИНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ.
В процессе уголовно-правового задержания или при пресечении криминальных конфликтов, связанных с применением огнестрельного оружия, заместители директоров по безопасности должны уметь применять психологические приемы, реально гарантирующие личную физическую безопасность вооруженных граждан.
Прием "формирования психологической установки у заместителя директора по безопасности на приоритетность психического принуждения над физическим".
Меры психического принуждения воздействуют на сознание человека, подавляя его волю, и склоняют к соблюдению определенных предписаний под угрозой применения в противном случае мер физического воздействия, влекущих неблагоприятные последствия. Мерами психического принуждения являются, например, предупреждение заместителя директора по безопасности, о недопустимости противоправного поведения, вынесенное гражданину, нарушающему общественный порядок, или предостережение о возможном применении в отношении правонарушителя физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия .
Меры физического принуждения условно можно разделить на прямые и косвенные. Непосредственным объектом физического принуждения являются человек и его материальное положение. Принуждение выражается в конкретных мерах, оказывающих воздействие как на самого человека, так и на его имущество и денежные средства, когда оно реализуется через предусмотренные федеральным законодательством ограничения, лишения определенных благ, имеющихся в распоряжении правонарушителя.
Косвенные меры физического воздействия (принуждения) также называются и материальными.
К мерам прямого физического принуждения относятся, например, применение к правонарушителю физической силы [1,с244-245].
Сущность этого приема заключается в том, что заместитель директора по безопасности обязан использовать все психологические приемы, которые он знает, если он принял решение использовать первый алгоритм (порядок) реализации ст.24 ФЗ РФ «Об оружии». При этом заместитель директора по безопасности обязан предоставить правонарушителю достаточно времени для выполнения законных требований.
Если эти психологические приемы (не убедили правонарушителя) не дали желаемого результата, то заместитель директора по безопасности обязан пресечь криминальный конфликт путем применения оружия без предупреждения правонарушителей и при этом на упреждение (первым) активных противоправных насильственных действий посягающих уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности к пресечению криминального конфликта.
Психологический прием "рефлексивное управление криминальным конфликтом и деяниями правонарушителя". Сущность этого приема заключается в разработке заместителем директора по безопасности мысленного сценария динамики криминального конфликта. Эта цель достигается заместителем директора по безопасности путем "настройки" на "эмоциональную волну" (эмпатия) и "интеллектуальную волну" (рефлексия) правонарушителя.
Рефлексия основывается на познании и оценке своей позиции заместителем директора по безопасности в конкретной конфликтной ситуации, а также размышлениях о ходе мыслей правонарушителя, его планах и способах обмана с целью ухода от ответственности [40,с72].
Психологический прием "мысленное моделирование единых (общих) правовых универсальных критериев для конкретного криминального конфликта".
Сущность этого приема заключается в том, что заместитель директора по безопасности обязан уметь самостоятельно мысленно разработать алгоритм своих юридически обязательных решений и действий для конкретного криминального конфликта еще до психологического и физического противоборства, чтобы не стать жертвой криминального конфликта.
Психологический' прием «использование формального социального статуса и формальной социальной роли заместителя директора по безопасности».
Сущность этого приема заключается в том, что формальная социальная роль заместитель директора по безопасности - это то поведение, которое ожидается (ролевые ожидания) школьником от заместителя директора по безопасности и в ситуации пресечения криминальных конфликтов, в ситуации уголовно-правового задержания или в ситуации устранения источников опасности.
Эффективность психического и физического принуждения правонарушителей в криминальном конфликте достигается путем формализации психологического и физического противоборства между потенциальными субъектами криминального конфликта в административно-правовых нормах и подзаконных нормативных актах (специальный административно-правовой статус заместителя директора по безопасности), регламентирующих правовой режим применения оружия.
Психологический прием "демонстративное обнажение оружия и приведение его в боевую готовность заместителем директора по безопасности с одновременной подачей команды правонарушителю, используя слова: "Заместитель директора по безопасности, не двигаться!" Его сущность заключается в том, что заместитель директора по безопасности демонстрирует силу и при этом своими словами и действиями дает понять правонарушителю, что его движения руками или ногами будут пресечены путем применения оружия на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего, когда заместитель директора по безопасности использует перевый алгоритм (порядок) применения оружия в целях пресечь криминальный конфликт.
Психологический прием "обеспечения безопасного пространства заместителем директора по безопасности для психологической борьбы с правонарушителем при помощи огнестрельного оружия". Сущность этого приема заключается в том, что заместитель директора по безопасности должен уметь сознательно контролировать психологически безопасную дистанцию и местоположение правонарушителя при помощи оружия.
Психологический прием "угроза применить оружие без предупреждения в процессе психологической борьбы". Сущность этого приема заключается в том, что заместитель директора по безопасности обязан убедить правонарушителя не оказывать сопротивления при задержании, так как сопротивление бесполезно и бессмысленно.
Психологический прием "реальная угроза использования оружия заместителем директора по безопасности". Сущность этого приема заключается в том, что заместитель директора по безопасности демонстрирует психологическую готовность и реальную возможность пресечь криминальный конфликт путем применения оружия, если правонарушитель не одумается и не сдастся органам власти.
Психологический прием "выжидание". Сущность этого приема заключается в том, что для "преобразования" криминального конфликта из "нерешаемого" в реально "решаемый" заместитель директора по безопасности должен преследовать правонарушителя негласно и гласно и при этом только тогда применять оружие, когда исключается риск случайного поражения посторонних граждан.
Прием "психологическая ловушка". Сущность этого приема заключается в том, что правонарушители вводятся в заблуждение, чтобы они совершили деяния, которые их поставят в невыгодное положение (психологическая ловушка), которое снайперы используют по сигналу руководителя оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией в целях применить оружие один раз в лоб правонарушителям.
Психологический прием "своевременная и правомерная реализация единых (общих) правовых универсальных критериев заместителем директора по безопасности для конкретного криминального конфликта". Сущность этого приема заключается в том, что заместитель директора по безопасности должен уметь самостоятельно своевременно и правомерно реализовать ст. 24 ФЗ РФ «Об оружии» в конфликтных ситуациях: пресечения криминальных конфликтов (ст.37 УК РФ), уголовно-правового задержания (ст.38 УК РФ) и устранения источников опасности (ст.39 УК РФ).
Психологический прием "приближение - избегание". Его сущность заключается в том, что, когда заместитель директора по безопасности близок к моменту победы или поражению, как правило, он расслабляется. Именно на этой психологической закономерности базируется этот прием, т.е. заместитель директора по безопасности должен не расслабляться, когда он выполняет юридически обязательные решения и действия после пресечения криминального конфликта путем применения оружия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Психологическое воздействие на правонарушителя (ей) по времени обычно предшествует применению иных форм воздействия (физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия). Например, даже традиционный возглас-приказ - "ЗДпоБ ОУ! Не двигаться!" - несет в себе определенный заряд психологического воздействия на правонарушителя. Можно утверждать, что психологическое воздействие приоритетно перед другими формами предупреждения и пресечения противоправного поведения. Кроме того разрешение криминального конфликта с помощью психологических средств часто позволяет сохранить жизнь и здоровье людей [40,с.75].
2. Все эти двенадцать психологических приемов запрещено использовать заместителям директоров по безопасности при отсутствии юридических оснований и условий правомерности к разрешению криминального конфликта путем применения оружия.
3. Выбор психологического приема зависит от особенностей конкретного криминального конфликта и обстоятельств, в которых заместители директора по безопасности применяет оружие.
4. Заместитель директора по безопасности, должен уметь проявлять свою власть при помощи психологических приемов, чтобы избежать применения оружия в целях пресечь криминальный конфликт.
5. Если заместитель директора по безопасности при наличии юридических оснований и условий правомерности к применению огнестрельного оружия применяет физическую силу и специальные средства, то он одновременно проявляет мужество, так как рискует своей жизнью, и низкий уровень профессиональной обученности, психологической подготовленности и стрелковой натренированности.
6. Профессиональная подготовка представляет собой специально организованную педагогическую систему непрерывного повышения и поддержания профессионализма у заместителей директоров по безопасности
7. По времени осуществления различают два вида профессионально-психологической подготовки заместителей директора по безопасности к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера: предварительную и непосредственную. Задачи предварительной подготовки - это процесс и результат формирования, повышения и поддержания уровня профессиональной обученности, психологической подготовленности и стрелковой натренированности у заместителей директоров по безопасности, во всем объеме в образовательных учреждениях России.
Задачи у непосредственной профессионально-психологической подготовки - мобилизация и подготовка всех сил и средств к действиям по пресечению конкретного криминального конфликта, чтобы заместитель директора по безопасности был психологически готов к пресечению конкретного криминального конфликта в образовательном учреждении.
8.Спорить с тренером по борьбе может только тренер по стрельбе [17,с.106]. Поэтому поддержание профессиональной обученности, психологической подготовленности и стрелковой натренированности - это не самоцель, а предпосылки профессионально грамотных решений и действий заместителей директоров по безопасности в чрезвычайных ситуациях криминального характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Административная деятельность ОВД.Общая часть /Под общ. ред. В.И. Попова. -2000.
2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллектива. – М., 1989.
3. Андреев Н.В. Психологическое обеспечение переговорной деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях. -М., 1997.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. -М., 2000.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. –М., 1999.
6. Атватер И. Я Вас слушаю: советы руководителю, как правильно слушать собеседника. -М., 1988.
7. Бороздина Г.В. Психология делового общения. –М., 1999.
8. Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. -М., 1997.
9. Васильев В.Л. Юридическая психология. -М., 2000.
10. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. –М., 1990.
11. Дулов А.В. Судебная психология. -Минск, 1975.
12. Еникеев М.И. Юридическая психология. -М., 1999.
13. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. Часть 1. –М., 1996.
14. Федеральный закон РФ «О полиции» от 01.03.2011 г.
15. Илларионов В.П. Переговори с преступниками. -М., 1993.
16. Каплунов А.И. Правовые основы применения и использования сотрудниками милиции огнестрельного оружия. - Санкт-Петербург, 1997.
17. Кивинов А. Предсказамус настрадал нам будущее. –М., 2001.
18. Китов А.И. Психология управления. -М., 1979.
19. Козловская Е.А. Профессиональное общение и разрешение конфликтов в деятельности инспектора ГАИ с участниками дорожного движения. –М., 1995.
20. Кондратов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Внимание: оружие (Правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками российской милиции). -,М., 1992
21. Котенев И.О. Психологическая диагностика постстрессовых состояний у сотрудников ОВД. -М., 1997.
22. Котик М.А. Психология и безопасность. -Таллин, 1981
23. Криминология /Под общ. ред. Миньковского Г.М. –М., 1994.
24. Криминология /Под общ. ред. Н.Ф. Кузнецовой. –М., 1998.
25. Личность преступника /Под общ. ред. Кузнецова В.Н. –М., 1975.
26. Майдыков Л.Ф. ЧП: азбука поведения (действия работников правопорядка в экстремальных ситуациях). -М., 1992.
27. Мариневская И.Д., Стрижов Е.Ю., Цветков В.Л. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности ОВД. -М. 1998.
28. Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.
29. Новиков В.С. Психология и педагогика профессиональной деятельности. -М., 1999.
30. Новиков В.С. Психология и педагогика профессиональной деятельности. –М., 2000.
31. Новиков В.С. Применение огнестрельного оружия сотрудниками милиции на упреждение действий правонарушителей (Правовой и психологический аспекты). -М., 1999.
32. Новиков В.С. Научно-практический комментарий к статьям 12, 15 и 16 Закона РФ "О милиции". Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками ОВД (правовой и психологический аспекты). -М., 2000.
33. Новиков В.С. Применение. физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками милиции: проблемы и пути совершенствования. -М., 2000.
34.Общая психология /Под общ. ред. Петровского А.В. –М., 1986.
35. Овчинский В.С. Стратегия борьбы с мафией. –М., 1993.
36. Обязанности и права нарядов милиции /Под общ. ред. Д.Л. Попова. -М., 1995.
37. Оперативно-розыскная психология /Под общ. ред. Дедюхина В.В., Вербового В.Г. –М., 1993.
38. Основы военной психологии и педагогики /Под ред. А.В. Барабанщикова. -М., 1988.
39. Основы борьбы с организованной преступностью /Под общ. ред. Овчинского В.С. и др. –М., 1996.
40. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД. Тактика и психология безопасной деятельности. -М., 1996.
41. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. -М., 1990.
42. Педагогика. Психология. Этика /Под общ. ред. Наумкина Ю.В. –М., 1999.
43. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. –М., 1998.
44. Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. Необходимая оборона и задержание преступника в деятельности ОВД. -М., 1987.
45. Пономарев И.Б. Конфликты в деятельности и общении сотрудников ОВД. –М., 1988.
46. Постольник. В.Л. Основания и порядок применения милицией физической силы, оружия и специальных средств. -М., 1997.
47. Попов В.И. Рецидив и организованная преступность. –М., 1998.
48.Потеряхин А.Л. Психология управления. Основы межличностного общения. –Киев, 1999.
49. Попов Л..Л., Иванов В.А. Применение оружия работниками милиции, -М., 1975.
50. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД /Под общ. ред. В.П. Сальникова и др. –М., 1998.
51. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД /Под общ. ред. Ю.В. Наумкина. -М., 1995.
52. Прикладная юридическая психология /Под общ. ред. А.М. Столяренко –М., 2001.
53. Раинкин СЕ. Психология общения. -М., 1993.
54. Романов В.В. Юридическая психология. -М., 1998
55. Руденский Е.В. Основы психотехологии менеджера. –М., 1997.
56. Садыков А.У, Соболев Ю.В. Профессиональный риск в ОРД подразделений по борьбе с организованой преступностью. –М., 2000.
57. Соловей М.Ф. Оружие в ваших руках. -М., 1997.
58. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в РФ. -Омск, 1993.
59. Столяренко А.М. Юридическая педагогика. -М., 2000.
60. Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава ОВД. -М., 1987.
61. Социальная психология. –М., 1994
62. Федотов С.Н. Психологические основы формирования профессиональной пригодности сотрудников ОВД. –Тверь, 2000.
63. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. -М., 1998.
64. Шевардин Н.И. Социальная психология в образовании. Часть 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. –М., 1995.
65. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. -М., 1998.
66. Юридическая конфликтология /Отв. ред. Кудрявцев В.Н. –М., 1995.
67. Юридическая психология /Под общ. ред. Пономарева И.Б. -М., 1994.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………….
Глава 1. Концепция педагогической подготовки заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений………………………………
1.1. Основные категории педагогики…………………………………….
1.2. Принципы воспитания и обучения и их реализация в профессиональной деятельности заместителя директора по безопасности образовательной организации…………………………………………………………………….
1.3. Формы и методы обучения и их реализация в профессиональной деятельности заместителей директоров по безопасности образовательных организаций…………………………………………………………………….
Глава 2. Концепция изучения личности …………
2.1. Психологическая структура личности: понятие, принципы и методы изучения
2.2. Познавательные психические процессы и их развитие у заместителей директоров по безопасности …………………………………………….
2.3. Структура личности преступника ……………………………….
Глава 3. Концепция формирования коммуникативной компетентности
3.1. Коммуникативная компетентность заместителя директора по безопасности образовательной организации
3.2. Психолого – педагогические основы адаптации заместителя директора по безопасности в коллективе ………………………………………………
3.3. Психолого-педагогические основы самовоспитания и саморазвития личности заместителя директора по безопасности образовательной организации
3.4. Конфликты в деятельности и общении заместителя директора по безопасности
3.5. Психологическая структура профессиональной деятельности заместителя директора по безопасности при решении задач комплексной безопасности образовательной организации ……………………………………
3.6. Этапы подготовки и основные фазы устного выступления заместителя директора по безопасности в образовательной организации ………….
Глава 4. Концепция профессионально-психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера
4.1. Основные понятия, характеризующие криминальный конфликт ….
4.2. Динамика реально возможных криминальных конфликтов …….
4.3. Этапы формирования действующей толпы ………………………
4.4. Виды преступных групп. Признаки организованных преступных групп
4.5..Психологические приемы, реально гарантирующие личную физическую безопасность вооруженного заместителя директора по безопасности при пресечении криминальных конфликтов ……………………………
Заключение ……………………………………………………………….
Литература ………………………………………………………………..
Приложения
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ – ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ______________ И.Н. Рыбак « _____ » _________2016 г. |
Рабочая программа
предметно-ориентированного элективного курса профильной подготовки
«Право»
Тема: «Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста»
(10 и 11классы)
Составитель:
к. ю. н., доцент, учитель ОБЖ и права
Новиков Василий Савельевич
|
г. Клин
2016 г.
Рецензент – доктор педагогических наук, профессор А.К. Маренго
© Новиков В.С., 2016
Отпечатано в ГУП МО «Клинская типография»,
Московская область, г. Клин, ул. Ленина, д.7.
Подписано в печать 07 апреля 2016 г.
Заказ № Тираж 100 экз.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целесообразность в разработке данного элективного курса явилась следствием недостаточности у учащихся знаний, навыков и умений в области юридической педагогике, общей психологии, социальной психологии, юридической психологии, межличностного общения, юридической конфликтологии и их пожеланиями более глубоко познать структуру личности, методы изучения личности, функции общения, коммуникативные барьеры, межличностные и межгрупповые механизмы взаимовосприятия, психологические приемы, формирующие симпатию, причины возникновения конфликтов в коллективах, классификацию конфликтов, функции конфликта, психологическую структуру конфликтов, динамику конфликта, пять основных тактик (стилей) управления конфликтами в коллективе, пути предупреждения конфликтов, структуру конфликтоустойчивости, алгоритм социально-психологического анализа конфликта, виды малых групп, виды преступных групп. Это реально невозможно сделать в силу различных объективных причин в урочное время, а также профессиональная подготовка школьников к осознанному и ответственному выбору будущей профессии. Школьники научатся самостоятельно ставить цели, определять пути их достижения, взаимодействовать с различными категориями граждан и разрешать межличностные конфликты.
Курс предполагает поддержку таких предметов, как право1 и обществознание.
Курс ориентирован на учащихся, видящих своё профессиональное будущее в должности психологов, социологов, сотрудников правоохранительных органов, юрисконсультов, адвокатов и т.д. Знания, навыки и умения, приобретенные в результате изучения элективного курса, помогут студентам в дальнейшем изучении дисциплин «Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста», «Юридическая педагогика», «Юридическая психология».
Решая задачу предметной компетенции курс знакомит учащихся с основными понятиями по данной проблематике. При этом школьники будут уметь устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан, выступать публично, разрешать конфликты.
Основными целями элективного курса являются:
- помочь учащимся познать структуру личности, структуру межличностного общения, структуру конфликта;
- овладеть учащимися навыками и умениями самостоятельно критически осмысливать информацию добываемую от различных категорий граждан, систематизировать, обобщать, анализировать эту информацию;
- овладеть учащимися навыками, умениями и способами добывания информации, необходимой для установления психологического контакта с различными категориями граждан;
- оказать помощь учащимся в формировании навыков и умений выступать публично и разрешать конфликты.
Для достижения поставленных целей в элективном курсе реализуются следующие задачи:
- практическая - учащиеся будут иметь реальную возможность самостоятельно познать личность, влиять на подструктуру направленности личности;
- социокультурная – учащиеся смогут углубить и расширить объём знаний о методах изучения личности, коммуникативной компетентности личности, конфликтологической компетентности личности;
- учебно-познавательская – элективный курс способствует расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса, углублению системы психологических знаний, формированию навыков и умений по данной проблематике, умению самостоятельно психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан.
Курс способствует развитию у учащихся познавательных психических процессов (ощущения, восприятия, представления, воображение, память, мышление и речь), формированию у них волевых психических свойств (самостоятельность, целеустремлённость, уверенность, решительность, мужество, храбрость, смелость, настойчивость, выдержка, самообладание, терпение, дисциплинированность, организованность).
Курс представляет собой углублённый вариант темы «Правосознание и правовая культура» базового предмета «Право» (10 класс).
Формы организации учебных занятий: уроки – лекции, уроки-семинары, практические уроки, уроки – зачёты.
Для реализации целей и задач элективного курса используются: научные статьи, лекции, учебные пособия, монографии по данной проблематике.
При оценке результатов изучения данного курса используется текущий и итоговый контроль.
Результаты изучения элективного курса «Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста »:
Личностными результатами обучения являются:
- направленность на бесконфликтное взаимодействие в общественной и государственной жизни;
- формирование ответственного отношения к изучению общей, социальной и юридической психологии, психологической готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию вышеуказанных учебных дисциплин;
- освоение психологически грамотных правил, психотехник и психотехнологий взаимодействия с различными категориями граждан, формальных и неформальных социальных ролей, формальных и неформальных социальных статусов и способов взаимодействия в формальных и неформальных группах;
- формирование информационной, коммуникативной и конфликтологической компетентности;
- воспитание отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты обучения проявляются в:
- умении самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя близкие, средние и далекие перспективные цели самообразования;
- умении самостоятельно планировать пути достижения близких, средних и далеких перспективных целей самообразования;
- умении самостоятельно психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан;
- умении самостоятельно соотносить свои близкие, средние и далекие перспективные цели самообразования с планируемыми результатами;
- умении самостоятельно психологически грамотно разрешать конфликты на основе согласования мнений и учета интересов личности, общества и государства;
- умении самостоятельно психологически грамотно аргументировать и отстаивать свое мнение при разрешении конфликтов;
- умении сознательно организовать свою познавательную деятельность;
- умении самостоятельно психологически грамотно анализировать причины возникновения конфликтов;
- способности самостоятельно психологически грамотно анализировать конфликтные ситуации, выбирать адекватные способы разрешения конфликтов и модели поведения в конфликтной ситуации;
- овладении различными способами "выхода" накопившихся отрицательных эмоций;
- приобретении опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора психологической информации в целях разрешения конфликтов;
- развитии умений самостоятельно психологически грамотно выражать свои мысли и способности признать права и свободы другого человека и его право на иное мнение;
- формировании умений самостоятельно психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан, играть различные социальные роли в формальных и неформальных группах.
Предметными результатами обучения являются:
- формирование убеждения в необходимости изучать общую, социальную и юридическую психологию;
- формирование навыков и умений самостоятельно изучать психологическую структуру личности, влиять на подструктуру направленности личности;
- формирование навыков и умений самостоятельно критически оценивать информацию, которую сообщают различные категории граждан;
- понимание роли государства и действующего законодательства РФ в обеспечении информационной безопасности личности, общества и государства;
- формирование навыков и умений самостоятельно устанавливать психологические контакты, разрешать конфликты, выступать публично;
- понимание значения правил, психотехник и психотехнологий общения в межличностном общении;
- формирование навыков и умений самостоятельно психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан, вести диалог, участвовать в дискуссии.
Основная задача изучения курса "Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста" состоит в освоении будущими юристами основ психолого-педагогической науки, закладке фундамента психолого-педагогической культуры, являющейся обязательным компонентом профессионального мастерства.
В результате изучения дисциплины школьники должны:
знать:
- основные понятия, определения и категории психологии и педагогики;
- основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, знание воли и эмоций, потребностей и мотивов в поведении человека;
- условия формирования личности;
- социально-психологические закономерности развития групп и коллективов;
- принципы, методы и формы обучения и воспитания;
- цели, содержание и задачи обучения, воспитания, развития и психологической подготовки в профессиональной деятельности.
- психолого-педагогическую характеристику личности и коллектива;
уметь:
- осуществлять психологическое воздействие и строить общение с людьми в обычных и экстремальных ситуациях;
- использовать психолого-педагогические знания для адекватной самооценки личности, профессионального самосовершенствования и совершенствования профессиональной деятельности.
владеть:
- с учетом основных психологических механизмов поведения и деятельности людей технологией гибкого общения в ситуациях будущей деятельности;
Основными формами учебного процесса являются лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа с литературой, подготовка рефератов, докладов, научных сообщений.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Элективный курс «Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста» по учебной дисциплине «Право» для 10 классов.
Учебный процесс по элективному курсу спланирован в двух вариантах различной продолжительности: 35/70 часов.
Общеобразовательная организация выбирает тот или иной вариант исходя из задач обучения (обязательный минимум знаний – 35 ч., углубленное изучение – 70 ч.) и нагрузки учащихся.
Варианты изучения элективного курса
№ п/п | Наименование тем | Количество учебных часов в двух вариантах | ||
1 и 2 варианты | 2 вариант | 2 вариант | ||
Уроки - лекции | Уроки - семинары | Практические занятия | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Психология и педагогика: основы | 2 | 1 | |
2 | Основы научно-педагогического знания | 2 | 1 | |
3 | Психология и педагогика: личность, группа, общество | 10 /15 | 14 | |
4 | Личность в профессиональной деятельности юриста | 3 | 2 | |
5 | Профессиональное общение в деятельности юриста | 9 | 4 | 1 |
6 | Межличностные конфликты в профессиональной деятельности юриста | 3 /4 | 1 | 1 |
7 | Криминальные конфликты в профессиональной деятельности юриста | 3 | 1 | 1 |
8 | Социальные группы в профессиональной деятельности юриста | 3 | 2 | |
Всего часов по элективному курсу | 35 /41 | 26 | 3 | |
Количество учебных часов по элективному курсу в двух вариантах | 35 | | 70 |
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Тема 1. Психология и педагогика: основы
Учебная дисциплина «Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста », ее цели, задачи, функции, концепция изучения. Основные категории педагогики. Концепция изучения учебной дисциплины «Психология и педагогика». Психология и педагогика — науки о человеке. Психология и педагогика в деятельности и профессионализме специалиста. Основные виды психологической и педагогической подготовки специалистов.
Основные категории психологии. Психология: наука и практика. Современная научная психология. Предмет и методология психологической науки. Методологические принципы психологической науки. Мозг и психика. Доминанта. Мир психических явлений. Сознание и подсознание. Психологические факты, закономерности и механизмы. Психические процессы, состояния и образования. Мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые и психомоторные явления. Личностные, психологические и психофизиологические явления. Классификация основных педагогических явлений.
Тема 2. Основы научно-педагогического знания
Объект и предмет педагогической науки. Задачи, система, методология и методы педагогики. Методы педагогического исследования. Сущность, цели, задачи и виды воспитания. Педагогические принципы воспитания и особенности их реализации. Методы воспитания. Формы воспитания.
Педагогические принципы обучения и особенности их реализации.
Тема 3. Психология и педагогика: личность, группа, общество
Психологическая структура личности: понятие, принципы и методы изучения. Принципы и основные методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста. Вспомогательные методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста.
Познавательные психические процессы и их развитие у юриста. Виды ощущений и их развитие у юристов. Виды восприятий и их развитие у юристов. Свойства внимания и их развитие у юристов. Виды представлений и их развитие у юристов. Формы запоминания и их развитие у юристов. Виды воображения и их развитие у юристов. Виды мышления и их развитие у юристов. Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения, гипотезы и научные теории. Алгоритм процесса мышления юриста. Виды речи в профессиональной деятельности юриста. Этапы подготовки устного выступления в профессиональной деятельности юриста. Эмоции (чувства) в профессиональной деятельности юриста. Психологическая совместимость в профессиональной деятельности юриста. Волевые психические свойства (качества) личности юриста. Принципы и методы самосовершенствования личности юриста. Характер в профессиональной деятельности юриста. Виды социальных групп. Признаки малой формальной группа. Признаки и этапы формирования коллектива юристов. Психолого – педагогические основы адаптации юриста в коллективе. Психология и педагогика правомерного поведения и личной безопасности.
Тема 4. Личность в профессиональной деятельности юриста
Криминальная психология. Психологическая структура личности преступника. Типология личности преступника. Признаки личности преступника.
Основные и вспомогательные методы изучения личности преступника. Принципы изучения личности преступника. Методы психологии и методы ОРД.
Виды преступных групп. Признаки организованных преступных групп.
Тема 5. Профессиональное общение в деятельности юриста
Этапы развития коммуникативной компетентности личности. Понятие общения. Функции общения: интеллектуальная, влияния друг на друга и информационная.
Межличностные механизмы взаимовосприятия (взаимопонимания): эмпатия, рефлексия, идентификация, стереотипизация и обратная связь. Психологическая структура общения. Типичные ошибки непонимания, возникающие при проникновении во внутренний мир человека в бесконфликтных ситуациях взаимодействия. Психологические приемы, формирующие симпатию в процессе общения.
Виды и функции речи. Этапы подготовки устного выступления. Общие свойства профессиональной речи.
Тема 6. Межличностные конфликты в профессиональной деятельности юриста
Понятия: конфликт, конфликтная ситуация, ситуация конфликта, инцидент. Причины возникновения конфликтов в коллективах. Субъекты и участники конфликта.
Классификация конфликтов. Внутриличностные конфликты. Основные типы межличностных конфликтов. Функции конфликтов. Психологическая структура конфликтов. Динамика конфликта. Межличностные методы (стили) управления конфликтами в коллективе. Способы "выхода" накопившихся отрицательных эмоций. Универсальная схема возникновения спровоцированного конфликта. Пути предупреждения спровоцированных конфликтов. Структура конфликтоустойчивости. Принципы разрешения конфликта. Основные модели поведения человека в конфликте. Типы конфликтных личностей. Алгоритм социально-психологического анализа конфликта.
Тема 7. Криминальные конфликты в профессиональной деятельности юриста
Понятия: криминальный конфликт, конфликтная ситуация, ситуация криминального конфликта, инцидент. Причины возникновения криминальных конфликтов. Субъекты и участники криминального конфликта.
Классификация криминальных конфликтов. Функции криминальных конфликтов. Психологическая структура криминальных конфликтов. Динамика криминального конфликта. Универсальная схема возникновения спровоцированного криминального конфликта. Структура конфликтоустойчивости. Общие черты криминальных конфликтов. Стили разрешения криминального конфликта. Динамика криминальных конфликтов, связанных с освобождением заложников. Динамика стресса у субъектов и участников криминального конфликта в ситуации захвата заложников.
Тема 8. Социальные группы в профессиональной деятельности юриста
Классификация групп. Роль формальных и неформальных лидеров при возникновении социальных групп.
Признаки малой формальной группы. Этапы формирования коллектива. Признаки коллектива.
Виды преступных групп. Формы соучастия. Юридических признака организованной преступной группы. Криминальный профессионализм. Признаки преступных сообществ (преступных организаций).
Определение организованной преступности. Криминальная субкультура. Уровни развития организованной преступности. Признаки организованных преступных групп.
Календарно-тематическое планирование
№/п | № урока | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |
Тема №1. Психология и педагогика: основы (всего 3 часа на ее изучение) | |||||
| 1. | Учебная дисциплина «Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста », ее цели, задачи, функции, концепция изучения | | | |
| 2. | Основные категории педагогики | | | |
| 3. | Основные категории психологии | | | |
| | Тема №2. Основы научно-педагогического знания (всего 3 часа на ее изучение) | | | |
| 4. | Задачи, система, методология и методы педагогики | | | |
| 5. | Принципы воспитания и обучения и их реализация в профессиональной деятельности юриста | | | |
| 6. | Формы и методы обучения и их реализация в профессиональной деятельности юриста | | | |
| | Тема №3. Психология и педагогика: личность, группа, общество (всего 29 часов на ее изучение) | | | |
| 7. | Психологическая структура личности: понятие, принципы и методы изучения | | | |
| 8. | Принципы и основные методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста | | | |
| 9. | Вспомогательные методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста | | | |
| 10 | Познавательные психические процессы и их развитие у юриста | | | |
| 11 | Виды ощущений и их развитие у юристов | | | |
| 12 | Виды восприятий и их развитие у юристов | | | |
| 13 | Свойства внимания и их развитие у юристов | | | |
| 14 | Виды представлений и их развитие у юристов | | | |
| 15 | Формы запоминания и их развитие у юристов | | | |
| | Итого за 1 полугодие: 15 часов | | | |
| 16 | Виды воображения и их развитие у юристов | | | |
| 17 | Виды мышления и их развитие у юристов | | | |
| 18 | Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения, гипотезы и научные теории | | | |
| 19 | Алгоритм процесса мышления юриста | | | |
| 20 | Виды речи в профессиональной деятельности юриста | | | |
| 21 | Этапы подготовки устного выступления в профессиональной деятельности юриста | | | |
| 22 | Эмоции (чувства) в профессиональной деятельности юриста | | | |
| 23 | Психологическая совместимость в профессиональной деятельности юриста | | | |
| 24 | Волевые психические свойства (качества) личности юриста | | | |
| 25 | Принципы и методы самосовершенствования личности юриста | | | |
| 26 | Характер в профессиональной деятельности юриста | | | |
| 27 | Виды социальных групп | | | |
| 28 | Признаки малой формальной группа | | | |
| 29 | Признаки и этапы формирования коллектива юристов | | | |
| 30 | Психолого – педагогические основы адаптации юриста в коллективе | | | |
| 31 | Психология и педагогика правомерного поведения и личной безопасности | | | |
| 32 | Структура личности преступника | | | |
| 33 | Методы изучения личности преступника в профессиональной деятельности юриста | | | |
| 34 | Виды преступных групп | | | |
| 35 | Признаки организованных преступных групп | | | |
|
| Итого за 2 полугодие: 20 часов | | | |
10 класс | Итого: | 35 часов | | | |
| | Тема №4. Личность в профессиональной деятельности юриста (всего 5 часов на ее изучение) | | | |
| 36 | Понятие и принципы изучения личности | | | |
| 37 | Основные методы изучения личности | | | |
| 38 | Вспомогательные методы изучения личности | | | |
| 39 | Личность преступника | | | |
| 40 | Методы изучения личности преступника | | | |
| | Тема №5. Профессиональное общение в деятельности юриста (всего 14 часов на ее изучение) | | | |
| 41 | Функции общения в профессиональной деятельности юриста | | | |
| 42 | Межличностные и межгрупповые механизмы взаимовосприятия | | | |
| 43 | Структура общения в профессиональной деятельности юриста | | | |
| 44 | Ориентировка в ситуации взаимодействия в профессиональной деятельности юриста | | | |
| 45 | Коммуникативные барьеры в профессиональной деятельности юриста | | | |
| 46 | Приемы формирования симпатии в профессиональной деятельности юриста | | | |
| 47 | Прием «приятное зеркало» в профессиональной деятельности юриста | | | |
| 48 | Факторы, влияющие на успешность взаимодействия юриста с различными категориями граждан | | | |
| 49 | Расстояние взаимодействия между собеседниками в профессиональной деятельности юриста | | | |
| 50 | Факторы, влияющие на процесс формирования навыков и умений устанавливать психологический контакт | | | |
| | Итого за 1 полугодие: 15 часов | | | |
| 51 | Три рода имен человека в профессиональной деятельности юриста | | | |
| 52 | Доверительное общение в профессиональной деятельности юриста | | | |
| 53 | Прием «первая фраза» в профессиональной деятельности юриста | | | |
| 54 | Подготовка к устному выступлению в профессиональной деятельности юриста | | | |
| | Тема №6. Межличностные конфликты в профессиональной деятельности юриста (всего 6 часов на ее изучение) | | | |
| 55 | Основные понятия, характеризующие конфликт | | | |
| 56 | Виды конфликтов | | | |
| 57 | Динамика конфликта | | | |
| 58 | Функции, структура конфликта | | | |
| 59 | Причины возникновения конфликтов | | | |
| 60 | Алгоритм анализа конфликта | | | |
| | Тема №7. Криминальные конфликты в профессиональной деятельности юриста (всего 5 часов на ее изучение) | | | |
| 61 | Структура, функции и типология криминальных конфликтов в профессиональной деятельности юриста | | | |
| 62 | Динамика криминальных конфликтов в профессиональной деятельности юриста | | | |
63 | 63 | Спровоцированные криминальные конфликты в профессиональной деятельности юриста | | | |
64 | 64 | Стили разрешения криминальных конфликтов в профессиональной деятельности юриста | | | |
65 | 65 | Алгоритм анализа криминальных конфликтов в профессиональной деятельности юриста | | | |
|
| Тема №8. Социальные группы в профессиональной деятельности юриста (всего 5 часов на ее изучение) | | | |
66 | 66 | Классификация групп | | | |
67 | 67 | Стадии формирования новой группы в профессиональной деятельности юриста | | | |
68 | 68 | Виды преступных групп | | | |
69 | 69 | Понятие и признаки организованных преступных групп | | | |
70 | 70 | Криминальная субкультура | | | |
|
| Итого за 2 полугодие: 20 часов | | | |
|
| Всего по курсу 70 часов | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
Новиков В.С. Сборник программ элективных курсов по праву. –М., 2012.
Прикладная юридическая психология /Под общ. ред. А. М. Столяренко. Учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел. Учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Столяренко А.М. Педагогика и психология. Учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Дополнительная литература
6. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года.
7. Конвенция о правах ребенка, которая принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
8. Конституция Российской Федерации. –М., 1993.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
10. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168).
11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04 февраля 2010 года № Пр-271.
12. Андреева Г.М. Социальная психология. -М., 2000.
13. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. –М., 1999.
14. Атватер И. Я Вас слушаю: советы руководителю, как правильно слушать собеседника. -М., 1988.
15. Бороздина Г.В. Психология делового общения. –М., 1999.
16. Васильев В.Л. Юридическая психология. -М., 2014.
17. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. –М., 1990.
18. Дулов А.В. Судебная психология. -Минск, 1975.
19. Еникеев М.И. Юридическая психология. -М., 1999.
20. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. Часть 1. –М., 1996.
21. Илларионов В.П. Переговори с преступниками. -М., 1993.
22. Китов А.И. Психология управления. -М., 1979.
23. Котик М.А. Психология и безопасность. -Таллин, 1981
24. Криминология /Под общ. ред. Миньковского Г.М. –М., 1994.
25. Криминология /Под общ. ред. Н.Ф. Кузнецовой. –М., 1998.
26. Личность преступника /Под общ. ред. Кузнецова В.Н. –М., 1975.
27. Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.
28. Новиков В.С. Психология и педагогика профессиональной деятельности. -М., 1999.
29. Новиков В.С. Психология и педагогика профессиональной деятельности. –М., 2000.
30. Новиков В.С., Гроссу Н.И. Концепция профессиональной психолого-педагогической подготовки заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера. Части 1,2,3,4 и 5. ООО Рекламная компания «Солдиз» Московская область, г. Солнечногорск, д.8,оф.11, – Солнечногорск, 2011.
31. Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Формирование правовой культуры в образовательном учреждении.–М., 2011.
32. Общая психология /Под общ. ред. Петровского А.В. –М., 1986.
33. Основы борьбы с организованной преступностью /Под общ. ред. Овчинского В.С. и др. –М., 1996.
34. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. -М., 1990.
35. Педагогика. Психология. Этика /Под общ. ред. Наумкина Ю.В. –М., 1999.
36. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. –М., 1998.
37. Столяренко А.М. Юридическая педагогика. -М., 2000.
38. Юридическая конфликтология /Отв. ред. Кудрявцев В.Н. –М., 1995.
Критерии оценки учащихся за устные ответы по элективному курсу «Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста »
При оценивании ответа школьника на теоретические вопросы учителем используются следующие критерии:
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности программного учебного материала, логично его излагает, используя знания, навыки и умения, приобретенные в процессе изучения конкретного урока.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании программного учебного материала.
Оценка «2» выставляется за непонимание и незнание программного учебного материала в процессе изучения конкретного урока.
Критерии оценки учащихся по элективному курсу «Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста »
При оценивании ответа школьника на теоретические вопросы учителем используются следующие критерии:
«5» ставится, если обучающийся:
- полностью усвоил программный учебный материал элективного курса;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» ставится, если обучающийся:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» ставится, если обучающийся:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2» ставится, если обучающийся:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Рецензия на рабочую программу
предметно-ориентированного элективного курса профильной подготовки
«Право» (10 и 11классы)
к., ю., н., доцента, учителя обществознания и права Новикова Василия Савельевича
Наименование общеобразовательного учреждения | МОУ – ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА №4 |
Название курса | Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста |
Разработчик программы (или ссылка на журнал, в котором напечатана программа) | Новиков В.С. Личность. Межличностные отношения. –М., 2012 |
ФИО учителя, преподающего курс | Новиков Василий Савельевич |
Оформление титульного листа программы | Соответствует требованиям |
Продолжительность курса | 2 года, 70 часов |
Вид элективного курса (ориентационный или пробный для ППП, предметные, межпредметные, прикладные, социальные практики для ПО) | Предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки |
Соотношение лекции к практике | 50% |
Правильность постановки цели курса (указать цель курса) | Познакомить учащихся, склонных к профессии типа «Человек-человек», с знаниями, навыками и умениями в области межличностного общения, их пожеланиями более глубоко познать структуру личности, методы изучения личности, функции общения, коммуникативные барьеры, межличностные и межгрупповые механизмы взаимовосприятия, психологические приемы, формирующие симпатию, причины возникновения конфликтов в коллективах, классификацию конфликтов, функции конфликта, психологическую структуру конфликтов, динамику конфликта, пять основных тактик (стилей) управления конфликтами в коллективе, пути предупреждения конфликтов, структуру конфликтоустойчивости, алгоритм социально-психологического анализа конфликта |
Степень новизны для обучающихся | Углубленное изучение курса «Право» 10 класс (темы: «Правосознание и правовая культура») |
Мотивирующий потенциал программы | Профессиональная подготовка школьников к осознанному и ответственному выбору будущей профессии. Курс ориентирован на учащихся, видящих своё профессиональное будущее в должности психологов, социологов, сотрудников правоохранительных органов, юрисконсультов, адвокатов и т.д. Знания, навыки и умения, приобретенные в результате изучения элективного курса, помогут студентам в дальнейшем изучении дисциплины «Психология и педагогика в профессиональной деятельности» |
Полнота содержания | Соответствует требованиям |
Соответствие содержания элективного курса общей направленности профиля | Соответствует профильной подготовке |
Методы обучения | Рассказ, объяснение |
Формы организации учебных занятий | Уроки – лекции, уроки-семинары, практические уроки, уроки – зачёты |
При оценке результатов изучения данного курса используется | Текущий и итоговый контроль |
Курс предполагает поддержку таких предметов, как | Право и обществознание |
Курс представляет собой углублённый вариант темы | Темы «Правосознание и правовая культура» (10 класс) |
Наличие учебных и вспомогательных материалов для учителя и ученика | Имеются, указанные в программе. Для реализации целей и задач элективного курса используются: научные статьи, лекции, учебные пособия, монографии по данной проблематике |
Система оценивания и зачёта результатов освоения программы элективного курса | Текущий контроль, тестирование по лекционному материалу, оценка контрольных работ, защита проектов |
Какова доля самостоятельности ученика (Учащиеся могут выбрать объект изучения, вид отчётных работ из предложенного перечня, литературу, по которой они будут готовить собственные работы, нельзя определить по программе) | Учащиеся могут выбрать самостоятельно литературу, вид отчётных работ из предложенного перечня (тест, защита проектов) |
1 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан от 4 мая 2011 г.(п.2 и 3 ст.15, п.1,2 и 5ст.18).
35