МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СТРОИТЕЛЬСТВА»
учебное пособие
Создание трехмерных объектов в программе SketchUp с использованием видеоуроков
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по специальности
35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
по профессии
29.01.29 «Мастер столярного и мебельного производства»
2016
Введение
SketchUp – программа для моделирования относительно простых трёхмерных объектов — строений, мебели, интерьера. Существуют две версии программы — бесплатная для некоммерческого использования, ограниченная по функциональности SketchUp Make (прежде всего относительно экспортирования в другие форматы), и платная SketchUp Pro, ($700).
С помощью SketchUp можно легко добавлять детали, менять текстуры, размеры ваших моделей, промышленных объектов с огромной точностью, а также размещать готовые модели на сервисе Google Earth, делиться ими с другими людьми, разместив на сайте 3D Warehouse или распечатав копии. Google SketchUp это отличный способ узнать, нравится ли вам 3D-моделирование.
SketchUp включает следующие инструменты:
рисование и геометрическое моделирование: Polygon (Многоугольник), FollowMe (инструмент для создания простых и сложных форм – кругов, овалов, квадратов, Offset (инструмент для построения пропорциональных уменьшенных копий объекта) и Intersect with Model;
конструирование: Dimension (Размеры), Tape Measure (Активизация измерительной рулетки), Protractor (Включение транспортира), Section Slice (Выбор частями), Layers (Слои), Area & Length Calculation (Расчет площади и длины).
Программа SketchUp позволяет:
рисовать, редактировать, измерять, вращать и масштабировать геометрические фигуры;
делить 3D-модель на секции для просмотра и отделки внутренних деталей;
применять к модели готовые текстуры или создавать новые;
добавлять к своей модели готовые компоненты, такие как деревья, автомобили, окна, двери, людей или создавать новые;
ретушировать, смягчать черты лица;
моделировать тени от объектов в реальном времени для любой точки земного шара;
имитировать размещение видеокамер;
совершать веб-экскурсии;
создавать экскурсии – презентации;
экспортировать двухмерные графические файлы (. JPG,. PNG,. TIF. TGA. BMP) в 3D-моделей (0,3 DS. Дем. DDF. DWG. DXF. СКП);
экспортировать двухмерные изображения своих моделей (. JPG,. BMP,. PNG,. TIF);
распечатывать изображения моделей;
заниматься разработкой дополнительных приложений для программы с помощью языка Ruby.
SketchUp - инструмент 3D-моделирования для профессиональных дизайнеров: профессиональная версия SketchUp дает профессиональным дизайнерам возможности разработки и анализа сложнейших дизайнерских объектов.
SketchUp-пользователи могут:
экспортировать модели в форматах 3DS, DWG, DXF, OBJ, XSI, VRML и FBX;
экспортировать анимацию и пошаговые руководства в файлах MOV и AVI;
использовать моделирование органических объектов (Sandbox) и инструменты Film & Stage;
импортировать и экспортировать GIS-данные;
распечатывать и экспортировать растровые изображения с разрешением выше, чем на дисплее;
получать бесплатную техническую поддержку в течение двух лет после приобретения программы;
использовать программное обеспечение в коммерческих целях (бесплатная версия – только для личного использования).
Моделируйте все, что только можете представить: ремонт в вашей гостиной, придумывайте новые предметы мебели, создавайте объемные модели городов для сервиса Google Earth. Возможности SketchUp безграничны.
SketchUp превращает 3D-моделирование в удовольствие: мощное, высококачественное программное обеспечение тоже может приносить удовольствие в использовании – секрет в том, что инструменты и возможности SketchUp интуитивно понятны, они работают так, как вы ожидаете.
Google SketchUp предоставляет простой подход к трехмерным проектированию с моделированием и идеален для людей, не являющихся специалистами в области CAD-технологий.
Преимущества
Позволяет заниматься трехмерным моделированием с большей легкостью
Множество советов и подсказок
Интуитивно-понятно
Загружайте свои творения на Google Earth
Объединено с Google Maps
Недостатки
Испытывает недостаток продвинутых функций больших CAD-приложений
Бесплатная версия не поддерживает экспорт в форматы CAD
Бесплатная версия не позволяет добавлять текст и изображения к проектам
Учебное пособие предназначено для приобретения основных навыков работы в моделировании 3-ехмерных объектов: строений, мебели, интерьера и будет полезно для будущих строителей, ландшафтных дизайнеров, мастеров по производству мебели.
Пособие разбито на 2 части: базовую (4 занятия по 4 аудиторных часа), где внимание уделяется отработке основных приемов работы на примере простейших и знакомых объектов. Оно предназначено для студентов любых технических специальностей и профессий. После каждого занятия студентам выдается задание для внеаудиторной самостоятельной работы (см. перечень практических заданий), которое он должен сдать на оценку.
Специальная часть пособия (8 занятий по 4 аудиторных часа) предназначена для более глубокого освоения программы, может быть предложена для самостоятельной работы наиболее продвинутым студентам или в качестве вариативной части профессионального модуля, связанного с проектированием объектов. В течение освоения специальной части студент выполняет проект по созданию ландшафтного дизайна местности.
Занятие №1 Основные инструменты моделирования программы SketchUp
План работы:
Установка программы на ПЭВМ (Возможности программы SketchUp, где берется, как устанавливается и настраивается)
Выбор шаблона рабочей области (Состав рабочего пространства. Настройка компьютера и пространства для удобной работы в SketchUp. Основные инструменты навигации)
Меню и панель инструментов (Основные инструменты рисования, их привязки и способы выбора)
Основные приемы рисования
Способы выделения и основные инструменты редактирования
Способы выделения объектов и их редактирование: erase (ластик), move (переместить), rotate (повернуть), push (тяни/толкай).
Группирование объектов (Объединение объектов в группы и разъединение)
Знакомство с глобальной библиотекой готовых элементов 3dwarehouse
Скачивание готовых моделей, размещение их в пространстве, редактирование.
По окончанию занятия студент должен:
уметь:
скачать и установить программу с официального сайта sketchup.com;
настраивать рабочее пространство, добавлять необходимые инструменты для работы;
использовать мышь, как основной инструмент для навигации;
владеть инструментами рисования line (линия), rectangular (прямоугольник), circle (окружность), arc (дуга);
владеть всеми способами выделения;
преобразовывать объекты, нарисованные инструментами рисования в трехмерные объекты инструментами редактирования;
объединять один или несколько элементов в группу;
найти, скачивать с глобальной библиотеки 3dwarehouse и разместить необходимый трехмерный объект в пространстве.
знать:
о том, каким должен быть компьютер для работы в программе;
где берется программа SketchUp;
о всех способах выбора команд;
о скрытых привязках и возможностях инструментов рисования и редактирования при взаимодействии с горячими клавишами;
о том, зачем необходимо объединять объекты в группы;
о способах поиска моделей в 3dwarehouse.
Задание 1: Запустить программу SketchUp на ПЭВМ. Просматривая видеоролик, записываем основные положения в тетрадь и выполняем действия.
Задание 2: Создать модель дома с дверями и окнами

Домашнее задание
По видеоуроку повторить пройденный материал и выполнить практическое задание. В видео рассматривается построение модели на базе знаний 1 урока. Если в видео встречается незнакомый материал – строго выполнять за инструктором.
Практическая работа не обязательно должна соответствовать той модели, что предлагает инструктор. Студент может предложить свою модель. Работа проверяется преподавателем до начала 2 урока. При необходимости студент получает инструкцию для работы над ошибками.
Занятие №2 Моделирование по размерам
План работы:
Выбор шаблона рабочей области, системы измерений
Выбор стартового вида
Использование инструментов
Инструменты для конструирования (Инструменты tape measure (рулетка) и protractor (транспортир). Два инструмента, необходимые для конструирования: построение углов, масштабирование, осевые линии, опорные точки)
Инструменты редактирования: offset (смещение, сдвиг), scale (масштаб), follow me (следуй за мной, по направляющей).
Инструменты для перекрытия поверхностей и линий. Инструмент intersect faces (перекрытие поверхностей) необходим для подрезки поверхностей и линий по другие поверхности, а также в качестве инструмента по вычитанию одного объекта из другого.
Вставка растрового изображения для его отрисовки в программе
Отрисовка объекта по заданным размерам
По окончанию занятия студент должен:
уметь:
уверенно пользоваться рулеткой и транспортиром при построении объема;
использовать инструмент follow me (следуй за мной) при построении профилированных изделий, малых архитектурных форм, предметов интерьера, зданий и сооружений;
использовать intersect faces (пересечение поверхностей) при построении сводов, как инструмент по удалению лишних пересеченных поверхностей;
оконтурить предмет по вставленному изображению.
знать:
в каких случаях применяется рулетка и транспортир;
о всех возможностях инструмента follow me (следуй за мной);
три способа перекрытия поверхностей.
Задание 1: Запустить программу SketchUp на ПЭВМ. Просматривая видеоролик, записываем основные положения в тетрадь и выполняем действия.
Задание 2: Создать модель дома по собственным размерам

Домашнее задание
По видеоуроку повторить пройденный материал и выполнить практическое задание: построение здания.
Занятие №3 Создание интерьера комнаты по готовому плану
План работы:
Прорисовка стен и окон.
Заливка цветом.
Выбор текстуры.
Использование 3D-коллекция Google для расстановки мебели.
Перемещение мебели в комнате

Задание №1 Запустить программу SketchUp на ПЭВМ. Просматривая видеоролик, записываем основные положения в тетрадь и выполняем действия.
Задание 2: Создать модель интерьера по собственным размерам
Занятие №4 Создание модели туалетного столика
План работы
Понятие об объектах и компонентах.
Создание фаски, копирование компонентов
Создание отдельных элементов мебели

Задание №1 Запустить программу SketchUp на ПЭВМ. Просматривая видеоролик, записываем основные положения в тетрадь и выполняем действия.
Задание 2: Создать модель предмета мебели
Специальный модуль
Занятие №5 Моделирование здания
План работы:
Компоненты. Создание глобальной и локальной коллекции готовых моделей. Создание компонентов (make component), «скрытие остальной части модели» (hide rest of model). Работа с окнами Components (компоненты) и Outliner (структуризатор). Готовый компонент размещаем в созданную локальную коллекцию, а также загружаем в глобальную 3dwarehouse.
Возведение сооружений по вставленным изображениям. По загруженному изображению возводим сооружение.
По окончанию занятия студент должен:
уметь:
создать компонент и разместить его в глобальную или локальную коллекцию;
скрывать остальную часть модели и настраивать под эту команду горячую клавишу (hide rest of model);
возводить сооружения по изображениям любой сложности.
знать:
Домашнее задание
По видеоуроку продолжить построение сооружения по изображению. Возведение дома по сканированным чертежам.
Занятие №6 Материалы. Перспектива. Панорама
План работы:
Материалы. Создание собственных материалов из готовых текстур, а также создание материалов из фотографий.
Match new photo. Возведение сооружения по перспективе. Возведение сооружения по фотографии, а также использование фотографии для возведения части сооружения, малых архитектурных форм, предметов интерьера.
Панорама. Создание фона из панорамного изображения.
По окончанию занятия студент должен:
уметь:
создавать материал из текстуры и фотографии;
использовать фотографию для построения части сооружения;
извлекать площади по залитым поверхностям;
возводить сооружение по перспективе (Match new photo);
по фотографии возводить предметы интерьера, а также малые архитектурные формы;
создавать панорамный барабан.
знать:
в чем отличается лицевая поверхность и изнанки;
где настраивается максимальный размер текстуры;
как упростить возведение помещения, с помощью текстуры;
о всех случаях применения изображения в программе.
Домашнее задание
По видеоуроку продолжить построение сооружения по перспективе.
Занятие №7 Импорт изображений из AutoCAD. Привязка объектов к местности
План работы:
Взаимодействие SketchUp с чертежами AutoCAD. Импорт файла AutoCAD в SketchUp. Возведение сооружения по чертежу AutoCAD. Настройка края в стилях программы Styles.
Построение рельефа по горизонталям, полученным из файла AutoCAD. Построение командой from contour (из контуров), grid (сетка), drape (ниспадай) из панели Sandbox (песочница). Вертикальная планировка в SketchUp.
Привязка к геолокации (add location). Привязка объекта к определенной географической местности. Получение тени на участке в соответствии с географической привязкой.
Работа с библиотекой приложений Extension Warehouse. Знакомство с глобальной библиотекой приложений для SketchUp. Плагины Solar North (направление севера) и Weld (сшивать).
По окончанию занятия студент должен:
уметь:
возводить сооружения по чертежам AutoCAD;
настраивать цвет линий в соответствии с цветом слоя;
возводить рельеф по горизонталям, полученным из файла AutoCAD с помощью Sandbox (песочница);
моделировать рельеф и получать данные в виде горизонталей;
получать тени в определенном месте в определенное время.
знать:
о особенностях импорта чертежа AutoCAD в SketchUp;
два способа привязки к геолокации;
основы вертикальной планировки в программе.
Домашнее задание
По видеоуроку продолжить построение сооружения по чертежу AutoCAD. Возвести рельеф по горизонталям.
Занятие №8 Моделирование с помощью плагинов
План работы:
Построение рельефа с использованием приложений, упрощающих моделирование.
Моделирование водных сооружений, встраиваемых в рельеф.
Моделирование каскадов.
По окончанию занятия студент должен:
уметь:
загружать и устанавливать плагины;
моделировать сложные пластичные формы;
встраивать в рельеф водные сооружения;
редактировать существующий рельеф.
знать:
Домашнее задание
По видеоуроку возвести рельеф, используя плагины. Возвести водоем и перетекающий каскад. Возвести рельеф по горизонталям.
Занятие №9 Создание надписей и шаблонов чертежей
План работы:
Знакомство с LayOut. Назначение программы и ее настройки. Рисование и редактирование в программе.
Создание шаблона с основной надписью. Создание собственного шаблона с основной надписью по ГОСТ, с необходимыми данными, для оформления проекта.
Работа с изображениями в LayOut. Вставка и редактирование изображения. Создание компонентов из изображений и загрузка их локальную коллекцию.
Работа с видовыми экранами SketchUp. Настройка файла Sketchup и размещение его в LayOut. Оформление изделия в виде чертежа в различных проекциях. Создание многостраничного проекта.
По окончанию занятия студент должен:
уметь:
создавать собственные шаблоны чертежей;
редактировать существующие шаблоны чертежей;
рисовать и редактировать объекты в программе;
вставлять и подрезать изображения;
вставлять и подрезать виды из SketchUp;
работать с текстом и выноской;
создавать собственную коллекцию готовых компонентов из изображений и моделей SketchUp;
работать с автотекстом.
знать:
как настраивается LayOut и его компоненты;
как настроить файл в SketchUp для оптимальной работы в LayOut;
о двух способах размещения моделей из SketchUp.
Домашнее задание
По видеоуроку создать и загрузить собственный шаблон. Настроить файл SketchUp c МАФ и оформить его в собственном шаблоне. Создать многостраничный pdf документ.
Занятие №10 Построение рельефа
План работы:
Подготовительные работы. Загрузка геоподосновы. Настройка географической привязки.
Возведение строений. Возведение общего объема сооружений, согласно заданию.
Возведение существующего рельефа. Построение рельефа, проецирование на него проекта, согласно заданию.
Возведение площадок, согласно уровням в проекте. Построение площадок в соответствии с высотами в проекте.
По окончанию занятия студент должен
уметь:
организовать проект в SketchUp;
размещать в проекте сооружения;
размещать проектируемые площади в соответствии с высотами.
знать:
Домашнее задание
По видеоуроку детализировать общий объем сооружений и МАФ. Соединить площади дорожками в соответствии с заданием.
Занятие №11 Построение ландшафта
План работы:
Моделирование рельефа. Заполнение пространств между сооружениями и дорожками рельефом.
Размещение растений. Работа с компонентами растений.
Формирование со сценами и стилями. Работа с окнами Scene (сцены) и Style (стили).
По окончанию занятия студент должен
уметь:
свободно отстраивать рельеф, применяя различные способы;
формировать собственный стиль подачи материала;
настраивать файл для работы с заказчиком.
Домашнее задание
Доставить растения. Сформировать свой стиль подачи. Экспортировать изображения с наиболее выгодными видами в проекте.
Занятие №12 Оформление проекта
План работы:
Создание плана. Планы сада в SketchUp. Два способа размещения деревьев плане.
Оформление многостраничного проекта в LayOut. Создание многостраничного проекта в виде чертежей, экспликаций, коллажей с необходимыми данными для реализации проекта.
По окончанию занятия студент должен
уметь:
организовать план в SketchUp;
настраивать насаждения для плана;
оформить многостраничный проект.
Перечень практических заданий для базовой части
По специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Перечень практических заданий для базовой части
По профессии 29.01.29 «Мастер столярного и мебельного производства»
1 |  |
2 |  |
3 |  |
4 |  |
5 |  |
6 |  |
7 |  |
8 |  |
9 |  |
10 |  |
11 |  |
12 | |
13 | |
14 | |
15 | |
16 | |
17 | |
Техническое задание для разработки проекта (специальная часть)
Сведения о клиенте | |
Объект (адрес) | |
Заказчик (Ф.И.О.) | |
Число проживающих на участке или постоянно посещающих его | |
Дети (пол, возраст) | |
Домашние животные (какие, размер) | |
Когда (в течение года) сад используется, а когда он закрыт | |
Желательное благоустройство | |
Дренаж | |
Ливнеотвод | |
Количество парковочных мест | |
Площадки: | |
детская | |
для отдыха (на сколько человек) | |
спортивная (вид спорта) | |
Беседка или навес | |
Стационарный очаг для барбекю | |
Заборы/Ограждения, ворота (откатные или распашные), калитки | |
Перголы | |
Декоративное освещение | |
Декоративный водоем/ Ручей/ Бассейн | |
Прочее | |
Озеленение | |
Газон | |
Декоративные деревья, которые хотелось бы иметь | |
Декоративные кустарники, которые хотелось бы иметь | |
Плодовые деревья, которые хотелось бы иметь | |
Плодовые кустарники, которые хотелось бы иметь | |
Цветники | |
Огород | |
Теплица/ Оранжерея | |
Прочее | |
Хозяйственные нужды | |
Потребность в компостной куче | |
Необходимость системы полива | |
Мусорные баки | |
Вольер для собак | |
Прочее | |
Дополнительная информация | |
Какие материалы Вам нравятся и Вы хотели бы применить их в саду? | |
Какие материалы нежелательны в саду? | |
Какие растения нежелательны в саду? | |
Какие скрытые сети и инженерные коммуникации есть на участке и где они расположены? (отметить на распечатке топосъемки) | |
Каким образом Вы планируете осуществлять уход за садом? | |
самостоятельно | |
у Вас есть садовник | |
Вы наймете сервисную фирму | |
Какой бюджет Вы планируете выделить на полное благоустройство и озеленение Вашего участка? | |
Исполнитель ______________ __________________ Заказчик ______________ ____________