Кяхтинский филиал
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Байкальский базовый медицинский колледж
Министерства здравоохранения Республики Бурятия»
Т. Д. Дансарунова
Учебное пособие по самоподготовке
для студентов
Профессиональный модуль 04. ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
МДК 04.01. Технология оказания медицинских услуг, организация безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса
340201 Сестринское дело
Зондовые манипуляции

2014
Утверждено на заседании ЦМК Утверждено метод. советом колледжа
Протокол № 9 от «23»мая.20144 КФ ГАОУ СПО «ББМК МЗ РБ»
Председатель комиссии_______ Протокол № 14 от «23»мая 2014
Е.Л. Лысенок ____________ Е.Л. Лысенок
Пояснительная записка
Пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 340201 «Сестринское дело».
Профессиональный модуль 04. является фундаментом, необходимым для изучения клинических дисциплин, закладывает основу для всей будущей практической работы.
Учебная работа преподавателя специальных дисциплин должна носить профессионально-направленный характер. С целью повышения интереса к глубокому изучению профильных дисциплин, творческого развития личности, привития элементов исследовательской культуры наряду с традиционными формами необходимо активно применять дополнительные, самостоятельные формы обучения и воспитания студентов, поскольку в совершенствовании качества преподавания и системы подготовки высококвалифицированных медицинских специалистов они имеют большое значение.
Преподаватель, ведущий дисциплину, с первых дней обучения в учебном заведении должен научить студента рациональной последовательности в работе, его планированию.
В данном пособии предлагается разноуровневая методика контроля овладения материала. Методическое пособие включает в себя различные виды тестовых заданий: ситуационные задачи, таблицы, кроссворды и дает возможность студентам самостоятельно составить алгоритм манипуляций, решить и проанализировать ситуационную задачу.
Данное пособие имеет цель привить студентам навыки самостоятельной работы с книгой, умение находить и пользоваться необходимой информацией для выполнения конкретного задания. Задания способствуют развитию самостоятельной познавательной активности, самоконтролю, вырабатывает умение логически рассуждать и творчески мыслить.
Подготовка и проведение
промывания желудка
Общие компетенции:
бессознательном состоянии
Профессиональные компетенции:
Подготовить пациента;
Приготовить необходимое оснащение для промывания желудка;
Ввести зонд, выполнить зондирование;
Произвести забор промывных вод для лабораторного исследования;
Написать направление в лабораторию;
Провести предстерилизационную обработку зондов.
Вопросы для самоподготовки
Изучить анатомическое строение желудка;
Цели, показания и противопоказания проведения зондовых манипуляций.
Деонтологические аспекты для проведения манипуляции.
Необходимое оснащение зондовых процедур.
5.Алгоритмы действий при промывании желудка.
6. Применение беззондовых методов, их положительные и отрицательные стороны.
7.Проведение промывания желудка в случае бессознательного состояния пациента;
8.Рвота и оказание помощи при рвоте.
9.Виды зондов.
10.Дезинфекция и предстерилизационная очистка зондов
Этико – деонтологическое обеспечение
Зондовые манипуляции – довольно непростая в психологическом отношении процедура для пациентов. Многие пациенты плохо переносят манипуляции, связанные с введением зонда. Во время процедуры у них появляются кашель, рвота, слюнотечение, что объясняется повышенной чувствительностью слизистой оболочки глотки и пищевода. Поэтому немаловажное значение имеет психологический настрой больного на такое исследование. Для устранения «боязни исследования» медицинской сестре следует объяснить пациенту цель исследования, его пользу, разговаривать с ним вежливо, спокойно, доброжелательно от начала до конца процедуры.
Хорошая подготовка пациента, правильное поведение во время процедуры позволят уменьшить неприятные ощущения.
Необходимо запомнить несколько простых правил предосторожности:
-при появлении крови в материале, полученном в результате зондирования или промывания, следует его немедленно прекратить.
- в том случае, если пациент начал задыхаться, кашлять, синеть, следует быстро извлечь зонд, так как он попал в дыхательные пути.
- Следует дать возможность отдохнуть больному и через несколько минут повторить действие.
Провести примерный инструктаж пациента:
«Ваше самочувствие будет во многом зависеть от поведения во время зондирования. Самое главное - не делать резких движений. В противном случае может возникнуть тошнота и кашель. Вы должны расслабиться, дышать медленно и не глубоко. Руки нужно держать на коленях. Медленно и глубоко дышать. Сделав глубокий вдох, начинать делать глотательные движения. Если трудно дышать носом, можно через рот».
Правила техники безопасности
Запомните:
Если в процессе любой зондовой манипуляции в полученном материале кровь – зондирование прекратить!
Если при введении зонда пациент начинает кашлять, задыхаться, лицо его становится синюшным, следует немедленно извлечь зонд, так как он попал в гортань или в трахею, а не в пищевод.
В случае повышенного рвотного рефлекса у пациента корень языка обработать аэрозолем 10% раствора лидокаина.
Противопоказания для всех зондовых манипуляций: желудочное кровотечение, опухоли, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология.
Теоретическая часть.
Наименование манипуляции
Промывание желудка
Показания:
Отравления: пищевые, лекарственные, алкогольные и т.д.
Противопоказания:
Язвы, опухоли, кровотечения желудочно-кишечного тракта, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология.
Оснащение:
Стерильный толстый зонд, длиной 100-200 см, на слепом конце 2 боковых овальных отверстия на расстоянии 45, 55, 65 см от слепого конца метки.
Стерильная резиновая трубка, длиной 70 см и стерильная соединительная стеклянная трубка, диаметром 8 мм.
Стерильная воронка, емкостью 1 л.
Стерильное вазелиновое масло.
Таз для промывных вод.
Ведро чистой воды комнатной температуры на 10-12 литров и литровая кружка.
Резиновые перчатки, фартуки.

Алгоритм действия:
Соберите систему для промывания: зонд, соединительная трубка, резиновая трубка, воронка.
Наденьте на себя и пациента фартуки, усадите его.
Наденьте перчатки.
Зонд смочите стерильным вазелиновым маслом или теплой кипяченой водой.
Положите на корень языка пациента слепой конец зонда, предложите делать глотательные движения, глубоко дыша через нос.
Как только пациент сделает глотательное движение, продвигайте зонд в пищевод.
Доведя зонд до нужной метки (длина введенного зонда: рост – 100см.), опустите воронку до уровня колен пациента.
Держа воронку наклонно, влить на 30 см выше головы пациента.
Медленно поднимите воронку на 30 см выше головы пациента.
10. Как только вода достигнет устья воронки, опустите ее ниже исходного положения.
Выливайте содержимое в таз до тех пор, пока вода не пройдет через соединительную трубку, но останется в резиновой и на дне воронки.
Начните наполнять воронку снова, повторяя все действия.
Промывайте так до «чистых вод».
Измерьте количество вводимой и выделенной жидкости.
Часть промывных вод направьте в лабораторию.
Зонд выньте.
Проведите предстерилизационную очистку всей системы.

Наименование манипуляции
Помощь при рвоте
Рвота - это рефлекторный выброс содержимого желудка наружу через рот.
Оснащение:
Клеенка, полотенце, таз, стакан с водой, электроотсос или грушевидный баллон, клеенчатые фартуки, марлевые салфетки, перчатки резиновые
чистая сухая стеклянная банка, емкости с дезинфицирующим раствором

Алгоритм действий:
1. При положении пациента лежа, поверните его голову на бок. Если возможно – усадите его.
2. При положении лежа положите клеенку и почкообразный лоток под голову пациента; при положении сидя положите клеенку на грудь и колени пациента и поставьте таз возле него.
3. После рвоты дайте пациенту прополоскать рот или проведите орошение полости рта.
4. Уберите таз и клеенку.
5. Осмотрите рвотные массы и проведите их дезинфекцию.
Примечание:
Во время рвоты (особенно в положении пациента лежа) может произойти аспирация (попадание рвотных масс в дыхательные пути). С этой целью необходимо обязательно повернуть голову пациента на бок.
Рвотные массы при наличии в них крови будут иметь вид «кофейной гущи» - темно-коричневого цвета.
Дезинфекция рвотных масс: засыпаются дезинфектантом.
Предстерилизационная очистка и стерилизация зондов:
Зонды поместить в дезинфектант.
После экспозиции промыть под проточной водой.
Высушить.
Сдать в ЦСО (укладка – биксы)
Стерилизация:
В паровом стерилизаторе:
давление - 1,1 атм,
температура – 120 0 С,
время - 45 мин.

Глоссарий
Желудочный зонд – резиновая трубка, диаметром 3-5 мм, с боковыми овальными отверстиями на слепом конце, на зонде через каждые 10 см имеются отметки.
Дуоденальный зонд – зонд по типу желудочного, но на конце с металлической оливой, имеющий несколько отверстий, через каждые 10 см отметки.
Дуоденальное зондирование – зондирование при котором исследуют желчь из 12–ти перстной кишки.
Фракционное зондирование - зондирование, при котором исследуют секреторную функцию желудка.
Рвота - Непроизвольное выбрасывание содержимого желудка через рот, вследствие спазматических сокращений мышц желудка, диафрагмы, брюшного пресса.
Икота - рефлекторные сокращения диафрагмы, вызывающие внезапные сильные вдохи с характерным звуком.
Изжога - ощущение жжения, преимущественно в нижнем отделе пищевода.
Тошнота - тягостное ощущение в подложечной области и глотке.
Метеоризм - скопление газов в пищеварительном тракте, с вздутием живота, с отрыжкой, схваткообразными болями.
Запор - длительная задержка стула или затруднение опорожнения, обусловленные расстройствами функции кишечника
Понос (диарея) - частые и жидкие испражнения, обусловленные расстройствами функции кишечника.
Боль - неприятное (порой нестерпимое) ощущение, возникающее при сильном раздражении чувствительных нервных окончаний, заложенных в органах и тканях.
Отрыжка - непроизвольное выбрасывание воздуха из желудка через рот.
Кровотечение - истечение крови из кровеносных сосудов из-за нарушения их целостности.
Стеноз пищевода - сужение просвета пищевода.
Перфорация желудка - прободение стенки желудка.
Асфиксия - нарушение проходимости дыхательных путей.
Задание на самоподготовку
№ | Вопрос | Рекомендуемая литература |
1. | Виды желудочных и дуоденальных зондов | Т.П. Обуховец «Общий уход за больными»; А.Г. Чиж «Манипуляции в сестринском деле» |
2. | Помощь пациенту при рвоте находящемуся в сознании и бессознательном состоянии | Т.П.Обуховец «Общий уход за больными»; А.Г. Чиж «Манипуляции в сестринском деле» |
3. | Промывание желудка толстым желудочным зондом | Т.П.Обуховец «Общий уход за больными»; А.Г. Чиж «Манипуляции в сестринском деле» |
4. | Помощь при желудочном кровотечении | С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Общий уход за больными» |
8. | Дезинфекция зондов | «Инфекционный контроль. Профилактика ВБИ». Приказ № 408, ОСТ 42-21-2-85 |
Задания по самоконтролю
Терминологический диктант
Задание: дополнить предложения терминами.
Непроизвольное выбрасывание содержимого желудка через рот из-за спазматических сокращений мышц желудка - это …
Рефлекторные сокращения диафрагмы, вызывающие внезапные сильные вдохи с характерным звуком - это...
Ощущение жжения, преимущественно в нижнем отделе пищевода- это ...
Неприятные ощущения в подложечной области и глотке- это ...
Скопление газов с вздутием живота, с отрыжкой - это ...
Длительная задержка стула из-за расстройства функции кишечника-это ...
Частые и жидкие испражнения, обусловленные расстройствами функции кишечника - это...
Неприятное ощущение, возникающее при сильном раздражении чувствительных нервных окончаний, заложенных в органах и тканях ...
Непроизвольное выбрасывание воздуха из желудка через рот - это...
Истечение крови из кровеносных сосудов из-за нарушения их целостности ...
Тестовый контроль на выбор правильного ответа
Задание: выбрать один правильный ответ.
Боли при заболеваниях желудка локализуются:
а) внизу живота
б) в эпигастральной области
в) в области правого подреберья
Зондовые манипуляции проводят:
а) после завтрака
б) натощак
в) в любое время
Для промывания желудка необходимо приготовить:
а) тонкий резиновый зонд
б) зонд с металлической оливой
в) толстый желудочный зонд
При промывании желудка зонд вводится на расстояние:
а) 100 см
б) 60 см
в) рост пациента минус 100 см
Для промывания желудка необходимо приготовить:
а) 10 -12 литров воды
б) 1 – 1,5 литра воды
в) 5 литров воды
При рвоте для профилактики асфиксии голову необходимо запрокинуть:
а) назад
б) на бок
в) вперёд, поддерживая за лоб
При появлении крови в промывных водах необходимо:
а) продолжить промывание
б) поставить пузырь со льдом на область эпигастрия
в) поставить грелку на область эпигастрия
Полученный желудочный сок направляют:
а) в биохимическую лабораторию
б) в клиническую лабораторию
в) в бактериологическую лабораторию
Резиновые зонды стерилизуют при режиме:
а) 180 в течение 60 минут
б) при 2,2 атм., Т 132 в течение 20 минут
в) при 1,1 атм., Т 120 в течение 45 минут
Резиновые зонды стерилизуют:
а) в сухожаровых шкафах
б) в автоклавах
в) в 3% растворе хлорамина
Ситуационные задания
Инструктаж: в предложенных задачах необходимо оценить ситуацию и определить тактику медицинской сестры.
1. При введении толстого желудочного зонда, пациент начинает кашлять, задыхаться. Что случилось? Какова тактика медицинской сестры?
Пациент находится на лечении в терапевтическом отделении. С целью суицида выпил большую дозу снотворных таблеток, находится без сознания. Ваши действия в данной ситуации.
Пациентка поступила в приёмное отделение с отравлением уксусной кислотой. Каким методом необходимо промыть желудок?
При промывании желудка через 10 минут в промывных водах появилась кровь. Какова тактика медицинской сестры?
Вечером, после 18 часов, накануне дуоденального зондирования, пациент поел чёрного хлеба, картофельного пюре, свежих огурцов. Можно ли проводить исследование?
К дежурной медицинской сестре обратился пациент с жалобами на боли в эпигастральной области, рвоту чёрной массой. Что с пациентом? Тактика медицинской сестры?
При проведении дуоденального зондирования не поступает порция «В», содержимое желчного пузыря. Что случилось? Тактика медицинской сестры?
Пациентка находится в хирургическом отделении для решения вопроса об операции по поводу опухоли желудка. У пациентки пищевое отравление. Можно ли делать промывание желудка зондовым методом?
Тесты
Задание: дополнить предложение.
1. Стерилизацию резиновых зондов проводят в ……при режиме …………
Для промывания желудка необходимо приготовить …………… воды.
При появлении ……в процессе проведения зондовой процедуры, манипуляцию необходимо ……
Резиновые зонды дезинфицируют в ………….% растворе ……………
Для стимуляции при дуоденальном зондировании используют тёплый 33% раствор ………………………………
Желудочный сок при ……………….зондировании извлекают через каждые ………….минут.
Порция «С» - это содержимое ……………………
Базальная секреция – это порции с …………….. по ………………..
Для промывания желудка используют ………………. желудочный зонд.
Предупредите пациента, что после введения гистамина у него может возникнуть ………………. кожи, головокружение, тошнота.
5.Задание
Задание : укажите № варианта с правильным ответом
ПРЕДСТЕРИЛИЗАЦИОННАЯ ОЧИСТКА

1 Вариант
2 Вариант




















Стерилизация зондов:
(продолжи фразу)
Давление……………………
Температура……………….
Время………………………
6.Ситуационные задачи
Задание: в предложенных задачах необходимо оценить ситуацию и выполнить задания.
Задача № 1.
При проведении фракционного зондирования во время введения зонда пациент начал кашлять, задыхаться, лицо его стало синюшным.
Задания:
О каком состоянии можно думать.
2. Выявите нарушенные потребности.
3. Выявите настоящие, приоритетные, потенциальные проблемы.
4. Тактика медицинской сестры.
Задача № 2.
При проведении фракционного зондирования пациенту был введен парентеральный раздражитель 0,1 гистамин. Вскоре пациент почувствовал головокружение, чувство жара, тошноту, затруднение дыхания, АД 90/50.
Задания:
О каком состоянии можно думать.
2. Выявите нарушенные потребности.
3. Выявите настоящие, приоритетные, потенциальные проблемы.
4. Тактика медицинской сестры.
Задача № 3.
Пациенту назначено дуоденальное зондирование. В беседе с медицинской сестрой выяснилось, что больной испытывает боязнь перед предстоящим исследованием.
Задания:
Тактика медицинской сестры.
Задача № 4.
При проведении дуоденального зондирования, в пробирку не поступает порция «А».
Задания:
1. О каком состоянии можно думать.
Тактика медицинской сестры.
Задача № 5.
При проведении дуоденального зондирования, после введения раздражителя в пробирку не поступает порция «В».
Задания:
1. О каком состоянии можно думать.
Тактика медицинской сестры.
Эталон ответов
Терминологического диктанта
1. Непроизвольное выбрасывание содержимого желудка через рот, вследствие спазматических сокращений мышц желудка, диафрагмы, брюшного пресса – рвота.
Рефлекторные сокращения диафрагмы, вызывающие внезапные сильные вдохи с характерным звуком – икота.
3. Ощущение жжения, преимущественно в нижнем отделе пищевода – изжога.
Тягостное ощущение в подложечной области и глотке – тошнота.
Скопление газов в пищеварительном тракте, с вздутием живота, с отрыжкой, схваткообразными болями – метеоризм.
Длительная задержка стула или затруднение опорожнения, обусловленные расстройствами функции кишечника – запор.
Частые и жидкие испражнения, обусловленные расстройствами функции кишечника – понос (диарея).
Неприятное (порой нестерпимое) ощущение, возникающее при сильном раздражении чувствительных нервных окончаний, заложенных в органах и тканях – боль.
Непроизвольное выбрасывание воздуха из желудка через рот – отрыжка.
Истечение крови из кровеносных сосудов из-за нарушения их целостности – кровотечение.
Эталон ответов
Тестового контроля на выбор правильного ответа
б
б
в
в
а
в
б
а
а
б
в
б
а
б
б
а
б
в
а
а
Помощь пациенту при рвоте |
|
Задание: расставьте в правильной последовательности цифры напротив алгоритма действий при рвоте |
| |
| |
4. | Усадите пациента и наденьте на него клеёнчатый фартук; на себя фартук и перчатки | 1. | Успокойте пациента Успокойте пациента | 3. | Наденьте на Наденьте на себя фартук и перчатки | 6. | Во время рвоты придерживайте пациента за лоб | 9. | Рвотные массы соберите на исследование | 8. | Помогите пациенту лечь | 5. | Подставьте к ногам пациента таз | 7. | После рвоты дайте пациенту прополоскать рот | 2. | Отгородите пациента ширмой, если процедура выполняется в палате | |
|
Задание: расставьте в правильной последовательности цифры напротив алгоритма действий при рвоте
Промывание желудка
4. | Усадите пациента |
2. | Объясните пациенту цель предстоящей манипуляции |
7. | Наденьте стерильные перчатки |
5. | Между ног пациента поставьте таз |
8. | Встаньте от пациента сбоку |
1. | Представьтесь пациенту |
13. | Медленно поднимите воронку вверх |
11. | К зонду присоедините воронку и опустите её до уровня колен пациента |
9. | Слепой конец зонда смажьте вазелином |
10. | Положите на корень языка пациента слепой конец зонда и медленно продвигайте зонд до нужной метки |
6. | Определите расстояние, на которое следует ввести зонд |
14. | Как только вода достигнет устья воронки, опустите её в исходное положение и вылейте содержимое в таз |
12. | Держа воронку на уровне колен пациента слегка наклонно, налейте воды |
15. | Повторите процедуру до чистых промывных вод |
16. | По окончании промывания отсоедините воронку, выведите зонд из желудка, уложите пациента в постель |
3. | Наденьте на себя и на пациента клеёнчатый фартук |
Эталон ответа на ситуационные задания
Это означает, что зонд попал не в пищевод, а в гортань или трахею. Следует немедленно извлечь зонд, успокоить пациента и ввести его снова.
Промывание желудка, если пациент без сознания, проводят в положении головы на боку, роторасширителем открывают рот, языкодержателем фиксируют язык. Введение зонда проводят под контролем до нужной метки, после чего начинают промывание.
Промывание в данном случае проводят только зондовым методом.
Прекратить промывание. Вызвать врача.
Проводить дуоденальное зондирование в этом случае нельзя, так как эти продукты вызывают вздутие живота. Результат исследования может быть недостоверным. Сообщить врачу, отложить зондирование на 1 – 2 дня.
Зонд может завернуться. Потянуть медленно зонд, а лучше это делать в рентгеновском кабинете.
Уложить пациента в положение Фаулера, немедленно вызвать врача, приготовить лекарственные препараты (димедрол, пипольфен, кордиамин и т.д.)
Успокоить пациента, уложить в постель, пригласить врача.
Не открылся сфинктер Одди. Приготовить 0,1% раствор атропина, пригласить врача, по назначению врача ввести 1 мл атропина подкожно. Если через 15 – 20 минут не пойдёт порция «В», зондирование прекратить.
Промывание желудка при опухолях желудка противопоказано. Вызвать врача, выполнить назначения врача.
Тесты
1. Цель дуоденального зондирования – получение желчи для исследования.
Для проведения дуоденального зондирования необходимо приготовить тонкий желудочный зонд с металлической оливой на конце.
Стерилизацию резиновых зондов проводят в автоклаве при режиме 1,1 атм, 1200С, 45 мин.
Желудочный сок для исследования получают с помощью фракционного зондирования.
5. Порция «А» при дуоденальном зондировании – это содержимое 12 – ти перстной кишки
Цель фракционного желудочного зондирования – получение желудочного сока.
Получение желчи проводят с помощью дуоденального зондирования.
Для проведения дуоденального зондирования пациента укладывают на правый бок, подложив под правое подреберье грелку.
9. При исследовании желудочного сока беззондовым методом, используют пробу с ацидотестом.
10. При дуоденальном зондировании порция «В» является содержимым желчного пузыря.
Для стимуляции желудка при фракционном зондировании используют 0,1% раствор гистамина.
Для промывания желудка необходимо приготовить 10 – 12 литров воды.
При появлении крови в процессе проведения любой зондовой процедуры, манипуляцию необходимо прекратить.
Резиновые зонды дезинфицируют в 3% растворе хлорамина.
Для стимуляции при дуоденальном зондировании используют тёплый 33% раствор магния сульфата.
Желудочный сок при фракционном зондировании извлекают через каждые 15 минут.
Порция «С» - это содержимое печёночных протоков.
Базальная секреция – это порции с 2 по 5
Для промывания желудка используют толстый желудочный зонд.
Предупредите пациента, что после введения гистамина у него может возникнуть гиперемия кожи, головокружение, тошнота.
Задание
Верно: 2 Вариант

10. Ситуационные задачи
Задача № 1.
Зонд попал в гортань или трахею.
Быть здоровым, нормальном дыхании, нормальном сне, заниматься любимым делом
Настоящие проблемы: кашель, нехватка воздуха, синюшность лица; Приоритетные проблемы: кашель, нехватка воздуха;
Потенциальные проблемы: асфиксия.
Следует немедленно извлечь зонд.
Задача № 2.
Аллергическая реакция на введенный парентеральный раздражитель.
Быть здоровым, нормальном дыхании, поддержании личной безопасности, заниматься любимым делом.
Настоящие проблемы: почувствовал головокружение, чувство жара, тошноту, затруднение дыхания, АД 90/50.
Приоритетные проблемы: затруднение дыхания.
Потенциальные проблемы: асфиксия.
Следует немедленно прекратить введение препарата, вызвать врача.
Задача № 3.
Для устранения «боязни исследования» медицинской сестре следует объяснить пациенту цель исследования, его пользу, разговаривать вежливо, спокойно, доброжелательно от начала до конца процедуры.
Задача № 4.
Скорее всего зонд завернулся или не введен до нужной отметки.
Немного потянуть зонд назад, или чтобы удостовериться в этом необходимо, сделать снимок в рентгенологическом кабинете.
Задача № 5.
Не открылся сфинктер Одди.
Необходимо ввести пациенту 1,0 подкожно 0,1 % раствора атропина для снятия спазма сфинктера. Если это не поможет – зондирование прекратить.
Критерии оценок по различным видам работ
Фронтальный опрос:
грамотный полный ответ на вопрос - 5 баллов
неполный ответ на вопрос с незначительными поправками - 4 балла
неполный ответ на вопрос с незначительными поправками
преподавателя или студентов - 3 балла
Терминологический диктант (10 вопросов)
Определено не менее 12 терминов и понятий - 4 балла
Определено не менее 9 терминов и понятий - 3 балла
Определено 8 и менее понятий - 2 балла
Тестовый контроль на выбор правильного ответа (10 вопросов):
До 10% - 2 ошибки – оценка «5»
До 20% - 4 ошибки – оценка «4»
До 30% - 6 ошибок – оценка «3»
Больше 30% - более 6 ошибок – оценка «2»
Решение кроссворда:
Определено не менее 9 понятий - 5 баллов
Определено не менее 8 понятий - 4 балла
Определено не менее 7 понятий - 3 балла
Определено 6 и менее понятий - 2 балла
Алгоритм выполнения манипуляций:
Правильное решение в соответствии с эталоном - 5 баллов
Алгоритм действий определён с неточностями - 4 балла
Алгоритм действий определён с явными ошибками - 3 балла
Алгоритм действий составлен не верно - 2 балла
Нет попыток решения задачи - 0 баллов
Решение ситуационных заданий:
Правильное решение в соответствии с эталоном - 5 баллов
Ситуационное задание решено с неточностями - 4 балла
Ситуационное задание решено с явными ошибками - 3 балла
Задание решено не верно - 2 балла
Нет попыток решения задания - 0 баллов
Тесты (10 вопросов):
Определено не менее 18 терминов и понятий - 5 баллов
Определено не менее 16 терминов и понятий - 4 балла
Определено не менее 14 терминов и понятий - 3 балла
Определено 12 и менее понятий - 2 балла
Сравнительная характеристика дуоденального и фракционного зондирования:
Задание:
Задание:
полный ответ на вопрос - 5 баллов
неполный ответ на вопрос с незначительными поправками - 4 балла
неполный ответ на вопрос с незначительными поправками
преподавателя или студентов - 3 балла
Решение ситуационных задач:
Правильное решение в соответствии с эталоном - 5 баллов
Ситуационная задача решена с неточностями - 4 балла
Ситуационная задача решена с явными ошибками - 3 балла
Задача решена не верно - 2 балла
Нет попыток решения задачи - 0 баллов
Отработка практических навыков:
со стандартами - 5 баллов
Манипуляция выполнена с незначительными ошибками - 4 балла
Манипуляция выполнена с явными ошибками - 3 балла
Манипуляция не выполнена, но были попытки это сделать - 2 балла
Нет попыток выполнения манипуляции - 0 баллов
Список рекомендуемой литературы
Т. П. Обуховец «Основы сестринского дела» 2009г.
2. В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А. Лапотников «Основы сестринского дела» Москва «Медицина» 2010г.
3. Ю.Д. Елисеев. Справочник медсестры. Москва. 2008 г.
4. С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Общий уход за больными» М, Медицина, 1989г.
5. С.А. Мухина, Н.И. Тарновская Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». Учебник 1998г.
6. С.А. Мухина, Н.И. Тарновская «Атлас манипуляционной техники»
7. С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Теоретические основы сесринского дела» Москва 2001г.
8. Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела. Практикум» Ростов – на – Дону Феникс 2008г.
9. Н.В.Широкова «Сборник тестовых заданий по основам сестринского дела» Москва ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2006г.
10. Интернет-ресурсы.
30