СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный курс по истории "Решение исторических задач"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа учебного курса по истории для  7 класс "Решение историченских задач"

Просмотр содержимого документа
«Учебный курс по истории "Решение исторических задач"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГУБАРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕМИЛУКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла
Протокол 1_от

«30» августа 2016г.


Принята педагогическим советом



Протокол № 1 от

«30» августа 2016г.


«Утверждаю»


Директор школы __________

Ю.А. Бирюков

Приказ № 198 от

«31» августа 2016г.






Рабочая программа

учебного курса для 7 класса

Обществознание: теория и практика

(общеобразовательное обучение)


на 2016-2017 учебный год







Составитель

учитель истории и обществознания

Кудинова Лариса Александровна,

ВКК














с. Губарево

2016 – 2017 учебный год



Пояснительная записка Количество часов в неделю – 1 час Количество часов в год – 34 часа

Программа факультативного курса образовательной области «история» «Решение исторических задач» для учащихся 7-х классов составлена на основе:

Нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», редакция от 31.12.2014г., с изменениями от 06.04. 2015г.

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07.07.2005 примерная программа по обществознанию основного общего образования;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

  • Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, в новой редакции утвержденный приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012г. № 760.

  • Учебный план МКОУ Губаревской СОШ на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом директора от 29.08.2013г. № 195.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год. Утвержден, приказом Министерства и науки РФ № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, среднего образования».

  • Письмо Министерства образования и науки РФ № 08-548 от 29.04.2014г. «О Федеральном перечне учебников».



Данный учебный курс нацелен на создание у школьников целостного представления о крупных эпохах Отечественной истории. Особое внимание уделяется формированию аналитических и информационно-коммуникационных умений. Направлен на проверку умений: систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации различных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач, аргументировать различные версии и оценки с привлечением исторических знаний, представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.

В программе предлагается учащимся решение трех видов исторических задач:

событийно-проблемные, биографические и хрестоматийно-литературные.

Событийно-проблемные задачи. В их основе лежит учебное или реальное

противоречие, разрешение которого требует активной мыслительной деятельности. Информацию здесь предполагается в ходе ее обдумывания и аргументирования на основе имеющихся знаний обогатить новыми, ранее неведомыми учащимися историческими данными.

Проблемные задачи не содержат вопросов типа «сколько?», «где?», «когда?».

Они требуют от учащихся глубокого объяснения вопросов «почему?», «как же так?», «но ведь должно быть по-другому?», «не могли же они не понимать этого?», «получается, что знали, а делали наоборот» и т.д.

Биографические задачи. Они требуют от учащихся выяснения «кто есть

кто?». Учащемуся дается объем информации о конкретной личности, не называя ее: когда родился, как учился, чем занимался, что делал, чем прославился и т.п. Учащиеся, проанализировав эту информацию, приходит к определенному решению – кто эта личность. Часть задач этого вида направлена на углубленное изучение достаточно известных, хотя, как правило, лишь по фамилиям, личностей. Другая часть задач, представленных в программе, предполагает ознакомление с недостаточно известными, но сыгравшими значительную роль в истории России соотечественниками.

Хрестоматийно-литературные задачи. Они носят смешанный характер.

В одном случае надо по отрывку их хрестоматии определить событие,

в нем отраженное, в другом по стихам исторического содержания узнать

автора и время, в котором он жил, в третьем по фрагменту из художест-

венной книги выяснить, о ком или о чем идет речь, в четвертом по меню обеда россиянина попытаться узнать, в каком веке можно было так

обедать и т.д.

Цель курса: Создание педагогических условий, которые дадут возможность каждому учащемуся самостоятельно исследовать исторический материал, развивать и совершенствовать свои аналитические способности.

Задачи курса:

1. Организация самостоятельной интеллектуальной деятельности;

2. Содействие учащимся в непрерывном самообразовании и самосовершенствование;

3. Усвоение исторических знаний посредством продуктивного и репродуктивного познания, исследования.


Методы, формы и приемы работы следующие:

  1. Задачи ставятся в ходе изучения исторического материала на занятии.

Решаются они либо тут же, через диалог, либо учащимся предлагается подумать над ними во время самостоятельной работы;

  1. Задачи выносятся непосредственно на самостоятельную, индивидуальную

работу. Но разрешаются они, как правило, в ходе занятия.

  1. Задачи определяются как домашнее задание, для самостоятельного решения.

  2. Перед занятием дается домашнее задание найти и изучить определенный

исторический материал.

  1. Во время занятий курса, на основе самостоятельно полученных знаний, с помощью справочников, энциклопедий, информационно-коммуникационных технологий, учащиеся решают задачи путем анализа изученных материалов, исследования исторических фактов.

6.Широко будут использованы формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, творческих способностей:

- самостоятельная работа;

- творческое задание;

- упражнения по усвоению техники, на развитие творческого воображения;

- проблемные ситуации;

- занятие-эксперимент;

- занятие с использованием компьютерных технологий;

- занятие-исследование;

- творческое проектирование;

- коллективное творчество.

Система оценивания и формы контроля:

Контроль знаний умений навыков производиться в зачетной системе оценивания в конце курса. Проверка знаний предполагает выявление знаний умений навыков учащихся в двух направлениях: исследовательская работа и коллективный творческий проект. Для определения уровня учебно-творческой деятельности учащихся, используются следующие критерии, объединяющие все компоненты художественно-образных качеств учебных и творческих работ:

активность,

коллективность,

духовно-нравственная ценность творческого исследования или проекта;

эстетическая подача материала.

Педагог индивидуально отслеживает своих воспитанников, подбирая те задания и приемы, которые позволят достичь учащемуся максимального уровня мастерства по вышеперечисленным критериям:

Активность.

Воспитанник выполняет взятые на себя обязанности качественно и в срок, берет на себя дополнительные обязанности и добросовестно исполняет их.

Коллективность.

Воспитанник умеет согласовывать интересы коллектива и свои собственные без ущерба для общего дела, понимает свою ответственность перед зрителями, органичен в работе с партнером, инициативен, способен убедить коллектив в выборе правильного решения, органичен в работе с любым партнером, самостоятельно предложит помощь партнеру.

Духовно-нравственная ценность творческого исследования или проекта.

Учащиеся разрабатывают тему исследования или проекта, которая расширяет их кругозор, углубляет знания, является примером патриотизма и гуманизма.

Эстетическая подача материала.

Подготовленный для публичного представления материал должен соответствовать эстетическим нормам и представлять собой законченный продукт в котором и форма и содержание и презентация являются единым целым художественно-творческого образа.


Учебно-тематический план


п/п

Наименование темы

Всего

часов

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

-

2

Раздел 1. Событийно-проблемные задачи.

8

4

4

3

Раздел 2. Биографические задачи.

8

4

4

4

Раздел 3. Хрестоматийно-литературные задачи.

8

4

4

5

Раздел 4. Познавательные задачи

8

3

5


6

Итоговое обобщение за курс «Решение исторических задач»

2

-

2


Итого

35 часов






Содержание тем учебного курса

Славяне и их соседи накануне возникновения государства Русь.

Возникновение государства у восточных славян и первые русские князья.

Государство Русь и русское общество.

Русь в конце 11-начале 12 века.

Начало периода раздробленности на Руси и русские земли.

Русская культура и быт 10- начала13 веков.

Монголо-татарское нашествие на Русь.

Борьба на северо-западе Руси.

Монголо-татарское иго на Руси.

Начало возрождения русских земель.

Начало объединения русских земель вокруг Москвы и борьба против ордынского ига. Образование Русского единого государства.

Создание централизованной системы управления. Русская православная церковь в 14-16 веках.

Культура и быт 14-16 веков.

Правление Ивана Грозного.


Предполагаемые результаты изучения курса:

- освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;

- овладение элементами исследовательского метода;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.

- свободно фантазировать, развивать заданные и собственные образные системы, переходить от образа к образу, комбинировать их;

- уметь выполнять индивидуальные, парные и групповые творческие импровизации и проекты;

- уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии и презентации проекта;

- уметь выполнять учебные и творческие задания, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:

  1. Компьютер – 1 шт.

  2. Интерактивная доска – 1 шт.

  3. Мультимедийные пособия по истории Россия и мир.


Учебно - методическое обеспечение



  1. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс»,1997.

  2. Степанищев А.Т. задачи по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидактические материалы. – 2-е изд., - М.: Дрофа,2001.

  3. Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей обучения: учеб. - метод. пособие/под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус,2006.

  4. История России с древнейших времен до конца XVIII века. 6-7 кл.: Дидактические материалы / В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдуллаев и др. – М.: Дрофа, 2000.

  5. История. Исторический период. Сочинение. Комплексный тренажер. О.Г. Веряскина, Е.Г. Губанова, С.И. Мумикова, ТМ Легион, Ростов-на-Дону, 2016.







Календарно – тематическое планирование


п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

По плану

Фактически

1.

Введение

1

3.09



Раздел 1. Событийно-проблемные задачи.

8



2.

Исторические события периода 9-11вв.

2

10.09,17.09


3.

Исторические события периода 11-12 вв.

2

24.09., 1.10


4.

Исторические события 13-первая половина 15в.

2

8.10,15.10


5.

Исторические события вторая половина 15- конец 16 в.

2

22.10,29.10



Раздел 2. Биографические задачи.

8



6

Исторические события периода 9-11вв.

2

12.11,19.11


7

Исторические события периода 11-12 вв.

2

26.11,3.12


8

Исторические события 13-первая половина 15в.

2

10.12,17.12


9

Исторические события вторая половина 15- конец 16 в.

2

24.12,14.01



Раздел 3. Хрестоматийно-литературные задачи.

8



10

Исторические события периода 9-11вв.

2

21.01,28.01


17

Исторические события периода 11-12 вв.

2

4.02,11.02


12

Исторические события 13-первая половина 15в.

2

18.02,4.03


13

Исторические события вторая половина 15- конец 16 в.


2

11.03,18.03



Раздел 4. Познавательные задачи

8



14

Эпоха на линии времени

2

25.03,8.04


15

Карты эпохи

1

15.04


16

Эпоха в схемах и таблицах

2

22.04,29.04


17

Историческое сочинение

3

6.05,13.05,20.05



18

Итоговое обобщение за курс «Решение исторических задач»

2

27.05



Итого

35 часов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!